Реферат по предмету "Экономика"


Инновации на промышленных предприятиях

/>Оглавление
Введение… 2
1.Понятие «инновация» и «инновационная деятельность»… 5
1.1 Сущность термина«инновация»… 5
1.2 Виды инновационнойдеятельности… 8
1.3 Инновационный процесс… 9
2.Подготовка нового производства на предприятии… 11
2.1 Опытно-конструкторскиеработы… 11
2.2 Внедрение инновационныхразработок… 15
2.3 Показатели эффективностивнедрения новых технологий… 17
3.Инновационная деятельность на ООО «Рестан»… 21
3.1 Разработка инновационногопроекта и его характеристика… 21
3.2 Оценка и выборинновационного проекта фирмой… 24
Литература… 28

/>Введение
Научно-технический прогресс,признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития,все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятиеминновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономистДжеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику,экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества ипростирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, такимобразом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Принято считать, что понятие«нововведение» является русским вариантом английского слова innovation.Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашемпонимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новыйпорядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русскоесловосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означаетпроцесс использования новшества (инновации).
Поэтому участники рыночныхотношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, дляобеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязанысамостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническуюполитику.
Научно-техническая политикапредприятия подчинена достижению его главной цели: максимально полноеудовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемойпродукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство содновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической и т.д.)как в изготовлении, так и в потреблении.
Под инновацией (нововведением)обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результатепроведенного научного исследования или сделанного открытия, качественноотличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высокимтехнологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услугипо сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всемновшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научноисследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям,обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практическойреализации.
Процесс инновационногоуправления необходимо рассматривать с позиций конкретного предприятия,осуществляющего хозяйственную деятельность во взаимодействии с поставщикамиисходного сырья и материалов, конкурентами, торговыми и сбытовыми посредниками,потребителями и т.п. в конкретных экономических, политических, правовых,социальных, демографических, экологических и пр. условиях.
В данной работе будетрассмотрена деятельность ООО «Рестан», предприятия производящего хлебобулочныеизделия в г. Санкт-Петербург.
Целью данной курсовой работыявляется рассмотрение сущности инновационной деятельности на данном предприятиив контексте мирового экономического развития.
Структура курсовой работыобуславливается целями и задачами исследования. Состоит из введения, трех глав,заключения, и списка использованной литературы. Первые две главы составляюттеоретическую часть работы. В третьей главе представлен инновационный проект поорганизации автоматизированной линии по производству хлебобулочных изделии;комплексная характеристика нововведения, исследование потенциальныхвозможностей фирмы как организационно-правовой формы осуществления инноваций,организация процесса выбора инновации фирмой, оценка эффективности инновационногопредложения.
Общий объем курсовой работысоставляет 30 страниц.

/>1. Понятие «инновация» и«инновационная деятельность»
 
1.1 Сущность термина «инновация»
В русском языке термин«инновация» означает буквальное прочтение английского слова innovationили немецкого Innovatiotionen, перевод которого обычно приводится какнововведение. Например, В. Даль в «Толковом словаре» определял нововведение каквведение новизны.
Термин «инновация» в экономикебыл впервые предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определилего как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении вразвитии:
1) использование новой техники,технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новымисвойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организациипроизводства и его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
В проекте закона РФ от 07.05.97«Об инновационной деятельности и инновационной политике в Российской Федерации»приведено следующее определение: «Инновация (нововведение) — использование втой или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической)деятельности, направленных на совершенствование процесса или его результатов.Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым,социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферамдеятельности общества». В более позднем проекте закона, доработанного в 1998г., определение изменяется: «Инновация (нововведение) — конечный результатинновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового илиусовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация — продукт),нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого впрактической деятельности (инновация — процесс)».
