Реферат по предмету "Экономика"


Сущность бизнес-планирования

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ. ТИПЫБИЗНЕС-ПЛАНОВ
 

Бизнес-планирование — важнейший фактор успеха в бизнесе. Основнымиобъектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служатвысокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно,современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями ипотребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своихдоходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании ифинансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческимпредложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономическийрезультат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобыспособствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметьсоответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства ипродажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Врыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар,продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную илифинансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикамнового проекта.
Бизнес-планы являются для наших производителей новым видомвнутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшеераспространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываютсяна различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированиемили созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рыноктребуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпускапродукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышениемкачества товаров и производительности труда. В них обосновывается определеннаясоциально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательныйрезультат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требованийпокупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.
Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящийпериод ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получитьнаиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемыеили открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексныйбизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всемразделам и показателям проектирования, строительства и освоения новогопроизводства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычносоздаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических илиоперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитиемпроизводственных или функциональных подразделений, реструктуризацией илирасширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятиябизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондови развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем местов переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширениесбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексныхбизнес-планов, в других — локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны наоткрытие любого нового проекта или своего дела всем производителям ипредпринимателям.
Бизнес-план представляет собой, документ, который описываетаспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими ономожет столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план вконечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночныхотношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждыйпредприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет лиэто дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы наэти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях даетправильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует,что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы какдолгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашимпредпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-планаслужит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной,хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такогоплана требует не только всесторонней экономической оценки будущегобизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участиясамих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместноеучастие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особеннонеобходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составлениятактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтомувозникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных вроссийской промышленности систем и методов планированиясоциально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.
В период становления рыночных отношений среди некоторых нашихэкономистов стала распространяться и теория о том, что на сменувнутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однакомноголетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимостьсовместного существования этих систем планирования на отечественныхпредприятиях. Механизм делового рыночного планирования, включает теорию,методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общиезакономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений.Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которыхположены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловоепланирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализациипредпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели доее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включаеттакие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболеереальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов,разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнениязапланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнениефактической эффективности использования бизнес-проекта.
Таким образом, практика планирования подтверждает тесноевзаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся нароссийских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами плановсуществуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своегособственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так иво всей системе рыночного хозяйствования.
Сегодня можно сказать, что неустойчивость нашей экономикичасто приводит к невозможности осуществлять нормальное планирование. Ксожалению, это заблуждение часто используется руководителями для оправданияотсутствия четкой системы планирования. Да, внешняя среда очень подвижна,множество факторов (инфляция, спад производства, налоги и т.д.) делают ситуациюнеопределенной. Это, действительно, значительно усложняет систему планирования,но никак не отрицает ее необходимость.
Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведьчасто бывает, что технологически бизнес просчитан безупречно. Однакоэкономические аспекты являются причинами сбоев в технологии бизнеса. Необходимозаранее продумать и спланировать все экономические аспекты деятельностихозяйствующего субъекта. Важно спланировать закупки сырья, материалов, топлива,комплектующих изделий и полуфабрикатов. От этого зависят эффективностьпроизводства, размер налога на добавленную стоимость (НДС), оборачиваемостьоборотных средств. Очень часто непродуманная политика закупок приводит кпереплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств.
Часто неправильно спланированные реальные затраты напроизводство и реализацию продукции приводят к появлению явленийнеплатежеспособности хозяйствующих субъектов.
Современные средства позволяют преодолеть трудности иповысить эффективность планирования.
В мировой практике различают различные подходы вбизнес-планировании, выделяют несколько бизнес-планов.
Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов.Каждый тип бизнес-плана имеет свои особенности. В России выделяют 4 типабизнес-планов:
1. Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования;
2. Бизнес-план для получения кредитов, с целью пополненияоборотных средств;
3. Инвестиционный бизнес-план;
4. Бизнес-план финансового оздоровления (санации). Внутреннийбизнес-план не имеет особых внешних требований. Напротив, внутреннийбизнес-план должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета ипланирования.
Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. Всостав плановых показателей должны включаться только показатели, которыми можнои нужно управлять. Громоздкость системы планирования снижает ее эффективность.
Системность планирования предусматривает охват всего циклазаготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции.
Структуру внутреннего бизнес-плана необходимо адаптировать ксистеме контроллинга.
Следует также отметить, что при расчете бизнес-плана необходимоиспользовать бухгалтерские полные издержки. Структура, объем внутреннегобизнес-плана регламентируется внутренними требованиями руководства и службыконтроллинга.
Для подготовки внутреннего бизнес-плана следует использоватьсовременные программные средства:
— «план»,
— «аналитик»,
