Реферат по предмету "Экономика"


Социальная политика в рыночной экономике

Содержание
Сущность, содержание и принципы социальной политики
Приоритетные направления социальной политики государства
Социальная защита, гарантия и поддержка населения
Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ
Литература
Сущность, содержание и принципы социальной политики
Политика государства охватывает не только наиболеепринципиальные направления развития общества, но и конкретныезадачи, стоящие перед отдельными сферами общественной жизни. В соответствиис этим выделяют политику государства: внутреннюю и внешнюю, экономическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства,национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают ик более дробному делению, рассматривая особо, например,аграрную, техническую, демографическую, кадровую политикуи т.д. Поскольку все области и стороны общественной жизни взаимосвязаны, постолькусоответственно тесно взаимодействуют и все эти направления политической деятельностигосударства. Из-за частого взаимопереплетения и «взаимопроникновения»разграничение их нередко довольно условно. Однако среди них есть направление, имеющеенаиболее близкое отношение ко всему комплексу потребностейи интересов человека. Это политика, обращенная к социальной сфере, — социальнаяполитика.
Социальная политика — это деятельность государства,общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворениепотребностей населения и реализуется через социальную сферу. Объектами социальнойполитики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельнойсемьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Отсюдаследует, что социальная политика — понятие емкое. В широком смысле она должна охватыватьвсе аспекты жизни людей: улучшение условий труда и быта, осуществление принципасоциальной справедливости, социальная защита и гарантии населения, проблемы занятости,удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствованиенациональных отношений и пр. Главная цель социальной политики — это повышение уровняи качества жизни гражданРоссии на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставлениекаждому трудоспособному человеку условий, позволяющихсвоим трудом и предприимчивостьюобеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет своисоциальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособнымигражданами. Проводимая до настоящего времени социальная политика в нашей странене отвечает требованиям ее целевой установки: отсутствуютчеткие критерии социальных ориентиров, не разработан механизм реализации социальнойполитики и как следствие этого крайне низкая эффективность ее проведения. Утверждение,что социальное развитие общества, повышение народного благосостояния — это главнаяцель общественного производства и основа государственной политики, многие годы былолишь теоретическим постулатом, в значительной степени оторванным от реальной жизни. Подтверждением тому может служить низкий жизненныйуровень населения по сравнению даже с развивающимися странами. Социальная обстановкапродолжает оставаться напряженной и все более усложняется. Возрастает безработицаи развиваются ее скрытые формы (3-4-дневная занятость, полугодовые отпуска, снижениесменности и т.д.). По некоторым экспертным оценкам, реальная безработица составляетболее 10-12 млн. человек. Причем речь идет о безработицесреди наиболеевысокопрофессиональной рабочей силы далеконе пожилого возраста. Отсюда — резкое снижение материального благосостояния, апатия, неверие,стрессы, рост преступности. В сложнейшем положении — интеллектуальная часть общества,военнослужащие, женщины, дети и старые люди. Повышаетсязаболеваемость и смертность, падает рождаемость.Уровень реальных доходов населения в денежном выражениив настоящее время на 40 % ниже, чем в 1991 г. Возникла массовая бедность, число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет около25 % численности населения России. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначиласьнелегальная и нетрудовая основа имущественного и социальногорасслоения.
Выход состоит в оздоровлении экономики страны и оживленииусловий социальной активности, которые позволяют решить эти и другие насущные проблемыжизни населения.
Содержание социальной политикираскрываются через системуопределенных принципов. Отметим среди этих принципов социальной политики государстванаиболее важные:
Социальная справедливость, которая означает меру равенства(или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материальногои духовного развития общества. Социальная справедливость — это также и реальноенародовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций,уважение личности и создание условий для ее развития.
Социальные гарантии, которые означают гарантированноеобществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботыо престарелых, материнстве и детстве.
Повышение материального и культурного уровня жизнивсех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.
Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости.Само слово «реабилитация»означает «восстановление», возвращение утерянного.Поэтому принято говорить о восстановлении здоровья,прав, возвращении доброго имени. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальнойреабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийныхбедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социальной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность.
Развитие социальной активности всех членов общества,раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека,сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью. Наука, новаятехнология, экономический рост никогда не заменят духовность, хотя последнее без первого и невозможно, допустим, осуществить.
