Реферат по предмету "Государство и право"


Общественные объединения в РФ

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИБАШКОРТОСТАН
Юридический факультет
Кафедра государственного иадминистративного права
Курсовая работа
Тема:
 «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
По дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Выполнила:студентка
Группа№1, курс II
Гражданско-правоваяспециализация
КузьминаН.М.
Проверилпреподаватель:
К.ю.н.Кузнецов И.А.
Датазащиты:
«___»____________2006г.
Оценка:«___»__________
УФА – 2006г.
РЕЦЕНЗИЯ
(оценка-отзыв)
 
1.        Главные вопросырецензируемой работы:
_____________________________________________________________
2.        Соответствие содержания работыобозначенной теме:
_____________________________________________________________
3.        Полнота и логичность изложения:
_____________________________________________________________
4.        Степень самостоятельности:
_____________________________________________________________
5.        Использование источников:
_____________________________________________________________
6.        Обоснование выводов и предложений:
_____________________________________________________________
7.        Уровень научной грамотности:
_____________________________________________________________
8.        Другие достоинства и недостатки:
_____________________________________________________________
9.        Общие выводы (предполагаемаяоценка)
_____________________________________________________________
Рецензент к.ю.н., доц. Кузнецов И.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. Конституционно-правовой статусобщественных объединений
1.1.История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации
1.2.Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
ГЛАВАII. Правовое регулирование общественныхобъединений в Российской Федерации
2.1.Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений
2.2.Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений
2.3. Права, обязанности иответственность общественных объединений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Принятие КонституцииРоссийской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепиловосприятие Россией общедемократических ценностей и ориентировсоциально-политического и экономического развития.
Люди привыкли к свободеслова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав.В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.
На сегодня в РоссийскойФедерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощьюкоторых граждане, выражают и осуществляют свои законные  интересы:политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.
Основа правового статусаобщественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далееКонституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).
Более развернутаяправовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе«Об общественных объединениях», также существуют специальные законы оботдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правахи гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г.  и другие.
Но, несмотря на подробнуюзаконодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прави обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают немало  сложностей,  о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.
Исследование правовогорегламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россиюлет преобразований является наиболее важным и актуальным.
Данная тема очень широкои разносторонне освещена в научной правовой  литературе. Многие известныеавторы: Авакьян С.А., КалининН.И., Лапаева В.В. и другие, — посвятили свои научные работыисследованию  положения и развития общественных объединений в России, потомучто интерес к данному правовому институту на протяжении еще  многих лет будетвозрастать  и оставаться наиболее  значимым.
Целью данной курсовойработы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации ифедерального законодательства, посвященного правовому регулированиюобщественных объединений, того смысла, который был  заложен в нихзаконодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентацииданного правового института для извлечения способов устранения данныхнедоработок.
Для достиженияпоставленной цели в данной курсовой работе необходимо тщательно и подробноизучить правовую  регламентацию общественных объединений РФ.
Без исследования судебнойпрактике невозможно полностью и достоверно отразить основные недоработкизаконодательного регулирования и проблемы регулирования общественныхобъединений в РФ.
Соблюдение и применениеосновополагающих конституционных норм в жизни имеет исключительное значение встановлении демократии, правового государства и гражданского общества в нашемгосударстве.
Стремление глубже иполнее разобраться в развивающихся  процессах нашего общества, предопределиловыбор темы моей курсовой работы.

ГЛАВА 1. Конституционно-правовой статус общественныхобъединений
 
1.1.История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации.
Конституция Российской Федерации, основываясьна нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение,включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.  Никто не можетбыть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»(ст.30 Конституции РФ)[1].
Право на объединение закреплялось в Основномзаконе страны и ранее, Конституция СССР 1977г. определяла роль общественныхорганизаций как важной составной части политической системы[2]. Однако, в государстве, гдесуществовала лишь одна правящая Коммунистическая партия о фактическомсоблюдении права на объединение не приходится. В стране с одной правящейпартией не нужны были равные ей по статусу, способные противостоятьоппозиционные объединения. Поэтому не осуществлялось законодательнойрегламентации порядка их образования. Все общественные объединения  взначительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС безкакой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.
Конституция СССР 1977г. прямо закреплялагосподство одной идеологии, которая официально называласьмарксистско-ленинской, хотя фактически была скорее сталинской. В преамбуле этой Конституции излагалисьмногие положения этой идеологии, прославлялось руководство КПСС, было подчеркнуто, что высшей целью Советскогогосударства является построение «бесклассового» коммунистического общества и что народ якобыпринимает Конституцию, «руководствуясь идеями научного коммунизма». Статья 6 этой Конституцииконстатировала, что руководящей и направляющей силойсоветского общества, ядром его политической системы, государственных иобщественных организаций является «вооруженнаямарксистско-ленинским учением» КПСС, определяющая генеральнуюперспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР и т.д.В ряде статейпровозглашалось, например, что существующая в СССР единая система народногообразования служит, в частности,«коммунистическому воспитанию… молодежи» (статья  25); что СССРпроводит «ленинскую» политику мира (статья 28); что гражданамгарантируется свобода научного, технического и художественного творчества (ст. 47), а также предоставляется правообъединяться в общественные организации(статья 51), как и другие права — только «в соответствии с целямикоммунистического строительства»и т.п. Аналогичные положения содержались и в Конституции РСФСР 1978г[3].
Идеологические преследования официально неодобряемых направлений и их представителей в науке (философов-идеалистов,обществоведов-немарксистов, генетики, кибернетики и др.), в искусстве (художественная литература, живопись и др.), врелигиозной жизни в той или иной степени осуществлялись постоянно, временами достигая большого размаха исопровождаясь жесткими репрессивнымимерами.
При этом сам принцип идеологическогомногообразия, давно и прочно вошедший в повседневную жизньвсех демократических стран, монопольная господствующая идеология представлялакак нечто антинародное, рассчитанное на обман масс и манипулирование ими, а некак естественное отражение объективно существующего в обществемногообразия интересов, взглядов, позиций.
Установление идеологического однообразия,т.е. исключительного господства одной идеологии, встречается нередко, хотя самиидеологии могут различаться между собой довольно существенно. Итальянскийфашизм, германский национал-социализм, в ряде стран исламский фундаментализм идр., как и сталинщина, непримиримые к другим идеологиям, несовместимы с идеямидемократического правового государства.
С началом реформирования в 90-х годахпрошлого века, когда идея – создание демократического правового  государства,гражданского общества — начала воплощаться в жизнь, признание принципамногопартийности стало необходимо и естественно. Одним из первых шагов на этомпути стала отмена ст.6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядраполитической системы советского общества. Статьи, гарантировавшие гражданамСССР свободу научного, технического и художественного творчества только «всоответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политическихправ и свобод – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50)были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой оставаласьидеология марксизма, а без идеологического многообразия не может бытьмногообразия политического.
9 октября 1990г. был принят Закон «Обобщественных объединениях»[4]. Верховным Советом РСФСР18 декабря 1991 г. было принято постановление «О регистрации общественныхобъединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем закреплялось, чтозаконодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политическихпартиях, профессиональных союзах) применяется в РФ постольку, поскольку оно непротиворечит ее законодательству и общепризнанным нормам международногоправа.  
Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерациизакрепила принцип идеологического многообразия как одну из основконституционного строя страны, тем самым исключив возможность существования вРоссии государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становлениеи развитие политической системы страны.
1.2.Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации.
Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации  устанавливаетв качестве одной из основ конституционного строяРоссии принцип идеологического многообразия, а также — в части 2 и 5 — пределы егоосуществления, в которых оно не вступает в резкое противоречие с другимидемократическими принципами Конституции.
Принцип идеологического многообразия можетбыть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующихэто понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических,политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозныхидей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностьюлюдей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменениеили коренное преобразование теми или иными способами общественного игосударственного строя, как правило, закрепляемого в Конституциии иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека,группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять изащищать их с помощью всех существующих технических средств; активноработать также над практическим осуществлением своих идей путем разработкипрограммных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия вподдержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д[5].
Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации  содержательно связана с рядом другихконституционных предписаний. Это статья 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободусовести, статьи 29, предоставляющаякаждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства ираспространения информации, гарантирующая свободу массовойинформации, статьи 44, гарантирующая каждому свободу литературного,художественного, научного и других видов творчества.
Установление в Конституции принципа идеологического плюрализмаявляется одним из важных демократическихдостижений народа России.
Часть 2 статьи  13 Конституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием части1. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означаетзапрещение признания какой-либо идеологии государственной иобщеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи содержательносвязана со статьей 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.
Правило части  2 относится к любым идеологиям(либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократическиедоктрины и др.)
Предусмотрены Конституцией и исключения,относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые еюдействия. О такихдействиях и запретах говорится в части 5 этой статьи и в ряде других статей. Это,например, запрещение захватывать власть (часть 4 статьи 3 Конституции РФ),нарушать права и свободычеловека и гражданина (статья 2,17-63 Конституции РФ и др.).
Но убеждения, взгляды граждан свободны, иникто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям,ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могутбыть только действия, прямо запрещенные законом.
Часть 3 статьи 13 Конституции РФ посвященанекоторым практическим последствиям идеологического многообразия,имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовоезначение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразиеи многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направленийв практической политической деятельности — в агитации за или противопределенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политическойжизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решениевопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельностииграет ее организационная часть — создание и деятельность политических партий идругих общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельностремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей.Главной формой политического многообразия является многопартийность. Многопартийностьпришла на смену однопартийной системе,недемократичность которой очевидна[6].
В последние годы идеологическое и политическоемногообразие и в значительной мере выражающая ихмногопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политическойжизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений даннойстатьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции иизменяемые — в случае необходимости — в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положенийпринципам и нормам международного права, позволяет надеяться нанеобратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.
Но демократические политические партии,объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся косуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляявласть в соответствии со своей программой, партия или блок партий,имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует всоответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которыеполучили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от техили иных идеологических и политических позиций партий, блоков, ихлидеров и деятелей существует, но — под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен,прежде всего, проводить в жизнь ихизбранник.
Равенство общественных объединений передзаконом установлено, чтобы исключить возможность создания вновьоднопартийной системы, не допускающей существования других политическихпартий и подчиняющей своему господству иные партии и общественные объединения, каждоеиз которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфередеятельности,как это было в СССР. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом, т.е. спомощью создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартийи общественных объединений. Такая система существовала в ряде социалистических стран (ГДР, Болгарии, Польше идр.)[7].