Интересное, на наш взгляд,определение «инновации» приводит П. Друкер: «Инновация — это разработка ивнедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые,известные элементы придадут новые очертания экономике данного бизнеса». ДалееП. Друкер поясняет: «Инновация — это не изобретение и не открытие. Хотя и то идругое может иногда потребоваться. Но она фокусируется не на знаниях, а наэффективности, а в бизнесе — на экономической эффективности. Ее сущность скорееконцептуального характера, чем технического или научного». Из приведенных вышеопределений можно заключить, что понятие «инновация» охватывает практически всесферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так иорганизационную или процессную составляющие. Технологическая инновация включаетв себя несколько типов, один из которых — продуктовая инновация, охватывающаявнедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. В литературеможно найти следующие критерии классификации инноваций:
— по предметно-содержательнойструктуре;
— по назначению;
— по факторам общественногопроизводства;
— по уровню разработки и распространения;
— по новизне;
— по сферам разработки иприменению;
— по происхождению;
— по инновационному потенциалу;
— по этапам жизненного цикла идлительности.[1]
Такая классификация наиболееполно отражает все многообразие инноваций, но для определения сферы действияинноваций ее сложно применить. Поэтому, рассматривая «инновацию» каккоммерциализацию чего-то нового, можно выделить следующие составляющие:
— Т (technology) — новаятехнология;
— A (application) — новоеприложение в форме новых товаров, услуг или процессов;
— М (market) — новый рынок илирыночный сегмент;
— О (organization) — новаяорганизационная форма или новый подход к менеджменту.
Таким образом, любой инновацииприсущ, по крайней мере, один из следующих аспектов:
— технологический;
— прикладной;
— рыночного сегментирования илигруппирования потребителей.
Приведенный выше примерпоказывает, как связаны рынки с организационными достижениями, технологией и еенепосредственным применением. Отметим тот факт, что фактически прямойзависимости между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками,между рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, междувнешними и внутренними организационными структурами и технологией нет. Тем неменее, эти четыре координаты косвенно зависят друг от друга, например,определенная технология имеет ограниченное число приложений.[2]
Таким образом, инновация можетбыть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения,разработки новых рынков или применения новых организационных форм. Вбольшинстве случаев это комбинация множества факторов, которые вводятся какодновременно, так и последовательно. Поэтому инновация — не изолированное событие,а скорее цепь последовательных превращений, состоящая из серии событий. Поэтомупри анализе инновации трудно уловить момент, когда данная инновация точнопоявилась, или установить единственную верную причину инновации.
/>1.2 Виды инновационнойдеятельности
Анализ современной инновационнойпроблематики позволяет выделить три основных вида инновационной деятельности.
1. Инновация продукции какпроцесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающийвыживаемость фирмы, увеличение ее прибыли, расширение доли на рынке, сохранениеклиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, созданиеновых рабочих мест и т.д.
2. Инновация технологии какпроцесс обновления производственного потенциала, направленный на повышениепроизводительности труда и экономию энергии и сырья, что в свою очередь даетвозможность увеличить прибыль, усовершенствовать технику безопасности, провестимероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменныеинформационные системы.
3. Социальные инновации какобщий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Инновациитакого рода расширяют возможности на рынке рабочей силы, снижают зависимость отслучайных колебаний на рынке труда, мобилизуют персонал на достижение фирменныхцелей, укрепляют доверие к социальным обязательствам предприятия передсотрудниками и обществом в целом. Между видами инноваций существует теснаявзаимосвязь. Так, инновация в области продукции может повлиять на процесс еепроизводства и организацию сбыта или потребовать специальной подготовки частиперсонала.[3]
/>1.3 Инновационный процесс
Распространение нововведений,как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логические формыинновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простоймежорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИПпредполагает создание и использование новшества внутри одной и той жеорганизации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарнойформы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшествовыступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процессаозначает отделение функции создателя и производителя новшества от функции егопотребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новыхпроизводителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, чтоспособствует через взаимную конкуренцию совершенствовании потребительскихсвойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процессадействуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель, (создатель) ипотребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологическийпроцесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одномхозяйствующем субъекте.[4]
Простой инновационный процесспереходит в две фазы: 1) создание новшества и его распределение; 2) диффузиянововведения. Первая фаза последовательные этапы научных исследований,опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта,организация коммерческого производства. В первой фазе еще не реализуетсяполезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется междупроизводителями нововведения (НВ), а также между производителями ипотребителями.
