Федеральное агентство по образованию
«Алтайский государственный технический университетим.И.И. Ползунова»
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессиональногообразования
Институт текстильной и лёгкой промышленности
Кафедра Менеджмента, предпринимательстваи информационных технологий
Контрольная работа
По дисциплине «Малое предпринимательство»
Тема «Понятие, экономическое содержание, общественно-экономическиефункции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений.Существующие системы налогообложения малого предпринимательства, иххарактеристика»
Работупроверил:
ДоцентБурбахЭ.Н.
Работувыполнил
Студент5 курса, ФЭ, УиИ
спец.080502,ш.105183
ФёдороваН.А.
Барнаул2010
Содержание
Введение
1. Понятие,экономическое содержание, общественно-экономическиефункцииироль малых предприятий в системе современныхэкономических отношений
1.1Классификационныепризнакималогопредпринимательства
1.2Качественныеи количественные критерии отнесенияпредпринимателей к субъектам малого, среднегои крупного предпринимательства
2. Существующиесистемы налогообложения малогопредпринимательства, их характеристика
2.1Традиционнаясистема налогообложения, и ее применения для субъектовмалого бизнеса и индивидуальных предпринимателей
2.2Упрощеннаясистема налогообложения, учета и отчетностималых предприятий, ее характеристика
2.3Системаналогообложения в виде единого налога навмененный доход для отдельных видов деятельности
2.4Налоговоерегулирование предпринимательской деятельности, егозаконодательная база
2.5Контрольсоблюдения налогового законодательства, ответственностьпредпринимателя за его нарушение
Тестовые задания
Задача
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Предпринимательство какпроцесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянновозобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управленияэтим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В р/>имском праве «предпр/>ин/>имательство» рассматривалось как занят/>ие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическаясущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство»,менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории[1].
Достаточно простое ивесьма емкое определение предпринимательства дает В.И.Даль. В частности, онпишет, что «предпринимать» означает «затевать, решатьсяисполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либозначительного»: отсюда «предприниматель» — «предпринявший»что-либо.
Принято считать, чтоодним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А.Смит.Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался />Р.Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласнокоторому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможностьотдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать ихдороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель»- в переводе с французского «посредник»).
В современнойэкономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет.В большинстве случаев сущность этого явления подменяется цельюпредпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическомсловаре» под общей редакцией А.Н.Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство– инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получениеприбыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под своюимущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственностьюридического лица» [2]. К сожалению, такойподход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, вчастности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательствав Российской Федерации» [3], Гражданскомкодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихсяпроблемой предпринимательства.
Согласно современномуроссийскому законодательству предпринимательская деятельность (илипредпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли отиспользования имущества – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг,лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[4].Однако и это определение не отличается полнотой.
Предпринимательствоможно определять с различных позиций, таких как:
u деятельность,направленную на максимизацию прибыли;
u инициативнуюдеятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленнуюна получение прибыли;
u прямуюфункцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
u процессорганизационной новации в целях извлечения прибыли;
u действия,направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоениеприбыли;
u специфическийвид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующихформах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков иисследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечнуюцель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной цельюне столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса,связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся,постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, обществав целом.
В этой связипредпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поискаизменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги,удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта,маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации,приносящие максимум производительности в каждой из стадий процессавоспроизводства.Вэтом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [5], на его потребности,удовлетворение которых благодаря высокому уровню организациипредпринимательства и может принести максимальную прибыль.
1. Понятие, экономическое содержание,общественно-экономическиефункцииироль малых предприятий в системе современныхэкономических отношений
Предпринимательство – это не всякий бизнес, этостиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма,постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства,маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес – эторепродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения иреализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитииинновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одногои того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамкахапробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихсяпотребностей.
В настоящее время предпринимательстворассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процессорганизации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействиесубъектов рынка и т.д.
Анализируя различныеточки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательскаядеятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональномсоединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию,по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижениюиндивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена.Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность.Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средствапроизводства, точнее «угадывает», на какой продукт, в какое время ина каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. Врезультате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому жепредприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, а идет на негосознательно, чтобы получить больший доход, чем другие – своеобразнуюкомпенсацию за этот риск.
Под предпринимател/>ьским доходом следует понимать, прежде всего,дополнител/>ьный доход, доход от управления, излишек,получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особомуумению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства взависимости от внешних условий.
Учитывая, чтопредпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций,такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организациии осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров иуслуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологическихпотребностей общества (его членов) и получения прибыли.
Предпринимательскаядеятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производствакакого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посредническихфункций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такогоразделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности(рис. 1).
/>
Рисунок 1 Типологияпредпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность– это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, котораяоснована на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационнойпредпринимательской идее.
Предпринимательскаяидея представляет собой выявленный воз/>можныйинтерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретнойэкономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредствомсовмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот,путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя/>.
Предпринимательствовыступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальныйэтап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности,впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательнымналичием инновационного момента, будь то производство нового товара, сменапрофиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управленияпроизводством, качеством, внедрение новых методов организации производства илиновых технологий – это тоже инновационные моменты.
В предпринимательствецелесообразно рассматривать два основных элемента:
u новаторскуюинновационную деятельность как предпринимательскую функцию;
u действияпредпринимателя как носителя и />реализатора даннойфункции.