Согласно Международному пакту о гражданских иполитических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничениясвободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересахгосударственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраныздоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2ст. 22)[8].
Конституцией и иными законами Россииобоснованные ограничения прав на объединение, на свободное образование исвободную деятельность партий практически соблюдаются далеко не во всехслучаях. Но зато предлагаются и обсуждаются иные ограничения этих прав, невсегда соответствующие международным и конституционным нормам
ГЛАВА 2. Правовое регулирование деятельности общественных  объединений.
Основы правового статуса общественных объединений устанавливает игарантирует Конституция Российской Федерации – статьи 13, 30 и ряд других, безкоторых существование общественных объединений было бы  невозможно (например,статьи 28, 29, 31, 32 Конституции Российской Федерации).  
Важное значение  имеют международные документы, такие как Всеобщаядекларация прав человека[9], Пакт о гражданских иполитических правах[10].
/>Содержание права граждан на объединение, основныегосударственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядоких создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Обобщественных объединениях»[11], Гражданским кодексом РФи другими законами об отдельных видах общественных объединений. />
«Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизациейи (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений — политическихпартий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественныхобъединений, — могут регулироваться специальными законами, принимаемыми всоответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанныхобщественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельностьобщественных объединений, не урегулированная специальными законами,регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» — ст. 4 ФЗ «Об общественныхобъединениях»
Данная статья не использует термина«законодательство», включающего, наряду с законами, и подзаконные актынормативного характера исполнительных органов — правительства, министерств иведомств, которые по своему объему и детализации регулирования зачастуюначинают конкурировать с законами, ограничивая использование предоставленных внем прав многочисленными оговорками. Не подвергая сомнению, регулирующее значениедля деятельности общественных объединений всех видов нормативных актов, всегообъема законодательства, в данной статье подчеркивается значение именно законов- как федеральных, так и законов Субъектов Федерации в качестве основных,базовых источников создания нормативной основы регулирования вопросов,связанных с реализацией права на объединение.
/>На момент принятия Федеральногозакона «Об общественных объединениях», его исходные правовые принципы опирались лишь наКонституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная базадеятельности общественных объединений значительно расширилась и в настоящеевремя включает следующие Федеральные законы: настоящий Федеральный закон «Обобщественных объединениях» от 19 мая 1995 г., Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 июня 1995 г.[12],Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях» от 11 августа 1995 г.[13], Федеральныйзакон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»от 12 января 1996г.[14], Федеральный закон «Онекоммерческих организациях» от 12 января 1996г.[15].
/>При этом важно учитывать, каквзаимодействуют и как применяются нормы указанных Федеральных законов в отношениикаждого отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах имолодежных объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового законаоб общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретныхвидов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительныхорганизациях попадают в эту сферу лишь частично.
Закон о некоммерческих организацияхрегулирует в основном гражданско-правовые, имущественные отношения ворганизациях, не преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части егоположения выступают по отношению к соответствующим положениям настоящегоФедерального закона как нормы общего характера, поскольку все общественныеобъединения, согласно определению, данному в ст. 5 настоящего закона, являютсянекоммерческими образованиями.
/>Что касается Федерального закона«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», он,напротив, в определенной части выступает по отношению к закону «Об общественныхобъединениях», как специальный или частный закон, поскольку конкретныеобщественные объединения могут одновременно являться благотворительными, но нелюбые, а лишь те из них, которые в своих уставах закрепляют исключительноблаготворительные цели, и, кроме того, придерживаются в своей деятельностиправил и ограничений, установленных в законе для таких организаций и претендуютна получение льгот, связанных со статусом благотворительной организации (вчастности, статьи 3, 10, 12, 16, 18 Федерального закона «О благотворительностии благотворительных организациях»).
/>Кроме того, субъекты РФ всоответствии с Конституцией РФ принимают свои законы и иные нормативные акты одеятельности общественных объединений. Такие акты действуют, например, вреспублике Башкортостан — Закон об общественных объединениях[16], вМоскве — Закон г. Москвы о благотворительности[17], в Санкт-Петербурге- Закон о льготах участникам благотворительной деятельности и другие.
/>Рассматривая соотношение нормфедеральных законов, регулирующих деятельность общественных объединений, исоответствующих законов субъектов РФ, важно отметить следующий факт: всоответствии с п. «в» ст. 71 Конституцией РФ, в ведении РФ находятся«регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина», а в совместномведении РФ и ее субъектов, в аналогичной области, согласно п. «б» ст. 72Конституции РФ, находится лишь «защита прав и свобод человека и гражданина».Таким образом, регулирование реализации важнейших конституционных прав исвобод, к числу которых относится и право граждан на объединение, отнесено кисключительной компетенции федеральных законов. Поэтому законы и другие нормативныеакты, принимаемые субъектами Федерации, не могут ограничивать использованиегражданами права на объединение, умалять права и виды государственной поддержкиобщественных объединений, гарантированные настоящим Федеральным законом, номогут устанавливать дополнительные меры защиты этих прав, расширять возможностизаконной деятельности общественных объединений, предоставлять им дополнительныельготы, оказывать иные меры поддержки.
/>Что же касается отдельных видовобщественных объединений, например, творческих союзов, ассоциацийпредпринимателей и работодателей, общественных объединений инвалидов и других,различаемых по содержанию их конкретной деятельности и характеру объединившихсяв них членов и участников, развитие их деятельности может потребоватьспециального нормативного регулирования, учитывающего эти особенности. В этомслучае особенности их деятельности будут регулироваться специальными,«отраслевыми» законами, принимаемыми по мере необходимости в соответствии снастоящим Федеральным законом, как это и произошло в отношении закона опрофсоюзах и закона о государственной поддержке молодежных объединений.
