ТЕМА: " "
Содержание:
Введение.
Глава 1.Сущностьсоциальных проблем в рыночной экономике.
1.1.Причины появлениясоциальных проблем.
1.2. Задачи государства врыночной экономике по решению вопросов
социальной защитынаселения
Глава2.Система социальной защиты населения в условиях рынка.
2.1. Государственнаясистема социальной защиты.
Глава 3. Организациясоциальной защиты в современной России.
3.1.Социальная защита вСоветский период.
3.2. Система социальной защиты в современной России и их решение.
Заключение.
Список литературы.
Идеи Экономистов… имеют гораздо
Большеезначение, чем принято думать.
В действительности только они и
правят миром.
Джон Мейнард Кейнс
ВВЕДЕНИЕ.
Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и кэкономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что онаявляется одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубьвеков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации — в страны ДревнегоВостока V-III вв. до н.э. Позднее экономическаямысль получили развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин«экономия» (от греческого Oikonomia- управлениедомашним хозяйством), от которого и произошло более позднее — "экономика". В раннее средневековье христианство объявило простой трудсвятым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот неест.
Как наука экономика возникла в XVI-XVII вв. Еепервым теоретическим направлением стал меркантилизм, который субстанциюбогатства общества и личности видел в деньгах, а деньги сводил к золоту.
В XVII в.появилось новое название экономической науки — политическая экономия, котороепросуществовало более трех веков. Новое направление этой науке дали физиократы,которые утверждали, что источником богатства является не обмен, аземледельческий труд. Основоположником классической политической экономииявился шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), выпустивший в 1776 годусвою знаменитую книгу " Исследование о природе и причинах богатства народов".Его учение заложило основы теории стоимости и рыночной экономики в целом.Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в работах немецкого философа иэкономиста Карла Маркса (1818- 1883), создавшего теорию научного социализма всвоем многотомном сочинении «Капитал».
Современная экономическая наука в наши дни получила более распространенноеназвание — экономическая теория, а в англо-американской литературе- «Экономик с». Термин «экономик с» впервые ввеланглийский экономист Альфред Маршал(1842- 1924) в своей книге «ПринципыЭкономикс».
В овременной экономической науке, взятой в ее концептуальном теоретическомаспекте, наблюдается синтез старой классической школы и трех новых направлений:
1. Кейнсианскоенаправление, названное в честь его основателя английского экономиста ДжонаМейнарда Кейнса (1883- 1946).
2. Неоклассическоенаправление.
3. Институционально-социологическийподход к решению проблем хозяйственной жизни.
Современная экономическая теория изучает поведение как хозяйствующих субъектовна всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения,обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческихпотребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
Технический прогресс, быстрые увеличения производственных мощностей и жизненогоуровня, одного из самых высоких в мире, являются стртегическими направлениямидинамического развития экономики. Однако этот долговременный экономическийрост не был равномерным, а прерывался периодами экономическойнестабильности.
Глава 1.Сущность социальных проблем в рыночнойэкономике.
Научный и технический прогресс впервые началисближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания иторговли
потребовали теоретического и эксперементальногорешения практическихзадач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, всвязи с развитиеммашинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника началивзаимно
стимулировать друг друга, активно влияя на всестороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новымивидами транспорта :
самолетами, автомобилями, огромнейшими параходами ивсе более быстрыми паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран. Но в то же время в колонияхсохранялась ужасающая нищета и отсталость, да впрочем, в метрополияхвсе было далеко не так благополучно. Всвязи с развитием техники и транспорта мир позналчто такое безработица и кризис перепроизводства, засилье только чтопоявившихся монополий. К тому же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний, и начало крупномасштабныхвойн было лишь вопросом времени. Научно-технический прогресс встает на службувоенно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала былиопробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ), а затем применены во времяПервой Мировой Войны .
Первая Мировая произвелаогромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала хх века под влиянием ужасоввойны, понижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился натяжелый пессимизм.Рост преступности,числа самоубийств,падение значения духовных ценностей — все это было свойственно не толькоГермании,проигравшейвойну, но истранам-победительницам .
Массовое рабочее движение, вызванное требованиемперемен после войны и революцией в России, привело к небывалой доэтого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия . Неправильная экономическаяполитика приводит многие страны мира сначала к биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительностиэтот кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый четвертый сталбезработным. Все это привело кочередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волнауступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в Германии иИталии, увеличив число военныхзаказов, избавили свои страны отбезработицы, чем завоевали огромнуюпопулярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять страну сколен. Окрепший Советский Союзтакже начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительныепоследствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен.
Вторая Мировая Война была самой разрушительной вистории человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75миллионов человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще долго будут влиять на жизньпоследующих поколений, но,как это не пародоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первойатомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретенияразрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества.
1.1.Причиныпоявления социальных проблем.
Демографическаястатистика дает возможность оценить качество трудового потенциала ко второмудесятилетию XXI века. Ведь люди которые будут жить в то время уже родились, ихздоровье, интеллектуальный потенциал, в принципе, сложились. Нельзя оставлятьпроблему демографии за «закрытыми дверьми». От того, какое решениебудет сейчас принято для нее, зависит состояние нашего общества, и какследствие этого, состояние нашей экономики в будущем. На данном этапе мы«пожинаем плоды» прошлых «ответственных» решений. И поэтомуне стоит сейчас допускать ошибок. К примеру, говоря о трудовом иинтеллектуальном потенциале нашего государства, можно сказать, что в странесформировались каналы утечки умов, что, кстати, абсолютно не отслеживаетсястатистически. Отслеживается лишь этническая эмиграция (около 100 тыс. человекв год). Не отслеживается поток трудовой (контрактной) эмиграции. По оценкам, внем где-то одна треть специалистов высшей и высочайшей квалификации из сферынауки. Этот поток почти в три раза больше, чем канал этнической эмиграции. Этопрямая угроза интеллектуальной и экономической безопасности России.
