Реферат по предмету "Менеджмент"


Вопросы и оптимальные ответы к экзаменационным билетам по курсу «Управление трудовыми ресурсами»

Вопросы и оптимальные ответы к экзаменационным билетам по курсу «Управление трудовыми ресурсами» 1. Что такое рынок труда, каковы его основные характеристики? ОТВЕТ: Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов (факторов). Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенными отличиями от других экономических ресурсов. Эго обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности,


которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства. Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц работающих по найму и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями. 2. Что является основой рынка труда? Ответ: Основой анализа рынка труда является установление спроса


на рабочую силу и ее предложения. Согласно классической теории точка пересечения кривых спроса и предложения («крест Маршалла») определяет цену труда (уровень, заработной платы) и количество занятых. Спрос на рабочую силу зависит от экономической конъюнктуры, степени механизации труда, соотношения затрат на оплату труда и на оборудование. Предложение рабочей силы определяется трудовым потенциалом, численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования,


квалификацией, мобильностью возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями. Структура рынка труда характеризуется соотношением профессионально-квалификационных и социальных групп, но которым анализируется спрос и предложение. Сегментация рынка труда является важнейшей характеристикой его структуры, определяющей разделение рабочих мест и работников на относительно устойчивые сектора, ограничивающие мобильность рабочей силы. 3. Что такое первичный и вторичный рынки труда?


Ответ: Первичный рынок труда формируется наиболее привлекательными видами работ, т.е. такими, которые обеспечивают стабильность занятости, высокий уровень оплаты, возможности профессионального роста. Вторичный рынок труда наоборот, работами, где нет гарантии занятости, низок уровень оплаты, ограничены перспективы профессионального роста. Выделение первичного и вторичного рынка обусловлено, прежде всего, различиями в квалификации работников, в техническом и организационном уровне предприятии; существенную


роль играет дискриминация, по полу, возрасту, социальному положению и другим признакам. 4. Что такое национальные рынки труда, чем они характеризуются? Ответ: Национальные рынки труда формируются под влиянием традиций, уровень технологического развития, качества жизни населения и других факторов. В частности, рынок труда США характеризуется высокой мобильностью населения, высокими ставками оплаты при относительно низких


гарантиях занятости. Японский рынок труда отличается традициями гарантированной занятости для основной части персонала предприятий, относительно невысокой мобильностью населения, меньшими, чем в США и развитых странах Европы, уровнями оплаты. Основным отличием рынка труда России является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой — может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при


ухудшении экономической конъюнктуры. 5. Что такое эластичность рынка труда? Ответ: К важным характеристикам рынка труда относятся показатели эластичности, которые определяют степень влияния социально- экономических факторов на изменение спроса и предложения труда. В частности, коэффициент эластичности спроса по цене труда показывает, на сколько процентов уменьшается занятость (численность работающих) при увеличении заработной платы на 1%.


В относительно коротких периодах спрос на рынке труда нельзя назвать эластичным. Это объясняется тем, что в развитых странах отношения занятости регулируются системами индивидуальных контрактов и коллективных договоров, которыми определены уровни оплаты труда и гарантии сохранения рабочих мест на срок не менее 1 года. Коэффициент эластичности на рынке труда зависят от изменений цен на потребительских рынках, так как величина заработной платы в длительном периоде (более 1 года) зависит от динамики цен


па товары и услуги. Кроме того, надо учитывать зависимость спроса на труд от конъюнктуры, как общей экономической, так и на отраслевых рынках. 6. Кто такой безработный, и при каких условиях человек может называться безработным? Ответ: Безработными считаются люди, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий: — регистрация в службе занятости; — активный поиск работы; — отсутствие


других источников дохода; — сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций. 7. Какие виды безработицы вы знаете? Ответ: Принято различать следующие виды безработицы: * фрикционная, — сезонная, — структурная, — циклическая, — скрытая. 8. Дайте характеристики видам безработицы. Ответ: Фрикционная безработица связана с изменением места работы, в том числе из-за изменения места жительства;


Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Структурная безработица вызвана изменениями в структуре спроса на труд в связи с технологическими изменениями в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре, как рабочей силы, так и рабочих мест. Циклическая безработица вызвана спадом производства в связи с фазой экономического цикла. Безработицу в России 1990 -х годов можно считать циклической, так как


ВВП страны за период 1990-1997 г.г. сократился на половину. Скрытая безработица определяется численностью работников, которые формально считаются занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого объема работы. Необходимо отличать скрытую безработицу от частичной занятости, которая при определенных условиях вполне эффективна. В настоящее время значительная часть циклической безработицы в


России является скрытой. 9. Характерная проблема занятости в открытом акционерном обществе? Ответ: В открытом акционерном обществе (ОАО), управляемом работниками основная часть акций распределена между менеджерами и рабочими. Менеджеры не могут позволить себе массового увольнения рабочих: в случае если уволенные продадут акции внешним инвесторам, велика вероятность смены менеджеров. По аналогичным причинам рабочие должны опасаться увольнения менеджеров, ибо после продажи ими акций


контроль над фирмой может перейти в руки новых хозяев, так что рабочие окажутся под угрозой увольнения. Многие российские фирмы страдают от низкой квалификации управляющих, однако их парадоксальная организационная структура препятствует и существенному сокращению затрат труда, и привлечению новых менеджеров. Тем не менее, сохранение лишних работников и соответствующее снижение реальной оплаты труда, несомненно, существенно уменьшило величину безработицы в России и связанную с ней социальную напряженность.


