Реферат по предмету "Психология"


Акцентуации характера, взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением

ВЯТСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра общей психологии
Контрольная работа
«Акцентуации характера,взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением»
Выполнила:
студентка 5 курса, группаПС – 31
факультета психологии иправа
Перминова Н.А.
Киров
2009

1. Понятиеакцентуаций характера
В периодстановления характера, т.е. в подростковом возрасте, его типологическиеособенности, не будучи еще сглажены и затушеваныжизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии,т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются.Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
В зависимостиот степени выраженности выделяются двe степениакцентуации характера — явная и скрытая
Явная акцентуация.Крайним вариант нормы. Она отличается наличием довольно постоянных чертопределенного типа характера. Тщательно собранный анамнез/>, сведения от близких, непродолжительноенаблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментальнопатохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяютраспознать этот тип. Однако выраженность чepт определенного типа непрепятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Пр/>и повзрослении. особенностихарактера остаются достаточно выраженными, нокомпенсируются и обычно не мешают />адаптации.
Скрытая акцентуация. Вобыденных, привычных условиях, черты определенноготипа характера выражены слабо или не проявляютсясовсем. Даже при продолжительном наблюдении,разносторонних контактах и детальном ознакомлении сбиографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако чертыэтого типа могут ярко, порой неожиданно, выявлятьсяпод влиянием тех ситуаций и психических травм, которыепредъявляют повышенные требования.к «местунаименьшего сопротивления

2.Основные типы акцентуаций характера по Личко
Существуетдве классификации типов — первая предложена К.Leonhard(1968), а вторая — Личко А. Е. (1977).
В даннойконтрольной работе представлена классификация А.Е. Личко, которая состоит из 11типов акцентуации характера />
Гипертимный тип. Ребенок с. детства шумлив, общителен, чрезмерно самостоятелен,смелостью, склонен к озорству. У него нет ни застенчивости, ни робости переднезнакомцами, но зато недостает чувства дистанции вотношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитателижалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живойум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости,отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главнаячерта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оносочетается с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненнымтонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом икрепким освежающим сном. Лишь изредка настроение омрачается вспышкамираздражения, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить,подчинить своей воле. На замечания, порицания реагируют бурно; плохо переносятжесткую дисциплину; в необычных ситуациях проявляют находчивость, умеют ловчитьи изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут незаметнодля себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.
Они всегдатянутся в компанию, тяготятся и плохо перекосят одиночество, среди сверстниковстремятся к фактическому лидерству, т.е. роливожака и заводилы; в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться всомнительной компании. Любят риск и авантюры.
Новые люди,места, предметы живо привлекают их и, легко воодушевляясь, такие подросткичасто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохосправляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности,кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни вденежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склоннывидеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию,но неспособны надолго выбить из колеи.
Половоечувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняясексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бываетмимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.
Гипертимныйтип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могутвозникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологическиенарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение,эмансипационные побеги и т.п.).
Циклоидныйтип. Вдетстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. Снаступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Вдальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровногонастроения. Длительность фаз меняется от 1 до 2 нед, с возрастом они могутудлиняться или, наоборот, сглаживаться.
Субдепрессивнаяфаза: вялость, упадок сил, труднее учиться, общество тяготит, компанииизбегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Мелкие неприятности инеудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаютсятяжело. Трудно уснуть и почти всегда на вялость и разбитость по утрам. Легкомогут возникнуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности ибыть спровоцированы острые аффективные реакции с суицидными попытками.
В периодподъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственныеим обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Эмансипационныеустремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а всубдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивнойфазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются, или находят новые.
Сексуальнаяактивность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе. можетусиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическоеповедение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периодыподъема
Циклоиднойпсихопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникаетциклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую формуманиакально-депрессивного психоза…
Лабильныйтип. Вдетстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность кневротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте – настроениеменяется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных дляокружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие,и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность.
Маломотивированныесмены настроения могут создать впечатление поверхностности и легкомыслия.Однако лабильность подростков отличают глубокие чувства, искренняяпривязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанностисохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятсятяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем,кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках —защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье, удовлетворитьпотребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но ищут в нихтолько новые впечатления.