Более полный учет специфики жизни и деятельности такихгрупп населения, как молодежь, женщины, престарелыелюди с целью максимально возможного удовлетворения ихнужд и интересов.
И, наконец, сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствованиенациональных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннегосотрудничества в области экономики, культуры, искусства и т.п. Приоритетные направления социальной политики государства
Важнейшими приоритетами социальной политики государствав современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктурыи ее развитие; проблемыохраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демографическаяполитика; проблемы занятости и социальной защиты населения.
В решении социально-экономическихпроблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системысоциальной сферы и ее нормального развития успешногоосуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика- это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также болееузкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.
Социальная сфера — область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальнаядеятельность прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций,благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благи услуг. Одним словом, все, что связано с благосостояниемлюдей, относится к социальной области экономики. Непосредственно к социальной экономике относят все виды социальногообеспечения, т.е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов иисточников существования, либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени.Наиболее распространенным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.В России свыше 38 млн. пенсионеров при численности населения страны в 147,5 млн. человек. Большинство из них пенсионеры по возрасту:женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет. Для отдельных категорий населения пенсионныйвозраст еще ниже.
Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии нениже установленного законодательством уровня — минимальнаяпенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственногои местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными,длительными и временными, возможно предоставление разовой,социальной помощи.
Все отрасли экономики имеют то или иное отношение ксоциальной сфере, обслуживают и удовлетворяют не только материальные потребности,но также — духовные и социальные потребности людей. Однако непосредственно к отраслямсоциального профиля относятся:
Жилищное и коммунальное хозяйство. Оно поддерживаетв рабочем состоянии дома, лифты, водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, канализации и т.д. Всето, что составляет жилищно-коммунальную инфраструктуру.
Бытовое обслуживание населения. Ремонтные мастерские, прачечные,парикмахерские и бани, пункты проката, такси, ломбарды, учреждения информационныхи ритуальных услуг и многое другое.
Охрана, восстановление и очистка окружающей среды.Службы, занимающиеся этой деятельностью, должны обеспечиватьчеловеку условия для поддержания здоровой жизни и нормального отдыха.
Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают:культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самыечувствительные и тонкие запросы и вкусы людей. Их социальная значимость исключительновелика. Кстати, к отраслям здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той мере, в которой они решаютзадачи укрепления здоровьяи утверждение здорового образа жизни.
Значительную социальную нагрузку несет наука, на достижениякоторой опираются все отрасли народного хозяйства.
Как уже отмечалось, имеетсяеще отрасль социального обеспечения населения.
Среди приоритетов социальной политики особое местозанимает забота об охране и восстановлении окружающей среды. Жизнеспособность икачество жизни людей находится в непосредственной зависимости от состояния окружающейсреды и сложившейся экологической ситуации. Ведь сколько загублено человеком морей,озер, рек, лесов иземли. Следует заметить, что экологияи жизнь связаны между собой: человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубокотрансформировал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь становится хуже,опасней и более короткой. В настоящее время происходит демографический кризис: у нас в стране умирает уже больше, чем рождается. Смертность более чем в два раза превышает рождаемость. При нынешнем уровне смертностинаселение страны к />2005 г., т.е. через 10 лет, может сократиться с 148,2 млн.до 138 млн. человек.
Такие данные приводятся в исследованиях Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.
Социальная задача состоит в соразмерности того, чтомы берем от природы и что мы ей даем, как охраняем, защищаем и восстанавливаем еево имя жизни настоящего и будущих поколений. Причем последствия пренебрежительногоотношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляются не сразу.Поэтому осознание значимости экологии должно проявляться в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану окружающей среды.
Переходим к рассмотрению проблемы распределения доходовобщества.
Как уже отмечалось ранее,справедливое распределение доходов занимает особое местов государственном регулировании экономики. Эту важнейшую социально-экономическую проблему рассматривают обычно с таких сторон:
Во-первых, распределение полученного совокупного доходамежду участниками производства (имеется в виду личный фактор производства). Это так называемоефункциональное распределение. Оно свидетельствует о том, какая доля НД направляется соответствующемуличному фактору производства. К примеру, функциональное распределение НД в США(1990 г.) выглядело следующим образом. Всего примерно 4 трлн.400 млрд. долл., в том числе: заработная плата (включаядоплаты и доходы мелких и средних предпринимателей)- 3 трлн.600 млрд. долл.; доход по процентам — 465 млрд. долл.; прибыль корпораций300 млрд. долл.; рентный доход — 7 млрд. долл.
Такое распределение среди субъектов — непосредственныхучастников создания НД — называется также еще первичным распределением. Не случайно эти доходы называютсяосновными.
Во-вторых, в процессе реализацииНД многократно перераспределяетсякак между его создателями, так и между лицами, занятыми непроизводительнымтрудом. Доходы, являющиеся результатом перераспределения,называются производными. Основным инструментом перераспределения НД является госбюджет.НД перераспределяется также через сферу услуг.
Адвокаты, юристы, артисты,служители культа и другие работники непроизводственной сферы получают свой доходза предоставленные ими услуги населению. Перераспределение НД происходит не тольковнутри страны, но и между государствами.
В-третьих, в статистике особо выделяется распределениедохода по его величине. Она характеризует распределение созданного в стране НД междусемьями или отдельными лицами. Наша статистика, например, показывает структуру доходов и расходов семьи рабочего и служащего, семьи рабочего промышленности и семьиколхозника. Среднестатистическая семья при составлении потребительских бюджетовучитывается из четырех человек: муж и жена, работающие, а также двое детей: мальчик — 16 лет и девочка — 7 лет.
В последние годы даже в некоторых развитых странахпроисходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить неприходится.
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности.Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейногодохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень идолжен выступать как минимум материальной обеспеченности,или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россияннаходятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являютсябедняками.
Черту бедности в США определяет Министерство торговли,исходя из необходимых объективныхпотребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек — 10426 долл., из трех — 13078 долл., из четырех — 15730долл.
Социально-демографическая политика. Центральное место в демографии, как известно, занимает воспроизводство населения,которое происходит за счет естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность.Правда, численность населения отдельных регионов изменяется вследствие его миграции.За пределами России в других бывших республиках, т.е. в странах СНГ, проживает свыше25 млн. русских и около 4 млн. граждан других национальностей. К началу 1995 г. в России находилось около 670 тыс. беженцев. Поэтому приоритетными направлениями миграционной политики являются:
защита прав и интересов граждан РФ, проживающих в республикеи за ее пределами;
регулирование въезда и выезда мигрантов, оказание помощибеженцам и внутренним переселенцам;
создание законных и гуманных условий приема и размещениясемей беженцев;
формирование у населения понимания вынужденной миграциив Россию.
Основным принципом в работес вынужденными мигрантамистановится развитие инициативы и самостоятельности в собственном обустройстве на новом месте жительства, привлечение ихсредств, полученных в качестве компенсации за оставленное жилье и недвижимое имущество,предоставление им льготных кредитов, а также финансовыхсредств и материальных ресурсов в порядке оказания помощи.
Главные акценты в демографической политике должны бытьсделаны в отношении обеспечения здорового потомства, увеличения продолжительностиактивной жизни, сохранения здоровья и других качественныххарактеристик развития населения.
Условия рынка выдвигают в число приоритетных задач социально-демографический политики укреплениеэкономическойсамостоятельностисемьи с детьми: стимулировать рост трудовыхдоходов, а не увеличивать пособия и компенсационные выплаты. Политика в областиснижения смертности состоит в профилактике детской и материнской смертности, в сокращениисмертности мужского населения в трудоспособном возрасте и разрыва в продолжительностижизни мужчин и женщин, выравнивания качества медицинского обслуживания жителей городови сельской местности. Если не выделить демографические проблемы в число приоритетных,то создается угроза для генофонда нации. Социальная защита, гарантия и поддержка населения
Продвижение к рынку невозможно без создания надежнойсистемы социальной защиты населения, способной обеспечить максимально возможнуюнейтрализацию негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизмзащиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.
Содержание социальной защиты.
Социальная защита — система мер, направленных на создание условий, которые обеспечиваютэкономическое и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, атакже на предоставление им дополнительных прав и льгот:
по налогообложению и выплате пенсий и пособий;
по строительству и содержанию жилья, а также его получениюи приобретению;
по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортномулечению, обеспечению лекарственными средствами;
по обеспечению транспортнымисредствами и оплате проезда;
по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
по пользованию услугами учреждений связи и спортивно-оздоровительных учреждений;
по получению услуг социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
В широком смысле социальнаязащита заключается в том, что каждый человек имеет правона такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимоесоциальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостоянияего самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию понезависящим от него обстоятельствам (ст.25 Декларации прав человека, принятой 10декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН).