Распространение инновации — этоинформационный процесс форма и скорость которого зависят от мощностейкоммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующимисубъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты действующие в реальной экономическойсреде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инновационных технологий иразную способность к их усвоению.
Диффузия инновации — процесс,посредством которого нововведение передается по коммуникационным между членамисоциальной системы во времени, нововведениями могут быть идеи, предметы,технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего действующегосубъекта. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной ииспользованной инновации в новых условиях или местах применения. В результатедиффузии возрастает число, как производителей, так и потребителей.[5]
 

2. Подготовка нового производства на предприятии
 
/>2.1 Опытно-конструкторскиеработы
Опытно-конструкторские работы —разработка и совершенствование технологических процессов, чертежей на основноеизделие; технологическая оснастка, нестандартное оборудование; устройства длятехнического контроля качества и испытаний продукции, укупорки, укладки илирасчаливания ее на платформах транспортных средств. Конструкторскаядокументация на товарную (основную) продукцию может быть полученапредприятием-производителем от разработчика или разработана им самим.
На этой стадии проводятсяэкспериментальные работы — изготовление макетов, моделей, проверка работыотдельных составных частей технологической оснастки и нестандартногооборудования.
Стадия опытно-конструкторскихработ играет значительную роль в формировании технического уровня будущейпродукции. Здесь закладываются основные технические параметры и конструкторскиерешения новой техники, недостатки которых трудно, а подчас невозможнокомпенсировать на последующих стадиях.
Технологическая документация (натехнологические процессы технологические условия, производственные инструкции,чертеж на технологическое оснащение и нестандартное оборудование др.), какправило, разрабатываются технологическими службами предприятия — изготовителяпродукции.
При опытно-конструкторскихработах разрабатывается конструкторская документация: техническое предложение,эскизный проект, технический проект, рабочая конструкторская документация. ОКРпроводятся также для создания технологического оборудования, нужного дляизготовления опытных образцов и партий изделий. Разработка изделия завершаетсяпосле устранения недоработок по замечаниям приемочной комиссии и утвержденияакта приемки опытного образца, партии. В состав приемочной комиссии могутвходить представители организации-разработчика, организации-производителя и организации-потребителя.Создание новых конструкций базируется на результатах анализа спроса на новуютехнику, в которых сформулированы требования потребителей к техническимпараметрам изделия, их экономичности.[6]
Разработка конструкции изделиясостоит из следующих этапов:
— выполнение необходимыхрасчетов;
— экспериментальные работы;
— проектирование,конструирование;
— изготовление опытных образцов;
— корректировка конструкторскойдокументации по результатам сдачи приемочной комиссии опытного образца(партии), установочной серии, головной (контрольной) серии.
После этого разрабатываетсятехнология производства, что включает:
— создание документации натехнологические процессы;
— проектирование и изготовлениеспециального технологического оборудования и оснастки.
Следующий этап — постановкановой техники на производство;
— поставка;
— монтаж;
— наладка средств техническогооснащения производства
— приемочные испытания серийнойи массовой продукции.
На каждой стадии опытно –конструкторских работ выполняются следующие работы: научно-исследовательские(теоретические и экспериментальные); расчетные, проектные, экономические. Онимогут выполняться на конкретных стадиях, могут повторяться на несколькихстадиях, отличаясь содержанием. Так, экономические расчеты необходимы на всехстадиях, но выполняются они с различной степенью детализации и уточняются.[7]
Порядок разработки и утверждениятехнических заданий, испытаний опытных образцов, проведения приемочныхиспытаний серийной и массовой продукции; функций заказчиков, разработчиков,изготовителей и потребителе новой техники регламентируются соответствующимистандартами и методическими материалами.
На крупных машиностроительныхпредприятиях с массовым и крупносерийным производством опытно – конструкторскиеработы происходят в экспериментальном цехе или опытном производстве.Технологическая подготовка осуществляется в цехах.
На предприятиях с единичным имелкосерийны производством применяется децентрализованная ил смешанная системаподготовки производства. Одни подразделения занимаются конструированием изделийдругие — технологической подготовкой. Как правило, на небольших предприятияхконструкторская и технологическая подготовка сосредоточена в технически отделе,который подчиняется главному инженеру.
