Реферат по предмету "Психология"


Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Творческая работа
На тему  «Русское народное творчество,как средство нравственного эмоционального развития дошкольника» 

 
Прекрасен сказок мирвоздушный-
к нему с младенчествапривык,
мне мил и дорогпростодушный,
животворящий их язык.
К.М. Фофанов.
 
Введение
 
Устное народноетворчество, как средство социализации ребенка.  Ребенок становиться человеком не сампо себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить,разговаривать,  обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшимсчастьем  становится для него встреча в пору детства свысокохудожественными  произведениями детской литературы цель которых, какписал К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность- эту дивнуюспособность человека волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостямидругого, переживать чужую судьбу, как свою! Как же  развить в ребенкеотзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий  безусловноправильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в  жизнивзрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как  сделатьэтот стихийный процесс целенаправленным. Этот путь лежит через  художественнуюлитературу. Почему именно литературу? Да потому, что искусство, литература- богатейшийисточник побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных,интеллектуальных, эстетических). Хорошо известна  побудительная силадетской книги. Ребенок стремиться подрожать героям,  которые эмусимпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в  детские игры. Проживаяв игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к  духовному и нравственномуопыту. Детская литература- это искусство. Как  искусству ей свойственновыражение общих идей в яркой, художественной  форме — в конкретныхобразах. Носителем идей всегда является сказочный  герой. Конкретность,яркость, психологическая достоверность героев, событий,  деталей,отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном  произведении,доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.        
Поэтому при отборелитературных произведений нам педагогам,  необходимо прежде всего видеть, какаяпозитивная концепция выдвигается в произведении. Идейная направленность детскойкниги должна отвечать  задачам нравственного воспитания. Сказка раскрываетперед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания:формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям,поступкам, к труду, к природе и другое. Лучшие литературные произведения,созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношениедействительности, несут целую программу позитивных норм  поведения.
К.Д. Ушинскийподчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок,должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народнойжизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка кдуховной жизни своего народа, прежде всего  являются произведения устногонародного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, пестушки,загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки,сказки и другое. Произведения своими  содержанием и формой наилучшим образомотвечают задачам воспитания и  развития ребенка.

 
II. Роль произведений русского устногонародного творчества вдуховно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.
 
2.1 Фольклор в жизнималышей.
 
 Первые литературныепроизведения, с которыми каждый ребенок знакомится  буквально с колыбели,-это произведение фольклора. Что обеспечивает этим,  внешне незамысловатым, элементарным произведениям надёжное много  вековоесуществование в народной поэзии, педагогики?     Народные песенки, прибаутки,словесные игры радуют малышей своим  удивительным благозвучием,мелодичностью, содержанием близким быту и  интересом ребенка. Важнейшая общаяхарактерная черта разнообразных форм  детского фольклора заключается втом, что они создают особый вид общения  взрослого и ребёнка, во времякоторого возникает ситуация интимности и  тепла, не даром этимпроизведения устного народного творчества называются  материнскимипесенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной  степениутрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей,  объединенныхэмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения  подчинена и соответствующаяей форма, гармонически сочетающая в себе  слово, мелодию, действие. Важноподчеркнуть и то, что, будучи веселыми,  смешными, занимательными,игровыми произведения «материнского»  фольклора не заметных для малыша открываютему и настойчиво внедряют в  его сознание важнейшие и вечные духовныеценности- любовь к окружающим,  доброжелательность, доброту, трудолюбие.   Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все  моментыего жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого  фольклора-пестушка, потешка, прибаутка — уже в самих названиях своих  отмечают этуфункцию – воспитывать развлекая (см. прилож. №   )
Содержание и форма потешек,прибауток, с очевидностью свидетельствуют  о том, что самими создателямиони предназначены детям, и притом самым  маленьким. Едва ли можнопредположить, что, скажем потешки «Ладушки»,  «Идет коза рогатая»создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей  наблюдаетсястремление к игровым действиям, движениям. Во многих  потешках, прибауткахналичествует игровое начало; «Сорока, сорока»,  «Пальчик-пальчик», и ряддругих составлены так, что подсказывают игровые  действия взрослого спальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки,  например «Катя, Катя меленька», составленные для детей, которые только  начинают ходить. Произнося этупотешку, взрослый побуждает ребёнка  походить, потопать. Ребенок учитсядействовать по слову, причем словесное  обращение к нему обличено вхудожественную форму и поэтому вызывает у  малыша радость, удовольствие.    Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым  содержанием,но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков-
 « Чики, чики, чикалочки», «Ай тюшки, тюшки». Повторение в различных  комбинациях звуковч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух  взрослым,звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникаетпривлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для  развитияслухового внимания.    Действенность- одно из необходимых условий, приближающих произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он  воспринимаетмир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек,  песенокограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях,  которые ребенкузнакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну  валенки» радующаяребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в  описательной, а вдейственной форме: валенки надевают на ноженьки, которые  бегут подороженьке.
Детскую активность вызываетпотешки, составленные в диалогической  форме. Например, «Ваня, Ванечкакуда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек»  и так далее. При слушании удетей возникает желание самим включиться в  разговор в той мере, в какойим это доступно.    Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибаутоксоответствует  их форма, что свидетельствует о подлинной художественностиэтих  произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.
Как и всякая поэтическаяречь, народные песенки, потешки ритмичны,  причем ритм определяется ихсодержанием. В колыбельных песенках,  предназначенных для того, чтобыуспокоить ребенка, ритм медленный,  плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты,собачка, не лай»; слова здесь звучат напевно,  так как в них неоднократноповторяется звук «а».для передаче движения,  быстроты действия применяетсяиной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу  по бору, тебе ягод наберу».   Рифмыв потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем  соседстве, тоесть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- «  Петушок, петушокзолотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова  бородушка» и так далее.Такая организация слов в стихотворных народных  текстах не случайна. Онаговорит о том, что творцы малых форм фольклора  внимательно наблюдалималенького ребенка, знали его потребности и вкусы.  Смежная рифма легкоулавливается детьми, и это содействует лучшему  пониманию и запоминаниютекста.
 
