Реферат по предмету "Экономика"


Малое предпринимательство в торговле

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономики и управления на предприятияхторговлиКУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплинеЭкономика отрасли
Тема 35. Малоепредпринимательство в торговле
Выполнила:
Студентка 2 курса группафу-25
Есипович А.В.
Москва 2009 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночнойэкономике
1.1 Сущность и роль малого предпринимательствав экономике
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.2.1 Критерии отнесения субъектов экономики кмалым предприятиям
1.3 Виды и современные формы организации малогопредпринимательства
1.3.1 Ассоциированная торговля как способобъединения малых предприятий. Формы ассоциации
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве
2.1 Механизм создания малых предприятий
2.2 Основы управления малым предприятием
2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малоготоргового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции
Глава 3. Развитие малого предпринимательства вРоссии
3.1 Этапы развития малого предпринимательства
3.1.1 Особенности развития в современныхусловиях
3.2 Система государственной поддержки ирегулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Предпринимательствовообще и малый бизнес в частности известны с времён появления торговли и еёпроявления в виде различных промыслов. Широкое развитие предпринимательстваприходится на годы правления Петра 1(1689-1725), а также в пореформенный период– 60-70-е годы 19 в., а в начале 20 в. оно приобретает массовый характер. Послереволюции 1917 г. предпринимательство как таковое перестаёт существовать.Возрождение отечественного предпринимательства приходится на 1991 г., свступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательскойдеятельности». Малый бизнес наряду с крупными предпринимательскими структурамии государственным сектором составляет единое целое. Нельзя недооцениватьзначения малого бизнеса и его роли в становлении и развитии экономики, вудовлетворении и обеспечении населения необходимыми товарами и услугами,особенно в условиях рыночных методов хозяйствования. Для экономики в целомдеятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страныприспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, да и длямногих других стран мира, которых захватила волна экономического кризиса, этовесьма актуально. Создание и развитие сектора малого предпринимательства способнообеспечить здоровую конкуренцию, решить проблему занятости населения испособствовать переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотряна многочисленные проблемы, малое предпринимательство развивается, набираеттемпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.
Следовательно, можноутверждать, что при увеличении доли малых предприятий, улучшении инфраструктурыи государственной поддержке, малое предпринимательство является важным факторомв решении экономических, социальных задач и др. задач. Все это подтверждаетактуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной именно этой темыкурсовой работы.
Целью данной работыявляется: выявление особенностей становления малого предпринимательства,определение перспектив его развития, изучение механизма создания, регулированияи поддержки развития малого производственного предпринимательства.
В соответствии с цельюмною были поставлены следующие задачи:
-изучить и обобщитьлитературные источники, нормативные документы и статистические показатели поисследуемой проблеме; изучить историю развития малого торговогопредпринимательства;
-раскрыть место и рольмалого торгового предпринимательства в современной экономике; показатьсуществующее состояние проблемы в нашей стране и за рубежом;
-раскрыть экономическуюсущность предпринимательства и бизнеса
-выявить причины исдерживающие факторы развития торгового предпринимательства;
-раскрыть суть малоготоргового предпринимательства в рыночных условиях, как социально-экономическогопроцесса, непосредственно связанного с реформированием экономики;
Объектом исследованияпослужило малое предпринимательство. Предметом исследования выступаютэкономические и управленческие отношения, определяющие развитие малоготоргового предпринимательства.
Теоретической иметодологической основой работы являются законодательные акты представительнойи исполнительной власти Российской Федерации по вопросам экономическойполитики, труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам развития малогопредпринимательства
Информационной базойдля данной работы послужили материалы Государственного комитета РФ постатистике, результаты социологических исследований на предприятиях и ворганизациях малого торгового предпринимательства.
Работа состоит из:оглавления, введения, 3 глав (каждая из которых включает в себя подпункты),заключения и библиографии.

Глава 1. Малоепредпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и рольмалого предпринимательства в экономике
Прежде чем говорить омалом предпринимательстве, надо ясно представлять себе его сущность. Рассмотримсовременную трактовку понятия «предпринимательство» в рамках Гражданскогокодекса РФ, части 1, образующей юридическую базу предпринимательства России. Всоответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к предпринимательскойотносится «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленнаяна систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажитоваров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными вустановленном порядке.»[1]
Наряду с вышеизложеннымопределением существуют и другие различные трактовки, раскрывающие суть малогопредпринимательства в литературе, как отечественной, так и зарубежной. Так, Ф.Хайек считает, что «малое предприятие – это хозяйствующий субъект, для которогохарактерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности полученияприбыли в условиях высокой рыночной конкуренции.»[12, С.18] Американские учёныеР. Хизрич и М. Питерс полагают, что малое предприятие – «предприятие, длякоторого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств,направляемых на исследование и разработки.»[12,C.18]Особый интерес имеет определение малого предприятия, данное Й. Шумпетером,который рассматривает малое предприятие как «объединение нескольких физическихлиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видовпродукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форморганизации труда и производства.»[12,C.18
Анализируя определения,данные учёными, характеризующие с разных сторон предпринимательство, можнозаключить, что прибыль, доход являются его неотъемлемой частью. «Вместе с темглубокий анализ теории и хозяйственной практики позволяет сделать вывод, чтопредпринимательство — это производство, преимущественно рыночного типа(товарное производство), осуществляемое собственником условий производства вцелях извлечения личного дохода (прибыли).»[7] В научных работах различногоплана под малым предпринимательством понимаются предприятия, находящиеся подуправлением одного собственника, а также деятельность, осуществляемая относительнонебольшой группой лиц.
Рассматривая сущностьпредпринимательства, необходимо разделять экономическую деятельность ипредпринимательство в собственном понимании этого слова. Первая обусловленапоявлением различных ремёсел, как особой формы экономической деятельности.Вторая – с возникновением на определенном этапе развития обществакапиталистических, социально-экономических и политико-правовых отношений.