План подготовки производствасоставляется на основе объемных и трудовых нормативов и включает переченьобъектов подготовки, объемы работ, сроки и выполнения по стадиям и этапам,конечные и важнейшие промежуточные результаты, длительность подготовки, сметузатрат.
Содержание и объем работконструкторской подготовки производства зависят от вида разрабатываемыхизделий, их новизны и сложности.
Конструкторская подготовкапроизводства включает процессы формирования комплекса инженерно-техническихрешений по объектам производства, обеспечивающих готовность производства коперативному освоению к стабильному выпуску новых изделий. Она состоит из:инженерного прогнозирования; параметрической оптимизации объектов производства;опытно-конструкторских работ с использованием ФСА; обеспеченияпроизводственной, эксплуатационной технологичности конструкции изделия.
В процессеопытно-конструкторских работ материализуются идеи конструктора в опытныхобразцах, которые будут доведены до промышленного производства.[8]
Обеспечение технологичностиконструкции необходимо для достижения требуемого качества производимой продукции.Отработка конструкции на технологичность осуществляется разработчикамиконструкторской и технологической документации, предприятием-изготовителем изаказчиком, Для оценки технологичности конструкции применяются следующиепоказатели:
— трудоемкость изготовленияизделия, которая измеряется в нормо-часах;
— удельная материалоемкостьизделия, определявшая как отношение расхода материала на одно изделие квеличине полезного эффекта.
Эти показатели сравниваются сустановленными стандартами.
При конструировании с помощьюЭВМ выполняются четыре этапа: поиск принципиальных решений, разработкаэскизного варианта конструкции, уточнение я доработка конструкции, разработкарабочих чертежей.
Технологическая подготовкапредставляет собой совокупность мероприятий по обеспечению технологическойготовности производства. Технологическая готовность производства означаетналичие полных комплектов конструкторской и технологической документации,технологического оснащения для выпуска запланированного объема продукции с учетомустановленных технико-экономических показателей.
Это важно для обеспечениявысокого уровня стандартизации, унификации технологических процессов ихэлементов, снижения трудоемкости и сокращения сроков подготовки производства.
Технологические процессы делятсяна типовые и перспективные.
Для типового технологическогопроцесса характерно единство содержания и последовательность большинстватехнологических операций и переходов для группы изделий с общимиконструкторскими принципами. Перспективный технологический процесс предполагаетопережение или соответствие прогрессивному мировому уровню развития технологиипроизводства.[9]
/>2.2 Внедрение инновационныхразработок
Научные разработки и технологии,полученные на стадии опытно-конструкторских работ внедряются на стадиипроизводства технологического оснащения и нестандартного оборудования. Откачества и надежности изготовления этих средств оснащения зависит качествоизготовления деталей, узлов и агрегатов конечной продукции.
Уровень подготовки производствановой продукции зависит многих факторов — технических, экономических,организационных и социальных.
К техническим факторам относятся— разработка и внедрение новых и стандартных технологических процессов,использование стандартизированных и унифицированных средств технологическогооснащения; применение системы автоматизированного проектирования (САПР)технологической оснастки; применение автоматизированной системы управленияпроизводством, станков с ЧПУ, прогрессивных режимов механической и термическойобработки деталей; использование прогрессивных технологических приемовобработки (порошковая металлургия, электрофизические, электрохимические идругие методы), внедрение прогрессивных заготовок, полученных методами точного литья,штамповки в закрытых штампах, фасонных профилей проката и др.) для снижениятрудоемкости механической обработки и материалоемкости продукции; улучшениеметрологического обеспечения; применение средств активного и объективноготехнического контроля качества; автоматизация контроля за выполнением сетевыхграфиков проектирования и производства средств технологического оснащения.[10]
Экономические факторы включаютпоэтапное опережающее финансирование работ технологической подготовки производства,доставление льготных кредитов, создание фонда стимулирования освоения(постановки на производство) новой техники.
