Реферат по предмету "Социология"


Структура социальной защиты в Германии

Содержание Введение Социальная защищенность Пенсионное страхование Пенсия предприятий
Страхование на случай болезни Страхование от несчастных случаев Пособия на детей Пособие по бедности Здравоохранение Структура здравоохранения в Германии Обеспечение лекарственными средствами Профилактика заболеваний Международное сотрудничество Расходы на медицинское обслуживание Страхование по уходу за больными и преста­релыми Заключение Список использованной литературы Введение После Второй мировой войны экономическая система Германии развивалась в направлении социальной рыночной экономики. Основной закон гарантирует такие основные права, как свобода частной инициативы и право на частную собственность, но подчиняет их социальному аспекту. Важнейшие компоненты рыночной экономики: 1. Der Freie Wettbewerb und freie Preisbildung (свобода конкуренции и ценообразования); 2. Die Niderlassungs- und Gewerbefreiheit (свобода экономической инициативы); 3. Die Geldwertstabilität (денежная стабильность); 4. Das Privateigentum auf Grund und Boden und auf Produktionsmittel (частная собственность на землю и средства производства); 5. Der Freie Auβenhandel (свобода внешней торговли); 6. Der Freie Wahl des Arbeitsplatzes (свобода выбора рабочего места); 7. Die Förderung der Bildung und Ausbildung aus Steuermittel (финансовая поддержка образования из налоговых средств); 8. Das soziale Netz (система социальной защиты); 9. Die Steuergerechtigkeit (справедливая налоговая политика). В нашем реферате мы более подробно рассмотрим вопрос о системе социальной защиты. Социальная защищенность Система социальной защиты в Германии сложилась за мно­гие годы. Ее высокая эффективность признается и за гра­ницей. Доля социальных услуг в совокупном общественном продукте (квота социальных услуг) составляет свыше 30 процентов. В 1993 г. совокупная стоимость социальных услуг превысила 1.063 млрд. марок. Почти треть услуг при­ходится на пенсионное страхование, более 20 проц. - на предписанное законом страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги, государство выполняет положение Основного закона. Согласно статье 20, пункт 1 Германия является демократическим и социальным государством. Цель социального государства - не всесторонее обеспече­ние и обслуживание человека. Наоборот, оно строится на индивидуальных правопритязаниях, добытых в результате собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по болезни, старости и в связи с несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или по безработице. Пенсионное страхование Закрепленное зако­ном пенсионное страхование - краеугольный камень соци­альной защищенности населения Германии. Оно дает гаран­тию, что работники не попадут в бедственное положение по окончании своей трудовой деятельности и смогут поддержи­вать соответствующий уровень жизни. Всем рабочим и служащим пенсионное страхование по­ложено по закону. Лица, занимающиеся самостоятельной деятельностью и те, кто из-за своей принадлежности к опре­деленным группам профессий не имеет обязательного страхования, могут подать ходатайство на обязательное страхование. Кто не подпадает под обязательное страхо­вание, заключает пенсионное страхование добровольно. Страховые платежи по пенсионному страхованию (в насто­ящее время 18,6 процента общей суммы заработка), не должны превышать верхнего предела страховых взносов, который сейчас составляет 7.800 марок, и вносятся соот­ветственно наполовину наемным работником и работодате­лем. По пенсионному страхованию производятся выплаты пенсий по старости и по профессиональной нетрудоспособ­ности или просто по неработоспособности. После смерти застрахованного лица его родственники получают определен­ную часть его пенсии. Определяющим моментом для получе­ния пенсии является срок ожидания, то есть установленный минимальный срок, в течение которого необходимо платить взносы в пенсионный фонд. Пенсия по старости, как правило, выплачивается по достижении 65-летнего возраста. При определенных условиях она может выплачиваться и по дости­жении 63 лет или 60 лет. Женщины получают пенсию по старости по достижении 60 лет. Размер пенсии прежде всего зависит от размеров зар­платы. После реформы пенсионного обеспечения в 1992 г. у пожилых наемных работников стало больше свободы выбора при выходе на пенсию. Можно получать часть пенсии и про­должать работать. Выплата пенсий - не единственная задача пенсионного страхования. Оно должно обеспечивать и сохранение, улуч­шение и восстановление трудоспособности страхователей. Так, им предоставляется курортное лечение и оказывается помощь в приобретении новой профессии, если это тре­буется по состоянию здоровья. Пенсия предприятий Ценным дополнением являются «пенсии предприятий», которые многие фирмы до­бровольно платят своим сотрудникам. По закону о пенсиях предприятий от 1974 г. сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного возраста при условии, что при уходе им было 35 лет, а срок обязательства для выплаты пенсии составлял десять лет или не менее трех лет при двенадцатилетнем стаже работы на этом предприя­тии. Если работодатель неплатежеспособен, пенсия не теря­ется. Она выплачивается в этом случае из учрежденного на этот случай фонда. Страхование на случай болезни Почти все на­селение Германии застраховано на случай болезни в обяза­тельном или добровольном, установленном законом порядке или в рамках частных страховых агентств. Законом предпи­сано обязательное страхование на случай болезни для всех рабочих, кроме того - для служащих и других профессио­нальных групп с определенным доходом. При известных условиях возможно добровольное страхование. От болезней застрахованы также пенсионеры, безработные, ученики и студенты. В зависимости от профессии наемные работники застрахованы через местные, производственные или це­ховые больничные кассы, морские больничные кассы, феде­ральные кассы горнорабочих, сельскохозяйственные боль­ничные кассы или эрзац - кассы. У всех страхователей - сво­бодный выбор врачей и дантистов, допущенных больничными кассами к обслуживанию пациентов. Страховые взносы лиц по обязательному и служащих по добровольному страхова­нию производятся наполовину страхователями и работода­телями. В 1994 г. средний размер взносов в старых землях составил 13,5, в новых землях 12,5 процентов застрахо­ванных доходов. Больничная касса оплачивает расходы на врачебное и зу­боврачебное обслуживание, лекарства, лечебные и вспомо­гательные средства и лечение в больнице. Касса несет рас­ходы полностью или частично и на необходимые курсы лече­ния. Сюда входят и пособия по материнству, семейные посо­бия и домашний уход за больными. В случае болезни наемный работник имеет право на получение зарплаты от ра­ботодателя в течение шести недель. В некоторых коллек­тивных договорах установлен более длительный срок. По ним больничные кассы выплачивают пособие по болезни в течение 78 недель. Такое пособие составляет 80 процентов зар­платы.
Услуги касс ежегодно требуют больших затрат. Различные услуги были ограничены в рамках реформы системы здра­воохранения 1989 г. Была расширена доля участия и тем самым личная ответственность страхователей. Страхование от несчастных случаев Устано­вленное законом страхование от несчастных случаев предо­ставляет защиту и помощь при несчастных случаях на произ­водстве и профзаболеваниях. В Германии все наемные ра­ботники застрахованы от несчастных случаев по закону, равно как и фермеры. Лица, работающие не по найму, могут заключать договоры добровольного страхования. Страховой защитой охвачены также студенты, школьники и дети в дет­ских садах.
Страховщики от несчастных случаев - прежде всего про­фессиональные объединения, охватывающие соответственно все предприятия одного профиля в определенном районе. Их средства состоят из взносов фирм. Услуги по страхованию предоставляются при несчастных случаях на производстве, связанных с травмами или смертью, а также при заболева­ниях и смерти в результате профессиональной болезни. Сюда относятся несчастные случаи по дороге на работу и с работы. Если страхователь получил телесное поврежде­ние вследствие несчастного случая, страховое агентство несет все расходы по изле­чению. Если он неработоспо­собен, то получает компенса­ционное пособие. Если он остается нетрудоспособным или умрет вследствие не­счастного случая или профес­сиональной болезни, стра­ховщик выплачивает пенсию, пособие на погребение и пенсию оставшимся родственникам. Помощь в рамках стра­хования от несчастных случаев включает в себя профессио­нальное обучение в целях восстановления работоспособно­сти и содействие в трудоустройстве. Пособия на детей Воспитание и обучение детей - огромная нагрузка для каждой семьи. Чтобы снять часть этой нагрузки, издан закон о пособиях на детей. Ныне тот, кто воспитывает детей, получает пособие на каждого ребенка до 16 лет, а также на детей до 27 лет, если они учатся или прио­бретают специальность. Сегодня на первого ребенка дается ежемесячное пособие в размере 70 марок, на второго -130, на третьего - 220 и на четвертого и каждого следу­ющего - 240 марок. Для родителей с более высоким дохо­дом ставки ниже, начиная со второго ребенка. Наряду с по­собиями на детей в налоговом законодательстве имеются льготы в виде необлагаемой налогами минимальной суммы (4.104 марки на ребенка). С 1986 г., кроме того, существует пособие матерям и отцам на воспитание, которое выплач­ивается в первые шесть месяцев и составляет 600 марок в месяц на ребенка. Затем выплата зависит от размеров дохо­дов. Кроме того, отцы и матери, намеревающиеся сами ра­стить ребенка, могут взять отпуск на воспитание сроком до 3 лет. В этот период они в принципе полностью застрахованы от увольнения. Пособие по бедности Пособие по бедности выдается в Германии лицам, которые не в состоянии себе по­мочь и не получают помощь от кого-либо. Закон о пособии по бедности дает право на его получение каждому жителю Гер­мании - немцу или иностранцу. Сюда входит предоставление средств к жизни или помощь при наличии особых условий жизни, например, инвалидности, болезни или старости. Это по­собие выплачивается преимущественно землями и общинами. В 1994 г. расходы на его выплату составили 48,9 млрд. марок. Здравоохранение В Германии имеется широко разветвленная социальная си­стема здравоохранения. Забота о здоровье – прежде всего личное дело каждого гражданина. Тем не менее она является и задачей государства и общества. Все граждане – незави­симо от их экономического и социального положения – должны иметь равные возможности для сохранения и восста­новления своего здоровья. Немецкая система здравоохра­нения имеет децентрализованную структуру и базируется на принципе плюрализма и самоуправления. За последние 40 лет средняя продолжительность жизни в стране постоянно возрастала. В настоящее время она со­ставляет у мужчин 72 года, у женщин - 78 лет. Такая тенден­ция обусловлена в первую очередь развитием лечебной ме­дицины. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни будет достигаться за счет вытеснения так называемых «бо­лезней века». С этой целью расширяется система профилак­тических мер. Сюда входит повышение уровня медицинского просвещения, регулярные профилактические обследования, а также инициативы, нацеленные на поощрение здорового образа жизни. В Германии, как и во всех высокоразвитых индустриальных государствах, наибольшую опасность для здоровья пред­ставляют «болезни века»: половина всех смертельных случа­ев приходится на долю сердечных и сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний системы кровообращения. Вто­рое место по количеству смертных случаев занимают ра­ковые заболевания. Все больше приходится сталкиваться с различными видами аллергии, а также с такими типичными старческими недомоганиями, как заболевания центральной нервной системы. Благодаря современной медицине не вну­шают былых опасений такие распространенные прежде инфек­ционные заболевания, как туберкулез, холера, дифтерия или во­спаление легких. Зато появилась новая опасность - СПИД. Структура здравоохранения в Германии

Bundesministerium für Gesundheit Задачи здравоохранения решаются на уровне федерации и земель. На федеральном уровне за вопросы здравоохранения отвечают 4 министерства: министерство труда и социальной защиты, министерство по охране окружающей среды, министерство образования и науки и министерство питания, сельского хозяйства и лесничества. Решением научных и административных проблем здравоохранения занимаются учреждения, подчиненные министерству здравоохранения. Эта структура представлена на схеме 1.

Bundesinstitut für Arzneimittel und Medizinprodukte

Robert Koch - Institut
Bundesinstitut für gesundheitlichen Verbraucherschutz und Veterinärmedizin Схема 1. В 1993 г. в Федеративной Республике насчитывалось около 260.000 профессио­нальных врачей. Поэтому Германия - одна из стран с самым высоким уровнем медицинского обслуживания. Менее поло­вины врачей имеет частную практику. Остальные работают в больницах, административных органах или заняты научными исследованиями.
Примерно 2.400 больниц имеют в своем распоряжении свыше 645.000 койко-мест. Кроме них, имеется еще около 1.200 профилактических и реабилитационных учреждений. Больницы находятся в ведении государства, в частности, общин (свыше половины больничных койко-мест), а также общественно-полезных, большей частью церковных, союзов (свыше 40 процентов больничных койко-мест) и, в незначи­тельной мере, частных фирм.
Обеспечение лекарственными средствами Безопасности лекарственных средств в Германии придается большое значение. Законом о лекарственных средствах уста­новлено, что в основном потребитель получает лекарства лишь после их проверки на качество, эффективность и на­дежность в рамках государственной процедуры допуска. Чтобы защитить потребителя, а также быстро обнаружить опасность и принять соответствующие меры, Федеральное ведомство по вопросам здравоохранения держит лекар­ственные средства под постоянным наблюдением и после их допуска. В законе о лекарственных средствах содержатся подробные инструкции по безопасности при изготовлении ле­карственных средств; в нем определяется, какие средства могут продаваться только в аптеках и какие только по ре­цепту врача. Важные функции по надзору и регулированию предложения и сбыта лекарственных средств выполняют Ин­ститут лекарственных препаратов при Федеральном ве­домстве по вопросам здравоохранения в Берлине и кон­трольные органы земель. Профилактика заболеваний «Предупреждение лучше лечения». Эта древняя мудрость характеризует и за­дачу современной политики в области здравоохранения. В рамках профилактики заболеваний каждый гражданин дол­жен осознавать свою ответственность и научиться беречь свое здоровье, предохраняя себя от возможного вреда и избегая факторов риска. Поэтому во многих областях введены профилактические обследования и обследования с целью ранней диагностики. Многие учреждения на уровне федера­ции и земель и независимые общественно-полезные органи­зации предоставляют разнообразную информацию в области медицинского просвещения, курсов лечения и консультации, главным образом - по профилактическим мероприятиям по охране здоровья во время беременности и родов, в грудном возрасте, в ран­нем детском возрасте и по вопросам медицинского про­свещения в школе – по устранению вредных для здоровья привычек, как, на­пример, злоупотребление алкоголем, курением, медикамен­тами и наркотинами, неправильное и чрезмерное питание, недостаток движения, устранению известных причин сер­дечных и сердечно-сосудистых заболеваний, которые отчасти играют роль при раковых и других распространенных заболе­ваниях - по поддержке хронически больных и инвалидов и их род­ственников с целью облегчить их положение. Во многих областях предлагаются обследования в целях предупреждения и ранней диагностики заболевания, напр., с 1971 г. осуществляется программа ранней диагностики рана у женщин и мужчин. Огромных усилий требует борьба со СПИДом. Правительство Германии совместно со Всемирной организацией здравоохранения и странами ЕС разработало про­грамму борьбы со СПИДом, которая направлена и на преду­преждение заражения, и на широкое консультирование и обслуживание заболевших и инфицированных. Просветитель­ная и информационная работа должна быть также направле­на на то, чтобы не изолировать от общества и не дискримини­ровать тех, кого коснулась болезнь. Пока нет ни вакцины, ни эффективных методов лечения, важнейшими средствами в сдерживании дальнейшего распространения СПИДа оста­ются информационно-просветительная работа и консульта­ции. Они должны помочь каждому воспитать у себя сознатель­ное и ответственное отношение к защите самого себя и других. Больные и их родственники часто нуждаются в помощи, ко­торая выходит за рамки врачебного или больничного меди­цинского обслуживания. Прежде всего речь идет о широких консультациях и обмене опытом с людьми, страдающими той же болезнью. Такую задачу выполняют многочисленные группы самопомощи, которые сложились в виде добро­вольных объединений хронически больных и инвалидов. Се­годня они занимают прочное место в системе здравоохране­ния. Вот некоторые примеры: - Германская организация помощи в борьбе со СПИДом - Германское общество множественного склероза - Германская лига борьбы с ревматизмом - «Женщины помогают себе после рака» - Союз родственников психически больных, например, нар­команов - «Анонимные алкоголики». Закон о структурном изменении системы здравоохранения, вступивший в силу 1 января 1993 г., позволяет страховым кассам поощрять группы самопомощи путем предоставления субсидий. Международное сотрудничество Германия ак­тивно участвует в международном сотрудничестве в области здравоохранения. Никакая страна в мире не может в оди­ночку решить такие крупные проблемы, как «болезни века», инфекционные болезни, например, СПИД, или причиняемый здоровью вред вследствие загрязнения окружающей среды. Изучить эти болезни, их причины и бороться с ними можно только в рамках международного сотрудничества. К тому же Германия считает, что она обязана оказывать финансо­вую и экспертно-консультативную помощь развивающимся странам в создании и расширении их системы здравоохра­нения. Будучи членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Германия представлена во многих ее важных руко­водящих органах. Ежегодно ВОЗ и Германия организуют свыше 35 международных конференций по актуальным во­просам сотрудничества. Более 30 научных учреждений объявлены центрами со­трудничества с этой организацией. Германия занимает 4-ое место в мире по объему взносов в ВОЗ. В рамках Европейского Союза Германия активно сотруд­ничает в проведении общей политики в области здравоохра­нения. Выдающейся заслугой ЕС является высокий уровень охраны здоровья, достигнутый в настоящее время в стра­нах-участницах. Примерами европейского сотрудничества являются научно-медицинская исследовательская програм­ма «Европа против рака», Европейский медицинский пас­порт на случай оказания неотложной помощи, программа мероприятий по токсикологии с обменом информацией между центральными службами дезинтоксикации и сотруд­ничество в борьбе со СПИДом, алкоголизмом и наркома­нией. Передача дополнительных компетенции ЕС в рам­ках Европейского политического союза послужит новым импульсом для интенсификации европейского сотрудни­чества. Расходы на медицинское обслуживание После создания эффективной системы здравоохранения в новых землях необходимо решить труд­ную долгосрочную задачу по созданию экономически целе­сообразной и социально оправданной системы финансиро­вания медицинских услуг на всей территории Федеративной Республики. Основополагающая стабилизация расходов на здравоохранение была достигнута в результате реформы системы здравоохранения в 1989 г. и прежде всего благо­даря закону о структурной перестройке системы здравоохра­нения, вступившему в силу в 1993 г. Значительно повышена экономическая эффективность предписанного законом стра­хования на случай болезни, которым охвачено 90 процентов населения. Только за счет этой формы страхования в 1993 г. была покрыта почти половина всех расходов на здравоохра­нение, общая сумма которых составила примерно 210 млрд, марок.
Страхование по уходу за больными и преста­релыми С 1 января 1995 г. вступил в силу новый вид стра­хования, по которому оплачиваются услуги по уходу за больными и престарелыми. Наряду со страхованием на случай болезни, безработицы, от несчастного случая и пенси­онным страхованием он является одним из «пяти столпов», на которых держится система социального страхования в Гер­мании. Страхование по уходу за больными и престарелыми распространяется на всех тех, кто застрахован на случай бо­лезни, и в три этапа вводится в действие «кассами по уходу за больными и престарелыми», созданными при страховых обществах. С 1 января 1995 г. начато взимание взносов для первоначального финансирования, с 1 апреля 1995 г. нача­лось оказание услуг в амбулаторных условиях. С 1 июля 1996 г. услуги будут оказываться и в стационарном режиме. Работодатели и наемные работники платят взносы пополам. Для облегчения положения работодателей был отменен один праздничный день; только в Саксонии работодатели платят взнос в полной мере. Закон о страховании по уходу за больными и престарелыми помогает прежде всего 1,65 млн. германских граждан, нуждающимся в таком уходе. В то же время он идет на пользу и тем, кто на добровольных началах ухаживает за больными и престарелыми, получая при этом соответствующее пособие по уходу и обретая социальную защищенность. В зимнем семестре 1993/94 гг. в специали­зированном вузе во Франкфурте-на-Майне начал читаться курс лекций по новому предмету «Наука по уходу за больными и престарелыми».
Заключение Соответственно цели нашего реферата – знакомство с проблемами отдельного человека в условиях рыночной экономики - мы рассмотрели социальный аспект этих проблем и пришли к тому выводу, что в Германии указанные проблемы решаются достаточно успешно. Каждый гражданин этой страны может быть уверен в том, что о нем позаботится государство, создавшее такую структуру социальной защищенности, которая обеспечивает соответствующие права человека. Список использованной литературы 1. Германия. Факты. Под ред. А.Капплера. – Берлин.,1995. – 492 с. 2. H.Seehofer. Gesundheit in Deutschland. – Coburg. – 1997. – 72 s. Видеоматериалы 1. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Markwirtschaft. – Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. – 1996. 2. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Politik. – Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. – 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.