2.2 Воспитательнаяценность малых форм устного- народного творчества (пословицы, поговорки,загадки, считалочки).
К малым формам народноготворчества относятся так же пословицы,  поговорки, загадки, считалочки.Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы  указывали имеют совершенноопределенного адресата, то перечисленные виды  совестного творчествадалеко не всегда направлены детям. Однако среди них  можно отобрать то,что имеет воспитательную ценность и доступна  школьникам. Из практикиизвестно, что эти формы фольклора принимаются  детьми с большим интересом,живо, эмоционально. Народные пословицы и  поговорки в краткой, образной иритмической форме отражают реальную  жизнь во всём её многообразии: быт,общественные явления, труд,  взаимоотношение людей. Некоторые пословицасодержат в себе поучения,  выраженное иногда в прямой форме, например:«Играть- играй, да дело знай»,  иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочьАннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или « Люди с базара, а Назар набазар». Есть поговорки, которые  дают меткую характеристику человеку илиего деятельности: «наш пострел  везде поспел», «всё готово, дабестолково». Ещё один вид малых форм  словесного народного творчество-загадки. Самый простой прием составления  загадок- указание основныхпризнаков, характеризующих предмет. Например  «Шапочка да ножка- вот ивесь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются  некоторые признаки, одинаковыедля различных предметов или явлений; на  основании сходства этих предметовнадо найти разгадку: «Кругла, а не месяц,  желта, а не масло, с хвостом, ане мышь» (репа). В этой загадке признаки репы  (круглая, желтая, схвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца,  масло, мыши.Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения  предоставитьсебе тот предмет, к которому надо приложить указанные в  загадке признаки.Отгадывая загадку, дети должны путём умственного  напряжения решитьпоставленные перед ними задачи. Это развивает их  мышление, пытливость,наблюдательность.                
 
