Содержание
Введение
Глава 1. Критерии и сущность малого бизнесав России
1.1 Понятие малогобизнеса
1.2 Проблемы,стоящие перед российским государством и бизнесом
Глава 2.Современное состояние малого бизнеса в России
2.1 Государственнаяподдержка малого бизнеса
2.2 Перспективыразвития малого бизнеса в России
Заключение
Библиографический список
Введение
Как мы знаем, предприятие — это обособленный хозяйствующийсубъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производствапользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, преждевсего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования.Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесьпроисходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом.Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжаетсявыпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжениипосле уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малоепредприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточенынаиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использованияресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малыепредприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путемвыплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надоподдерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.
Цель данной работы –определить роль иместо малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малогобизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малогопредпринимательства существуют сегодня, а так же выделить перспективы развитиямалого бизнеса.
Глава 1. Критерии и сущность малогобизнеса в России
1.1 Понятие малогобизнеса
В мировой практике предприятия малогобизнеса — это малые предприятия различной организационно-правовой формы;фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейныйбизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращиваниеплодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы)[1]. Каждую из этих форм характеризуетотносительно небольшой объем используемых ресурсов — труда и капитала.
Малые предприятия в развитых странахзанимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство,автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационнаяполитика малого бизнеса в новые области производства — машиностроение, энергетику,энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортныеперевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а такжедругие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.
В России Федеральным законом РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 года дано определение малых предприятий. Малымипредприятиями признаются следующие коммерческие организации — юридические лица:
1) в уставном капитале которыхдоля государственной собственности Российской Федерации субъектов РоссийскойФедерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций,благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долейпо перечисленным выше формам собственности не производится). Доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителямиявляется несколько юридических лиц, их доли суммируются);
2) средняя численностьработников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не должнапревышать следующих предельных показателей:
— в промышленности,строительстве, на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве,научно-технической сфере — 60 человек;
— в розничной торговле ибытовом обслуживании населения — 30 человек;
— в оптовой торговле, востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Таким образом, малое предпринимательство — это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда. По рассмотренным вышекритериям к субъектам малого бизнеса в среднем относятся предприятия, гдечисленность занятых за отчетный период не превышает 500 человек. Причем данныйкритерий варьируется по странам, а отсюда следует, что универсальногоопределения малого бизнеса не существует. Для разных стран это понятиеразлично.
В свое время американские экономисты Т.Питере и Р. Уотермен доказали, что независимо от того, о какой отрасли идетречь, сосредоточение под одной крышей более 500 человек порождает существенныеи неожиданные проблемы, малые же размеры способствуют не только внедрениюновшеств, но и росту производительности труда[2].
Сектор МП наиболее динамично осваиваетновые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях,непривлекательных для крупного бизнеса и т.п. Важнейшими особенностями МПявляются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокаяоборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП являетсяактивная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитиюразличных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в СШАколичество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе МП в два разапревышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества примассовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок всоциально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий периодсредства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, чтонаглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая,Испании и других стран.
Признание важности этого сектора какодного из основных источников создания рабочих мест и обеспеченияэкономического роста, что особенно отчетливо проявилось в 1990-е годы,способствовало дальнейшему развитию в этот период научных исследований в сферемалого бизнеса
В мировой практике общепринятымпоказателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий,приходящихся на 1000 жителей.
Если руководствоваться экономическойлитературой, то принято считать, что малый бизнес в наибольшей мерераспространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в СШАи относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показательколичества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то напервом месте стоят США — более 74 предприятий, затем Италия — 68 и Япония — 50предприятий.
В странах Евросоюза и Японии числопредприятий малого предпринимательства, приходящееся на 1000 жителей, достигает45-50. В России этот показатель гораздо скромнее. Как отмечает Е. Егоров,для того чтобы приблизиться к показателям Евросоюза, малых предприятий в Россиидолжно быть в 15-20 раз больше[3].