Результатом каждоготипа предпринимательской деятельности является достижение поставленныхпредпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательскойдеятельности могут выступать:
u получениеприбыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала,финансовых, ресурсных и материальных средств;
u удовлетворениеспроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
Для достижения целейопределяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности врамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организацииопределяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности,ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихсяили меняющихся условиях окружающей среды.
Задачипредпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленныхцелей, можно разделить на два направления. Первое направление – это комплексзадач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельностипредпринимателя, второе направление – это комплекс задач, решение которыхформирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности,которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Достижение ростаприбыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечениепроцесса производства необходимыми факторами производства; поиск источниковфинансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условияхконкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличениеобъема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговыхстратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидностиорганизации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.
Экономическая сущностьпредпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новыхкомбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии,организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциальногоспроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может бытькак индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамкахорганизации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализацииновых решений, новых подходов и т.п.
Взаимодействиепредпринимателя или его представителей соответствующих служб с внешнимиорганизациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей,поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами,таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требуетсоблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.
Главной составляющейсотрудничества в сфере предпринимательства является сделка, т.е.экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделкарассматривается как действие, направленное на установление, изменение илипрекращение правоотношений юридических или физических лиц в областипредпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка –это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеетсякоммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена – удовлетворениевсех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей илиполучение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.
Сделка считаетсязаключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которогозависят от направления и формы сотрудничества партнеров.
Основными направлениямисотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфераторговли, сфера финансовых отношений.
В сферепроизводственных отношений используются такие формы сотрудничества, какорганизация совместных предприятий; организация смешанных предприятий;производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование;управление по контракту; подрядное производство и др.
Основными формамисотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер,бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерныеоперации, в которых участвуют три стороны и более).
В сфере торговлиприменяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка;сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственныхсвязей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.
Взаимодействиепредпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингуи коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которойосуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная илимеждународная).
Осуществлятьпредпринимательскую деятельность (заниматься предпринимательством) могут:
1) гражданеРоссии, не ограниченные по закону в своей деятельности;
2) гражданеиностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий,установленных законами РФ;
3) объединенияграждан – коллективные предприниматели (партнеры).
Российскоезаконодательство запрещает занятие предпринимательской деятельностьювоеннослужащим, должностным лицам органов прокуратуры, суда и другихправоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственнойвласти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам,которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.
Предпринимательскаядеятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом,управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.
В конкурентной экономикеучитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата потарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативногоиспользования капитала – сдачи в аренду, ссуды и т.д.). Затраты при этомрассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателемфинансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальныйпредпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверх этихсовокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Неостанавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убыткаменьше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ(% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).
Доход вместе ссубвенциями (целевым финансированием определенного мероприятия) из бюджета иблаготворительных фондов обеспечивают самоокупаемость, включение в затратысреднего предпринимательского дохода – высокую оплату менеджеров, а достижениесоциального эффекта – престиж в обществе и снижение коммерческого риска.Общественные и религиозные организации создают предприятия, которые нераспределяют свой доход среди учредителей в виде дивидендов и т.д., аиспользуют его для социальных и благотворительных целей. В результате ониосвобождаются от многих налогов. Имеет место и бесприбыльноепредпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения,социального обеспечения, образования.
Государственнойподдержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры домомента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательскихорганизаций.
Для российскойэкономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержкипредпринимательства государством, прежде всего малых его форм впроизводственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:
1) созданиесистемы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров,нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;
2) налоговыельготы и послабления;
3) целевыефонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансоваяпомощь на поддержку предпринимательских структур в России.
Роль малогопредпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малыйбизнес. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктурыпосредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитиездоровой конкурентной среды экономики, создающей систему сильных мотивационныхстимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбиянаселения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать ииспользовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные итехнологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественнойсистемы бытовых, организационных и производственных услуг; созданиезначительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойкиобщества – среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики,внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Развитие малого бизнесасоздает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствуетдиверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсироватьиздержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисныеявления).
Малоепредпринимательство содержит большой потенциал для оптимизации путей развитияэкономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятияявляется высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянноестремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональныхдля данных условий пропорций. Практически, это означает, что на маломпредприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья иматериалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним изважнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малоепредпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующихжестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. Вэтой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентнойсреды в условиях рыночной экономики.
Необходимо особоподчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономикаявляется подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приноситзначительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьмазаинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти наместах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно срешением вопросов регионального и местного значения. [16].1.1 Классификационные признаки малого предпринимательства
Содержаниепредпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видамипредпринимательской деятельности (таблица 1). В соответствии с принятойструктурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение,потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства:производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие видыпредпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая,включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
Таблица 1Классификацияпредпринимательской деятельностиПризнаки классификации Характеристика предпринимательской деятельности
По сфере
деятельности Производствен-ная Коммерческая Финансовая
Сфера
потребления По организационно-правовому статусу Без образования юридического лица
Частное
предприятие Фермерское хозяйство Общество с ограниченной ответственностью Малое предприятие Смешанное товарищество Закрытое или открытое акционерное общество Совместное предприятие По отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная По количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная По масштабам производства и численности работников
Малое
предприятие
Среднее
предприятие Большое предприятие По территориальному признаку
Сельская,
районная Городская, областная Региональная, национальная Зарубежная По отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Металлообрабатывающая, горнодобывающая Пищевая, судостроительная Энергетика, транспорт, связь
Многообразиепредпринимательской деятельности в соответствии с классификационнымипризнаками:
1. Видили назначение: производственная, коммерческая, финансовая, консультативная.
2. Формысобственности: частная, государственная, муниципальная.