К сожалению, действующая система социальной защитыи социальных гарантий не соответствует основным принципам рыночной экономики, необладает достаточной гибкостью и нуждается в коренном преобразовании.
На каких же основных принципах должно происходить формирование новой системысоциальной защиты?
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группамнаселения в зависимости от их социального положения,возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.
Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов)главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровняпотребления важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежныхгарантий, размера индивидуальных доходов и т.д.
Что же касается трудоспособных,то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены кминимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости,включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.
2. Механизм социальнойзащиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательнозакрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.
Система социальной защиты не должна строиться на основеэпизодического принятия разрозненных разовых решений по улучшению материальногоположения отдельных групп населения, оказавшихся в тяжелой ситуации. А пока мы имеем дело не с комплексной системой, а со своеобразным подобием «скоройпомощи» для латания наиболее заметных социальных прорех. Если такая практикаболее или менее соответствовала потребностям административно-командной экономики, то в условиях рынка она бесперспективна.
3. Система социальной защиты должна быть интегрированной,действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском,областном, региональном, даже на уровне предприятия (фирмы), АО с четким определениемправ, ответственности и функций каждого из них.
Наиболее целесообразенпуть создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные на вышестоящемуровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровнеследует сохранить установление минимального уровня гарантийдля всего населения страны независимо от места проживания.
Безусловно, принципов (требований) проводимой политикисоциальной защиты населения значительно больше. К примеру, в федеральном законе «Об основах социального обслуживания населенияв РФ», принятом Госдумой 15 ноября 1995 г., подчеркиваются такие принципы, как адресность, доступность, дифференцированность, добровольность, гуманность, конфиденциальность,профилактическая направленность.
Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексностис системой социальных гарантий.
Социальные гарантии государства являются основой, базисомдля реализации системы социальной защиты населения.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальноеобеспечение и на осуществление необходимых условий дляподдержания его достоинства и для свободного полного развитияего личности.
Каждый человек имеет право на труд, на свободный выборработы, на справедливыеи благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либодискриминации, имеет правона равную оплату за равный труд (ст.22 и 23 Декларацииправ человека).
В самом общем виде социальные гарантии государства- это защита прав человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности гражданв обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующейжизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.
К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспеченияотносятся:
1) материальная обеспеченность и создание условий,при которых доходы всех членов общества могут быть реализованы;
2) возможность полученияобразования, медицинской помощи и т.д.;
3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержаниеэкологии на необходимом уровне;
4) улучшение материальногоположения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных семей и граждан;
5) расширение льгот работающим женщинам; создание необходимыхусловий для воспитания подрастающего поколения.
Следует заметить, что системагарантий защиты от возможныхнегативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием правовых, финансовых,организационных условийих обеспечения. В целом эта система должна интегрировать такие гарантии:
1) полная занятость или право на получение рабочегоместа;
2) доступность профессиональнойподготовки и переподготовки, а также квалификационного роста;
3) поддержание определенногоуровня материальной обеспеченности на период переподготовкиили временной незанятости;
4) защита основных прав работника в сфере труда и т.д.
Система социальных гарантийдолжна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение ужевозникших очагов социальной напряженности. Ресурсные и финансовые основы системысоциальных гарантий должны формироваться не по остаточному принципу, а из действительныхпотребностей общества. Поэтому система социальных гарантий должна быть построенатаким образом, чтобы автоматически поддерживать планку социальной защиты на должном уровне. Основойдля этого будет создание объективной, научно-обоснованнойбазы социальных гарантий в виде системы государственных социальных стандартов: минимальныеразмеры зарплаты и социальных выплат (пособия, пенсии,стипендии); рациональные нормы питания и семейный бюджет; прожиточный минимум ииндексация личных доходов и т.п.
В Послании Президента РФФедеральному Собранию 6 марта 1997г. говорится, чтосуществующая практика распределения социальной помощи приводит лишь к распылениюсредств. В настоящее время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающихте или иные социальные льготы для 200 категорий населения.А численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации,достигает без малого 100 миллионов человек.
Поскольку полная социальная защита всего населениянереальна, постольку следует более правильно и обоснованно говорить о социальнойподдержке отдельных слоев и групп населения. Такие категории населения принято называтьслабо защищенными, а более точно социально уязвимыми слоями населения. К социальноуязвимым следует относить тех, кто лишен возможностисамостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние,поддерживать необходимые условия жизни и существования.Это, как правило, многодетные ималообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды,а также безработные люди.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаютсясемьи с низким денежным доходом на члена семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшиеот репрессий и от стихийных бедствий. Студентов также можно отнести к слабо защищенных категориям населения.
Все перечисленные слои и группы населения нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства,правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительныхорганизаций.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остропроявляется проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы.Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводилк катастрофическому снижению личного потребления и жизненногоуровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендиии другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных ценна продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Несколько слов о социальнойблаготворительности как о массовом и повседневном явлении демократического общества.
Для нашего общества такая функция общества необычнаи нова. Хотя издавна принципы благотворительности заложены во многих христианскихзаповедях. Высший смысл и назначение человека состоит в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей.
Социальная благотворительность проявляется в том, чтоодни люди (или группы людей) бескорыстно, по внутреннему душевному зову помогают другим: деньгами, вещами, услугами, советом, заботой,лечением, уходом и утешением. В этом мы должны усматриватьпроявление благородства и достоинства таких людей.
/>Главные цели и приоритетысоциальных реформ в РФ
Современная экономическаяситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрацииусилий на решении более острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализациисоциальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовыхи материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику наактивизацию факторов, стимулирующих высокоэффективныйи производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности гражданза свое материальное благополучие.
Стратегическими целями социальной политики являются:
достижение ощутимого улучшенияматериального положения и условий жизни людей;
обеспечение эффективнойзанятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
гарантия конституционных прав граждан в области труда,социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальной политики на семью, обеспечениеправ и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам,детям и молодежи;
нормализация и улучшение демографической ситуации,снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения этих целей потребуется:
восстановить роль доходов от трудовой деятельностикак основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
обеспечить справедливое распределение доходов на основесовершенствования системы индивидуального налогообложениядоходов и собственности граждан, увеличения ставок налоговдля лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низко-доходные группынаселения;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательскойдеятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимыхпрограмм, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшениежилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
обеспечить взвешенность в политике занятости с тем,чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствоватьвысвобождению излишней рабочей силы в связи со структурнойперестройкой экономики;
усилить адресность социальнойподдержки нуждающихся граждан на основе учета материальногоположения семей и заявительского принципа назначенияпособий;
создать полноценные условияжизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;
повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты гражданпри утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональныхрисков;
обеспечить стабильное финансирование отраслей социальнойсферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинскойпомощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.
Реформы в социальной сфере будут проводиться в теснойувязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочнойпрограммы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономическийрост». С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящийпериод появятся реальные возможности для решения поставленныхсоциальных задач.
Предусматривается ежегодноеувеличение валового внутреннего продукта и инвестицийв основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальнойвалюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемомваловом внутреннем продукте.
Намечен комплекс мер, направленных на осуществлениеинституциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве,реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно-кредитнойполитики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развитиясовременных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередьвысокотехнологических и наукоемких отраслей экономики,малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производстваи его территориального размещения, повышения качествавыпускаемой продукции и эффективности производства, роста производительности труда, сокращения издержек производства,создания новых рабочих мест.
В результате будет создана надежная экономическая основадля повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличенияобъема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.
Вместе с тем более активное использование социальныхфакторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличениюденежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышениюкачества и конкурентоспособности рабочей силы создадутблагоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства,роста платежеспособного спроса на товары и услуги.
Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.
На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченностиресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизацииуровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрывав уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы,усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.
Важнейшими среди этих мер являются:
ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженностипо выплате заработной платы, пенсий и пособий;
упорядочение действующей системы льгот и компенсаций,повышение обоснованности их предоставления;
формирование системы государственных минимальных социальныхстандартов;
законодательное закрепление порядка определения и использованияпоказателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходяиз реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары,жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;
предотвращение массового высвобождения работников спредприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
При проведении этих мер основной акцент будет сделанна повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды,усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетныхфинансовых источников.