Каков социально-экономический ущерб от утечки умовпрежде всего из науки? По оценкам специалистов, — это несколько десятковмиллиардов долларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду.По иным оценкам до 50 млрд. долларов в год.
1.2.Задачигосударства в рыночной экономике по решению вопросов социальной защитынаселения
Для обеспечения защитынаселения государство должно, прежде всего, в законодательном порядкеустановить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функциипредоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опытапозволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.Государственная социальная помощь лицам, которые в силунетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельноматериально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данногоинститута защиты являются государственный, региональные и муниципальныебюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристикаданного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношениягосударства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющиминеобходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательномусоциальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются послепроверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которогосопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное(по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-запотери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) илиместа работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников(иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмовобязательного социального страхования. Определяющие характеристикисоциально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (этоозначает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е.предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственностьстрахователей и застрахованных. Добровольное личное (коллективное)страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионноеобеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногдав их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощьюмеханизмов личного страхования. Определяющие характеристики — наличиестрахового договора самоответственность граждан. Корпоративные системысоциальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинскаяи оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурныхуслуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий.Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовыхсредств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательноесоциальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев напроизводстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социальногострахования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на целисоциальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долюгосударственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затратна цели социальной защиты и 7,3% ВВП.[1]Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования — один изосновных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванныйобеспечить реализацию конституционного права граждан на материальноеобеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утратытрудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильцабезработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят отпродолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы(которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утратытрудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человекполучает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц),финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхованияявляются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участиисамих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь.Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случаенекоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характернойчертой принципа страхования является финансирование предоставляемойпомощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемомсоциальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объеминдивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Темсамым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночнымпринципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личнойответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов,хотя и снижает последствия социального риска.Социальный риск-это рисквнезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущербмногим лицам одновременно. Современная реакция на риски — страхование,суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
Осуществляетсячастными компаниями (добровольное);
Осуществляетсягосударством (принудительное);
Для развитых странобщепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты наслучай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этихнаправлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которыхчастное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть всеварианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальнойпомощью. Между социальной помощью и общественным страхованием:
То идругое предполагает перераспределение доходов
То идругое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости.
То идругое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия,одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсемдругое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимостиего вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальноенакопление, а в первом — иждивенчество. Поэтому там, где страхование исоциальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определенииразмеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
- помощьвсем покупателям выплачивается в одинаковом размере;
- помощьориентирована на индивидуальную обеспеченность;
- размерпомощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же навеличину страховых взносов получателя;
- величинапомощи зависит от потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей — наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается,однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к.размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того,одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальнойобеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то,что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения иисключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета всесистемы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокойстепени зависят от финансового положения государства. Все три принципаорганизации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикойсвое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действоватьс максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи ипопечительства. Характерной чертой попечительства является финансированиеза счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспеченияпостроена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузкегосударственных финансов.
Существенноезначение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основныхкритериев здесь два:
— социальные гарантии должныобеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
— социальные пособия недолжны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения;
Первый критерий определяетминимальную, а второй — максимальную границу социальных пособий.
К примеру, в России пособиепо безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. — 75%, след. 4мес. — 60%, в дальнейшем — 45%), по истечении года — минимальная заработнаяплата. 1
В сегодняшних условияхтакая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьмаостра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятииуровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. Вданном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенномуровне.
Если минимальное пособиедостаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однакоэто не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощинеобходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальноеобслуживание.
В настоящее время в Россииответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несутместные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности всоциальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимостьпотребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Необходиморазвивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Длянепосредственной организации социальной помощи важны местные социальныепрограммы, которые очень различаются по областям и даже по районам впределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос осоздании единой системы социальной защиты, соединяющей интересыгосударства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладаетучастие государства и работодателей.
Глава 2.Система социальной защиты населения в условияхрынка.
Основными принципамипроведения социальной защиты в условиях рынка являются:
1) защита уровня жизни путемвведения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самымбедным семьям;
3) выдача помощи на случайбезработицы;
4) обеспечение политикисоциального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования,охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активнойполитики, направленной на обеспечение квалификации.
Следуя статье 25 Декларации прав человека,современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровеньжизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинскимобслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права насоциальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
2.1. Государственная система социальной защиты.
Чем тяжелее ситуация в тойили иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защитенаселения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства.Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в страненаблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемыйнациональный продукт, то возможности правительства выделять дополнительныесредства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственныйбюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, всвязи с чем снижаются доходы работающих… А это порождает новые социальныенапряжения.
Чтобы исправит такое положение недостаточножелания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, такжекак недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблемаможет быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станетсоздавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге исостоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика,находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения вблагах и услугах? Как помочь людям попавшим в тяжелое бедственное состояние икому именно надо помогать?
Следует прежде всего понять, что если снизитьпроизводство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупкипо импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервыдоведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практическиневозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защитывсего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете наодного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном,желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага недостанутся.
Поэтому и правительство, и народ должныосознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни вусловиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальнойподдержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.
В широком смысле слова социально уязвимымисчитаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря,при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовалобы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережениянакопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, посколькуполучить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно,приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальноеположение человека, его официальные денежные доходы.
В сложившейся практикесоциально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающиедетей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры получающие недостаточноепособие, студенты живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие отстихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконногопреследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все этилюди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.
Социальная поддержка можетпроявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи,предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказаниямедицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства,усыновления.
Вопрос о том, кому, в какихвидах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится кчислу труднейших в социальной экономике… Так как всем желающим получить помощьи нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологовсоветуют такой рецепт: «Помогать только тем кто не может помочь себе сам».Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, норецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболееостро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции)и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил ккатастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частичноприменяется индексация доходов. Это означает, что заработнаяплата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере ростарозничных цен.
К сожалению, при спадапроизводства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повыситьдоходы, ровно во столько раз во сколько повышаются цены. Так как количество товаровуменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнениюрынка денежной массой и, как следствие к инфляции.
Глава 3. Организация социальной защиты в современнойРоссии.
1)Государственнаяполитика занятости и ее эффективность.
Неоклассики рассматривалирынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощиколебаний уровня заработной платы, а безработица выступает как смягчающееобстоятельство, вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочееместо. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития иактивизации деятельности государства в сфере, которая рассматривается, были:
1) развитие НТР и повышениероли человека в общественном производстве;
2) обеспечение общих условийвоспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы;
3) обеспечениепредпринимательства необходимыми кадрами;
4) необходимостькомпромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и совершенствованиюинтеллектуального потенциала общества;
6) необходимость сдерживания монополизации рынка;
7) влияние идей и конкретных социальных достижений(отсутствие явной безработицы — прежде всего) капитализма.
Реальные и потенциальныемасштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают,что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного)достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек. Если уровеньпроизводительности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей(в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля вгод, в США — 7,143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своимтрудом прокормить только 15 чел., тогда как в США — около 90 чел., и т.д.), тобезработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетамспециалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. былилишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий врабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территориии других непроизводственных работ. Численность экономически активногонаселения России к концу 1995 года составила 73 млн. человек, или 49% от общейчисленности страны. В их числе 67 млн.человек (91,8%) были заняты в экономикеи 6 млн. человек (8,2%) не имели занятия, но активно его искали. Официальнозарегестрировано в органах службы занятости в качестве безработных 2,3млн.человек или 3,2% экономически активного населения. Продолжается ростнеполной занятости (в 1993 году — 5,3%; в 1994 году — 6,4% от числаработающих).
Во второй половине80-х годов в СССР была определена и получила официальное одобрение концепцияэффективной занятости. Это не поголовная, а социально ориентированнаязанятость, основными компонентами которой являются: сокращение (ликвидация вбудущем) тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулированиегибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающихработать настолько, насколько они этого желают; формирование социальногопартнерства работающих по найму с администрацией, что предусматриваетвозможность ведения переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбораместа работы с точки зрения формы собственности (гос. предприятие, частное, кооперативноеи т.п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидацияпринципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценнойработы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.
Эффективная занятость — этомодель развития и использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочейсилы, ориентировано на переоценку ее возрастающих материально-бытовыхпотребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должныиграть государственная служба трудоустройства, учреждённый государством Фондсодействия занятости. Необходимо организовать также службу прогнозированияпроцессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатыватьпрограммы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки ипереподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является болеерациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочейсилы, который формируется.
Деятельность руководстваРоссии за годы реформ в направлении эффективной занятости всегда имелаполовинчатый, а часто лишь декларативный характер. В частности это выразилосьфактически в поддержке скрытой безработицы, имевшей целью с одной стороныпредотвращение обвальных увольнений и поддержание хотя бы минимальногожизненного уровня людей, с другой стороны вывод этих людей за рамки системысоциальной помощи в условиях хронического дефицита финансирования.
Во-вторых, на сегодняшнийдень главной функцией ФСЗ является регистрация и учёт безработных, которуюникак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынкетруда. ФСЗ разработал ряд мер, содержащийся в ежегодных программах содействиязанятости населения. Однако, как набор этих мер, так и эффект от нихограничены. Например, идея поддержания и создания рабочих мест — не более чемдекларация, если она противоречит проводимой структурной политике. ФСЗ неспособен поддерживать Малый и Средний бизнес, если для этого нет необходимыхэкономических условий.
Фактором увеличения безработицыв нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитнуюстабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такоенаправление внутренней политики государства способствует понижению спроса нарабочую силу и увеличивает армию безработных.
2)Обеспечениезанятости на начальном этапе становления рынка.
Самыепервые шаги к рыночной экономике ударили, кроме прочих, еще по одной сфереотносительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования — пополной занятости. Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагиваетустои прежней экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае,не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что безработица,с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом иликризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике,а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народногохозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводстватоваров и относительной узости рынка, результатом чего и является падениеспроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятостив современной России связано в первую очередь с катастрофическим падениемпроизводства за годы реформ (см. таблицу 2).
Следуетотметить, что сокращение ВВП (на $380 млрд. с 1987 по 1996 год) не могло неповлечь за собой сокращения ассигнований на социальные программы и резкогопадения жизненного уровня населения.
Такоеположение образует базу для структурной безработицы, характерной для нашейпреобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе не толькотрудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение глубоких структурных перекосов в короткие сроки нереально. Впрочем, и это устранениене снимет проблему безработицы полностью. Последняя лишь обретет формы,характерные для зрелой рыночной среды, в которой высвобождение работниковпроисходит прежде всего под воздействием реализуемых предложений научно-техническогопрогресса и интенсификации производства.
Табл.2 Положение России в мире по производству ВВП.
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996 1
США 2
Япония
Китай 3
Китай
Япония 4
Германия
/>/>/>5
Россия
Индия
/>/>/>/>/>6
Франция
Франция
/>/>/>7
Великобритания
Великобритания
/>/>8
Италия
Италия
/>/>/>/>9
Бразилия
Бразилия
/>/>/>/>10
Индия
Индонезия
/>/>11
Канада
Мексика
/>/>12
Мексика
Канада
/>/>13
Индонезия
Россия
Устранениедеформаций народного хозяйства требует форсированного роста производстватоваров, появления новых предприятий, фирм, в том числе предприятий Малого иСреднего бизнеса. По данным ООН в мире в этом секторе экономики занято более50% населения, создавая при этом до 60% ВВП. Однако этим предприятиямнеобходима государственная поддержка — льготные кредиты и налогообложение,инвестиции, правовая база, что даст быструю отдачу по цепочкам деловойактивности в первую очередь: в производстве стройматериалов, в жилищномстроительстве и ремонте, в переработке сельхозпродукции, в конверсии, в сфереуслуг и т.д.
Отказот установки на полную занятость означает потерю важной социальной гарантии совсеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не полноепредотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере, ослаблениепорождаемых ею явлений.
Необходимкомплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих безработице статьмассовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию работников,поддерживать их в период поиска работы, активно создавать новые рабочие местаи т.д., связанный в первую очередь с настоящей экономической стабилизацией(возврату к дореформенному уровню производства), а не стабилизацией на днеэкономической пропасти.
Снижениекапитальных вложений в государственном масштабе (а оно неизбежно при решениипроблем финансовой стабилизации и ликвидации дефицита бюджета) может бытьнесколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой местных,региональных властей.
Сейчасв первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в оплате труда.Речь идет прежде всего о пособиях по безработице, выплате подъемных на новомместе жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается в источникифинансирования, в улучшение работы служб занятости, создание системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные обизлишках рабочей силы и потребности в ней.
Внастоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для формированияфонда занятости. Эти отчисления, предполагается, будут расходоватьсяпреимущественно на пособия по безработице, на переобучение кадров и содержание служб занятости.
Наиболееперспективной и эффективной представляется система экономических льготпредприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места итрудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В награду такиепредприятия должны освобождаться от части налогов, получать льготныеинвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие(любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма еешести — двенадцатимесячното содержания должна вноситься в муниципальные органы,которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей.Работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие местана собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих.Именно такой механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии,безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночнойэкономикой.
Взаконодательстве некоторых республик СНГ предусмотрено, что суммы средств,затраченные на профессиональную подготовку и переквалификацию работников,вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Есть надежды, что эта мера скажется напроцессах преодоления массовой безработицы.
Неверно считать безработицу непременным атрибутом рыночной экономики. Напротив, такойэкономике, если исходить из самих принципов ее функционирования, безработные нетребуются, поскольку они не являются весомыми покупателями. Иная несколькокартина становления рынка, но не оно само по себе вызывает незанятость.Последняя все же, применительно к нашим конкретным условиям, коренится в техспособах развития народного хозяйства, которые не приемлют цивилизованныеформы рынка и деформируют экономику произволом, противостоящим объективнымэкономическим законам.
3)Социальная защитанаселения — суть и пути достижения.
С переходом к рыночнойэкономике будет значительно возрастать армия безработных, ухудшатьсяуверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от руководства проведенияактивной социальной политики на уровне государства, предприятий.
Социальная политика — этокомплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций,местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, ростацен и т.д.
Основными принципамипроведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путемвведения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самымбедным семьям;
3) выдача помощи на случайбезработицы;
4) обеспечение политикисоциального страхования, установление минимальной заработной платы дляработающих;
5) развитие образования,охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активнойполитики, направленной на обеспечение квалификации.
Проблема социальной защитынаселения по разному решается в рамках той или иной социально-экономическойформации, конкретной страны. При переходе России к рыночной экономике основнаятяжесть социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличиваетсяроль рыночного механизма в проведении такой политики. Следуя статье 25Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантироватьправо на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой,одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержанияздоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни,инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию принезависящих от человека обстоятельствах.
Для обеспечения такой защитыгосударство должно прежде всего в законодательном порядке установить основныесоциальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставлениясоциальной поддержки.
Рядом с государством,социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемныеработники — их профсоюзные организации.
В системе социальной защитынаселения самым важным элементом выступает социальное страхование, в котороевходит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастныхслучаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионноестрахование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли водинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемныхработников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностьюза счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7%средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальнымисоветами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей.
Пособие по безработицепредоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых,от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий тойили иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70%средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течениеопределенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.
Во втором случае берется вовнимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, времяпредоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять неменее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течениепоследнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работав течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется вовнимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть26.
В России, несмотря насуществование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный периодтрудовой деятельности — 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платыи т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническоенедофинансирование — в частности, задержки выплаты пособий по безработицедостигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.
Важным звеном социальнойзащиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. Привведении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от государства.
К концу 90-х годов в СШАпройдут переквалификацию или будут обучаться около 50 млн. чел. С цельюсоздания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение такихобщественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. В времяэкономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственныепредприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготногоналогообложения компаний, которые создают рабочие места.
В России в 1994 году услугипо профориентации и консультации по трудоустройству получили более 2млн.человек. За счёт финансирования из средств ФСЗ предотвращено увольнение 500тыс. работающих.
В общенациональном масштабесовременное государство с целью уменьшения армии безработных пытаетсярегулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже отроста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”,активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частныефирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал ростоплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. досередины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест ипринято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самыхмогущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмыобразовали 7 млн. таких мест.
Конкретные результаты восуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. Запоследние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительностьрабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала толькоЯпония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часовбольше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше,чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличениязанятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции — в 1982-1983 гг. инекоторых других странах.
В России законодательнаяоснова программ защиты населения при переходе к рыночной экономике заложена вЗаконе о занятости. В этом законе предусмотрен комплекс мер, направленных насохранение высокого уровня занятости, усовершенствования его структуры иподдержки рынка (с этой целью будет постепенно формироваться жилищный рынок,усовершенствоваться инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильностьрабочей силы и др.), смена структуры рабочих мест за счет высвобождения частиработников из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости всфере нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного, квалификационногоуровня рабочей силы.
Одним из элементовсоциальной защиты населения в условиях рыночной экономики является правовоерегулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательногоустановления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершенияколлективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы,социального страхования, отпусков и т.д.
При установленииминимального уровня заработной платы в документах Международной ОрганизацииПродовольствия (МОП) рекомендуется учитывать потребности работников и их семей,стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели,которые влияют на уровень занятости.
За базу минимального уровнязаработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которыеудовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человекаили типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому наборув разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в неговходит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз впять лет подержанного автомобиля и др.
Размер минимальнойзаработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размерасредней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 дол. вчас. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.
В России минимальный размерзаработной платы составлет 83,4 руб. Но если в США минимальный уровеньзаработной платы установлен из расчета, чтобы потребление мяса в год на душунаселения составляло 80 кг, то в России на минимальную заработную плату можноприобрести только около 60 кг мяса в год, но денег на другие товары и услугиуже не останется. МОП рекомендует 33 кг мяса в год, но такое количество этогопродукта потребляется только в слаборазвитых странах.
Наиболее общими критериямибедности являются безработица и инфляция, уровень которых характеризуют степеньбедности. Суммарная величина этих показателей в США называется “индексомубогости”. Так, если индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции — 1000%, то “индекс убогости”- 1002%.
Основным критерием бедностиявляется уровень доходов, который приходится на одного человека. Общимкритерием бедности является структура потребления семей, например, доля затратна еду. В США, например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи,которые тратили на потребление третью часть семейного бюджета. В России уже в1992 году затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%.
Общий уровень бедности в тойили иной стане определяется показателем доли числа бедных людей в общейчисленности населения от 15 лет и старше. Сама бедность измеряется с помощьюпрожиточного минимума, который существует в виде жизненного (илифизиологического) минимума и социального минимума. Первый показываетудовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг.Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные запросы.
Для определения абсолютногоуровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительскойкорзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человеквключались 552 позиции, из трех — 639, а из четырех — 652. потребительскаякорзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27%общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобыструктура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве2822 кал, для пенсионеров — 2026 и для детей — 2123. В 1988 г. уровеньпрожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой странесоставил 69%.
В Венгрии в 1991 г.среднемесячный прожиточный минимум городской семьи из четырех человек составил32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400 дол.).
В Белоруссии и республикахПрибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социальногопрожиточного минимума, в России, Казахстане — физиологического. С 1 апреля 1992г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительскихбюджетов, которые обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчинв суме 3050 ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.
С минимальным уровнемзаработной платы тесно связан критерий бедности.
Важным элементом программысоциальной защиты населения является регулирование заработной платы независимоот сферы деятельности и профессии, формы собственности. Так, в развитых странахЗапада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе.Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых вгосаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странахЗапада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников ислужащих первого существует значительно большая гарантия занятости, болеевысокие социальные выплаты и т.д..
Зарплата для наемных работниковрегулируется с помощью коллективных договоров и тарифных соглашений. Болееширокий круг вопросов регулируется коллективными договорами. У них, кромеоплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков,конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочныеработы, за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашенииустанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях иминимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации.Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работниковсоставляется при посредничестве государства. Это выступает гарантом еговыполнения. Однако, на деле такая практика просуществовала совсем не долго,разбившись об амбиции руководителей предприятий и профсоюзов. В настоящиймомент регулирование отношений работник — работодатель осуществляется припомощи контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произволаадминистрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав трудящихся.
Чрезвычайноважным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежныхдоходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах.В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации ростацен. В России проведена лишь незначительная компенсация роста цен (см. табл.3),остаётся лишь на бумаге Указ о компенсации вкладов населения, утраченных врезультате либерализации цен в 1992 году.
Табл.3 Изменениесредней начисленной заработной платы работников и индексов потребительских цен.
Год
Средняя з/п в разах к 1991 году
Цены в разах к 1991 году 1992 13,4 26,1 1994 296,4 772,7 1995 615,5 1787,3
Вовсякой рыночной экономике существует система компенсационных выплат,представляющая собой важную часть доходов населения. Такая система необходимауже потому, что инфляция с той или иной скоростью «съедает»прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шелв последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение междутем практически отсутствовало.
В СССР в 1971-1975 к.повышение цен поглощало около ЗО% прироста среднедушевых денежных доходовнаселения, в 1976-1980 гг. — уже 50, в 1981-1985 гг. — 60, а в 1986.г.- 52%.Особенно активным этот процесс стал и период предоставления самостоятельностипредприятиям, введения договорных цен и, тем более, при их либерализации.
Длятого, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и исключительноважно иметь обоснованную «точку отсчета» — индекс ростапотребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом сначала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений заизменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле исфере услуг по фиксированному набору потребительских товаров и услуг (исключая,разумеется, то, что в потреблении необязательно), обычно называемому“потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы не толькодля различных государств (в том числе входящих в СНГ), но и для разныхрегионов, административных образований.
Пенсии, социальные пособия,пособия по безработице будут индексироваться из средств Пенсионного Фонда,Фонда социального страхования и Фонда содействия занятости; индексациястипендий будет происходить за счет соответствующих бюджетов, а сбереженийтрудящихся и государственных ценных бумаг — из доходов Сберегательного банка иГосударственного бюджета России. Это должно привести к более динамичнойполитике сберегательных банков и страховых учреждений, которым необходимомаксимально эффективно размещать свои ресурсы, чтобы за счет процентных ставокиндексировать сбережения граждан и страховые взносы. Если не индексироватьсбережения, вкладчики будут активно снимать деньги со своих счетов и хранитьих, например, в долларах, инвестируя тем самым экономику США.
Механизм индексации уженесколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде и более чем в десятизападноевропейских странах; в последнее время — и в бывших социалистическихгосударствах Восточной Европы. Выполняя по отношению к значительной частинаселения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальныхвзрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.
Согласно оценкамМеждународной Организации Труда (МОТ), в России эффективность программсоциальной помощи, рассчитанная, как удельный вес средств, поступающих семьям,живущим за чертой бедности, в суммарных социальных трансфертах составляет 19%(вбольшинстве развитых стран — 30 — 40%). При этом надо учитывать, что долянаселения за чертой бедности у нас значительно выше.
В сфере социальногострахования примером неэффективных расходов является дотирование предприятиямна санаторно-курортное обслуживание работников. По своей экономической природеэти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентноспособной сетипансионатов, домов отдыха и санаториев. Беднейшие работники всё равно не всостоянии приобрести путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактическиработникам с достаточно высоким уровнем оплаты труда.
В сфере социальных пособийглавной проблемой остаётся безадресность выплат. Их основные компоненты:пособия и компенсационные выплаты на детей. Эти выплаты с 1992 по 1994 годвозросли в 30 раз и достигли 0,7% от ВВП. Задержки этих платежей практическиповсеместно составляют от 2 до 8 месяцев. Для обеспечения адресности пособийвозможны разные подходы, в том числе совмещающие проверку нуждаемости сраспределением величины по категориям.
В сфере дотированияжилищно-коммунального хозяйства предлагается переложить всё бремя расходов сгосударства на домохозяйства, с компенсацией малоимущим этих расходов. В светепостоянных задержек выплат со стороны государства выполнение этих проектовпредставляется трудноосуществимым и грозящим социальной нестабильностью.
В области здравоохраненияпредлагается:
· сужениесферы прямого бюджетного финансирования в пользу финансирования из страховыхисточников;
· предоставлениепациентам реального выбора среди организаций обязательного медицинскогострахования;
· внедрениеэффективной системы регулирования и надзора за ними.
В сфереобразования предлагается развитие механизмов подушевого финансирования, а такжевведение единой общегосударственной системы вступительных экзаменов в ВУЗы.
Реформа системы пенсионногообеспечения с финансовой точки зрения представляет собой особый случай. Этосвязано с тем, что при заданных нормах социального обеспечения обязательствагосударства в перспективе будут нарастать по мере старения населения. Последнийфактор особенно серьёзные финансовые последствия будет иметь для пенсионногообеспечения и здравоохранения.
Пенсионная система Россииорганизована по распределительному принципу. В соответствие с ней пенсиивыплачиваются из текущих пенсионных взносов работающих. Соотношение работающие- пенсионеры сейчас 2:1, и ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фондазаработной платы. Однако, согласно долгосрочному демографическому прогнозу к2050 году оно составит 1:1,1 — т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%. Всвете этих данных не совсем понятна позиция нового Закона о пенсиях,экономически стимулирующая сокращение рождаемости. С точки зренияпредотвращения кризиса наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе,основанной на накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат вомногих странах источником долгосрочных производственных инвестиций. Кроме тогоявными преимуществами такой системы является
* финансоваянечувствительность к численности пенсионеров в стране,
* сравнительнонизкие ставки обязательных пенсионных взносов,
* увеличениенормы сбережений в стране, создающей предпосылки для установления устойчивыхтемпов экономического роста.
3.1.Социальнаязащита в Советский период.
В конце 1991 — начале 1992года перед российским правительством, приступившим к проведению радикальныхреформ, стояла проблема выбора парадигмы включения социальной политики вэкономическую стратегию. Концепция реформы изначально исходила из необходимостиповышения эффективности функционирования хозяйственной системы. При этомсоциальная сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономическойстратегии. Степень свободы экономического манёвра по существу была ограниченалишь опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не спомощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного аппаратагосударства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов к власти дажене называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на многочисленныедекларации о «социально-ориентированной экономике».
Недостаточность, а точнее,практически отсутствие социальной защиты населения в годы перестройкиобъясняется в первую очередь недальновидностью политики правительств-реформаторов.
Одним из её «достижений»стал крупномасштабный скачок инфляции. Следствием так называемой политики«ускорения», проводившейся с приходом М.С.Горбачёва к власти, явилосьвбрасывание в экономику не обеспеченных продукцией денег в виде зарплаты за существующеелишь на бумаге увеличение объёмов производства. Планирование фонда заработнойплаты в процентах к объёму производства в рублях привело к резкому опережениюспроса над предложением. Отсюда: «полупустые прилавки и полные холодильники».
Результатом принятия в 1988году Закона о Госпредприятии стало начало криминального растаскиваниягоссобственности, а так же вбрасывание до того безналичных денег для расчётовмежду предприятиями на рынок потребительских товаров, окончательно опустошивполки магазинов и наполнив рынки «чёрные». Скачок инфляции был подготовлен, ив 1991 году правительство Гайдара, либерализовав цены, поставило их на путьневиданных темпов роста. Выше уже было показано (см.табл.3), что ростзаработной платы, социальных выплат значительно отставал от этих темпов.
Не меньшим «достижением»реформ было невиданных масштабов падение производства (см.табл.3),
Табл.3 ВВП в Млрд. долларовСША.