Постиндустриальнаястадия развития общества знаменует собой увеличение доли новаторства,устанавливая новые приоритеты хозяйствования. Ключевым звеном деятельностипредпринимателя становятся: обеспечение долгосрочной устойчивости хозяйственнойорганизации, способность преобразовывать условия хозяйствования, учитываятенденции развития общественных потребностей и производства. Инновационная деятельностьстановится главенствующим признаком предпринимательства. Особая роль, которуюиграет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационнымпотенциалом. «Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки,выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так какобеспечивают им равную доступность к своим достижениям. Во-вторых, стимулируютпоиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая темсамым развитие форм конкуренции. В-третьих, обеспечивают более быстроенакопление в отрасли элементов конкурентоспособности. В-четвертых, малыеинновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей междукрупными производителями, взаимодействуя в разных формах с большинствомучастников отраслевого рынка.»[7]
В ФЗ «О развитии малогои среднего предпринимательства в Российской Федерации» установленаэкономическая и социальная роль малого предпринимательства, отражающаяся виспользовании гражданами своих способностей и имущества для осуществления предпринимательскойдеятельности.[6]
«Роль малогопредпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующимифакторами:
-численностью малыхпредприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектоврыночной экономики;
— вкладом малыхпредприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции(выполнение работ, оказание услуг);
-вкладом субъектовмалого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
-ростом численности намалых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращениечисла безработных;
-насыщением рынкапотребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворениемпотребностей населения;
-навыками дееспособныхграждан в создании собственного дела, накоплением опыта управленияпредприятиями и др.»[12,C.37]
Более быстрая адаптацияк местным условиям хозяйствования, независимость действий малых предприятий,гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений, относительноневысокие издержки при осуществлении деятельности, большая возможностьреализации индивидом собственных идей, низкая потребность в первоначальномкапитале и способность быстро внедрять изменения в процессе производства – безусловно,способствуют увеличению количества малых предприятий и роли, отводимой для нихв разных странах мира.
Подтверждениемвысказанной ранее мысли могут послужить статистические данные, отображённые вприложение(таблица №1). Небывалый рост малого и среднего предпринимательствавыявился, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов,больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и среднихпредприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях,связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг, чтопоказано в также в приложение (таблица №2). Малый бизнес в Европе являетсяосновой социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половиныобщего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в маломбизнесе Европы составляет порядка 70%. Социальную роль малогопредпринимательства в связи с общеизвестными и достоверными данными нельзянедооценивать. Число занятых во всём мире насчитывает десятки миллионовчеловек. Помимо социальной функции малому предпринимательству такжесвойственны: общеэкономическая, инновационная, ресурсная, и организаторская.      Имеющеесячисло малых предприятий в РФ недостаточно для усиления их роли в экономике.Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда встранах-членах ЕС-не менее 30. Благополучие и процветание страны, как мы ужесмогли убедиться, напрямую зависит от той роли, которая отводитсяпредпринимательству как таковому, так и малому, в частности.
1.2Субъекты малого предпринимательства
Рассмотрев сущностьпредпринимательства, мы переходим к изучению субъектов малогопредпринимательства. Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вводятсяи определяются понятия субъекты малого и среднего предпринимательства». Подсубъектами малого и среднего предпринимательства понимаются «хозяйствующиесубъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные всоответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малымпредприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;»[6] Итак, на основе, каких базовых критериев и параметров мы можем отнести субъектык малым предприятиям?
С выходом нового законаN 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» споправками от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 4 настоящего Федеральногозакона устанавливаются три критерия отнесения предприятий к субъектам малого исреднего предпринимательства.[6] Первым критерием является средняя численностьработников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектовмалого и среднего предпринимательства:
-средние предприятия счисленностью от 101 до 250 человек;
-малые предприятия — до100 человек;
-в рамках малыхпредприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.
Вторым критериемявляется выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС илибалансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая недолжна превышать предельные значения, установленные правительством РФ длякаждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Третьим критерием являетсясуммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридическихлиц, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должнапревышать двадцать пять процентов. Помимо основных, базовых критериев, покоторым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства,существует порядка 50 других. Однако, наиболее распространёнными и применяемымиво всём мире являются следующие:
-средняячисленность работников на предприятии
-выручкаот реализации товаров (работ, услуг) за календарный год
-балансовая стоимостьактивов
Интересно также, что вЕС предельная численность занятых, позволяющая отнести субъект к маломупредприятию, составляет 49 человек, тогда как в России – 100. В Германии всекторе ремесленной торговли относят все предприятия, собственники которыхвнесены в соответствующий реестр. В Швеции для классификации используют такжестадии роста предприятия. В Японии допустимое количество занятых в производстведостигает 300 человек. По американским стандартам количество людей, работающихв различных отраслях экономики, колеблется от 100 до 1500 человек. Это связано,прежде всего, с высокой долей в общем количестве предприятий. Не менееинтересен такой факт, что в Украине единственным и определяющим критериемявляется «число работающих в зависимости от отрасли: в промышленности,строительстве и на транспорте – не более 100 человек; исследования и разработки– не более 60; оптовая торговля – не более 50 человек; розничная торговля – неболее 20 человек.»[12, С.23]
1.3Виды и современные формы организации малого предпринимательства
Предпринимательскаядеятельность довольно многообразна и может быть классифицировано по целому рядупризнаков таким, как виду и назначению, формам собственности, функциям,размерам, количеством собственников, организационно-правовым иорганизационно-экономическим формам.
«По форме собственностипредприятия можно отнести к двум секторам: частному и общественному.Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от количествалиц, являющихся их владельцами; от ответственности за деятельность предприятияи способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.Общественный сектор экономики – это государственные и муниципальные предприятия.»[9]
По численностисобственников предпринимательскую деятельность рассматривают как индивидуальнуюи коллективную. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматьсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица с моментагосударственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Даннаядеятельность подразумевает ответственность предпринимателя по обязательствамсвоим имуществом, но в тоже время позволяет упростить процессы создания иликвидации бизнеса. Коллективному предпринимательству относят «собственность,принадлежащую одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого изних (долевая собственность) или без определения долей(совместнаясобственность)»[12, С.66]. Данной вид деятельности уравнивает всех её участниковв правах владения, пользования и распоряжения результатами труда, в отличие отиндивидуальной.