К организационным факторамотносят развитие и углубление специализации производства; аттестацию качестватехнологических процессов и изготовленных средств технологического оснащения, нестандартногооборудования по результатам качества опытного образца или первой промышленной партииизделий основного производства; улучшение организации вспомогательного производствасовершенствование взаимоотношений между вспомогательным и основнымпроизводством; расширение внутризаводского, межзаводского, внутриотраслевогокооперирования.
Социальные факторы — этоповышение квалификации исполнителей; механизация и автоматизация производственныхи вспомогательных операций для улучшения условий труда, развитие социальнойсферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.
Подготовка производства можетпотребовать технического перевооружения, реконструкции и расширения отдельныхпроизводственных участков, а также модернизации оборудования. Все сказанноепозволяет заключить, что конструкторская, технологическая подготовка имероприятия по внедрению научных разработок на производство составляют основунаучно-технического прогресса на предприятии.[11]
/>2.3 Показателиэффективности внедрения новых технологий
Принципиальные отличияинновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются втом, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники итехнологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта исложившихся тенденций. Для такого анализа характерно применение ретроспективнойкорреляции между итогами хозяйственной деятельности и издержками. Характернымиподходами являются: комплексный экономический анализ эффективностихозяйственной деятельности, анализ технико-организационного уровняпроизводства, анализ использования производственных ресурсов и анализвзаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.
Для анализа инновационнойдеятельности предприятия необходим анализ-прогноз будущих факторов успеха вусловиях неопределенности и обоснование затрат будущего периода. В отличие отдетерминированных экономических процессов текущего производства процессывнедрения новой техники и технологии с их последующей коммерциализацией имеютстохастический характер. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить наоснове методов прогнозирования, методов экспертных оценок, множественного регрессионногоанализа, а также ситуационного и имитационного моделирования.[12]
Показатели технического уровняновшества
В условиях рыночной экономикианализ эффективности инновационной деятельности усложняется, приобретаямногоступенчатый и многостадийный характер. На первом этапе анализаэффективности новой техники и технологии следует применять традиционныеобобщающие и частные показатели технического уровня и эффективности новойтехники и технологии.
Для успешной реализацииновшества необходимо выбрать адекватное технологическое решение исоответствующий уровень организации и производственного аппарата. Анализ уровняприменяемой техники и технологии требует исследования не только новизны иприоритетности, но и таких важных свойств, как способность к адаптации в ужеимеющихся условиях, способность к переналаживанию производственного аппарата.Особо следует выделить такое свойство техники, технологии и организации, какгибкость.
В условиях расширяющегосярыночного пространства, множественной диверсификации усиливаются темпыобновления, и увеличивается разнообразие видов продукции и применяемых для ихпроизводства техники и технологии. В производстве одновременно оказываютсятовары, техника и технология на разных стадиях жизненного цикла, принадлежащиек разным моделям и поколениям. В связи с этим резко возрастает изменчивостьтехнологии и необходимость приспособления производственного аппарата к этимизменениям.
Растет необходимостьспециальными приемами увеличить эффект «приживаемости» новых технологическихрешений к уже существующим производственным условиям. Система «техника —технология — продукт» конструируется по специальным методикам на основе такназываемой встроенной гетерогенности, т.е. умелого сочетания по функциональнымпризнакам фрагментов вновь разработанных технологических решений с ужеимеющимися производственными процессами.[13]
Показатели технического уровняпроизводства
Методологически следуетразличать показатели экономической эффективности повышениятехнико-организационного уровня и показатели самого уровня, т.е. состояниятехники, технологии, организации, управления и НИОКР. Повышениетехнико-организационного уровня производства в конечном итоге проявляется вуровне использования основных элементов производственного процесса: труда,средств труда и предметов труда. Вот почему такие экономические показатели, какпроизводительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемостьоборотных средств, отражающие интенсивность использования производственныхресурсов, являются показателями экономической эффективности повышения уровняприменяемой новой техники и технологии. Вышеуказанные показатели(производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и оборачиваемостиоборотных средств) называются частными показателями интенсификации. Их анализследует производить по факторам технико-организационного уровня. Наряду счастными показателями используются и обобщающие.
