Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня жизнинаселения
1.1 Понятие и система показателей статистики уровня жизнинаселения
1.2 Показатели доходов домашниххозяйств в СНС и России Показатели доходов домашних хозяйств в СНС
1.3 Показатели расходов населения и потребления товаров иуслуг в СНС и России
1.4 Показатели накопленного имущества и обеспеченностинаселения жильем
1.5 Показатели дифференциации доходов населения
1.6 Показатели уровня и границ бедности
1.7 Обобщающие показатели уровня жизни и нищеты населения
Глава 2. Анализ основных показателейуровня жизни населения Астраханской области
2.1 Основные показатели уровня жизни населения Астраханскойобласти в 2005 г
2.2 Основные показатели уровня жизни населения Астраханскойобласти в 2006 год
2.3 Основные показатели уровняжизни населения Астраханской области в 2007 году
Глава 3. Прогноз социально-экономического развития России
Заключение
Список литературы
/>Введение
На современном этапе развития экономики России проблемыуровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся оченьважными и приобретают актуальность. От их решения во многом зависитнаправленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете,политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решениеэтих проблем требует определенной политики, выработанной государством,центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое исоциальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначемогут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самыхразнообразных слоев населения.
Об уровне жизни населения и его материальном благосостоянииможно судить по следующим показателям:
по величине среднедушевого денежного дохода;
по размеру средней заработной платы;
по величине минимального прожиточного уровня;
по уровню безработицы и т.д.
Необходимо отметить, что между уровнем доходов общества иразвитием его человеческого потенциала существует взаимосвязь, хотя она и неявляется автоматической. Для обследованных Программой развития ООН 77 из 174стран рейтинг по уровню среднедушевого ВВП с учетом ППС был выше, чем по уровнюИРЧП, среди них были такие богатые государства, как Бруней, Кувейт, СаудовскаяАравия и др. Следовательно, можно сказать, что эти страны недостаточно полноиспользуют результаты своего экономического развития на благо развития своейнации. Для большинства же исследуемых государств (92 из 174) рейтинг по ИРЧПбыл выше рейтинга по ВВП. На основании этих данных, можно сделать вывод о том,что «увеличение затрат на развитие человека становится приоритетнымнаправлением развития мировой экономики. При этом особое значение имеет нестолько величина дохода, которой располагает общество, сколько характерраспределения результатов экономического роста в интересах развития нации».
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность изначимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое ивсестороннее изучение статистических методов и приемов изучения уровня жизнинаселения.
Целью данной курсовой работы является освещение вопросовметодологии и практики статистического изучения показателей уровня жизнинаселения.
Постановка цели исследования обусловила необходимостьрешения следующих взаимосвязанных задач:
исследование теоретических основ, раскрывающих понятие исистему показателей уровня жизни населения;
выявление основных показателей уровня жизни населения;
выявление и анализ тенденций основных показателей уровняжизни населения Астраханской области в 2005-2007 гг.;
определение направлений формирования положительной динамикив области уровня жизни и доходов населения.
Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работасостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной при написанииработы литературы.
Такое построение работы наиболее полно отражаеторганизационную концепцию и логику излагаемого материала.
Данная работа характеризуется достаточно глубоким изучениемтеоретических аспектов, научно обоснованным анализом с учетом изученногоматериала.
/>Глава 1. Теоретическиеосновы изучения уровня жизни населения 1.1 Понятие и система показателей статистики уровняжизни населения
По мере развития макроэкономики последовательно возрастаетматериальный и культурный уровень жизни членов общества. Важно выяснитьсодержание этой категории.
В экономической литературе не существует однозначногоопределения категории «уровень жизни населения», в связи, с чемдискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых дляадекватной ее статистической характеристики.
Различают понятие уровня жизни в широком и узком смыслеслова. В широком смысле слова уровень жизни — это взаимосвязанный комплексэкономических, социальных, культурных, природных, экономических и другихусловий жизни людей. Он характеризуется всей системой социально-экономическойстатистики. В качестве наиболее общего показателя, синтезирующего все условия водном результате, часто применяется продолжительность жизни населения. Ростсредней продолжительности жизни в России в два раза по сравнению сдореволюционным периодом в начале века несомненно характеризуется повышением ееуровня. Тогда как сокращение продолжительности жизни за последние годы на 5лет, особенно по мужскому населению, отставание по этому показателю от развитыхстран на 10-15 лет свидетельствует о низком уровне жизни в России и егодальнейшем падении. Об уровне жизни можно судить также по показателямжизненности населения и стабильности условий жизни — наличию резких спадов иподъемов, социальных потрясений и т.п. [1]
В узком смысле слова уровень жизни — это степень удовлетворенияличных потребностей людей в условиях существования. Он характеризуется обширнойсистемой показателей, охватывающих ряд разделов: обобщающие показатели; доходынаселения; расходы и потребление; сбережения, накопленное имущество и жилье; социальнаядифференциация населения; положение малообеспеченных слоев населения.
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степеньюразвития самих потребностей людей, а с другой стороны, — количеством икачеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямосвязан с воспроизводством главной производительной силы общества — рабочей силыработников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельныхгрупп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различныхсоциальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей[2].
При количественном определении жизненного уровня обычнопользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которыехарактеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и,соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Средиличных потребностей людей различают:
1) материальные потребности. К ним относятся потребности впредметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,
2) духовные потребности. К ним относятся потребности,удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детскоговоспитания?
3) социальные потребности. К ним относятся потребности вобеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин иженщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественныхинтересов.
В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизнине может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима системапоказателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди нихвыделяют:
1) реальные доходы на душу населения;
2) общий объем потребления материальных благ и услуг;
3) уровень потребления продовольственных инепродовольственных товаров;
4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;
5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного ибытового обслуживания;
6) уровень социального обеспечения;
7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;
8) условия труда, обеспеченность работой, уровеньбезработицы.
Среди названных показателей уровня жизни важнейшим являетсяпоказатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в своюочередь, определяется следующими показателями[3]:
1) уровнем заработной платы работников производственных фирмвсех форм собственности;
2) размером доходов от частнопредпринимательскойдеятельности и личного подсобного хозяйства;
3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондовпотребления всем слоям населения;
4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;
5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.
В современной российской экономике увеличение реальныхдоходов населения осуществляется, прежде всего, за счет роста вознаграждения затруд. Причем правительство России заработную плату повышает в первую очередьнизко — и среднеоплачиваемым категориям работников. Данная тенденция, наряду сростом выплат прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных)фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизниразличных социальных слоев и групп населения[4].
Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образомжизни людей.
Образ жизни — это социально-экономическая категория,выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя,личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различныестороны жизнедеятельности человека: — труд, формы его социальной организации; — быт, формы использования свободного времени; — участие в политической иобщественной жизни; — формы удовлетворения материальных и духовных потребностей;- правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.
Масштабы повышения уровня жизни зависят отконкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостоянияи возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает такжевлияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимостьотвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъемуровня жизни населения страны[5].
В настоящее время в Российской Федерации осложниласьситуация на потребительском рынке. Это связано с неоправданно высоким ростомобщего объема денежных доходов населения, значительно опередившего предложениена рынке товаров и услуг. Особенно страдают в связи с данными процессамиотдельные группы населения. Необоснованно растут цены на потребительскиетовары, «вымываются» товары дешевого ассортимента, расширяетсякоммерческий рынок. Спрос населения на большинство товаров приобрел ажиотажныйхарактер. В результате сложилось положение малообеспеченных групп населения,семей с фиксированными доходами, заметно возросла социальная напряженность вобществе[6].