3. Количествособственников: индивидуальная, коллективная.
4. Организационно-правовыеформы: товарищества, общества, кооперативы.
5. Организационно-экономическиеформы: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели,финансово-промышленные группы.
6. Распространениедеятельности на различные территории: местная, региональная, национальная,международная, мировая.
7. Формыответственности: полная, солидарная, субсидиарная.1.2 Качественные и количественные критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства
К субъектам малого исреднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственныйреестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации(за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а такжефизические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели),крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) дляюридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц,иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (заисключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевыхинвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, недолжна превышать двадцать пять процентов;
2) средняячисленность работников за предшествующий календарный год не должна превышатьследующие предельные значения средней численности работников для каждойкатегории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного додвухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человеквключительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия– до пятнадцати человек;
3) выручкаот реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимостьили балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств инематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышатьпредельные значения, установленные Правительством Российской Федерации длякаждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные пунктом3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров(работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошныхстатистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднегопредпринимательства.
Категория субъектамалого или среднего предпринимательства определяется в соответствии снаибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящейстатьи.
. Категория субъектамалого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, еслипредельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один задругим.
Вновь созданныеорганизации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели икрестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором онизарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднегопредпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручкиот реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов(остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период,прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельныезначения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи. (В соответствиисо статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации» Правительство РоссийскойФедерации постановляет: установить предельные значения выручки от реализациитоваров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленнуюстоимость для следующих категорий субъектов малого и среднегопредпринимательства: микропредприятия – 60 млн. рублей, малые предприятия 400млн. рублей, средние предприятия 1000 млн. рублей [12]).
Средняя численностьработников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия закалендарный год определяется с учетом всех его работников, в том числеработников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительствус учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов идругих обособленных подразделений указанных микропредприятия, малогопредприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализациитоваров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленномНалоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимостьактивов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации обухгалтерском учете. [11].
2. Существующие системыналогообложения малогопредпринимательства, их характеристика
Налог – обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемыйюридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и наусловиях, определяемых законодательными актами. По законодательству РФразличаются налоги трех видов: федеральные; субъектов РФ; местные.
К федеральным относятсяследующие налоги:
1) налогна добавленную стоимость;
2) акцизына отдельные группы и виды товаров;
3) налогна доходы банков;
4) налогна доходы от страховой деятельности;
5) налогс биржевой деятельности (биржевой налог);
6) налогна операции с ценными бумагами;
7) таможеннаяпошлина;
8) отчисленияна воспроизводство минерально-сырьевой базы;
9) платежиза пользование природными ресурсами;
10) подоходныйналог (налог на прибыль с предприятий;
11) подоходныйналог с физических лиц;
12) налоги,служащие источниками образования дорожных фондов;
13) гербовыйсбор;
14) государственнаяпошлина;
15) налогс имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
16) сборза использование наименований «Россия», «Российская Федерация»и образованных на их основе слов и словосочетаний.
К налогам субъектов РФотносятся: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду,забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор нанужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным относятсяследующие налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог;регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения вкурортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждани юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм на содержаниемилиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др. цели; налогна рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники иперсональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за правоторговли вино-водочными изделиями, некоторые др. сборы.
Органы государственнойвласти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательныеотчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышатьставки установленных налогов и налоговых платежей.
Налоговая ставка (норманалогообложения) – величина налога на единицу обложения: денежную единицудохода (если это, например, доходы от денежного капитала), единицу земельнойплощади, измерения товара и т.д. Налоговая ставка, выраженная в процентах кдоходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой. Основные видыналоговой ставки:
1) твердые– устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложениянезависимо от размеров доходов;
2) пропорциональные– действуют в одинаковом проценте к доходу без учета его величины;
3) прогрессивные– возрастают по мере роста облагаемого дохода.
В РФ ставки основныхналогов ориентированы на среднемировой уровень, но в связи с экономическойреформой они подвержены частым колебаниям. С 1995 г. ставка налога на прибыльпредприятий и организаций делится на две части: 13% направляется в федеральныйбюджет и до 22% может взиматься в бюджеты субъектов Федерации, а по банка – до30%. А в настоящее время соответственно: 11%, до 19%, до 27%. Конкретная ставкаустанавливается региональными представительными органами. Ставка налога надобавленную стоимость составляет 20%, а по продовольственным товарам и изделиямдетского ассортимента – 10%. Ставка подоходного налога на физических лицдифференцируется в зависимости от совокупного годового дохода. Ставка налога наимущество предприятий определяется органами управления субъектов Федерации, ноне свыше 2% от стоимости имущества.
Налоговые ставкиварьируются в зависимости от финансовой ситуации при очередном формированиибюджета. [17].2.1 Традиционная система налогообложения, и ее применения для субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей
Предприятие,применяющее общепринятый режим налогообложения исчисляет и уплачивает всеналоги, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации:
В соответствии состатьей 227 НК РФ в случае появления в течение года доходов отпредпринимательской деятельности предприниматель обязан подать в налоговыйорган по месту жительства налоговую декларацию с указанием предполагаемогодохода от указанной деятельности в пятидневный срок по истечении месяца со дняпоявления таких доходов.
На основании статьи 227п. 8 НК РФ налоговый орган обязан произвести расчет суммы налога на доходыфизических лиц (далее – НДФЛ), исходя из указанного в декларации размераожидаемого до конца текущего года дохода.
