Реферат по предмету "Экономика"


Евро новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связях

--PAGE_BREAK--1.  Изменения в современной мировой валютной системе.
Еще в раздробленной средневековой Европе неоднократно предпринимались попытки ввести общую валюту: например, в 1392 г. ганзейские города заключили валютный союз и начали чеканить общую монету. В XIX веке идеи создания общеевропейских денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор Гюго, предвидевший появление единой континентальной валюты на всей территории Европы и создание Соединенных Штатов Европы. Иногда эти идеи реализовывались на значительной части континента. Наиболее известным примером стал Латинский валютный союз, в который в 1865 г. вошли Франция, Бельгия, Швейцария, Италия, а впоследствии и Греция. Затем к нему хотели присоединиться также Дания и Швеция, но им помешала разразившаяся франко-прусская война, и эти страны в 1873 г. пошли на заключение собственного Скандинавского валютного союза (в то время в состав Швеции входила и территория нынешней Норвегии).
1.1 Ямайская валютная система, несостоятельность предыдущих
Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в XIX в. в форме золотомонетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег.

После валютного хаоса, возникшего в результате первой мировой войны, был установлен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами. Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г. Ее основой явились золото и девизы — иностранные валюты.

После первой мировой войны валютно-финансовый центр переместился из Западной Европы в США. Это было обусловлено следующим.

Значительно возрос валютно-экономический потенциал США, увеличился экспорт капитала. США стали ведущим торговым партнером большинства стран, а Нью-Йорк превратился в мировой финансовый центр.

В 1924 г. произошло перераспределение официальных золотых резервов: 46% золотых запасов капиталистических стран сосредоточились в США. США развернули борьбу за гегемонию доллара. Достигнутая валютная стабилизация была взорвана мировым кризисом 30-х годов.

В период второй мировой войны  были развернуты валютные ограничения, которые ввели как воюющие, так и нейтральные страны, что было обусловлено следующим.

Во-первых, США отказались от предоставления кредитов и предпочли военные поставки по ленд-лизу, то есть в аренду.

Во-вторых, источником оплаты импорта предметов гражданского потребления служил долгосрочный кредит.

В-третьих, в качестве валюты платежа использовалась обычно валюта страны-должника без права конверсии еев золото и иностранные валюты.

В-четвертых, в военных условиях повышалось значениезолота в качестве мировых денег.

Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в апреле 1942 г., так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны в 30-х годах.

На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. Принятыми на конференции соглашениями (устав МВФ) вводился золото-девизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах -долларе США и фунте стерлингов.

Бреттон-вудское соглашение предусматривало следующие формы использования золота как основы мировой валютной системы:

а) сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ;

б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство;

в) опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервнойвалюты;

Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.

Однако, требование Бреттон-вудской системы об обмене доллара на золото оказалось обременительным для США, поскольку диктовалась необходимость поддерживать низкие цены на золото за счет собственных резервов. Золотая ликвидность фактически не обеспечивалась. В начале 70-х годов Бреттон-вудская система фактически развалилась. США отказались об обмене золота по официальной цене. Цена на золото резко подскочила. Сохранять систему твердых валютных курсов практически стало невозможным.

С начала 1973 г. для международной валютной системы становиться характерным постоянное изменение обменных курсов различных валют. Большинство промышленно развитых стран использует систему плавающих валютных курсов. Развивающиеся страны сохраняют фиксированные курсы своих денежных единиц относительно доллара, либо других ведущих стабильных валют.

Энергетический кризис 1973 – 1974гг. «добил» Бреттон-вудскую валютную систему. Золото начинает продаваться по ценам, складывающихся на «золотых» биржах. Цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на международную валютную систему.

В 1976 г. на очередном совещании МВФ в Кингстоне (Ямайка) были определены основы новой мировой валютной системы капиталистического мира. Международная валютная жизнь по-прежнему регламентировалась Уставом МВФ. Сам Устав исправлялся два раза — в 1969 г. (создание СДР) и поправкой, предусмотренной Ямайскими соглашениями.

Основные составляющие современного международного валютного механизма сводятся к следующему:

1. Функция золота в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов упразднялась. Золото утрачивает денежные функции и становится обычным товаром со свободной ценой на него. В то же время оно остается особым товарным ликвидным активом. В случае необходимости золото может быть продано, а полученная валюта использована для платежа.

2. Странам предоставлялось право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах их национальных денежных единиц. Колебания курсов обусловлены двумя основными факторами:

а) реальными стоимостными соотношениями, покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;

б) соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

К началу 90-х годов в связи с реализацией системы «плавающих» курсов возникла довольно сложная схема организации МВС на основе следующих элементов:

а) подбираются главные опорные единицы, с которыми отдельные национальные валюты сохраняют свои отношения, точнее, свой валютный курс;

б) степень колебания валютных курсов неодинакова, диапазон колебаний широк. При этом поддерживается валютный курс лишь в отношении некоторых валют в рамках определенного диапазона, в отношении же остальных валют он свободно меняется.

На практике объявленные странами валютные режимы весьма различны. В 1988 году 58 стран приняли решение об установлении курса своих валют по отношению к валюте одного из их основных партнеров: американскому доллару (39), французскому франку (14 стран зоны франка) или к другим валютам (5). Другие страны привязали свою валюту к СДР (17) или к другой корзине валют (29), крометого, 4 страны высказались за режим ограниченной гибкости по отношению к единственной валюте, учредили для себя механизмы валютного сотрудничества, стабилизируя свои валютные курсы. 19 стран высказались за режим независимого плавания, в том числе США, Канада, Великобритания, Япония.

3. Вводится стандарт СДР – «специальных прав заимствования»(special drawing rights)с целью сделать их основным резервным авуаром и уменьшить роль резервных валют.

Поначалу СДР выступали как простое кредитное средство. Однако затем Международным валютным фондом была поставлена задача превратить их в «главный резервный актив международной валютной системы». СДР предназначались для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют.

Единица СДР является условной. Выпуск СДР происходит в виде кредитовых записей на счетах МВФ пропорционально квотам стран-участниц. Эти квоты используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашениядефицита платежного баланса. Однако их доля в общих валютных резервах капиталистического мира невелика — около 3%.


Итак, Ямайская валютная система закрепила долларовый (бумажно-денежный) стандарт вместо золотого и уникальные сугубо односторонние политические преимущества доллара, как единственной резервной валюты мира, мировых денег вместо золота, «лучше» золота и стоящих над золотом.

Однако, политические противоречия Ямайской валютной системы уже обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 года. Доллар США находится в объективном противоречии: с одной стороны — это национальная валюта США, но с другой стороны — это теперь единственная мировая резервная валюта, выполняющая функцию мировых денег. И всякий раз, когда политические интересы США приходят в противоречие с интересами всего остального мира, конфликт решается одним и тем же способом — весь мир остается в минусе, а в плюсе всегда только США, обеспечивающие свою финансовую национальную безопасность в первую очередь за счет интересов всего остального мира. Имея население всего примерно в 300 млн. человек, США потребляют не менее 50% всех добываемых на земле энергоресурсов и поэтому США не могут (даже если бы и хотели) принципиально и объективно вести себя иначе, не утратив при этом решающие преимущества и гегемонию над всем остальным человечеством (теория однополюсного мира).

По мере возможности США искусственно ограничивают (сдерживают) развитие всего остального мира за пределами США только своими национальными потребностями и это США легко удается.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2Европейская валютная система
Уже после второй мировой войны — в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона.

Реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 г. Воодушевленные первыми успехами интеграции страны Общего рынка решили, что настало время перейти к валютному союзу. Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект получил название «план Вернера». В соответствии с ним к 1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют, твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте.

Однако почти сразу стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В 1971 г. доллар перестал размениваться на золото, и начался затяжной кризис международной валютной системы. Вслед за ним последовал взлет цен на нефть, спровоцировавший долговременный спад в западных экономиках. Хотя внешние потрясения стали лишь дополнительным фактором провала «плана Вернера», основная причина неудачи была внутреннего свойства. В то время страны ЕС имели очень неоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпы инфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной «упряжке», каким бы эффективным ни был механизм валютной интеграции.

В конце 70-х гг. в Западной Европе появились признаки выхода из стагнации, многие страны провели структурную перестройку и уменьшили зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 г. начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день. В ее основу были положены коллективная европейская единица – ЭКЮ (European Currency Unit) и механизм регулирования обменных курсов с жесткими нормативами допустимых отклонений.

Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Это следующие валюты: немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский франк, испанскаяпесета, датская крона, ирландский фунт, португальский эскудо, греческая драхма и люксембургский франк.

В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный вес колеблется в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка — 19,9%, фунта стерлингов — 11,5%; итальянской лиры — 8,1%, датской кроны — 2,7% и т. д.

В качестве реальных резервных активов ЕВС использует золото. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС).

Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.

Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой допускался от ±1,125% до ±4,5% в разные годы. В графическом изображении  «змея» означала узкие пределы колебаний курсов валют 6 стран ЕЭС (Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой. Если курс валюты страны опускался ниже допускаемого предела, центральный банк должен был скупать национальную валюту на иностранную.

Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле; режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах; относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения; объединение 20% официальных золото-долларовых резервов; развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.

Наиболее сложной остается проблема сокращения государственного долга и дефицита бюджета. Для придания большей прочности будущему ЕВС министр финансов Германии предложил «пакт стабильности», который был одобрен на общеевропейской встрече в декабре 1996 г. в Дублине. Пакт предполагает ряд политических и финансовых мероприятий, автоматически вводящих санкции для стран, нарушающих критерии конвергенции. После подписания «пакта стабильности» на мировых финансовых рынках воцарилась уверенность, что ЕВРО все же появится, и появится вовремя.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Проблемы, связанные с развитием ЕВС
Одним из основных рисков для евро как новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными интересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Созданные наднациональные институты имеют ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как известно, в экономическом и валютном союзе важнейшие решения в области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются разными институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать с эффективной централизованной валютной политикой США. Реализация политики внутри ЭВС часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении кризисных ситуаций могут сыграть отрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную и валютную политику. Советом ЭКОФИН, который формирует финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро-11, отвечающим за экономическую и финансовую политику одиннадцати государств-членов ЭВС, и национальными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.Главная проблема состоит в том, что регулированием денежного обращения и кредитных отношений занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в руках министров экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамки денежно-кредитной и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведения активной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная политика и даже единая валюта не устраняют специфики отдельных государств внутри валютного союза, которая потенциально чревата столкновением интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение темпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах. Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировых валютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегических целей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза.

Согласно теории оптимальных валютных зон профессора Р. Манделла, нынешние одиннадцать государств-членов ЭВС не образуют такую «оптимальную валютную зону», а решение о создании валютного союза имело не экономический, а прежде всего политический характер. Для многих из них (например, Франции, Италии, Испании, Португалии, Финляндии) до недавнего времени была характерна значительная асинхронность экономического цикла, поэтому в принципе нельзя исключать вероятность возникновения так называемых «асимметричных шоков», т. е. экономических потрясений, затрагивающих только отдельные страны валютного союза. Несмотря на выполнение показателей экономической конвергенции, сохраняется неоднородность состава и темпов развития участников валютного союза: так, при средних по ЕС темпах экономического роста 3% в начале 2000 г. в Ирландии рост составлял 7,5, а в Италии — всего 1,3; уровень инфляции в среднем по ЕС составлял 1,1%, в то время как в Испании — 1,8, а во Франции -0,6% .

Вообще, Р. Манделл рассматривал оптимальную валютную зону как образованный рядом стран валютный союз с высокой степенью мобильности трудовых ресурсов для поддержания уровня занятости в случае принятия «асимметричных шоковых мер» одной или несколькими странами-членами союза.