1.2 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС иРоссии
В СНС ООН 1993 г. используется определение дохода,предложенное Дж. Хиксом: доход— это максимальная сумма, которая можетбыть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии,что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. Показателидоходов домашних хозяйств отражают этапы распределения доходов:
1. Первичные доходы (ПД) — доходы, полученныедомашними хозяйствами в результате первичного распределения добавленнойстоимости: оплата труда (включая отчисления на социальное страхование),смешанные доходы, чистые доходы от собственности, прибыль и приравненные к нейдоходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцемзанимаемого им жилья. Национальный доход — сумма первичных доходоврезидентов страны за определенный период в рыночных ценах.
Часть первичных доходов передается в другие сектораэкономики: текущие налоги на доходы и собственность, отчисления на социальноестрахование, добровольные взносы и пожертвования, штрафы. Домашние хозяйстватакже получают текущие трансферты: социальные выплаты (пенсии, стипендии,пособия), страховые премии и возмещения и т.п.
2. Располагаемые доходы (РД):
РД = ПД + D ТТ
где D ТТ — сальдо текущих трансфертов, полученных ипереданных другим секторам.
Располагаемый национальный доход — национальный доходс учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных “остальному миру".
За счет располагаемого дохода осуществляются расходыдомашних хозяйств на конечное потребление, а разница между ними образует суммусбережения данного сектора.
3. Скорректированный располагаемый доход (СРД) — располагаемый доход с учетом трансфертов в натуральной форме (бесплатные услугиучреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.):
СРД = РД + СТ
где СТ — социальные трансферты в натуральной форме,получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления инекоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств — конечное потребление с учетом получаемых социальных трансфертов в натуральнойформе. Наиболее предпочтительный показатель для оценки уровня жизни[7].
Показатели доходов домашних хозяйств в России
1. Денежный доход — объем денежных средств, находящихся враспоряжении домашних хозяйств для обеспечения своих расходов и созданиясбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов. Поэкономическому содержанию показатель наиболее близок к стандартам СНС. Определяетсяисходя из 1) суммы произведенных домашним хозяйством денежных расходов и 2) измененияфинансовых активов за период (сальдо между суммой сбережений, сделанных за счетсобственных средств, и суммой накопленных ранее средств).
Денежный доход включает доходы, полученные домашнимихозяйствами от:
производственной деятельности;
собственности;
перераспределительных операций в денежной форме.
Состав денежных доходов населения:
оплата труда;
социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
поступления от продажи продуктов сельского хозяйства;
доходы от собственности (дивиденды, проценты по вкладам и др.);
доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;
поступления из финансовой системы (страховые возмещения,ссуды, выигрыши по лотереям и др.);
доходы от продажи иностранной валюты;
другие доходы (от продажи вещей через комиссионные магазины,утильсырья, металлолома и др.) [8];
2. Валовой доход домашних хозяйств включает:
денежные доходы;
стоимость натуральных поступлений продуктов питания: сельскохозяйственнаяпродукция собственного производства, помощь родственников и т.п. Рассчитываетсяисходя из средних цен на данные товары в регионе;
стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций ильгот на покупку товаров или оплату услуг. Равна сумме полного или частичногопогашения стоимости этих товаров (услуг).
3. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств — сумма валовыхдоходов и накопленных ранее средств, ссуд и кредитов, использованных дляпокрытия расходов домашних хозяйств за определенный период. Принципиальноотличается от показателя располагаемого дохода в СНС.
Особенности исчисления показателей доходов:
1. Доходы исчисляются не только в номинальном, но и вреальном выражении. Реальные доходы обычно рассчитываются в относительномвыражении (индекс). Пример — индекс реальных располагаемых доходов домашнегохозяйства:
IРРД = IРД: Iр =IРДґIПС
где IРД — индекс номинальных располагаемыхдоходов;
Iр — сводный индекс потребительских цен;
IПС — индекс покупательной способностиденег: IПС= 1: Iр
2. для сопоставления доходов по регионам, отраслям илисоциальным группам рассчитываются показатели доходов в расчете на душунаселения.
1.3 Показатели расходов населения и потреблениятоваров и услуг в СНС и России
Показатели расходов населения и потребления товаров иуслуг в СНС
1. Расходы домашних хозяйств на конечное потреблениевключают:
расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов иквартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и внеорганизованной торговле;
расходы на оплату потребительских услуг;
поступление продуктов в натуральной форме, произведенныхдомашними хозяйствами для собственного конечного потребления;
потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами внатуральной форме в качестве оплаты труда;
услуги по проживанию в собственном жилище (сумма текущихзатрат на содержание собственного жилья и стоимость его износа).
2. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств — конечное потребление, которое обеспечивается за счет:
располагаемого дохода;
социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемыхнаселению органами государственного управления и некоммерческими организациями,обслуживающими домашние хозяйства (НКО).
Показатели расходов населения и потребления товаров иуслуг в России
1. Денежные расходы домашних хозяйств — сумма фактическихзатрат членов домашнего хозяйства за определенный период, включающая:
потребительские расходы;
расходы, не связанные с потреблением (налоги и сборы,платежи по страхованию, взносы в общественные организации, возврат банковскихссуд, проценты за товарный кредит и др.).
Денежные расходы не включают: инвестиции; затраты наприобретение иностранной валюты, ценных бумаг; средства, положенные набанковские счета.
2. Потребительские расходы домашних хозяйств — включаютзатраты на приобретение потребительских товаров и услуг, независимо от того,предназначены они для потребления в рамках домохозяйства или вне его:
продукты питания;
алкогольные напитки;
непродовольственные товары для личного потребления;
топливо;
личные услуги (оплата жилищно-коммунальных услуг, расходы напошив и ремонт одежды, обуви, электроприборов, плата за обучение, медицинскиеуслуги и др.).
Потребительские расходы не включают: покупку ювелирныхизделий, оплату строительства и капитального ремонта жилья.
3. Расходы на конечное потребление домашних хозяйстввключают:
потребительские расходы;
стоимость натуральных поступлений продуктов питания;
стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций ильгот.
Для отдельного домашнего хозяйства не включают стоимостьпродуктов питания, приобретенных для потребления за рамками данного домашнегохозяйства.
Источники информации для расчета потребительских расходов:
1. выборочные бюджетные обследования. Носятрегулярный характер с начала 1950-х гг. Проводятся ежеквартально во всехсубъектах РФ, охватывают 49,2 тыс. домохозяйств. Итоги обследованияразрабатываются ежеквартально и за год в целом. Обследование — практическиединственный источник информации о производстве сельскохозяйственных продуктовдля собственного потребления и некоторых других статьях доходов. Позволяетустановить зависимость между уровнем благосостояния домохозяйств и их составом,источниками доходов, характером занятости. Выборка сформирована потерриториально-отраслевому принципу. Недостаток — в ней не представленонаселение с наиболее высокими доходами;
2. баланс денежных доходов и расходов населения. Основнойисточник информации об объеме и структуре расходов домохозяйств. Недостаток — баланс построен на иных концептуальных принципах, чем СНС (например, сбережениянаселения учитывают только прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах);
3. статистика торговли. Предоставляет данные обобъеме и структуре розничного товарооборота. Помимо этого, проводятся досчетына неотчитавшиеся предприятия и неорганизованную торговлю. Данныекорректируются, поскольку некоторые учтенные товары — элемент не конечного, апромежуточного потребления (семена, корма, строительные материалы и т.п.) [9].