Все обобщающие показатели,характеризующие повышение экономической эффективности мероприятий потехническому и организационному развитию, объединяются в следующие группы:
— приращение производительноститруда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;
— приращение материалоотдачи(снижение материалоемкости), относительное отклонение в затратах материальныхресурсов;
— приращение фондоотдачи(снижение фондоемкости) основных производственных фондов, относительноеотклонение основных производственных фондов;
— приращение скорости оборотаоборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание)оборотных средств;
— приращение объема выпуска продукцииза счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовыхресурсов;
— приращение прибыли илисебестоимости продукции;
— приращение показателейфинансового состояния и платежеспособности предприятия.[14]
Предлагаемая система показателейэкономической эффективности новой техники едина для всех отраслей материальногопроизводства. Методика анализа дана в Методических рекомендациях по комплекснойоценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-техническогопрогресса.

/>3. Инновационнаядеятельность на ООО «Рестан»
 
/>3.1 Разработкаинновационного проекта и его характеристика
ООО «Рестан» работает нароссийском рынке уже 4 года. За это время предприятие успело встать на ноги изанять свою нишу на рынке. То, что фирма выжила в острой конкурентной борьбе,говорит о серьезности, и конкурентоспособности предприятия. Тем не менее, нарынок пытаются выйти все новые и новые фирмы и поэтому конкуренция оченьбольшая.
Внедрение новшеств на ООО«Рестан» обусловлено:
— ростом объёма производствафирм, использующих новые технологии;
— заинтересованностью ООО«Рестан» в развертывании массового производства конкурентоспособной продукции.
Таким образом, руководство фирмыдля обеспечения более конкурентоспособной позиции на рынке, подошло к идеереализации инновационного проекта, который получив свое развитие сможетобеспечить фирму необходимой долей рынка и увеличить прибыль.
Инновационное предложение.
Создание производственной линии,предназначенной для производства хлеба высшего сорта.
Инновация.
На базе уже существующейхлебопекарни, выпускающей стандартную для России хлебобулочную продукцию,организовать выпуск широкого ассортимента хлебобулочных изделий по немецкойтехнологии на немецком оборудовании.
Вид инновации — технологический.
Описание продукции.
Хлебопекарня производитпродукцию из пшеничной и ржаной муки. Виды изделий: «Багет простой», «Багет сотрубями», «формовой». «Ржаной формовой». «Ржаной круглый», «Булочка простая»,«Булочка с кунжутом», «Булочка с маком», «Бублик», «Плетенка с маком»,«Плетенка с изюмом», «Плетенка с корицей». Всего: 5 видов пшеничного хлеба, 2вида ржаного хлеба, 9 видов булочек.
Оборудование.
Оборудование поставляется изГермании фирмой «WERNER» является уникальным для России, обладает «ноу-хау» иимеет конкурентные преимущества высокого порядка, преодоление которых дляконкурентов является сложной проблемой. Оборудование: 2 печки, 1 большойделитель для батонов, 1 малый делитель для булочек. 2 тестомесителя. 1раскаточная.
Организационно-юридическаясторона предприятия.
Данное производствопредполагается на основе созданного 4 года назад ООО «Рестан».
Общий объем ресурсов.
Общий объем ресурсов составляет100 тыс. руб.
Требуемый объем инвестиции.
Требуемый объем инвестиций 200тыс. руб.
Срок окупаемости.
При условии начала промышленногопроизводства срок окупаемости равен 12 месяцев.
Форма участия инвестора.
Для реализации проекта наиболеепредпочтительны: инвестиционный кредит или коммерческий кредит.
Создание и реализация данногопроекта включает следующие этапы: лицензия, техническая подготовка производства,производство, сбыт, потребление.
Техническая подготовкапроизводства предусматривает использование освободившейся территории ООО «Рестан»(за счет продажи старого оборудования) для установки нового оборудования(расчет затрат на покупку и установку приводится ниже).
Методическими рекомендациями пооценке эффективности инновационных проектов к их отбору для финансированияустановлены следующие основные финансово-экономические показателиинновационного предложения.