Оценивая специфику РФ, Андреева И. иПавлов К.отмечают, что Россия имеет много отличий от стран с ужесформировавшейся рыночной экономикой[4].В частности, отметим следующие особенности российского малогопредпринимательства:
— совмещение в рамкаходного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности вбольшинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
— стремление кмаксимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малыхпредприятий за рубежом работает на условиях субподряда;
— высокий уровень квалификациикадров малого предпринимательства в связи с оттоком таких специалистов изгосударственного сектора экономики;
— достаточная степеньприспособляемости к сложной экономической обстановке;
— стремление успешнофункционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, втом числе выйти и на международные рынки;
— общий низкийтехнический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании сдостаточным инновационным потенциалом;
— низкий управленческийуровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
— неразвитость системысамоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
— работа в условияхотсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка,неразвитость системы информационных и консультационных обучающих услуг.
Уже давно назрела необходимость доработкилибо принятия нового закона о малом бизнесе, но если он будет носить, как ираньше, декларативный характер, то такой закон не приведет к существенномуулучшению ситуации. И прежде чем править либо писать закон, необходимо датьтекущую оценку развитию — отдельно — малому и среднему предпринимательству, таккак, по нашему мнению, малое и среднее предпринимательство — довольно разныепонятия, и объединять их в одну группу предприятий и так отразить это в законевряд ли правильно. Учитывая, что малое предприятие — это инициатива населения всфере самозанятости, для него важны вопросы обеспечения вхождения на рынок,преодоления административных барьеров (в число которых входят взятки ибесконечные немотивированные проверки), проблемы получения кредита, арендыпомещений и т.д. Что касается среднего звена экономики, то для него необходимаглобальная модернизация, техническое перевооружение, важны вопросыконсолидации, встраивания в какие-то успешные структуры, а для среднихпредприятий большее значение имеет и привлекательность для иностранных,стратегических инвесторов.
Таким образом, малое и среднеепредпринимательство — это разные сферы деятельности, и для них нужны своизаконы: с особым подходом к определению предприятия, поддержке со стороныгосударства и т.п. При этом не стоит забывать огромного положительного опыта,накопленного в зарубежных странах.
1.2 Проблемы,стоящие перед российским государством и бизнесом
Многие характерные особенности становления малогопредпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающимиразвитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателейобозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съездапредпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
- Медленно идет процесссоздания инфраструктуры малого бизнеса;
- Низкими темпамипроисходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственнойсфере;
- Не во многих регионахразработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программыразвития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация ихпроисходит далеко не в полной мере;
- Недостаточно налаженовзаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитиюмалого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственноговзаимодействия предпринимателей различных регионов между собой[5].
На состоявшейся, в рамках Всероссийского экономического форума,научно-практической конференции, Президент Российской ассоциации развития малыхпредприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простыеинструменты – ум, воля, совесть[6].“Ни Министерство антимонопольной политики и развития предпринимательства, ниФонд поддержки, ни другие надстроечные структуры не смогут радикально изменитьположение, если по-прежнему идеи совершенствования правового поля малогобизнеса будут звучать только на словах. Малый бизнес, — заявил А. Иоффе, — естьтолько тогда, когда его много, и только в этом случае он становится действеннойсилой экономики, важным социальным инструментом. Этого не будет пока,государство не скажет, что поддержка экономической инициативы граждан являетсяважнейшим приоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти,и обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административнымибарьерами”.
Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малымбизнесом председатель Российского профсоюза работников малого и среднегобизнеса Александр Попов:
— Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодноелицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит,что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их выполнить,и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствиясоздаются ради поборов.
Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фондсоциального развития, — считает А. Попов, — вследствие применяемой системытранзитных счетов, не дает возможности малым предприятиям использоватьперечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержкиперсонала[7].
О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академиименеджмента и рынка Вениамин Каганов. «Чтобы принимались правильныерешения чиновниками всех уровней, — считает В. Каганов, — их нужно вовлечь всистему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышенияквалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, иналоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должно стать правилом, чточиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства[8]».
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 годапроблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многиебанки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия,объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформлениекредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доходразнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, итам финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом,находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первуюочередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуетсянаибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разливнапитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И оченьнемногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемкихтехнологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственнозатрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.