10. Для чего создается система управления занятостью, кто ее создает, какую роль система управления занятостью играет в экономике страны? Ответ: Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест. Управление занятостью является важнейшей частью экономической


и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики. Министерством труда и социального развития федеральной службы занятости, федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами. Непосредственно управление занятостью осуществляют федеральные службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5%


общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости. 11. В чем заключается пассивная политика занятости? Ответ: При пассивной политике занятости основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест: работодателям — поддержание спроса на продукцию, безработным — выплату пособий и помощь в трудоустройстве. 12. Чем характерна активная политика управления занятостью?


Ответ: Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие свое и семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере — к активному поиску работы. 13. По каким направлениям проявляется активная политика занятости? Ответ: Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям: 1. Помощь в трудоустройстве; 2. Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;


3. Содействие самозанятости и предпринимательству; 4. Организация общественных работ; 5. Помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и другим. 14. Каким образом осуществляется помощь в трудоустройстве? Ответ: Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках


рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна так для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т.д.). Благодаря организации бирж труда ярмарок вакансий и т.д. Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст. 12 п.


1 «государство гарантирует гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы в трудоустройстве» 15. В чем заключается содействие в профессиональной подготовке? Ответ: Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это обусловлено, прежде всего, высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала.


Опыт всех стран показывает, что вероятность оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации. Повышение квалификации и переподготовке безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором — на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное, для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило через систему налоговых льгот.


16. В чем заключаются программы общественных работ? Ответ: Программы общественных работ появились в США в 30-е годы. Сейчас они действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и т.п.


Недостатком общественных работ является то, что они, как правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. 17. В чем заключается содействие занятости и предпринимательству? Ответ: Содействие занятости и предпринимательству направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и для других.


Это направлено в наибольшей мере соответствует сути активной политики занятости. Во многих странах действуют программы обучения предпринимательству и помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности лица, не имеющие работу, могут получить сумму причитающихся им пособий по безработице и открыть свое дело. Это пособие играет роль стартового капитала. 18. В чём заключается содействие в занятости групп населения?


Ответ: Содействие в занятости определенных групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности.


Этому служит инфраструктура населенных пунктов: соответствующие приспособления в транспортных средствах, магазинах и т.д. Молодежный аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психологических и физиологических особенностей молодых людей в том числе их повышенной активности и восприимчивости,


как к хорошему, так и к плохому. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступления на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируется государством. Особую проблему представляет трудоустройство людей предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством, бывают связаны


как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства, как правило, подобные задачи не решаются. Опыт ФРГ доказывает, что компромиссы могут быть достигнуты различными методами: более ранний выход на пенсию, налоговые льготы и прямые субсидии для предприятий. 19. Назовите виды движения трудовых ресурсов. Ответ:


Движение трудовых ресурсов представляет собой сложный социально-экономический и демографический процесс количественных и качественных характеристик той части населения, которая выступает носителем рабочей-силы. «Общее движение трудовых ресурсов» определяется объективными условиями, действием социальных, демографических и экономических законов. Оно включает: естественное, социальное, территориальное, отраслевое, профессиональное и квалификационное. В реальной действительности все виды движения трудовых ресурсов


взаимосвязаны, часто совпадают по времени и в пространстве. 20. В чем заключается естественное движение трудовых ресурсов? Ответ: Естественное движение трудовых ресурсов — это проявление биологической природы человека, смены поколений, вступление в трудоспособный возраст новых поколений и утраты людьми способности к труду следствие естественного старения или инвалидности. Необходимо четко различать естественное движение населения


и естественное движение трудовых ресурсов. Естественное движение населения - это рождение, смерть, браки, разводы; а естественное движение трудовых ресурсов - вступление и выбытие из трудоспособного возраста. 21. Что такое трудовая активность людей и максимальная продолжительность трудовой жизни? Ответ: Среднее число человеко-лет трудовой жизни, которое данному поколению предстоит прожить в составе экономически активного населения, характеризует трудовую активность людей.


Максимальная продолжительности трудовой жизни — разница в числе лет между верхней и нижней градациями рабочего возраста. Эта граница определяется трудовым законодательством — от 16 лет до 55/60 лет. Таким образом, для женщин максимальная продолжительность трудовой жизни — 39 лет, для мужчин — 44 года. 22. В чем заключается социальное движение трудовых ресурсов? Ответ: Социальное движение трудовых ресурсов — процесс изменения социального положения членов общества:


— переход из крестьянства в рабочий класс; — переход сельских жителей в города; — переход из группы преимущественно с физическим трудом, в группу с преимущественно с умственным трудом и наоборот. 23. В чем заключается территориальное движение трудовых ресурсов? Ответ: Территориальное движение трудовых ресурсов связанного со сменой мест приложения труда. При этом, как правило, меняется не только место работы, но и сфера производства, иногда профессии и


специальность и, как следствие, смена местожительства. Таким образом, первопричина — смена места работы, а затем местожительства. Оно вызвано образованием новых отраслей, а также изменением статуса промышленных центров (строительство новых промышленных предприятий, закрытие шахт и пр.). При этом происходят определенные изменения территориального разделения труда, структура рабочих мест,


уровня трудообеспечения отдельных регионов. 24. В чем заключается отраслевое (хозяйственное, экономическое) движение трудовых ресурсов? Ответ: Отраслевое движение трудовых ресурсов отражает их перемещение между предприятиями, объединенными внутри отдельной отрасли народного хозяйства и обусловлено целевыми задачами развития экономики, также изменениями в сфере разделения труда. 25. В чем заключается профессиональное движение трудовых ресурсов?