/>/>Кроме того, в данной сфередействуют следующие важные нормативные акты:
— Приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 N 199 «Обутверждении форм документов, применяемых при государственной регистрацииТоргово — Промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организациив качестве юридического лица»[18];
— Приказ Минюста РФ от 08.08.2001 N 237 «Обутверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрацииполитической партии и ее регионального отделения»[19];
— Приказ Минюста РФ от 06.10.1997 N19-01-122-97 «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрацииобщественных объединений»[20].
2.1. Понятие,организационно-правовые формы и виды общественных объединений.
Под общественным объединением понимаетсядобровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное поинициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализацииобщих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставныецели) – ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях».
Не могут быть учредителями, членами иучастниками общественных объединений органы государственной власти и органыместного самоуправления.
Право граждан на создание общественныхобъединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, таки через юридические лица — общественные объединения.
Ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях»определяет понятия и статус учредителей, членов и участников общественныхобъединений.
Учредителями общественного объединенияявляются физические лица и юридические лица — общественные объединения,созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается уставобщественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионныйорганы.
Членами общественного объединения являютсяфизические лица и юридические лица — общественные объединения, чьязаинтересованность в совместном решении задач данного объединения всоответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальнымизаявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членовобщественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данногообъединения.
Важнейшей гарантией свободы объединенияявляется соблюдение принципа добровольности в создании и деятельностиобщественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению вкакое-либо объединение, так и к пребыванию в нем.
В судебной практике часто встречаются дела,касающиеся нарушения свободы волеизъявления вступления в общественноеобъединение.
Так, Е.М. Березкина заключила с ОАО «Омскийкаучук» договор на долевое участие в строительстве многоквартирного дома,приобрела право собственности на квартиру в нем. Позднее она была поставлена визвестность о том, что является членом товарищества собственников жилья вкондоминиуме «Каучук», хотя это было решено без ее волеизъявления. Советскийрайонный суд г. Омска, рассматривая дело о нарушении прав и законных интересов Е.М.Березиной, обратился в Конституционный Суд с запросом о проверкеконституционности положений ФЗ «О товариществах собственников жилья»,касающихся обязательности членства в таком товариществе. Конституционный Суд впостановлении от 3 апреля 1998г. признал данные положения не соответствующимист. 30 Конституции, поскольку из принципа добровольности членства в объединенииследует, что создание товарищества собственников жилья в кондоминиуме неисключает возможности для отдельных домовладельцев оставаться вне данногообъединения, при этом, не утрачивая с ним иных правовых связей, кроме членствав товариществе[21].
Участниками общественного объединенияявляются физические лица и юридические лица — общественные объединения,выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям,принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условийсвоего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Право на объединение, гарантированное ст.30Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, нетолько российским гражданам. Статья 19 Федерального закона «Обобщественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица безгражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями,членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев,установленных федеральными законами и международными договорами РоссийскойФедерации.
Ограничение пользования этим правом можетбыть предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан.Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полицииили административных органов государства, допускается, например, ч. 2 ст. 22Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите правчеловека и основных свобод.
Так, согласно ст. 9 Закона Российской Федерацииот 22 января 1993г. «О статусе военнослужащих»[22]они могут состоять лишь в тех объединениях, которые не преследуют политическихцелей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностейвоенной службы. Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня1992г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 21июня 1995г.)[23],судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запретпрокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующихполитические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4Федерального закона от 17 ноября 1995. «О Прокуратуре РоссийскойФедерации»[24].
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественныхобъединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующихорганизационно-правовых форм:
-          общественная организация;
-          общественное движение;
-          общественный фонд;
-          общественное учреждение;
-          орган общественной самодеятельности.
Самостоятельным видом общественныхобъединений, требующим отдельной регламентации в силу своей значимости,являются политические общественные объединения. Организационно-правовымиформами политических общественных объединений являются общественная организация(для политической организации, в том числе политической партии) и общественноедвижение (для политического движения).
Общественной организацией является основанноена членстве общественное объединение, созданное на основе совместнойдеятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целейобъединившихся граждан (ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Общественным движением является состоящее изучастников и не имеющее членства массовое общественное объединение,преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели,поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 ФЗ «Об общественныхобъединениях»).
Общественный фонд является одним из видовнекоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественноеобъединение, цель которого заключается в формировании имущества на основедобровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использованииданного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 ФЗ «Об общественныхобъединениях»).
Общественным учреждением является не имеющеечленства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретноговида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целямуказанного объединения (ст. 11 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Органом общественной самодеятельностиявляется не имеющее членства общественное объединение, целью которого являетсясовместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по местужительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностейнеограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей иреализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания(ст. 12 ФЗ «Об общественных объединениях»).
В зависимости от территориальной сферыдеятельности можно говорить о таких видах общественных объединений как общероссийские,межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединениемпонимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии суставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации иимеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы ипредставительства.
Под межрегиональным общественным объединениемпонимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями натерриториях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там своиструктурные подразделения — организации, отделения или филиалы ипредставительства.
Под региональным общественным объединениемпонимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставнымицелями осуществляется в пределах территории одного субъекта РоссийскойФедерации.
Под местным общественным объединениемпонимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставнымицелями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Общероссийские общественные объединения могутиспользовать в своих названиях наименования «Россия»,«Российская Федерация» и образованные на их основе слова исловосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа(ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»).
 
2.2. Порядок создания,реорганизации и ликвидации общественных объединений.
Общий порядок создания, реорганизации иликвидации общественных объединений устанавливает глава II ФЗ «Об общественныхобъединениях».
 Согласно ст.18 ФЗ «Об общественныхобъединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицамимогут входить юридические лица — общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения,об утверждении его устава и о формировании руководящих иконтрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общемсобрании. С момента принятия указанных решений общественное объединениесчитается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретаетправа, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности,предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединениякак юридического лица возникает с момента государственной регистрации данногообъединения.
Государственная регистрация как обязательноеусловие функционирования установлена только для политических общественныхорганизаций. Другие виды общественных объединений вправе не регистрироваться ворганах юстиции. Последствием этого будет только отсутствие прав юридическоголица.
Государственная регистрация общероссийского имеждународного общественных объединений производится Министерством юстицииРоссийской Федерации.
Государственная регистрация межрегиональногообщественного объединения производится органами юстиции по месту нахожденияпостоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Круг оснований, по которым может бытьотказано в регистрации общественного объединения, ограничен ст. 23 ФЗ «Обобщественных объединениях»:
-          если устав общественного объединения противоречитКонституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов РоссийскойФедерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего Федерального закона изаконам об отдельных видах общественных объединений;
-         если не представлен полный перечень учредительныхдокументов или они оформлены в ненадлежащем порядке;
-          если ранее зарегистрировано общественное объединение стем же названием на территории, в пределах которой данное объединениеосуществляет свою деятельность;
-          если органом,регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительныхдокументах содержится недостоверная информация;
-          если название общественного объединения оскорбляетнравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Так, Конституционным Судом РФ от 15 декабря 2004 г. рассматривалось дело " О проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона«О политических партиях». Поводом к рассмотрению дела явились запросКоптевского районного суда города Москвы, жалобы общероссийской общественнойполитической организации «Православная партия России» и гражданИ.В. Артемова и Д.А. Савина[25].
После вступления Федерального закона «Ополитических партиях» в силу съезд общероссийской общественнойполитической организации «Православная партия России» принял решениео преобразовании в политическую партию «Православная партия России».Гражданка Н.Е. Илюхина — член данной организации, полагая, что решениесъезда в части сохранения наименования «Православная партия России»противоречит предписаниям пункта 3 статьи 9 названного Федерального закона итем самым препятствует регистрации этой организации в качестве политическойпартии, обратилась в Коптевский районный суд города Москвы с жалобой, в которойпросила отменить указанное решение. Придя к выводу о том, что в вопросе осоответствии Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 9Федерального закона «О политических партиях» имеетсянеопределенность, Коптевский районный суд города Москвы определением от 11 июля2002 года производство по делу приостановил и направил в Конституционный СудРоссийской Федерации запрос о проверке их конституционности. Одновременно вКонституционный Суд Российской Федерации обратилась общероссийская общественнаяполитическая организация «Православная партия России» с жалобой нанарушение теми же законоположениями, подлежащими применению в деле по жалобеН.Е. Илюхиной, конституционного права граждан на объединение.
Конституционный Суд Российской Федерацииустановил:
Согласно пункту 3 статьи 9 Федеральногозакона от 11 июля 2001 года «О политических партиях» не допускаетсясоздание политических партий по признакам профессиональной, расовой,национальной или религиозной принадлежности, т.е. указание в уставе и программеполитической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных илирелигиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименованииполитической партии.
Статья 30 Конституции Российской Федерациинепосредственно не закрепляет право граждан на объединение в политическиепартии, однако, по ее смыслу во взаимосвязи со статьями 1, 13, 15 (часть 4), 17и 32 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации названное право,включающее право создания политической партии и право участия в еедеятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, асвобода деятельности политических партий как общественных объединенийгарантируется. Возможность для граждан свободно объединиться в политическуюпартию, образовать партию как юридическое лицо, с тем, чтобы действоватьколлективно в области реализации и защиты своих политических интересов, — однаиз необходимых и наиболее важных составляющих права на объединение, без чегоданное право лишалось бы смысла. Поэтому Конституция Российской Федерациизащищает не только свободу деятельности политических партий, но и свободу ихсоздания.
Вместе с тем Конституция Российской Федерациизапрещает создание и деятельность политических партий, цели или действиякоторых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя инарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальнойи религиозной розни (статья 13, часть 5), и допускает возможность ограниченияправа на объединение в политические партии федеральным законом в той мере, вкакой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Таким образом, законодатель вправеурегулировать — на основе Конституции Российской Федерации и с учетом положениймеждународно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация,- правовой статус политических партий, в том числе условия и порядок ихсоздания, принципы деятельности, права и обязанности, установить необходимыеограничении.
Федеральный закон «О политическихпартиях», который устанавливает правовой статус политических партий наоснове Конституции Российской Федерации, конкретизируя положения ее статей 1(часть 1), 3 (часть 2), 13 (часть 3) и 30 (часть 1), определяет политическуюпартию как общественное объединение, созданное в целях участия гражданРоссийской Федерации в политической жизни общества посредством формирования ивыражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, ввыборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан ворганах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1статьи 3).