Исчисленный такимобразом НДФЛ разбивается на три части и уплачивается авансовыми платежами вследующие сроки:
- заянварь – июнь не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммыавансовых платежей.
- заиюль – сентябрь не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертойгодовой суммы авансовых платежей.
- заоктябрь – декабрь не позднее 15 января следующего года в размере однойчетвертой годовой суммы авансовых платежей.
Если доход отпредпринимательской деятельности возник в течение года и декларация подаетсяпосле истечения первого или второго сроков уплаты авансовых платежей, то суммаНДФЛ разбивается соответственно не на три, а на две части либо не разбиваетсявовсе.
Индивидуальныепредприниматели, осуществляющие деятельность не первый год, уплачивают по однойтрети годовой суммы НДФЛ, исчисленной по доходам за предыдущий налоговый периодс учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ, в те жесроки.
В случае значительного(более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периодедохода индивидуальный предприниматель обязан представить в налоговый органновую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущийгод. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовыхплатежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
Перерасчет суммавансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней смомента получения новой налоговой декларации (п. 10 ст. 227 НКРФ). Перерасчетможет быть произведен именно по не наступившим срокам уплаты. Если жедекларация не представлена до наступления срока очередного платежа, тоустановленная сумма НДФЛ должна быть внесена в бюджет независимо от того,получен на этот момент доход в тех размерах, как предполагалось, или нет.
В случае прекращениядеятельности и (или) прекращения существования источника иного дохода до концатекущего года налоговая декларация должна быть подана в налоговый орган впятидневный срок со дня прекращения деятельности и (или) прекращениясуществования иного источника дохода (ст. 229 НК РФ).
Иными словами, еслидеятельность не ведется и доходы отсутствуют, налоговая декларация должна бытьподана своевременно, в противном случае придется нести финансовуюответственность в виде налоговых санкций (ст. 119 НКРФ).
Физические лица,получающие доходы от предпринимательской деятельности (ст. 227 НК РФ), обязаныне позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, подать втерриториальную инспекцию МНС России по месту учета (месту жительства)налоговую декларацию.
В декларации необходимоуказать сведения о всех полученных доходах за год, каждый источник выплаты и всесуммы начисленного и уплаченного НДФЛ, стандартные и профессиональные налоговыевычеты.
Разница между суммойНДФЛ, исчисленного по годовой декларации, и суммой НДФЛ, фактически уплаченногов отчетном году, подлежит взысканию с индивидуального предпринимателя (иливозврату ему) налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего заотчетным.
Таким образом, дляиндивидуальных предпринимателей, использующих традиционную системуналогообложения, отчетность перед налоговым органом предусмотрена практическилишь раз в год – при подаче налоговой декларации по НДФЛ.
Находясь на общемрежиме, индивидуальные предприниматель платит следующие налоги:
- налогна добавленную стоимость;
- акцизы;
- налогна доходы физических лиц;
- единыйсоциальный налог;
- сборыза пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
- налогна добычу полезных ископаемых;
- водныйналог;
- транспортныйналог;
- налогна игорный бизнес;
- земельныйналог;
- налогна имущество физических лиц.
Гражданин осуществляетпредпринимательство, и налоги платит только те, по которым он являетсяналогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом.
Если налогообложениеиндивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с режимом уплатыединого налога на вмененный доход, налоги и налогообложение предпринимателейбудут такими:
- ЕНВД;
- пенсионныевзносы;
- страховыевзносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;
- НДФЛиз заработной платы наемных работников;
- сборыза пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
- налогна добычу полезных ископаемых;
- водныйналог;
- транспортныйналог;
- земельныйналог.
Доходы предпринимателяна едином налоге на вмененный доход значения не имеют. Дело в том, что суммаЕНВД определяется исходя из базовой доходности, установленнойзаконодательством, и не зависит от реальных доходов.
Не применяя упрощеннуюсистему, предприниматель уплачивает подоходный налог с разности между валовымдоходом, полученным в течение календарного года, и документальноподтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода,рассматриваемой как совокупный годовой доход (чистый доход), подлежащийобложению подоходным налогом. В состав расходов подлежат включению фактическипроизведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы,непосредственно связанные с получением дохода. Состав расходов, связанных сизвлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат попроизводству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимостьпродукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,учитываемых при налогообложении прибыли.2.2 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий, ее характеристика
Предприниматель обязанвести учет доходов и расходов. При этом порядок учета будет различаться взависимости от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности. Правовыбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощеннойсистеме или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малогопредпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренномФедеральным законом.
В случае приобретенияпатента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета иотчетности предприниматель обязан вести книгу учета доходов и расходов, формакоторой утверждена приказом Министерства финансов РФ.
Применение упрощеннойсистемы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателямипредусматривает замену уплаты установленного законодательством РоссийскойФедерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемойпредпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие даннойдеятельностью (далее – патент). Для индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняетсядействующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимойстатистической отчетности.
Налогообложениесубъектов малого предпринимательства зависит от выбранной системыналогообложения.
В соответствии спунктом 2 статьи 346.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации натерритории Алтайского края устанавливается налоговая ставка при примененииупрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложенияявляются доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5 процентов дляналогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность в соответствии сзаконом Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 95-ЗС «Об инновационнойдеятельности в Алтайском крае», проекты которых включены в реестрприоритетных инновационных проектов, при соблюдении следующих условий:
1) выручка отреализации продукции (работ, услуг) от инновационной деятельности составляет неменее 70 процентов за отчетный налоговый период;
2) среднесписочнаячисленность работников организации (индивидуального предпринимателя) на моментприменения налоговой ставки, установленной настоящей статьей, составляет нениже уровня 2008 года;
3) среднемесячная заработнаяплата на одного работника на момент применения налоговой ставки, установленнойнастоящей статьей, составляет не ниже двух минимальных размеров оплаты труда,установленных федеральным законом.