Ответ: Профессиональное движение трудовых ресурсов связано с переменой работниками трудовых функций и предполагает переход с другой специальности в рамках -прежней профессии, или овладение новой, то связно с: — изменениями в технологической базе производства, вызванными НТП (новое оборудование — новые профессии); — освобождение работников, вызванное появлением более производительных машин; — изменение объемов производства (резкое снижение или резкое увеличение) — тибо приток, либо


— убыль; — демографический фактор; — желание найти более интересную работу. 26. В чем заключается квалификационное движение трудовых ресурсов? Ответ: Квалификационное движение трудовых ресурсов представляет собой переход работника от одного уровня квалификации (разряда) к другому и характеризует качественное развитие трудовых ресурсов. 27. Какие виды миграции вы знаете? Ответ: Миграция — это процесс, перераспределения трудовых ресурсов.


Миграция происходит от латинского «переселение» — перемещение населенных пунктов в другие с переменой места проживания, а как следствие — изменение места приложения труда для трудовых ресурсов. Различают постоянную и периодическую миграцию. Постоянная (безвозвратная) — переселение населения со сменой места жительства на постоянной основе. Циклическая (периодическая) — перемещение населения на определенный срок (неделю, месяц, сезон и т.д.) с возвращением к прежнему месту жительства.


Имеет место еще маятниковая миграция — регулярные ежедневные передвижения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу. 2 8. Что такое межгосударственная и внутригосударственная миграция? Ответ. Межгосударственная (внешняя) миграция — переселение населения связанное с выездом из страны (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция). Внутригосударственная (внутренняя) миграция — переселение внутри страны. Также различают внутриобластную — переселение внутри области и межобластную — переселение


внутри экономического района — переселение из одной области в другую (внутри региона). 29. В чем заключается функциональное и экономическое содержание миграции? Ответ: По функциональному содержанию миграция подразделяется на экономически обусловленную, т.е. связанную с обустройством района освоения, комплектованием кадрами новостроек и т.п. и социальную — переезд по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, на учебу и т.п.


По экономическому значению для общества миграция бывает: рациональной — когда переезд обусловлены потребностью решения задач трудообеспечения районов интенсивного освоения и новостроек и нерациональной — переезд в трудоизбыточные районы и поэтому противоречащие интересам государства. 30. Что означает уровень управляемости миграции населения? Ответ: По уровням управляемости можно выделить планово - регулированную, опосредованно-регулируемую,


нерегулируемую. Планово-регулируемая — связана с общественно организованными формами трудообеспечения (оргнабор, распределение специалистов, переводы) — целина, БАМ, переселение семей из городов в сельскую местность. Опосредованно-регулируемая — вызвана переездом па учебу, на работу на условиях временной прописки. Миграция в этом случае зависит от потребности предприятий и учебных заведений в контингентах работников


и обучающихся, наличие мест в общежитиях. Нерегулируемая обусловлена главным образом воссоединением семей, переездом к прежнему месту жительства по окончанию срока договора (например, в районы Крайнего Севера), и самостоятельных переездов населения. 31. Оцените миграцию как сложное общественное явление. Ответ: Миграция населения зависит от ряда факторов.


Они условно делятся на три группы: постоянные, временные и переменные. Постоянные факторы — природно-климатические условия, транспортно- географическое положение, развитие производственных сил, и т.д. Временные факторы — состав населения, половозрастная структура населения, этнический состав населения и др. Переменные факторы — уровень развития и структура рабочих мест, состояние трудообеспечения, уровень обеспечения жильем и развитие социально-бытовой инфраструктуры, уровень жизни


населения и др. 32. Какие проблемы удается решить путем перераспределения производительных сил? Ответ: — улучшить экологическую обстановку в регионах и в целом в стране; — обеспечить наиболее равномерное распределение производственных сил страны; — снизить социальную напряженность в обществе; — повысить эффективность использования природных и трудовых ресурсов; — обеспечить экономическую и военную безопасность страны. 33. Что понимается под качеством жизни? Ответ:


Под качеством жизни понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность жизни, доступность медицинской помощи, возможность для получения образования и развития способностей, удовлетворение духовных потребностей, экология (состояние природной среды), социальные отношения в обществе, в т.ч. свободе выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Таким образом, качество жизни в общем случае определяется по всем формам и аспектам сущестбования


человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т.д. 34. Что понимается под качеством трудовой жизни? Ответ: Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством .трудовой жизни или условиями труда. К ним относятся характеристика рабочего места, производственной среды (темепература, влажность, задымленность, загазованность и т.д.), организация и оплата труда, взаимоотношения в коллективе.


35. Что понимается под уровнем жизни? Ответ: уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Таким образом, уровень качества жизни определяется как объективными характеристиками (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и т.д.), так и субъективным восприятием людьми условий существования.


Причина различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла жизни и целей в жизни. 36. В чем, на ваш взгляд состоит смысл жизни, и что говорили по этому поводу знаменитые мудрецы? Ответ: Поиски смысла жизни — это основное отличие человека от других живых существ. На эту тему размышляют философы и писатели, об этом говорят священные книги: Ветхий Завет, Новый завет. Коран, тексты буддизма и других религий.


Мудрецы учат: человек должен в своей жизни следовать следующим правилам поведения: — умеренность в материальных благах; — высшие наслаждения — духовные; — основное дело накопление внутри себя сил добра, без которых остальные дела становятся бессмысленными, или вредными; — стремится к высшему духовному совершенствованию. 37. К чему, на ваш взгляд/устремится в своей жизни человек? Ответ: Человек в своей жизни стремится: 1. материальные блага;


2. власть и слава, 3. знания и творчество, духовное совершенство. 38. Какие категории граждан относятся к экономически активному населению? Ответ: К экономически активному населению относятся: лица обоих полов в возрасте от 16 лет и старше (а также лиц моложе 16 лет) Обеспечивающие предложения рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы включает в себя и занятых, и безработных.


Это: Л те, кто выполнял работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную, приносящую доход работу; Л временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовок или других подобных причин; Л выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относят лиц в„ возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:


Л не имели работы и заработка Л зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, Л занимались самостоятельно поиском работы, Л были готовы приступить к работе. 39. Какие категории граждан считаются экономически неактивным населением? Ответ: Экономически неактивное население — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: Лучащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся» в дневных учебных заведениях;


Л лица, получающие пенсии по старости на льготных условиях и по инвалидности; Л лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; Л лица, которые прекратили поиски работы вследствие тщетности своих условий, но могут и готовы работать; Л другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источников доходов. 40. Расскажите о фактах, влияющих на формирование трудовых ресурсов.


Ответ: В основе формирования трудовых ресурсов лежит воспроизводство населения — процесс постоянного возобновления населения через смену поколений в результате рождения и смерти. Демографическими параметрами, формирующими воспроизводство рабочей силы, являются возрастная и половая структура населения и миграция. Исходной базой для определения трудовых ресурсов страны, регионов, любого населенного пункта является фактическая численность населения, которая определяется на основе переписи


населения, регистрации рождений, смертей, прибытие и выбытие граждан. 41. Расскажите о половозрастной структуре трудовых ресурсов. Ответ: Существует определенная зависимость между ростом населения, его половозрастной структурой и увеличением трудовых ресурсов. Численность трудовых ресурсов постоянно изменяется: увеличивается за счет притока молодежи, достигшей трудоспособного возраста, и уменьшается за счет выбытия молодых людей,


получающих право выхода на пенсию. Снижение рождаемости приводит к сокращению притока молодежи в состав трудовых ресурсов, к постарению трудоспособного возраста, и уменьшается за счет выбытия пожилых людей, получающих право выхода на пенсию. Снижение рождаемости приводит к сокращению притока молодежи в составе трудовых ресурсов, к постарению трудоспособного населения вследствие сокращения доли младших и повышении доли старших групп. Соотношение возрастных групп в составе трудовых ресурсов представляет собой их возрастную


структуру. При изучении трудовых ресурсов принято выделять четыре основные возрастные группы: молодёжь 16-29 лет, лица среднего возраста 30-49 лет, лица пенсионного возраста, мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года, люди пенсионного возраста, которые продолжают трудиться. Различные возрастные группы отличаются степенью трудовой активности. Так, в возрастной группе 16-29 лет большая часть молодежи до 24 лет занята обучением, получением профессиональной


подготовки, военной службой. Наиболее высокая трудовая активность и занятость характерна для населения в возрасте 25-49 лет. У лиц, старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается; определенная часть людей пенсионного возраста продолжает трудиться, но их трудовая активность остается относительно достаточной в течении 5-7 лет после получения пенсии. Структура трудовых ресурсов по полу различается по территории страны и сферам занятости. Это обусловлено в частности, миграцией населения: в местах выбытия доля мужчин


сокращается, в районах интенсивного освоения-увеличивается. В настоящее время растет доля женщин в структуре трудовых ресурсов. Если в 1940 году только 28 из 100 работающих были женщины, то к 1992 году их доля увеличилась до 44 из 100. 42. Расскажите о формировании и развитии у человека способностей к труду. Ответ: Формирование и развитие у человека способностей к труду происходит в виде непрерывного процесса


образования, состоящего из последовательных этапов. На первом этапе преследуется цель — сформировать у каждого человека общества систему знаний, трудовых умений, приемов творческой работы, даются фундаментальные, наиболее стабильные знания, общеобразовательная подготовка. Второй этап предусматривает формирование у каждого члена систем профессиональных знаний и умений, опыт творческой деятельности. Этот этап основывается на приобретение конкретных специальных


знаний и является, по сути, профессиональной подготовкой. Третий этап — это периодическое обновление, углубление и расширение профессионально-значимых знаний, умений, навыков, обеспечивающих повышение эффективности труда. 43.Расскажите о профессиональной работе. Ответ: Важную роль в формировании трудовых ресурсов играет политика в области развития образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.


