Реферат по предмету "Финансовые науки"


Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы

КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу
«Теория иистория налогообложения»
на тему:
«Общаяхарактеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы»

План
Введение
I. Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г.Москвы
1 Роль местных налогов в налоговой системе РФ
1. Понятие и структура налоговой системы РФ
2 Общая характеристика местных налогов
2.1 Классификация и порядок исчисления
2.1.1 Земельный налог
2.1.2Налог на имущество физических лиц
2.2 Основные направления совершенствования местногоналогообложения
3 Роль местных налогов в формировании местных бюджетов
3.1 Налоговые поступления в местные бюджеты
3.2 Местные налоги и бюджет г. Москвы
II.Заключение
III. Список используемой литературы
Введение
Мировой опыт показывает,что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия наразвитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественногопроизводства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основнымисточником формирования бюджета государства, т. к. любому государству длявыполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, чтоисточником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которыеправительство собирает со своих «подданных» в виде физических июридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальныепрограммы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционированиесамого государства. Так же, с помощью налогообложения государство может вестиэкономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, поотношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры,противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджетсверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговыймеханизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальнойзащиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населениястраны.
Налоги, как считается, существуют столькоже, сколько существует человечество. И столько же времени расставаться сденьгами или иным имуществом нет желания, как у бедного человека, так и увладельца определенного капитала.
Если первоначальноглавными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке(соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современноегосударство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.
Передустанавливающим налоги государством встает вопрос:
· что облагать(налоговая база),
· сколько брать(налоговая ставка),
· как рассчитывать(налоговая инспекция),
· и какминимизировать отрицательное воздействие налогов на экономическую активность(налоговая политика).
В обеспеченииединства страны и развития экономической реформы велика роль местногосамоуправления. Его эффективности во многом зависит от того, какие бюджетныересурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее времябольшинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономическойточки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенноосуществлять свои полномочия.
Важнейшим источникомбюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действуетновая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем неменее можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспеченияналоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец-тобыло принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя непризнать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущихвесьма неблагоприятных обстоятельств. На первый план выходила задача спасениябюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положениягосударства.
Насегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставленыследующие цели:
— Ужесточениеналоговой дисциплины,
— Формирование цивилизованного института налогоплательщиков,
— Упрощениеналоговой системы,
— Налоговоестимулирование производства,
— Развитие встране муниципальных налоговых систем.
До недавнеговремени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точкизрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговыхдоходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговаяполитика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строиласьпреимущественно по политическим мотивам. В 1994 г. Российская Федерация перешлак новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов ссоответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнямивласти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросырегионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансовогосостояние местных органов самоуправления. В результате осуществленноеразграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблемусохранения единства и целостности Российского государства.
Особое местов налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы какосновного финансового источника формирования местного самоуправления.
Важнойгосударственной задачей является защита местных бюджетов от региональногоналогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%,сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальныхфедеральных программ финансируется из городских муниципальных и местныхбюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программыжилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическаяполитика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок длянаселения, развития рыночной инфраструктуры. В таких условиях нельзя мирится стем, что муниципальный бюджет, как и прежде, остается бесправным филиаломбюджета субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются «с верху» расходныенормативы, в результате чего по несколько раз в течение года изменяютсянормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. Втаких условиях трудно рассчитывать на стабильность местных бюджетов.
Сейчас важноперейти к таким действиям в формировании бюджетных и налоговых отношений,которые отвечали бы целям стабилизации экономики и гармонично сочеталидисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Развитиеместной налоговой системы, как и в целом налогообложения в России, требуетсовершенствования организации управления налоговыми и финансовыми службами. Насегодняшний день оправдалась передача прав по оперативному руководствуГосударственной Налоговой Службой и Государственным Налоговым Комитетом РФМинистерству по налогам и сборам России. Это позволило обеспечить четкуюкоординацию и единую нацеленность всей налоговой деятельности, повыситькачество контроля за эффективностью налогообложения, в том числе и на местах.
Созданиеновой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, иреализация ее функций с помощью органов власти субъектов Федерации реальнопослужат укреплению Российской государственности.

I. Общаяхарактеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы
1 Роль местных налогов вналоговой системе РФ
1.1 Понятие и структураналоговой системы РФ
Налоги, взимаемые натерритории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются вналоговую систему. Согласно ст. 8Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный,индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств, в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговая система – этосовокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне иустановленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления[1].
Необходимо отметитьважную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, чтоправом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Другими словами,законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и другихплатежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всехуровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, непредусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленныхналогов и налоговых платежей. Таким образом, органы государственной властисубъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать своисобственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.
Таким образом, введениеналога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качествеэлемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания иустановление уровня бюджета, куда направляются суммы налога.
Однако введение налоговне означает обязательное взимание их на определенной территории. Органпредставительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которогопоступает введенный налог, может посчитать излишним его взимание. Для тогочтобы налог существовал в действительности, необходимо его установить, т. е.определить налогоплательщика и элементы налогообложения, а именно: объектналогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядокисчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Правом устанавливатьналоги своего уровня обладают также органы государственной власти субъектов РФи органы местного самоуправления. Российская Федерация может устанавливать лишьнекоторые элементы данных налогов, такие, как предельная ставка налогов,особенности порядка уплаты налога и др. Однако иногда федеральные органы властиберут на себя функцию установления региональных и местных налогов (например, вотношении налога на имущество физических лиц, земельного налога,регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью).
Все налоги налоговойсистемы РФ можно разделить на федеральные, региональные, местные налоги. Внутрикаждого вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимомустановления[2].
Под местными налогами исборами понимаются обязательные взносы в местные бюджеты, производимыеналогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых представительными органамиГосударственной власти. Местные налоги и сборы образуют финансовую основуместного самоуправления и используются на решения социально- экономических проблемданного региона.
Плательщиками местныхналогов и сборов являются предприятия и организации всех организационно-правовыхформ (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные фирмы) — юридическиелица — а также их филиалы и дочерние предприятия и граждане РФ и другихгосударств, осуществляющие те или иные виды деятельности на территории,подведомственной местному органу власти.
Объектами налогообложенияместными налогами и сборами являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,услуг, право налогоплательщиков на отдельные виды деятельности, пользование природнымиресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества,стоимость выпущенных лотерейных билетов и другие объекты, установленныезаконодательными актами Российской Федерации.
Ставки по каждому видуместных налогов и сборов устанавливаются решениями представительных органоввласти — местными Советами народных депутатов районов, городов и их административно-территориальных образований, но не выше размеров установленных законодательствомРоссийской Федерации. Установление индивидуальных ставок для отдельныхплательщиков не допускается. Ставка определяется исходя из объемных, стоимостныхи иных показателей — в виде суммы сделки, стоимости реализации товара (продукции),работ и услуг, дохода, фонда оплаты труда или минимальной месячной заработнойплаты, суммы показателей, исходя из объекта налогообложения.

2.Общая характеристика местных налогов2.1Классификация и порядок исчисления
Характернымиособенностями системы налогообложения являются:
Множественностьналоговых платежей.
Преобладаниев местном налогообложении прямых налогов.
Отсутствиеограничений при обложении местными налогами.
Отсутствиедля большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов игосударственной налоговой службы РФ.
Плательщикамиместных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физическиелица.
Невысокаядоля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введениеместных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнениедействующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразиеместных потребностей и виды доходов для местных бюджетов[3].
2.1.1Земельный налог
Земельныйналог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Последниедва года налоговой реформы ознаменовались в части имущественных налоговпереходом на новую систему налогообложения земли. С 1 января 2005 годаНалоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 31 «Земельный налог»,которая установила новый порядок исчисления земельного налога: налогуплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка без сложнойсистемы применения коэффициентов индексации ставок земельного налога.
Земельныйналог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях техмуниципальных образований, представительные органы власти которых принялинормативный правовой акт о введении земельного налога. В городах федеральногозначения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог установлен и введен вдействие законами вышеуказанных субъектов РФ и обязателен к уплате на ихтерриториях.
Что жекасается представительных органов муниципальных образований [законодательных(представительных) органов государственной власти городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга], то они определяют в своих нормативных правовыхактах (законодательных актах) только те элементы земельного налога, право наопределение которых им прямо предоставлено НК РФ, в частности, ставки по налогув пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, ввышеуказанных актах могут быть предусмотрены сверх установленных ст. 395 НК РФналоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определениеразмера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Представительныеорганы муниципальных образований также вправе не устанавливать отчетные периодыпо земельному налогу.
Объектомобложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные впределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Согласно ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физическиелица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Плательщикамиземельного налога также являются индивидуальные предприниматели по земельнымучасткам, которые используются ими как в предпринимательской деятельности, таки в личных целях.
Налоговойбазой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимостьземельного участка, определяемая по результатам проведения государственнойкадастровой оценки земель, которая основывается на классификации земель поцелевому назначению, виду функционального использования и проводится дляопределения кадастровой стоимости земельных участков различного целевогоназначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектовРФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В отношенииземельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая базаопределяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевойсобственности.
Организацииустанавливают налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельногоучастка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом. Налоговая база по участкам, принадлежащимгражданам, определяется налоговыми органами на основании сведений,предоставляемых Роснедвижимостью, путем направления гражданам налоговыхуведомлений. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями,самостоятельно устанавливают налоговую базу в отношении участков, используемыхдля предпринимательской деятельности.
Определеннымкатегориям граждан, владеющих земельными участками, предоставлена возможностьуменьшать налоговую базу на 10 000 руб. Это касается, в частности, ГероевСоветского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющихIII степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеютI и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесениязаключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидовс детства, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; ветерановВеликой Отечественной войны и боевых действий; граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии наобъединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; граждан,принимавших участие в испытаниях ядерного оружия и перенесших лучевую болезнь.
При этоморганы муниципальных образований также имеют право устанавливать налоговыельготы и основания для их использования, в том числе определять размер необлагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Для тогочтобы воспользоваться данной льготой, граждане должны обращаться всоответствующий налоговый орган по месту нахождения земельного участка ипредставлять необходимые документы.
Для целейналогообложения не учитываются земли, изъятые из оборота или ограниченные вобороте. Перечень таких земель приведен в ст. 389 НК РФ и ст. 27 ЗК РФ.
Согласно ст.395 НК РФ некоторые категории налогоплательщиков имеют право на льготы поземельному налогу в виде освобождаемых от налогообложения земельных участков,используемых для определенной деятельности.
В частности,от налогообложения в том числе освобождаются:
1)      организациии учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков,предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций (п.1 ст. 395 НК РФ);
2)      организации— в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильнымидорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).
Ведомственныеи частные автомобильные дороги подлежат обложению земельным налогом вобщеустановленном порядке;
3)      религиозныеорганизации — в отношении земельных участков, на которых расположены здания,строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст.395 НК РФ);
4)общероссийские общественные организации инвалидов — в отношении земельныхучастков, используемых ими для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст.395 НК РФ). Для получения льготы общественные организации инвалидов должныдокументально подтвердить, что среди членов этих организаций(включаяструктурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют неменее 80 % (на начало и конец отчетного и на-логового периода);
5)организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков,находящихся в местах традиционного бытования и используемых для производства иреализации изделий народных художественных промыслов (п. б ст. 395 НК РФ);
6)организации — резиденты особой экономической зоны (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Ставкиземельного налога устанавливаются нормативными правовыми актамипредставительных органов муниципальных образований. При этом законодателемустановлены максимальные ставки налога.
Исчислениеземельного налога осуществляется налоговыми органами по месту нахождения земельныхучастков. Для того чтобы налоговые органы могли исчислить налог, законодателемпредусмотрена обязанность территориальных органов Роснедвижимости и органов,осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество исделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках,расположенных на подведомственной им территории.
Суммаземельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговойбазы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка.Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков,используемых в предпринимательской деятельности) должны самостоятельноисчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и суммуземельного налога по итогам года, представляя расчеты по авансовым платежам иналоговые декларации.
Налоговаядекларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшимналоговым периодом, в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят научете по месту нахождения земельных участков.
Если уналогоплательщика несколько земельных участков и они расположены на территорииодного муниципального образования, представляется одна декларация.
Земельныйналог носит целевой характер, и средства от данного платежа могут бытьиспользованы только на конкретные мероприятия.[4]
налогместный бюджет
2.1.2 Налог на имущество физических лиц
Налог наимущество физических лиц относится к числу местных налогов. Налог регулируетсяЗаконом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физическихлиц».
Налогомоблагается находящееся в собственности граждан недвижимое имущество: жилыедома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения, помещения и сооружения.
Еслиимущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц,налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этихфизических лиц соразмерно его доле в имуществе. Таким же образом определяютсяналогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственностифизических лиц и предприятий (организаций).
Еслиимущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместнойсобственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность поисполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может бытьодно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Дифференциацияставок может зависеть от суммарной инвентаризационной стоимости, с учетомизноса и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги, типаиспользования и по иным критериям, т. е. ставки могут устанавливаться взависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется дляхозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения,помещения и сооружения и т. п.
Для отдельныхкатегорий граждан федеральное законодательство устанавливает налоговые льготы.Так, от уплаты налога на имущество физических лиц освобождены:
-        ГероиСоветского Союза и Герои РФ, а также граждане, награжденные орденом Славы трехстепеней;
-        инвалидыI и II групп и инвалиды с детства;
-        участникигражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССРи РФ из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах иучреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
-лицавольнонаемного состава Советской и Российской Армии, Военно-Морского Флота,органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатныедолжности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в составдействующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиесяв этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу летдля назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащихчастей действующей армии;
— лица,получающие льготы в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофына Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 ЗаконаРФ от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственномобъединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
-        военнослужащие,а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возрастапребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военнойслужбы 20 лет и более;
-        лица,принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска виспытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установокна средствах вооружения и военных объектах;
-        членысемей военнослужащих, потерявших кормильца.
Кроме этого,налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
-        пенсионерами,если пенсия назначена в соответствии с пенсионным законодательством РФ;
-        гражданами,уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшимиинтернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевыедействия;
-        родителямии супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнениислужебных обязанностей.
Налог не взимаетсятакже:
-        соспециально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье),принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на правесобственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских,ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытыхдля посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организацийкультуры,
— на периодтакого их использования;
-        срасположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединенияхграждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.
Поскольку этоместный налог, то органы местного самоуправления имеют полномочия устанавливатьдополнительные налоговые льготы.
Органы,осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а такжеорганы технической инвентаризации обязаны до 1 марта каждого года представлятьв налоговые инспекции сведения, необходимые для исчисления налогов, посостоянию на 1 января того же года.
По новымстроениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением илиприобретением.
За строение,помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследниковс момента открытия наследства.
В случаеуничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налогапрекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностьюразрушены.
При переходеправа собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника кдругому в течение календарного года налог уплачивается первоначальнымсобственником с 1 января до начала месяца, в котором он утратил правособственности на имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в которому него возникло право собственности.
Уплата налогапроизводится на основании платежных поручений, направляемых налоговыми органаминалогоплательщикам до 1 августа. Налог уплачивается равными долями в два срока- до 15 сентября и до 15 ноября.
Не уплаченныйсвоевременно налог или неправильно уплаченный может быть пересмотрен не более,чем за три предыдущих года.
Тот же срокраспространяется на своевременно не полученную налоговую льготу.[5]
2.2 Основные направления совершенствования местногоналогообложения
В рамкахосуществления в России налоговой реформы должны быть достигнуты следующие цели:
· ослаблениеналогового бремени;
· усилениесправедливости налоговой системы;
· обеспечениестабильности налоговой системы;
· повышениеуровня собираемости налогов и сборов.
Законодательствоо местных финансах должно совершенствоваться на основе следующих принципов:
— четкогоразграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
— повышениязаинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемостиналогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников;
— повышениязаинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местныхбюджетов через укрепление их самостоятельности.
Принятая впервой части Налогового кодекса Концепция, состоящая в распределении (закреплении)части налогов по уровням бюджетной системы в качестве собственных доходов содновременным использованием разделенной ставки по некоторым видам налогов илизакреплением долей налоговых поступлений на постоянной или временной основе забюджетами разного уровня, требует значительной корректировки.
Исходя изнеобходимости решения проблемы обеспечения соответствия объема собственныхдоходов бюджетов всех уровней, их расходным полномочиям, целесообразно созданиеболее простой и устойчивой концепции налогообложения и распределения налоговыхдоходов между уровнями бюджетной системы.
Распределениеналогов по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местныеналоги) означает, что данные виды налогов собираются на определеннойтерритории, а элементы налогообложения устанавливаются представительными(законодательным) органов власти соответствующего уровня, сумма же налоговыхпоступлении не всегда полностью направляется в бюджет соответствующего уровня.Поступления от ряда налогов распределяются между бюджетами разного уровня либов соответствии с установленной законодательно разделенной ставкой налога, либона основе установленных законодательством РФ постоянных или временныхнормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня.При этом суммы налоговых поступлений практически не зависят от статуса налога(федеральный, региональный, местный). Тем более что законодательные акты,регулирующие взимание того или иного налога зачастую эклектичны. Например,земельный налог является местным, в соответствии со статьей 21 Закона РФ «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации», он вводится представительным(законодательным) органом местного самоуправления, который устанавливаетнекоторые элементы налогообложения и порядок его взимания. Вместе с темземельный налог взимается на всей территории РФ в соответствии с налоговымиставками, установленными статьей 5 Закона Российской Федерации «О плате заземлю» и налоговые поступления распределяются между бюджетами всех уровней всоответствии с нормативами, ежегодно устанавливаемыми федеральным законом офедеральном бюджете. Об эклектичности правового механизма можно говорить и вотношении налога на имущество физических лиц.
Одновременноважно «повернуть» налоговое законодательство в направлении стимулированиясубъектов РФ и муниципальных образований к увеличению налогового потенциала иналоговых усилии, к росту собственных доходов бюджета.

3. Роль местных налогов вформировании местных бюджетов
3.1 Налоговые поступленияв местные бюджеты
Очевидно, ни у кого невызовет сомнений тот факт, что уровень жизни населения, проживающего в пределахтерритории муниципального образования, во многом зависит от эффективностиполучения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросыформирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практическийхарактер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которыемуниципальное образование может произвести без ущерба для себя наудовлетворение нужд своих жителей.
Поскольку органы местногосамоуправления не входят в систему государственной власти РФ, доходы,получаемые ими, не являются государственными и расходуются непосредственно нанужды конкретного муниципального образования ими самостоятельно. Онеобходимости соотнесения расходных статей местных бюджетов со статьями ихличных доходов говорили ученые еще несколько столетий назад. В частности, В.А.Лебедев отмечал, что местные расходы, совершаемые исключительно в интересахданной местности, должны быть покрываемы из местных доходов, а не возлагатьсяна государственный бюджет центрального правительства, так как несправедливовозлагать на все общество те расходы, польза от которых касается только однойего части[6].
В настоящее время вопросыпополнения местных бюджетов стали наиболее актуальны по ряду причин, вчастности, в связи с сокращением различного рода дотаций и иного вида помощи местныморганам все острее встает вопрос о выявлении новых и совершенствовании ужеприменяемых ранее путей пополнения собственных доходов муниципальныхобразований.
Актуальность применения местныхналогов в той или иной местности, вероятно, зависит в большей степени отразмера той доли в местном бюджете, которую составляют собственные доходы тогоили иного муниципалитета. Чем больше указанная доля и меньше доля дотаций издругих бюджетов, тем очевидно большее влияние оказывают местные налоги наблагополучие муниципального образования.
Пунктом 1 ст. 60Бюджетного кодекса РФ установлено, что «доходы местных бюджетов формируютсяза счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных ирегиональных регулирующих налогов и сборов».
Согласно п. 1 ст. 7Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления вРФ» собственными доходами местных бюджетов являются местные налоги исборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов идоли налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами напостоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками вместные бюджеты. Несмотря на то что в соответствии с Федеральным законом N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанныйвыше Закон признается утратившим силу с 1 января 2006г., принципы построения иструктура бюджетов муниципальных образований останутся неизменными. Однако,несомненно, по ряду причин в ближайшем будущем они претерпят определеннуюкорректировку.
Изменениями, внесенными вБюджетный и Налоговый кодексы РФ, а также Федеральным законом N 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2004 г. в части регулирования межбюджетных отношений предпринята законодательная попытка изменениясуществующего положения в указанной сфере бюджетных отношений, при которомуровень собственных доходов составлял незначительную часть дохода местного бюджета,пополняемого в основном путем распределения доходов государственной бюджетнойсистемы.
Указанные изменения,вероятно, обусловлены осознанием очевидной необходимости формирования впределах каждого муниципального образования самостоятельной финансовой базы,без которой невозможна реализация задач и функций, отнесенных к ведению местногосамоуправления.
