Введение
В развитии человеческойцивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарногопроизводства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношениясобственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого обществаизвестны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значениеимеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ниодной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью.
Преобладаниегосударственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственноймонополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения ичрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизниозначает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественнойжизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированноеогосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательскихструктур, препятствует функционированию рыночных механизмов.
Именно поэтому необходиморазгосударствление и приватизация.
1Приватизация и разгосударствление
Приватизация вклассическом словарном понимании (от английского private – частный, личный) –это отход от доминирования государственной собственности и переход к частнойсобственности.
Разгосударствление –передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью(в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управленияхозяйствующими субъектами.
Приватизация — этопереход государственной собственности в частные руки (физическими июридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной формсобственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально — экономической системы. Этоозначает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и ихизменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности [14,34].
В результатеприватизации государство полностью или частично утрачивает права владения,пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственныеорганы утрачивают право непосредственного управления ею.
Разгосударствление иприватизация государственной собственности является одним из важнейшихнаправлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
Для более четкогопредставления о процессах разгосударствления и приватизации в РеспубликеБеларусь, следует вкратце рассмотреть основные формы собственности, отраженныев Законе «О собственности в Республике Беларусь».
Закон «О собственностив Республике Беларусь» предусматривает три формы собственности:
· частнуюсобственность – имуществом владеет гражданин, как физическое лицо;
· коллективнуюсобственность – имуществом владеет группа лиц, коллектив. Коллективнаясобственность может выступать в форме арендных и народных предприятий,хозяйственных обществ и товариществ, других организаций и объединений;
· государственнуюсобственность – имущество принадлежит государству, его народу и от имени народауправляется Кабинетом Министров и местными Советами депутатов. Государственнаясобственность разделяется на 2 вида: коммунальную и республиканскую.
Закон допускаетобразование смешанных форм собственности на основе объединения имуществафизических, юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).
Кроме того, имуществоможет принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственностинескольким лицам, независимо от форм собственности.
В республиканскойсобственности находятся природные ресурсы: земля, ее недра, воздушноепространство над территорией республики. В республиканской собственностинаходятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечиваетсуверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое исоциальное развитие.
В коммунальнойсобственности находятся объекты (имущество), принадлежащиеадминистративно–территориальным органам. Ими управляют соответствующие местныеСоветы депутатов.
Переход к рыночнымотношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправлениявозможны только при условии, когда основная частьтоваропроизводителей–предприятий будет обладать свободой хозяйственнойдеятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право дляиспользования принадлежащего им арендного или переданного в пользованиеимущества, самостоятельно определять производственную программу, выбиратьпоставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейсяпосле уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственнойдеятельностью и развитием производства.
Именно в условияхрыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формированиевозможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путемразгосударствления и приватизации.
Разгосударствлениеэкономики в нашей республике – это процесс формирования многоукладной,смешенной экономики, децентрализация управления, освобождение государства отфункций прямого хозяйственного управления.
Разгосударствлениесобственности осуществляется путем, как создания новых частных, коллективныхпредприятий, так и приватизации действующих государственных.
Необходимо обратитьвнимание на то, что разгосударствление может проводиться быстрее, чемприватизация. Приватизация – процесс более длительный. В литературе, например,приводиться такой факт: в Англии – этой классической капиталистической стране –потребовалось 10 лет для приватизации всего
10 крупных корпораций.
Объектами приватизациив Республике Беларусь считаются:
· государственноеи общественное жилье;
· государственныепредприятия, учреждения, организационные структурные единицы объединений иструктурные подразделения предприятий;
· государственноеимущество, сданное в аренду;
· государственноеимущество, в виде оборудования, других материальных и нематериальных активовликвидированных предприятий;
· доли(паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь, административнотерриториальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
1.1Этапы, цели, эффекты приватизации
· Важнымрезультатом применения методологического подхода является выделение этаповсистемной трансформации в сфере отношений собственности.
· Напервом этапе осуществляется внеэкономический волевой акт – “техническая”приватизация. Его внеэкономический характер обусловлен двумя обстоятельствами.
· Во-первых,уже до начала официальной “технической” приватизации и в ходе нее идетспонтанный процесс приватизации как в легальных и полулегальных, так и в чистокриминальных. Первичная приватизация лишь блокирует спонтанный процесс в егонаиболее криминальных формах и легализует прежние неформальные правасобственности, существовавшие, например, в рамках отношений принципал-агентмежду государством и директорами крупных предприятий.
· Во-вторых,импульсом для начала первого этапа служит политическая воля государственнойвласти.
· Дляпервого этапа характерны образование большого количества частных иполучастных предприятий, а также интенсивное количественное формирование новыхинститутов. В этой связи определенным критерием его завершения можно считатьзамедление процесса количественных преобразований и появление первых симптомовкачественных сдвигов в сформировавшихся институтах и их отношениях.
· Навтором этапе происходят: интенсивное перераспределение правсобственности после первичной “технической” приватизации; упорядочениевмешательства государства в процесс перераспределения на микроуровне.Критериями завершения данного этапа служат стабилизация системы новых правсобственности, а также качественная и количественная стабилизация новой системыэкономических механизмов и типов институциональных структур.
· Длятретьего этапа должны быть характерны: полноценная экономическаяреализация новых отношений собственности, при полностью завешенной реализациивсего комплекса экономических преобразований; стабильное самовоспроизводствоэтих отношений через новую систему хозяйства и новую институционально-правовуюсреду.
· Такимобразом, цель реформ собственности (приватизации) как фундаментального элементареформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий длянормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной системы.Именно в ходе трансформации отношений собственности возможно формирование новыхмотиваций экономических субъектов и предпосылок для рационального измененияпроизводства как ключевых условий повышения эффективности производства.