При обострении ситуации наличие единых учетных ставок будет устраивать далеко не все государства ЭВС, поскольку правительства более слабых стран не смогут потребовать от Европейского центрального банка изменения ставок для девальвации своих валют. Передача валютной и денежно-кредитной политики в ведение ЕЦБ фактически лишает национальные государства главных средств оперативного регулирования, а валютный союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим потребностям отдельных стран. Поскольку внутри зоны евро динамика экономического развития существенно различается по странам, установление единой процентной ставки не может отвечать интересам всех стран. Выгоды от использования евро сопоставимы с убытками от потери важнейших экономических рычагов, в частности независимой денежно-кредитной политики и возможности изменения валютного курса. При появлении «асимметричных шоков» их потеря будет особенно чувствительна. Таким образом, утрата финансовой самостоятельности и отсутствие возможности девальвации валюты и манипуляции процентными ставками могут создать немало проблем. В такой ситуации теория оптимальных валютных зон предлагает следующие варианты решений: мобильность трудовых ресурсов, гибкость системы цен и заработной платы, наличие эффективного механизма перевода бюджетных трансфертов в подвергшиеся «асимметричным шокам» страны или регионы. В соответствии с этой теорией, для успешной работы валютного союза необходимо, чтобы «асимметричные шоки» были редкими, а участники союза находились в близких фазах экономического цикла. Единая финансовая политика должна влиять на все составные части союза одинаково и исключать языковые, культурные, юридические препятствия для перемещения трудовых ресурсов через его внутренние границы.

Неоднородность состава валютного союза создает большие трудности и для проведения единообразной денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории валютного союза, что в конечном счете может снизить ее эффективность. Так, в феврале 2000 г. было признано, что при общем росте инфляции в странах ЭВС с 1,5% в ноябре 1999 г. до 1,7 в декабре, а ее уровень во Франции, Германии, Испании и Ирландии был выше, чем планировалось. По прогнозам в ближайшие 10 лет уровень инфляции в Италии, Испании и Португалии будет значительно выше, чем в других странах ЭВС. Само создание валютного союза порождает экономические и политические проблемы для государств ЕС: речь идет не только о вероятных шоковых воздействиях, но и асимметрии в реакции государства на эти воздействия. Например, в начале 2000 г. четко проявились расхождения по вопросам о повышении процентных ставок и курсе евро между Германией, которую в принципе устраивал сложившийся паритет доллара и евро, и Францией, выступавшей за укрепление единой европейской валюты. В принципе валютный союз может успешно функционировать только тогда, когда экономическая ситуация во всех странах зоны евро длительное время будет стабильной.

Теория оптимальных валютных зон в качестве основных проблем развития валютного союза рассматривает сложности поддержания стабильной занятости в условиях, когда изменения спроса или иные последствия «асимметричных шоков» приведут к снижению реальной заработной платы в конкретном регионе. В этой связи особую важность для преодоления экономических потрясений имеет поддержание высокой мобильности трудовых ресурсов. Действительно, географическая и социальная мобильность трудовых ресурсов является одним из наиболее эффективных средств борьбы с экономическими кризисами, однако в ЕС она весьма низка по сравнению с США, в первую очередь ввиду наличия языковых и культурных различий. Несмотря на снятие формальных юридических и иных барьеров на пути свободного передвижения трудовых ресурсов, внутри Европейского союза в 1998 г. при населении 370 миллионов человек переехали на работу в другую странуЕС всего 740 тысяч граждан. Повышение мобильности трудовых ресурсов блокируется и высоким уровнем хронической безработицы во многих странах ЕС. В результате в условиях валютного союза циклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать более частыми и продолжительными.

Трудно предвидеть все последствия свободного перемещения трудовых ресурсов внутри ЭВС после появления евро. Например, в 1998 г. наиболее динамично растущей экономикой являлась ирландская, где темпы роста составляли 8%, в то время как Германия, до недавнего времени имевшая самую стабильную валюту в Европе, фактически имела минимальный рост. Тем не менее эта ситуация не привела к массовому оттоку рабочей силы из Германии в Ирландию. Кстати, согласно последнему докладу экспертов ООН по проблемам народонаселения, в недалеком будущем ЕС столкнется с трудным выбором между переходом к либеральной иммиграционной политике и снижением уровня жизни вследствие уменьшения общей численности населения ЕС и особенно доли трудоспособного населения. По их расчетам, низкая рождаемость в ЕС приведет к тому, что к 2050 г. доля трудоспособного населения в Италии сократится с 39 до 22 миллионов, в Германии — с 56 до 43 миллионов. Избежать кризиса можно, по мнению экспертов, только двумя способами: либо пересмотреть систему социального обеспечения, либо открыть границы для иммигрантов. В последнем случае в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами странам ЕС (прежде всего Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Германии и Швеции) придется принять до 160 миллионов иммигрантов, в частности ФРГ понадобится приглашать ежегодно по 3,4 миллиона человек, Италии — 2,2 миллиона.

Крайне неоднородна и ситуация по уровню безработицы внутри стран зоны евро. Например, в декабре 1999 г., при среднем по странам ЭВС уровне безработицы в 9,6%, его показатели значительно варьировались — от 2,6% в Нидерландах и Люксембурге до 15,0% в Испании (см. табл. 2).

Одна из главных проблем заключается в том, что внутри зоны евро существуют значительные различия и по уровню производительности труда. По данным американского инвестиционного банка «Голдмэн Сакс»[3], в 1990 г. производительность труда в Италии была на 33% ниже, чем в ФРГ, в Испании — на 42, в Португалии — на 80%. За последние 10 лет ситуация изменилась незначительно: соответствующие цифры в 1999 г. составили в Италии — 25%, Испании — 35, Португалии — 76, в то время как в других странах зоны евро аналогичный показатель не превышал 10%. При сохранении этих темпов роста для того, чтобы догнать остальные страны ЭВС, Италии понадобится 18 лет, Испании — 34, Португалии — 74 года.