Баланс денежных доходов и расходов населенияДоходы Расходы и сбережения
1. Оплата труда
2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда:
выплаты социального характера;
прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера (командировочные расходы, авторские вознаграждения, полевое довольствие, стоимость бесплатно выдаваемой форменной одежды и т.п.)
3. Дивиденды
4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
5. Пенсии и пособия
6. Стипендии
7. Поступления из финансовой системы:
страховые возмещения;
ссуды;
проценты по вкладам;
выигрыши и погашения по займам;
выигрыши по лотереям;
изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;
возмещение расходов инвалидам (на горючее, ремонт автомашин);
возмещение ущерба репрессированным гражданам.
8. Доходы от продажи иностранной валюты
9. Прочие поступления
от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочным пунктам;
от продажи утильсырья, металлолома;
другие доходы.
10. Деньги, полученные по переводам
1. Покупка товаров и оплата услуг: покупка товаров во всех каналах реализации;
оплата услуг и другие расходы:
оплата жилья и коммунальных услуг;
оплата бытовых услуг;
услуги системы образования;
расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;
расходы на кино, театры и другие зрелища;
расходы на все виды транспорта;
оплата услуг связи;
прочие расходы.
2. Обязательные платежи и добровольные взносы:
налоги и сборы;
платежи по страхованию;
взносы в общественные и кооперативные организации;
возврат ссуд;
приобретение лотерейных билетов;
проценты за товарный кредит.
3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах
4. Покупка жилых помещений
5. Расходы на приобретение иностранной валюты
6. Деньги, отосланные по переводам Всего денежных доходов Всего денежных расходов и сбережений Превышение расходов над доходами Превышение доходов над расходами
Превышение суммы доходов населения над расходами означаетприрост активов в форме денежной наличности; превышение расходов над доходами — финансирование расходов за счет накопленных активов.
Для изучения зависимости между динамикой доходов (цен) ипотреблением отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности. Показывают,насколько изменяется уровень потребления при изменении дохода (цены) на 1%:
/>
где y0 — уровень потребления в базисномпериоде;
x0 — среднедушевой доход (цена товара) вбазисном периоде;
Dx и Dy — изменение среднедушевого дохода (ценытовара) и уровня потребления за истекший период.
Помимо денежных расходов, учитывается поступление ииспользование товаров в натуральном выражении:
· продовольственные товары. Наблюдение ведется по 20товарным группам (78 видов продуктов питания). Пример: группа “мясо имясопродукты” включает 13 продуктов питания. Потребление анализируется с учетомего качества — состава пищевых веществ и калорийности.
· непродовольственные товары. Наблюдение ведется по18 товарным группам (одежда, ткани, обувь, телерадиоаппаратура и др.).
На этой основе рассчитываются:
среднедушевое потребление отдельных продуктов питания;
обеспеченность населения непродовольственными товарами (на100 семей, на 1000 человек) по стране, регионам, типам домохозяйств.
Покупательная способность денежных доходов населения — товарный эквивалент различных видов (или наборов) товаров и услуг, которыеможно приобрести на среднедушевой денежный доход:
/>
где ДД — среднедушевой денежный доход; />-средняя цена i-готовара.
1.4 Показатели накопленного имущества иобеспеченности населения жильем
Источники информации:
об объеме домашнего имущества — выборочные бюджетныеобследования, статистика торговли;
о жилищных условиях населения — статистикажилищно-коммунального хозяйства, переписи населения, выборочные обследования,СНС.
Данные о расходах на приобретение товаров длительногопользования необходимо корректировать, поскольку они включают элементы, несвязанные с накоплением домашнего имущества (например, расходы на товары, срокслужбы которых не превышает 1 года — табачные изделия, моющие средства, товарыбытовой химии, парфюмерно-косметические изделия).
Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений,независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития,гостиницы-приюты, помещения для временного поселения беженцев и вынужденныхпереселенцев, дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов и др.),квартиры и иные жилые помещения, пригодные для проживания. В составе жилищногофонда не учитываются строения и помещения, предназначенные для отдыха,сезонного и временного проживания: дачи, летние садовые домики, спортивные итуристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты,гостиницы, казармы, железнодорожные вагончики и др.
Обеспеченность населения жильем — частное от деленияжилищного фонда по состоянию на конец года на численность постоянного населениястраны (региона) на ту же дату. Может исчисляться с учетом:
общей площади жилищного фонда. Сумма площадей жилых иподсобных помещений квартир (кухонь, передних, внутриквартирных коридоров,ванных или душевых, туалетов, кладовых, а также мансард, мезонинов, террас,веранд, отапливаемых и пригодных для проживания);
жилой площади. Включает только площадь жилых помещений.
К показателям жилищного строительства относятся также: вводв действие жилых домов; число и средний размер построенных квартир; показателиблагоустройства жилищного фонда.
1.5 Показатели дифференциации доходов населения
Поскольку сплошной учет доходов домохозяйств отсутствует,для изучения распределения населения по уровню дохода используются методыимитационного моделирования. Предпосылка модели: занятых по уровню заработнойплаты, а также всего населения по уровню среднедушевого денежного доходаподчинено логнормальному распределению. Среднедушевой денежный доходрассчитывается с помощью баланса денежных доходов и расходов населения.
Для характеристики распределения населения по доходуиспользуются показатели:
модальный доход — уровень дохода, наиболее частовстречающийся среди населения;
медианный доход — уровень дохода человека, находящегося всередине ранжированного ряда распределения;
децильный коэффициент дифференциации доходов населения — показывает, во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченногонаселения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;
коэффициент фондов — соотношение между средними доходами 10%наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения;
коэффициент концентрации доходов Джини. Изменяется впределах от 0 до 1. Значение, близкое к 1, свидетельствует о высокомнеравенстве в распределении доходов.
1.6 Показатели уровня и границ бедности
I. Пороговые показатели:
1. Потребительская корзина — минимальный наборпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых длясохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительскаякорзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособноенаселение, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 20.11.1999г). Включает:
Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощии бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты,рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочиепродукты (соль, чай, специи). Пример: минимальный объем потребленияхлебопродуктов для трудоспособного населения — 152 кг в год; для пенсионеров — 119кг; для детей — 96 кг.
Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа;верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головныеуборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельноебелье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первойнеобходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроковизноса. Пример: объем потребления обуви на 1 человека трудоспособного возраста — 6 пар на 3,2 года; для пенсионеров — 6 пар на 3,5 года; для детей — 7 пар на1,8 года. Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячееводоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортныеуслуги; другие виды услуг.
2. Прожиточный минимум — стоимостная оценкапотребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральныйзакон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в РоссийскойФедерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основнымсоциально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливаетсяПравительством, в регионах — органами исполнительной власти субъектов РФ.
II. Показатели масштабов бедности:
1. Коэффициент бедности — доля населения сосреднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.
2. Коэффициент крайней бедности — доля населения сосреднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.
3. Дефицит денежных доходов населения — суммарныйдоход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:
/>
где n — число домашних хозяйств с доходами нижепрожиточного минимума;
mi — число членов i-годомохозяйства;
cmin i — среднедушеваявеличина прожиточного минимума для i-го домохозяйства, рассчитанная сучетом его половозрастной структуры;
di — среднедушевой доход i-годомохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
4. Индекс глубины бедности:
/>
где S — общая численность обследованного населения;
(cmin i — di):cmin i — относительный уровень дефицита доходав расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход нижепрожиточного минимума.
5. Индекс остроты бедности:
/>/>1.7 Обобщающиепоказатели уровня жизни и нищеты населения
1. Макроэкономические показатели — ВВП, национальный доход,чистый национальный располагаемый доход. Для изучения динамики уровня жизни исравнительных оценок по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении(в постоянных ценах) на душу населения; для международных сопоставлений — вдолларах США на основе паритета покупательной способности валюты. Недостаток: этипоказатели содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни (например,расходы на содержание госаппарата).
2. Демографические показатели — коэффициент младенческойсмертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Тесно коррелируют смакроэкономическими показателями, отражают качественную характеристику уровняжизни.
3. Индекс стоимости жизни. Рассчитывается в нашей стране с1920-х гг. Стоимость жизни зависит от а) динамики потребительских цен и б) структурыпотребления. Метод расчета:
определяется набор потребительских благ (потребительскаякорзина), типичный для определенной группы населения;
сопоставляется стоимость потребительской корзины в текущих ибазисных ценах.
В конце 50-х — начале 60-х гг. в большинстве зарубежныхстран название показателя изменено на “индекс потребительских цен”[10]. .
4. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Предложенгруппой специалистов Программы развития ООН. Включает 3 показателя, отражающихнаиболее важные аспекты уровня жизни:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении (I1);
достигнутый уровень образования (I2);
реальный объем ВВП в расчете на душу населения в долларахСША на основе паритета покупательной способности (ППС) (I3).
ИРЧП = (I1 + I2+I3): 3
Расчет индекса каждого показателя (за исключением индексареального объема ВВП):
/>
где xi, ximin,xi max — фактическое, минимальное и максимальноезначение i-го показателя.
1) Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении(I1):
/>
2) Индекс достигнутого уровня образования (I2):
/>
где i21 — индекс грамотности взрослогонаселения (в возрасте 15 лет и старше);
i22 — индекс коэффициента поступивших вначальные, средние и высшие учебные заведения. Рассчитывается для лиц моложе 24лет.
3) Индекс реального объема ВВП в расчете на душунаселения:
/>
Предельные значения исходных показателей ИРЧППоказатель
Максимальное
значение
Минимальное
значение Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет): x1 min 85 x1 max 25 Уровень грамотности взрослого населения (%) x21 min 100 x21 max Коэффициент поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения (%) x22 min 100 x22 max Реальный ВВП на душу населения (долл. США по ППС) x3 min 40 000 x3 max 100
В 2002 г. среднее значение ИРЧП для 55 стран с высокимуровнем развития — 0,915, для 86 стран со средним уровнем развития — 0,695, для36 стран с низким уровнем развития — 0,438. Россия занимала 57 место из 177стран[11].
5. Индекс развития человеческого потенциала с учетомгендерного фактора (ИРГФ). Отличие от схемы расчета ИРЧП:
каждый из составных индексов рассчитывается отдельно длямужчин и женщин. При этом вместо реального ВВП на душу населения используетсявеличина заработанного дохода в долларах США по ППС;
для каждого из составных индексов определяется равномернораспределенный индекс (I’i), в котором в качествевесов берутся данные о доле мужчин и женщин в численности населения страны:
/>
где dж и dм — доляженщин и мужчин в общей численности населения страны.
Предельные значения исходных показателей ИРГФПоказатель
Максимальное
значение
Минимальное
значение Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет): /> /> мужчин 82,5 22,5 женщин 87,5 27,5 Уровень грамотности взрослого населения (%) 100 Коэффициент поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения (%) 100 Расчетный заработанный доход (долл. США по ППС) 40000 100
6. Индексы нищеты населения
6.1. для развивающихся стран (ИНН-1)
Показатель учитывает те же аспекты уровня жизни, что и ИРЧП,но с помощью других показателей: доля населения, не доживающего до 40 лет (исходяиз ожидаемой продолжительности жизни при рождении) (P1); долянеграмотных среди взрослого населения (P2); уровень доступа кэкономическим ресурсам (P3 = (P31 + P32):2): доля населения, не имеющего устойчивого доступа к безопасным источникамводы (P31); доля детей с пониженной для своего возрастамассой тела (P32).
Все перечисленные показатели измеряются в процентах.
ИНН-1 = />
6.2. для развитых стран-членов ОЭСР (ИНН-2)
При расчете учитываются доля населения, не доживающего до 60лет (исходя из ожидаемой продолжительности жизни при рождении) (P1);доля функционально неграмотного населения (не умеющего читать) (P2);доля людей, живущих ниже черты бедности, т.е. имеющих доходы менее 50%медианного скорректированного располагаемого дохода (P3); уровеньзастойной безработицы (продолжительностью 12 месяцев и более) (P4).
ИНН-2 = />
/>Глава 2. Анализосновных показателей уровня жизни населения Астраханской области 2.1 Основные показатели уровня жизни населенияАстраханской области в 2005 г
Доходы населения. Денежные доходы населения включают доходылиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную платунаемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменениепросроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии,страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в видепроцентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Среднедушевыеденежные доходы населения (в месяц) рассчитаны путем делением годового объемаденежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения[12].
В 2005 г. величина среднедушевых денежных доходов населениясоставила 5696 руб. и увеличилась на 24.9% по сравнению с 2004 годом.
Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные наиндекс потребительских цен) в 2005 г. по сравнению с 2004 г., увеличились на 7.9%.Показатель реальных доходов рассчитан путем деления индекса номинальногоразмера денежных доходов населения на индекс потребительских цен засоответствующий временной период.
Средняя начисленная заработная плата в 2005 г. составила 6884.2руб. и по сравнению с предыдущим годом возросла на 25.3%. Среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата за год рассчитана делением фонданачисленной заработной платы работников на среднесписочную численностьработников и на 12 месяцев. Пособия, получаемые работниками из государственных социальныхвнебюджетных фондов, в фонд заработной платы и среднемесячную заработную платуне включаются.
Заработная плата в реальном выражении за указанный периодвремени выросла на 8.5%.
Средний размер назначенных месячных пенсий был равен 2325руб. и увеличился по сравнению с 2004 г. на 25.1%. В реальном выражении онвозрос на 9.4%. Средний размер назначенных месячных пенсий определяется путемделения общей суммы назначенных месячных пенсий (1995-2001 — с учетомкомпенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системеПенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. — в органах социальнойзащиты населения).
В России к пенсионерам относятся лица, реализовавшие правона получение пенсии в соответствии с законодательством РФ и межгосударственнымисоглашениями, и постоянно проживающие в РФ. За указанный период временичисленность пенсионеров выросла на 0.4% и составила 234.4 тыс. человек.
В 2005 г. на одного пенсионера приходилось 1.91 занятых вэкономике. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 1.1%,что свидетельствует о снижении нагрузки на трудоспособное население[13].
Использование доходов населения. Денежные расходы населениявключают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи иразнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы вобщественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), расходына приобретение недвижимости и прирост финансовых активов.
За указанный период средний размер расходов на покупкутоваров и оплату услуг составил 3756 рублей в месяц, что на 28.2% больше, чемза предыдущий год.
В структуре использования денежных доходов населения 65.9%составляет покупка товаров и оплата услуг, 9.3% — обязательные платежи иразнообразные взносы, 0.8% — приобретение недвижимости и 24% — приростфинансовых активов. По сравнению с предыдущим годом структура использованияденежных доходов изменилась следующим образом. Доля расходов на покупку товарови оплату услуг выросла на 1.7 процентных пункта; обязательных платежей ивзносов — выросла на 1.2 процентных пункта; расходов на приобретениенедвижимости — снизилась на 0.1 процентных пункта; прироста финансовых активов- снизилась на 2.8 процентных пункта.
