Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"

«Посколькуназначение комедии состоит в том,
чтобыразвлекать людей, исправляя их,
 я рассудил,что по роду своих занятий
я не могуделать ничего более достойного,
чем бичеватьпороки моего века...»
Ж.-Б. Поклен
Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») являетсяодним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к«высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется переддворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителеймузыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отецбыл купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать рольгалантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье:свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого оналюбит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его невежестве инеуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа,которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивныерассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот ужесорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньихперьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смыслего жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов,грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое началопроявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умнойслужанкой.
Веселая, смешливая Николь также критически, как иДорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тожестремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную рольиграют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта,жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. УКовьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талантпревращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальнуюжизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображатьзнатноелицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чегоразвязка комедии получила благопо­лучный финал, а само действие комедии-балетапереходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и КовьеляМольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестверазвязки намечаются две свадьбы.  
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в нейсохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места(дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (всяпьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущаячерта в сатирическом преувеличении.
В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дельарте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционнуюкуртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах — бытовом итеатральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – самгосподин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект изнесовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. УЖурдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя,никак не совпадают.
Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистическойкомедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введенапобочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется,главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных всюжет, что сам Мольер назвал свою пьесукомедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая частьразвивающегося комедийного действия.
Балетные выходы не только не ослабляютреалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действиепьесы. «Мещанин водворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченногожанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, имногие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках,либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делаетего одним из самых популярных на мировой сцене.
Все герои данной мольеровской пьесы, всилу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например,сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служатрепризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевомстиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, тоустремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются.Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.
Господин Журден предстает перед намиребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое,приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, чтотеперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянствупредстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность про­стакаво все блестящее и броское. При­верженность Журдена к «наукам» тешит егосамолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть средизнатных особ.
У этого простодушного человекадействительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и главасемейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии итак сво­бодно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши.Герой легко перешагнул грань, отделяющую реаль­ное действие от условногомаскарада, и тем самым жанровое един­ство спектакля достигалось в полной мере.
Герои пьесы наделены столь характернымичертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательнымичертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.
Так, сатирически описаны учителя, напервый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан,наделенный воинской отвагой, достаточной для сокру­шения целой армии врагов;учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку насвоих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэльи Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить снерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда илицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многомза счет принижения чужой.
Жестко сатирически описаны черты Доранта иДоримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного,Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество,изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкойлестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольеросуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерюздравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будетформироваться в знаменитое французское «третье сословие».
Остроумны реплики, которыми обмениваются участникиспектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих репликвошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.Мольеровское изображение буржуа получило свое дальней­шее развитие в тойглубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить уреалистов XIX века, особенно у Бальзака.
Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюсянакатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой ипсихологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными насходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Остров­ский. Припопытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа.Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящейимпровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом,только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может бытьполностью раскрыта мольеровская сатира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизация учёта и реализации продукции на предприятии
Реферат Языки программирования. Обзор, возможности, достоинства, недостатки
Реферат Nintendo Essay Research Paper Nintendo SEGA
Реферат Применение различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины
Реферат Музей М. Ю. Лермонтова
Реферат Права та обов’язки власника права інтелектуальної власності на торгівельну марку і географічні позначення
Реферат Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей
Реферат Бизнес-план в системе маркетинга
Реферат Германия в мировом хозяйстве
Реферат Сталинградская битва _6
Реферат Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу
Реферат Порядок возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры
Реферат Аппаратура П-318М-6
Реферат 1. 1 Ідентифікаційний код за єдрпоу
Реферат Крысолов 2