Табл. 2.[2]

Уровень безработицы в отдельных странах ЕС в ноябре — декабре 1999 г.

Страна

Ноябрь 1999г.

Декабрь 1999 г.

Страны ЭВС





Австрия

4,2

4,2

Бельгия

8,7

8,7

Германия

9,1

9,0

Ирландия

5,9

5,8

Испания

15,4

15,0

Люксембург

2,6

2,6

Нидерланды

2,6

2,6

Португалия

4,3

4,4

Финляндия

9,9

9,9

Франция

10,5

10,4

Другие страны ЕС





Дания

4,1

4,1

Швеция

6,6

6,6

В среднем по ЭВС

9,8

9,6

В среднем по ЕС

9,0

8,8

А по отдельным демографическим группам уровень безработицы еще выше: в 1999 г. среди молодежи до 25 лет доля безработных составляла в Италии 32,5%, в Испании — 28,4, во Франции — 24,4%. Абсолютное число безработных в странах валютного союза в сентябре 1999 г. достигло 12,8 миллиона человек, причем 40% из них не имели работу в течение длительного периода времени (в США — 11%).

Государствам-членам ЭВС все труднее обеспечивать своему населению надежные гарантии занятости, короткую рабочую неделю и при этом высокий уровень заработной платы. Наличие валютного союза оказывается несовместимым с щедрыми пособиями по безработице, высокими налогами, значительными ограничениями для работодателей в трудовом законодательстве. Для многих становится очевидным, что появление евро, который облегчает анализ финансово-экономического положения европейских компаний, оказалось катализатором дальнейшей концентрации капитала. Этот процесс, уже набравший высокие темпы в условиях глобализации, приобрел еще более ярко выраженный характер.

В то же время трудно установить четкую взаимосвязь между созданием валютного союза и уровнем безработицы. Например, данные, опубликованные в феврале 2000 г., говорят о том, что за первый год после введения евро уровень безработицы в целом по странам ЭВС снизился (до 9,6%). Высокий уровень безработицы, сохраняющийся в отдельных государствах и регионах ЕС, определяется чаще всего внутренними структурными факторами, а не введением евро. Более того, макроэкономическая стабильность, потенциально заложенная в валютном союзе, является незаменимой для поддержания экономического роста на уровне, достаточном для создания новых рабочих мест.

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в ЕС входят 15 государств – Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

За пределами ЭВС остаются ряд западноевропейских государств-членов Евросоюза: Великобритания, Дания и Швеция, которые с момента создания ЭВС, предпочли не участвовать в нем, а также Греция, хотя и желающая вступить, но дока не удовлетворяющая некоторым критериям конвергенции.

Фактическое разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет в себе серьезные экономические и политические проблемы. Вступление в валютный союз представляет собой достаточно рискованный шаг со стороны европейских государств и очень велика связанная с ним неопределенность: в этой ситуации страны, проявившие осторожность и решившие подождать, вряд ли можно рассматривать как отстающие на пути европейской интеграции. В связи с этим формирование отношений с государствами-аутсайдерами является одной из наиболее важных задач, стоящих перед ЭВС.

С одной стороны, члены ЕС, оставшиеся вне зоны евро, не без оснований опасаются, что они могут потерять влияние в принятии экономических и политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого внутреннего рынка, бюджетно-налоговой политики и др. Хотя все экономические решения, не касающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным органом — Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единой валюты может привести к более тесной координации экономической, бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Например, страны зоны евро могут прибегнуть к таким средствам, как общая бюджетно-налоговая политика и усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве. В Совете министров финансов и экономики стран ЕС государства ЭВС также будут составлять большинство, что может отрицательно отразиться на интересах аутсайдеров в случае разногласий.

Более того, статус аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках.

Положение аутсайдеров обладает и рядом ценных преимуществ. Они сохранят возможность самостоятельного проведения кредитно-денежной и валютной политики. Одним из главных преимуществ аутсайдеров будет свобода установления валютного курса, в частности возможность проведения «конкурентных девальваций» в отношении евро. Например, если евро будет укрепляться относительно других европейских валют, конкурентоспособность стран зоны евро неизбежно снизится, тогда страны-аутсайдеры получат конкурентное преимущество. Негативный эффект для стран-инсайдеров усилится, если это будет сопровождаться снижением экономического роста в зоне евро и ростом производства в остальных странах ЕС. Другим преимуществом является свобода проведения кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок, что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны евро. Таким образом, аутсайдеры получат в свои руки сильное средство конкурентной борьбы, которое могут использовать в случае расхождения экономических интересов с государствами валютного союза.

Страны ЭВС заинтересованы в том, чтобы уменьшить расхождения экономических интересов среди стран ЕС в целом, создать условия для кооперации с аутсайдерами, особенно в кредитно-денежной сфере, поскольку и члены ЭВС, и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка и вынуждены поддерживать разумную экономическую дисциплину.

Причины, по которым ряд европейских государств пока не участвует в ЭВС, различны. Из стран ЕС, не присоединившихся к ЭВС, лишь Греция не смогла вступить из-за невыполнения Маастрихтских критериев, но она уже добилась значительных успехов на пути макроэкономической конвергенции с государствами ЭВС. Она заявила о своем намерении привязать драхму к евро в рамках нового МОК и вступить в валютный союз в 2001 г. Это, однако, потребует последовательного проведения жесткой кредитно-денежной и валютнойполитики в стране для того, чтобы соответствовать критериям конвергенции и поддерживать стабильность валютного курса.

Дания, Швеция и Великобритания в 1997 г. выполняли критерии конвергенции в области инфляции и процентных ставок и ни одна из них не имела излишнего бюджетного дефицита. (Однако шведская крона и фунт стерлингов не участвовали в МОК со времени кризиса 1992 г. и находились в режиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли нужным воздержаться от присоединения к ЭВС, по крайней мере на первом этапе, воспользовавшись таким правом по Маастрихтскому договору. Эти решения были продиктованы не только политическими соображениями, но и серьезным экономическим анализом.