Среднесписочнаячисленность работников определяется за отчетный налоговый период иподтверждается сведениями налогоплательщика, представляемыми в налоговый органв соответствии с пунктом 3 статьи 80 части первой Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
Среднемесячнаязаработная плата подтверждается сведениями о доходах физических лиц,представляемыми налоговым агентом в налоговый орган в соответствии со статьей230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Положение опорядке льготного налогообложения прибыли, поступающей в краевой бюджет, дляпредприятий и организация, осуществляющих производство товаров и услуг поприоритетным направлениям предпринимательской деятельности на территории края».
Общие положения:
1. Настоящее положениеразработано в соответствии с решением малого Совета Алтайского краевого Советанародных депутатов от 25.03.92 № 48 «О программе поддержкипредпринимательской деятельности на территории края».
2. Положение определяетпорядок установления дополнительных льгот предприятиям и организациям натерритории Алтайского края с целью стимулирования предпринимательскойдеятельности по приоритетным направлениям.
Субъекты льготногоналогообложения:
1. Налоговые льготымогут быть предоставлены предприятиям и организациям любыхорганизационно-правовых форм, осуществляющим производство товаров и услуг поприоритетным направлениям предпринимательской деятельности на территории края.
2. Переченьприоритетных направлений предпринимательской деятельности на территории края напредстоящий год разрабатывается администрацией края и в срок до 1 ноябряпредставляется на рассмотрение и утверждение в краевой Совет народныхдепутатов. Утвержденный перечень публикуется в краевых газетах.
Объекты льготногоналогообложения и размеры льгот:
1. Объектом льготногоналогообложения является часть валовой прибыли предприятия, подлежащаязачислению в краевой бюджет.
2. Льготы,предоставляемые согласно настоящему положению, являются дополнением к перечнюльгот, определенных статьей 7 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий иорганизаций».
3. Предприятия иорганизации могут освобождаться, полностью или частично, от налога на прибыль,уплачиваемую в краевой бюджет на срок от 6 месяцев до 1 года.
Порядок предоставленияналоговых льгот:
1. Инициатива поосвобождению от налога на прибыль предоставляется Конгрессу предпринимателейкрая, совету директоров края, Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств иотдельным предпринимателям.
2. Заявки напредоставление налоговых льгот подаются в комитет по финансам, налоговой икредитной политике администрации края до 1 декабря года, предшествующегопланируемому.
В составе заявкипредставляется краткое обоснование целесообразности предоставления льгот, атакже формулируется обязательство предприятия или организации по производствуопределенного количества товаров и услуг приоритетного профиля.
Оценка достоверностипредставленных в заявке расчетов экономической и социальной эффективностиосуществляется на основе лицензии, выдаваемой комитетом по экономикеадминистрации края, вышеуказанными общественными организациями и независимымиэкспертными аудиторскими структурами.
3. Комитет по финансам,налоговой и кредитной политике администрации края осуществляет рассмотрениезаявок, производит прогнозный расчет годовой эффективности мер постимулированию производства продукции и услуг приоритетного профиля ипредставляет сводные характеристики расчетов на рассмотрение и утверждениемалого Совета краевого Совета народных депутатов.
4. Оформление льготногоналогообложения осуществляется комитетом администрации края по финансам,налоговой и кредитной политике по согласованию с комитетами краевого Советанародных депутатов по вопросам социально-экономического развития края и побюджету, планам, налогам и ценам и представляется на утверждение малого Совета.
5. В отдельных случаяхрежим льготного налогообложения может быть предоставлен предприятиям иорганизациям в течение календарного года по ходатайству комитета по экономикеадминистрации края и комитетов краевого Совета народных депутатов.
Ответственностьсубъектов льготного налогообложения:
1. В случаеневыполнения предприятием условий по производству товаров и услуг вустановленном объеме в течение года, соответствующая сумма налогов изымается изего прибыли в краевой бюджет.
2. Контроль завыполнением обязательств предприятий и организаций по выпуску продукцииосуществляется комитетом по финансам, налоговой и кредитной политикеадминистрации края. [13].2.3 Система налогообложения в виде единогоналога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности
Налоговый КодексРоссийской Федерации. Глава 26.3. Система налогообложения />ввиде единого налога на вмененный доход/> для отдельных видовдеятельности./> (введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ).
Статья 346.26. Общиеположения/>.
/>Системаналогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законамисубъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системойналогообложения (далее в настоящей главе – общий режим налогообложения),предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах./> (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ).
/>Системаналогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности (далее в настоящей главе – единый налог) может применяться порешению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видовпредпринимательской деятельности:
1) оказаниябытовых услуг;
2) оказанияветеринарных услуг;
3) оказанияуслуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничнойторговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового залапо каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки,лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющиестационарной торговой площади; оказания услуг по хранению автотранспортныхсредств на платных стоянках;
5) оказанияуслуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью неболее 150 квадратных метров;
6) оказанияавтотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемыхорганизациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20транспортных средств.
7) распространенияи (или) размещения наружной рекламы.
/>Законамисубъектов Российской Федерации определяются:
/>1)порядок введения единого налога на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации;
/>2)виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единыйналог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
/>Уплатаорганизациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыльорганизаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (вотношении имущества, используемого для ведения предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (вотношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведениемпредпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальнымипредпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходыфизических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (вотношении имущества, используемого для осуществления предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (вотношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемойединым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведениемпредпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации ииндивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога,не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заисключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствиис настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации.
Исчисление и уплатаиных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляютсяналогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации ииндивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога,уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование всоответствии с законодательством Российской Федерации.
/>Налогоплательщикиобязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной ибезналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
/>Приосуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащихналогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учетпоказателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждомувиду деятельности.
/>Налогоплательщики,осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащейналогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности,обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операцийв отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единымналогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которойналогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимомналогообложения.
Налогоплательщики,осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащейналогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности,исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности всоответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящимКодексом.2.4 Налоговое регулирование предпринимательскойдеятельности, его законодательная база
В современной Россииосновным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги,таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другиеплатежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса(введенного в действие с 1 января 1999 г.) и федеральных Законов о налогах и(или) сборах.
Налоговый Кодексустанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общиепринципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Действующее налоговоезаконодательство до принятия Налогового кодекса (1 часть) 31 июля 1998 г. ивведения его в действие с января 1999 г. основывалось на Законе РоссийскойФедерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 22декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему.
Отдельный закон опредпринимательской деятельности как таковой не принят, однакопредпринимательская деятельность регулируется Налоговым и Гражданским кодексом,а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. В соответствии сНалоговым и Гражданским кодексами РФ осуществляется государственное и налоговоерегулирование предпринимательской деятельности. Государственный контроль запредпринимательской деятельностью осуществляют налоговые и некоторые другиеорганы. Государственное регулирование предпринимательской деятельности проходиткак на федеральном, так и местном уровнях. Гражданский кодекс РФ разрешаетфизическим лицам заниматься любой предпринимательской деятельностью (кромезапрещенных).
Органы государственногорегулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности.Государственные организационные структуры, участвующие в регулированиикоммерческой деятельности: Торговопромышленная палата РФ, Российское агентствоподдержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателейстраны. Основные регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке иразвитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный комитет поантимонопольной политике (ГКАП), Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства, Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательствапри Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества(Роскомпредпринимательства), Совет по промышленной политике и предпринимательствупри Правительстве РФ.2.5 Контроль соблюдения налоговогозаконодательства, ответственность предпринимателя за егонарушение
В соответствии сНалоговым кодексом налоговыми органами в Российской Федерации являютсяГосударственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения вРоссийской Федерации. В связи с тем, что к числу основных функций таможенныхорганов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов,которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем,что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства,относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ Налоговымкодексом РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренныхНалоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством ииными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов.Государственная налоговая служба (ГНС РФ) – система федеральных итерриториальных органов государственного управления, осуществляющих контроль засоблюдением налогового законодательства. Организация этой службы связана снеобходимостью активного использования финансовых рычагов, в частностиповышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны.
Главная задача ГНС РФзаключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налоговогозаконодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленныхзаконодательством РФ и ее субъектов. В связи с этой задачей органы ГНС РФконтролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности,законность сделок. В систему органов ГНС РФ входят: Федеральная налоговаяслужба России, выполняющая функции центрального федерального органа, а такжегосударственные налоговые инспекции по республикам в составе РФ, краям,областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городоврайонного подчинения) и районам в городах. Это единая централизованная системаорганов, подчиняющаяся Президенту РФ и Правительству РФ. Каждый из названныхорганов является юридическим лицом. Основное звено в системе органов ГНС РФ –государственные налоговые инспекции по районам и городам. Именно на нихвозложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этогопостроена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей(например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходовфизических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональныйотдел отчетности и учета. Деятельность центрального органа Федеральнойналоговой службы России включает, помимо непосредственно контрольных функций,организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящихналоговых органов, а также координацию деятельности органов налоговой службы сдругими контролирующими и правоохранительными органами. По вопросам своейкомпетенции этот орган издает инструкции и другие нормативные документы.Подобные функции в соответствующих территориальных пределах выполняютгосударственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономнымобразованиям и городам с районным делением.
Налоговоеправонарушение это противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо неумышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений,нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, закоторое законодательством установлена определенная ответственность финансового,административного либо уголовного характера. Противоправность налоговогоправонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния,виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или понеосторожности.
Налоговоезаконодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной частифинансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась такжефинансовой ответственностью. Утверждение понятия «налоговаяответственность» свидетельствует о том, что налоговое право приобретаетвсе большую самостоятельность. Тем не менее, термин «налоговаяответственность» не является единственным определяющим признаком выделениянового вида юридической ответственности. Представляется, что ответственность занарушение налогового и финансового законодательства действительно существует, ноэто есть ни что иное, как применение административной и уголовной и инойответственности при строгом соблюдении законодательства в зависимости от виданалогового правонарушения (преступления).
В Налоговом Кодексе РФустановлено, что привлечение организации к ответственности за совершениеналогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличиисоответствующих оснований от административной, уголовной или инойответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Но есть норма,согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговойответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2ст. 108 НК РФ).
Можно выделить особыепризнаки ответственности за налоговые правонарушения:
- основаниемответственности является налоговое правонарушение (понятие строго определеноНалоговым Кодексом РФ);
- применениеответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормаминалогового права, которые в своей совокупности составляют нормативную основуответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговый Кодекс РФпредусматривает принципы привлечения к налоговой ответственности, среди которыхможно выделить следующие:
- Никтоне может быть привлечен к ответственности за совершение налоговогоправонарушения иначе, как по основаниям в порядке, которые предусмотреныНалоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иные нормативные акты не вправепредусматривать иные основания ответственности, а также порядок.