2.3  Сказки — для умаи души закваски.
Наиболее распространенныйвид устного народного творчества- сказки.  Талантливые и популярныехудожники слова в народной среде обыкновенно  собирали самых разнообразныхслушателей- от стариков до маленьких детей.  Особенности их искусствазаключалась в том, сто оно привлекало всех,  независимо от возраста. Донас дошли только те сказки, которые выдержали  испытание временем в силусвоих высоких художественных качеств. Русские  писатели с присущим иммастерством образно им живо рассказывают, кА под  влиянием русских сказок,воплотивших в себе народную мудрость, в их  детском сознании складывалисьобобщенные представления о справедливости,  о добре и зле, о прекрасном ибезобразном. К.Д. Ушинский подчеркивал не  только художественную, но ивоспитательную ценность сказок.     К.И. Чуковский говорит, что ребенок,лишенный сказки, сам создает  сказочные, фантастические образы в своихиграх, разговорах, что следует  использовать тяготение детей к сказке,чтобы воспитывать их с помощью  классических, веками испытанныххудожественных образов. Народные  художники, создавшие сказки для детей, судивительным педагогическим  тактом умели учитывать запросы и особенностисвоих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны надетскую аудиторию.  Они вызывают интерес детей к сказке помогают имосмыслить её идейное  содержание.      Сказки отличаются лаконичностьюизложения. С первых слов сказка  вводит слушателей в ход событий и темсамым заставляет их сосредоточиться,  слушать внимательно.
Чтобы привлечь вниманиеслушателей, в некоторых сказках применяются  присказки или заставки (см.прилож. №). Присказка, как правило,  несвязанна с содержанием сказки. Вотпример присказки: «Из-за лесу с крутых  гор едет дедушка Егор. Сам накобылке, жена на коровке, дети на телятках,  внуки на щенятках. Съехали сгор, развели костер, кушают кашку, слушают  сказку». Необычность,юмористический характер такого вступления сразу  привлекает вниманиедетской аудитории, а в дальнейшем оно поддерживается  уже фабулой сказки.     Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде « сейчас они в этой  избушкеживут, нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как  быпомогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена  (см.прилож. №   ). Присказки и концовки не являются непременной принадлежностьювсех  сказок для детей, тем не менее они свидетельствуют о мудрости ичуткости  народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленькогоребенка.  Присказки, зачины и концовки составляют обрамление сказок.   
Конкретность и образностьобрисовки героев, органическая связь их  внешнего облика с характером иповедением определяют художественную  цельность произведений устного народноготворчества. Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими,остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа,выражается отношение к нему: «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серыйлобишко», « коза-дереза» и другие.    Композиция сказок о животных отличаютсяпростотой. Как правило, каждой  из них неоднократно описываются встречисказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимисясловесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и туже песенку;в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем,теремок, кто а тереме живет?»     
Подобное построениесказок облегчает слушателям восприятие их. Часто  встречающиеся в сказкахдиалоги, живой язык, острый юмор отдельных  эпизодов так же составляют ихбольшую художественную ценность.    В волшебных сказках, как и в сказках о животныхнет описание природы  или портрета персонажей. Внешность положительныхгероев характеризуется  краткой традиционной формулой- герой так красив,что «ни в сказке сказать, ни  пером описать». В повествовании частоповторяются выражения «утро вечера  мудренее», «скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается» и другие.  Используются одни и те же средствапоэтического языка, например постоянные  эпитеты- «море синее», «лесдремучий» и так далее.   
Мышление ребенка наранних стадиях возраста отличается образностью и  конкретностью; оноперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными  образами и конкретнымипредставлениями и на их основе делает обобщения,  выводы.      
Народная сказка и в этомотношении отвечает потребностям ребенка; её  основная мысль, идея выраженас помощью метода «активной наглядности»-  путем развёртывания конкретныхфактов, событий. Герои, являющиеся  выразителями идеи представляют собойживые фигуры, взятые из реальной  действительности. Они обрисованы четко,определенно. Эта определенность  достигается тем, сто герой сказки, какправило, отличается ярко выраженной  чертой характера- добротой,трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в  полной мере. Все егопоступки, поведение подчинены характеризующей его  особенности. Ясная, несложная характеристика положительных и отрицательных героев  помогаетдетям разобраться в сущности происходящего между ними  конфликта,определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их  поведению. Этосодействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих  слушателей.
Своих героев сказкапреподносит в интересных, выразительных  поэтических образах. Петух всказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в  прямом значение этогослова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери  сильнее его- выгналлису из домика зайца, который она не справедливо у него  отняла. Первое появлениепетуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он  идёт с кассой наплечах, в красных сапогах, его называют «петушок- золотой  гребешок», онне боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из  которого выходитпобедителем.     Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петухи лиса». Он  трудолюбив, рассудителен, не оставляет товарища в несчастье.Народная  фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: отправляяспасать  петушка, кот надевает бархатный кафтан, берет гусли.    Особеннобогаты поэтическими образами волшебные сказки. Вот царевна- лягушка-девушка, позлому волшебству превращается в лягушку. Она умная,  энергичная, и слушательс самого начала воспринимает этот образ как  положительный. Принимаячеловеческий образ, царевна- лягушка оказывается,  согласно сказочнойтрадиции, такой, «что не в сказке сказать, ни пером  описать».     Моральныеценности волшебных сказок представлены более конкретно, чем  в сказках оживотных. Положительные герои, как правило, наделены  мужеством,смелостью, упорством в достижением цели, красотой,  подкупающей прямотой,честностью и другими физическими и моральными  качествами, имеющими вглазах народа наивысшую ценность. Для девочек это  красная девица (умница,рукодельница), а для мальчиков- добрый молодец     ( смелый, честный, добрый,трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для  ребенка является далекойперспективой, к которой он будет стремиться, сверяя  с идеалом своипоступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много  определит егокак личность.
Сказка не дает прямыхнаставлений детям ( типа « Слушайся родителей»,  «Уважай старших», «Неуходи из дома без разрешения»), но в её содержании  всегда заложен урок,который они постоянно воспринимают.    Например, сказка « Репка» учит младшихдошкольников быть дружными,  трудолюбивыми «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним ходить  нельзя- можно попасть в беду, сказки«Теремок», «Зимовье зверей»- учат  дружить. Наказ слушаться родителей,старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братецИванушка». в страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глазавелики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев». Трудолюбиев народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко», « Царевналягушка»).
Отрицательные образынародной сказки и внешне не привлекательны (Баба  Яга, Кощей Бессмертный),и поведение, поступки характеризуют их с плохой  стороны.   Развивая передсвоими слушателями картину действенной упорной борьбы  со злом,угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться  намеченнойцели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в  конечноеторжество справедливости. В этом отношении она помогает  воспитанию людейсильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
 
2.4  Воспитательнаяценность русских народных сказок.
Воспитательная ценностьнародных сказок заключается ещё и в том, что в   них  запечатленылучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум,настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают  у детейгордость за свой народ, любовь к родине.    Народная сказка, как правило,вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает еёвоспитательное влияние. Интенсивность  переживаний детей находиться втесной зависимости от содержания сказки,  разнообразие приключений,которые испытывают её герои. Эмоции  способствуют пониманию дошкольникамисмысла, основной идеи  произведения.    Перечисленные качества народнойсказки характеризуют её как  высокохудожественное произведение для детей,соответствующее  психологическим особенностям возраста. Сказкаразговаривает с детьми  языком искусства- светлого, бодрого, понятно иубедительного.    Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особаяреальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамкиобычной жизни,  только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такимисложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь инезависимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное.Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманиюребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными«взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь идля больших и для  маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые урокинравственности, для  взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своёпорой неожиданное  для взрослых воздействие на ребенка.   
Слушая сказки, детиглубоко сочувствуют персонажам, у них появляется  внутренний импульс ксодействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро  гаснут, так как нетусловий для их реализации. Правда, они как аккумулятор,  заряжают душунравственной энергией.    Читая малышу сказки, с искренним интересомразглядывая вмести с ним  картинки и комментируя их, понимаешь, что это,может быть, важнее и,  главное, эффективнее, чем последующая многолетняяработа с подросшими  детьми. Именно и создается это богатство-естественный и стойкий интерес к  книге, представление о правильной,  красивойлитературной речи, вкус к  родному языку, который позже назовут врожденнойграмотностью. Упустить  этот момент- и понадобятся годы специальныеметодики прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, чтосейчас создается так  легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.
Фантастический сказочныймир, наполненный чудесами и волшебством,  всегда привлекает детей. Ребенокс радость погружается в не реальный мир,  активно действует в нем,творчески преобразует его. Но нереальным этот мир  кажется только нам,взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в  сказке, какреальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь всказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и  фей, дети с гораздобольшим энтузиазмом и удовольствием выполняют  задания, чем будучи простоПетей, Мишей, Галей, Таней.
Дети очень любят сказки,потому, что в них- «естественное пространство  их безграничногопотенциала, потому что в них компенсируется недостаток  действия вреальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая  жизнь».Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях  людей, опроблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через  сказки ребенокучится преодолевать барьеры, находить выход из трудных  ситуаций, верить всилу добра, любви и справедливости.      В сказочных сюжетах зашифрованыситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый человек.    Например,часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему  предлагают,как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной  жизни человекпостоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого- что  выбрать изодежды, до жизненно важного- как жить дальше. На примере судеб  сказочныхгероев ребенок может проследить последствие того или иного  жизненноговыбора человека.   
Когда ребенок начинает осознаватьсебя и исследовать устройство  окружающего Мира, у него возникаетмножество вопросов ко взрослым.  Многие детские вопросы ставят взрослых втупик. Не так-то просто объяснить  ребенку, почему все происходит так, какпроисходит, и что такое «хорошо», а  что такое «плохо». Наблюдая засудьбами главных героев, проживая сказочные  ситуации, воспринимая языксказочных образов, ребенок во много формирует  для себя картину Мира ивзаимности от этого ребенок будет воспринимать  различные ситуации идействовать различным образом.     
Признак настоящей сказки– хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности.Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Оказывается, чтовсе испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобысделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, чтогерой совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам. Агерой, который проходит через  все испытания, проявляет свои лучшиекачества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни:как ты относишься к Миру, так и он к тебе!   
Проживая сказку дети учатсяпреодолевать барьеры в общении, тонко  чувствовать друг друга, находитьадекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам состояниям.     Постоянноиспользуемые сказкам этюды на выражения и проявление  различных эмоцийдают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средстваобщения; пластику, мимику, речь. Путешествия по  сказкам пробуждаютфантазию и образное мышление, освобождают от  стереотипов и шаблонов, даютпростор творчеству.
Эмоционально разряжаясьсбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в под сознании страх,беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрееуверение в себе, восприимчивее к людям о  окружающему миру. У нихформируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какойты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же  мировоззрение своего народа.

 Система работы сдошкольниками по русским народным  сказкам.
 
 3.1 Эмоциональноепогружение детей в сказку.
С каждым годом найтиобщий язык взрослому и ребенку становится все  труднее, все хуже онипонимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй,  один из немногихоставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать  им возможностьпонять друг друга. Цель педагогов- дошкольников: дать  ребенку необходимуюгамму переживаний, создать особенное, ни с чем не  сравнимое настроение,вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие  сказок. Сделать такчто бы сказка- была средством эмоционального погружения  ребенка в новуюобласть знания. Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, мы, педагоги,даем общее ведение того нового знания, которым  будет овладевать ребенок,постепенно шаг за шагом со своими новыми  друзьями- сказочными героями.    Я ставлю перед собой следующие задачи:
— Использовать сказочнуюформу
— для интеграции личностиребенка;!
— для психоречевогоразвития;
— для совершенствованиявербального языка;
— для развития уменияслушать окружающий мир, людей в нём и себя;
— для развитиясоциально-эмоционального поведения каждого ребенка;
— для развития креативногомышления, фантазии, вооброжения
эмпатии ребенка;
— для расширения сознанияи совершенствования взаимодействия
с окружающим миром;
— для сплачения группылюдей, педагогов для развития сенсомоторики,
как базы для развитияречи, интеллекта;
— для развития творческихспособностей ребенка.
В своей работе с детьми яиспользую два варианта знакомства ребенка со  сказкой: Сказка для чтения, 2.сказка для театрализации.
 Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа  сказки- этоэмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе отпедагога требуется выражения  подлинных эмоций и чувств, так  как детиочень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения илирассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могливидеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  какэти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения.
При чтение я слижу не толькоза своим исполнением, но и за восприятием,  за вниманием слушателей. Важноне читать, а рассказывать, так как  необходимо видеть лицо ребенка, егожесты, мимику, как они изменяются в  процессе слушания. Наблюдая заребенком, можно заметить, какие моменты  его взволновали. По отношениюребенка к рассказываемому можно определить  те или иные психологическиепроблемы, понять, что волнует ребенка в данный  момент его жизни. По мереразвития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляетсяэмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детейнеобходимость общаться друг с другом, делиться  своими переживаниями иоценками. Не следует делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Этоможет помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскируетмногие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно,высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленностьчувств обычно не вызывает сомнений.
При использованииэлементов кукольного театра манипуляции с куклами  должны бытьпредварительно отработанны. Работая с куклами, звуки речи  должнынаправляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о  достаточнойсиле голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её  движениясоответствовали содержания произносимых реплик, их интонации.  Голос речьдолжны соответствовать внутренней характеристики персонажа.
Особый всплеск эмоциивызывает общение персонажа сказки с детьми,  когда он ищет у детейподдержки, просит совета. От лица героя, я  преобразовываю сложныеситуации педагогические задачи, подвожу к  решению проблемы. Дети в местес героем ищут альтернативные способы  действия, спорят с ним илисоглашаются предлагают свои решения.
Использование сказкивоспитательно-образовательной работе с детьми.
Чтобы ребенок полностьюпрожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она  была отраженна во всехвидах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используясказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах  деятельности, можноуспешно развивать творческий потенциал детей  дошкольного возраста.
Сказочные образы даютопределенные сведения об окружающем мире, то  есть обладаютпознавательными значениями. В частности я стараюсь  пробудить у детейнациональное самосознание дать ощутить им национальный  идеал,почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Мы  рассматриваликартины В Васнецова « Богатыри» «Витязь на распутье» «Бой  ДобрынеНикитича со Змеем Горынычем»    Много информации содержат детские рисунки,выполненные после  прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясьв  них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал удетей  наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на « театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых  художественныхвпечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное  воздействие, которойсказка производит на детей, тем интереснее и  разнообразнее их рисунки (см.прилож. №   ).
Осознание детьми закономерностейэтого жанра позволит перейти к  следующему этапу работы – сочинениюсказок. Педагог может рассказать, что  есть не только люди, которые хорошосказывают сказки – сказатели, но и те,  кто сами их сочиняют – сказочники.Дошкольники, как правило, с  удовольствием и активно откликаются напредложение воспитателя стать  сказочниками, придумывать свои сказки.Однако умение самостоятельно  придумывать связные, законченные сказочныесюжеты формируется не сразу.  Нужно учить ребенка приемам сочинения:обдумыванию замысла, образов,  логическому развертыванию сюжета,завершению его и многому другому. Из  достаточно богатого арсеналаметодики обучению рассказыванию воспитатель  может отобрать то, что покажетсяему наиболее интересным, целесообразным,  близким его педагогическомуопыту (Короткова Э.П. Обучение детей  дошкольного возраста рассказыванию.-М., 1982; Левин В. Воспитание  творчества. – М., 1977; РодариДж. Грамматика фантазии. – М., 1978;  Шибицкая А. Влияниерусского фольклора на сочинение сказок детьми //  Художественноетворчество в детском саду. – М ., 1974). Итогам работы по этой теме станетпраздник сказки, где дети выступят в  ролях сказителей, сказочниковпокажут инсценировки знакомых сказок.  Знакомство со сказками можнозавершить и по–иному — « изданием» сборника  « Наши сказки», куда вошли былучшие сказки детей и лучшие детские  рисунки к ним.
В работе по ознакомлениюсо сказкой, я стараюсь вовлечь и родителей.  Родители вмести с детьмипридумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации.  Совместное творчествородитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы  общения,удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный  эмоциональныйконтакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие,  эмоциональнуюраскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к  творческомураскрепощению, к созданию ярких, неповторимых,  индивидуальных образов (см. прил. №   ).
В соответствие с работойпо перспективному плану и с лексическими  темами систематически,еженедельно родителям даются рекомендации по  проработке, по прочтению конкретнойсказки. Они вместе со своим ребенком в  выходные дни посещают библиотеку,рисуют иллюстрации к заданной сказки,  изготавливают декорации и рекламкик драматизируемой сказке в группе, учат  ребенка пересказывать сказку,обсуждая смысл сказки и эмоции, ею  вызываемые и т.д. Работая с родителямипо выполнению домашних  рекомендаций мною разработаны памятки для них (см.прил №)
Так же родители сделали наммного ксерокопии, разукрашек по русским  сказкам. Дети с большимудовольствием разукрашивают их, воспроизводя при  этом содержание сказки(см.прилож. №    ).
Особое значение дляразвития процесса воображения имеют сюжетно- роливые игры. Сказка и игра- самыйверный и короткий путь к детскому разуму  и сердцу. С помощью игры исказки значительно легче привить ребенку  определенные навыки, научитьладить с другими детьми и взрослыми.  Руководство педагога во время игры,как правило, не носит обучающего  характера. Дети активно погружаются вигровую атмосферу, в мир сказок, где  импровизационное творчествовоспитателя и ребенка не избежно.     Я использую, совестно с другимиспециалистами, сказку в игровых  физкультурных занятиях ( используютсяигры со сказочными героями), в  музыкально-ритмических занятиях,основанные на народных плясках и  хороводах. Во взаимодействии с музыкальнымруководителем была поставлена  сказка «Теремок». Совместно с библиотекой Д, К«Энергетик» мы  организовывали викторины «Отгадывание и толкование загадокпо сказкам»,  что способствует развитию понятия и обогащению словарного запаса( смотри  фото в приложение).

 3.3  Драматизациясказок дошкольниками
Завершающим этапом работысо сказкой является из драматизация. При  этом я рассматриваю драматизациюкак один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детейдошкольного возраста, целью  которой является раскрепощение каждогововлеченного в неё ребенка как  актера.   Драматизация может проявиться всамых разнообразных формах: как  сочинение и импровизация сценок посодержанию сказки, как инсценирование  готового литературного материала,как самый настоящий спектакль, то есть  театральная постановка сказки. Влюбом случаи драматизирую сказку, дети  проигрывают её сюжет, принимают насебя роли сказочных героев, действуют в  их образе.     В старшей группепри работе над драматизацией сказок основной задачей  является развитие укаждого ребенка интонационной, жестовой и мимической  выразительности. Вподготовительной группе углубляю работу по  использованию в речи детейсинонимов, антонимов, сравнений и эпитетов.     Драматизирую сказку, дети, какправило, знают, что и кого они изображают  но не всегда знают, как этонужно делать. В результате может возникнуть  неудовлетворенность ребенка своимидействиями, разочарование, потеря  интереса к драматизации и к сказке вцелом. В связи с этим возникает  необходимость научить детей способомвоплощения и передаче сказочного  образа, сформировать навыкииспользования средств выразительности образа  на сцене ( речевая иинтонационная выразительность, пантомима: жест, поза,  походка, мимика идр.)    Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри иповтори»,  «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто какдвигается»,
Процесс переживания ивоплощения образа, который, безусловно, носит  творческий характер, завистиот индивидуальности каждого ребенка: его  индивидуально-эмоциональногоотношения к тому или иному сказочному  персонажу, предпочтения,определенного способа творческого самовыражения  ( музыкальное, речевое,двигательное и т.д.) поэтому, нам педагогам, не стоит  сковыватьтворчество детей, навязывая им определенные схемы воплощения  образа.Именно поэтому должно быть место для импровизации. Очень важно  поощрятьдетей к импровизации в драматизациях, стимулировать их  творческуюинициативу и активность.     Для формирования более яркой эмоциональнойотзывчивости и чуткой  восприимчивости немало важным является созданиеатмосферы доверия,  свободы ощущения, удовлетворенности, обеспечивающеймаксимально  свободный контакт детей друг с другом и с педагогом, их взаимноедоверие,  эмоциональную раскованность и т.д. Все это в конечном итогеведет к  творческому раскрепощению, создание ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов. Для того, чтобы ребенок проявил творчество,  необходимообогатить его жизненный опыт яркими художественными  впечатлениями, сформироватьнеобходимые представления, навыки. Ведь чем  богаче опыт малыша, тем ярчебудут его творческие проявления в различных  видах деятельности.Использование народных сказок в качестве основы  театрализованнойдеятельность детей дошкольного возраста позволяет сделать  их жизньинтересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,  интереснымиделами, радостью творчества.
 
 3.4 Отслеживаниевлияния сказочного жанра народного творчества на ум и душу ребенка.
Для отслеживанияэффективности работы по нравственному и  эмоциональному развитию детей яиспользую методики, позволяющие  фиксировать уровень развитиянравственного сознания, нравственных чувств,  нравственного поведения,эмоциональной уравновешенности в начале и в  конце работы.

 
Методики используемыемною :
 
