Реферат по предмету "Экономика"


Значение, задачи, источники информации для анализа производства и реализации продукции

Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………..………стр.3.
ГЛАВА I.Методика анализа объёма производства и реализации
продукции…………………………………………………………………………………………..…стр.4.
1.1.      Экономическоесодержание и значение анализа объема
производстваи реализации продукции…………………………………………….……стр.4.
1.2.Анализ динамики производства и реализации продукции……………….стр.6.
1.3.Методика анализа ассортимента и структуры продукции………………… стр.8.
1.4.Методика анализа качества произведенной продукции………………….стр.11.
1.5.Методика анализа ритмичности работы предприятия…………………… стр.13.
ГЛАВА II.Факторы и резервы объема производства и реализации
продукции…………………………………………………………………………………………… стр.16.
2.1.Факторы увеличения объёма производства и реализации
продукции…………………………………………………………………………………..……….стр.16.
2.2.Резервы увеличения производства и реализации продукции…………стр.19.
Списокиспользованной литературы……………………………………………….…… стр.22.
Введение
     Основной задачей промышленныхпредприятий является наиболее полное обеспечение спроса населениявысококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции,повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль ирентабельность предприятия.
     Объем производства и реализованнойпродукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели,характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен дляустановления нормированных статей затрат – расходов на рекламу,представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
     По своему экономическому содержаниюобъем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результатработы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степеньучастия в удовлетворении потребностей рынка.

ГЛАВА I.Методика анализа объема производства и реализации продукции.
 
1.1. Экономическоесодержание и значение анализа объема производства и реализации  продукции.
     Информационнойбазой для анализа объемов производства и реализации продукции может быть:
1.   Статистическиепоказатели (приложение к балансу – форма № 4, «движение готовых изделий, ихотгрузка и реализация» – форма №16);
2.   Оперативныеотчеты;
3.   Планы-графикипроизводства;
4.   Планыэкономического и социального развития предприятия;
5.   Различныевиды сопроводительной документации.
     Анализработы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпускапродукции.
/>