Таким образом, доходнаячасть местной казны формируется за счет источников, изысканных непосредственно местнымиорганами власти, а также различного рода дотаций центральных органов. Вчастности, Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что законодательные органысубъекта РФ могут передавать местным бюджетам на постоянной основе сроком неменее трех лет свои собственные средства. Однако на практике нормативы налоговыхотчислений становятся предметом торга между муниципальными и региональнымивластями перед утверждением очередного бюджета и ежегодно по результатамфинансового года пересматриваются[7].Подобная практика, очевидно, подрывает самостоятельность местных органов нетолько в финансовой сфере, но и во всех иных сферах деятельности при реализацииполномочий, направленных на развитие и благоустройство муниципальногообразования.
Основным фактором,повлиявшим на установление подобной тенденции, бесспорно, является передачаряда налогов, поступления от которых ранее зачислялись в местные бюджеты, надругие уровни бюджетной системы.
В соответствии со ст. 15 Налоговогокодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогомявляется налог на имущество физических лиц).
Учитывая многообразие иразнородность регионов России в зависимости от природных, демографических,экономических и т.п. факторов, возможности местных органов ряда регионов пополучению собственных доходов значительно отличаются. Сбалансированностьпополнения местных бюджетов может быть достигнута соответственно либо путем их«выравнивания» за счет средств, выделяемых из государственного бюджета,либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого вменьшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностейрегиона.
Полагаю, что критериямподобного рода стабильного источника местных доходов в большей степени отвечаетземля. Помимо того что в соответствии с Конституцией РФ земля и другиеприродные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, земля в экономическомаспекте понимания также является основным объектом недвижимости.
По справедливомуутверждению ряда ученых, эксплуатация природных ресурсов приносит экономическуюренту — высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиямихозяйствующих субъектов[8],наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительскогоаппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и такимобразом стать надежным и устойчивым источником местного и республиканского бюджетов[9].
Считается, что налоги нанедвижимость целесообразно взимать на местном уровне, в частности, по темпричинам, что требования о подотчетности должностных лиц местного самоуправлениявозрастают в данном случае, налоговая база определяется точнее, сужаютсявозможности избежать налогообложения. Во многих странах местные налоги и сборыявляются главным доходом местных бюджетов.
Вместе с тем, говоря оземле как объекте налогообложения с точки зрения интересов муниципальногообразования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждогоиз подобных образований неоднородна. Структура земельного фонда влияет наоценку налогового потенциала, так как земельный налог, единыйсельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределенияразличны в зависимости от принадлежности земель организациям различных формсобственности и физических лиц. Со вступлением в силу положений Федеральногозакона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ», в соответствии с которыми количество муниципальных образований в РФувеличится во много раз, проблема разнородности структуры земельного фондаобострится приблизительно во столько же раз. Связано это в первую очередь стем, что в различных поселениях, округах, районах и т.п. муниципальных единицахпреобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частнойсобственности, земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом,либо в отношении которых устанавливаются различные льготы (например, земли,изъятые из оборота, или участки земель, на которых находятся сооружения,предназначенные для общего пользования, такие, как автодороги). В то же времяфункции по содержанию подобных объектов с муниципальных образований никто неснимал. Возникает очевидный вопрос: где взять средства для содержания земельныхучастков, не приносящих доход муниципалитету? Очевидно, что, если территориямуниципального образования состоит из подобного рода земель, собственныхдоходов оно будет лишено, следовательно, средствами на их содержание могут бытьтолько дотации[10].
Принятым 29 ноября 2004г. Федеральным законом N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налоговогокодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, атакже о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации» Налоговый кодекс РФ былдополнен гл. 31 «Земельный налог ». С 1 января 2006 г. утрачиваетсилу Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»,представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г.должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог натерритории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение вдействие на территории того или иного муниципального земельного налога зависитот местных законодательных органов конкретного образования, соответственно импредоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговыхпоступлений в качестве дохода муниципальной казны.
Другие коренныеизменения, заложенные в основу указанной главы Налогового кодекса РФ,касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблемпри их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база приисчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимостьземельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ).Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог,обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практикесобственники земель — физические лица отказываются проводить ее за свой счет. Вцелях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образованиявынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этихрасходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета,что несомненно представляет определенные трудности. В то же время, по данным надекабрь 2005г., в подавляющем большинстве регионов, предполагающих ввести насвоей территории земельный налог, в частности в Ростовской области, кадастроваяоценка земель осуществлена в полном объеме.