В отличие от политических партий религиозныеобъединения, как следует из статей 28 и 30 Конституции Российской Федерации,создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждогообъединяться с другими для исповедания определенной религии, что предполагает ивозможность совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозныхобрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозноеобучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую ииную деятельность, определяемую соответствующим вероучением.Конституционно-правовой основой создания и деятельности религиозных объединенийнаряду со статьей 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющейидеологический и организационный плюрализм, служит также ее статья 14, согласнокоторой Российская Федерация — светское государство; никакая религия не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной (часть 1);религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (часть2).
В силу статьи 14 Конституции РоссийскойФедерации во взаимосвязи с ее статьями 11, 12 и 13 и в соответствии сконкретизирующими их положениями статьи 4 Федерального закона «О свободесовести и о религиозных объединениях» конституционный принцип светскогогосударства и отделения религиозных объединений от государства означает, чтогосударство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лицаместного самоуправления, т.е. органы публичной (политической) власти, не вправевмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на нихвыполнение функций органов государственной власти и органов местногосамоуправления; религиозные объединения, в свою очередь, не вправе вмешиватьсяв дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, участвовать вдеятельности политических партий и политических движений, оказывать имматериальную и иную помощь, а также участвовать в выборах, в том числе путемагитации и публичной поддержки тех или иных политических партий или отдельныхкандидатов.
Таким образом, в Российской Федерации какдемократическом и светском государстве религиозное объединение не можетподменять политическую партию, оно надпартийно и неполитично, партия же в силусвоей политической природы не может быть религиозной организацией, онанадконфессиональна, внеконфессиональна.
В Российской Федерации как многонациональнойи многоконфессиональной стране, не допускает создание политических партий попризнакам национальной или религиозной принадлежности.
Исходя из изложенного и руководствуясьчастями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 100 и 104Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
Признать не противоречащим Конституции РоссийскойФедерации пункт 3 статьи 9 Федерального закона «О политическихпартиях» в части, не допускающей создание политических партий по признакамнациональной или религиозной принадлежности[26].
Порядок реорганизации и ликвидацииопределяется в ст.ст. 25, 26 ФЗ «Об общественных объединениях».
Реорганизация общественного объединенияосуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания.Государственная регистрация вновь образованного после реорганизацииобщественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21настоящего Федерального закона.
Имущество общественного объединения,являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновьвозникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексомРоссийской Федерации.
Ликвидация общественного объединенияосуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания всоответствии с уставом данного общественного объединения либо судом по основаниями в порядке, предусмотренным статьей 44 настоящего Федерального закона.
Имущество, оставшееся в результате ликвидацииобщественного объединения, после удовлетворения требований кредиторовнаправляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо,если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,-на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания оликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда.Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационнойкомиссией в печати.
Решение о ликвидации общественногообъединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган,зарегистрировавший общественное объединение, для исключения указанного объединенияиз единого государственного реестра юридических лиц.
2.3. Права, обязанности иответственность общественных объединений.
Раскрытие правового статуса общественныхобъединений невозможно без рассмотрения вопроса о правах, обязанностях иответственности общественных объединений.
Основным нормативно – правовым актом,регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об общественныхобъединениях», главы 4, 5.
Для осуществления уставных целей общественноеобъединение имеет право:
-          свободно распространять информацию о своей деятельности;
-          участвовать в выработке решений органов государственнойвласти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренныминастоящим Федеральным законом и другими законами;
-          проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия ипикетирование;
-          учреждать средства массовой информации и осуществлятьиздательскую деятельность;
-          представлять и защищать свои права, законные интересысвоих членов и участников, а также других граждан в органах государственнойвласти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
-          осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренныезаконами об общественных объединениях;
-          выступать с инициативами по различным вопросамобщественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
-          участвовать в избирательных кампаниях в соответствии сфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;
-          выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведениивыборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (вслучае государственной регистрации общественного объединения как политическогообщественного объединения).
Осуществление указанных прав общественнымиобъединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либос их участием, может быть ограничено федеральными законами или международнымидоговорами Российской Федерации.
Законами об общественных объединениях могутбыть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественныхобъединений (ст. 27).
Обязанности общественного объединения:
-          соблюдать законодательство Российской Федерации,общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы егодеятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительнымидокументами;
-          ежегодно публиковать отчет об использовании своегоимущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
-          ежегодно информировать орган, регистрирующий общественныеобъединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного местанахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных оруководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единыйгосударственный реестр юридических лиц;
-          представлять по запросу органа, регистрирующегообщественные объединения, решения руководящих органов и должностных лицобщественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своейдеятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
-          допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественнымобъединением мероприятия;
-          оказывать содействие представителям органа,регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностьюобщественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдениемзаконодательства Российской Федерации.
Непредставление обновленных сведений длявнесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех летвлечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение,в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность вкачестве юридического лица и об исключении его из единого государственногореестра юридических лиц (ст.37).
Надзор за соблюдением законов общественнымиобъединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.