Предстоит определить порядок взаимодействия в областисоциальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.
На втором этапе (1998-2000 гг.), когда начнется экономическийрост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов насоциальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежныхдоходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровнязанятости. На этом этапе намечается:
повысить минимальные государственные гарантии заработнойплаты и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальныйстандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку;
внедрить механизмы тарифного регулирования заработнойплаты во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотретьЕдиную тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив приэтом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платыв производственных отраслях;
пересмотреть систему налогообложения индивидуальныхденежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшенияих дифференциации;
начать реализацию комплексной программы создания исохранения рабочих мест;
создать полноценную систему защиты трудовых прав гражданна основе нового Трудового кодекса;
приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;
начать реформирование системы социального страхования,ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний;
усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходовна социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
В последующем, на основе стабильного экономического ростаи усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностейчеловека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития,формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющеголюдям в максимальной степени реализовать свой потенциал.Содержание и цели социальной рыночнойэкономики
Социальная рыночная экономика — это такая экономика,которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимостьприспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека- к экономической политике.
Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному,стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечиватьв условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость.Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей — свобода и справедливость.
Социальная рыночная экономика строится на конкуренции,частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член обществаобладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитиеличности, на человеческое достоинство.
Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:
1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрениютовары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).
2. Свободу владельца средств производства использоватьрабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способностипо собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочегоместа, свобода пользования собственностью).
3. Свободу предпринимателей производить и продаватьтовары по личному желанию (свобода производства и торговли).
4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров илиуслуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).
Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальнаясправедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этимцелям относятся:
1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.
Средства достижения: экономическая политика, сориентированнаяна экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установлениеэкономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическаясвобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.
2. Обеспечение экономически эффективной и социальносправедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровняцен.
Средства достижения: существование независимого Центральногоэмиссионного банка; «стабильность» государственного бюджета; выравниваниеплатежного баланса и равновесия во внешней торговле.
3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальныйпрогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).
Средства достижения: производство в максимальном объемесоциального продукта; государственная корректировка первоначального распределениянационального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальнойпомощи и т.д.
Одним словом, социальная рыночная экономика должна опиратьсяна свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулированиеэкономики.Государственная политика обеспеченияполной занятости
Лучшей гарантией от риска безработицы является государственнаяполитика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственномаспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительнорасширяет базу для достижения результативности социальной политики государства.С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияниена их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:
она снимает необходимость предоставления пособий побезработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;
постоянная забота о трудовом доходе вынуждает преждевсего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;
уменьшается экономическая зависимость от государства.
Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надеждуна реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятостьоказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условиязанятости:
для полной занятости, как правило, характерно состояниевсеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложениена большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия дляпереговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);
полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда(исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда),воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.
В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодателидолжны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасностиоттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий трудаи повышение заработной платы.
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997 г. Раздел 3, п.3.2.
2. Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
3. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.
4. Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономикив 1995-1997 годы».
5. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. — М., 1996.
6. Введение в рыночную экономику/ Под ред.А. Лившица и И. Никулиной. — М., 1994,гл.13.
7. Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. — М., 1991,гл. 19.
8. Рыночная экономика. Учебник. — М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.
9. Учебник по основам экономической теории. — М., 1994, гл.16.
10. Рыночная экономика. Учебник. — М., 1993, гл. 19.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ эффективности использования машинно-тракторного парка предприятия и обоснование основных направлений ее повышения (на примере ЗАО "Имени Ильича" Ленинградского района Краснодарского края)
Реферат Интернет (Латвия)
Реферат A Report On Cloning A Little Biased
Реферат «Затверджую»
Реферат Другая Армада 1779
Реферат Светская жизнь и воспитание дворянства
Реферат Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Реферат Место и роль арабских государств в разрешении "иракского кризиса"
Реферат Do People Have Some Rights Just By
Реферат Existentialist View Of Human Condition Essay Research
Реферат Бизнес-проект автосервиса
Реферат Оборот векселей в хозяйственной деятельности и Роль Национального Банка Украины в обороте векселей
Реферат Организация процесса краткосрочного банковского кредита на примере ОАО Далькомбанк г Биробиджана
Реферат Гонконг 3
Реферат Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы