Реферат по предмету "Психология"


Психологическая структура олигофрении

Учреждение образования
«Белорусский государственныйпедагогический университет
имени Максима Танка»
Институт повышения квалификации ипереподготовки кадров
Факультет переподготовки специалистовобразования
Кафедра педагогики и психологиинепрерывного образования
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРАОЛИГОФРЕНИИ»
Минск, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ
ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОЛИГОФРЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
 
Определение понятия «умственная отсталость» имеет нетолько теоретическое, но и практическое значение.
Теоретическоезначение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокомупониманию сущности аномального психического развития детей.
Нарушения иособенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.
Для умственноотсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ идетских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а втак называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определенияпонятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определениебудет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенкаследует отнести к числу умственно отсталых.
Если ребенок,который не является умственно отсталым, но только некоторыми своимиособенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишаетсясвоевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особойшколе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелуюпсихическую травму не только ребенку, но и его родителям.
Но не менеетяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен кчислу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числехронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работекласса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но инедисциплинированными.
Причинойумственной отсталости является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие,болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенкаприводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторыхслучаях таких тяжелых последствий может и не быть.
В жизни мывстречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтомувозникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение вмассовой школе. Указанное впечатление может производить, например, глухонемойребенок. Глухонемой ребенок, если он не был в специальном детском саду, кначалу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своемуумственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым?Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний «отстал по умственномуразвитию» и «умственно отсталый ребенок», это далеко не одно и то же.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
 
Олигофренопсихология (от греч. Oligos – немногий, незначительный, phren – ум) – раздел специальной психологии, изучающийпсихическое развитие и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формаминедоразвитости мозга. Олигофренопсихология выявляет причины их умственнойотсталости (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы),изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта(дебилы – легкая степень отсталости, имбецилы – средняя, идиоты – глубокая),способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах[1; 216 с.].
Психология умственно отсталых детей —одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамикупознавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного ишкольного возрастов.
Умственно отсталым называют такогоребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельностивследствие органических повреждений головного мозга.
Начиная с XVIII в. внимание такихпсихиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственногоразвития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связиинтеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями иоценке глубины этих нарушений.
С середины XIX в., когда во многихевропейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопросвыявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьныхзнаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем ипсихологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов ишкол, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающиепрограмму общеобразовательного обучения.
В отечественной науке рассмотрениеразличных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формыврожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего(прогредиентного) характера началось несколько позже — в начале XX в. и сталопредметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимои др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиямиЛ.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов,педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователейвыдающегося психолога.
Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательныхшкол встречаются дети, нервно-психические особенности которых являются причинойотставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д.Ушинский. Педагоги ипсихологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости.Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалосьнаправлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в1908— 1910 гг.
В середине XIX в. врачи сталиотделять умственно отсталых детей от других пациентов психиатрических больниц.По мере попыток их воспитания и обучения накапливались сведения об особенностяхих психической деятельности. В 1915— 1916 гг. вышел из печати первый в Россиифундаментальный труд Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания.Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в немматериалы, полученные зарубежными и отечественными исследователями, высказалряд интересных и продуктивных положений относительно познавательных процессов иличностных особенностей умственно отсталых детей. К их числу относятсяутверждения о возможности развития умственно отсталых детей, об общностизаконов, по которым осуществляется развитие нормального и аномального ребенка.
Важной вехой следует считать открытиев 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальныхшкол и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилиямолодых талантливых ученых. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большоевлияние на развитие и обшей и специальной психологии в России. Им былсформулирован ряд важнейших теоретических положений, к которым относятсяследующие:
о системности строения психикичеловека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяетфункционирование всей системы;
об актуальной и ближайшей зонахразвития ребенка;
об идентичности факторов,обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
о первичных и вторичных отклонениях вразвитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционнойпедагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
о коллективе как факторе развитиявысших психических функций ребенка;
об изменении соотношения интеллекта иаффекта при умственной отсталости;
о важности раннегокоррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.
В начале 1930-х гг. Л. В. Занковразрабатывал теоретические основы специальной психологии и предпринялразноплановое изучение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовалобщее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие.Позднее ученый осуществил исследование мышления и речи этих детей, а такжепровел лонгитюдинальное изучение индивидуальных и типологических особенностейучащихся специальной школы и остро поставил вопрос о необходимости разработкипроблемы дифференциальной диагностики. Затем его внимание привлеклапсихолого-педагогическая проблема взаимодействия слова и средств наглядностипри организации процесса обучения умственно отсталых детей, исследованиекоторой нашло свое отражение не только в его научных статьях и книгах, но и впрограммах, учебниках, методических пособиях.
Л.В.Занковым была написана первая вистории послереволюционной России книга, в которой были широко использованыматериалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очерки психологииумственно отсталого ребенка» (1935). Несколько позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный учебник по психологии умственно отсталых детей длястудентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Л. В. Занковнаписал также статью о памяти в сборник «Умственно отсталый ребенок» (1935),изданный под редакцией Л.С.Выготского и И. И. Данюшевского и сыгравший большуюроль в становлении в России специальной психологии [2; с. 24].
ПОНЯТИЕ ОЛИГОФРЕНИИ
 
К олигофрениям относятразличные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного враннем детстве недоразвития психики, характеризующегося преобладаниеминтеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. Психическоенедоразвитие при олигофрении носит диффузный, тотальный характер, причемнедоразвитие в первую очередь касается наиболее дифференцированных функциймозга (филогенетически и онтогенетически более молодых), в то время какэлементарные функции относительно более сохранены.
Наряду со слабостьюмышления у некоторых больных, выраженной чрезвычайно резко, у большинства лиц,страдающих олигофренией, наблюдается недоразвитие органов чувств, внутреннихорганов, аномалии развития: незаращение мягкого или твердого неба, дефектыстроения черепа, кожных покровов, недоразвитие моторики и т.д. [3; с. 342]
При олигофрении отмечаетсянедостаточная сформированность, как фонетико-фонематической, так илексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительночаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушениязвукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетическихпроцессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия ианализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и синертностью психических процессов.
При олигофрении также имеют местонедостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение егораспределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти.В запоминаемом материале ребенок не может выделить существенное и установитьлогические связи в сюжете. Характерным для олигофрении проявлениемпреимущественного недоразвития наиболее молодых и специфически человеческихфункций является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, ипрежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психическойдеятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкойдифференцированной моторики. Это определяет основную специфику дефекта приолигофрении — тотальность и иерархичность [4].
 