Основныезадачи:
1.   Оценкаобъема, качества, динамики, структуры продукции;
2.   Проверкасбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценкареальности и напряженности производственных показателей;
3.   Выявлениевлияния отдельных факторов на конечный результат;
4.   Разработкарекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.
     Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
     Валоваяпродукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненныхработ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых идействующих ценах.
     Товарнаяпродукция – отличается от валовой тем, что в нее не включаютсяостатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своемусоставу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нетвнутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
     Объемреализации продукции определяется или по отгрузке продукциипокупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановыхи действующих  ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретаетпервостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном междупроизводством  и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос нанее на рынке, зависит и объем производства.
     Важноезначение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральныепоказатели объемов производства и реализации продукции (Штуки, метры, тонныи т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукциипо отдельным видам и группам однородной продукции.
     Условно-натуральныепоказатели, как и стоимостные применяются для обобщенной характеристикиобъемов производства продукции.
     Нормативныетрудозатраты  используются также для обобщенной оценки объемов выпускапродукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства непредставляется возможным использовать натуральные или условные измерители.
    Прианализе объема продаж продукции используются следующие измерители:
1.   Абсолютные:
·    Натуральные
·    Стоимостные
·    Трудовые
2.   Относительные:
·    Проценты
·    Коэффициенты
·    Сотыедоли
·    идругие показатели, которые предприятие изберет.
     Готоваяпродукция может быть реализована по:
1.   оптовымценам;
2.   розничнымценам;
3.   договорнымценам.
Оптовыецены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок сучетом местонахождения данного предприятия.
Вусловиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли-продажи:
1.   базиснаяцена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качествопродукции, т.е. она согласовывается на уровне купли-продажи между поставщиком ипотребителем.
2.   Фактурнаяцена – условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта.
·    EXWORK – продавец дает правопокупателю распоряжаться продукцией на своем складе.
·    FOB – товар будет поставлятьсянепосредственно покупателю за счет поставщика до места нахождения.
·    CAF – условия, когда продавецоплачивает расходы до места назначения.
CIF = CAF + страховой взнос.
3.   Мироваяцен – определяется уровнем цен экспортеров или уровнем цен на аукционах,уровнем цен ведущих фирм.
1.2. Анализ динамикипроизводства и реализации продукции.
Анализначинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисныхи цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объемпроизводства и реализации за определенное количество лет. Если темпы ростапроизводства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуето накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия инеоплаченной покупателями.
Среднегодовойтемп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитатьпо среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
      Для наглядности динамика товарной иваловой продукции может быть изображена с помощью графиков, в виде столбчатых иполосовых диаграмм.
     Оперативный анализ производства иотгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаютсяплановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту,качеству, а также отклонение от плана.
     Анализ реализации продукции тесносвязан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшениемвыручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренциипредприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спадпроизводства.
     Особо важное значение дляпредприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственныхнужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату,льготы по налогам, кредитам и т.п.
     В процессе анализа определяетсявыполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом попредприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняютсяпричины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнениюдоговорных обязательств.
     Процент выполнения договорныхобязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузкипо договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн)на плановый объем (ОПпл):
Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл
     Недопоставка продукции отрицательновлияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работуторговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнениеобязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
     При анализе товарной  продукцииустанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции.
1.3. Методика анализа ассортимента иструктуры продукции.
     Номенклатура – это перечень наименований изделий и ихкодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийскомкодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.
     Ассортимент  — перечень наименований продукции суказанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:
1.   Полный;
2.   групповой;
3.   внутригрупповой.
     При формированииассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, содной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболееэффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических,финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Системаформирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Ø     определениетекущих и перспективных потребностей покупателей:
Ø   оценку уровняконкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;
Ø   изучение жизненногоцикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, болеесовершенных видов продукции и изъятие из производственной программы моральноустаревших и экономически неэффективных изделий;
Ø  оценку экономическойэффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
     Основнымипричинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
Ø Внутренние причины:
-    недостатки ворганизации производства;
-    плохое техническоесостояние оборудования;
-    простои;
-    аварии;
-    недостаток средств;
-    недостатки в системеуправления и материального стимулирования.
Ø Внешние причины:
-    конъюнктура рынка;
-    изменение спроса наотдельные виды продукции;
-    состояние материально-техническогообеспечения;
-    несвоевременный вводв действие производственных мощностей предприятия по независимым от негопричинам.
     Оценка выполненияплана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименногокоэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпускапродукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановыйвыпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотреннаяпланом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
     Увеличение объемапроизводства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукцииприводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общемих выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить вфактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
     Изменениеструктуры производства оказывает большое влияние на все  экономическиепоказатели:
Ø объем выпуска встоимостной оценке;
Ø материалоемкость;
Ø себестоимостьтоварной продукции;
Ø прибыль;
Ø рентабельность.
     Если увеличиваетсяудельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостномвыражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли приувеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшениидоли низко рентабельной продукции.
     Расчет влиянияструктуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвестиспособом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всехфакторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = Vпл *УД пл *Ц пл
ВП усл1 = Vф *УД пл *Ц пл
ВП усл2 = Vф *УД ф *Ц пл
ВП ф = Vф *УД ф *Ц ф
DВПDV= ВП усл1 – ВП пл
DВП DУД= ВП усл2 – ВП усл1
DВП DЦ= ВП ф – ВП усл2
DВП = DВП DV+ DВП DУД  + DВП DЦ= ВП ф – ВП пл
     Также расчет можнопроизвести способом абсолютных разниц:
ВП = V*УД *Ц
DВП DV= DV*УД *Цпл
DВП DУД  =Vф*DУД *Цпл
DВП DЦ =Vф  *УДф *DЦ
DВПDV+ DВП DУД+ DВП DЦ= DВП,
где DВП – изменение валовойпродукции,
      DV– изменение объема производства,
      DЦ– изменение цены напродукцию.
     Расчет влиянияструктурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выраженииможно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукцияоднородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная  цена прифактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между нимиумножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральномвыражении.
     Косвеннымпоказателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый инеисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленныйпотребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции,уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли ирентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме иудельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
     Затем изучаютсяпричины понижения качества и допущенного брака продукции по местам ихвозникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по ихустранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохоекачество сырья, низкий уровень технологии и организации производства,квалификация рабочих, аритмичность производства и др.
1.4. Методикаанализа качества произведенной продукции.
     Важным показателемдеятельности промышленных предприятий является качество продукции. Егоповышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций нарынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса напродукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и засчет более высоких цен.
     Качествопродукции – понятие, которое характеризует параметрические,эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойстваизделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
     Обобщающиепоказатели  характеризуют качество всей произведенной продукции независимоот ее вида и назначения:
Ø удельный вес новойпродукции в общем ее выпуске;
Ø удельный веспродукции высшей категории качества;
Ø средневзвешенный баллпродукции;
Ø средний коэффициентсортности;
Ø удельный весаттестованной и неатестованной продукции;
Ø удельный вессертифицированной продукции;
Ø удельный веспродукции, соответствующей мировым стандартам;
Ø удельный весэкспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные(единичные) показатели-  качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
Ø полезность (жирностьмолока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктахпитания);
Ø надежность(долговечность, безотказность в работе);
Ø технологичность, т.е.эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
Ø эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественнуюпродукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный весзарекламированной продукции, потери от брака и др.
     Одна из задачанализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по ихуровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качествапродукции.
     По продукции,качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доляпродукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, среднийкоэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждогосорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамикикачества – с данными прошлых периодов.
     Среднийкоэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количествапродукции I сорта к общему количеству; отношениемстоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.
     Еще одной задачейанализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работыпредприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):
DТП = (Ц1 – Ц0) *К1,
DВ = (Ц1 – Ц0) *VРП,
DП = [(Ц1 – Ц0) *VРП1] – [(С1 – С0) *VРП1],
где  Ц0 и Ц1 –соответственно цена изделия до и после изменения качества;
       С0 и С1– соответственно уровень себестоимости изделия до и после
                         изменениякачества;
                 К1 – количество произведенной продукцииповышенного качества;
            VРП1-  объем реализации продукции повышенного качества.
     Если предприятиевыпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, товначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена исредневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведеннымалгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции,выручку и прибыль от ее реализации.
     Стандартизация– деятельность по установлению норм, правил, характеристик. Используют ГОСТы,ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержаттребования по которым осуществляется сертификация.
     Сертификация– деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленнымтребованиям. Существуют общие правила по проведению сертификации. Послепроведения сертификации выдается сертификат (документ соответствиятребованиям).
     Стандартысертификатов следующие:
1.   ИСО 9000 – содержитописание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции какна стадии разработки, так и изготовления;
2.   БИП – бездефективноеизготовление продукции;
3.   КСУКП – комплекснаясистема управления качеством продукции. Анализ качества по этой системеосуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знакомкачества, а потом определяется продукция по категориям:
Ø продукция 1-йкатегории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
Ø продукция 2-йкатегории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировымстандартам. Продукция  оцениваемая по 2-й категории подлежит снятию спроизводства;
Ø Там где продукция неоценивается по категориям качества, используется категория сортности.
4.  Сортность – тожехарактеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортностииспользуют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждаяуровень качества.
1.5. Методикаанализа ритмичности работы предприятия.
     При изучениидеятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализациипродукции.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции всоответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
     Длякрупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерноговыпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.
     Анализрассматривает скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много:несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования(поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровеньпроизводственной и технологической дисциплины.
     Ритмичная работаявляется основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.Неритмичность ухудшает все экономические показатели:
Ø снижается качествопродукции;
Ø увеличивается объемнезавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции наскладах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;
Ø не выполняютсяпоставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузкупродукции;
Ø несвоевременнопоступает выручка;
Ø перерасходуется фондзаработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои,а в конце за сверхурочные работы.
Все это приводит кповышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшениюфинансового состояния предприятия.
     Для оценкивыполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
     Прямыепоказатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициентаритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) кмесячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц кквартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал кгодовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первуюдекаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
     Косвенныепоказатели ритмичности -  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоевпо вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов занедопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативныхостатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
     Коэффициентритмичности– определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждыйпериод, но не более планового их уровня.
     Коэффициентвариации– определяется как отношение среднеквадратического отклонения от плановогозадания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному,среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
σ‗  ∑ ( x-x)² ‗   ∑  ∆x²  .  
             ⁿ                    ⁿ       
DХ2 –квадратическое отклонение от среднедекадного задания;
n– число суммируемых плановых заданий;
х –среднедекадное задание по графику.
    Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности – как суммаположительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждыйдень (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем вышепоказатель аритмичности.
    Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукциипо декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности.Для этого относительное изменение объема производства продукции по даннойпричине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.
    Внутренние причиныаритмичности – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации,технологии и материально-технического обеспечения производства, а такжепланирования и контроля, внешние – несвоевременнаяпоставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по винепредприятия и др.
    В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия повыпуску продукции в связи с неритмичной работой.
ГЛАВА II. Факторы ирезервы увеличения объема производства и реализации продукции.
2.1.     Факторы увеличенияобъема производства и реализации продукции.
     Изучив динамику ивыполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки,необходимо установить факторы изменения ее объема:
/>