Методика « Закончиисторию» ( Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель.  
Изучение осознания детьмитаких нравственных качеств, как доброта-  злость, щедрость – жадность,трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Проведение. Исследованиепроводится индивидуально. Ребенку говорят  следующее: « Я будурассказывать истории, а ты их закончи».1. У девочки из  корзинки надорожку высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел  к девочке исказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил?  Почему тытак думаешь? (После каждой мини – истории задаются  аналогичныевопросы.) 2. Кате на день рождения мама подарила красивую  куклу. Катяначала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала:» Я  тоже хочуиграть с этой куклой». Катя ответила… 3. Дети строили город. Оля  нехотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют  другие.К детям подошла воспитательница: « Пора ужинать. Кубики надо  сложить вкоробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила… 4 Петя и    Вова играливместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа  испросил: « Ктосломал игрушку ?». Петя ответил…
Обработка результатов.
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. – ребенок может оценить поступки детей
2 балла — ребенок может  оценить поведениедетей как положительное или отрицательное ( правильное  или неправильное хорошееили плохое ), но оценку не мотивирует и  нравственную норму не формулирует
3 балла – ребенок называет  нравственнуюнорму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует  свою оценку.
4 балла — ребенок называет норму, правильнооценивает  поведение детей и мотивирует свою оценку.
 Методика «сюжетныекартинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Цель. Изучение эмоционального отношения ктем же нравственным  качествам, что указанны и в предыдущей методики.  
Материал. Картинки с изображение ситуации,подлежащих нравственной  оценки ( например, сцена в автобусе: мальчик сидити читает книгу, а девочка  уступила место пожилой женщине)
Проведение. Исследование проводитсяиндивидуально. Ребенку показывают  картинки: « Разложи картинки так, чтобыс одной стороны лежали те, на  которых нарисованы хорошие поступки, а сдругой стороны- плохие…  Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Обработка результатов.
1 балл-ребенок не правильно раскладывает картинки ( в одной стопке оказываются картинки с изображением как  положительныхпоступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции не  адекватныморальным нормам.
2 балла- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
3 балла – правильно  раскладывае6ткартинки, обосновывает свои действия, называя моральную  норму.
Методика «Наблюдение»(Т.Д.Зенкевич, А.М. Михайлов)
Составление картынаблюдения за эмоциональным и нравственным  развитием детей различных  режимныхзанятий (см. таблицу) проводиться в  течение 1-2 недель ( см. картунаблюдения)    В процессе занятий по сказке у меня накапливается большое количество наблюдений, для того чтобы систематизировать свои наблюдения, заношу в составленную «Карту наблюдений». «Карта» позволяет  -фиксироватьвнимание на качествах, которые важны для характеристики  личности ребенка -обратитьвнимания на степень выраженности того или иного качества — не загружать своюпамять и меть возможность вернуться к своим  наблюдениям и впечатлениям влюбое время — отчитаться о результатах работы не только по количествупроведенных  занятий, но и по качественным характеристикам — выявить личностныеособенности и проследить их динамику в процессе  занятий -при сопоставленииличностных проявлений ребенка с темами занятий можно  выявить, в какихситуациях какие качества наиболее выражены.
Карта наблюдения включаетв себя 6 шкал, построенных по принципу  полярных качеств. Каждая школаимеет шесть градаций. Отметка «3»  показывает отсутствие явнойвыраженности того или иного качества. Отметки  «0; 1» и « 5; 6» показываютсильную выраженность того или иного качества.   Отметки на шкалах можносоединить ломанной линией. Эта линия-  личностный профиль ребенка наданный момент времени.   Изменения личностного профиля ребенка в процессезанятий отражает  качественные изменения в его внутреннем мире: изменениеего отношения и  поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта.   Сравнительныйанализ личностных профилей покажет эффективность работы и её влияние наличность ребенка.           Методика « Раскрась свои чувства»                        (Т.Д. Зинкевич А.М. Михайлов)    Данная методика разработана с привлечениемматериалов Бриды Эллиот.  Методика позволяет выявить чувства которыеиспытывает ребенок. Кроме того,  раскрашивая « человечка», ребенок можетпроявить подавляемые им чувства.  Таким образом, ребенок представляетцветной портрет своих чувств.    Если ребенок раскрашивает « человечка» розовыми,желтыми, зелеными и  другими спокойными цветами, то можно говорить о том,что его состояние  достаточно стабильно и гармонично, он конструктивнобудет воспринимать и  реагировать на занятиях. Иногда в рисунках могутпоявиться черные,  коричневые и ярко-красные тона. Это может означать либосложное,  нестабильное актуально-эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок ( особенно если штриховка неупорядоченная, тревожная, ребенок сильно давит на карандаш); либоместа, в  которых ребенок испытывает боль; либо ребенок просто привыкрисовать  этими цветами ( дома у него есть карандаши только черногоцвета). Если  большая часть рисунка закрашена черным или коричневымцветом, с таким  ребенком желательно провести индивидуальную работу.     Длятого чтобы сделать окончательные серьезные выводы, необходимо  провестисерию рисунков. Так как на раскрашивание «человечка» влияет  состояниеребенка в данный момент, предпочтение им того или иного цвета,  обстановкав которой происходит рисование и многое другое.     Говорю ребенку: «Представь, что этот человечек- тот сказочный герой, в  которого ты хотелбы превратится ( или превратился). Этот герой, так же как и  человечек,может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя  живут вего теле. Раскрась эти чувства:   Радость – желтым Счастье- оранжевым Удовольствие-зеленым Грусть- голубым Гнев, раздражение- ярко-красным Чувства вины-коричневым Страх- черным   Когда ребенок красит «человечка», можно поговорить сним о том, почему он  раскрасил именно так, а не иначе.