Как отмечает Фетисов Г., в ближайшие годы российский бизнес будетво все большей степени ощущать необходимость решения ряда задач[9]. Во-первых — освоения имеющихся всилу внутренних и внешних условий национального развития своих конкурентныхпреимуществ, позволяющих успешно функционировать в национальных и международныхмасштабах. При этом нужно видеть пути решения внутренних и внешнихэкономических проблем в повышении эффективности использования национальныхресурсов, а не в самоизоляции от мирового хозяйства, учитывая как ущербностьтакой самоизоляции для страны, так и в конечном счете ее малореализуемость.Во-вторых — нейтрализовать либо преодолевать те факторы внутреннего развития,которые блокируют рост экономической и социальной эффективности, снижаютконкурентоспособность страны, тормозят ее экономический рост. В-третьих — вписаться в современный мировой экономический порядок, уже не складывающийсяпреимущественно стихийно, а формируемый при взаимодействии государств (вособенности в рамках ВТО, МВФ и интеграционных группировок), под влияниеминтернационализации капитала, глобализации экономических связей, а отчасти и всилу различных добровольных и вынужденных соглашений, обеспечивающих компромиссмежду интересами различных стран (что создает условия для активизациироссийского государства и бизнеса не только в деле реализации собственных интересов,но и в деле дальнейшего «оциви-лизовывания» правил взаимодействия стран и фирмв мирохозяйственных масштабах). В-четвертых — осваивать имеющиеся и создаватьновые возможности воздействия на эволюцию мирового экономического порядка,уметь продвигаться по этому пути с помощью не конфронтации, а согласований, впринципе ориентируясь на создание новых областей общих интересов стран. В-пятых- включаться в интернациональные производственные системы и другие системыфункционирования капитала, осваивать сферу действия транснациональныхкорпораций, не только выходить на новый уровень участия в международномпроизводственном взаимодействии, но и на основе взаимопроникновения капиталовприобщаться к выгодам, реализуемым в практике крупнейших экономических субъектовмирового и регионального значения.
Таковы некоторые общие проблемы, стоящие перед российскимгосударством и бизнесом в свете усиления взаимодействия внутренних и внешнихусловий и факторов экономического развития. Как одну из основных проблем можноназвать отношения малого бизнеса и государства.
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в России
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса
Ориентация на защиту отечественногопроизводителя в России, как и во всем мире, не только широко распространена, нои достаточно обоснована. В то же время очевидно, что она может реализовыватьсялишь на основе укоренившихся в мировой экономике принципов свободногоперемещения товаров и капитала (но не трудовых и природных ресурсов),добросовестной конкуренции, добровольности и взаимовыгодностифинансово-экономических отношений предприятий, государств и их граждан[10].
Практикагосударственного содействия немонополистическому сектору экономики развитыхстран показывает, что правительственный выбор основных направлений этогосодействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтомуважнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развитиямалого бизнеса[11].В России к таким направлениям отнесены:
- Производство ипереработка сельскохозяйственной продукции;
- Производствопродовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- Лекарственныхпрепаратов и медицинской техники;
- Оказаниепроизводственных, коммунальных и бытовых услуг;
- Строительство объектовжилищного, производственного и социального назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственногосодействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, котораяосуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставлениягарантий при получении ими займов из других источников и льготногоналогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиямв большинстве промышленно развитых стран является система государственныхзаказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесугарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширитьпроизводственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизироватьоборудование и многое другое[12].
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственнымиорганами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различныхконсультационных услуг малым компаниям.
Особаясистема государственной поддержки существует для предприятий, занимающихсянаучно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимаютфинансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями идвижениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к маломубизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
- Приоритетное развитиемалого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условийэкономического и социального возрождения России.
- Массовое широкомасштабноеразвитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионамграждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
- Реализация мероприятийпо обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятийпозволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн.предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенныхслоев населения.
- Малое предприятие,играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах,учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходнойбазы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации черезсоздание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыреосновных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое –поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнесне платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформированиеи упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная долядохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих,сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И,наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяетни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам,заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками иматрасами.
Россия должна жить по принципу, что государство обслуживаетпотребности и запросы общества, а не наоборот.