Профессиональная ориентация представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медико-биологических, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания у молодых людей, вовлечение их в трудовую деятельность, на осознание выбора профессии, предполагающего выявление их способностей, интересов, пригодности, а также на ознакомление с требованиями и потребностями рынка труда. Главная цель профессиональной работы — оказание помощи учащимся


общеобразовательных школ в выборе профессии и места работы (учебы). Основными формами ее являются: Л профессиональное просвещение — начинает осуществляться при подготовке школьников на уроках труда, в классах, в классах учебно-производственных комбинатов путем определенного участия в общественно-полезном труде; Л профессиональная информация — организационная система мер по ознакомлению учащихся, а также трудоустраиваемого населения со структурой и перспективами развития народного


хозяйства; Л профессиональный отбор — оценка на основе научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, психофизической и социально-психологической пригодности для обучения сложным профессиям или для занятия соответствующих мест: Л профессиональная консультация — оказание помощи учащимся общеобразовательных школ и трудоустраивающемуся населению в выборе профессии и места работы на основе изучения личностных характеристик: состояние здоровья, направленности и структуры интересов, способностей


и других качеств, влияющих на выбор профессии: Л профессиональная адаптация — создание условий для быстрого приспособления человека к профессиональным и социальным требованиям рабочих мест для усвоения традиций трудовых коллективов, освоения и закрепления профессиональных навыков и умений. 44. Кто организовывает и проводит профориентационную работу? Ответ: В проведении профориентационной работы принимают участие органы образования, здравоохранения,


службы занятости, общественные организации, а также предприятия и другие учреждения. Профессиональная ориентация взрослого населения преимущественно проводится в трех направлениях: профессиональное информирование о рынке труда, вакантных рабочих мест, условиях труда и т.п психологическая поддержка населения. Оказание помощи, в адаптации, социально-психологической и медицинской реабилитации инвалидам и женщинам, боящимся не найти работу. Оказывается также помощь лицам, которые длительное время не работали.


45. Расскажите о путях повышения качества рабочей силы. Ответ: Под качеством рабочей силы нужно подразумевать не только уровень ее квалификации, характеризуемой совокупностью общего и специального образования, необходимыми знаниями и умениями, профессиональными навыками и производственным опытом для выполнения в определенных организационно-технических условиях определенных видов работ определенной сложности (разряда), но и личностные характеристики работников


(физиологические и социально-психологические особенности), а также адаптированность, мобильность, мотивируемость инновационность, профориентированность и профпригодность. 46. Что характерно для трудовых ресурсов, необходимых в условиях рыночных отношений? Ответ: Для современного перехода к рыночным отношениям характерна перестройка структуры инженерно-технических работников и служащих. Повышается удельный вес и роль специалистов, умеющих анализировать и управлять


процессами на рынках продукции, капитала, ценных бумаг, труда, растет спрос на специалистов по электронике, электронно-вычислительной технике, системных аналитиков, разработчиков программ и др. Возрастает доля специалистов, занятых осуществлением и обслуживанием процессов управления (менеджеров, экономистов и др.). Для разработки и реализации технологических нововведений специалисты инженерно-технического профиля должны обладать постоянной готовностью к самообучению, пополнению знаний, быть


способными к овладению инновациями, предусматривающими техническое творчество, поиск оригинальных решений и умение осуществлять замену действующей техники и технологии на более совершенные. 47. Расскажите о совокупности качеств человека, характеризующих его трудоспособности. Ответ: Трудоспособность человека определяется из совокупности его качеств: — физическое здоровье (уровень заболеваемости); — психологический потенциал (по наличию антиобщественных проступков, участию в стачках,


забастовках); — нравственного потенциала (по уровню преступности, семейности); — объем общих и специальных знаний (по уровню образования). 48. В каких преобразованиях производства могут быть задействованы трудовые ресурсы? Ответ: В настоящее время каждое эффективно работающее предприятие постоянно находится в состоянии перманентных изменений продукции. Трансформации производства могут быть: реструктуризация, переориентация, обновление, переоценка ценностей. Изменения могут относиться как к вещественным элементам (оборудование,


помещения, средства транспорта и связи), так и к идеологии, стилям и методам управления. 49. В чем заключаются преобразования в производстве, такие как реструктуризация и переориентация? Ответ: Реструктуризация — изменение производственных и организационных структур, в том числе замена и модернизация оборудования, рационализация иерархии управления, систем обработки информации. Переориентация — изменение профиля продукции и услуги в соответствии с требованиями рынка или изменениями


общественных условий. Одним из направлений переориентации является конверсия оборонных предприятий, т.е. перевод их на выпуск продукции для населения. 50. Охарактеризуйте виды организационных преобразований производства: обновление и переоценка ценностей. Ответ: Обновление — преобразования в области стилей руководства, поведения руководителей. Сюда относится делегирование ответственности, расширение прав структурных звеньев и отдельных работников,


стимулирование творческой деятельности и т.д. Переоценка ценностей — изменения в системе ценностей предприятия, его идеологии, предпринимательской культуры, социальных проблем. Вопросы и оптимальные ответы по курсу «Управление производительностью» Зачет, преподаватель Рогозин Е.М. Вопрос 1. Что такое производительность? Ответ: Производительность - это отношение количества продукции, произведенной данной системой за данный


период времени, к количеству ресурсов, потребленных для создания или производства за тот же период. В систему вводятся затраты: труд (человеческие ресурсы), капитал (физические и финансовые активы), энергия, материалы и информация. Эти ресурсы преобразуются в продукцию (товары и услуги). Вопрос 2. Из каких элементов состоит результативность? Ответ: Понятие «результативность» шире, чем производительность.


Оно включает в себя 7 составляющих элементов, один из которых - производительность. Эти критерии таковы: 1. Действенность. 2. Экономичность. 3. Качество продукции. 4. Прибыльность (издержки, цены). 5. Производительность. 6. Качество трудовой жизни. 7. Внедрение новшеств. Вопрос 3. Раскройте содержание критерия «действенность», входящего в понятие


«результативность». Ответ: Действенность - это степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения «нужной работы». Чтобы измерить действенность, мы попросту сравниваем то, что намеревались сделать, с тем, чего фактически достигли. Использованные при этом ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели. Продукция, фактически произведенная Продукция, которую следовало произвести. Действенность фокусирует внимание на,объеме выпускаемой продукции.


Для оценки степени действенности необходимы, по меньшей мере, три критерия: Качество: делаем ли мы «нужные» вещи в соответствии с заранее определенными требованиями? Количество: делаем ли мы «нужные» вещи в достаточном количестве? Своевременность: делаем ли мы «нужные вещи» вовремя? Вопрос 4. Раскройте содержание критерия «экономичность», входящего в понятие «результативность».


Ответ: Экономичность - это степень использования системой ресурсов. Ее можно выразить следующим образом: Ресурсы, которые следовало потреблять Ресурсы, фактически потребленные Если знаменатель меньше числителя, то есть коэффициент больше 1, то мы вправе в каком-то смысле говорить об экономичности. В противном случае можно констатировать неэкономичность.


Следовательно, экономичность - это измеритель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат. Вопрос 5. Дайте определение качеству, входящему элементом в понятие «результативность». Ответ: Качество - это степень соответствия системы требованиям, спецификациям и ожиданиям. Качество связано с понятием качественных признаков. Качественный признак - это конкретное свойство, которое закладывают при конструировании и создании


данного продукта и стремятся выявить при его испытании. Основные вопросы, связанные с качеством, таковы: произведен ли и доставлен ли продукт так, как было задумано или требовалось; будет ли товар или услуга соответствовать своему предназначению? Вопрос 6. Что такое «прибыльность», входящая в понятие «результативность»? Ответ: Прибыльность - это соотношение между валовыми доходами (в ряде случаев - сметой) и суммарными


издержками (в ряде случаев - фактическими расходами). Валовый доход Совокупные издерэюки Прибыльность можно измерять по-разному. Традиционные финансовые измерители результативности характеризуются системой аналитических коэффициентов, позволяющих провести анализ ликвидности, текущей деятельности, финансовой устойчивости, рентабельности, положения и деятельности на рынке капиталов. Наиболее распространены из них коэффициенты ликвидности.


Указанные финансовые коэффициенты можно использовать для определения финансового состояния фирмы. Более конкретными показателями прибыльности обычно служат: 1. Уровень прибыли, отнесенной к объему продаж: Чистый доход(после вычета налогов) Объем продаж: 2. Прибыль, отнесенная к совокупным активам: Чистый доход Совокупные активы 3. Прибыль, отнесенная к собственному капиталу:


Чистый доход Собственный капитал Вопрос 7. Назовите, обоснуйте формулу определения производительности. Ответ: Производительность - это соотношение количества продукции, произведенной системой, и количества ресурсов, затраченных на выпуск соответствующей продукции СР / (ЗП где СШ1 - количество произведенной 1-ой продукции; СШ - количество потребленных ресурсов на выпуск соответствующей 1-ой продукции.


Следовательно, чем меньше знаменатель, тем выше производительность. Вопрос 8. Отчего зависит и на что влияет качество трудовой жизни? Ответ: Качество трудовой жизни можно определить как «ту ступень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности». Высокое -качество трудовой жизни, например, в отношении рабочих должно характеризоваться следующим:


1. Работа должна быть интересной. 2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда. 3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью 4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальными осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость. 5. Рабочие должны участвовать в принятии решений, затрагивающих их работу. 6. Должны гарантироваться работа и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.


7. Работники должны обеспечиваться средствами бытового и медицинского обслуживания и т.д. Качество трудовой жизни можно повысить. Децентрализация власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовка руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе -таковы организационные мероприятия, влияющие на людей. Эти мероприятия, как правило, направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для


удовлетворения своих личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации. Вопрос 9. Обоснуйте необходимость внедрения новшеств, как одного из факторов «результативности». Ответ: Внедрение новшеств можно определить как прикладное творчество. Это процесс, с помощью которого мы получаем новые, более совершенные товары и услуги. Организация, которая не создает новые продукты, не внедряет новые услуги "и технологические процессы,


вероятней всего, не сможет выдержать конкуренции в течение длительного времени. Вопрос 10. В чем заключается многомерность результативности организационной системы? Ответ: Результативность организационной системы многомерна, и высокие показатели по одному или даже по шести критериям из семи еще не обеспечивают успеха и выживания. Важная задача состоит в том, чтобы определить: 1.


Каковы приоритеты или относительный вес каждого критерия результативности. 2. Как придать рабочий вид каждому критерию. 3. Как наиболее эффективно использовать систему контроля для обеспечения необходимых изменений. Очевидно, что приоритеты, или «вес» каждого критерия результативности, будет зависеть от ряда факторов: размера системы; функций и целей системы; типа системы (применяемая технология) - индивидуальное производство, сборочный конвейер, ремонт, технологический процесс; зрелости


системы в аспектах управления, кадров, технологии, организационной структуры; окружающей среды (политические, экономические и социальные факторы). Вопрос 11. Что такое технологии производства? Ответ: Технология производства - это способ применения разнообразных факторов для производства определенного объема продукции в определенной последовательности превращения предмета труда в готовую продукцию (изменение ресурсов, формы, структуры, химического состава и т.д.), перемещения предмета или продукта в пространстве


(технологический процесс транспортировки), приведения оборудования в состояние годности к эксплуатации (технологический процесс по производству ремонтных работ) и т.д. Как правило, выбор технологии производства оказывает влияние не только на возможный объем выпуска продукции, но и на набор используемых производственных факторов. Вопрос 12. Расскажите о способах измерении производительности.


Ответ: Измерение - естественная составная часть процесса анализа, контроля, оценки и управлений. Измерение производительности и полученные на его основе результаты должны сказать менеджеру о системе, которой он управляет, нечто такое, чего он не знает. Измерения производительности сводятся к выявлению отношений между продукцией и затратами в системе. Системы измерения производительности индивидуализированы.


Не существует какой-либо одной наилучшей системы измерения производительности, особенно для мелких единиц анализа (например, структурных подразделений предприятия). Для более крупных единиц, таких как завод или фирма, можно разработать «абсолютные» или «пригодные на все случаи» системы измерения производительности. Существует, однако, опасность, что такие системы будут выдавать значительные объемы информации, не


обеспечивая нужных измерений, а значит, и нужных действий. Измерение производительности, как и процесс измерения вообще, предполагает получение данных. Существует три основных способа получения данных об определенном явлении или организационной системе: обследование; наблюдение; систематический сбор информации или документации. Все другие, частные методы получения данных сводятся к одной из перечисленных категорий.


Примерами способов получения данных могут служить перепись, хронометраж, интервью, выборочная проверка. Для измерения производительности необходимы данные об объеме затрат, производимых данной организационной системой, и продукции, выпускаемой той же системой. При этом не обязательно знать что-либо о процессах преобразования. Основной вопрос при измерении производительности заключается в том, что можно и что следует включить


в процесс измерения. Вопрос 13. В чем заключается физическое измерение производительности? Ответ: Физическое измерение попросту означает упорядоченное присвоение чисел предметам, событиям или свойствам системы в соответствии с определенными правилами (законами и соглашениями). Процедура установления набора правил - это, по существу, определение масштаба (шкалирование). Измерение неизменно включает в себя либо принятие существующей шкалы, либо создание новой.


Существует четыре основных типа шкал: номинальная; порядковая; интервальная; относительная. Вопрос 14. Каковы критерии, с помощью которых можно оценить качество измерения производительности? Ответ: Качество измерительной системы можно оценить с помощью следующих критериев: 1. Пригодность; 2. Правильность и точность; 3. Полнота или исчерпывающий характер; , 4. Уникальность или взаимоисключающий характер; 5.


Надежность; 6. ■ —Понятность; 7. Квантифицируемость; 8. Контролируемость; 9. Экономическая эффективность. Вопрос 15. Дайте определение критерию оценки измерительной системы качества производительности, «пригодность». Ответ: Пригодность. Действительно ли измеритель или их совокупность измеряют или определяют то, для чего они предназначались? Иными словами, измеряли ли мы то, что хотели измерить? *


Вопрос 16. Что достигается при применении критерия «правильность и точность»? Ответ: Правильность и точность. Правильно ли и точно измеряет система «истинное» состояние данного феномена? Иными словами, способна ли измерительная система правильно и точно определить статистические характеристики данного феномена? Вопрос 17. В чем смысл критерии «полнота или исчерпывающий характер»? Ответ: В том случае, когда измерительная система призвана полностью определить поведение феномена,


совокупность измерителей должна исчерпывающим образом отразить все поддающиеся измерению перемены. Вопрос 18. В чем смысл критерия «уникальность или взаимоисключающий характер»? Ответ: Конкретные измерители в системе должны быть уникальны. Другими словами, если не было задумано иначе, не должно существовать избыточных и пересекающихся измерителей. Как правило, следует стремиться к одному «хорошему» измерителю для каждого свойства данного явления.


Вопрос 19. - Охарактеризуйте критерий качества измерительной системы производительности - «надежность». Ответ: Измерители и процесс измерений должны постоянно обеспечивать обоснованные результаты. Ошибки измерителей должны удовлетворять принятым статистическим предпосылкам или быть минимизированы. Вопрос 20. Что такое «понятность» в системе измерения Производительность? Ответ: Измерители и система измерений должны быть как можно проще и понятнее и при


этом заключать в себе нужный смысл. На этот критерий в значительной степени влияет характер пользователя системы, так как способность и восприятие можно развить. Некоторые пользователи более сведущи и квалифицированны по сравнению с другими. Вопрос 21. Что такое «кваптнфицируемость»? Ответ: Для того, чтобы измерители содержали максимум качественной информации, они гюдлежат'квантификации.


Главная причина состойте том, что мы лучше понимаем характер явления, если оно получило численное выражение. Сказанное не означает, что качественная информация не имеет значения. Напротив, качественная информация часто необходима и полезна как дополнение к количественным показателям, она придает им больше ясности и смысла. Вопрос 22. В чем заключается контролируемость измерительной системы качества производительности?


Ответ: Измерители должны характеризовать переменные факторы, взаимосвязи или любые явления, которые поддаются контролю с нашей стороны. Очевидно, что менеджеры выше ценят систему, которая измеряет вещи, поддающиеся их контролю. Вопрос 23. В чем заключается экономичность и эффективность измерительной системы качества производительности? Ответ: Измерители и системы измерения следует конструировать так, чтобы они были экономически эффективны. Отношение выхода/затраты должно удовлетворять определенным г требованиям.


Некоторые измерители настолько трудно практически использовать, что это не оправдывает их разработку. Вопрос 24. В чем суть нормативного метода измерения производительности (НМИП)? Ответ: Основной идеей НМИП является привлечение работников организации к процедуре измерения производительности. Впервые данная методика была исследована Уильямом Моррисом и Джорджем Смитом в университете штата Огайо (США,


1976 год). При этом целью выработки согласованных мер производительности для организационных структур использовался метод номинальной группы (МНГ) и Дельфийский метод (МД). Вопрос 25. В чем суть многокритериального метода измерения результативности (производительности) - (МКМИРП)? Ответ: МКМИРП именуют матрицей целей. Этот метод позволяет измерять и оценивать результативность и производительность, и, что самое главное, он обеспечивает возможность получить агрегированный индекс


результативности или производительности. Этот метод уходит корнями в анализ многопризначных решений. Он совместим с НМИП. МКМИРП достаточно гибок в отношении методов получения информации. Это в основном способ оценки, который позволяет осуществить агрегирование и анализ результативности по нескольким критериям. Вопрос 26. Какие стадии реализации метода НМИП вы знаете? Ответ: Реализация нормативного метода измерения производительности включает в себя пять


стадий: 1. Получение ранжированного перечня измерителей. 2. Вмешательство специалиста - аналитика. 3. Анализ и совершенствование. 4. Интеграция и внедрение. 5. Обратная связь. 3. Описание содержания тем и разделов курса «Управление трудовыми ресурсами и производительностью» Управление трудовыми ресурсами 1. Предмет и задачи курса. 1.1. Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал.


Труд как общественно полезная деятельность. Трудящиеся - первая производительная сила человечества. Организация трудовых процессов. Важнейшие характеристики трудового потенциала: здоровье, нравственность, умение работать в коллективе, творчество, активность, организованность, профессионализм. 1.2. Предпосылки реализации потенциала человека. Где закладывается и получает развитие потенциал человека. Роль государства в повышении потенциала человека. 2.


Рынок труда и управление занятостью. 2.1. Формирование трудовых ресурсов. Показатели численности населения. Трудовое законодательство. Прогноз численности трудовых ресурсов. Основные характеристики рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. 2.2. Движение трудовых ресурсов. Миграция как процесс перераспределения трудовых ресурсов.


Политика государства в распределении и перераспределении трудовых ресурсов. 2.3. Безработица - обязательный атрибут рыночных отношений. Статус безработного. Характерные черты безработицы. Показатели безработицы. Особенности безработицы в России в период перестройки. 2.4. Управление занятостью.


Федеральные и региональные структуры. Биржа труда. Роль активной и пассивной политики занятости. Основные направления государственной политики в сфере занятости населения. 3. Производительность и эффективность труда. 3.1. Факторы повышения эффективности труда. Факторы эффективного использования трудовых ресурсов: уровень развития производительных сил, естественные условия, потенциал трудовых ресурсов.


3.2. Показатели эффективности труда. Показатели эффективности труда на федеральном и региональном уровне: валовой национальный продукт, национальный доход, рентабельность труда —как доля заработной платы в национальном доходе страны. 4. Социальное развитие и уровень жизни. 4.1. Качество и уровень жизни. Критерии и факторы, влияющие на качество и уровень жизни. Качество условий труда. Основные цели деятельности человека: материальные блага, власть и слава, знание


и творчество, духовное совершенство. Динамика процессов развития цивилизации, показатели качества жизни. Критерии оценки уровня жизни. 4.2. Оплата труда и принципы формирования доходов. Основной принцип формирования доходов - принцип распределения по труду. Качество и количество труда, затраты и результаты труда. Регламентированный труд. Авторский гонорар - оплата творческого труда, в том числе предпринимательского.


4.3. Структура распределения доходов. Основные источники личных доходов. Распределение населения по величине личного дохода. Динамика структуры распределения личных доходов населения России. Управление производительностью 1. Производительность и производственный факторы. 1.1. Экономическая сущность производительности. 1.2.


Сочетание производственных факторов. 1.3. Влияние сочетания производственных факторов при одинаковом объеме выпуска продукции. 1.4. Замещение факторов в производственном процессе. 2. Измерение производительности и пути ее повышения. 2.1. основные измерения производительности. 2.2. Краткая характеристика методов измерения производительности. 2.3. Нормативный метод измерения производительности.


2.4. Описание метода нормативной группы. 2.5. Многофакторная модель измерения производительности. 2.6. Примеры применения МФМИП. 2.7. Многокритериальный метод измерения производительности. 2.8. Контроль и повышение производительности в организационной системе. 3. Трудовой процесс и производительность труда. 3.1. Производительность труда как элемент производительности.


3.2. Трудовой процесс и составляющие его элементы. 3.3. Методы установления норм затрат трудового времени. 3.4. Обеспечение синхронного производства путем нормирования операций. 4. Методы оценки резервов роста производительности труда. 4.1. Факторы и резервы роста производительности труда.


4.2. Методы оценки резервов роста производительности труда по материально - техническому фактору. 4.3. Пример оценки резервов роста производительности труда. 5. Планирование в области управления производительностью. 5.1. Партисипативность как фактор производительности. 5.2. Мотивация повышения производительности. 5.3.


Профессионально - квалификационное продвижение рабочих. 5.4. Создание систем управления производительностью. 5. Темы контрольной работы для студентов заочной формы обучения 1. Рынок труда и управление занятостью. 2. Социальное развитие и уровень жизни. 3. Баланс трудовых ресурсов по отраслям и сферам производства.


4. Производительность и эффективность труда. 5. Региональный баланс трудовых ресурсов. 6. Анализ деятельности предприятия по критерию производительности. 7. Профессионально - квалификационное продвижение рабочих. 8. Формы оплаты труда (сдельная, повременная, смешанная). 9. Трудовой процесс и составляющие его элементы. 10.Коллективные формы организации труда.


Совмещение профессий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.