Орган, регистрирующий общественныеобъединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставнымцелям. Указанный орган вправе:
-          запрашивать у руководящих органов общественных объединенийих распорядительные документы;
-          направлять своих представителей для участия в проводимыхобщественными объединениями мероприятиях;
-          в случае выявления нарушений общественными объединениямизаконодательства Российской Федерации или совершения ими действий,противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим общественныеобъединения, может быть вынесено руководящим органам данных объединенийписьменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесенияпредупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, регистрирующим общественныеобъединения, может быть обжаловано общественными объединениями в судебномпорядке.
Контроль за деятельностью общественныхобъединений начинается уже на этапе их государственной регистрации.
Во-первых, проводится правовая экспертиза ихуставов, по результатам которой из них исключаются положения, противоречащиедействующему законодательству.
 Во-вторых, Управление юстиции большоевнимание уделяет проверке достоверности сведений, содержащихся в учредительныхдокументах. Особенно тщательно проверяются политические общественныеобъединения. Активно используется такой метод, как получение справок иобъяснений от учредителей общественных объединений, касающихся фактов созданияобъединения, выборов руководящих и контролирующих органов, наличия необходимогочисла учредителей.
Финансовые органы осуществляют контроль заисточниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средстви уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.
 Надзор и контроль за выполнениемобщественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлятьсяэкологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органамигосударственного надзора и контроля.
 Виды ответственности определены федеральнымизаконами ст. 40 «Об общественных объединениях»[27], и ст. 33 «Онекоммерческих организациях»[28].А также специальными законами для отдельных видов общественных объединений. Вназванных Законах перечислены формы такой ответственности. Ими могут бытьпредупреждение, приостановление деятельности и ликвидация соответствующейорганизации. В случае вынесения некоммерческой организации более двухпредупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушенийнекоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда вопределенном законодательством порядке.
На основании ст. 42 Федерального закона«Об общественных объединениях» их деятельности может бытьприостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций(уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерациипо решению суда в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и другимифедеральными законами.
В случае нарушения общероссийскими имеждународными общественными объединениями законодательства РоссийскойФедерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям,Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие органы данныхобъединений представление об указанных нарушениях и устанавливать срок для ихустранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются,деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шестимесяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявленияГенерального прокурора Российской Федерации.
Согласно ст. 43 Федерального закона «Обобщественных объединениях» в случае приостановления деятельностиобщественного объединения на срок, установленных решением суда,приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, емузапрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичныемероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, заисключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам,возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Если в течение установленного судом срокаприостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение,послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончанияуказанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. Вслучае неустранения общественным объединением указанного нарушения орган,внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление оего ликвидации.
Согласно ст. 44 Федерального закона «Обобщественных объединениях» общественное объединение может бытьликвидировано по решению суда в случаях:
-          виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;
-          неоднократных или грубых нарушений закона или иныхправовых актов при систематическом осуществлении общественным объединениемдеятельности, противоречащей его уставным целям.
Ликвидация общественного объединения порешению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта егогосударственной регистрации.
По мнению некоторых ученых юристов, основнаязадача совершенствования необходимость наполнить институт ликвидации (запрета)общественных объединений реальным содержанием, отличным от гражданско-правовогоинститута ликвидации[29].При этом прежде всего необходимо законодательно закрепить меры, направленные напредотвращение воссоздания ликвидированных (запрещенных) общественныхобъединений. Отечественный законодатель сделал только первые шаги в этомнаправлении, установив уголовную ответственность за организацию и участие вдеятельности общественных объединений, в отношении которых судом были принятырешения о ликвидации и запрете деятельности в связи с осуществлениемэкстремистской деятельности (ст. 282.2 УК РФ). Наряду с этим в УК РФпредусмотрены меры ответственности в отношении лиц, принимавших участие всоздании и деятельности экстремистских сообществ (ст. 282.1).
Следует отметить, что в отдельныхгосударствах существует практика ограничения права на объединения. В частности,согласно ст. 18.2 Основного закона ФРГ тот, кто злоупотребляет свободойобъединения для борьбы против основ свободного демократического строя, лишаетсяэтого права на основании решения Конституционного Суда[30]. При этом указанные лицадолжны быть ограничены прежде всего в реализации ими права на объединение. Вотечественной юридической литературе обоснованы предложения о целесообразностивведения аналогичных мер ответственности и в российское законодательство[31]. Полагаем, что эта точказрения заслуживает серьезного внимания со стороны законодателя.
При совершении общественными объединениями, втом числе не зарегистрированными в органах юстиции, деяний, наказуемых вуголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, придоказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суданести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены иучастники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, вподготовке или совершении которых они участвовали.
Статья 239 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации устанавливает ответственность за создание религиозного илиобщественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием надгражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан котказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иныхпротивоправных деяний, а равно руководство таким объединением, а также заучастие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганду таких деяний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей настоящей работы — показатьважность выбранной мной темы – правового статуса общественных объединений вусловиях становления демократического государства.
Практика последнего десятилетия показала наскольконеобходима развитая система общественных объединений. С их помощью люди могутсовместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности иинтересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественнойжизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственныеинституты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства вобщественную жизнь.
Впредставляемой работе были разработаны две главы, раскрывающие сущность иосновные проблемы выбранной темы.
Обобщивее содержание, можно отметить следующее: в главе первой весьма подробно раскрываетсяконституционно — правовой статус общественных объединений, а также история итрудности развития общественных объединений как особого института российскогоправа.
Рассматриваяобщественные объединения как один из фундаментальных конституционно- правовыхинститутов, необходимо подчеркнуть, что нормы об общественных объединениях содержатсяв ч. 4,5 ст.13, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. В этихстатьях дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российскогоправа. Более развернутая характеристика общественных объединений  содержится вФедеральном законе от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях», являющимсябазовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельностьобщественных объединений, а также существуют несколько специальных федеральныхзаконов, регламентирующих отдельные виды общественных объединений: политическихпартий, религиозных организаций, профсоюзов и др.
Согласноч. 1, 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерациипризнается идеологическое многообразие и никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Идеологическоемногообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп,политических партий и общественных объединений:
1)беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительноэкономического, политического, правового и иного устройства РоссийскойФедерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
2)пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации:прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических инаучно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;
3)вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу:разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иныедокументы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройствусоциального и политического строя Российской Федерации;
4)публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику сиными идеологиями;
5)требовать по суду или через ины0е органы государства устранения препятствий,связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
КонституцияРоссийской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаютсяполитическое многообразие, многопартийность – п.3 ст. 13.
Равенствообщественных объединений перед законом согласно п.4 ст. 13 Конституции РФпроявляется в равенстве требований государства к уставам общественныхобъединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так,устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения долженуказывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественногообъединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанностиучастников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов,источники образования средств и иного имущества общественного объединения и егоорганизаций.
Глававторая раскрывает особенности правового регулирования общественных объединенийв Российской Федерации, а именно: организационно-правовые формы, видыобщественных объединений, порядок создания, реорганизации и ликвидацииобщественных объединений, их права, обязанности, ответственность.
По мнению А.Б. Агапова,новое законодательство РФ об общественных объединениях нуждается в более четкомразграничении функций объединений и органов государства[32].
Следует отметить, чторазличия видов общественных объединений носят формальный характер, чтоподтверждает отсутствие, каких бы то ни было указаний о статусе структурныхподразделений. Хотя законом предусмотрены четыре вида таких подразделений, онне определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала ипредставительства. Решение этой проблемы имеет важнейшее практическое значение,поскольку от наличия подразделений на территории России зависит фактгосударственной регистрации объединения в органах юстиции.
Во второй главе проведенанализ современной правоприменительной практики, который показывает, что судыобщей юрисдикции, рассматривая споры, связанные с защитой прав общественныхобъединений и их членов нередко обращаются в Конституционный суд РФ с запросомо проверке на конституционность некоторых законоположений федеральногозаконодательства.
Что свидетельствует о некоторыхнедочетах в законодательстве об общественных объединениях, которые требуютпересмотра и необходимости скорейшей выработки законодателем четкой позиции ирегламентации относительно данных проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Нормативно-правовые акты:
 
1.        Конституция Российской Федерации. Принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. — М., 2001 г.
2.        Всеобщая декларация прав человека. Принята ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. –М., 1997г.
3.        Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданскихи политических правах»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
4.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – М., 2002 г.
5.        Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930
6.        Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
«О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950
7.        Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от15 января 1996 г. №3 ст. 148.
8.        Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33,ст. 3334.
9.        Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ
«О государственной поддержке молодежных и детских общественныхобъединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г., №27, ст.2503.
10.      Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
11.      Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I
«О статусе судей в Российской Федерации»
(с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВерховногоСовета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1792.
12.      Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г., N 22, ст. 2331.
13.      Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о  религиозных объединениях» с изменениями идополнениями от 26 марта 2000 г.// Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст.  4465; от 3 апреля 2000 г. №14. Ст.1430.
14.      Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145.
15.      Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях»//      Ведомости съезда народных депутатов СССР и ВерховногоСовета СССР. 1990. №42. Ст.839.
16.      Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от06.10.1997 N 19-01-122-97 «О правилах рассмотрения заявлений о государственнойрегистрации общественных объединений»// Бюллетень нормативных актов федеральныхорганов исполнительной власти, N 21, 1997 г.
17.      Приказ Минюста Российской Федерации от 12 июля 2002 N 199«Об утверждении форм      документов, применяемых при государственнойрегистрации Торгово-Промышленной палаты, общественного объединения ирелигиозной организации в качестве юридического лица»// «Российскаягазета». N 140. от 31.07.2002 г.
18.      ПриказМинистерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2001 N 237 «Об утвержденииобразцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партиии ее регионального отделения»// «Российская газета».N 153-154.10.08.2001 г.
19.      ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П. // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 51 ст. 5260, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2005 г., N 1.
20.      ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 3 апреля 1998г. №4. // Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 13 апреля 1998 г. N 15 ст. 1794, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1998г., N 4.
Литература:
 
21.      Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правовогообеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации //Государство и право. 2004. №2.
22.      Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов,О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.
23.      Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ.Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.
24.      Конституции зарубежных государств. М., 1999. С. 161.
25.      Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм:проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика.2001. N 10. С. 11.
26.      Мельник. Т.Е. Приостановление и запрет деятельностиобщественных объединений: направления совершенствования. // «Журналроссийского права». N 4. 2003.
27.      Научно-практический комментарий к Конституции РоссийскойФедерации (отв. ред. В.В.Лазарев) — Система Гарант, 2003 г.
28.      Черемных Г. Общественные объединения: регулированиедеятельности // Российская юстиция, 1996, №4, с.36

Курсоваяработа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы иконцепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылкина них.
«___» ____________ 2006г.
___________ / _________________________________________/
    (подпись)                                   (Ф. И.О.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.