Касательноорганизационно-правовых форм предпринимательства можно выделить рядкоммерческих и некоммерческих организаций, приведённых в приложение(таблица№3). К основным организационно-экономическим формам причисляют концерны,ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы ихолдинги. В зависимости от вида и назначения предпринимательской деятельностиразличают: коммерческую, финансовую, производственную, консалтинговую и др.,что отражено в приложение(таблица №4). Производственное предпринимательствоявляется одним из наиболее рискованных видов предпринимательства и в тоже времясамым необходимым всем нам, т.к. включает в себя выпуск промышленной исельскохозяйственной продукции, потребительских товаров, перевозки грузов ипассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги и мн.др. Высокимитемпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основнойвторой вид российского предпринимательства. Особенностью торгового предпринимательстваявляется непосредственные экономические связи с оптовыми и розничнымипотребителями товаров, работ, услуг. Сфера, охватываемая официальногокоммерческим предпринимательством достаточно велика – это и магазины,многочисленные рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома,торговые базы. Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самыхсложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном современ Древней Греции. Для организации финансово-кредитного предпринимательстваобразуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитныекомпании, фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации.Особняком выделяется, как самостоятельный вид предпринимательства –консультативная деятельность. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляютсяв виде различных консалтинговых проектов, где отражаются проблемы, пути решенияи осуществление намеченного плана действий. Сейчас этот вид деятельностистремительно развивается в нашей стране. К современным формам организациималого бизнеса в соответствии с ГК РФ стоит отнести следующиеорганизационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества иобщества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарныепредприятия. «Хозяйственными товариществами и обществами признаютсякоммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей(участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счетвкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенноехозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности,принадлежит ему на праве собственности.»(ч.1 ст.66 п.1)[9] В свою очередьхозяйственные товарищества разделяются на полные товарищества и товарищества навере(коммандитные). Согласно ч.1 ст.69 п.1. «полным признается товарищество,участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между нимидоговором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества инесут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.»[3] Ив соответствии с ч.1 ст.82 п.1 «товариществом на вере (коммандитнымтовариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полнымитоварищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностьютоварищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия восуществлении товариществом предпринимательской деятельности.»[4] Отличительнойчертой товарищества на вере от полного товарищества является наличиеучастников-вкладчиков, принимающих ответственность за риск убытков. Наряду схозяйственными товариществами выделяют также хозяйственные общества: общества сограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью,акционерное общество, дочерние и зависимые общества.
Определения всехвышеупомянутых организационно-правовых форм мы можем найти в ГК РФ. «Обществомс ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которогоразделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.»(ч.1 ст.87 п.1)«Обществомс дополнительной ответственностью признается общество, уставный капиталкоторого разделен на доли; участники такого общества солидарно несутсубсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом водинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставомобщества. При банкротстве одного из участников его ответственность пообязательствам общества распределяется между остальными участникамипропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности непредусмотрен учредительными документами общества.»(ч.1 ст.95 п.1)Вотличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества сдополнительной ответственностью отвечают согласно его обязательствам своимимуществом в одинаковом для все кратном размере к стоимости их вкладов.
«Акционернымобществом признается общество, уставный капитал которого разделен наопределенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.»(ч.1 ст.96 п.1)Акционерныеобщества подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества. Различиесостоит в том, что участники открытого могут отчуждать принадлежащие им акциибез согласия др.акционеров. В закрытом акционерном обществе акции распределеныстрого между его учредителями. Общество не в праве также проводить открытуюподписку на выпускаемые акции, но имеет преимущественное право покупать их удр.акционеров.
«Хозяйственноеобщество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество илитоварищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо всоответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеетвозможность определять решения, принимаемые таким обществом.»(ч.1 ст.105 п.1)Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, в тоже время, основноеобщество солидарно с дочерним обществом. Несколько другой экономический статусимеет зависимое хозяйственное общество. «Хозяйственное общество признаетсязависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет болеедвадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцатипроцентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.»(ч.1ст.106 п.1) Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малогобизнеса является ассоциированная торговля. В ГК РФ ч.1 ст.121 п.1 ассоциации исоюзы определены следующим образом: «Коммерческие организации в целяхкоординации их предпринимательской деятельности, а также представления и защитыобщих имущественных интересов могут по договору между собой создаватьобъединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческимиорганизациями.»[5] Можно сказать, что под ассоциативной торговлей, понимаетсяопределённый способ ее организации, при котором мелкие предприятия вступают вобъединения с более крупными с целью увеличения конкурентоспособности и рентабельностисвоих предприятий. Такие объединения несомненно позволяют расширить масштабторговых операций и при этом позволяют предпринимателям сохранять независимостьв управлении своими предприятиями. Среди форм ассоциативной торговли следуетвыделить кооперативные объединения розничных торговцев и так называемые  системы«добровольных цепей». Под первой подразумевается один из старейших типовобъединения предприятий, возникший на основе возрастающей конкуренции    междумелкими торговцами и предприятиями с сетью филиалов. «Структура объединенийрозничных торговцев соответствует их стремлению объединить усилия в областиуправления коммерческой деятельностью.»[15] В свою очередь крупные союзыподразделяются на региональные. Система «добровольных цепей» «впервые возниклав 20-х годах в США; оттуда же пришел и термин «добровольные цепи», под нимпонимается разновидность добровольной системы филиалов (фирмы, владеющие филиалами,в англоязычных странах называются chain-stores, «цепь (розничных) магазинов»).Итак, система «добровольных цепей» представляет собой объединение розничныхторговцев под эгидой оптовиков. Оптовые торговцы, осознавая угрозу как развитиякомпании, владеющих сетью филиалов, стали создавать закупочные объединениясредних и мелких торговцев и руководить деятельностью розничных торговцев. Чтоне менее интересно, что в сфере торговли продовольственными товарами удельныйвес «добровольных цепей» выше, чем удельный вес кооперативов розничныхторговцев. В сфере торговли товарами общего назначения «добровольные цепи»возникают только там, где важную роль играют оптовики.       Ассоциированнаяторговля позволяет мелким и средним предприятиям находить практические решениясвоих проблем. Обладая определенными преимуществами, характерными для крупныхкоммерческих предприятий, ассоциации дают возможность улучшить методыуправления хозяйственной деятельностью. В то же время позволяют коммерсантам сохранятьсвою независимость, финансовую самостоятельность и личную заинтересованность вассоциированной торговле.

Глава 2. Управление вмалом предпринимательстве
2.1 Механизм созданиямалых предприятий
Ознакомившись ссущностью, субъектами, формами и видами малого предпринимательства настаётмомент разобраться с самим механизмом создания непосредственно малогопредприятия.
Как было сказано вышепредприятия, как коммерческие организации создаются в соответствии сположениями, изложенными в ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовыхформах предпринимательской деятельности, а также другими законодательными инормативными актами.
Относительно процессасоздания малого предприятия выдвигаются также различные суждения. Так,например, американский учёный П. Самуэльсон считает, что «люди всегда хотятначать самостоятельное дело…Если даже им не удастся заработать больше, чемнесколько тысяч долларов в год…»[12, С.134] Главным мотивом, по его мнению,служит склонность к каждодневному решению задач по организации своего бизнеса.По мнению учёного П. Друкера, «процесс организации предпринимательскойдеятельности – это процесс создания и функционирования новых малых предприятий,которые предлагают потребителям новые товары.»[12, С.134] На мой взгляд, этосочетание и потребности людей в финансовой независимости, и стремлениеулучшить, внести собственные идеи в тот или иной вид предпринимательскойдеятельности, тем самым реализуясь.
Любой предприниматель,встав на путь предпринимательства, сталкивается с рядом вопросов, которые ондолжен решить. И, пожалуй, три самых важных – это: «Что? Как? И для когопроизводить». Но помимо решения вышеупомянутых вопросов у будущегопредпринимателя должны быть, по крайней мере: первоначальный капитал, наличиеарендных помещений, анализ рынка, команда единомышленников, базовые знания отой деятельности, которой оно собирается заняться. Чётко поставленные цели изадачи, ясный бизнес-план, наличие необходимых ресурсов позволяют облегчитьвступление в ряды предпринимателей. В учебной литературе по предпринимательствувыделяют следующие этапы создания собственного дела:
1.Возникновениеи обоснование идеи о занятии определённым видом предпринимательскойдеятельности;
2. Постановка ближайшихи перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;
3. Формированиеконкретного решения об открытии своего дела в организационно — правовой форме;
4. Подбор надёжных иквалифицированных соучредителей нового дела;
5. Определениефинансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельностина первом этапе функционирования фирмы;
6. Разработканеобходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительныхдокументов;
7. Проведение комплексаорганизационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первогособрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированныхсотрудников и др.
8. Разработкаобоснованного бизнес — плана;
9. Государственнаярегистрация фирмы в установленном порядке;
10. Постановка на учётв налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуальногопредпринимателя);
11. Регистрация своейфирмы в уполномоченных территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фондаобязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ иГосударственного фонда занятости населения РФ;
12. Открытие вустановленном порядке в любом банке расчётных (текущих) и других счетов;
13. Заключениедоговоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий идругих факторов производства, необхо-димых для осуществления предпринимательскойдеятельности;
14. Получение всоответствии с законодательством разрешения (лицензии) па осуществлениеотдельных видов деятельности;
15. Проведение глубокихмаркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок,определение путей сбыта продукции потребителям; определение методовформирования цен на продукцию или услуги;
16. Заключениедоговоров поставки, купли — продажи товаров (услуг) с потребителями;
17. Проведениенеобходимой рекламной кампании товаров (услуг);
18. Организация учётадоходов и расходов в соответствии с нормативными документами Минфина РФ идругие.
Безусловно, все этапысоздания собственного дела крайне важны, но решающий, на мой взгляд – этообоснование предпринимательских идей, так как именно на этом этапе выявляютсямотивы предпринимателей заниматься тем или иным видом деятельности (конкретныхтоваров, работ, услуг, информации, технологий и др.). Помимо наличия идейвремя, потраченное на их реализацию должно ограничиваться конкретными сроками,а поставленные цели и задачи непременно отражены в конечном результате.
Важным этапом созданиясобственного дела является этап решения вопросов, связанных с финансовой частьюдля формирования уставного (складочного) капитала, а также связанные с нимвопросы приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы идругих факторов производства.
Решения вопроса снедвижимостью (арендными помещениями), выбор организационно — правовой формыпредпринимательства, скорость оборота вложенных при создании собственного деласредств, разработка учредительных документов фирмы и мн.др. являются не менеезначимыми в организации собственного предпринимательства
Именно совокупностьцелого ряда вышеперечисленных факторов, нацеленных на конечный результат иудовлетворении целевой аудитории, а соответственно и спроса на производимыетовары или оказываемые услуги, как показатель, отражающиеся в получении прибылипредпринимателем, могут дать неплохой залог для дальнейшего процветания иразвития фирмы.
2.2 Основы управлениямалым предприятием
Предприниматель,который твёрдо решил заняться определённым видом деятельности, в конечномсчёте, организует собственное дело. Запустив этот своеобразный и сложныймеханизм, ему предстоит стать во главе управления предприятием. Что же дляэтого требуется и почему ежегодно ликвидируется такое огромное количество малыхпредприятий, срок существования которых не превышает и двух лет.
Финансовые успехи,мобильность, новые разработки, быстрота реагирования и создание новых рабочихмест – все это составляет сильную сторону малого бизнеса. Однако, нельзяупускать из виду и слабую его сторону. Организация собственного дела неявляется трудоемкой операцией, требующей больших финансовых вложений, а свободав выборе рода занятий дает предпринимателю возможность работать в любойотрасли, независимо от образования и опыта. Но такая свобода имеет две сторонымедали и способна привести как к успеху, так и к поражению. «Чаще всего малыепредприятия терпят неудачу, потому что менеджеры не могут справиться спостоянно возрастающими требованиями к управлению. Как точно подметил один ихвыдающихся исследователей менеджмента Питер Друкер, современным менеджерамприходится управлять дискретным хаосом.»[15] Постоянно меняющиеся условиявнешней среды требуют от менеджеров быстрого реагирования и принятия решений,что в свою очередь не может е отражаться на концепции малого бизнеса.Следовательно, уровень профессиональной подготовки будущего руководителядолжным быть соответствующим и находиться в постоянном совершенствовании. Важноотметить, что большую роль играет и непосредственная практика, а не толькополучение теоретических знаний. «Формы и методы управления малым предприятием икрупной корпорацией разительно отличаются. Развитие организации бизнесапроходит через несколько стадий жизненного цикла. Каждая из этих стадий имеетспецифические характеристики, отражающие особенности структуры, цели, методыуправления, контроля и инноваций.»[15]
Первый этап развитиямалого предприятия отражает такие характеристики как определение миссиипредприятия на рынке, разработка продукта, маркетинговой стратегии выводатовара на рынок, неформальная организационная структура и малочисленный штат.Управление на этом этапе характеризуется выраженным лидерством руководителя, аосновным методом управления является централизованное руководство всеми процессами,которые происходят на предприятии. Второй этап характеризуется формированиеморганизационной структуры, четким планированием производственной деятельности, формализациейобязанностей и бюрократизацией производственных отношений. Расширение штатаработников и дифференциация производственных функций требуют, в свою очередь,профессионального менеджмента. Поэтому доминирующим методом управленияпредприятием является бюрократический метод. Для третьего этапа развитияпредприятия характерно усложнение организационной структуры, углублениедифференциации функций, образование новых отделов, рост численностисотрудников. Методы централизованного управления большой структурой заметнотормозят своевременное принятие решений, поэтому наиболее эффективным методомуправления становится делегирование полномочий и ответственности в структурныеподразделения. На четвертом этапе развития предприятия актуализируется поиск ивнедрение инновационных решений, направленных на сохранение конкурентногопреимущества на рынках. Характерными чертами этого этапа являетсядецентрализация и дебюрократизация управления. В структуре предприятиявыделяются стратегические подразделения, обладающие оперативнойсамостоятельностью, значительно возрастает штат работников в технологическихподразделениях. В качестве методов управления, свойственных этому этапуприменяются методы основанные на координации и коллективном управлении иконтроле.
«Временные рамкиназванных периодов у разных предприятий не одинаковы. По мере роста и развитияпредприятия происходит перемена соотношения двух важных параметров егожизнедеятельности: гибкости и контролируемости, что требует от руководствасоответствующих организационных усилий.»[15] Молодым предприятия свойственнабольшая гибкость и адаптации к постоянно меняющимся условиям и менее контролируемость.Предприятия на более поздних стадиях развития, имеющие уже слаженную команду идостаточный опыт более консервативны в принятии решений, менее гибки, но более контролируемы.
Тем не менее, малоепредприятие сможет функционировать достаточно долго и эффективно, если методыуправления адекватны решаемым задачам.
2.3 Риск, надёжность иадаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности иконкуренции
В условиях рыночнойэкономики риск является ключевым элементом предпринимательской деятельности.Это отражено как и в ГК РФ, в котором говорится, что предпринимателиосуществляют деятельность на свой риск, так и во многих других статьях инаучных изданиях. Так, А. Смит в своём труде «Исследование о природе и причинахбогатства народов» пишет, что «достижение даже обычной нормы прибыли всегда связанос риском.»[8] В тоже время американский учёный П. Друкер считает, чтотеоретически предпринимательство – наименее, а не наиболее рискованноенаправление в экономической политике.[12, С.324] Точка зрения А. Смита такжеясна, как и П. Друкера, и обе заслуживают внимания. Общеизвестно, что получениеприбыли не гарантировано предпринимателю в независимости от потраченноговремени и средств, но с другой стороны, компетентность, гибкость ирешительность предпринимателя играют далеко не последнюю роль и позволяютнаиболее адекватно оценивать ситуацию и также действовать.
Так что же принятопонимать под риском? Изучая различную научную литературы можно столкнуться сцелым рядом определений. В связи с этим я дам трактовку этому понятию изисточника на своё усмотрение. В учебнике Малый бизнес под редакцией проф.Горфинкеля В.Я. и проф. Швандара В.А. риском именуется «возможностьвозникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнениябюджетов предприятия».[10, СТР.48] Как мы можем видеть, риск – это неотъемлемаячасть любой предпринимательской деятельности. Это обусловлено многимифакторами: непостоянством спроса-предложения на товары, деньги, особенностямипроизводства, разнообразием критериев предпочтительности инвестированиясредств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и т.д.
Видовое разнообразиерисков очень велико — от пожаров и стихийных бедствий до межнациональныхконфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскуюдеятельность, и инфляционных колебаний. В рыночной экономике риски принятоклассифицировать по трём основным группам. Первая – это риски, связанный схозяйственной деятельностью. Вторая – связанные с личностью предпринимателя.Третья – связанные с недостатком информации о состоянии внешней среды. Такжериски подразделяют на внешние и внутренние. «Источником возникновения внешнихрисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме.Источникомвнутренних рисков является сама предпринимательская фирма.»[14] Так к внешнимможно отнести внесение изменений в законодательство, регулирующеепредпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в странеи т.п. А к внутренним в свою очередь неэффективный менеджмент, ошибочнаямаркетинговая политика и т.д. С точки зрения длительности во временипредпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. Постепени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены:оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Следуетвыделить еще две большие группы рисков: статистические (простые) и динамические(спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что онипрактически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности.При этом потери для фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.         Какмы смогли убедиться, предпринимательство по своей сути просто не может обойтисьбез рисков. Рассматривая их значение в предпринимательской деятельности, нельзяупускать из виду, что они играют не только негативную роль, являюсьсдерживающим фактором развития фирмы, а также и служат стимулом к постоянноймобилизации, трансформации и усовершенствования существующих моделейхозяйствования. Существуют также меры по снижению рисков такие, как диверсификация(инвестированиефинансовых средств в более чем один вид активов), распределение риска междуучастниками проекта (передача части риска соисполнителям), страхование,хеджирование(страхование, используется в банковской, биржевой и коммерческойпрактике), резервирование средств, покрытие непредвиденных расходов.
Обобщая полученнуюинформацию, можно с уверенностью сказать, что риск может являться какмотивационной составляющей предпринимательской деятельности, так и сдерживающейи противодействующей силой.

Глава 3. Развитиемалого предпринимательства в России
3.1 Этапы развитиямалого предпринимательства
Зарождение малогопредпринимательства в России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного»периода. Тогда как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственныеобъединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельныесубъекты производства, но тем не менее их деятельность послужила предпосылкойдля развития малого бизнеса в России.
В конце 80-х годовпроизошли большие изменения в политической и социально-экономической сферахстраны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основезаниматься предпринимательской деятельностью. В это же время появляются первыекооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членамикоторого стали многие предприниматели. Законодательства, которое способствовалобы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры самизащищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров ит.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР иРСФСР. Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельскогохозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российскийсоюз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позжепоявляются первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годовгосударственные предприятия стали сдавать позиции, не выдерживая конкуренции. Врезультате произошла приватизация государственных предприятий, что повлекло засобой еще большее развитие предпринимательства. В этот же период в сфере малогопредпринимательства начала активно начала развиваться теневая экономика. Ееразвитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовалииспользованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойнойбухгалтерии и т.д.
Развитие малогопредпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошласмена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационныхтехнологий на торгово-посреднические отношения.
В период 1991-1993 гг.в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, чтопривело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность.Предприятия, которые не смогли вовремя перейти на новую рыночную экономику,были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.                 После1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают сноваразвиваться и принимать другие обороты. Создается правовая основапредпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «Онекоммерческих организациях» и целый ряд других постановлений.
С 1998 года требованияк предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимопройти регистрацию в Пенсионном фонде, Соц. страхе, ФОМС и т.д. «Таким образом,становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можноусловно разделить на следующие этапы: Этап I — 1987-1994 годы — период быстрогороста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которогоявлялась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовойбазы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательствакак на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных имеждународных институтов. Этап II — 1995 год — август 1998 года — периодперехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствиис жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономическогороста и макроэкономической либерализации.
Этап III- август 1998 года — 2000 год — период изменения приоритетов, отраслевойструктуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисныйпериод. Одновременно именно в этот период государство начинает испытыватьдискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страныот ситуаций на мировых сырьевых рынках — на нефть, газ, золото, цветные металлы- то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.»[18]
В настоящее времяразрабатываются упрощённые процедуры регистрации субъектов малогопредпринимательства, различные государственные программы, направленные наподдержку и развитие малого предпринимательства в России. «По словамПредседателя Комитета Государственной Думы по экономической политике ипредпринимательству, депутата Государственной Думы Е.Фёдорова ситуация в сферемалого и среднего бизнеса складывается весьма обнадёживающая. В настоящеевремя, в условиях кризиса, снизился поток товаров, поступающих из-за рубежа. Всвязи с этим российскому предпринимательству стало легче в плане конкуренции — продукция отечественных товаропроизводителей стала пользоваться большимспросом.»[16] Говоря о малом предпринимательстве и о его перспективах развитияв условиях кризиса, необходимо отметить, что на сегодняшний день у него оченьнеплохой потенциал для дальнейшего совершенствования, хотя условия остаютсяпо-прежнему достаточно тяжёлые. Смятение и растерянность в связи спроизошедшими изменениями в экономической ситуации у собственников небольшихфирм и предприятий уже прошли, и можно наблюдать оживление активнойэкономической деятельности в малом бизнесе. «Это наиболее заметно в сельскомхозяйстве и в секторе, занимающемся переработкой продукциисельхозпроизводителей. В большинстве остальных отраслей экономики специалистытакже прогнозируют заметное оживление и дальнейшее успешное развитие малогобизнеса.»[16]

3.2 Системагосударственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемыи перспективы развития
Принимая во внимание этапыразвития предпринимательства в России, нельзя упустить из виду тот факт, чтомалое предпринимательство до сих пор не получило должной поддержки отгосударства. Между тем именно эти предприятия попадают под удар при измененияхпредпринимательской структуры, изменений на рынке, являясь наиболее уязвимымипо ряду причин.
Исходя из опытаразвитых стран, можно смело утверждать, что развитие малого бизнеса являетсяодним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всехстранах мира правительство озабочено проблемами малого предпринимательства иразрабатывает государственные программы поддержки малого бизнеса. Это иобеспечение льготным кредитованием, и строгое соблюдение антимонопольногозаконодательства, и различные меры защиты от недобросовестной конкуренции.«Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызываетвопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности,где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малыепредприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемостькапитала, что на руку государству.»[18] Малый бизнес является генератором новыхбизнес-идей и инноваций. Имея узкий рынок сбыта, они способны существеннымобразом влиять на цены.
Эти факторыспособствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемымалого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малогобизнеса складывается пока не слишком радужно. «Сравнительный анализ состояниямалых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютноеуменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капиталу этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во IIквартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства былипреимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектовхозяйствования в российской экономике и повышение доступности для нихфинансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействиюмодернизации производственных мощностей действующих малых и среднихпредприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современнойинновационно-производственной структуры российской экономики.»[11] Данные приведеныв приложение (таблица №5).
Очевидные сокращенияоборота малых предприятий по видам экономической деятельности, отражаютсерьёзные изменения, произошедшие в период с I квартала 2008 г. по I квартал2009 г., которые отображены в приложение(таблица №6). «В целом по итогам Iквартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота повсем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП повиду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве– 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности –6,1%.»[11] Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятийв территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичнымпериодом предыдущего года можно также увидеть в приложение(таблица №7). «Вструктуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности вянваре–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции снедвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основнойкапитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства –8,2%.»[11]
«Во IIквартале 2009 г. Правительство Российской Федерации и общественные организациине только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер поподдержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривалиновые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания идальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ).»[11]Среди них стоит отметить:
-принятие решения обувеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд рублей,«напомним, что данная мера осуществляется посредством финансирования кредитныхорганизаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далееРосБР)»[11]
-принято решения окорректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительнозапланированных, «кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год ипод процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентныхпункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под10,5–10,7% годовых.»[11]
-дополнительно РосБРдолжен начать разрабатывать различные модели финансирования бизнесинкубаторов,деловых центров, образовательных учреждений и др. организаций, оказывающихмалому бизнесу имущественную и другие виды поддержки
-принятие решения овнедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Cформированныйбанком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСБ, можетбыть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР.
-РосБР планируетприступить к разработке механизма секьюритизации(замена нерыночных займов и/илипотоков наличности на ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынках капиталов)кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных формфинансирования.   -утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийныхфондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. Помимоуже выделенных 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще 15 млрд. рублейна эти цели. В конечном счёте, реализации программы кредитования малого бизнесаставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей.
«Расширение возможностиприменения упрощенной системы налогообложения (УСН) Законопроектом № 100239-51 быливнесены изменения в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяющую налогоплательщиков,имеющих право применять упрощенную систему налогообложения.»[11] В связи с этимранее установленные ограничения утратили свою силу и после подписания 19 июля2009 г. Президентом рассматриваемого законопроекта эта сумма увеличилась втроеи равна 45 млн.рублей. Необходимо отметить, что данным законопроектомпредусмотрено, что налогоплательщик лишается права применять УСН лишь в томслучае, если его доходы по итогам налогового периода превысят 60 млн. рублей. Касательновопроса «выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога надобавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год недолжна превышать: для микропредприятия – 60 млн. рублей; для малого предприятия– 400 млн. рублей; для среднего предприятия – 1000 млн. рублей.»[11]
На федеральном уровневласти часто рассуждают о приоритете, роли и важности малогопредпринимательства, а также необходимости его всесторонней поддержки. На делепроблемы малого бизнеса остаются не решёнными. Не смотря на достаточноеколичество различных учреждений, занимающихся вопросами малогопредпринимательства, «в том числе Федерального фонда поддержки малогопредпринимательства(и порядка 74 таких фондов в регионах), Фонда содействияпредприятиям малых форм в научно-технической сфере(около 58 региональныхотделений) и др.», как правило, не уделяют должного внимания оказаниюнепосредственно помощи предприятиям, а преследуют собственныеинтересы.[13, С.51]На местном уровне малым и средним предприятиям чиновникичасто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Тогда как «политикаподдержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государстви через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза.Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется изСтруктурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальныйфонд.»[19] Не изменил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектовмалого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы покредитованию малого бизнеса, и этими вопросами сейчас занимаются местные органывласти и банковские структуры. В условиях кризиса банки резко сократиликредитование малого бизнеса. Льготное кредитование не распространеноповсеместно и имеет ряд ограничений и специфических условий. Такженесогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений,возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивоизложенные на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом,проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малогопредпринимательства остается в руках самих предпринимателей. В связи споследней волной кризиса малым предприятиям приходится прилагать всяческиеусилия, чтобы «остаться на плаву» и получать прибыль от своейдеятельности. Правительство Российской Федерации заявило о поддержки малогобизнеса, но предприниматели до настоящего момента не ощутили её. Экспертынастроены более оптимистично и видят реальную помощь предпринимателям в рядезаконопроектов, выделение достаточных денежных средств из бюджета и внесениясоответствующих поправок в действующие законы, регламентирующиепредпринимательскую деятельность. Так «в этом году на софинансирование программподдержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, ирегионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размерфедеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов– 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в2009 году составило 24 млрд. руб. Правительство уделяет большое вниманиепрограммам микрофинансирования, выдаче грантов. Программа кредитования малого исреднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитныхорганизаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, аобщий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средствана кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платитьза пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что13-14%).»[17]
Также предпринимателяммалого бизнеса, уплачивающим единый налог на вменённый доход, разрешено неприбегать к использованию контрольно-кассовых аппаратов, что установлено новымФедеральным Законом, вступившим в силу с июля этого года.
Все эти действия состороны государства отражают, что Программа поддержки малогопредпринимательства существует, и государство прилагает усилия для оказанияпомощи малому бизнесу. Кризис не вечен, а признание значения малогопредпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активномучастии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, иперспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назватьоптимистичными.

Заключение
Малоепредпринимательство вносит существенный вклад в обеспечение занятостинаселения, формирование валового внутреннего продукта, но, к сожалению, Россияпо этим показателям значительно отстаёт от стран с развитой рыночнойэкономикой. «По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50%населения, насчитывается 53-55 млн. малых предприятий. В Российской Федерации вэтом секторе функционирует лишь 890 тыс. предприятий, на которых занято только7 млн. работников. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6малых предприятий, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиямив России создается лишь около 12% внутреннего валового продукта, тогда как вСША, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60%.»[21]
В связи с этим нельзянедооценивать роль и место малого предпринимательства в экономике страны. Малоепредпринимательство, базируясь на двух основополагающих аспектах, наличия рискаи получении прибыли, выполняет также ряд функций: общеэкономическую,социальную, инновационную, ресурсную и организаторскую. К субъектам малогопредпринимательства относят хозяйствующие субъекты на основемногочисленных критериев. Наиболее распространёнными иприменяемыми во всём мире являются: средняячисленность работников на предприятии, выручка от реализации товаров (работ,услуг) за календарный год, балансовая стоимость активов.
Различные виды исовременные формы организации малого предпринимательства дают предпринимателюсвободу выбора направления деятельности и позволяют полностью реализовать свойпотенциал, как в хозяйственных товариществах(полном товариществе и товариществена вере), так и в хозяйственных обществах(обществе с ограниченной ответственностью,с дополнительной ответственностью, акционерном обществе и др.). Желаниереализовать свои собственные идеи и непосредственно заинтересованность вполучении прибыли являются движущими силами на пути создания малогопредприятия. Имея ресурсную базу, чётко сформулированные задачи и пландействий, предпринимателю необходимо пройти определённые этапы созданиясобственного предприятия. А в последствие уметь грамотно и компетентнораспоряжаться данным бизнесом. В процессе своего становления и развития малоепредпринимательство сталкивалось с рядом проблем, что не могло не отразиться наего состоянии на настоящий момент. Современные условияведения бизнеса в России характеризуются наличием существенных трудностейвыхода на рынок. К ним в первую очередь стоит отнести: низкую платежеспособностьнаселения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевымресурсам, новым технологиям, заемному капиталу. Ухудшениесоциально-экономической ситуации в стране, ослабление государственнойподдержки, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственнуюдеятельность, административные барьеры, налоговый пресс, недоступностьинвестиционных ресурсов все чаще затрудняют ведение малого бизнеса на легальнойоснове. Решить обозначенные проблемы, на мой взгляд, можно только приобеспечении оптимального сочетания интересов государства, потребителей исубъектов предпринимательства. Для этого необходимо создать упорядоченную иэффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, то есть тойсреды, которая должна быть стимулом развития бизнеса и способствовать созданиюблагоприятных условий для граждан, готовых начать и продолжить свое дело. Всоответствии с целью и задачами, проведённой исследовательской работы, былирешены следующие задачи:
-изучены и обобщенылитературные источники, нормативные документы и статистические показатели поисследуемой проблеме; изучена история развития малого торговогопредпринимательства; 
-раскрыты место и рольмалого торгового предпринимательства в современной экономике; показаны существующиесостояние и проблемы в нашей стране и за рубежом;
-выявлена экономическаясущность предпринимательства и бизнеса
-указаны причины исдерживающие факторы развития торгового предпринимательства;
-раскрыта суть малоготоргового предпринимательства в рыночных условиях, как социально-экономическогопроцесса, непосредственно связанного с реформированием экономики;

Библиография
1.        КонсультантПлюс Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1
2.        КонсультантПлюс Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1
3.         КонсультантПлюс Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1
4.         КонсультантПлюс Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1
5.         КонсультантПлюс Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1
6.        ГарантИнформационно-правовой портал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации» ,30.07.2007
7.        ПлотниковаО.А. Монография Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развитиянациональной экономики Российской Федерации. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006,22.03.2006
8.        СмитА. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007
9.        БагиевГ.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007 ,13.07.2007
10.      ГорфинкельВ.Я., Швандр А.В. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб.пособие, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
11.      ИзрядноваО., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние ипроблемы журнал «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009
12.      ЛапустаМ.Г. Учебник Малое предпринимательство – М.: ИНФРА-М, 2008. – 18 с.
13.      РубеВ.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах ив России: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М,2004.
14.      ШевченкоИ.К. Организация предпринимательской деятельности, учебное пособие. Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2004
15.      СкидановВ., профессор СПбГПУ Статья Малый бизнес: особенности управления предприятием
16.      Кредитныйпортал// МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ// Статья Развитие малого бизнеса в условияхкризиса ,14.01.2009
17.     Кредитныйпортал// КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ// Статья Перспективы малогобизнеса ,28.07.2009
18.     Кредитныйпортал// КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ// СтатьяПроблемы малого бизнеса в России ,03.10.2009
19.      Кредитныйпортал// МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ// Статья Малый бизнес в Европе ,11.10.2009
20.      Национальныйинститут системных исследований проблем предпринимательства. Рабочие материалы,подготовленные в рамках разработки проекта Концепции государственной политикиразвития и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
21.      MResearch//Полезная информация// Управление и менеджмент// Финансовый менеджмент в маломбизнесе// Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятостинаселения
22.     
23.     
24.      

Приложение
Таблица №1. ОСНОВНЫЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*) — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ в2008 году Малые предприятия в том числе микропред-приятия Число предприятий (на конец года), тыс. 1347,7 1065,0 Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек 10436,9 4219,8 Средняя численность внешних совместителей**), тыс. человек 690,5 387,5 Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера**), тыс. человек 284,7 68,3 Оборот предприятий **), млрд.руб. 18684,8 8591,3 Инвестиции в основной капитал**), млрд. руб. 472,3 154,9
*) В соответствии сФедеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ
**) Безсельскохозяйственных микропредприятий.[22]

Таблица №2
/>[23]
Таблица № 3
/> [9]

Таблица №4
/>[24]
Таблица №5
/>[11]

Таблица №6
/>[11]
Таблица №7
/>[11]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Color Purple By Alice Walker Essay
Реферат Заамурский округ
Реферат Великая Отечественная война июнь 1941- сентябрь 1945 гг. .
Реферат Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни
Реферат Что из названного потеряла Россия в результате Ливонской войны (1558-1583 гг.)
Реферат Делакруа
Реферат Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Реферат Русский советский писатель и публицист Анатолий Вениаминович Калинин
Реферат Финансовое планирование в кредитной организации
Реферат Структура социальной защиты в Германии
Реферат "Ангел - хранитель" А. Блока и "Рыцарь на час" Н. А. Некрасова
Реферат История болезни - терапия акромегалия
Реферат Conflict Management In Negotiations Essay Research Paper
Реферат Некоторые вопросы обеспечения безопасности при передаче радиационных объектов для неограниченного
Реферат Аря всесторонней поддержке Компании «Татнефть» уверенно развивается, наращивает свой научно-образовательный потенциал, расширяет горизонты образовательных услуг