Рис.    Схема факторнойсистемы объема реализации продукции
  Возможны два вариантаметодики анализа реализации продукции:
1.   Если выручка напредприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарнойпродукции будет иметь вид:
ГПн+ ТП = РП + ГПк
Следовательно,РП = ГП н + ТП – ГПк.
2.   Если выручкаопределяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс  выражаетсятак:
ГПн+ ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк.
РП= ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк,
где  ГПн, ГПк – соответственноостатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
                  ТП –стоимость выпуска товарной продукции;
                  РП –объем реализации продукции за отчетный период;
       Отн, Отк –остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
     Расчет влиянияданных факторов на объем реализации продукции производится сравнениемфактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютныхи относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуетсяанализ баланса товарной продукции.
Таблица16
Анализ факторов изменения объема реализованной продукцииПоказатель Сумма в плановых ценах,  млн. руб план факт +, - 1. Остаток готовой продукции на начало года 8 200 8 200 - 2. Выпуск товарной продукции 89 500 95 000 + 5 500 3. Остаток готовой продукции на конец года 2 200 2 430 + 230 4. Отгрузка продукции за год 95 500 100 770 + 5 270
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:
5.1.       На начало года
5.2.       На конец года
3 800
4 000
3 800
5 100

+ 1 100 6. Реализация продукции 95 300 99 470 + 4 170
     Из анализафакторов изменения объема реализации продукции видно, что план реализацииперевыполнен на 4170 млн. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукциина 5500млн. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличениеостатков готовой продукции на складах  на 230 млн. рублей и рост остатковотгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще нарасчетный счет предприятия, на 1100 млн. рублей. Отгрузка продукции за годувеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 млн. рублей.
     В процессе анализанеобходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах,несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретныемероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
     Особое вниманиеуделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:
1.   обеспеченностьпредприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП= ЧР *ГВ
РП= ЧР *ГВ *Дв
2.   обеспеченностьпредприятия основными производственными фондами и
      эффективность ихиспользования:
ВП= ОПФ *ФО
РП= ОПФ *ФО *Дв
3.   обеспеченностьпроизводства сырьем и материалами и эффективность их
     использования:
ВП= МЗ *МО
РП= МЗ *МО *Дв,
гдеЧР – численность рабочих,
      ГВ – годовая выработка,
      Дв – доля реализованнойпродукции (выручки) в общем объеме
               валовой продукции,
  ОПФ – основныепроизводственные фонды,
     ФО – фондоотдача,
     МЗ – материальныезапасы,
     МО – материалоотдача.
     Расчет влиянияданных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвестиодним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причиныизменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи,следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их приростаза счет i-го фактора соответственно на фактическуючисленность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основныхпроизводственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
DВП xi= DГВ *ЧР ф,
DВП xi= DФО xi*ОПФ ф,
DВП xi= DМО xi*МЗ ф,
DРП xi=  DГВ *ЧР ф *Дв ф,
DРП xi= DФО xi*ОПФ ф *Дв ф,
DРП xi= DМО xi*МЗ ф  *Дв ф.
 
2.2. Резервыувеличения выпуска и реализации продукции.
     Основные источникирезервов увеличения выпуска и реализации продукции
/> 


Резервы ростапроизводства продукции состоят из трех групп:
1.   За счет улучшенияиспользования трудовых ресурсов:
а)создание дополнительных рабочих мест;
б)сокращение потерь рабочего времени;
в)повышение уровня производительности труда.
2.   За счет улучшенияиспользования основных фондов:
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б)более полное использование их фонда рабочего времени;
в)повышение производительности работы оборудования;
3.   За счет улучшенияиспользования сырья и материалов:
а)дополнительное приобретение сырья и материалов;
б)сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в)сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
     Определениевеличины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р­ВПкр= Р­КР * ГВф,
Р­ВПфрв= Р­ФРВ *ЧВф,
Р­ВПчв= Р­ЧВ * ФРВв,
где Р­ВПкр,Р­ВПфрв, Р­ВПчв– резерв роста валовойпродукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фондарабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовойвыработки;
       Р­КР — резерв увеличения количества рабочихмест;
       Р­ФРВ – резерв увеличения фонда рабочеговремени;
Р­ЧВ – резерв роста среднечасовой выработкиза счет совершенствования техники, технологии, организации производства ирабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени сучетом выявленных резервов его роста.
     По второй групперезервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р­К), времени его работы (Р­Т) и выпускапродукции за один машино-час (Р­ЧВ) рассчитывают по формуле:
Р­ВПк= Р­К * ГВф,
Р­ВПт= Р­Т * ЧВф,
Р­ВПчв= Р­ЧВ * Тв.
     По третьей групперезервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительноеколичество j-го материала делится на норму егорасходы на единицу i-го вида продукции и умножается наплановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видампродукции:
Р­ВП= å(Р­Мj/ НРji пл * Цiпл)
б) сверхплановые отходыматериалов делятся на норму их расхода на единицу i-говида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего видапродукции, после результаты суммируются:
Р­ВП= å(Р¯ОТХj/ НРji пл * Цiпл)
в) планируемоесокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается напланируемый к выпуску объем производства i-говида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода иумножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общаясумма резерва валовой продукции:
Р­ВП= å(Р¯НРji * VВПi пл /НРjiпл * Цi пл).
    
      Далее нужнообобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Дляэтого построим еще одну аналитическую таблицу:
Таблица17
Резервы увеличения выпуска продукцииИсточник резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет Трудовых ресурсов Средств труда Предметов труда 1 2 3 4 1. Увеличение количества ресурсов - 1 000 2 500 2. Более полное использование рабочего времени 1 000 2 340 - 3. Повышение производительности труда 1 050 - - 4. Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов - - 230 5. Снижение норм расхода сырья и материалов - - 450 Итого: 2 050 3 340 3 180
3340 – 2050 = 1290 млн.руб.
3340 – 3180 = 160 млн.руб.
     Резервы увеличениявыпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов.Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен дотех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группамресурсов.
     Увеличения выпускапродукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 млн. рублей.Максимальный резерв выпуск продукции за счет улучшения использованияоборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовымресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 млн. рублей.
     При определениирезервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов,учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия иотгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой видпродукции и реальную возможность ее реализации.
Списокиспользованной литературы:
1.   Баканов М.И. ШереметА. Д. Теория экономического анализа, Москва: «Финансы и статистика», 1997.
2.   Савицкая Г.В. «Анализхозяйственной деятельности предприятия», 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП«Экоперспектива», 2000.
3.   Ковалев В.В. ВолковаО.Н. «Анализ хозяйственной деятельности», Москва: ПБОЮЛ, 2000.
4.   «Организация,планирование и управление деятельностью промышленных предприятий», — Под ред.Каменицера С.Е., Русинова Ф.Ф., Москва: «Высшая школа», 1984.
5.   Сергеев И.В.«Экономика предприятия», Москва: «Финансы и статистика», 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальные аспекты художественно-религиозной целостности
Реферат Современные методы работы с поставщиками в газовой отрасли
Реферат Обзор закона РФ О сертификации продукции и услуг
Реферат Формирование физически, психически и нравственно здоровой личности ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения
Реферат Некоторые вопросы интеграции
Реферат Экологическое обоснование (ОВОС) проектов добычи полезных ископаемых
Реферат Анахарсис один из семи мудрецов античного мира
Реферат Феноменологічна рецепція духовної кризи у романі Марії Матіос Майже ніколи не навпаки
Реферат Провал попыток СССР создать систему коллективной безопасности в Европе Англо-франко-советские переговоры
Реферат Реакция деления ядер. Жизненный цикл нейтронов
Реферат "Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура
Реферат Сословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь
Реферат Политическое лидерство. Курсовая работа
Реферат Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи
Реферат 446206, Самарская область г о. Новокуйбышевск, ул. Дзержинского,23а тел. 4-77-26