IVЗаключение
 
Нравственно-этическиедостоинства сказки в воспитание дошкольников.
Чтобы ребенок был готов кжизни, чтобы уверенно чувствовал в этом  большом мире, необходимовооружить его социальными умениями.Важно, чтобы ребенок мог управлятьсвоим поведением, умел выбрать по  отношению к другому человеку наиболееподходящий способ поведения,  способ обращения с ним, проявлял гибкость итворчество в выборе  коммуникативных средств в процессе диалога с другими.Мы должны научить  ребенка умению видеть и понимать другого человека,развивать способность  поставить себя на место другого и переживать с нимего чувства, умение  действенно откликнуться на эмоциональное состояниедругого. В сказках  черпается первая информация о взаимоотношениях междулюдьми. Именно  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль,которую, увы,  сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны « уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно- этическиепринципы.    Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому  пофантазировать.Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу  себя черезволшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только  глазами нои сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку  ребенокможет понять законы мира, в котором он родился и живет.
Многие народные сказкивнушают уверенность в торжестве правды, победе  добра над злом.    Основудля правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно  закладывать вдетстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и  смелости,мужеству, умению устанавливать контакты.
Сочувствуют различныемнения по поводу влияния сказок на ребенка.  Воспитываю в нем такие важныекачества, как смелость, храбрость,  решительность, мы должны опираться намного вековой опыт  предшествующих поколений в использовании сказкипедагогических целях.  Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей:оберегая его от  реальности, которая далеко не идеал, мы только создадимему лишние  проблемы. Вырастая, он не сможет объективно восприниматьсобытия, решать  последовательно возникающие задачи, будет не решительным,робким или  погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать,если на  раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вместис ним, с  каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуяразличные  методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полногопонимания и  сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации онапослужит ему  хорошей опорой в жизни.   Немаловажным обстоятельством вразвитии ребенка является повторное  прочтение сказки. Не стоит отказыватьв этом малышу на том основании, что  перечисление пятьдесят первый разобстоятельств, при которых Конек- Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты инеизвестности, утомляет и  раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, покоторой он поднимается на  более высокий уровень духовного иинтеллектуального развития. Да, дети,  слушая сказку изо дня в день,переживают за героев снова и снова. Но теперь  им важны не столькоположительные моменты сказки сколько упущенные при  первом прочтениинекоторые подробности сюжета и особенности характеров  персонажей. Такимобразом, ребенок учиться акцентировать внимание на  деталях, а образысказочных героев при этом наполняются новым содержанием,  которое с каждымразом усложняется и приобретает черты действительности.  Если малыш проситещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не  препятствуйте, видимо, ончто-то недостаточно хорошо понял и ему хочется  разобраться в этом. Надопояснить этот момент.    Обращаю пристальное внимание на игры ребенка. Сказкакак средство  эстетического и познавательного воздействия гармоничновписывается в  процесс игры. Выделяю, что для малыша является главным:развитие сюжета,  ситуации которого не использует, или присутствие героев,определяющих её  характер. Включаюсь в игру и поправляю ребенка, если тоили другое  используется неправильно. Возможно, в этом случае сказку надобудет  прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный характер. Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главныхгероев:  умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в3-5 лет не  возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можнопросто дать  ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временимволшебство  должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемойцели или  уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить:чтобы  добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша. Если я внимательна он проходит естественно и позитивно.     Видимо, с это же точки зрения неследует ограждать ребенка и от  пугающих описаний страшных веществ,явлений, злодеев. Он должен знать,  что превосходной степени зла можетпротивостоять только более изощренная  форма добра. Лишь в таком случаепроисходит битва на равных межу  отрицательными и положительнымиперсонажами в сказке и естественная  победа последнего.
 В каждом человеке,ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена  стремление отвечатьобще принятым, установленным веками, способом и  мышления и поведения.Поэтому чувства и поступки положительного героя  малыш сразу же проецируетна себя. Проявляется это обычно сначала внешне:  он начинает использоватьопределенные речевые обороты, характерные для  этих героев, затем поступкиэтого персонажа превращаются в особенности  поведения ребенка, постепенностановятся его собственными поступками.  Малыш начинает сознавать ихнеобходимость, он уже не может на добро  ответить злом, обидеть младших ислабых, вырабатываются моральные  критерии.
Цель моей работы- научитьребенка осознанно относиться к своим  чувствам, к своему внутреннему миру,иначе говоря, способствовать  становлению его самосознанию, развиватьумение управлять своими чувствами  средствами устного народноготворчества.     Нравственное здоровье и нравственное совершенствование,заложенные в  детском возрасте, являются предпосылками того, что вдальнейшем ребенок  станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющимпреодолевать трудности  и способны постоять за себя и своих близких, тоесть социально значимым  человеком.

 
 Памятка
Уважаемые родители
Если вы опуститесь додетского восприятия картины мира, в котором мы  живем, а оно у детей в большинствеслучаев представляет собой набор  образных метафорических обобщений, тоощутите, как с ваших чувств слетает  на лед повседневности. На что-то выможете взглянуть по-новому. Прежде чес  заниматься с детьми, вы должны насебе проверить воздействие сказотерапии.
Профессиональныйпсихолог, работая с детьми, на погружается внутрь их  проблем. Он остаетсявне, снаружи ситуации. Переживания психолога  отделены от переживанияребенка. Для родителей это не возможно. Ребенок  сразу почувствует неискренность,и лечебного эффекта не будет. Родители не  должны наблюдать со стороны заразвитием ребенка. Они переживают жизнь  вмести с ним и при обсуждениисказки погружаются внутрь его проблем,  чувств и ощущений.
 Вы должны подстроитьсяпод ребенка, под его мысли и переживания. Если  ваш ребенок, например, вовремя обсуждения сдвинул глаза влево и приподнял  их, то вы знаете, что онсейчас вспоминает какой-то зрительный образ.  Сделайте то же самое.Сдвиньте глаза, как и он, и походу обсуждения сказки  попробуйте уловить,что он вспоминает. Синхронность поведения ваших глаз-  не плохой залог дляустановления доверительного контакта. Ёще одним показателем служит дыхание.Частоту и глубину своего  дыхания вы должны подстроить род дыханиеребенка. Ваши ритмы должны по  возможности совпадать.
Третий показатель-ритмичность вашего голоса, тембр и интонации. Здесь  то же надоподстраиваться под ребенка.   Например, вас беспокоит, что ребенок боитсяоставаться один, ему страшно  спать в темной комнате. Обсуждая сказку отаких страхах, вы сами должны  представить, ощутить этот страх ипреодолеть его вместе с ребенком.  Посредством метафор, которыеиспользуются в сказках дети ощущают  переживания персонажей. Вы же должныощутить переживания ребенка.
 

 
Содержание
 
I  Введение Устное народноетворчество, как средство социализации ребенка
II Роль произведений русского народноготворчества в духовно-  эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.
2.1 Фольклор в жизнималышей.
2.2 Воспитательнаяценность малых форм устного — народного  творчества (пословицы, поговорки,загадки, считалочки)
2.3 Сказки — для ума идуши закваски
2.4 Воспитательнаяценность русских народных сказок.
III Система работы с дошкольниками порусским народным сказкам.
3.1 Эмоциональное погружениедетей в сказку.
3.2 Использование сказкив воспитательно – образовательной работе с детьми. Драматизация сказокдошкольниками. Отслеживание влияния сказочного жанра народного  творчества наум и душу ребенка.
IV Заключение Нравственно — этические достоинствасказки в воспитании дошкольников
V  Литература
VI Приложение


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.