1. Единовременные затраты
2. Текущие затраты
3. Поступления
V = Выручка — Текущие затраты
4. Доход Р = V — С,
где V — поступления, С — затраты.
5. Доходность (Рентабельность)
R = V/C
6. Относительная доходностьпроектов
r = R/TЧ100%, где
Т — период реализации инновации.
Инвестиционный проектреализуется в течение одного года и характеризуется следующими показателями.1 Стоимость строительно-монтажных работ, млн. руб 10 2 Стоимость оборудования, млн.руб. 22,5 3 Норма амортизации в % 10 4 Стоимость материалов производственные нужды 47,25 5 Стоимость энергии на производственные нужды 4 6 Арендная плата 14,58 7 3/пл производственным работникам 35 8 3/пл строительным рабочим 10 9 Отчисления на соц.страх 18 10 Накладные расходы 120 11 Выручка 480
На основе этих данных можнопровести следующие вычисления:
С = 10 + 22,5 + 10 + 18 = 60.5 тыс.руб.
Z = 47,25 + 4 + 2,25 + 14,58 +35 + 18 + 120 = 241,08 тыс. руб.
V = 480 -241,08 = 238,92 тыс. руб.
Р = 238.92 — 60.5 = 178.42 тыс. руб.
R = 238,92 / 60.5 = 3.95 руб. нарубль затрат
г = (3.95 /1 год)100% = 395%годовых
/>3.2 Оценка и выборинновационного проекта фирмой
ООО «Рестан» для отбора имеетпортфель проектов (всего 2). Располагаемая мощность по объему собственныхпроектов на текущий год составляет 100 тыс. руб. ООО «Рестан» пригласилочетырех экспертов способных оценить эти проекты. Для анализа портфеля и отборапроектов включаемых в план текущего года выделены критерии с соответствующимиконкретными значениями (по итогам анализа и экспертизы.
Первый проект описывается вначале этой главы. Второй проект представляет из себя следующее. Пекарнепредлагается используя свое собственное старое оборудование, производить ту жепродукцию, которую она производила раньше. Это: батоны, рогалики и пита.Поставка сырья обеспечивается по контракту с подмосковными совхозами (ранее неимеющими никаких контактов с пекарней). Общие затраты фирмы на осуществлениепроекта составят около 90 тыс. руб. + 200 тыс. руб. кредит.
Для оценки проектов быливыделены 10-ть критериев, объединенных в пять групп. Принятым критериям придананеодинаковая значимость (в числовом выражении от 1 до 0.3).Группы критериев Наименования критериев Относительная значимость 1. Цели, стратегия, политика, ценности Совместимость проекта с текущей стратегией фирмы и долгосрочным планом I Отношение фирмы к риску и совместимость с этим проекта 1 II. Комерческ. Вероятность коммерческого успеха 0,8 III. Научно-технические критерии Вероятность технического успеха 0,7 патентоспособность 0,7 IV. Экономические Прибыльность. 0,6 Стоимость и время разработки проекта 0,5 V. Производственные Потребность в дополнительных мощностях 0,4 Издержки производства с учетом возможных вредных воздействий производственного процесса 0,3
Была определена средняяарифметическая бальная оценка проектов по установленным критериям. Затем быларассчитана интегральная бальная оценка с учетом весов критериев.
Определение интегральной оценкии приоритета проекта.№п/п Принятая относит. значимость критерия Ср. арифметические оценки проектов Ср. арифметические оценки проектов с учетом значимости критериев 1 2 1 2 1 1 99 0,5 1 0,5 2 1 8 7 8 7 3 0,8 5,5 4,5 4,4 3,6 4 0,8 7 6,5 5,6 5,2 5 0,7 8 8,25 5,4 5,8 6 0,7 3 3,5 2,1 2,45 7 0,6 10 9 6 5,4 8 0,5 8 7 4 3,5 9 0,4 9,5 9,75 3,8 3,9 10 0,3 9 8,25 2,7 2,48 Интегральная оценка проектов с учетом значимости критериев 69 63,75 43 39,83 Приоритетность проектов 1 2 1 2
Итак, на основе проделанныхвычислений можно сделать вывод, что наиболее приоритетен 1-й проект.