В случае Швеции эксперты пришли к выводу, что потенциальные издержки участия в ЭВС могут быть значительными, особенно в области стабилизации, где утрата рычагов антициклической и структурной политики может привести к негативным последствиям. (Неясен также эффект ЭВС в области среднесрочных сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции, инфляции.) Шведская позиция во многом определялась и текущими экономическими и политическими проблемами страны, в том числе высоким уровнем безработицы, хрупкостью государственных финансов, а также недостаточной поддержкой населения. Но поскольку стратегические интересы Швеции связаны с Европейским Союзом, участие Швеции в ЭВС очень вероятно. Кроме того, шведские межнациональные корпорации, имеющие значительный объем продаж в странах зоны евро, также заинтересованы в присоединении к валютному союзу.

Аналогичную политику по отношению к ЭВС проводит и Дания. Датская крона уже была некоторое время привязана к немецкой марке в рамках МОК и, видимо, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютная политика этой страны направлена на поддержание стабильности обменного курса, что предполагает поддержание темпов инфляции на уровне других европейских стран — членов ЭВС.

Единственной страной-аутсайдером, которая может создать серьезные проблемы для ЭВС, является Великобритания. Важнейшим аргументом британских противников валютного союза является потеря независимости в кредитно-денежной политике и отказ от своей валюты. Усиление интеграции с Европой может означать для Великобритании потерю тех преимуществ, которые были достигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря гибкости в валютной политике в случае падения курса доллара по отношению к евро может негативно сказаться на конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности Великобритании. Ведь несмотря на то, что британская промышленность во многом интегрирована в экономику Западной Европы, она сохраняет и более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальной Европы) благодаря более тесной связи курса фунта стерлингов с долларом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Анализ результатов работы зоны евро за 1999 – 2001 г.
Итак, период с 1999 по 2001 гг. показал, что вопреки первоначальным прогнозам руководства ЕС курс евро по отношению к важнейшим мировым валютам постоянно падал, экономика стран ЭВС в первой половине года не давала оснований для прогнозирования стабильного роста, европейские финансовые рынки находились в весьма неустойчивом состоянии. В результате доллар США полностью сохранил роль бесспорного лидера в международных финансах. Расчеты руководства ЕС на то, что после введения евро тенденция снижения доли доллара в мировой торговле, расчетах и резервах значительно укрепится, в целом не оправдались. С другой стороны, к достижениям евро можно отнести снижение уровня инфляции и стабильность цен внутри ЭВС, создание интегрированного европейского рынка капитала, выход евро на первое место на международных рынках облигаций. Таким образом, евро завершил год, потеряв значительную часть своей «внешней» стоимости, но относительно успешно работая на «внутреннюю» европейскую экономику.

Анализ экономических аспектов перехода на единую валюту показал, что его эффективность не столь велика, как прогнозировали официальные источники. Например, если исходить из расчетов Комиссии ЕС, то экономия на издержках конвертирования должна была составить 1% ВВП ЕС, однако независимые экономисты оценивают ее положительный эффект в пределах от 0,2 до 0,5% ВВП. Влияние евро на протекционистские барьеры в торговле членов Э8С с третьими странами оказалось неоднозначным: с одной стороны, внешнеторговые режимы стали выравниваться в соответствии с общей тенденцией к либерализации, с другой — торговые партнеры стран зоны евро оказались ограниченными в выборе внешнеторговой стратегии ввиду прозрачности условий контрактов.

Как было показано, курс евро по отношению к доллару на протяжении всего периода неизменно снижался и к декабрю 2000 года достиг паритета с долларом, потеряв в итоге до 16% своей первоначальной стоимости к доллару и 23% — по отношению к иене.

Можно говорить о разных аспектах оценки обменного соотношения курсов евро и доллара: экономических, финансовых, политических, психологических.

В экономическом и финансовом плане плавное снижение курса евро не представляет больших проблем для стран ЭВС. Напротив, слишком сильный евро способен подорвать европейский экспорт, дефляционные тенденции могут негативно отразиться на темпах экономического роста и повысить уровень безработицы, поэтому ЕЦБ не заинтересован в чрезмерном укреплении евро и резком ослаблении доллара. Поскольку ЕС экспортирует своих товаров намного больше, чем импортирует, и тем, кто приобретает европейские товары, выгодно расплачиваться более дешевой валютой, ЕЦБ долгое время спокойно относился к падению курса евро. Более того, при желании ЕЦБ, располагающий долларовыми резервами в размере 350 миллиардов, не раз мог остановить эту тенденцию — например, с помощью долларовых интервенций или повышения процентных ставок по вкладам в евро (ставка по долларовым вкладам в конце 1999 г. составляла 4,5%, а по вкладам в евро — всего 2,25%). Анализ действий банка в те непродолжительные периоды, когда наблюдался рост курса евро, позволяет предположить, что руководство банка пришло к выводу, что оптимальным для курса евро является коридор $1,05 — $1,08, и как только он превышал эти параметры, один из руководителей ЕЦБ делал заявление, после которого начиналось снижение курса.

Руководством ЕЦБ было признано, что курс евро с самого начала был завышен. В начале 1999 г. этому способствовали и внешние факторы: финансовый кризис в России способствовал падению курса доллара относительно иены и соответственно «синтетическому» росту евро против доллара. Однако трижды проведенное снижение ставок ФРС США полностью изменило ситуацию и привело к быстрому укреплению доллара против евро.