2.2 Перспективы развития малого бизнеса вРоссии
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ,которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малымфирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздоменьше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований,возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства? Прежде всего следует отметить гибкостьи мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросырынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям[13]. Малое предпринимательство можноквалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, длякоторого характерны предпринимательский дух и инициативная творческаядеятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченногочисла заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективногохозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца,характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим егоэффективность, является взаимозаменяемость работников. При известномразграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характернывзаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование ивзаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скоростьпрохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малыхпредприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость присравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, какправило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимуществопривлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается насебестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степеньриска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействияокружающей среды.
Другим слабым местом малого бизнеса является важность накоплениякапитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнесамогут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получениикредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемкихотраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельностиограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительнымиоптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им такжене по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. Поэтой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования иперспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малоепредприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромныемасштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положениемалые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупнымпроизводством.
Таковы основные недостатки малого бизнеса.Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результатыдеятельности предприятия.
Задачейгосударства является всестороннеподдержать бизнес – как методами стимулирования производства наиболееприоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготногобанковского кредитования, создания информационно-консультативных инаучно-технических центров, развития системы страхования, организацииматериально-технического снабжения, так и путем принятия и исполнениязаконодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ,управления страной в целом.
В2006 г., по мнению Фетисова Г., произошло три судьбоносных для российскойэкономики события.
Во-первых,налаживание отношений России и ВТО.
Во-вторых,решение о поэтапной либерализации внутренних рынков газа и электроэнергии.
В-третьих,превышение реального курса рубля уровень 1997 г., т.е. эффект повышенияконкурентоспособности российских предприятий вследствие девальвации рубля в1998-1999 гг. исчерпан[14].
По моему мнению, комплекс первоочередныхмер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться вследующих направлениях:
1) нормативно-правовое;
2) финансово-кредитное;
3) обеспечение безопасности;
4) информационно-техническое;
5) организационное;
6) кадровое иконсультационное обеспечение;
7) внешнеэкономическаядеятельность.
Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого исреднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большойинтерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системеантикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественнымобразом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночныхпроцессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегииэкономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малыепредприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новойгосударственной политики в области малого предпринимательства, могут статьосновой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций всферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессыструктурной политики и формирование всероссийского рынка.
Заключение
Как показывает время, малое предпринимательство постепенно (хотя ине настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место вхозяйстве страны.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условияхрынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства,без чего немыслима его высокая эффективность. Он крупнейший производитель благи услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно – технического прогресса.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее времянаша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятиймалого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей странымалый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемовпроизводства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малоепредпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательнолучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была быгосударственная политика правительства, направленная на расширение и развитиепредприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Говоря о взаимоотношенияхмалого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог состороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывестивзаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, чтоситуация изменится.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России — ужереальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфереэкономики зависит и развитие всей России в целом.
Библиографический список
1. Андреева И., Павлов К.«О критериях выделения малого и среднего бизнеса»// Общество и экономика, 2007,№ 7
2. «Деловой климат вРоссии в оценках самого бизнеса»// Общество и экономика, 2008, № 1
3. Егоров Е.А. ЭкономикаСША. – М.: Издательский дом «Питер», 2003
4. Иохин В.Я., Экономическая теория:введение в рынок и микроэкономический анализ — Учебник, М.: Пресса, 2008.
5. Кочетыгова Ю.«Экспансия госкомпаний и эффективности российской экономики»// Общество иэкономика, 2007, № 4
6. Мартьянов В.А.,Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программыразвития малого бизнеса в России// Бизнес для всех, 2008, N 14.
7. МатериалыВсероссийских конференций представителей малых предприятий “Взаимодействиемалого и крупного бизнеса” — www.old.nisse.ru
8. Райзберг Б.«Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малыхпредприятий»// Экономист, 2007, № 11
9. Фетисов Г. «Овзаимодействии внешних и внутренних факторов развития российского бизнеса»//Общество и экономика, 2007, №2-3
10. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред.Е.С. Стояновой.— М.: Изд-во «Перспектива», 2004