ФОРМЫОЛИГОФРЕНИИ
 
Выделяется несколько клинических формолигофрении, дифференциация которых основывается как на этиологических, так ина клинико-патогенетических принципах. В дефектологии наибольшеераспространение имеет классификация М.С. Певзнер, согласно которой выделяетсяпять основных форм олигофрении: неосложненная; осложненная нарушенияминейродинамики по типу повышенной возбудимости либо тормозимости; осложненнаянарушениями различных анализаторных систем (зрения, слуха, опорно-двигательногоаппарата, речи); олигофрения с психопато-подобными формами поведения;олигофрения с выраженной лобной недостаточностью:
Среди клинических классификацийолигофрении большое место занимают этиологические, т. е. выделение различных ееформ в зависимости от причины. Для клинической диагностики важное значениеимеет выделение среди всех форм олигофрении специфических синдромов экзогенногоили наследственного генеза, при которых характерны своеобразные сочетанияинтеллектуального дефекта с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями,пороками развития внутренних органов, различными аномалиями в строении лица,черепа, конечностей, эндокринной и неврологической патологией. Для врача преждевсего важно выделить формы олигофрении, при которых интеллектуальный дефектявляется основной составной частью или следствием различных заболеваний нервнойсистемы и аномалий ее развития различного этиопатогенеза. Педагогу ивоспитателю необходимы основные современные представления об этих формахолигофрении для правильного понимания клинического диагноза, клинического исоциального прогноза и профориентации. Среди этих форм олигофрении особо важноезначение имеют генетически обусловленные заболевания ЦНС. В настоящее времяизвестно несколько сот наследственных болезней, сопровождающихсяинтеллектуальным дефектом. Кроме того, ежегодно описывается более десяти новыхформ генетических заболеваний, сочетающихся с умственной отсталостью.
В последние годы доказанапреобладающая частота наследственных форм умственной отсталости и предлагаетсяследующая их классификация: хромосомные, обусловленные изменением числа илиструктуры хромосом; моногенные, возникающие в связи с изменениями в одном гене;синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования. Допускается,что среди последних определенную роль в их возникновении могут игратьмультифакториальные воздействия, включающие как генетические факторы, так инеблагоприятные влияния окружающей среды.
При анализе причин умственнойотсталости, сочетающейся с множественными врожденными пороками развития, важноразличать понятия врожденной и наследственной патологии. Следует иметь в виду,что к врожденным порокам относятся не только проявления наследственныхзаболеваний, но и любые другие аномалии, проявляющиеся при рождении, причинойкоторых могут быть вредные факторы среды, воздействующие на плод в критическиепериоды развития его мозга и тех или иных органов и систем организма. К такимфакторам относятся гипоксия (кислородное голодание) плода, алкоголизм матери впервые месяцы беременности, вирусные заболевания, особенно краснуха беременныхв первом триместре беременности, применение лекарственных препаратов стератогенными (т. е. вызывающими уродства) свойствами и другие факторы. Подвлиянием всех этих и многих других внешних факторов возникают экзогенные формыолигофрении. Однако, как уже отмечалось выше, наиболее частыми формамиумственной отсталости являются генетические [2; с. 67].
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОЛИГОФРЕНИИ
В зависимости отэтиологических факторов, вызвавших олигофрении, последние подразделяют нанедифференцированные олигофрении, в формировании которых принимают участиеразличные факторы, а также диффиренцированные олигофрении определеннойэтиологии. В зависимости от степени олигофрении выделяют идиотию, имбецильностьи дебильность.
Идиотия — наиболее глубокая степеньолигофрении. Идиотию подразделяют на абсолютную, типичную и легкую.
При абсолютной идиотиинаряду с вегетативным образом жизни имеется инстинкт самосохранения. Притипичной идиотии имеют место ощущения и физические чувства, однако они нетрансформируются в восприятия, эмоциональные реакции определяются инстинктами,речь ограничивается криком или нечленораздельными звуками. При легких формахидиотии (переходные состояния от идиотии к имбецильности) больные произносятотдельные слова, и даже короткие фразы.
Реакция лиц, страдающихидиотией, на окружающее либо отсутствует, либо резко повышена. В последнемслучае больной реагирует на все раздражители окружающего мира, причем вниманиеего не задерживается ни на одном из них. Речь окружающих больные не понимают,кажущееся понимание речи связано больше с интонацией, чем с действительнымвосприятием смысла сказанного.
Эмоциональные реакциисвязаны с общим самочувствием, а также с удовлетворением своих потребностей ивыражаются в чувстве удовольствия или неудовольствия. Положительные эмоциивыражаются или визгом или криком, или же гримасой смеха и лишь иногда улыбкой.Неудовольствие проявляется обычно резко выраженным возбуждением, появлениемаффекта, гнева, агрессивностью со склонностью к разрушению и нанесению себеповреждений.
Моторика у лиц,страдающих идиотией, своеобразная: больные неуклюжи, движения их угловаты,нередко стереотипны, сложные движения им недоступны. Больные не могут обслужитьсебя: их обычно приходится кормить, одевать. Часто отмечаются непроизвольныемочеиспускания и дефекация. Сексуальные тенденции обычно проявляются в видеонанизма.
Имбецильность. Психика имбецилов более сложна, чемпсихика идиотов. Реакции на окружающее более разнообразные, живые идифференцированные. Имбецилам доступны общие представления и даже накоплениенекоторого житейского опыта. В отличие от идиотов у имбецилов речь болееразвита. Имеется определенный словарный запас, состоящий из наиболее обиходныхслов и выражений. Словарный запас имбецилов беден, однако он колеблется взависимости от выраженности имбецильности. Отвлеченные понятия для имбециловнедоступны, мышление их конкретно, способности к обобщению отсутствуют.Имбецилам свойственны дефекты произношения в виде шепелявости, косноязычия,недостаточной артикуляции. Страдающие имбецильностью склонны проявлять низшиеэмоции. У большинства наблюдается привязанность к определенным лицам. Имбецилыспособны к приобретению несложных трудовых навыков, однако работают по шаблонуи нуждаются в постоянном руководстве. Некоторые могут обучиться чтению, письму,овладеть порядковым счетом, однако отвлеченный счет представляет для нихбольшую трудность. Суждения больных крайне примитивны, однако сознание своейличности более или менее развито.
У одних имбециловотмечаются вялость, застенчивость, нерешительность, у других – синтонность,приветливость, дружелюбие, у третьих – вспыльчивость, злобность, стремление кагрессии.
Дебильность — наиболее легкая степеньолигофрении, при которой при невозможности образования абстрактных понятийнаблюдается способность к обобщению опыта. Дебилы обнаруживают полнуюнеспособность ориентироваться в сложной ситуации, где необходим творческийподход для ее разрешения или оценки. 
Возможно приобретениедостаточного запаса знаний при хорошем внимании и хорошей механической памяти,а также способность к элементарным формам обобщения (часто по внешнему илислучайному признаку). Речь дебилов бедна.
Наряду с дебиламизастенчивыми и неуверенными в себе часто наблюдаются дебилы с высокимсамомнением и недостаточной критичностью к своим возможностям. Деление дебиловна торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретических (возбудимых,раздражительных, злобных) в известной степени условно [3; с. 342].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можносделать выводы:
1.        Изучениемпсихического развития и возможностей его коррекции у людей с тяжелыми формаминедоразвития мозга занимается раздел специальной психологии –Олигофренопсихология.
2.        Умственноотсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушениепознавательной деятельности вследствие органических повреждений головногомозга.
3.        Начиная с XVIIIв. внимание таких психиатров, как Ж. Эски-роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине,Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженныхнарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была вопределении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическимизаболеваниями и оценке глубины этих нарушений.
4.        В отечественнойнауке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничениеолигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевныхзаболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось несколькопозже — в начале XX в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине(И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг.XX в. усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей,психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудахучеников и последователей выдающегося психолога.
5.        К олигофрениямотносят различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного илиприобретенного в раннем детстве недоразвития психики, характеризующегосяпреобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности.
6.        Вдефектологии наибольшее распространение имеет классификация М. С. Певзнер,согласно которой выделяется пять основных форм олигофрении: неосложненная;осложненная нарушениями нейродинамики по типу повышенной возбудимости либотормозимости; осложненная нарушениями различных анализаторных систем (зрения,слуха, опорно-двигательного аппарата, речи); олигофрения с психопато-подобнымиформами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью:
7.        В зависимости отстепени олигофрении выделяют идиотию, имбецильность и дебильность. Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении. Имбецильность. Психикаимбецилов более сложна, чем психика идиотов. Дебильность — наиболеелегкая степень олигофрении, при которой при невозможности образованияабстрактных понятий наблюдается способность к обобщению опыта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Краткийпсихологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1995. -431 с.
2.        ПетроваВ.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М.: Флинта:Московский психолого-социальный институт, 1998.- 104с.
3.        Справочникневропатолога и психиатра/Под общ. редакцией Н.И. Гращенкова, А.В. Снежневского.- М.: Издательство «Медицина», 1989. – 558 с.
4.        Материалыс сайта www.eti-deti.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Практическое задание по инновационному менеджменту
Реферат Предпосылки возникновения стратегического управления
Реферат Система управления как объект исследования
Реферат Пути повышение рентабельности предприятия
Реферат Рекомендации по совершенствованию системы управления
Реферат Древняя римская мифология
Реферат Проектирование рабочего места руководителя
Реферат Разработка и обоснование реализации инновационного проекта
Реферат Рационализация обслуживания рабочих мест
Реферат Учет материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, основных средств и нематериальных активов.
Реферат Роль и место менеджмента в управлении рисками
Реферат Социально-психологические проблемы управления
Реферат Сбыт
Реферат Руководство в организации, отношение руководителя к подчинённым
Реферат Свободные экономические зоны в России