Следующая проблема,возникающая из нововведений закона, связана со ставкой налога, определениекоторой предоставлено непосредственно органам местного самоуправления, нафедеральном уровне устанавливается верхний предел ставки. Анализ проекта бюджетанекоторых регионов показал, что в доходную часть бюджета закладываютсяпредполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки,установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органыпредполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобнаянесогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствуетсовершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.
Таким образом, подводяитог, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения,касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили передпрактиками и теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшегоразрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований. [11]
3.2 Местные налоги ибюджет г. Москвы
Взимаемые на территорииг. Москвы местные налоги приведем в виде таблицы.
Налог
Ставка
Срок уплаты
Земельный
(Закон города Москвы от 24.11.2004 N 74)
Статья 2 Закона:
1. 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
2. 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса(за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
3. 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков
Статья 3 Закона:
1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налогоплательщики — организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
3. Налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу
На имущество физических лиц
(Закон города Москвы от 23.10.2002 N 47)
Статья 1 Закона:
1. Жилые помещения суммарной инвентаризационной стоимостью имущества до 300 тыс. рублей — 0,1 процента.
2. Жилые помещения суммарной инвентаризационной стоимостью имущества от 300 до 500 тыс. рублей — 0,2 процента.
3. Жилые помещения суммарной инвентаризационной стоимостью имущества свыше 500 тыс. рублей — 0,5 процента.
4. Нежилые помещения суммарной инвентаризационной стоимостью имущества до 300 тыс. рублей — 0,1 процента.
5. Нежилые помещения суммарной инвентаризационной стоимостью имущества от 300 до 500 тыс. рублей — 0,3 процента.
6. Нежилые помещения суммарной инвентаризационной стоимостью имущества свыше 500 тыс. рублей — 0,5 процента
Часть 9 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1:
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября
Поступления земельногоналога в региональные бюджеты за первое полугодие 2007г выросли в 2,4 раза до30,6 млрд. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Резкий ростпоступлений по данному налогу связан с проведением субъектами РФ мероприятий покадастровому учету и межеванию земель.
Ожидается продолжениятенденции роста поступлений по этому налогу и в последующие годы. При этоммогут сохраниться такие же высокие темпы роста поступлений — более чем в двараза.
Основу поступленийдоходов региональных бюджетов по-прежнему составляют налог на прибыль и налогна доходы физических лиц. Так, в первом полугодии 2007г. доля налога на прибыльв общем объеме доходов консолидированного бюджета субъектов РФ составила 38проц. — 39 проц. за первое полугодие 2006 г., а доля налога на доходы физических лиц составила 32 проц. — 29 проц. за первое полугодие 2006 г. Темпы роста налога на прибыль за первое полугодие текущего года составили 22 проц., налога надоходы физических лиц – 34 проц.

II. Заключение
СистемаМестных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается всовершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовымиресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служитьинструментом местной социально-экономической политики, направленной навыполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, приэтом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Прежде чемсоздавать муниципальную налоговую систему, необходимо в рамках налоговогофедерализма выработать основные принципы разумного распределения, виды местныхналогов обязаны иметь социальную значимость для данной территории, бытьпонятными для налогоплательщиков, местным налогам надлежит придать тенденцию к относительномуувеличению в структуре налоговых доходов местных бюджетов, отчисления(надбавки) от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты должны иметьтенденцию к увеличению сроков фиксированности ставок (нормативов) и обязаныиметь статус местного налога при условии, что он регулируется федеральнымбюджетом по согласованию с соответствующим региональным.
В странедолжна быть создана единая система местного налогообложения, построенная наобщих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзяотрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должныиметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем,предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательнымиорганами власти.
Бюджетнойполитикой должны быть предусмотрены следующие направления в области местногоналогообложения: повышение роли имущественного и земельного обложения вкачестве доходного источника местных бюджетов, введение ограничений на суммуместных налогов, уплачиваемых из чистой прибыли.
Реформированиесистемы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местногопроцесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местныхналогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местныеорганы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налоговна основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как этопроисходит сейчас.
Имеястабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправлениясмогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в томчисле субсидиям, кредитам, муниципальным займам. Совершенствование межбюджетных отношений должно также включать следующие направления:
— разработкаи использование в бюджетном процессе среднесрочной программы корректировкиразделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы,
— созданиемеханизма контроля за целевым использованием федеральной помощи,
— укреплениеналоговой базы регионов при соответствии регионального и местногоналогообложения общим принципам налоговой системы, обеспечение финансовыхгарантий органам местного самоуправления по всей территории страны.
Особое местов налоговой программе, направленной на оптимизацию муниципального налогообложениядолжно принадлежать ужесточению контроля за местными налогами их фискальнойэффективности, упрощению налогообложения для местных предприятий, налоговомустимулированию местного производства конкурентоспособных товаров,предоставляемых услуг.
Список используемой литературы
Нормативно-правовыедокументы
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации
3. Бюджетный кодексРоссийской Федерации
4. Законом РФ от09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
5. Закон РФ от15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
6. Закон РФ от26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении«Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
7. Федеральный законN 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ»
8. Федеральный законот 29 ноября 2004 г N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налоговогокодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, атакже о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации»
Книги и статьи
1. Налоги иналогообложение: Учебник // Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев и др.; Подред. Д.Г. Черника. – 3-е издание. М.: МЦФЭР, 2006. – 528с.
2. Бюджетная системаРФ/ под ред. Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2000г
3. Лещиловский П.,Мозоль А. Теоретические и практические особенности налогообложения земельныхресурсов в современных условиях // Эковест. 2003. N 3, 4; Минск: Институтприватизации и менеджмента. С. 671.
4. Налоговое право.Учебник // Под ред. С.Г. Пепеляева М.: Юрист, 2004. С. 310.
5. Лебедев В.А. Местныеналоги. Опыт исследования теории и практики местного налогообложения. СПб.:Типо-лит. А.М. Вольфа, 1896.
6. Налоговое право.Учебное пособие для студентов вузов.// Под ред. Г.А. Афанасьева, — М., 2002.
7. Трофимова Н.Г. Опорядке налогообложения земельных участков в 2006-2007 годах // НалоговыйВестник – 2007г. №3 – с. 50
8. Пепеляев С. Г. Квопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговыйвестник. 2002г.№ 5.
9.  Пансков В. Г. Онекоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник – 2001г.№4
10. Перцева Е. М.Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ // Налоги. –2006г. №8
11. Парциков Л.Л.Прибавят ли самостоятельности местным властям? // Финансы. 2004.г. №5. С. 59
12. Матеюк В.И. О бюджетахмуниципальных образований сельских и городских поселений // Финансы. 2004. № 6.С. 13.
13. Анищенко А.В. Поприменению закона Российской федерации «О налогах на имущество физических лиц»// Нормативные акты для бухгалтера 2003г.№8 – с. 48
14.  Стеркин Ф. М.,Николаев К. Н. Налоговый кодекс // Деньги. 2003.№18.
15. Кирова Е., ФокинЮ. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист. — 2003, №1. — с.38-40.

Справочно-правовыесистемы
1.« Консультант-Плюс»
2. «Гарант»
Правовыебазы данных
1. http://constitution.garant.ru/Конституция Российской Федерации
2. http://www.garant.ru/Справочная правовая система «Гарант»
3. http://www.garant.ru/«Консультант-Плюс»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз роботи алергологічної служби в області за
Реферат Кормление и содержание кавказских овчарок в частном питомнике "Надежная охрана"
Реферат Субъект и объект преступления
Реферат Курс лекций по Философии 2
Реферат Методы защиты от воздейсвия шума
Реферат Ания определяются тем, что экономика кнр и её сельское хозяйство развиваются в последние десятилетия бурными темпами, намного превосходящими общемировой уровень
Реферат Загальне вчення про зобов'язання
Реферат Enterprise Content Management ecm и пр. Предлагаемый автором подход к развитию профессиональных компетенций в области баз данных основан на интегрированном наборе авторских лекционных курсов, лабораторных практикум
Реферат Полет по планетам
Реферат Надар
Реферат Локальные формации с метаабелевыми группами
Реферат Авторські уроки з курсу
Реферат Оценка эффективности инвестиционного проекта
Реферат Аутоиммунные заболевания
Реферат Расчёт технологических размеров и допусков