- Никтоне может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершениеодного и того же налогового правонарушения.
- ПредусмотреннаяНалоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом,наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления,предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
- Привлечениеналогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения неосвобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
- Лицосчитается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке иустановлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое кответственности, не обязано доказывать свою невиновность всовершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств,свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в егосовершении, возлагается на налоговые органы.
Новшеством приопределении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налоговогозаконодательства является установление Налоговым Кодексом РФ двух форм виныналогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: 1)умышленное правонарушение и 2) совершенное по неосторожности.
Конкретной меройответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговаясанкция. Налоговый Кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в видеденежных взысканий (штрафов). Штраф это взыскание имущественного характера,которое выражается в получении с правонарушителя в доход государстваопределенной суммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий(предупреждения, конфискации и др., характерные для административнойответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются. Суммынедоимок и пеней не относятся к штрафным санкциям. Поэтому их взыскание нельзяклассифицировать как применение мер ответственности, установленных главой 16Налогового Кодекса.Налоговаяответственность – это применение налоговых санкций к субъектам налоговойответственности за совершение налогового правонарушения уполномоченными на тогосударственными органами на основе норм Налогового Кодекса РФ.
Тестовыезадания
Задание 1. Системаведения дела; создание продукции, нужной людям; система удовлетворения нашихжеланий; это работа; это то, как мы живём.
1) определениепредпринимательства согласно ГК РФ;
2) определениекоммерции;
3) определениебизнеса;
4) определениепредпринимательской деятельности Р. Хизрича;
5) определениекоммерческо-посреднической деятельности.
Задание 2. Цельпредпринимательской деятельности — это:
1) организациясобственного дела
2) извлечениеприбыли
3) получениепредпринимательского дохода
4) пользаобществу
5) удовлетворениезапросов потребителей
6) финансоваяустойчивость и платёжеспособность.
Задание3. В точке безубыточности ТБ (мёртвая точка, порог рентабельности) прибыль:
1) максимальная;
2) минимальная;
3) нулевая;
4) расчётная.
Задание 4. Всоответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209 ФЗ «О развитиималого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено,что средняя численность работников малого предприятия не должна превышать:
1) 15человек
2) 30человек
3) 50человек;
4) 70человек;
5) 100человек.
6) 250человек.
Задание 5. Укажитесубъектов малого и среднего предпринимательства:
1) потребительскиекооперативы и коммерческие организации;
2) государственныеунитарные и муниципальные предприятия;
3) физическиелица;
4) физическиелица, внесённые в Единый государственный реестр;
5) крестьянские(фермерские) хозяйства;
6) личныеподсобные хозяйства.
Задание6. Укажите критерии отнесения предприятий к субъектам МП, установленныеФедеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209 ФЗ:
1) средняячисленность работников за отчётный период;
2) доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектамималого бизнеса, не должна превышать 15%.
3) коммерческиеорганизации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ,общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов непревышает 25%;
4) доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектамималого бизнеса, не должна превышать 25%.
5) предельныезначения выручки от реализации товара.
Задание7. Учёный рубежа 19-20 веков, добавивший к трём классическим факторампроизводства – четвёртый – предпринимательство:
1) Й.Шумпетер
2) Ж.Бодо
3) Ж.Б.Сей
4) Дж.Б. Кларк
5) А.Маршалл.
Задание8. Закупочные и товарные интервенции осуществляются государством в целях:
1) антимонопольногорегулирования;
2) регулированияцен на товары, продукты (услуги);
3) регулированиярынка с. – х. продукции, сырья и продовольствия;
4) регулированиякачества продукции, работ и услуг.
Задание9. В ситуации „предела безубыточности“ выручка:
1) максимальная;
2) минимальная;
3) критическая;
4) оптимальная
5) расчётная.
Задание10. Организационные расходы:
1) необходимыдля организации и осуществления процессов купли-продажи товаров, продукции, (услуг);
2) необходимыдля доведения предпринимательской идеи до начала осуществленияпредпринимательской деятельности;
3) связаныс производством товаров;
4) связаныс осуществлением процессов купли-продажи;
5) необходимыдля организации производственного процесса.
Задание11. Коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом(объединение капиталов) – это:
1) Акционерныеобщества
2) Кооперативы
3) Унитарныепредприятия
4) Хозяйственныетоварищества
5) Хозяйственныеобщества.
Задание12. Распределение прибыли, доходов и убытков в коммерческих организацияхосуществляется собственником имущества:
1) Товарищества;
2) ООО,ОДО;
3) ОАО,ЗАО;
4) Унитарные,муниципальные и казённые предприятия;Производственныйкооператив.
Задача
Установить:
1. Общийи критический объёмы продаж в натуральном и стоимостном исчислении графическими математическим способами, используя традиционный экономический и операционный(маржинальный) анализы.
2. Размерприбыли при продаже 2000 и 2500 изделий.
3. Зонубезопасности бизнеса.
4. Маржинальныйдоход.
5. Критическийобъём продаж при росте уровня постоянных расходов на 12%.
6. Критическийобъём продаж при снижении цен на 5 %.
Показатель Единица измерения Обозначение Формула Значение Производственная мощность, кол-во изделий шт. V 500 Цена за единицу продукции руб
/> 3000 Условно- постоянные расходы (сумму постоянных расходов) руб
/>
/>
/> 225000 Удельные переменные расходы за единицу руб
/> 2100 Выручка от реализации руб
/>
/> 1500000 Объем продаж шт
/> 200 Совокупные издержки руб
/>
/>) 645000 Критический объём продаж шт
/>
/> 250 Переменные расходы руб
/>
/> 525000 Минимальная цена продаж руб
/>
/> 750000 Операционный (маржинальный) анализ Маржинальный доход руб
/>
/>)
/> 450000 Удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж руб
/>
/> 0,30 Прибыль руб П
/> 225000 Критический объём продаж руб
/>
/> 750000 Критический объём продаж шт
/>
/>
/> 250 Ставку маржинального дохода руб
/>
/> 900 Зона безопасности руб
/>
/> 750000 Зона безопасности шт
/>
/> 250 Индекс безопасности %
/>
/> 50,00 />
Заключение
Таким образом,современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частныхсобственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет овысококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителейинтеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.
Осуществлениепредпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь приналичии определенной общественной ситуации – предпринимател/>ьской среды. Это прежде всего рынок [7],рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т./>е. его личная независимость, позволяющая принять такоепредпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболееэффективным, действенным и максимально прибыльным [8].
Предпринимательскаясреда – общественная экономическая ситуация, включающая степень экономическойсвободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса,доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательскогокапитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественнойсвободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течениеопределенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.
Эффективность функционированияи развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешнейсредой: государственной политикой в данной области; деятельностью местной(региональной) законодательной и исполнительной власти; внешними условиямиконкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешнейсреды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий,вырабатываемых субъектами управления.
Для развитияпредпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированиюданного процесса, адекватно сложившимся условиям. При этом необходим учетконкретных особенностей и возможностей, приоритетности целейсоциально-экономического развития страны, регионов и отдельныхсоциально-демографических групп населения.
Предпринимательство какособая форма экономической активности, конкретная форма обеспечениясамозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуетсяправительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Сутьгосударственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработкеконкретных мер по трем направлениям: консультационное сопровождение процессасоздания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальномэтапе (1 – 3 года с момента образования организации); оказание определеннойфинансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такойструктуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения); оказаниетехнической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовомотношении предпринимательским структурам.
Федеральная налоговаяслужба пытается упорядочивать систему контроля, но еще не добиласьответственности налогового проверяющего за последствия, которые может понестита или иная компания от его действий. А порой маленький налоговый инспекторможет в одночасье закрыть предприятие, блокировать счет, и очень часто этобывает субъективно.
Что же касается идеипередачи подследственности по налоговым статьям в Следственный комитет припрокуратуре, то, наверное, это некий новый формат загрузки и подключенияследственных органов к деятельности в рамках экономической безопасности.
Об этом сейчас судитьтрудно: может быть, это направлено на усиление, на дополнительный контроль(возможно, как прокуратура сегодня контролирует деятельность отдельныхконтрольных служб, так и Следственный комитет будет за какими-то процессаминаблюдать). Если это внесет больший порядок, то будет только приветствовать.[15].
В западнойэкономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают нетолько с Р. Кантильоном, но и с А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж. Б. Сэем, атакже с К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И.Кирцнером, М. Вебером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Этиученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристикипредпринимательства – несение риска и экономической неопределенности (Р.Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение еек этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная смена факторовпроизводства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер), организация практической реализацииноваторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер),использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличенияразницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс). „То,что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущегобизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видитее ценность, — вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса,его направленность и шансы на успех“ [Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры.М., Прогресс, 1992].
Нынешняя российскаяпрактика привела к тому, что определение „предприниматель“закрепилось за каждым человеком, вступившим или вступающим в сферу деловойактивности. И это, очевидно, справедливо, ибо в период общественнойтрансформации риск, ответственность и пр. свойственны любому индивидуальномутоваропроизводителю и посреднику, самостоятельно организующему дело.
Рынок – этосовокупность интересов и действий реальных и потенциальных покупателей ипродавцов, а также условий, характеризующих состояние и изменение их интересови действий.
Бытующие в некоторойчасти нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действуеттолько в своих интересах, беспочвенны. Предприниматель в условиях рынка неможет не ориентироваться на потребителя, от которого зависят его прибыль,благополучие и перспектива.
Имеется в виду нестолько тот факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколькообстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируютна принципах предпринимательства.
По некоторым оценкам,государству принадлежит до половины всех имеющихся в стране активов, в томчисле более или менее крупные пакеты акций в приватизированных предприятиях.
Списокиспользуемой литературы
1. БагиевГ.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. — Спб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2001.
2. ДракерП. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Прогресс, 1992.
3. ПопковВ.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы итаблицы. — Спб.: Питер, 2007.
4. ШевченкоИ.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. — Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2004.
5. ЗаконРФ „О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации“ от 14.07.1995 № 88-ФЗ.
6. Федеральныйзакон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) „О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации“ (принят ГД ФС РФ 06.07.2007).
7. ПостановлениеПравительства РФ от 22.07.2008 № 556 „О предельных значениях выручки отреализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого исреднего предпринимательства“.
8. Гражданскийкодекс РФ.
9. Большойэкономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994.
10. Журналдля бухгалтера индивидуального предпринимателя № 1 февраль 2009.
11. Сборникопределений, терминов и понятий по курсу „Налоги и налогообложение“.Издательство ТГТУ, Тамбов, 2001.
12. www.gzt.ruНовости алтайского края.
13. www.altairegion22.ruОфициальный сайт органов власти Алтайского края.