Структура потребительских расходов населения была следующей:38.2% составляет покупка продуктов питания, 38.4% — приобретениенепродовольственных товаров, 2.5% — покупка алкогольных напитков и 20.9% — оплатауслуг.
Дифференциация доходов населения. Социально-экономическаядифференциация населения региона характеризуется следующими данными. На долю20% наиболее обеспеченного населения приходилось 43.9% общего объема денежныхдоходов (в 2004 г. — 43.6%), а на долю 20% наименее обеспеченного населения — 6.2%(6.3% в прошлом году соответственно).
Степень социального расслоения характеризуется коэффициентомфондов (коэффициентом дифференциации доходов). Этот показатель рассчитываетсякак соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самымивысокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. В 2005 году этотпоказатель был равен 11.8 По сравнению с предыдущим годом его значениеувеличилось на 2.6%. Это говорит о росте социально-экономического неравенстванаселения.
Неравномерность распределения доходов в обществе измеряетсяс помощью коэффициента Джини (индекса концентрации доходов). Значение этогопоказателя может варьироваться от 0 до 1. При этом, чем ближе значение к 1, темболее неравномерно распределены доходы в обществе. В 2005 году этот показательбыл равен 0.374, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 1.1%. Таким образом,распределение доходов за указанный период стало более неравномерным[14].
Прожиточный минимум и уровень бедности. Величинапрожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г.№ 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляетсобой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральнымзаконом — в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными)органами субъектов Российской Федерации — в субъектах Российской Федерации), атакже обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включаетминимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг,необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения егожизнедеятельности.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально иустанавливается Правительством Российской Федерации — в целом по России, иорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в субъектах РФ.В IV квартале 2005 г. она составила 2528 руб. Таким образом, по сравнению саналогичным периодом предыдущего года прожиточный минимум возрос на 17.7%.
Величина прожиточного минимума устанавливается для различныхсоциально-демографических групп населения. Прожиточный минимум трудоспособногонаселения в IV квартале 2005 г. был равен 2762 руб. Эта величина на 9.3% большепрожиточного минимума для всего населения. По сравнению с предыдущим годом онавыросла на 17.5%.
Прожиточный минимум пенсионеров составил 1927 руб., что на 23.8%меньше значения, установленного для населения в целом. За год значениепоказателя возросло на 17.4%.
Прожиточный минимум детей установлен на уровне 2375 руб. Этона 6.1% меньше, чем прожиточный минимум населения в целом. По сравнению саналогичным периодом 2004 года показатель вырос на 19.0%.
Важной характеристикой уровня бедности является соотношениепрожиточного минимума с величиной среднедушевых денежных доходов. В 2005 годупрожиточный минимум составил 44.4% от среднедушевых денежных доходов населения(в 2004 году — 47.1%). Таким образом, в 2005 году разница между среднимидоходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась.
Прожиточный минимум трудоспособного населения составлял 40.1%среднемесячной заработной платы, прожиточный минимум пенсионеров — 82.9% отсреднего размера назначенных месячных пенсий. В 2004 году значения этихпоказателей были равны соответственно 42.8 и 88.4%[15].
Численность населения с денежными доходами ниже величиныпрожиточного минимума составляет 19.2% общей численности населения региона. Посравнению с предыдущим годом этот показатель сократился на 0.9 процентныхпункта, что свидетельствует о снижении уровня бедности в регионе.
2.2 Основные показатели уровня жизни населенияАстраханской области в 2006 год
Инфляция. Сводный индекс потребительских цен на товары иплатные услуги за январь-июнь текущего года сложился на уровне 113,3% ксоответствующему периоду предыдущего года.
За II квартал 2006 года бюджетпрожиточного минимума составил: в среднем на душу населения 2842 рубля; для трудоспособногонаселения — 3105 рублей; для пенсионеров — 2145 рублей, для детей — 2692 рубля[16].
/>
Стоимость продовольственной корзины (33 наименования),рассчитанная по среднероссийским нормам потребления для мужчин трудоспособноговозраста, по области составила в июне 2006 года 1411,1 рублей. По сравнению спрошлым месяцем ее стоимость увеличилась на 3,9%, а за период с начала годавыросла на 15,3%. Среди центральных городов Южного федерального округастоимость набора продуктов питания в Астрахани выше, чем в Волгоградскойобласти (1378,27 руб), в Ставропольском крае (1366,90 руб.), в республикахАдыгее (1401,93 руб.), Северная Осетия-Алания (1378,02 руб.),Карачаево-Черкесская (1361,29 руб.), Кабардино-Балкарская (1332,23 руб.),Калмыкия (1302,64 руб), Дагестан (1292,90 руб.), но ниже, чем в республикеИнгушетия (1602,34 руб), Краснодарском крае (1451,18 руб.), Ростовской области(1436,65 руб).
Денежные доходы. В январе-июне 2006 года среднемесячныеденежные доходы на душу населения составили 6319,1 рублей, что на 27,7% вышеаналогичного периода прошлого года или на 12,3% в реальном выражении.
По уровню среднедушевого денежного дохода Астраханскаяобласть среди субъектов Южного федерального округа за январь-июнь 2006 годазанимает 3 место.
/>
Величина среднемесячной заработной платы в январе-июне 2006года сложилась в сумме 7735 рублей на одного работающего. Темп роста среднейзаработной платы превысил темп роста потребительских цен, в результате реальнаязаработная плата составила 101,6% к соответствующему периоду 2005 года. Сохраняютсясущественные различия в уровнях оплаты труда по видам экономическойдеятельности. В течение ряда лет Астраханская область лидирует среди субъектовЮжного федерального округа по величине среднемесячной заработной платы.
Средний размер назначенных пенсий на 30 июня 2006 годасоставил 2492,9 рублей, превысив величину прожиточного минимума пенсионера на5,3%[17].
Использование денежных доходов. Денежные расходы населенияза январь-июнь 2006 года сложились в сумме 36507 млн. руб. и увеличились всравнении с прошлым годом на 22,4%, составив в среднем на душу населения 6120рублей в месяц. Уровень потребительских расходов составил 25758 млн. руб. или4318 рублей на душу населения в месяц, что на 29,1% выше уровня 2005 года. Вотличие от аналогичного периода прошлого года в Iполугодии 2006 года наблюдалось превышении денежных доходов населения надрасходами, которое составило 1188,1 млн. рублей.
В структуре использования денежных доходов в сравнении сянварем-июнем 2005 года увеличились доля потребительских расходов с 66,3% до68,3%, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах — с 3,3% до 3,4%, доляостатка денег на руках у населения — с -0,6% до 3,2%, при снижении долирасходов на покупку валюты с 3,8% до 2,1%, изменения средств на счетахфизических лиц-предпринимателей — с 20,4% до 17,3%. При этом удельный весобязательных платежей и взносов остался без изменений (7,5%).
В структуре потребительских расходов произошли изменения всторону уменьшения доли расходов на оплату услуг при увеличении доли расходовна покупку товаров[18].
/>
Потребительский рынок. На потребительском рынке областисохраняется тенденция роста покупательного спроса. Оборот розничной торговлисложился в объеме 18730,3 млн. рублей, что в товарной массе на 17,5% больше,чем в 1 полугодии 2005 года. В структуре оборота розничной торговли уменьшился удельныйвес продовольственных товаров до 42,6% против 44,6% в 1 полугодии 2005 года. Объемплатных услуг населению за отчетный период составил 6363,9 млн. рублей, что на7,6% выше аналогичного периода прошлого года.
/>
/>2.3 Основные показателиуровня жизни населения Астраханской области в 2007 году
Сводный индекс потребительских цен на товары и платныеуслуги в текущем году сложился на уровне 111,74% к соответствующему периодупредыдущего года. За январь-декабрь 2007 года бюджет прожиточного минимумасоставил: в среднем на душу населения 3280,8 рубля; для трудоспособногонаселения — 3885,2 рубля; для пенсионеров — 2643,7 рублей, для детей — 3323,7рублей[19].
Инфляция. Стоимость продовольственной корзины (33наименования), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления для мужчинтрудоспособного возраста, по области составила в декабре 2007 года 1746,82рубля. По сравнению с прошлым месяцем ее стоимость увеличилась на 2,6%, а запериод с начала года — на 22,4%. Среди центральных городов Южного федеральногоокруга стоимость набора продуктов питания в Астрахани ниже, чем в республикеИнгушетия (1822,00 руб.), и выше, чем в Волгоградской области (1725,18 руб.),Ростовской (1665,86 руб.), Ставропольском (1727,59 руб.) и Краснодарском (1660,27руб.) крае, республиках Дагестан (1708,08 руб.), Северная Осетия-Алания (1644,2руб.), Карачаево-Черкесская (1665,34 руб.), Кабардино-Балкарская (1626,84 руб.),Адыгея (1708,05 руб.), Калмыкия (1580,53 руб.).
/>
Денежные доходы. В январе-декабре 2007 года среднемесячныеденежные доходы на душу населения составили 8793,5 рубля, что на 24,0% вышеаналогичного периода прошлого года. Реальные денежные доходы превысили уровеньаналогичного периода 2006 года на 11%.
По уровню среднедушевого денежного дохода Астраханскаяобласть среди субъектов Южного федерального округа за январь-декабрь 2007 годазанимает 4 место.
Величина среднемесячной заработной платы в январе-декабре2007 года сложилась в сумме 9966,7 рублей на одного работающего. Темп ростасредней заработной платы превысил темп роста потребительских цен, в результатереальная заработная плата составила 107,2% к соответствующему периоду 2006 года.Сохраняются существенные различия в уровнях оплаты труда по видам экономическойдеятельности. Астраханская область занимает 2 место по величине среднемесячнойзаработной платы среди субъектов Южного федерального округа[20].
Средний размер назначенных пенсий на 1 января 2007 годасоставил 3351,1 рублей, и по сравнению с соответствующей датой прошлого года вреальном выражении увеличился на 29,4%, превысив величину прожиточного минимумапенсионера за текущий год на 29,9%.
/>
Использование денежных доходов. Денежные расходы населенияза январь-декабрь 2007 года сложились в сумме 99143,9 млн. руб. и увеличились всравнении с аналогичным периодом прошлого года на 23,9%, составив в среднем надушу населения 8311,0 рублей в месяц. Уровень потребительских расходов составил74328,7 млн. руб. или 6230,8 рублей на душу населения в месяц, что на 29,5%выше аналогичного периода 2006 года. В структуре использования денежных доходовв сравнении с аналогичным периодом 2006 года увеличились доля потребительскихрасходов с 67,8% до 70,9%, доля обязательных платежей и взносов — с 8,2% до8,6%, при снижении доли расходов на покупку валюты — с 2,3% до 2,2%, долинакоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах — с 3,7% до 2,7%, долиизменения средств на счетах физических лиц-предпринимателей — с 16,1% до 13,7%.В структуре потребительских расходов произошли изменения в сторону уменьшениядоли расходов на оплату услуг при увеличении доли расходов на покупку товаров[21].
/>
Потребительский рынок. На потребительском рынке областисохраняется тенденция роста покупательного спроса. Оборот розничной торговлисложился в объеме 55955,5 млн. рублей, что в товарной массе на 20,4% больше,чем в аналогичном периоде 2006 года. В структуре оборота розничной торговлиуменьшился удельный вес продовольственных товаров до 38,0% против 40,9% в 2006году. Объем платных услуг населению за отчетный период составил 15700,7 млн. рублей,что на 1,3% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
/>
/>Глава 3. Прогнозсоциально-экономического развития России
В последние годы сформировалась положительная динамика вобласти уровня жизни и доходов населения. В 2006 году продолжился ростматериального уровня жизни населения. За 11 месяцев 2006 года реальныерасполагаемые денежные доходы населения выросли по сравнению с январём — ноябрём2005 года на 10,1%, в том числе реальная заработная плата — на 13,3%, реальныйразмер пенсии — на 5,4%.
Численность бедного населения уменьшилась с 2000 года по2005 год с 42,3 млн. человек до 26,3 млн. человек, или в 1,7 раза, а его доля вобщей численности населения сократилась с 29% до 18,4% (в 2006 г. доля бедныхоценивается в 15,8%).
Вместе с тем, остаётся высокой дифференциация населения поуровню доходов. В 2005 году среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченныхпревышали доходы 10% наименее обеспеченного населения граждан в 14,7 раза (за 9месяцев 2006 года 15,1 раза, в 2000 году 13,9 раза).
По данным Росстата, при существенной дифференциации этогопоказателя в европейских странах в большинстве этих стран его значение ниже,чем в России (от 5,2 раза в Чехии, 5,7 раза в Финляндии до 11,7 раза в Италии,13,6 раза в Великобритании).
Значительно ниже по сравнению с Россией в европейскихстранах и уровень бедности (в Финляндии 4,9%, Швеции 6,7%, Нидерландах 6,1%, Германии9,1%, в Италии 13,1%).
При этом международного стандарта уровня бедности несуществует. В каждой стране используется свой показатель черты бедности,который определяется на основе принятой в этой стране методологии его расчёта.
В настоящее время в большинстве стран используетсястатистический метод определения черты бедности, который предполагаетустановление прожиточного минимума исходя из принятого стандарта потребления науровне 40-60% фактически сложившихся среднедушевых доходов населения. Данныйметод используется, как правило, странами со стабильной динамикой развитияэкономики и социальной сферы.
В России применяется нормативный метод, предусматривающийопределение прожиточного минимума на основе потребительской корзины, то естьнаборов товаров и услуг, необходимых для обеспечения минимального уровняпотребления. Данный метод в зарубежных странах практически не используется.
В практике международных сопоставлений с учётом Декларациитысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 года, границабедности определяется в размере ежедневных расходов на душу 1 доллар (дляразвивающихся стран), 2,15 доллара (для стран с переходной экономикой Европы иЦентральной Азии), 4,3 доллара США по паритету покупательной способностинациональной валюты.
Если использовать указанную границу бедности, то в России кбедным должны были относиться в 2006 году лица с расходами 330 рублей в месяц (поварианту 1 доллар США при паритете покупательной способности 11 рублей за 1доллар США), 710 рублей в месяц (по варианту 2,15 доллара США), 1420 рублей (поварианту 4,3 доллара США). Прожиточный минимум в России в 2006 году, по расчётув соответствии с действующим законодательством, составлял 3436 рублей, чтобольше границы, принятой для международных сопоставлений, в 10,4 раза (по 1варианту), в 4,8 раза (по 2 варианту), в 2,4 раза (по 3 варианту).
Необходимо отметить, что в Российской Федерации прожиточныйминимум в сопоставлении с международными правилами и практикой не являетсячертой бедности.
Осуществляемые меры государственной социальной политики,направленной на повышение благосостояния населения и снижение бедности,ориентированы на постепенное приближение к международным стандартам.
Решение этих задач предусматривает, с одной стороны,создание для трудоспособного населения условий для обеспечения достойногоуровня жизни за счёт собственных доходов, а с другой стороны, обеспечениегосударственной поддержки тех, кто по объективным причинам не можетсамостоятельно обеспечить социально приемлемый уровень жизни.
Указанные задачи будут достигаться на основе осуществлениямер по:
содействию росту заработной платы,
улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионнойсистемы, развитию системы государственной поддержки граждан, нуждающихся всоциальной защите.
Основные меры будут направлены на создание условий для ростадоходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения иповышения заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики.
В среднесрочной перспективе предусматривается осуществитьмеры по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда. Повышениеминимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечитьгосударственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию состоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступлениеподоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытуюот налогообложения, а также существенно снизить масштабы бедности средиработающего населения как в бюджетной, так и во внебюджетной сферах.
В Государственной Думе Российской Федерации принят в первомчтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральныйзакон „О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные актыРоссийской Федерации“, предусматривающий установление минимального размераоплаты труда с 1 сентября 2007 г. в сумме 2000 рублей. Данный законопроектподдержан Правительством Российской Федерации.
В бюджетной сфере будет проводиться индексация заработнойплаты в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной ПрезидентомРоссийской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальныхдоходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. В 2007 году ставки заработнойплаты работников бюджетной сферы будут повышены с 1 сентября 2007 г. на 15%. Сучётом постановления Государственной Думы от 11 октября 2006 г. № 3580-4 ГДПравительство Российской Федерации при наличии дополнительных средстврассмотрит вопрос об увеличении планируемого размера индексации до 20%.
Размеры индексации заработной платы бюджетников в 2008-2009годах будут определяться исходя из необходимости обеспечения роста их реальнойзаработной платы не ниже, чем в целом по стране, и стабилизации соотношениямежду размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне,достигнутом в 2007 году.
Политика в области заработной платы работников бюджетнойсферы, кроме установления ежегодных индексаций, будет увязана с реформированиембюджетных учреждений, в том числе с изменением их организационно-правовых форм,которое позволит обеспечить дополнительное повышение размеров оплаты трудаработников бюджетных учреждений в зависимости от результатов их работы.
Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетнойсферы будет проведено реформирование системы оплаты труда, направленное наповышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг. Предусмотреноперейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новымусловиям хозяйствования.
Новые системы оплаты труда будут учитывать специфику каждойиз бюджетных отраслей, построенных на единых основополагающих принципах.
В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно сзаинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работунад подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации „Осовершенствовании организации заработной платы работников федеральныхгосударственных учреждений“.
Проектом предусмотрено установление основных подходов ипорядка формирования отраслевых систем оплаты труда работников федеральныхгосударственных учреждений с учётом специфики видов экономической деятельности.Переход на отраслевые системы оплаты труда предусмотрен с 1 января 2007 года помере готовности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Дополняя эти меры, в ходе реализации национальных проектов вобласти здравоохранения и образования в 2007 году будет проводиться отработкамеханизма повышения уровня оплаты труда этих отраслей. В здравоохранениинамечается повышение оплаты труда медицинским работникам, в первую очередь, встационарных медицинских учреждениях в зависимости от объёмов и качестваоказанной медицинской помощи.
Проведение этой работы предусмотрено в рамках „пилотных“проектов — в здравоохранении в 17 субъектах Российской Федерации и в образованиив 20 субъектах Российской Федерации. Будут разработаны проекты нормативныхправовых актов, связанных с реализацией „пилотных“ проектов.
Росту материального обеспечения трудоспособных граждан иснижению дифференциации населения по доходам будут способствовать развитиерынка труда, повышение эффективности его функционирования, сокращениебезработицы. Выполнение этих задач предусматривается осуществить на основе мерпо расширению доступа безработных граждан и незанятого населения к услугам всфере содействия занятости населения. Активизация политики занятости будетнаправлена на рост объёма и повышение качества услуг в сфере содействиязанятости населения и защиты от безработицы.
Среди мер, направленных на улучшение пенсионного обеспеченияи развитие пенсионного страхования, планируются следующие:
принятие законодательных актов, предусматривающих введениедополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионногострахования, создание в 2007 году профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовоеобеспечение их функционирования;
обеспечение реализации права граждан на добровольную уплатудополнительных страховых взносов, выбора негосударственной организации дляуправления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированномуучёту приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования;
разработка законодательных мер по переводу базовой частитрудовой пенсии в систему государственного обеспечения и повышение еёпенсионерам, суммарный размер материального обеспечения которых с учётом выплатпо обязательному пенсионному страхованию, государственному пенсионномуобеспечению и иных мер социальной поддержки не обеспечивает прожиточный минимумпенсионера в Российской Федерации, для доведения суммарного размера обеспечениядо этой величины;
проведение индексации базовой и страховой частей трудовыхпенсий.
К концу 2009 года размер социальной пенсии должен бытьдоведён до уровня прожиточного минимума пенсионера. К этому же периодупредусматривается увеличить соотношение среднего размера трудовой пенсии исреднемесячной начисленной заработной платы. Целевое значение этого показателяв Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъектабюджетного планирования на 2007 год и на период до 2009 года определено науровне 40%.
Дальнейшему улучшению уровня жизни малообеспеченных группнаселения будет способствовать продолжение мероприятий по реализации мерсоциальной поддержки на основе осуществления ежемесячной денежной выплаты ипредоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуготдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22 августа2004 г. № 122-ФЗ. Осуществление ежемесячных денежных выплат определено с учётомежегодной индексации их размеров.
Наряду с мерами по социальной поддержке граждан,осуществляемыми на федеральном уровне, данная работа проводится и в субъектахРоссийской Федерации, которые реализуют право увеличивать размеры детских ииных социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмыгосударственной социальной помощи за счёт имеющихся у них финансовых ресурсов,предусматривать субсидии гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.
Проводимые мероприятия по повышению уровня жизни населенияпозволят сохранить в 2007-2009 г. г. высокие темпы роста реальных располагаемыхденежных доходов населения за счёт всех составляющих заработной платы,трансфертов, выплат социального характера, а также доходов от собственности ипредпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2009 г. поотношению к 2005 г. возрастут в номинальном выражении на 95% (в реальномвыражении — на 46%).
Параметры уровня жизни населения на долгосрочную перспективубудут предусмотрены в прогнозе социально-экономического развития РоссийскойФедерации на период до 2020 года, который в соответствии с поручениемПравительства Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № АЖ-П11-5241 долженбыть разработан заинтересованными федеральными органами исполнительной власти сучастием РАН до конца 2007 года.
При разработке нормативно-целевых ориентиров развития вобласти уровня жизни населения, в том числе по показателям доходов населения,уровня бедности, дифференциации населения по доходам, размерам минимальныхгарантий получения денежных доходов и оплаты труда, пенсионного обеспечения исоциальной помощи, предусматривается учитывать нормы международных документов (Европейскогокодекса социального обеспечения и Европейской социальной хартии), а такжеданные межстрановых сопоставлений.
Анализ различных значений изучаемых показателей сведем внижеприведенные сводные таблицы.
Таблица 1
Основныепоказатели, характеризующие уровень жизни населения Астраханской области/> 2005 год Справочно: 2004 год
Темп прироста
за год,% Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. в месяц 5696 4559 24.9 Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. 6884.2 5495.4 25.3 Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. 2325 1858.1 25.1
Таблица 2
Структураиспользования денежных доходов населения в Астраханской области (в процентах отобщего объема денежных доходов) /> 2005 год
Справочно
2004 год
Прирост за год,
процентных
пунктов Покупка товаров и оплата услуг 65.9 64.2 1.7 Обязательные платежи и разнообразные взносы 9.3 8.1 1.2 Приобретение недвижимости 0.8 0.9 -0.1 Прирост финансовых активов 24.0 26.8 -2.8
Таблица 3
Структурапотребительских расходов домашних хозяйств в Астраханской области (в процентах)/> 2005 год
Справочно:
2004 год Прирост за год, процентных пунктов Покупка продуктов питания 38.2 38.8 -0.6 Покупка непродовольственных товаров 38.4 37.8 0.6 Покупка алкогольных напитков 2.5 2.3 0.2 Оплата услуг 20.9 21.1 -0.2
Таблица 4
Распределениеобщего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения вАстраханской области (удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихсяна соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов, процентов)Группа населения 2005 год
Справочно:
2004 год Прирост за год, процентных пунктов первая (с наименьшими доходами) 6.2 6.3 -0.1 вторая 11.1 11.2 -0.1 третья 15.9 16.0 -0.1 четвертая 22.9 22.9 0.0 пятая (с наибольшими доходами) 43.9 43.6 0.3
Таблица 5
Величинапрожиточного минимума, установленная в Астраханской области за IV квартал (всреднем на душу населения, руб. в месяц) [22]/> 2005 год
Справочно:
2004 год
Темп прироста
за год,% Все население 2528 2147 17.7 в том числе по социально-демографическим группам: трудоспособное население 2762 2351 17.5 пенсионеры 1927 1642 17.4 дети 2375 1996 19.0 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в% от общей численности населения 19.2 20.1 …
/>Заключение
Уровень жизни — это степень удовлетворения потребностейлюдей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил ипроизводственных отношений данного способа производства[23].
Система показателей статистики уровня жизни включает:
доходы населения;
расходы и потребления населением материальных благ и услуг;
сбережения;
накопленное имущество и обеспеченность населения жильем;
дифференциация доходов населения, уровень и границы бедности;
социально-демографические характеристики;
обобщающие оценки уровня жизни населения.
Их применение связано с тем, что показатели, обычнорассматриваемые как наиболее важные для анализа уровня жизни (доход,потребление), однако они не охватывают все его аспекты.
Для более полной характеристики благосостояния населенияиспользуются показатели социальной статистики, отражающие качество жизни(показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества иструктуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности, развитиясоциальной сферы и др.).
Для оценки — уровня качества жизни населения рядом ученыхбыл разработан и предложен интегральный индикатор качества жизни, рассчитаноего среднероссийское значение, а также проведено ранжирование регионовАстраханской области по данному показателю.
Во-первых, в период с 1997 г. по 2000 г. не наблюдалось ниодного региона, характеризовавшегося превышением среднероссийского значенияинтегрального индикатора качества жизни на 20-40%, за исключением г. Москвы скачеством жизни, превышавшим среднероссийский показатель на 35-40%.
Во-вторых, большинство территорий схожи по качеству жизни,разрыв между максимальным и минимальным значениями составляет 20%. Тем не менееразрыв по качеству жизни между регионами с крайними ранговыми местамисохраняется значительным (почти в 2 раза) [24].
В-третьих, сократилось число регионов, имеющих более низкоекачество жизни, нежели критериально ограниченное (т.е. с уровнем качества жизниниже среднероссийского более чем на 10%). Так, в 1997-1998 гг. в данную группувходили 20 регионов, а в 1999 и 2000 гг. — 18 и 19. Кроме того, необходимоотметить, что состав территорий, входящих в область ниже критериальногозначения, достаточно устойчив. Ежегодно в данной группе присутствовали: 6регионов Сибирского федерального округа (республики Алтай, Бурятия, Тыва,Красноярский край, Новосибирская и Читинская области), 3 регионаДальневосточного федерального округа (Магаданская область, Еврейский иЧукотский автономные округа), 3 субъекта Южного федерального округа (Дагестан,Ингушетия и Калмыкия), 2 региона Приволжского федерального округа (РеспубликаМарий Эл, Чувашия), также 2 субъекта Уральского федерального округа (Курганскаяи Свердловская области) и 1 регион Северо-Западного федерального округа (Архангельскаяобласть).
В-четвертых, число субъектов Федерации с качеством жизнинаселения выше среднероссийского более чем на 10% невелико. В их относительноустойчивую группу входили 4 региона: Москва, Московская, Белгородская, Липецкаяобласти, а в 2000 г. был включен Санкт-Петербург.
В-пятых, основная причина тенденции снижения качества жизнинаселения в 1998-1999 гг. в Астраханской области была связана с последствиямифинансового кризиса 1998 г. К 2000 г. данная тенденция практически во всехрегионах была преодолена. По сравнению с 1997 г., в 2000 г. наблюдалосьулучшение качества жизни в 9 регионах (темп прироста — от 0,2 до 2,5%), в целомпо стране оно возросло на 3,3%. Однако позитивные изменения уровня качестважизни населения, отмеченные в 2000 г., не компенсировали масштабов егоухудшения в кризисный период 1998 г. В 70 регионах страны отмечено снижениекачества жизни населения в 2000 г. относительно уровня 1997т,, а в 13 субъектахРФ, особенно в Сибирском федеральном округе, произошло наиболее значимоеухудшение данного показателя (более чем на 10%) [25].
Очевидно, что от скорости развития позитивных сдвигов в качествежизни непосредственно зависят и положительные изменения социальныххарактеристик самого населения (продолжительность жизни, состояние здоровья,склонность к воспроизводству, уровень образования и т.д.).
Улучшение качества человеческого фактора — интеллектуальногопотенциала — входит в число важнейших стратегических задач, связанных собеспечением конкурентных преимуществ страны в мировом сообществе.
/>Список литературы
1. Боярский А.Я. и д. Общая теория статистики. — М., Финансы и статистика,2005
2. Егоршин А.Я. Концепция стратегического развития региона // Народонаселение.2001. № 1
3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. — М., Финансы истатистика, 2003
4. Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики. — М., Финансы истатистика, 2001
5. Жеребин В.М., Ермакова Я.А. Уровень жизни населения — как он понимаетсясегодня // Вопросы статистики. 2000. №8
6. Кильдишев Н.Н. Общая теория статистики, — М., Статистика, 2005
7. Клепая А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический ростАстраханской области: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики. 2002.№ 8
8. Новая парадигма развития Астраханской области (Комплексные исследованияпроблем устойчивого развития) / Под ред. В.А. Коптюга. — Астрахань, Волга, 2007
9. Общая теория статистики. Под редакцией Башиной О.А. и Спирина А.А. — М.,Инфра-М, 2003
10. Основные показатели уровня жизни населения Астраханской области в 2005году // Официальный сайт Министерства экономического развития Астраханскойобласти
11. Основные показатели уровня жизни населения Астраханской области в 2006году // Официальный сайт Министерства экономического развития Астраханскойобласти
12. Основные показатели уровня жизни населения Астраханской области в 2007году // Официальный сайт Министерства экономического развития Астраханскойобласти.
13. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. — М. — Финансы и статистика, 2007
14. Саградов А.А. Астраханская область и индекс человеческого потенциала.// Мир Астраханской области. 2007. № 3
15. Статистическая информация о социально-экономическом положенииАстраханской области в 2006 г. // Официальный сайт Министерства экономическогоразвития Астраханской области
16. Стрижакова Л., Златоверхникова Т. Качество жизни в российских регионах (динамика,межрегиональные сопоставления) // Экономист. 2007. № 10
17. Фортунатова В.А. Качество жизни населения // Народонаселение. 2007. № 1
18. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальныхсоциальных стандартов // Экономист. 2007. №4