Реферат по предмету "Экономика"


Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования

Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования

Ценообразование в условиях свободной конкуренции
 
Совершенная (свободная) конкуренция существует в таких сферахдеятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателейидентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянииповлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса ипредложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.
В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала посравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решенияпрактически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесиемежду спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит
(уменьшит) количество производимой продукции. Посколькукаждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый имобъем продукции, у него нет причин снижать цену.
Существование огромного количества покупателей и продавцовозначает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чемостальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен,изменить который вне его власти, – ведь рынок сам диктует цену в каждый моментвремени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология,юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции.С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумеваетвозможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещениясоздает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количествапроизводителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнемуотсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкоепроизводство и их крайне много.
Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
– большое количество мелких продавцов и покупателей;
– продаваемый продукт однороден у всех производителей, апокупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
– невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажисоздает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменениярыночной конъюнктуры;
– полная свобода «входа» на рынок и «выхода» из него.
В реальной экономической действительности рынок совершеннойконкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Онпредставляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, чтосвободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реальносуществующие рынки могут лишь и большей или меньшей степени стремиться. Новсе-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всегоподходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумагили рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов ипокупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключениемни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельнымвидам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этихрынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полнойинформацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимостьиспользования для такого рынка особой – «биржевой» – формы организации(товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии конкуренции на рынке производители с цельюполучения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицупродукции. В результате этого создается возможность снижения цены, чтоувеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективнымспособом достижения этого является использование научно-технических усовершенствованийи новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяетувеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижениюцены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянномуразнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширениеассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенноновых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя нарынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, котораявсемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы иметоды реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы,а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итогевыигрывает и потребитель, и общество в целом.
Стратегия ценообразования в коротком периоде
Оптимальное положение фирмы в условиях совершеннойконкуренции достигается при условии равенства предельных затрат (МС) ипредельной выручки (MR), причем последняя равна цене продукции (Р).
В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагаетнеизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли илиминимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредствомизменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которыеона использует.
Когда фирма несет убытки, она имеет две альтернативы:выпускать продукцию на уровне Р = МС или прекратить производство. Продолжаядействовать, фирма несет убытки, как на постоянных, так и на переменныхзатратах. Кроме того, она получает от продажи своей продукции некоторый доход.Когда же она совсем прекращает производство, переменные издержки сокращаются донуля, но потери происходят из-за постоянных издержек. Фирма также отказываетсяот возможности заработать доход от продажи своей продукции, то есть в краткосрочномпериоде фирма потеряет больше от своего закрытия, чем от продолжения операций.Если же цена товара упадет ниже минимума средних переменных издержек (AVC),фирме надо прекращать производство.
Стратегия ценообразования в длительном периоде
Долговременный период позволяет фирмам вносить определенныеизменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В краткосрочномпериоде существует данное число фирм в отрасли, каждая из которых имеет постоянное,не меняющееся оборудование. Действительно, фирмы могут закрываться в томсмысле, что они производят ноль единиц в краткосрочном периоде; но у них нетдостаточного времени, чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса.Напротив, в долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагаютдостаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственныемощности, и, что более важно, число фирм в отрасли может либо увеличиваться,либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмыпокидают отрасль.
В длительном периоде выпуск продукции с убытком невозможен, инекоторые фирмы вынуждены будут покинуть отрасль. Если же рыночная цена данногопродукта обеспечивает типичному его производителю положительную экономическуюприбыль, то фирмы из других отраслей начнут переходить в данную отрасль.Предложение увеличится, равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальныйобъем производства отдельной фирмы сократится.
В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевуюэкономическую прибыль, то есть их выручка будет равна альтернативным затратам.Следовательно, конкурентное равновесие в долгосрочном периоде – это объемвыпуска продукции и цена, которые позволяют фирмам в отрасли получать нулевуюэкономическую прибыль. Когда экономическая прибыль равна нулю, фирмы не имеютстимула входить в отрасль или покидать ее, так как они получают прибыль наприменяемые факторы производства, которая равна той прибыли, которую ониполучали бы, если бы выбрали лучшую из всех иных альтернатив вложения средств.
В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получатьприбыль только определенное время. Если бы все отрасли имели условиясовершенной конкуренции, то фирмы могли бы постоянно вступать в новую для себяотрасль или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В долгосрочном планени одна фирма ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальнуюприбыль. В конкурентном мире прибыль – только временная награда для тех, ктоумен и удачлив. Экономическая прибыль неизбежно сократится до нуля, как тольконовые производители, привлеченные ею, вступят в отрасль, в которой ее можнополучить. Это парадокс прибыли: экономическая прибыль приводит в действиемеханизм перераспределения ресурсов, который в конечном счете сводит ее до нуля.Аналогично убытки также являются временными.
В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметьтенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства, потому что экономическиеприбыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока этиприбыли не будут сведены на нет конкуренцией. И, наоборот, убытки вызовут массовыйотток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержкина единицу продукции.
На рынке свободной конкуренции действия стремящихся к прибылипроизводителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизируетудовлетворение потребителей. Равенство в долгосрочном периоде цены и минимумасредних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использоватьнаиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену сучетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает,что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами.Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение впотребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов, с тем, чтобыподдерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.
Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующихэффективности распределения ресурсов на рынке свободной конкуренции:
— нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведетк оптимальному распределению доходов;
— распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочныхиздержек и выгод или производства общественных благ;
— отрасль с чистой конкуренцией может мешать применениюлучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленномутемпу технического прогресса;
-     конкурентнаясистема не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий дляразработки новых продуктов.
 
Задача
 
По приведенным данным расчитать отпускные цены на изделия А иБ без косвенных налогов. Плановая общая сумма косвенных затрат 47000руб.Косвенные затраты распределяются пропорционально прямым затратам.

Исходные данные:

варианта Плановый выпуск изделий, шт Плановые прямые затраты на одно изделие, руб Плановая рентабельность изделий, % А Б А Б А Б 15 184 135 19 17 5 4
 
1.     Отпускнаяцена без косвенных налогов рассчитывается по формуле:
2.     
/>, (1
где С — плановая себестоимость единицы продукции, руб;
П — плановая прибыль на единицу продукции, руб.
2. Плановая себестоимость единицы продукции определяется поформуле:
/>,(2)
где ЗП – плановые прямые затраты на единицу продукции, руб.;
 ЗК – плановые косвенные затраты на единицу продукции, руб.
3. Для распределения общей суммы косвенных затрат по изделиямрассчитывается коэффициент распределения. Он характеризует сумму косвенных затратна единицу того показателя, пропорционально которому распределяются косвенныезатраты.
/> (3)
где/> — плановая общая сумма косвенныхзатрат, руб.;
/>  — база распределения.
4.Плановые косвенные затраты на единицу продукциикаждого вида определяются по формуле:
/>,(4)
где К- коэффициент распределения;
Б- плановые прямые затраты на одно изделие каждого вида.
5. Прибыль в цене определяется на основе рассчитаннойсебестоимости и заданной рентабельности изделий. Эта рентабельностьрассчитывается по формуле:
/>,(5)
где П – прибыль от продаж продукции, руб.;
С- себестоимость продукции, руб.
Из этой формулы,
/> (6)
где Р- коэффициент рентабельности;
С- плановая себестоимость единицы продукции, руб.
/>
/>
 

/>руб
/>руб
/>руб
/>руб
/>
/>руб
/>руб
/>руб
Литература
1.   Ценыи ценообразование / Учебник для вузов под ред. В.Е. Есипова. – СПб., издательство«Питер», 2000. – 464 с.
2.   Экономика/ Учебник А.И. Архипов; под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова – 3-е изд.перер. и доп. — М.: Т.К. Велби, издательство «Проспект», 2005 – 840 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ поведения потребителей в процессе покупки товаров и услуг предприятий индустрии гостеп
Реферат Реклама и её значение в киноиндустрии
Реферат Управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения
Реферат Образ медведя в фольклоре
Реферат 1. Стратегия соперничества Это любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны без учета интересов другой стороны
Реферат Общая характеристика и история мировой криминальной статистики
Реферат Мифы в скульптурах Летнего сада
Реферат The English Patient Essay Research Paper The
Реферат Функции Российского государства
Реферат История развития туризма в России основные этапы
Реферат Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся
Реферат Налог на прибыль вопросы исчисления и уплаты
Реферат Быт и нравы феодалов.
Реферат Понятие судебной системы Республики Казахстан
Реферат Die mundliche Verhandlung Die Einigung der Parteien