Высший государственный колледж связи Реферат По предмету: “Основы философии” На тему: “Психоаналитические концепции человека” Выполнил: Студент II курса, группы ПО-611 Душин Игорь Анатольевич. Преподаватель: Кайдашова Виктория Ивановна. Минск 2007 г. Оглавление Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще.
3 Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к “раскрепощению чувственности”. 5 Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа. 7 ЮНГ Карл Густав. Расхождение во взглядах с Фрейдом. 9 Вывод. 15 Список литературы 16 Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще. Возникнув в начале века одно из направлений медицинской
психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа,
таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе.
Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни. Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже
симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “метапсихологии”, т.е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа
в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии, социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. В ”Толковании сновидений” (1900 г.) сновидение рассматривается как приватная микрология сновидца, а
мир представляется как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению
и мышлению. Он подчинён неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализацией”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограничена, за ясными и отчётливыми идеями и образами сознания скрываются тёмные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых
запретов. Предметом психоанализа являются, в первую очередь, разного рода психопатологии, в которых эта “тьма” берёт верх над сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детскими влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека
— один из главных призывов к “раскрепощению чувственности”. Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчёркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и
лишь в каком-то отдалённом будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы граница между биологическим и психическим, тут совершается
переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определённые идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания. Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Он подчёркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида
в её истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей
в капиталистическом мире. Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказался от чтения произведений
Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он, судя по всему, был неплохо с этими учениями знаком. Учение Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Другим источником была упрощённо понятая установка естествознания, а также буржуазной социологии и
антропологии XIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил всё внимание на том, что, по его мнению, присуще природе человека, т.е. на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры присущи всем людям.
Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведём борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счёте и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются
Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно был преодолён “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаёт существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом
психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчёркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные
черты психики индивида. Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа. Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений.
Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное, в сравнении с другими животными, взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды,
народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как
в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они - суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется в каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая
сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребёнка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически - через взаимоотношения с родителями. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в
Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актёром является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое
сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических
симптомов. Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещённой форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное лёгкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным
влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведениях искусства. Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ это производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы изначальные свойства сексуального объекта”).
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далека от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное.
Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений даёт познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы. ЮНГ Карл Густав. Расхождение во взглядах с Фрейдом. В качестве критиков теоретических постулатов З. Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр
Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений К. Юнга с З. Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. К. Юнг считал, что З. Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не только биологическую, но и символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное
вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Выделенным формальным элементам психики К. Юнг дает особое название "архетипы", которые присущи всему человеческому роду. Архетипы, согласно К. Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни
стереотипам сознательной деятельности человека. В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей.
Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие.
Комплексы - это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами. Отталкиваясь от теории комплексов, К. Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Как и у З. Фрейда, так и у К. Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро,
которое образует психический мир человека. Наряду с такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет: "Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную
роль, навязанную обществом; "Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами; "Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами; "Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием
темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное"; "Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознательным и бессознательным,
центр тотальной личности /8, с. 459/. Структура личности К. Юнга, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что К. Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского "Оно". У З. Фрейда "Оно" является всецело биологическим, природным данным, у К. Юнга же бессознательное включает и социальные моменты.
Одной из главных черт аналитической психологии К. Юнга, наряду с архетипами, различием индивидуального и коллективного бессознательного, является выделение психологических типов личности. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстравертивный и интровертивный. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.
Для него общение является важной частью жизни. Он чувствует постоянное желание встречаться с разными людьми, развлекаться в веселых компаниях. Экстраверт не любит одиночество, для него представляется утомительным философски размышлять о жизни. Если лишить экстраверта общения, свободы, то он будет раздражительным и очень несчастным. Жизнь в его понимании – это, прежде всего, движение. Это в корне отличается от характеристики интроверта, так как последний характеризуется тенденцией своего
либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес к его личным внутренним реакциям и образам. Интроверт чувствует себя превосходно, когда он предоставлен сам себе, и когда ему не нужно приспосабливаться к внешним обстоятельствам. А к условиям внешней среды он именно приспосабливается, потому что его мысли и идеи носят, как правило, фантастический характер, и суета внешнего мира кажется ему не достойной большого
внимания. В каких-либо митингах, публичных выступлениях, шумных праздниках интроверт не участвует, а если он должен в силу некоторых причин там находиться, то его легко можно узнать по молчаливому, скучающему, отрешенному виду, т. к. интроверт непременно замыкается в больших группах. Экстраверт и интроверт обычно плохо понимают друга и конфликтуют между собой. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, скучным, зацикленным на себе.
Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером, который интересуются только сплетнями и вмешивается в чужую жизнь. Каждый человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Если же экстраверсия или итроверсия более или менее не сбалансированы в личности, то человек впадает в определенные крайности в поведении, что отрицательно сказывается на его жизни Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения.
В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа в соответствии с четырьмя основными психологическими функциями: мышлением, чувством, ощущением, интуицией. Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать данные путем обобщения. Мышление говорит человеку о том, что есть данная вещь и назыв
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |