Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развитияпредприятия
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формированиеинновационной политики промышленного предприятия, адекватной современнымэкономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентныхпреимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленногопроизводства.
Всовременных условиях инновации становятся фактором, способным существенновлиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценноеиспользование инноваций для национального развития возможно только при условиицеленаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и нагосударственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающейзначительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно,в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационнойполитики.
Существуетмножество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделенийкорпораций до государства, в целом призванного в современных условияхосуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая инаяполитика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той жецели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-техническогопотенциала.
Место ироль инновационной и связанной с ней инвестиционной политики в структурегосударственного регулирования экономики определяются особенностямиинновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чемдругие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими всестадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется вусловиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основнаямасса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разногоуровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельнаяцель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задачкомпании, добивающейся высокой прибыльности.
В этихобстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческийрезультат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это ужене результат «чистой науки», полученный университетским ученым всвободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практическойнаправленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила длякапиталистических компаний.
Целью нашейработы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а такжероль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационногоразвития предприятий.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение категории «инновация»;
- рассмотреть виды инноваций;
- проанализировать этапы разработки инновационной политикипредприятия;
- рассмотреть государственное регулирование инвестиций.
1. Понятие,сущность и виды инноваций
Всовременных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходитсясталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные сизобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным».Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем.Многие считают, что инновации — это прерогатива высокотехнологичных компаний,но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любойобласти человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означаетданное понятие в научно-деловом мире.
Понятие«инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов,мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:
1.использование новой техники, новых технологических процессов или новогорыночного обеспечения производства;
2.внедрение продукции с новыми свойствами;
3.использование нового сырья;
4.изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5.появление новых рынков сбыта.
Уже вначале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теорияэкономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описалинновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию,как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых илиусовершенствованных решений технического, технологического, организационногохарактера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.
П. Друкерподразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, спомощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый видбизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачейруководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основнымифункциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговойдеятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос онеобходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически вовсех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, чтоинновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит отудачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можноосвоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередьуправленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться натехнологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений –«компьютер это идиот» — подразумевает необходимость использовать технику какинструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены. Б. Твисспонимает под инновацией процесс передачи научного или технического знаниянепосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь вносителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только послеувязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [12, c.170].
Законодательнозакрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация –конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виденового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:
- научно-техническая новизна
- проявление творческой деятельности
- достижение целевой эффективности
- возможность коммерческой реализации.
На рисунке 1представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация».
/>
Рис. 1различные подходы к определению «инновация» [11, c.175]
Такжеследует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечтоновое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное напредыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякийсмысл без контекста конкретного предприятия или организации, где онаосуществляется.
Innovation(лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, впереводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение,новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все жепытаются найти смысловые различия (рис.2).
/>
Рис. 2Взаимосвязь понятий
Например,Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество –это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработокили экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ееэффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов,товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научныхподходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшествоиспользуется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качествои становится инновацией [5, с.229].
Инновацииразличаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеютсвои особенности разработки, реализации и распространения, требуютспецифических подходов к управлению, соответствующих структур инновационнойдеятельности, ее методов и стилей.
Типологияинноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и дляпрактики управления инновациями.
На основеизучения и анализа различных видов классификаций понятия «инновация»,предлагаемых многими авторами была сформирована следующая таблица (табл.1).
Таблица 1
Классификацияинноваций по различным признакам
Вид инновации Характеристика По широте воздействия инноваци
национальные
— отраслевые
— локальные
Характерны для определенных стран, национальностей
Имеют практическую значимость и новизну в определенной отрасли
Инновации в конкретной сфере (например, в производстве) По сфере деятельности
— экологические
— технико-технологические
— экономические
— организационные
— управленческие
— социальные
проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду
приводят на рынке к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования
Вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства
это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;
целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач
проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени Технологические инновации делятся на:
Продуктовые
Процессные
позволяют создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования
позволяют использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов По уровню новизны: или в зависимости от глубины вносимых изменений
Радикальные или базисные
Улучшающие
Псевдоинновации или модификационные (частные).
Относятся к принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов
Касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения
Несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т.п.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия По распространенности
— единичные
— диффузные
Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно значимые
распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
Инновациинаправлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместес тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов илиповышение эффективности отдельных производственных подразделений, либоповышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества иполучения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успехинновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционированияпредприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических,технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложноспрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация – этоновшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения егоэффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественнойпотребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует пониматьопределенный экономический, производственный, социальный, экологический и инойрезультат, ожидаемый от внедрения новшества.
2.Инновационная политика в реализации инновационного
развития предприятия
Необходимость внедрения инновационных проектов требует отпредприятий формирования инновационной политики, позволяющей согласовыватьинтересы всех участников инновационного процесса, которая должна отвечатьследующим требованиям[9,c.20]:
- по отношению к потребителям — обеспечение высокой чувствительностик состоянию и изменению рыночной ситуации;
- по отношению к конкурентам — ориентация на активные действия;
- по отношению к участникам инновационного процесса — соблюдениебаланса интересов предприятия, региона, государства и работника;
- по отношению в человеку — обеспечение социальной направленности вдеятельности и её результатов. Это: производство экологически чистой продукции,ужесточение экологических стандартов, защита прав потребителей, созданиекомфортных условий труда, раскрытие потенциала каждого сотрудника.
Под инновационнойполитикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер вобласти инновационного развития предприятия в соответствии с поставленной цельюи стратегий.
В любой организации следует различать внешнюю и внутреннююинновационную политику. Внешняя инновационная политика представляет собой общуюлинию поведения организации на рынке, ведущая к повышению уровня её развития иопределяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешнейсредой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняяинновационная политика является процессом регулирования поведения персонала,нацеленного на инновационный тип развития. Она определяется системойменеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководствомпо выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке иисполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно активныхотношений между сотрудниками в организации [7,c.156].
Инновационнаяполитика обеспечивает интеграцию всех структур (НИОКР, маркетинг, финансы) дляосуществления эффективного процесса внедрения новшеств.
Главнаязадача – это достижение поставленных на более высоком уровне управления целей иреализация стратегии.
Основнаяцель инновационной политики промышленного предприятия состоит в созданииусловий, обеспечивающих инновационное саморазвитие компании, повышениеэффективности производства и рост конкурентоспособности в долгосрочнойперспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной политикизаключаются в: обосновании приоритетов и направлений инновационного развития;грамотной организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективноевзаимодействие всех субъектов инновационной деятельности; оценке инновационногопотенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе иреализации инновационных проектов, оказывающих влияние на повышениеконкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития;концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики;реализации других мероприятий.
Косновным принципам инновационной политики следует отнести: соответствиетребованиям рынка, доминирование стратегических параметров, комплексность,непрерывность, адаптивность, поисковую активность, многовариантность,эффективность и учёт неопределённости.
Политикуразвития промышленного предприятия можно разделить на инновационную инеинновационную. По характеру развития инновационную политику делят на:политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКРсвязана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная,политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающейнаукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведенийотносится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки(политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовойимитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийногопреодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологическойсвязанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранениятехнологических позиций). Инновационная политика промышленного предприятияпредставляет собой совокупность принципов, целей, задач, экономических,правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления,направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентировинновационного развития для повышения конкурентоспособности и ростаэффективности промышленного производства.
Дляреализации эффективной инновационной политики следует ответить на вопрос: чемобусловлена восприимчивость предприятия к инновациям?
Проанализировавразличные типологии, автор диссертации разработал системную классификациюфакторов, определяющих инновационную активность промышленного предприятия (рис. 3).
Даннаяклассификация учитывает следующие реалии инновационного развития: комплексноевоздействие на организацию внутренних и внешних факторов; концепциюМ. Портера, предполагающую переход от стадии «факторы производства» и«инвестиции» к стадии «инновации»; появление разноотраслевых инноваций,сопровождающихся переходом от доминирующих технических к информационнымнововведениям; возникновение инноваций на основе менеджмента знаний.
/>
Рис.3Система факторов инновационного развития предприятия [12]
Средиглавных факторов, сдерживающих инновационную деятельность промышленныхпредприятий, выделяют нехватку собственных денежных средств. Второе и третьеместо делят между собой высокая стоимость нововведений и недостаток финансовойподдержки со стороны государства. Четвертое место стабильно приходится нанизкий инновационный потенциал, а пятое занимает высокий экономический риск.
Как мы уже отметили,инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собойсовокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма напроизводство новых видов продукта и технологий.
Цельюинновационной политики предприятия является разработка непосредственноинновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическуюцелесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, торазработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическимирекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденнымиприказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.
Однакопрежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятияпроанализируйте следующие факторы: состояние рынка, в том числе финансовогорынка в целом и по его звеньям; место предприятия на рынке, объем реализациитоваров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов; экономическоеположение предприятия, его финансовое состояние; сочетание собственных и чужихресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства(кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит,займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга;льготы, получаемые от государства (если таковые есть); условия страхования иполучения гарантий от некоммерческих рисков.
Разработкаинновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложныйпроцесс, который включает в себя три основных аспекта [9, c.29]:
1. Выборнаправления инновационной политики. На данном этапе задача состоит в том, чтобыпроанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке испрогнозировать возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, чтоздесь в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основаннуюна жизненном опыте. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативныецели, которые предполагается реализовать.
Существуюти более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационнойполитики как таковой. Они будут рассмотрены нами ниже.
2.Стратегическое планирование инноваций. На этом этапе необхолимо разработатьварианты альтернативных путей и средств достижения выбранных на предыдущемэтапе целей. Затем путем сравнения и оценки необходимо отбросить все лишниеварианты и выработать окончательную стратегию. Эта стратегия должна описыватьобщее направление поиска и развития нововведения, способы достижения целиинновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом,конечным результатом стратегического планирования является созданиенепосредственно инновационного проекта.
3.Оперативное планирование инновации. Здесь инновационный проект разбивается наотдельные этапы. В составе полученных этапов необходимо запланировать отдельныемероприятия, целью которых является реализация разработанной стратегии. Каждоемероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количествоисполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результатеоперативного планирования разрабатывается подробный последовательный план действийпо осуществлению инновации.
Как мы ужеговорили, существует несколько методов выбора направления инновационнойполитики[4, c.57]:
1. Методнаписания сценариев. Данный метод заключается в подготовке детального планаосуществления инновации. Собственно говоря, сценарий – это логическая иправдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написаниясценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала необходимоподобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов ивыявления их возможных последствий. Далее необходимо сформировать специальныевопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, исвести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо можносоздать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, изаписать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволитопределить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для ихдостижения. Достоинством данного метода является то, что специалист,занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущуюситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легкомог бы упустить.
2. Методигр. Игра представляет собой особый вид моделирования ситуации с любым числомучастников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, иподчиняется набору определенных правил.
Дляпринятия инновационных решений используются стратегические игры, в т.ч.деловые. Стратегические игры – это конфликтные игры, в которых конфликтнаяситуация возникает при столкновении интересов двух и более участниковэкономической системы. Здесь система поведения – стратегия – участников игры втой или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых имирешений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являютсяразновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лицхозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, послекаждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решенийпретерпевает изменения.
В процессеигры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученныхрезультатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатываетсяинновационная политика.
3. МетодДельфи. Представляет собой метод прогноза возможных будущих событий, прикотором проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет длявыяснения их мнения. В данном случае необходимо обеспечить экспертовнеобходимой информацией и исключить непосредственное общение между членамигруппы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публичновысказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д.Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров,результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, чтопозволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. Припроведении каждого последующего тура участникам опроса предлагаютдополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки.В итоге это приводит к сужению диапазона оценок.
Далеесоставляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предысториипроблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария –формулировка основной цели, которая служит основанием для составления такназываемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечиваетувязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и даетвозможность провести некоторую количественную оценку их важности.
3.Государственное регулирование инвестиционной деятельности в
РФ
В настоящее время большое внимание уделяется вопросаминвестиционной политики как на макро -, так и на микроуровне. Государственнаяинвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условийдля инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулируетего развитие.
Государственное регулирование инвестиционной деятельностиосуществляется путем про ведения инвестиционной политики, направленной насоциально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечиваетсягосударственными органами управления РФ, республик в составе РФ, органамиместного самоуправления в пределах их компетенции
Инвестиционная политика государства – это совокупностьмероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностьюс целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса[6, c.72].
Основной целью инвестиционной политики государства являетсясоздание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса.
Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:
1)поддержка (стимулирование)отдельных отраслей экономики.
2)обеспечениесбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.
3)достижениеконкурентоспособной отечественной продукции.
4)реализация социальных и экологическихпрограмм (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).
5)регулирование занятостинаселения.
6)обеспечениеобороноспособности и безопасности государства.
Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечениемаксимальной эффективности инвестиционных вложений.
Государстводля выполнения своих функций регулирования экономики использует какэкономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействияна инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировкисоответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведенияопределенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственногорегулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнестигосударственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности,лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управлениегосударственными предприятиями и государственной собственностью,распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается винвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по родусвоей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, внаукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционныйпроцесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными идорогостоящими.
Рассмотрим более подробно некоторые стороны прямого методагосударственного регулирования инвестиционной деятельности.
Формы деятельности органов государственной власти в областипрямого регулирования инвестиций заключаются в следующем [16]:
1) выделение средств на капитальные вложения из государственногобюджета;
2) на практике в качестве прямого регулирующего воздействия наинвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций,субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей,производств;
3) государственное воздействие на инвестирование выражается ипутем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационнойполитики;
4) разработка (формирования) и реализация федеральных программ;
5) разработка и проведение единой государственнойнаучно-технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов,налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставкибанковского кредита.
Важным методом прямого государственного регулированияинвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственныхнорм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимоот формы собственности.
Методом государственного регулирования инвестиционной деятельностиявляется экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизыи утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.
Государственные инвестиции направлены на решение стратегическихзадач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера,поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности.Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабестраны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальныйпрогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективностииспользования государственных инвестиций [14, c.34].
Косвенныеметоды государственного регулирования предполагают только экономическиесредства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструментыбюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционногопроцесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определеннымдействиям, направленным на решения задач государственной инвестиционнойполитики.
В настоящее время действует целый ряд федеральных целевыхпрограмм. Первые федеральные целевые программы появились в 1993 году, их числос каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимыхинвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на ихосуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизернуючасть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мергосударственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетныхнаправлений использования инвестиций, исключающее распыление государственныхсредств.
Особое внимание сейчас уделяется национальным проектам. Ониосуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем еепрезидента, в более короткий период времени, чем требуется на реализациюфедеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектногофинансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозногопланирования, отчетности и контроля.
Масштабные инвестиции в рамках национальных проектов необходимонаправлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, насоздание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на повышениеконкурентоспособности существующих предприятий на обеспечение достойных условийжизни и труда населения.
Эффективность государственной инвестиционной политики зависит нетолько от общего объема инвестиций, а от того, в какие именно отрасли былинаправлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политикагосударства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционнойдеятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционногопроцесса.
Благоприятныеусловия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем[16]:
- совершенствования системы налогов, механизма начисленияамортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальныхналоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготныхусловий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащихзаконодательству Российской Федерации;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетныхисточников финансирования жилищного строительства и строительства объектовсоциально-культурного на-
- создания и развития сети информационно-аналитических центров,осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценоксубъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлениикредитования;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпамиинфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционнойдеятельности собственных инвестиционных фондов.
Дляуспешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкойстратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу.Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы приопределении направлений и пропорций распределения бюджетных средств,привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционныхпроектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение сучетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития,организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использованияинвестиционного потенциала.
Механизм государственного регулирования инвестиционныхпроцессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействиягосударства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политикиможно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические иинституциональные [10, c.326].
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющиеобщеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку,темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мербюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры,воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли:налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционныхпрограмм частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционнойполитики, объединения предпринимателей, информационные системы.
В настоящее время существуют функции государственного регулирования икоординации инвестиционной деятельности на территории Российской Федерацииразмыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которыхреализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям.
Так, в результате анализа соответствующих действующих законодательных иподзаконных актов, появляется возможность выделить следующие блоки функций,осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне всфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции:
- государственной легализации и регистрацииинвестиций и субъектов инвестиционной деятельности;
- общеэкономического и внешнеторговогогосударственного регулирования;
- финансово-кредитного и валютногорегулирования контроля в инвестиционной деятельности;
- фискально-налогового государственногорегулирования инвестиционной деятельности;
- государственного регулированияинвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации.
Существенный канал влияния государства на инвестиционнуюситуацию в стране – инвестиции естественных монополий, как частных, так игосударственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулируетцену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование ценытребует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса.Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическимиусловиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктурызадаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретныеинвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственныхорганах и одобряются государством [10, c.327].
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях переходнойэкономики кредитно-денежные инструменты выполняют двоякую функцию:регулирования деятельности кредитных институтов, денежного рынка и экономики вцелом с целью достижения финансовой стабилизации, с одной стороны, истимулирования инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики,отраслях и регионах – с другой. Избежать такой двойственности, дажепротиворечивости, на переломных этапах экономического развития не удавалось ниодной стране. А потому проблема сводится к нахождению разумного соотношениямежду этими началами (или приоритетами антикризисной политики) с учетомскладывающихся в данный момент социально-экономических реалий.
Возможно, расширению масштабов и совершенствованиюмеханизма кредитного финансирования инвестиций в условиях кризиса российскойэкономики способствовало бы также создание государственного банка, функциейкоторого должно стать исключительно льготное кредитование инвестиций вприоритетные направления.
В заключение нужноотметить, что российская законодательная база еще достаточно несовершенна инедостаточна для нормального и устойчивого протекания процесса инвестиционнойдеятельности.
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельностидолжны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут бытьисключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены намаксимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности.
Для устойчивого функционирования экономики государства необходимастабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестицийподнятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А дляпривлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здоровогоинвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играютздесь одну из ключевых ролей.
Из всего вышесказанного следует, чтоинвестирование экономики процесс на данном этапе развития России неизбежный.Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов ииностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимопривлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику РоссийскойФедерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу,регулирующую инвестиционный процесс в России.
Заключение
Наука доказала, а передовая зарубежная иотечественная практика подтвердила, что сегодня основополагающими факторамиразвития любой хозяйственной системы являются инновационные, в числе которых –системная техника нового типа, новые технологии, новая организация труда ипроизводства, новая мотивационная система, предпринимательство. Это теинновационные компоненты, которые в комплексе в состоянии преобразоватьпроизводственную сферу, обновляя производственный аппарат, подготавливая ипобуждая человека эффективно его использовать.
Научно-техническийпрогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономическогоразвития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается спонятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американскийэкономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку,технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в полученииновшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации,охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена,потребления.
Инновационность– особое направление, обеспечивающее эффективное функционирование реальнойэкономики.
Преимущественноеиспользование совокупности инновационных факторов в развитии экономики любогохозяйственного образования и составляет сущность перевода ее на качественноновый тип развития, позволяющий ей приобретать важнейшие свойства в рыночнойсреде – экономическую устойчивость и конкурентоспособность.
В интересахразвития инновационной экономики государство должно выработать и реализоватьсоответствующую стратегию, которая была бы направлена на содействие структурнымпреобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевойзависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономическогороста.
Переход наинновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентовхозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики.
Инновационныйпроцесс и состояние экономики в значительной степени зависят от государственнойполитики, поэтому одной из основных частей экономической политики государстваявляется инновационная и инвестиционная политика, которая является важнымрычагом воздействия на ускорение научно-технического прогресса, активноеразвитие трансферт-технологий, темпы объема производства, изменение структурыобщественного производства, предпринимательскую деятельность субъектовхозяйствования, решение социальных проблем и целенаправленную координациюэкономического развития страны.
Список использованной литературы
1. БулатовА. Экономика. – М.: КНОРУС, 2005.
2. ЕлизаровЮ.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Дело», 2006.
3. ЗайцевН.Л. Экономика организаций. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
4. ИльенковаС.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, 2007.
5. КалининаА.Э. Экономика фирмы. – Волгоград: Издательство ВГУ, 2004.
6. КорчагинЮ.А. Инвестиции: теория и практика-Ростов н/д Феникс, 2008.
7. КушлинВ.И., Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебникдля вузов. Изд.3 доп. и перераб. – М.: Изд. РАГС, 2006 г.
8. ЛюбушинН.П. Экономика организации: учебник. – М.: КНОРУС, 2006.
9. МорозовЮ.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
10. НестероваА.Д. Государственное регулирование экономики. – М.: «Деловой мир», 2005.
11. СафроновН. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – М.: изд-во «Магистр»,2009.
12. КарлейМ.В. Формирование сбалансированной инновационной политики промышленногопредприятия. – Автореф.на соис.уч.степени канд.эк.наук. – Новосибирск, 2006.
13. ЧечевицынаЛ.Н. Экономика фирмы. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
14. МасленниковН., Беляков С. И др. Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики, 2006.
15. ТернавскийА.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструментгосударственной инвестиционной политики // Финансы. – 2007. — № 11.
16. МолчановЕ.П. Государственное регулирование инвестиционной деятельности [Электронныйресурс]. – Режим доступа: conf.bstu.ru/conf/docs/0033/0773.doc.