В группе сверстниковна роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого изащищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваютсяинформативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, даеще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака,которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения).
Сексуальнаяактивность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долгоостается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путьтранзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегдаизбегаются.
Своеобразнаяизбирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к нимотносятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, ктобезразличен. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток егоутаить. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить чертысвоего характера.
“Слабымзвеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц,утрата близких, разлука с ними./>
Астено-невротическийтип. С детства нередковыявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость,плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, ипервые признаки астено-невротической акцентуациивозникают только в подростковом возрасте.
Главнымичертами являются утомляемость, раздражительность и склонность кипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях илипри физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность ведет к внезапнымаффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение,зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием ислезами. Склонность к ипохондризации может бытьособенно сильной. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшимтелесным ощущениям, охотно лечатся, подвергаются врачебным обследованиям.Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у мальчиков становитсясердце.
Подростковыенарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу несвойственны. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают ипредпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно преждевсего отражает заботу о здоровье.
Сенситивныйтип. Сдетства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятсяостаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Нелюбят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и внеобычной обстановке. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутостии отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительныс теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с нимиувереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном исуровом обращении с ними. Отличаются послушанием. Учатся обычно старательно.Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняютсяотвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой.
Трудностиобычно начинаются с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выступаютдве главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувствособственной неполноценности. В себе видят множество недостатков. К роднымсохраняется детская привязанность. Упреки и наказания с их стороны вызываютслезы и отчаяние. Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерныеморальные требования к себе и окружающим.
Выраженнойбывает реакция гиперкомпенсации. Ищут утверждения себя не там, где могутраскрыться их способности, а там, где чувствуют свою слабость.
Отсверстников не отгораживаются, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбепривязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании. Увлечения бываютдвоякими: с одной стороны искусство, музыка, рисование, домашние цветы, певчиептицы, и т.п., причем важней сам процесс, нежели результат. С другой стороныиграет роль гиперкомпенсация. Здесь важнее результат и признание. Мальчикипытаются преодолеть “слабоволие” занятиями силовыми видами спорта, а робость и застенчивость стараются побороть,устремляясь на общественные посты, где тщательно выполняют формальную часть порученной функции, оставляя фактическоелидерство другим
Сексуальноевлечение усиливает застенчивость и переживания собственной неполноценности. Всилу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь утверждает в мысляхо своейнеполноценности. Могут возникнуть суицидныенамерения.
Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности неотмечается. Сенситивные юноши обычно не курят. Валкогольном опьянении вместо эйфории нередко можно наблюдать депрессивныепереживания.
Самооценкаобъективна. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечатьпредпочитают неправде.
Психастеническийтип. Вдетстве робки и пугливы, проявляется моторная неловкость, склонность, к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные”интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаютсяразличные фобии.
Критическимпериодом обычно бывают первые классы школы, когда появляется необходимостьотвечать за себя и особенно за других.
В пубертатном периоде резких обострений психастенииобычно не бывает. Декомпенсации могут наступать в моменты предъявления высокихтребований к чувству ответственности (например, во время экзаменов).
Главнымичертами психастенического типа являются нерешительность, склонность крассуждениям, мнительности в виде опасений за будущее, самокопанию и легкостивозникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений,мыслей. Опасения адресуются даже к маловероятному, в будущем. Невзгоды, ужеслучившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственнатревога за мать. Если мать опаздывает, где-то безпредупреждения, такой подросток не находит себе места.
Защитой отпостоянной тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы, а так же специально выработанныепедантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранеепредусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то ничего плохого не случится.
Нерешительностьособенно проявляется когда надо сделатьсамостоятельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленноисполнено. У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности инеуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционнымивысказываниями, утрированной решимостью искоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуетсяосмотрительность и осторожность. Постигающие при этом неудачи еще болееусиливают нерешительность и сомнения.
Физическое развитие обычнооставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортомдаются плохо.
Подростковаяреакция эмансипации выражена слабо и нередкозамещена патологической привязанностью, к кому-либоиз близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Увлечения, какправило, ограничиваются интеллектуально-эстетическими хобби. Сексуальноеразвитие зачастую опережает общее физическое. Подростковые нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) психастеникамне присущи.
Самооценкадалеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Часто выделяетсясклонность находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например,истерические.
Шизоидныйтип. Спервых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам,предпочитая общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой.
Вподростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Преждевсего бросаются в глаза замкнутость иотгороженность. Неспособность устанавливать контакты тяжело переживается.Неудачные попытки найти себе друга по душе, быстрая истощаемостьв контакте побуждают к еще большему уходу в себя.
Замкнутостьсочетается с недостатком интуициии сопереживания вобщении с другими, что создает впечатление холодности и черствости.Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностьювчувствоваться в страдания других, а не с желанием получить садистскоенаслаждение.
Внутренниймир закрыт для посторонних и заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидныеподростки раскрываются неожиданнои обычно перед человеком малознакомым, но чем-то импонирующим их прихотливому выбору. В тоже время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми отблизких или от тех, кого они знают много лет.
Реакцияэмансипации проявляется своеобразно: подросток может терпеть мелочную опеку вбыту и даже не замечать ее, но готов реагировать бурным протестом на малейшуюпопытку вторгнуться без дозволения в мир егоинтересов, увлечений и фантазий. Такая реакциялегко может оборачиваться негодованием по поводу существующих правил ипорядков, насмешками над распространенными идеалами, интересами и духовнымиценностями, злопыхательством по поводу “отсутствия свободы”. Подобные суждениямогут подолгу скрытно вынашиваться и нежданно для всех реализоваться в решительных действияхили публичных выступлениях.
Реакция группирования со сверстниками внешне выраженаслабо. Но успех среди сверстников может быть предметом сокровенных фантазийшизоидного подростка.
Увлечениянередко отличаются необычностью, силой и постоянством.Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби. В спорте предпочитают индивидуальные занятия. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра намузыкальных инструментах, всяческие поделки.
Сексуальная активность для окружающихобычно остается незамеченной. Не способные на флирт и ухаживание, не умеющиедобиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подросткимогут внезапно для других проявлять сексуальную активностьв самых грубых и даже извращенных формах: вступатьв связь со случайными встречными, онанировать под чужими окнами, эксгибиционировать перед малышами, часами сторожить,чтобы подсмотреть чьи-то обнаженные гениталии и т.п. Подобная сексуальнаяактивность и сексуальные фантазии глубоко таятся. Даже когда подобные действияобнаружены, стараются не раскрывать мотивов и переживаний.
Алкоголизациявстречается редко. Опьянение не сопровождается эйфорией. Однако у некоторыхнебольшие дозы крепких напитков облегчают установление контактов, тогда алкоголь может регулярно использоваться в качестве“коммуникативного допинга". Может возникнуть необычная психическаязависимость, отличная от известной психическойзависимости у алкоголиков. С той же целью легко могут быть начаты приемынаркотиков. Опасность токсикоманического поведенияу шизоидов больше, чем алкоголизации./>
Делинквентное поведение встречаетсянечасто. Групповые правонарушения не свойственны. Однако преступления могутсовершаться “во имя группы”, чтобы группа “призналасвоим”.
Самооценкашизоидов отличается избирательностью. Противоречия в своем поведении незамечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Ударам по“слабому звену” шизоидной акцентуации является ситуация, в которой необходимобыстро и легко вступать в неформальные контакты, Непереносимым является также грубое насильственное вторжение винтимный мир фантазий и увлечений. Другие же психические травмы переносятся иногда удивительно стойко. В целом шизоиднаяакцентуация по миновании подросткового возраста обычно не препятствует хорошейсоциальной адаптации./>
Эпилептоидныйтип. Черты этого типа невсегда явственно проступают в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить. Наряду с этим, могут выявиться садистскиесклонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться надбеспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде,игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакцияна тех, кто собирается покушаться на их собственность.
В большинствеслучаев черты этого типа становятся видными вподростковом возрасте. Главная из них — склонностьк периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло.Такие состояния длятся часами, реже днями,постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С нимитесно связана аффективная взрывчатость. В аффекте могут отмечаться безудержнаяярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объектанападения и. неспособность учесть его превосходящую силу. Реже эта яростьоборачивается аутоагрессией с нанесением себе пороютяжких повреждений.