Финансово-экономическиепоказатели оценки инновационного предложения.
1. Доход
Р = V — С, где
V — поступления:
С — затраты.Проекты Поступления, тыс.руб. Затраты тыс.руб. 1 480 300 2 450 290
Доход 1 = 480 — 300 = 180 тыс.руб.
Доход 2 = 450 — 290 = 160 тыс.руб.
2. Доходность (Рентабельность)R=V/CПроекты Поступления тыс. руб. Затраты тыс. руб. Рентабельность, на 1 руб. инвестиции 1 480 300 1,6 2 450 290 1,55
Проект 1 с точки зренияинвестора более привлекателен.
3. Относительная доходностьпроектов
г = К/ТЧ100%, где Т – периодреализации инновации.Проекты Поступления тыс. руб. Затраты тыс. руб. Срок реализации, лет 1 480 300 1 2 450 290 1,5
Проект 1 = (1,6 /1)Ч100% = 160%
Проект 2 = (1,55 / 1,5)Ч100% = 103%
Итак, проект 1 болеепредпочтителен, чем проект 2.
Выводы ипредложения.
В последние десятилетия XX векав промышленно развитых странах мира произошли коренные изменения в соотношениифакторов экономического роста. На первое место выходят инновационные, их доляувеличилась с 20% до 60% в настоящее время, и существующие тенденциисохраняются, что ставит отечественных товаропроизводителей перед необходимостьюперехода на инновационный путь развития.
Проблема изучения ииспользования опыта высокоразвитых стран в области организации труда иподготовки кадров в условиях инновационного процесса может показаться, напервый взгляд чужой и надуманной в применении к экономике государства,находящейся в глубоком кризисе. Вроде бы, нужно сначала остановить спадпроизводства, восстановить хозяйственные связи, стабилизировать кредитно-финансовуюсферу, а уже потом думать об инновациях. В действительности выход из кризисавозможен при максимальной активизации инновационной деятельности предприятия.Если разработка и коммерческая реализация новых технических идей требуетвысокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работникаи всего коллектива в целом, то переориентация всей работы предприятия на новыеконкурентоспособные виды товаров и услуг, завоевание новых рынков сбытапродукции в современных условиях невозможны без серьезного анализаинновационного проекта.
Для поиска вариантовинновационного развития предприятий, реализация которых приводит к формированиюновых рынков требуется: продажа новых товаров существующим группампотребителей, разработка и реализация новых товаров, реализация новых товаровновым группам потребителей, на новых рынках, диверсификация производства исбыта, целесообразно использовать нетрадиционные методы, основанные на анализенаправлений и темпов развития НТП и вызванных ими изменений в действияхфакторов внешней среды предпринимательской (хозяйственной) деятельности ивнутренней среды конкурентного хозяйствующего субъекта. В данной курсовойработе представлена разработка инновационного предложения. Дана комплекснаяхарактеристика нововведения, описан процесс выбора инновации фирмой. На основеэтой работы можно попытаться реализовать эту инновацию и внедрить ее впроизводство.

/>Литература
Исследования и обобщающие работы
1. Экономика предприятия// под ред. Сафронова Н.А. М., 2003.
2. Экономика предприятия// под ред. Семенова В.М. М., 2001.
3. Экономика предприятия//под ред. Швайцера М. М., 2004.
4. Экономика предприятия// под ред. Горфинкеля В.Я.,Швандара В.А. М., 2006.
Периодические издания
1. Алексеев П.В. Инновационное управлении предприятием//Проблемы теории и практики управления 1994, №3
2. Гаузнер Н., Иванов Н. Инновационная стадия развитияпредприятий// Эко 2003, №2
3. Гурков И. Конкурентоспособность и инновационость российскихпредприятий// Вопросы экономики 2005, №2
4. Маусов Н. Инновационная стратегии предприятия// Проблемытеории и практики управления 1994, №5
5. Николаев А. Инновационное развитие предприятий// Проблемытеории и практики управления 2001, №5
6. Спивак В.И. Инновационная деятельность промышленныхпредприятий//Инновации 2001 №5-6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.