· Вцелом конечная цель приватизации как элемента системных преобразований – этопрежде всего: обеспечение стабильности новой системы отношений собственности;создание условий (механизмов, институтов) для самовоспроизводства даннойсистемы; экономическая эффективность на микро- и макроуровнях. При этом такиепотенциальные цели приватизации, как “всеобщая справедливость” и пополнениедоходов госбюджета, неизбежно отходят на второй план. И если достижение в ходеприватизации “всеобщей справедливости” попросту абстрактно и практическинереально, то частичное решение бюджетных проблем за счет доходов отприватизации возможно в зависимости от избранных моделей.
· Изуказанных конечных целей со всей очевидностью вытекает и основной критерийэффективности приватизации в широком смысле: создание условий для экономическойреализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективностьмикроуровня и в целом системы хозяйства. Раскрытие общего критерия возможночерез совокупность частных критериев эффективности (результативности)приватизации и учет этапов системной трансформации. В таблице 1 сделана попыткапредставить такую систему критериев.
· Позитивноевоздействие приватизационной программы на эффективность функционированияпредприятий достижимо лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации,либерализации цен, демонополизации производства, развитию различных рынков иоткрытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация вусловиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивыхжизнеспособных предприятий (а скорее наоборот, к отмираниюнеконкурентноспособных производств), она лишь создает необходимыеэкономико-правовые предпосылки для этого.
1.2Принципы приватизации
Главные критерииреформы разгосударствления экономики – сокращение принудительного госзаказа,расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренциятоваропроизводителей и обеспечение экономической ответственности. Загосударством при этом сохраняются функции регулирования общественногопроизводства экономическими и юридическими нормами.
Основными принципамиразгосударствления являются:
· добровольность;
· экономическаязаинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан;
· гласность;
· соблюдениеинтересов государства и населения.
При этом очень важно,чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности трудана основе улучшения его организации, управления и материальнойзаинтересованности работников.
Сущность основныхпринципов приватизации заключается в следующем:
· всочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых частьгосударственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается всобственность граждан Республики Беларусь, а другая продается частным инегосударственным юридическим лицам;
· вправе каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемойсобственности. В связи с общенародным характером государственной собственностиза каждым гражданином Республики Беларусь закреплено право получить частьприватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это правореализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую отвозраста гражданина и его трудового стажа;
· вдифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем,что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью иконкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовымположением, и т.д., данный принцип предполагает использование различныхспособов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшиепредприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерныеобщества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могутбыть одноразовые и в рассрочку;
· впредоставлении определенных социальных гарантий членам трудовых коллективовприватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятныеусловия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий.Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е.подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудовогоколлектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ,созданных путем преобразования государственных и арендных предприятий, как заденежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендныхпредприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.
Основные принципыприватизации реализуются Государственной программой приватизации, котораяопределяет:
· цели,задачи и сроки этапов приватизации;
· приоритетыи ограничения;
· источникифинансирования осуществления работ по приватизации и направления расходованиясредств;
· задачиорганов государственной власти и управления;
· другиенаправления процесса приватизации.
1.3Типы приватизации
Существует дваразличных по своему содержанию типа современной приватизации.
Первых типприватизации связан с начавшейся во второй половине 70-х структурнойперестройкой экономики развитых стран Запада, а затем и многих развивающихсястран (пересмотр сложившейся в 50-60-е годы структуры государственногорегулирования экономики). Этот тип приватизации был вызван переоценкой места ироли государственной собственности и государственного предпринимательства вэкономике. При всем широчайшем диапазоне уровней развития стран, конкретныхмотивов приватизации (доходы в бюджет и оздоровление государственных финансов,оживление конкуренции, реформа управления, специализация и демонополизация,привлечение иностранных инвестиций), правовых и экономических традиций,политических и идеологических доктрин все эти страны объединяет одна ключеваяхарактеристика: во всех этих странах приватизация проводилась при ужесуществующей рыночной конкурентной среде и при наличии развитого институтачастной собственности.
Второй типприватизации получил свое развитие несколько позднее –примерно с 1989 г. в процессеначавшихся системных преобразований в бывших социалистических странах. Присмене административно-командной системы хозяйства к системе основанной нарыночных принципах, приватизации отводится особое место. В переходной экономикеприватизация осуществляется не только при системной трансформации правсобственности, но и при системной реформе экономики в целом. В этом, вчастности, заключается принципиальное отличие приватизациионного процесса каксоставной части реформ в рамках переходной экономики от приватизационныхмероприятий, осуществляемых в развитых и развивающихся странах.
1.4Способы приватизации
Следует отметить, чтона выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размерпредприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов,технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий ит.д.[19, 34]
Продажа на аукционе –это такой способ приватизации, при котором предприятия государственнойсобственности продаются с аукционных торгов.
Предприятие переходит всобственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.
Этот способприватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуетсявыполнения каких – либо условий по дальнейшему использованию приватизированногопредприятия.
Продажа по конкурсу –это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятияопределяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объектапокупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяетсяв тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий подальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо неменее двух покупателей.
Условия конкурсапредусматривают:
· сохранениена определенный срок профиля предприятия и обязательств по производствуконкретных видов товаров;
· проведениеприродоохранных мероприятий;
· обеспечениебезопасных условий труда;
· сохранениеили создание новых рабочих мест;
· финансированиеили порядок использования в течение определенного срока объектов социальнойсферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.
Могут предъявляться идругие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условийконкурса обязательно.
Право собственности наобъект передается победителю конкурса, предложение которого отвечает условиямконкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органомприватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели,определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерияконкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.
Для трудовогоколлектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так какснижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективомвследствие роста их цены.
На аукционах и поконкурсу, как правило, продаются в первую очередь небольшие убыточные инизкорентабельные предприятия.