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
Итого ВВП 965 1007 1022 991 941 805 735 641 615 585 -380
повлекшееза собой в социальном плане:
* безработицу,в том числе скрытую;
* снижениереальных доходов населения;
* значительноесокращение госбюджета и, как следствие, уменьшение деятельности государства всоциальной сфере (см.табл.4).
Табл.4 РасходыГосударственного бюджета России.
1990
1993
1995
Всего, млрд. руб. 151,0 57674,0 487400,0
На социально-культурные мероприятия, млрд. руб. 65,2 14336,6 126900
(Следует отметить сокращениедоли социальных расходов в бюджете с 43% в 1990 году до 26% в 1995 году.Фактически же в 1995 году эта статья расходов исполнена лишь на 59,2% отутверждённого (это самый низкий процент исполнения за этот год)).
Нельзя не указать на роль вснижении социальной защищённости населения определённой экономической политикигосударства, приведшей к сокращению доли заработной платы рабочего впроизведённом им продукте. Если доля зарплаты рабочего в каждом произведённомим рубле во времена социализма составляла 10 — 13% (аналогичная доля рабочего вразвитых капиталистических странах — до 40%), то с приходом рынка ему осталосьлишь около 11%, причём теперь он, как и его западный коллега должен оплачивать и приобретение жилья, и образование и воспитание детей, и многое другое. Врезультате расчётов получается, что окончательная доля российского рабочего впроизведённом им рубле составляет лишь около 5,5% (его западный коллега имеетпри аналогичных расчётах около 16%).
Вообще, населению в условияхлиберализации предлагалось не ждать помощи от государства, а использовать своивозможности для получения дохода в институционализированной структуре егоисточников (см.табл.5).
Табл.5 Структура денежныхдоходов населения, %
1991
1995 Оплата труда 59,7 38,8 Соц. трансферты 15,0 16,3 Доходы от собственности, предпринимательства и пр. 24,8 44,9
В обмен на отсутствие социальной защитыпредоставлялась возможность «выкручиваться» — государство закрывало глаза начасто незаконные источники доходов, что привело к криминализации экономики,коррупции во властных структурах всех уровней, резкой дифференциации населенияпо доходам (см. табл.6).
Табл.6 Распределение общегодохода по равночисленным группам населения России, % от общего объёма.
Группы по уровню дохода
1980
1990
1995 Первая (беднейшая) 10,1 9,8 5,5 Вторая 14,8 14,9 10,2 Третья 18,6 18,8 15,0 Четвёртая 23,1 23,8 22,4 Пятая (богатейшая) 33,4 32,7 46,9
Характерной чертой социальной политики 1991 — 1995годов явилось стремление государства повышением доли ресурсов, направляемых насоциальные цели, компенсировать отсутствие или недостаточное проведение реформпо реорганизации социальной защиты, доставшейся в наследство отсоциалистической системы и совершенно не приспособленной к условиям рынка. Темне менее уровень расходов на социальные нужды в нашей стране явно не дотягиваетдо соответствующего уровня стран «семёрки» (см. табл.7). Учитывая разрыв ввеличине ВВП с этими странами в пользу последних (в 1996 году ВВП США равнялся6785 млрд. долларов, России — 585 млрд. долл.), можно получить отнюдь нерадужную картину финансирования социальной сферы. Кроме того, происходитпрактическое разбазаривание и так-то скудных средств, выделяемых из госбюджетапо остаточному принципу.
Табл.7 Социальные расходы в% к ВВП
1983
1994 Россия 12,7 17,9 Страны «семёрки» 27,1
Необдуманная национальнаяполитика государства привела многих людей к социальным потрясениям (см.табл.8). Беженцы, вынужденные переселенцы — результат спровоцированногоруководством страны распада СССР — практически им не защищаются.
Табл.8 Число в России семейбеженцев, тыс.
1994
1995
1996 172 274 384
Разрушение единого экономического пространства,утраты традиционных рынков сбыта — немаловажный фактор существующей нынебедственной ситуации в социальной сфере. Столь же бездумен подход к конверсииВПК, сопровождавшейся добровольным уходом с рынка вооружений в пользу западныхкомпаний и, соответственно, обеспечение достойного жизненного уровня западных,а не наших рабочих и служащих.
Оценить деятельность государства в социальнойсфере помогут следующие таблицы:
Табл.9 Среднемесячная начисленная з/п работников вценах соответствующего периода и выплаты социального характера.
Год
Средняя з/п, руб.
Выплаты социального характера в расчёте на одного работника, руб.
Прожиточный минимум, руб.
Соотношение средней оплаты труда и прожиточного минимума, % 1992 16071 1678 4832 367 1994 354236 47908 163550 246 1995 735483 99300 368237 227
Табл.10 Соотношение междусредним размером назначенной месячной пенсии и величиной прожиточного минимума.
Год
Средний размер пенсии в % к прожиточному минимуму. 1990 237 1994 124 1995 99
Табл.11 Размеры социальных гарантий,предоставляемых государством населению, в соотношении с величиной прожиточногоминимума.
1993
1994
1995
1996 Минимальный размер оплаты труда 39 28 10 16 Минимальный размер пенсии по старости 63 44 27 26
Подобные тенденции к ухудшению положения сложилисьво всех областях социальной сферы:
· в сфере культуры;
· в здравоохранении, как вколичественном, так и в качественном отношении;
· в науке, образовании и др.
Причины недостаточной социальной защищённостинаселения России в годы перестройки кроются в практическом отсутствиипроведения сколь-нибудь последовательной социальной политики, принесении её вжертву призрачной экономической эффективности, приложении на российскую почвуустаревших и давно опровергнутых экономических учений. Естественной реакцией вэтом ракурсе выглядит информация, приведённая в табл.12 и рис.3:
Табл.12 Забастовки в России.