— «project expert» и др.
По данному типу бизнес-планов существуют определенныемеждународные стандарты. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страництекста. Это объективное требование принято во многих странах мира.
Бизнес-план нужен для получения кредитов с целью пополненияоборотных средств.
Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре исодержанию бизнес-плана, существует целый ряд общих рекомендаций.
Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализацииопределяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемойпродукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабыпроизводства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятияи т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта,как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночныепоказатели:
— общие исходные данные и условия выполнения проекта;
1.        рынок сбытапродукции и производственная мощность;
2.        материальныефакторы производства и требуемые ресурсы;
3.        местонахождениепредприятия и транспортные связи;
4.        проектно-конструкторскаядокументация;
5.        организацияпредприятия и накладные расходы;
6.        потребностьтрудовых ресурсов и источники покрытия;
7.        планированиесроков осуществления проекта;
8.        финансово-экономическаяоценка бизнес-проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют не толькосодержание, но и последовательность выполнения необходимыхпланово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработкибизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная,финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотримпримерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающихболее подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ee основеплановые показатели.
— Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; сутьпредлагаемого проекта; стоимость проекта.
1.        Вводная часть: основные положения предлагаемогопроекта.
2.        Анализ положениядел в отрасли: текущаяситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемыепотребители.
3.        Существопредлагаемого проекта:выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения иоборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведенияо самом предпринимателе и его партнерах.
4.        Производстенныйплан: содержаниетехнологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики ипартнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объемвыпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
5.        План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию;возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевыепоказатели.
6.        Организационныйплан: формасобственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров;состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределениеобязанностей и функций.
7.        Финансовый план: план доходов и расходов; денежныепоступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основныеисточники денежных средств; порядок использования доходов.
8.        Оценка риска: слабые стороны предприятия;вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежностьпартнеров и поставщиков.
9.        Приложения: перечень основных документов.
Подготавливая бизнес-план, необходимо максимально сократитьиспользование информации, составляющей коммерческую тайну субъектахозяйствования, проекта. Практика показывает, что отсутствие осторожностииногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов,коммерческих сделок. В то же время следует заметить, что информация должна бытьпредставлена сбалансированной. По мере «продвижения» бизнес-плана к реальномукредитору необходимо расширить диапазон представления иной информации, при этомвсе же соблюдая принцип коммерческой тайны.
Стратегически важно в бизнес-плане учесть интересы конкретныхинвесторов. Однако необходимо иметь в виду, что главные интересы кредитора — обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов за пользованиекредитом. Необходимо помнить, что любой кредитор руководствуется, прежде всего,не гуманными соображениями, а принципами коммерческой выгоды. Очень часто субъектыхозяйствования, чтобы убедить кредитора в бизнес-плане, показываютсверхрентабельность проекта. Такой подход может привести к изменению условийпредоставления кредита не в пользу субъекта хозяйствования, поэтому не стоитпоказывать сверхрентабельность (очень высокую прибыль). Лучше сосредоточитьсяна обеспечении выполнения условий кредитного договора.
Необходимо помнить, что субъект хозяйствования обеспечиваетвозврат кредита за счет получения выручки (не из прибыли). Особое вниманиенеобходимо уделить порядку уплаты процентов по кредиту.
Во-первых, проценты уплачиваются в соответствии с условиемкредитного договора (ежемесячно, ежеквартально и др.). Оплата должнапроизводиться в определенный день месяца. В случае задержки платежа кредитор всоответствии с условиями договора имеет право изменить условия кредитования(чаще всего процентная ставка удваивается).
В отличие от возвратности самого кредита, проценты запользование кредитом могут быть выплачены частично за счет выручки и частичноза счет прибыли. В соответствии с российским законодательством проценты покредиту включают в издержки при условии, что их величина не превышает ставкирефинансирования ЦБ более чем в 3 пункта. Оставшаяся часть процентоввыплачивается за счет чистой прибыли, т.е. после уплаты налога на прибыль.
Бизнес-план также имеет свои стандарты. Главным критериемявляется его объем. По международным стандартам он не должен превышать 75страниц. Ряд международных организаций (Unido, ОБСЕ и др.) используют определенную структуру.Безусловно, она носит лишь рекомендательный характер. Главное, чтобы содержаниебизнес-плана полностью раскрывало все важнейшие аспекты, характеризующиевысокую эффективность, надежность проекта.
В настоящее время в России инвестиционная деятельностьнедостаточно активна. Но уже сегодня инвесторы принципиально отвергаютрассмотрение громоздких, превышающих нормативы бизнес-планов.
Важно помнить об экономическом механизме возврата кредита.Инвестиционный кредит предусматривает совершенствование и изменение технологии,либо ввод новых основных фондов. Все это связано с такой экономическойкатегорией, как капитальные вложения. Сегодня проблемы учета капитальныхвложений отошли на второй план, но это временное явление, связанное со спадом восвоении капитальных вложений на производстве. В связи с тем, чтоинвестиционный кредит используется для освоения капитальных вложений, возвраткредита осуществляется за счет полученной чистой прибыли.
Инвестиционный бизнес-план должен предусматривать:строительство (освоение капитальных вложений), производство, реализациюпродукции. Объем реализованной продукции должен дать такую массу чистойприбыли, которая обеспечивает возврат кредита.
Бизнес-план финансового оздоровления (санации). Данный типбизнес-плана имеет особый статус. Во-первых, данный бизнес-план заполняетсяпредприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. Данный планпредполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию. План долженпройти достаточно сложный период согласования и утверждения. Порядок согласования,структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федеральнымуправлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
В российском малом и большом предпринимательстве в последниегоды значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетомспецифики новых рыночных отношений. Основные показатели бизнес-планов,разрабатываемых на предприятиях:
— наименование инвестиционного проекта и его краткоеописание;
— цель проекта и сроки его реализации;
— срок окупаемости инвестиций;
— ожидаемые результаты от реализации проекта (приростпроизводства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественныххарактеристик);
— предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в томчисле привлечение средств из областного бюджета);
— предельно минимальный срок кредита;
— форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость,оборудование, страховка);
— план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
— основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
— результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупкатехнологии, оборудования);
— структура себестоимости по основным статьям расходов.
Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границыего применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с темследует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляетне только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательностьразработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место вроссийском предпринимательстве.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.