В первой половине периода 1999 – 2001 гг. на курс евро влияли главным образом экономические и отчасти политические факторы: прежде всего мощный и непрерывный с 1992 г. экономический подъем в США, создавший за эти годы 22 миллиона рабочих мест; длительный застой в экономике Германии, Италии и неблагоприятный прогноз экономической конъюнктуры в ЕС в целом; полугодовой кризис, связанный со скандальной отставкой Комиссии ЕС; военные действия в Югославии; подъем японской экономики и соответствующее укрепление иены; значительная разница между уровнем процентных ставок в ЭВС и США.

Во второй половине этого периода курс евро сильнее реагировал на косвенные признаки, игнорируя прямые показатели улучшения экономической конъюнктуры в ЕС. Анализ сложившейся в тот период ситуации на валютном рынке позволяет сделать вывод о преобладании спекулятивных операций, практически не связанных с фундаментальными процессами. Если в начале, когда экономический рост в ЕС был незначителен, снижение курса евро могло считаться приемлемым, то во затем слабый евро перестал способствовать ускорению экономического роста и вызвал повышение процентных ставок в ноябре. Рост доходности государственных облигаций и низкий курс евро ухудшали перспективы экономического роста в ЕС. Поскольку прочность валюты на внешних рынках неотделима от ее стабильности на рынке внутреннем, дальнейшее падение евро на мировых биржах ниже паритета с долларом неизбежно приведет к росту цен в ЕС.

Однако в политическом и психологическом плане постоянное снижение курса евро по отношению к доллару неизбежно вызывает в Европе беспокойство политиков и общественности, особенно в тех странах, где появление единой валюты было воспринято неоднозначно (прежде всего в Германии). К середине периода нервничать стали не только европейцы, но и их партнеры, сделавшие ставку на евро. Возникли разногласия и внутри валютного союза: например, президент ЕЦБ В. Дуйзенберг возложил ответственность за сложившееся положение на Германию (по его мнению, именно снижение темпов экономического роста в этой стране в первой половине года и высокая безработица дискредитировали евро), а правительство ФРГ, в свою очередь, обвинило его самого в подрыве евро подобными заявлениями и нанесении ущерба экономической репутации страны. По мнению экспертов Института мировой экономики ФРГ, продолжение игры на понижение евро с целью стимулирования экспорта оказалось стратегическим просчетом ЕЦБ и неизбежно приведет к конфликтным ситуациям в международном разделении труда и на финансовых рынках, вызвав ответную реакцию со стороны США и других стран.

Впрочем, реакция США не была пассивной с самого начала введения евро. Американцы старались сузить рынки сбыта произведенных в ЕС товаров (постоянные торговые войны между ЕС и США ведутся в основном вокруг биржевых товаров, объемы продаж которых влияют на перелив капитала). Используя свое влияние в международных финансовых организациях, они начали кампанию по приравниванию еврооблигаций к остальным видам долгов (хотя они не имеют национальной принадлежности, для исполнения платежей по ним привлекаются европейские банки). Инициированные Соединенными Штатами военные действия на Балканах и последующие программы восстановления этого региона также внесли свой вклад в падение курса евро и вывели из европейских бюджетов немало средств, которые моглибы пойти на увеличение внутренних инвестиций и обеспечить рост экономики.

На этапе становления ЭВС международная стратегия ЕЦБ была преимущественно оборонительной. Это объясняется тем, что реальные возможности целенаправленного использования преимуществ евро в конкурентных целях на мировой арене пока ограничены, а вероятность повышения международной роли евро в результате действия объективных макроэкономических факторов в краткосрочной перспективе оказалась не столь высокой, как это прогнозировалось.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Последствия принятия евро для России 2.1 Рубль между долларом и евро
В мире геофинансов Россия занимает важное положение в связи с обладанием большими запасами долларов: например, по некоторым оценкам, объем имеющихся у нее наличных долларов вполне сопоставим с объемом этой валюты в самих США. С другой стороны, ее важнейшим экономическим партнером является перешедший на евро Европейский союз. Поэтому исход будущей глобальной конкуренции доллара и евро будет зависеть и оттого, какое место и как скоро новая европейская валюта займет в России. Основу Европейского валютного союза составляет Германия, экономика которой во многом зависит от российских энергоносителей (достаточно вспомнить, что ресурсы природного газа Германии на 32% сформированы Россией и в ближайшие 10 лет эта величина останется без существенных изменений). Прежде всего по этой причине цена стабильности в России для стран ЕС остается высокой, что наглядно демонстрирует и зависимость курса евро от развития российских событий. Вообще состояние экономик крупных соседей зоны евро — очень важный фактор прочности валютного союза, и любая дестабилизация в регионе создает угрозу для всего проекта ЭВС в целом, по меньшей мере снижая спрос на евро со стороны третьих стран.

Российский финансовый кризис 1998 г. принес значительные убытки всем европейским банкам и концернам в России, что ударило по их положению на национальных и международных рынках и вынудило срочно мобилизовать дополнительные резервы в целях удержания котировок собственных ценных бумаг и кредитных рейтингов. На первый взгляд, понесенные убытки, ощутимые для отдельных корпораций (например, потери только трех крупнейших немецких банков составили около 1,5 миллиарда долларов), в масштабах ЕС не столь и значительны. Однако с геополитической точки зрения гораздо более ощутимый удар был нанесен по стратегическим планам ЕС в рамках глобальной конкуренции за финансовые и сырьевые ресурсы как раз накануне введения единой европейской валюты.

Как известно, нынешняя валютная политика России имеет ярко выраженный продолларовый характер: так, в 1998 г. удельный вес операций с долларомСША на ее валютном рынке составлял 99,3% против 95,3% в 1997 г. Именно доллар в настоящее время обслуживает в России 75% внешнеторговых сделок (несмотря на то что более 60% ее торгового оборота приходится на стра­ны Европы), долларовый рынок является наиболее емким для частных заим­ствований, в долларах заключаются контракты и устанавливаются цены на торговлю сырьем.
Табл. 3. [3]

ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %


ЕС

США

Внешнеторговый оборот


33

8

Прямые иностранные инвестиции (накопленный объем)

38

41

Прямые иностранные инвестиции в 1998 г.