Год
Число предприятий, принявших участие в забастовках, ед.
Число работников, принявших участие в забастовках, тыс. чел. 1990 260 99,5 1994 514 155,3 1995 8856 489,4
Рис.3 Тенденции депопуляции населения Росс/>ии.
Смертность
Рождаемость
3.2. Системы социальной защиты в современной России иих решение.
Формирование рыночной экономики в Россииневозможно без действенной социальной политики. Социальная политика впереходный к рынку период должна строится на трех основных принципах:приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение ролиличного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужднаселения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация новогомеханизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственногопатернализма к социальному партнерству.
Социальная защищенность населения в условияхперехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода,степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости вобщественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальныйсоциальных программах.
Финансирование социальных программ осуществляетсяне только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средствпредприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защитенаселения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политикасоциальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает системусоциального страхования и общественное вспомоществование.
В современных условиях особую сторону приобрелипроблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицыреализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным сустановлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающейуровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение ихноминальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.
Индексация осуществляется путем регулированияноминальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать заповышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится черезопределенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки кзарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексациянацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорныецены, усиливая тем самым инфляцию.
Проводимая ныне социальная политикахарактеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится кпопыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемыеправительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Междутем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильностиэкономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только погуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы кэффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государстваявляются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям. 1
/>
Переход системного кризиса в России в августе1998г. в открытую форму обусловил необходимость корректировки проводимойсоциальной политики. Такая корректировка окажется эффективной лишь в томслучае, если будет учитывать не только негативные, но и позитивные результатыреформ 1992-1998гг.
Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерацииустановила, что Россия является социальным государством. Построениегосударства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным,- задача, не решаемая в один день. Переход от страны «развитогосоциализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающемусоциальному государству очень сложен.
После финансового кризиса августа 1998г. в Россииувеличились количество жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимумаи их доля в общей численности населения страны — соответственно с 32,1 млн. и21,8% в июле до 43,3 млн. человек и 29,5% в ноябре. Вывод кажется однозначным — проводившаяся социальная политика потерпела полный крах.1
Вряд ли основную угрозу социальной стабильности вРоссии представляет распад общества на отдельные группы, положительно иотрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другусоциально — экономические интересы. Основная ошибка «олигархического»периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживанияимеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики иэффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученныхбогатыми, фактически бросило бедных(не сумевших адаптироваться к новымусловиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайненемногочисленным богатым.
Высказанные соображения позволяют наметитьисходные положения для выработки новой модели социальной политики в России.Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.
Первым шагом должна встать разработка Концепцииуправления социальным развитием России.
Концепция управления социальным развитием Россиипризвана наметить контуры общественного устройства России как социальногогосударства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществленыв ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальныемероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствиямодели социального государства.
Далее, необходимо сохранить все положительное,что было накоплено в стране в 90-е годы, и прежде всего:
- демократические в целомпроцедуры управления российским обществом;
- новый тип экономически активногогражданина, рассчитывающего на свои собственные силы и стремящегося видетьгосударство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;
- новый негосударственныйсектор отечественной экономики,
ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.
/>
1 «Вопросы экономики» №2 1999г. «Социальнаяполитика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев.
Необходимо, наконец, признать, что российскоегосударство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создатьсвоим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту ихличных прав и свобод.
Следующим шагом должно стать коренное изменениесуществующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип вэтой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источникидополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявитьизвестную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет ореальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных илипристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, атакже скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.
Нужно также в законодательном порядке определить исамо понятие «социальное государство». Специальным законом должныбыть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенностиграждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники,гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социальногогосударства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц,принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдениеположений данного закона.
Необходимо создание в Россиисистемынезависимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, ролькоторых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно сорганизационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такаяэкспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданныхэкономических решений.
Среди частных проблем совершенствования социальнойполитики основными являются следующие:
1. стабилизация финансового положениягосударственных внебюджетных социальных фондов;
2. погашение задолженности работникам позаработной плате;
3. расширение источников финансированиясоциальных услуг;
4. внедрение адресной системы социальнойподдержки населения;
5. введение единого порядка корректировки шкалыи ставок подоходного налогообложения.Заключение
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системысоциальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именноиз за социальной благоустроенности зависит эффективность производства,благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальныйуровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная заботагосударства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первыйвзгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не тольконаселения, но и самого государства. То как государство проводит социальныепрограммы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и токакую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.
В основных профессиональныхгруппах среднедоходного слоя населения — инженеры, работники науки, культуры,учителя и т.д. — играющего в нормальных обществах роль социальногостабилизатора, произошёл резкий поворот к обнищанию и деквалификации. Именно поотношению государства к данным отраслям, формирующим личность, интеллектуальныйи физический потенциал общества, можно судить о наличии или отсутствиистратегического мышления у лидеров и действующей команды исполнителей.Лицемерие государства по отношению к своим гражданам не может бытьбезнаказанным. В истории России это уже было...
Поэтому эффективная социальная политикагосударства является одной из первоочередных задач перехода к рыночнымотношениям и выхода Российской экономики из кризиса.
Список литературы:
1. Корнаи Я. «Путь к свободной экономике», М., Экономика, 1993 г., с.64
2. Космарский В., Маслова Т.«Социальная политика в России в российском контексте макроэкономическойреформы»
3. Вопросы экономики, № 9, 1995 г.
4.Страны мира. Справочник под редакцией Р.Иванова.Москва. Политиздат.1989
5.Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997
6.Российский статистический ежегодник М., Логос, 1996
7.СОЦИС №4/1997