Инстинктивнаяжизнь отличается большим напряжением. Сильное сексуальное влечение, склонность ксексуальным эксцессам могут сочетаться ссадистскими и мазохистическими наклонностями.Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.
Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью идраками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом неостается воспоминаний. Тем не менее нередкой бывает склонность напиваться “доотключения”. Брутальность сказывается во всем;крепкие напитки предпочитаются вину, крепкиепапиросы — сигаретам и т.п. В опьянении легковозникают как агрессивные, так и аутоагрессивныеаффективные реакции.
Реакция эмансипациинередко протекает тяжело. От родных требуют не только “свободы” исамостоятельности, но и “прав”, доли имущества, материальных благ. Передначальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакциягруппирования со сверстниками сопряжена состремлением к властвованию. В группе желаютустанавливать порядки, выгодные для себя. Могут хорошо адаптироваться вусловиях строгого дисциплинарного режима, где умеют подольститься к начальству,заполучить определенную власть над другими подросткамии умело использовать ее для своей выгоды.
Средиувлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм.Легко пробуждается страсть к обогащению. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. В сфере увлечениймогут оказаться и различные поделки, особенно требующие тщательности исполненияи сулящие материальную выгоду. Музыкой и пением охотно занимаются наедине,получая от этого особое чувственное наслаждение.
Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность,тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем — от моторики и эмоциональности до мышления и личностныхценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже вущерб делу, допекающий всех педантизм — все эторассматривается некоторыми авторами как способ компенсации собственной инертности. />
Эпилептоидная акцентуация являетсяпочвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушенийповедения долинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатическогоразвития. Особенно пагубным является воспитание вусловиях жестоких взаимоотношений. Гипоопека можетспособствовать наслоению черт неустойчивости, потворствующая гиперпротекция — истероидности./>
Истероидныйтип. Главной чертой являетсяэгоцентризм, потребность вызывать восхищение,удивление, почитание, сочувствие. Все остальныекачества определяются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены наприукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание.Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искреннихчувств.
Все эти чертынередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают ичасто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Успехи в учебево многом определяются тем, ставят ли их в примердругим.
Вподростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всеготоварищей, могут использоваться нарушения поведения. Делинквентностьсводится к прогулам, нежеланию работать иучиться, так как “серая жизнь” их не удовлетворяет, а занять в учебе и трудепрестижное положение, которое бы тешило их самолюбие,у них не хватает ни способностей, ни, главное,настойчивости. Склонны к вызывающему поведению вобщественных местах. Более тяжких нарушений доведения обычно избегают.
Побеги из домамогут начаться с детских лет. Убежав, дети или подростки стараются быть там,где их будут искать, или обратить на себя внимание. Склонны преувеличивать своюалкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов.Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз — другойкакой-либо доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотическиеэксцессы, необычный “кайф”, прием экстравагантных наркотиков, вроде героина или ЛСД. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанныесведения быстро истощаются.
Если ничемдругим не удается привлечь к себе внимание, то вход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегдапредназначаются для окружающих. Выдумывая, легковживаются в роль, вводят в заблуждение доверчивыхлюдей./>
Истероидная акцентуация нередкосочетается с психическим инфантилизмом. Проявления этой реакции: уход в болезнь, попытки избавиться оттого, на кого переключилось внимание. Но чащереакция оппозиции проявляется подростковыми нарушениями поведения—выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровствоасоциальные компании сверстников—все это предназначаетсялишь для того, чтобы обратить на себя внимание.
Реакцияэмансипации может иметь бурные внешние проявления—громогласные требованиясвободы, конфликты и т.п. На самом же деле настоящей свободы и самостоятельностивовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.
Реакциягруппирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или наисключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьемнастроения в группе, еще только назревающих в нейжеланий, стремлений, событий, истероидные подростки становятся их первымивыразителями, застрелыщиками, зажигателями. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой других, даже проявить отвагу. Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенныевосхищенных взглядов, сразу теряют весь задор.