Кроме перечисленныхвыше способов приватизации выделяют следующие:
· прямаяпродажа – правительство или назначенный им орган принимают решение о том, комубудет продана собственность. Критерии выбора (если таковые имеются) не должны вобязательном порядке объявляться, и решение принимается единоличноправительством. Этот способ использован Estelcom, Эстония;
· массоваяприватизация (ваучерная, коллективные программы инвестиций, открытая продажаакций на внутреннем рынке населению) – наиболее распространенный вариант –ваучерная приватизация, которая представляет собой нестандартный способпередачи государственной собственности другим субъектам и дает возможностьпреодолеть недостаток финансовых средств внутри страны; является оченьпривлекательной для политиков, так как внешне отвечает социальным интересамобщества. Идея распределения собственности путем проведения массовой ваучернойприватизации была разработана в Чехословакии в 1992 году. Сейчас ясно, чтоданный метод не обеспечивает ни приток инвестиций, ни развитие рынка капиталов,не говоря уже о передаче know – how или принципов управления. Кроме того, приэтом происходит распределение, «дисперсия» собственности среди большой группынекомпетентных мелких собственников, которые не способны квалифицированновлиять на принятие важных решений относительно корпоративной деятельности. Темне менее, этот метод широко использовался в Чехии, Молдове, Румынии, России.
Необходимо правильновыбрать способ и сроки приватизации. Выбор способа приватизации долженбазироваться на оценке конкретной ситуации, возможностей, целей и политикигосударства, а также стратегии и уровня развития приватизируемого объекта. Приэтом необходимо учитывать, что макроэкономический климат страны, в частности,стабильность и рейтинг, являются ключевыми факторами, определяющимипривлекательность для иностранных инвесторов.
Объекты социальнойинфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории,стадионы и т.д.), находящиеся на балансе государственного предприятия, котороеприватизируется, могут быть переданы новому собственнику этого предприятиябезвозмездно без права распоряжения с условием сохранения их целевогоиспользования.
Объекты государственнойсобственности, находящиеся за пределами Республики Беларусь, приватизируются впорядке и на условиях, определенных международными договорами РеспубликиБеларусь.
Необходимо отметить,что часто приватизация проходит в несколько этапов, то есть представляет собойкомбинацию двух способов. Важен правильный выбор последовательности проводимыхмероприятий при приватизации. Например, что лучше – сначала провестиприватизацию и поручить реструктуризацию новым собственникам или наоборот.
2Мировой опыт приватизации
2.1Западный опыт приватизации
Великая Британия первой(на Западе) избрала путь массовой приватизации и добилась при этом хорошихрезультатов. Причиной приватизации была низкая эффективность работыгосударственных предприятий.
Сочетание двух главныхцелей — уменьшение задолженности и распространение акций — означало, чтоприватизация в этой стране проходила в основном в форме продажи, но почтивсегда по ценам ниже рыночной стоимости. На большинстве распродаж правительствопоощряло граждан покупать акции по твердо установленным ценам с определеннымиограничениями на случай слишком большого числа заявок. Низкие цены создавалидополнительную прибыль покупателям и увеличивали популярность таких распродажза счет государства.
Тем не менее большоеколичество отдельных граждан и частных предприятий, покупавших акции, вскореуменьшилось, поскольку многие стали продавать свои акции, чтобы получитьприбыль.
Целями приватизации вВеликой Британии являлись повышение производительности труда путем усиленияконкуренции и разрешения фирмам получать ссуды на рынке капитала; ограничениекредитных требований государственного сектора; решение проблемы выплатыпроцентов государственному сектору; ограничение государственного вмешательствав дела предприятия; расширение форм собственности на средства производства;перераспределение доходов.
Методы реализацииконцепции приватизации сводились к продаже или безвозмездной передачегосударственного имущества. Иногда проводились конкурентные торги акциями,иногда определенная часть акций резервировалась для рабочих предприятия.
Основными покупателямиявлялись финансовые структуры. Индивидуальные вкладчики имели лишь 23,1 % всехакций.
Практиковался и выкуппредприятий менеджерами и работниками. Мелкие вкладчики и работники предприятийполучали льготы при приватизации, как по сумме платежей, так и по срокам. Припродаже предприятий происходило резервирование 10 % акций для работниковпредприятий и пенсионеров.
Однако впоследствиибезвозмездная передача имущества оказалась несостоятельной.
Процесс приватизацииможно разделить на несколько этапов:
· 1979— первая половина 1984 г. — состоялся процесс малой приватизации;
· лето1984 — осень 1987 г. — осуществлялась приватизация, заключавшаяся в расширениикруга владельцев акций;
· 1988—1989гг. — активно проводилась продажа коммунального хозяйства с акцентом усиленияконкурентных начал в отрасли.
По степени достиженияпоставленных целей приватизация в Великой Британии оценивается как успешная.Отличительные черты британской модели приватизации, которые были порождены неидеологией, а практикой, — платность (или возмездность) и постепенность. Эти идругие особенности британского опыта не являются чем-то специфическим, а потомубыли переняты многими странами.[19.120]
Франция показалаобразец высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что былосделано в Англии за б лет, во Франции сделано за 14 месяцев. Она ставила задачуизменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации быларассчитана на 5 лет. За 14 месяцев(с 1986 г.) было приватизировано 15 крупныхкомпаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществлялоМинистерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночныерычаги.
Принятие гибкогозаконодательства обеспечило Министерству экономики возможность проводитьпроцесс приватизации по схеме: иностранным инвесторам
— не более 20 %;стабильным акционерам — 15-30; персоналу приватизируемых компаний — 10 %предложенного капитала.
Значителен сам принципфранцузской приватизации, основанный на методе создания автономных центровпринятия решений в лице крупных предприятий, независимых от государственногоаппарата. Формируя «твердые ядра» стабильных акционеров, сыгравшие ключевуюроль в организации новых независимых структур, государство оградило себя отмалейшего риска, который мог бы появиться, если бы эта организация опиралась нарыночные механизмы.
Результаты второй волныприватизации были встречены французской общественностью сдержанно и получилинеоднозначную оценку, хотя общий доход от ее проведения с лета 1993 по осень1994 г. составил 110 млрд франков.
Во Франции приватизацияозначала простое перераспределение прав собственности между субъектамихозяйственных отношений в рамках сложившейся рыночной системы, сопровождавшеесянекоторым усилием роли частного капитала в экономике.
Внешними объективнымифакторами успеха приватизации в Англии и Франции явились развитие биржевогорынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений домашних хозяйств.
Япония. Если обратитьсяк условиям, на фоне которых развернулись процессы дерегулирования иприватизации в этой стране, то, во-первых, следует отметить необходимость«удешевить» государственное управление; уменьшить раздутые бюджетные субсидии иадминистративные расходы; повысить эффективность в отраслях, находящихся подчрезмерной опекой и контролем правительства; добиться общего оживленияэкономики.
Во-вторых, начиная с70-х годов наблюдается стремительное развитие новой техники и технологии, впервую очередь, в сфере информатики и других областях. В результатесформировалась техническая основа для проникновения новых компаний в отрасли,бывшие ранее сферой естественной монополии или олигополии.
В-третьих, начиная с70-х годов интенсифицировались международные связи в таких формах, какперемещение людей, товаров, капиталов и информации, и еще яснее сталанеобходимость устранения препятствующих этому правительственных ограничений врамках отдельных стран.
В этих условиях вЯпонии в 80-е годы были созданы органы, подчиненные непосредственнопремьер-министру: Временная комиссия по делам администрации(1981-1983 гг.),Временный совет по осуществлению административной реформы(1983-1987 гг.) иНовый совет по проведению административной реформы (1987-1990 гг.), которыеразработали смелые предложения по приватизации государственных предприятий иослаблению прямого регулирования.
Приватизациягосударственных компаний ставила своей главной целью повышение эффективности.
Руководство крупнейшихгосударственных предприятий в поисках путей повышения эффективности решалоследующие задачи:
· добитьсятого, чтобы самостоятельно определять размеры вознаграждения своих сотрудникови формировать у них стимулы к труду;
· получитьправо свободно действовать в других сферах и переводить в них своих постоянныхработников.
Эти задачи можно былореализовать в результате приватизации.
Среди методовприватизации можно выделить: создание системы самостоятельных подразделений,которая расширила сеть реализации; проникновение в новые сферы бизнеса,создание дочерних предприятий, разделение информационной службы; освоение новыхвидов услуг; снижение издержек, принятие принципа вознаграждения поспособностям.
Особое внимание следуетобратить на методы приватизации, связанные со снижением издержек. Онихарактеризовались сокращением персонала, повышением эффективности капитальныхвложений, закупок оборудования и материалов, мобилизацией финансовых средств, атакже рационализацией неприбыльных подразделений. Эти преобразования явилисьрезультатом повышения внутренней заинтересованности после приватизации. Сейчаструдно дать всестороннюю оценку проведенной приватизации, поскольку, несмотряна усилия по повышению эффективности, сохраняется еще много нерешенных задач,но можно с уверенностью сказать, что она уже принесла хорошие плоды.
2.2Основные выводы из хода приватизации в странах Центральной и Восточной Европы
Первый вывод.Приватизация — это не столько экономическая проблема, но в большей степениполитическая и психологическая. Очень важно общественное понимание этойпроблемы, недопущение ее компрометации. Приватизацию нельзя проводитьбесконечно. Чем больше растянуты сроки, тем сложнее поддерживать общественноесогласие, т.к. общественность не хочет понимать и прощать ошибки правительства.
В Чехии быстраяприватизация не потребовала широкой общественной поддержки, т.к. мнениеобщественности было сформировано быстро и идеи приватизации были приняты впервозданном виде. Общественность не успела стать в оппозицию к проводимымреформам. Результат:
· вЧехии достаточно быстро и без драматических коллизий удалось преодолеть кризиспереходного периода и после Венгрии выйти на второе место по уровню внешнихинвестиций на душу населения в год (Венгрия — 432 долл., Чехия — 234 долл.,Беларусь — 1-5 долл.).
Bтopoй вывод.Законодательство о приватизации государственной собственности, даже оченьхорошее, мертво, если нет команды, способной наполнить закон содержанием иреальным смыслом, соединить в механизме реализации закона интересы людей. Приэтом главное — добиться согласованных решений при постановке общих целей:
· парламент- стратегические решения
· правительство- экономическая политика
· органыприватизации — оперативные решения.
Для управления процессомприватизации команда должна обладать профессиональными знаниями проблем,глубокими и фундаментальными, умением объяснять сложные вещи очень простымязыком. И при этом помнить, что средства массовой информации 80 % успешногомогут не заметить, а 20 % ошибок раздуть до вселенских масштабов. Задачакоманды — не бояться делать ошибки, или ничего не делать, боясь критики.Критики не избежать при любых обстоятельствах — и это нормально, но дело будетсделано Главное, чтобы люди, объединенные идеей приватизации, были готовыпройти все этапы: недоверие общественности, смену политической власти,парламентскую борьбу. Чтобы они были в состоянии продекларировать цели,осознанно донести их до всех и самим от них не отказаться.
Такие команды былисозданы в Венгрии, Чехии, Германии. Осознавая временность своего существования,они смогли с честью исполнить возложенную на них временем миссию.
Третий вывод.Медленные темпы приватизации могут себе позволить государства, в которыхправительство или сами работники предприятий в состоянии обеспечить контрольнад предприятиями и не допустить растаскивания имущества управляющими(менеджерами). При этом государство должно сохранить за собою возможностьфинансовой поддержки госпредприятий и обеспечить высокий уровень сбережений и роств негосударственном секторе.
Если же реальнойвластью на предприятиях обладает не правительство, администрация (управляющие)или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиесягосударственные средства, приватизация становится неотложной задачей.
В этих условиях реальноувеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийнаяприватизация, в ходе которой бесконтрольно присваивается государственноеимущество. Во многих странах (Болгария, Украина), где теоретически приватизациябыла принята, но ее практическая реализация откладывалась, активы и доходыгосударства тем или иным образом перешли под частный контроль и даже всобственность частных владельцев. Это противоречило законодательству и вызывалоширокое возмущение общественности.
Исследователи этогофеномена делают выводы, что фактически приватизация в большинстве случаевоткладывается не столько по политическим соображениям или в связи снеуверенностью в выборе оптимального подхода, сколько потому, что сохранениегосударственной формы собственности в переходный период предполагает сохранениерасплывчатых прав собственности, создающих возможность, как правило, для самихруководителей предприятий, незаконного распределения прибыли, уклонения отналогов и растаскивания государственного имущества.
Подтверждениемсказанному служит болгарский опыт. Новое правительство, пришедшее к власти в1991 г., отошло от курса реформ и заблокировало на много лет принятие программыприватизации. Как результат, руководители присваивали госимущество и денежныесредства предприятий, не оставляя государству ничего, кроме обязательств. Помнению болгарских обозревателей, отсутствие четких прав собственности впереходный период из проблемы юридической превращается в одну из главный макроэкономическихпроблем.
Очень важным аспектомразгосударствления и приватизации является воссоздание прав собственности. Ипри этом надо иметь в виду, что широкое распределение прав собственности (в тч. и с помощью приватизационных чеков) может препятствовать концентрации властина политическом уровне и способствовать социальной стабильности.
Четвертые вывод.Страны, принявшие идею безвозмездной массовой приватизации посредствомваучеров, купонов (Чехия, Молдова) и проводившие ее последовательно и под контролемгосударства, являются ярким подтверждением следующих выводов:
· кприватизации было привлечено огромное количество людей
· поддавлением людей, получивших купоны, ваучеры, приватизация двигалась быстрее
· свободнаяпродажа акций, приобретенных в обмен на купоны, ваучеры, позволиласосредоточить акции в руках эффективных собственников, обеспечила развитиерынка ценных бумаг и рынка капитала и соответственно, приток инвестиционногокапитала для реструктуризации предприятий в постприватизационный период.
Пятый вывод.Сокращение государственных субсидий приватизированным предприятиям — это ужескрытый успех приватизации. Когда козырь в виде возможности полученияфинансовой помощи от государства выбивается из рук управляющих, тогда ониначинают заниматься конкретными практическими действиями, чтобы выжить.Предпосылка хорошо работающей компании — это активно работающий рынок капиталови надлежащая информация о предприятии. Отсутствие этого не дисциплинируетуправляющих (менеджеров), и реформа предприятий оттягивается на долгие годы,консервируя их неконкурентоспособность.
Шестой вывод.Учитывая, что приватизация ведет к разрушению крупных малоподвижныххозяйственных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями (развалпроизводственных связей на внутреннем и внешнем рынках, ликвидация центровнаучно-технической политики и т.д.) во многих странах была разработана четкаяконцепция реструктуризации и санации предприятий как до, так и послеприватизации. В Германии 90 независимых специалистов по производственно-хозяйственномуанализу поддерживали Опекунское ведомство при определении целесообразностиреструктуризации таких предприятий или их частей.
Если концепцияреструктуризации предприятия после экспертной проверки признаваласьжизнеспособной, то Опекунское ведомство поддерживало их жизнедеятельность,используя многочисленный инструментарий финансирования: погашение задолженностипо старым долгам; предоставление займов для формирования собственного капитала,списание процентов по старым долгам, поручительство, отсрочку платежей и т.д.Если предприятие после тщательной проверки оказывалось неспособным к санации,оно ликвидировалось.
Седьмой вывод.Значительное распыление акций среди их держателей на реформированныхпредприятиях привели к отсутствию эффективного собственника предприятия(активного акционера) и фактически к полной безответственности управляющихперед их акционерами за свою деятельность и деятельность предприятия. У рядовыхакционеров и государства в таких случаях практически отсутствовала информация орезультатах финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. Этозатрудняло контроль акционерами действий управляющих, и иногда, как в Чехии,приводило к «эффекту туннеля», когда управляющие оставляли отпредприятия только коробку, распродавая все имущество.
Для восстановленияуправляемости и контроля начали использоваться действенные подходы:
· припродаже акций выделялся пакет акций в 10-15% для продажи стратегическомуинвестору (активному акционеру — менеджерам, банку, иностранному инвестору),способному выступать в качестве экономически заинтересованного собственника,выполняющего обязательства и перед акционерами и перед государством:
· созданыусловия для функционирования вторичного рынка ценных бумаг:
· вобязательную практику введена ежегодная аудиторская проверка реформированныхпредприятий.
· созданрезерв менеджеров, могущих работать в качестве внешних или конкурсныхуправляющих.
· разработанасистема стимулов и гарантий руководителям или группе управляющих за активныедействия, приводящие к самостоятельному финансовому выходу из кризисногосостояния (по этому пункту поучителен опыт Польши)
Восьмой вывод.На основании сравнительного анализа деятельности государственных иприватизированных предприятий в странах с переходной экономикой исследователиконстатируют:
· приватизированныепредприятия характеризуются более высокой производительностью труда и лучшимипоказателями работы, чем государственные;
· такиепредприятия более динамичны и прибыльны, быстрее достигают конкурентоспособности,т.к. адекватно реагируют на изменения внешней среды;
· финансово-экономическиерезультаты предприятий тем выше, чем глубже приватизация, то есть чем меньше вуставном капитале доля государства. И отрыв этот тем заметнее, чем большевремени прошло от начала приватизации; эффективность приватизированныхпредприятий тем выше, чем «умнее» ведет себя правительство приформировании экономической политики, т.к. ценность каждого правительства в томи состоит, чтобы степень его вмешательства в деятельность предприятий былаоптимальной и ограничивала степень свободы предприятий только с одной стороны,налоговым законодательством, а с другой — уголовным законодательством. При этомзаконы неизменно должны основываться на принципе: что не запрещено в прямойформе, то разрешено.
Таким образом, изучениеопыта многих стран позволяет нам избежать возможных ошибок, отраженных в восьмивыводах, если начать активные практические действия.
А теперь попробуемпроанализировать принципы и подходы нашей правовой основы разгосударствления иприватизации. При этом заранее хочу отметить то, что она логична, четкоопределяет компетенцию участников приватизации, систематизирована в стандартныепроцедуры. Отсутствует одно — политическая воля к конкретным преобразованиям ижелание взять на себя всю ответственность за эти действия.
3Отечественный опыт приватизации
3.1Основные концепции приватизации
В условиях рыночнойтрансформации белорусской экономики в центре дискуссий, чаще всего, оказываютсяпонятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление» и«коммерциализация».
В соответствии с«традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются,как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имелнаибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советскогопериода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная насобственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизацияпредставляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход –«трудовой» – на первый план выдвигает такие критерии, как «трудовой» и«эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность»может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную,и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и«традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в нихвыступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличаетсяот предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было быназвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальнойсобственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подходусловно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственнаясобственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяетсякооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается, какразгосударствление, то есть переход средств производства из собственностигосударства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальныхвладельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации имеханизма ее осуществления в Республике Беларусь наиболее подходящимпредставляется именно этот подход.
Необходимостьприватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще итем, что на государственных предприятиях Республики Беларусь была сосредоточенаподавляющая часть продукции народного хозяйства и почти все производствопромышленной продукции.
Однако приватизация несводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного инегосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элементгосударственного регулирования долговременного характера. Коммерциализацияпредприятий федеральной и других видов государственной собственности, неподлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка онифункционируют на общественных началах как субъекты предпринимательскойдеятельности.
Массовый характерприватизация может принять только при использовании разных методов (вчастности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама посебе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможныхметодов государственного воздействия на формирование экономической структурыобщества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных игосударственных предприятий.
3.3«Плюсы» и «минусы» приватизации
Анализ организацииприватизационного процесса в белорусской экономике показывает ряд присущих ейчерт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативнымичертами являются следующие:
1. Единообразиеспособов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых повеличине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов.Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования плановприватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничениюакционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорированиерегиональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способахприватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей,выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественнобесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Егоорганизационная форма – введение системы приватизационных чеков напредъявителя.
4. Административноеустановление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическоепринуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных врамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансированияобъектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажипользователям земельных участков и недвижимости.
Многие элементыприватизационного механизма начального этапа сохраняются и в моделипослечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способовприватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственныхорганов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации иинвестиционным конкурсам.
Процесс приватизациипредприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществоми фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционныекомпании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторыаукционов, инвестиционных торгов, тендеров.
В настоящее время вБеларуси складывается ситуация, при которой темпы сломаадминистративно-командной модели значительно опережают создание новой моделигосударственного управления экономикой. В результате возникаеторганизационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятийв рыночную среду.
Выработка общейстратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретныхрешений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.
Процесс приватизациинуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллективаконкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела ктому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целомсформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующеймодели приватизации превалировали способы, формально ориентированные науравнительную справедливость («чековая приватизация»).
Передача собственностина государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима срыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических.Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупомгосударственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременнаяконсервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбораименно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), априоритета трудового коллектива.
Основным способомприватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятийпо конкурсу или на аукционе.
Преобразованиепредприятий в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второйполовины 1992 г. и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода кприватизации предприятий. В соответствии с Государственной программойприватизации государственных и муниципальных предприятий в Беларуси всепредприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимостьосновных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудовогоколлектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерныеобщества.
Приватизациямуниципального имущества по количественным показателям наиболее активнопроходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственностипреимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкупарендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерени большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсупо сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из формстановится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многимикомитетами имущества на местах.
Государственное(муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вноситсяв качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытоготипа. Другими участниками данного общества становятся члены трудовогоколлектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизацииподталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости вгородах.
Новым способомприватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизациистановится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапеденежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторампревращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однакобанкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкогораспространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включаяих переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности(банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственныхпредприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставномкапитале.
3.4Реальные проблемы приватизации
Акционированиегосударственных предприятий в Беларуси имеет много общего с «менеджерскойприватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имуществаприобретается именно должностными лицами администрации предприятия. Вперспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходимдля демократии в политике и процветания в экономике, — национальной буржуазии,выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числаотносительно крупных частных собственников в благоприятных для администрациипредприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности.Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.
Истинная ценаполученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительногопериода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (заисключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практическиничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническоеперевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают вгосударственный бюджет.
Вместе с тем, присохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированныхпредприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованностьтрудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результатепроизойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время приснижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появитсявозможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.
Еще в началеприватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимостигосударственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиямпод силу выкупить государственное имущество в акционерную собственностьработников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резкозаниженной из-за инфляционных тенденций в экономике Беларуси. Проведенныепозднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размерауставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.
Действующая нынесистема оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силурезких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведениясамих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, рядтрудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупамногомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековойприватизации может быть затруднено из- за отсутствия инициативы трудовыхколлективов.
Малая приватизацияозначает переход государственных предприятий розничной торговли (продуктовых,промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг) в частноевладение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективнойрыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары ипродукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в Беларуси, находящейся встадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частногосектора на готовую продукцию.
Специфика интересовтрудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характеромсоздаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределениемимущества, заработанного за время аренды.
Наибольшие разногласияв трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определениесостава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявлениедолей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц,имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендногопредприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное обществозакрытого типа.
За вычетом суммы выкупаимущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендногопредприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудовогоколлектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработнойплаты, стажа и управленческой сложности труда работника.
Становление полноценнойрыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечаетсяпрактически во всех программах стабилизации экономики и перехода к рынку. Внастоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынокБеларуси, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностямиприватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений,целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмезднаяформа первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будетпревзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лицбыло то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценнымибумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных отпродажи приватизационных чеков.
Эмиссияприватизационных чеков многими подвергалась критике.
Лучшим контраргументомявляется ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмовучастия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.
В начале приватизацииориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежныхресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостьюгосударственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, присуществовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остаетсявысокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованнымбыло безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительныхплатежных средств.
Купля-продажа ваучеровв течении всего периода их обращения происходила при рыночной цене принеизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идеясоздания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексациивкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действияприватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ иимущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековыхаукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, ане по номиналу.
Довольно обоснованнойвыглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это моглобы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок.Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала ихдвойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства,полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, ноодновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) былаоттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков.
Резкие различия впредложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развитиябиржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем,связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальностьпотому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованныхпредприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курсакций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежныхаукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятийв целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны ималоликвидны.
Ставку на массовуючековую приватизацию Беларусь сделала в 1993 г. Приватизации подлежало 2/3государственной собственности, 50 % предполагалось передать в частные рукипутем оплаты приватизационными чеками. Право на получение именныхприватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество» имели 7,8 млн. гражданБеларуси, а по состоянию на 01.01. 2003 г. только 4,9 млн. чел. получили 427,6млн. чеков. Каким образом можно было их использовать?
При обмене напринадлежащие государству акции ОАО — работникам АО и лицам, приравненным кним.
При обмене на акциичерез филиалы (отделения) ОАО СБ «Беларусбанк»- гражданам РеспубликиБеларусь.
При выкупеарендованного госимущества — работникам предприятия.
Однако по состоянию на01.07. 1999 г. (срок окончания обращения чеков „Имущество“,установленный постановлением Верховного Совета № 3703-ХШ от 10.04. 1995 г.)было использовано лишь 29,4 % выданных чеков. И тогда новым решением СоветаМинистров от 25.06. 1999 г. № 977 срок обращения их был продлен по 30.06. 2002г., а впоследствии — по 30.06. 2003 г. Основная причина — малая обеспеченностьчеков приватизированным госимуществом (только 50 %).
Анализ темпов обменачеков на акции показывает, что даже стопроцентная обеспеченность выданных чековне гарантирует в ближайшее время их полного использования, так как наблюдаетсяустойчивая тенденция снижения по годам количества списанных со специальныхсчетов граждан чеков в обмен на акции по лимитам ОАО СБ»Беларусбанк"- 1999 г. -5,4 млн. чеков; 2000 г. — 1,5; 2001 г. — 0,9млн. чеков. При подобных темпах для реализации всех чеков «Имущество»по целевому назначению потребуется не один десяток лет [18, 4].
Между тем закон«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»предусматривает, что по истечении сроков обращения ИПЧ неиспользованные чекипогашаются с выплатой по ним компенсации. По данным Министерства экономики, из427,6 млн. ИПЧ «Имущество», полученных гражданами Беларуси, на рукаху них осталось на начало 2004 г. около 200 млн. неиспользованных чеков.
Из роста стоимости ИПЧи с учетом средств на оплату услуг АСБ «Беларусбанк» затраты накомпенсацию в целом могут составить 804 млрд. р. Общая сумма компенсации должнабыла составить порядка 12 % от суммы расходов республиканского бюджета на 2003г. и превысить на 5 млрд. р. величину расходов, предусмотренных республиканскимбюджетом по таким приоритетным направлениям бюджетно-финансовой политики на2003 г., как здравоохранение и образование вместе взятые [19, 2]. Все этопобудило Министерство экономики Республики Беларусь выйти с предложениемпродлить срок обращения чеков еще на 3 года.
Кроме того, нужноучитывать, что невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальнойвозможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций идругого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночнаяцена такого чека держится намного ниже номинала на протяжении всего периодачековой приватизации в Беларуси.
Особенностьюгосударственной политики приватизации в Республике Беларусь являетсязначительное участие государства в собственности приватизированных предприятий.В 2000 г. государство владело контрольным пакетом акций (51 % и выше) вбольшинстве (55,7 %) акционированных предприятий, т.е. самый крупныйсобственник акционированных субъектов хозяйствования у нас — государство, всеголишь на 22 % предприятий принадлежащий ему пакет акций не является блокирующим.Причем это без учета введения «золотой акции» [19, 2]. Отметим, что вдругих постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в рукахработников предприятий, прежде всего руководителей.
Самым значимымдостижением реализации политики приватизации в республике является становлениеи расширение негосударственного сектора экономики, предприятиями которого внастоящее время выпускается до 60 % объема промышленной продукции.
По данным статистики в2002 г. в сфере материального производства в коммерческих организацияхнегосударственного сектора экономики республики насчитывались 1 млн. 160 тыс.чел., что составляет 50,1 % от численности работающих в данной сфере экономики,в том числе: в промышленности — 47,7 %; в сельском хозяйстве с учетом занятых вколхозах -66,8; в строительстве — 56,4; в торговле и общественном питании--67,2 % от численности работающих в названных отраслях экономики(http://www.mfa.gov.by).
В целом по народномухозяйству доля занятых на предприятиях частной формы собственности составила в2002 г. 36,2 % или 1 млн. 250 тыс. чел., в том числе в акционерных обществах сдолей государства — более 500 тыс. чел. (http://www.mfa.gov.by).
Приватизация вРеспублике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нетсмысла спорить о ее целесообразности. Вместе с тем, несмотря на то чтоприватизация в республике идет уже более десяти лет, с сожалением приходитсяконстатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансовогосостояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства,снижения затрат в реальном секторе экономики.
Сделанного явнонедостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная средапоявляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30-40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка,образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективноработать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такаясреда в нашей стране создается, но очень медленно.
В заключение можноотметить, что некоторые задачи, поставленные государственной политикойприватизации в республике, не были выполнены:
· главное- не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективныхчастных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;
· институциональнаяперестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельностипредприятий;
· привлеченныхв процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного,технологического и социального развития предприятий;
· вряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, темпы приватизации оказалиськрайне незначительными;
· неудалось сохранить конкурентное положение белорусских предприятий наотечественном и мировом рынках.
Для устраненияперечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритетыгосударственной политики в области приватизации, разработать и реализоватьновые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственнымимуществом.
Целью государственнойполитики в области приватизации должно стать кардинальное повышениеэффективности функционирования «отечественных предприятий инародно-хозяйственного комплекса в целом.
Для достижения указаннойцели необходимо решить следующие задачи:
· создатьблагоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальномсекторе экономики;
· оптимизироватьструктуру собственности, включая структуру участия государственных и местныхорганов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходыбюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;
· привлечьинвестиции в реальный сектор экономики;
· обеспечитьконтроль за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
· существенноповысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этомответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовавруководство и персонал предприятий в результатах их производственнойдеятельности;
· сформироватьболее эффективную структуру горизонтальных и вертикаль-ных связей в реальномсекторе белорусской экономики;
· восстановитьактивное функционирование фондового рынка;
· рациональнопополнить доходную часть бюджета;
· усилитьсоциальную направленность процесса приватизации государственного имуниципального имущества.
Кроме того, с цельюсовершенствования и ускорения процесса приватизации необходимо внести следующиеизменения в действующее законодательство:
· установитьприоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношенияпо приватизации;
· датьчеткое определение критерия приватизированного предприятия. Определитьориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства;
· упроститьпроцедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, чтосогласование приватизации имущества, находящегося в республиканскойсобственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству особственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органовотраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку ониобъективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи сэтим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым закрепить правопринимать окончательные решения о приватизации, независимо от позицииотраслевых ведомств;
· дляповышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешитьим приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до10-15 % акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны,ассоциации) — в пределах 1-2 % акций приватизируемых предприятий отрасли, что,несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.
Программа приватизациина 2009 год будет пересмотрена. Сейчас свои предложения об этом готовят сразунесколько республиканских ведомств, сообщила корреспонденту «ЭкономическойГазеты» начальник управления реформирования госсобственности фонда госимуществаГосударственного комитета по имуществу Ирина Барковская.
Напомним, трехлетнийплан приватизации, утвержденный постановлением Совмина от 14.07.2008 № 1021,уже претерпел две корректировки. Так, в ноябре перечень реформируемыхпредприятий, подчиненных Минстройархитектуры, был сокращен с 12 до 6 объектов.В декабре выбыли из плана несколько заводов Минпрома. Очередные измененияобещают быть еще более масштабными.
В Госкомимуществеотмечают, что процесс приватизации объектов, перечисленных в постановлении №1021, ведется «фактически в аварийном порядке». Приходится оценивать и ставитьна баланс многочисленные ранее «беспаспортные» здания и сооружения, объекты,которые по разным причинам и вовсе не числились на учете.
За II полугодие 2008 г.было сделано больше, чем за всю прошедшую пятилетку: реформировано 156предприятий республиканской формы собственности, на базе которых создано 107ОАО с численностью более 89 тыс. человек. В уставные фонды этих предприятийвключено государственное имущество на сумму около 4 трлн. Br. Кроме того, в2008 г. в фонд национального развития поступило 2 трлн. Br (с учетомзаключенных сделок предыдущих лет) от операций с акциями АО, принадлежавшимигосударству.
Несмотря на мировойкризис, в Госкомимуществе не теряют надежду найти покупателей дляприватизированных предприятий. Правда, пока среди зарубежных инвесторов,желающих приобрести акции хотя бы одного из 107 созданных ОАО, пока не нашлось.Специалисты Госкомимущества объясняют это исключительно процедурными моментами:в частности, трудовым коллективам предоставляется достаточно продолжительныйльготный период на выкуп акций своих предприятий или обмен их на чеки«Имущество».
Особый интерес должнывызвать предприятия, чьи акции в соответствии с Указом от 10.11.2008 № 605 неподлежат продаже на льготных условиях. В Госкомимуществе заверяют, чтопредложения зарубежных и отечественных инвесторов по таким ОАО сейчас изучаютсяи они могут сменить собственника уже в ближайшее время.
Заключение
Приватизация, формируяразнообразные формы собственности, создает условия для перехода к рыночнойсистеме управления деятельностью, такой, какая не подавляет предприятия, аподдерживает их, создавая и формируя благоприятную среду функционирования. Приэтом меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых иресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики вцелом.
Сегодня хорошиефинансовые показатели 30-40 предприятий и высокие перераспределительныепроцессы в белорусской экономике создают основу крайне уязвимого социально-экономическогоразвития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Большинствоотечественных предприятий по-прежнему чрезмерно материало- и энергоемки, отчегопродукция теряет конкурентоспособность. Только признание потребностей реальногосектора в инвестициях и инновациях способно побудить государство изменитьотношение к приватизации. В силу этого именно приватизационная политикаопределит технологический уровень белорусской экономики в XXI веке.
Предпосылки дляустойчивого долгосрочного развития создают только частная собственность иинициатива. Чтобы в стране формировались рыночные отношения, основанные начастной собственности и рыночной мотивации, следует создать условия дляпоявления и роста новых предприятий, а также эффективного реформированиясуществующих. Для этого нужно:
· максимальноограничить барьеры входа (выхода) на рынок, провести рыночныемакроэкономические и институциональные реформы;
· персонифицироватьправа собственности и реформировать судебную систему;
· ужесточитьбюджетные ограничения, ввести работающие механизмы банкротства и создать равныеусловия хозяйствования предприятиям всех форм собственности;
· активизироватьпродажу госсобственности за деньги на открытых для всех и прозрачныхинвестиционных конкурсах (тендерах), сосредоточив усилия на поискестратегических инвесторов, вместе с которыми в страну придут новые технологии исовременные способы ведения бизнеса.
Невозможно бесконечнохорошо жить стране, используя активы, созданные еще в Советском Союзе. В экономике,как в болезни — чем дальше оттягиваешь операцию, усугубляя состояние, тембольнее и дороже выздоровление. Без новых знаний, технологий, инвестицийБеларусь неизбежно столкнется с падением показателей социально-экономическогоразвития. Упредить это способна приватизация и стимулирование прихода в странуиностранных инвесторов — проверенный способ решения задач обновленияфизического и человеческого капитала, конкурентоспособности.