Сексуальноевлечение не отличается ни силой, ни напряженностью.В сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще скрывают своисексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что средитоварищей в этой области они могут легко оказатьсяне на “высоте”. Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные ивыдумывать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могутразыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.
Самооценкаочень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данныймомент можно скорее всего обратить на себя внимание.
Неустойчивыйтип. Сдетства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но приэтом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются струдом. У части встречаются симптомы невропатии(ночной энурез, заикание и др.).
С первыхклассов школы нет желания учиться. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед нимистаршие.
Рановыявляется повышенная тяга к удовольствиям,развлечениям, праздности, безделью. Убегают суроков в кино или просто погулять по улице.Подстрекаемые более стеничными товарищами, могут ради компании убежать из дома. Охотноподражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и сменулегких впечатлений.Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легкоидут на мелкие кражи.
Когдастановятся подростками, то ищут более острых и сильных ощущений—в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация,проявляется интерес к наркотизации. Нарушенияповедения, делинквентность прежде всего обусловленыжеланием поразвлечься. Выпивки начинаются рано(иногда с 12—14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычныхвпечатлений легко толкает на правонарушения.
Реакцияэмансипации тесно сопряжена с желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда непитают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием.Родные для них — прежде всего источник средств дляразвлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличнымасоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносятодиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений.Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивыеподростки легко становятся орудием таких групп.
Знакомства предпочитаются легкие. Веселая компания всегдаважнее преданного друга. Полученные сведения легко забываются, в подлинный ихсмысл не вникают, никаких выводов не делается. К занятиям спортом испытываютотвращение. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники почти гедоническогонаслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Ноупорные занятия и здесь отталкивают. Предпочитается угон автомашин и мотоцикловс целью покататься. Художественная самодеятельность не привлекает, даже модныеансамбли скоро приедаются.
Сексуальноевлечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннемусексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Сексуальная жизньстановится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганскиепохождения. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остаетсянезнакомым.
Слабоволие и трусостьпозволяют удерживать неустойчивых в условиях сурового и жесткорегламентированного режима. Когда безделье грозитнаказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работают. Самооценкаобычно необъективна: себе приписывают гипертимные или конформныечерты. Главное “слабое звено" неустойчивой акцентуации — остаться без пристального надзора,быть предоставленным самому себе.
Конформныйтип.Главная черта — постоянная и чрезмернаяконформность к своему непосредственному привычному окружению. В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут вних утешения и оправдания. Стремясь всегдасоответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. Поэтому вхорошем окружении становятся неплохими людьми,исполнительными работниками. Но, попав в дурнуюсреду, со временем усваивают все ее обычаи ипривычки, манеры и правила поведения. Хотя адаптация к новой среде происходитмедленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая средастановится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтомуконформные подростки “за компанию” легко спиваются,могут быть втянуты в групповые правонарушения.
Конформностьсочетается с поразительной некритичностью. Все, чтоговорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации,—этои есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать сведения, явно противоречащие действительности, онипо-прежнему принимаются за чистую монету.
Учеба с еечеткой регламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерныхтрудностей.
Конформныеподростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностьюэтой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избранииместа,где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебноезаведение поступают большинство товарищей. Если привычная подростковая группапочему-либо отвергает конформного подростка, то это воспринимается как одна изсамых тяжелых психических травм. Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, когдародители и воспитатели отрывают конформного подросткаот привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлениюбыть “как все.
Слабое место в конформном характере—непереносимость крутыхперемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества можетпослужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особойсклонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает калкоголизации.
Почтиполовину случаев явных акцентуацийпредставляют смешанные типы. Их особенности нетрудно представить наосновании предыдущих описаний.
Список литературы
1.    ГаннушкинП. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — Н. Новгород:Изд-во НГМА., 2000
2.    ГройсманА.Л. Медицинская психология. — М.: Магистр 1998
3.    ДодоновБ.И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
4.    ЕникееваД. Популярная психиатрия. — М.: АСТ-ПРЕСС 1998
5.    ЗаикаЕ.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личностиподростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии. – 1990. № 4, с.83-90.
6.    ЛакосинаН.Д. Ушаков Г.К. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1984
7.    ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).—Л.: Медицина, 1979.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.