44

35

Иностранные инвестиции в 1998 г.

64

19

Монополия доллара в России обусловлена целым рядом факторов: высокой степенью долларизации экономики (68% в 1999 г,), использованием доллара в качестве валюты платежа во внешней торговле и в качестве номинального якоря в процессе финансовой стабилизации, преимущественно долларовым выражением значительного внешнего долга страны. Однако долларизация экономики приводит к тому, что Россия ежегодно фактически кредитует ФРС США на десятки миллиардов долларов, что сопоставимо с размером российского внешнего долга. В принципе, долларизация не только противоречит ее национальным интересам как европейской державы, но и приходит в противоречие с ведущими тенденциями мировой валютной конъюнктуры: в мире идет постепенный отход от использования доллара, поскольку 45% обслуживаемого им мирового экономического оборота не соответствует доле США в 19,6 % в мировом ВВП и в 15% в обороте мировой торговли (см. табл. 4).

Табл. 4. [4]
Доллар США в мировой и российской экономике, %

Мир, 1995 г.

Россия, 1998 г.

Внешнеторговые контракты

48

80

Банковские депозиты в иностранной валюте

65

90

Официальные валютные резервы

65

65

Государственный долг развивающихся стран

50

67

Очевидно несоответствие между географическим распределением внешней торговли России и валютным выражением ее внешних финансовых обязательств. Учитывая, что доля США во внешней торговле страны составляет не более 4%, можно констатировать, что российский рубль привязан к наиболее экономически удаленной от него валюте и экономике страны, с которой у него существует минимум взаимодополняемости.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития ситуации в России, в то время как ЕС и Россия взаимосвязаны непосредственно: их объединяют не только тесные внешнеэкономические связи, но и совместные транспортные сети, научно-технические проекты, культурные связи. Географическая близость заставляет их совместно решать также проблемы экологии, миграции населения и многие другие

Обсуждение этих вопросов в банковских и научных кругах выявило две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, Россия, особенно после финансового кризиса, слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее внешнеэкономических связях, и поэтому появление евро не потребует никаких специальных мер. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой европейской валюте эффективное средство вывода России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных позиций. Сразу после введения евро оживленная дискуссия развернулась и в средствах массовой информации, в ходе которой высказывались самые разные точки зрения, в том числе предлагались варианты «дедолларизации через евроизацию» российской экономики. Аргументы сторонников этой идеи сводились к тому, что в виде стабильного евро под российскую экономику подводится прочная база, дающая надежду на избавление от долларизации и дефолта. Принятие этой концепции потребовало бы перевода в евро значительной части валютных резервов, реденоминации в евро всех долгов европейским странам и банкам, а также долгов стран СНГ, перевода крупных экспортных корпораций с участием государства на режим заключения контрактов в евро в качестве валюты цены и валюты платежа. По их мнению, все эти меры могли бы сделать структуру валютного рынка России более адекватной структуре потоков, формирующих ее платежный баланс, вывести из оборота до 20 миллиардов долларов и еще на 15-17 миллиардов долларов в год снизить собственный спрос на доллары, утвердив Россию в качестве европейской державы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Попытки создания экономического и валютного союза в рамках СНГ
Введение евро не только затрагивает интересы стран СНГ, но и имеет непосредственное отношение к перспективам развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Государствам, ориентирующимся на экономическую и валютную интеграцию, предстоит пройти длинный путь реформирования экономики, упрочения банковских систем, совершенствования валютной политики.

В принципе, интерес стран СНГ к Европейскому экономическому и валютному союзу не противоречит их стремлению развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество и постепенно формировать свой собственный экономический и валютный союз. Так, статья 7 четырехстороннего договора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией от 29 марта 1996 г. предусматривает возможность создания этими странами союза, в определенной мере аналогичного ЭВС. Конечными целями такого валютного союза, определяемого как добровольное объединение группы государств с близким уровнем экономического развития на основе общей валюты, также являются свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, коллективная защита от дестабилизирующих внешнеэкономических факторов, взаимная поддержка на мировом и внутренних рынках, ограничение зависимости национальных экономик от финансовой помощи третьих стран, устойчивые темпы развития национальных экономик всех стран-членов. В этом контексте следует напомнить о результатах усилий по созданию аналога валютного союза в странах СНГ.

Как известно, в 1991 г. советский рубль из денежной единицы одной страны в одночасье превратился в общую валюту пятнадцати независимых государств. До середины 1993 г. эмиссией наличных рублей занимался исключительно Банк России, а центральные банки бывших союзных республик выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был жестко привязан к рублю в соотношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей могло осуществлять любое из государств, но в пределах согласованного лимита. Однако те страны, которые были не в состоянии покрыть потребности в импортных товарах счет экспортных поступлений и соответственно испытывали отток рублей, решали проблему путем нелимитированной эмиссии. На протяжении 1992 г. к ней прибегали практически все участники «рублевой зоны», и в итоге за первый год ее существования курс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза.

В октябре 1992 г. восемь стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина) заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. однако эта идея не была реализована, и в условиях дальнейшего расхождения в темпах и методах реформирования экономики государства СНГ стали форсированно вводить национальные валюты.

После появления в июле 1993 г. нового российского рубля Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение о мерах по созданию рублевой зоны, базирующейся на российском рубле с предоставлением ЦБ России полномочий определять денежно-кредитную и эмиссионную политику в рамках всей «рублевой зоны». Но глубокий системой кризис не позволил ни одному из этих государств отказаться от столь мощного рычага макроэкономического регулирования, как денежно-кредитная политика. Таким образом, и эта попытка также окончилась неудачей.

Тогда в сентябре 1993 г. все страны СНГ подписали Договор о создании экономического союза, который во многом копировал модель экономической интеграции в ЕС. Этот документ предполагал, в частности, поэтапное продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли —> таможенный союз—>платежный союз —> общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы —> валютный союз. Однако реальные экономические условия в этих странах были совершенно неадекватны данной программе: их экономики сильно отличались друг от друга и по уровню развития, и по отраслевой структуре, и по методам управления, поэтому на практике развитие интеграции по этому пути не пошло. Например, подписанное 15 апреля 1994 г. странами СНГ Соглашение о создании зоны свободной торговли до сих пор ратифицировано не всеми государствами.

Параллельно Межгосударственным экономическим комитетом в 1995 г. разрабатывалась «Концепция сотрудничества и координации деятельности в области валютной политики государств СНГ», реализация которой была призвана увеличить долю стран СНГ в общемировом ВВП с 3,7% в 1995 г. до б в 2005 г. и 11% в 2020 г. Для реализации поставленной цели предусматривалось последовательное завершение шести этапов интеграции. В течение первых двух этапов, которые рассматривались как подготовительные, участники должны были завершить создание национальных банковских и валютных систем и выбрать инструментарий для согласованного поддержания валютных курсов. На третьем этапе предполагался переход к совместному регулированию валютных курсов по принципу известной европейской «валютной змеи», т. е. согласованного движения валютных курсов стран-участниц вслед за головной (резервной) валютой в пределах установленного валютного коридора. Постепенно планировалось осуществлять унификацию валютного, таможенного, налогового, гражданского законодательства и формировать единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. На четвертом и пятом этапах валютная интеграция должна была дополниться единой макроэкономической политикой, и, наконец, на шестом предполагалось создать реальные условия для введения единой валюты СНГ. Однако и эта общая концептуальная схема, созданная по европейским образцам, потребовала не только детальной проработки, но и существенной корректировки применительно к конкретным условиям бывших советских республик.

Как известно, переход к единой валюте может осуществляться либо путем использования в качестве общей денежной единицы национальной валюты страны — явного лидера (не менее 50% совокупного ВВП и золотовалютных резервов), либо через создание новой денежной единицы, и в зависимости от избранного варианта должна проводиться вся система мер по введению единой валюты. В принципе, подобная схема формирования валютного союза на постсоветском пространстве возможна: государства СНГ постепенно приходят к пониманию, что для успешного продвижения товаров и услуг на внешние рынки потребуются, наряду с многими другими факторами, огромные инвестиции и длительный период. Поэтому по мере накопления частным национальным капиталом определенного потенциала развитие общего емкого внутреннего рынка становится для этих государств жизненной необходимостью. Например, в январе 2000 г. тринадцать бирж из девяти стран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) объявили о планах создания единого валютно-фондового рынка на всем постсоветском пространстве.

Основой валютного рынка государств СНГ остается организованный биржевой валютный рынок, наряду с которым развивается межбанковский рынок. В последние годы в их экономике наметились позитивные изменения: обозначился экономический рост, существенно замедлилась инфляция, сформировались национальные валютные рынки на базе внутренней обратимости национальных валют; формирование курсов происходит на основе спроса и предложения. Вместе с тем уровень их экономического взаимодействия не соответствует новым реалиям национальных экономик. Незначительная доля взаимного товарооборота, обслуживаемого национальными валютами, сдерживает возможности реализации товаров на рынках соседей. Рынки национальных валют по-прежнему развиты очень слабо, а объемы операций с ними сокращаются. Отсутствие необходимой информации делает рынки этих стран обособленными и замкнутыми, что противоречит мировым тенденциям: опыт мирового развития свидетельствует о том, что эффективное развитие валютного рынка возможно лишь во взаимосвязи с фондовым рынком. Только наличие такой связи может создать основу устойчивости национальной валюты и экономики в целом.

Состоявшееся в январе 2000 г. совещание представителей центральных банков и валютно-фондовых бирж СНГ поддержало идею консолидации валютных и фондовых рынков этих стран и разработало меры по ее реализации. В частности, был сформирован Координационный совет, который взял на себя инициативу создания единой информационной базы о состоянии и развитии рынков этих стран, о принимаемых нормативных актах поих регулированию, о практике использования национальных валют как средства платежа во внешнеторговых контрактах. В апреле 2000 г. процессинговые компании стран СНГ приступили к созданию единой платежной системы на основе технологий «Юнион Кард».

В настоящее время биржевые институты государств СНГ играют ключевую роль в обслуживании финансового оборота и являются многофункциональными институтами рынка, обеспечивая операции с валютой, государственными ценными бумагами, акциями предприятий. Они наделены властными полномочиями и способны принимать решения, обязательные к исполнению профессиональными участниками рынка. Эффективность сотрудничества бирж будет напрямую зависеть от решения таких вопросов, как:

— восстановление взаимного товарооборота;

— повышение надежности национальных банковскихсистем;

— взаимный допуск нерезидентов к непосредственному совершению операций на биржах;

— создание условий для обращения денежных средств в национальных валютах между странами СНГ;

— внедрение международных стандартов рынка ценных бумаг и взаимное признание регистрации эмиссии ценных бумаг;

— внедрение международных стандартов бухгалтерской отчетности экспортеров и импортеров.

В условиях усиления конкуренции на мировых рынках валютные рынки стран СНГ стоят перед выбором: либо превратиться в технические узлы связи, обеспечивающие возможности для западных организаторов и участников торговли совершать операции с финансовыми инструментами своих стран, либо объединить усилия и предложить западным институтам сотрудничество на взаимоприемлемых условиях. Объединение усилий институтов рынка и развитие инфраструктуры рынков СНГ не означает обособления от мировых процессов. Оно должно содействовать решению общих проблем этих стран — стимулировать развитие взаимных торгово-экономических отношений, активизировать процессы концентрации капитала, проведение структурных преобразований. Такое сотрудничество будет способствовать также интеграции рынков стран СНГ в систему мировых финансовых связей.

На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграции стран СНГ в настоящее время следует считать создание единого механизма функционирования зоны свободной торговли, взаимодействие в банковской сфере, создание общего аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций, в первую очередь в энергетической и транспортной отраслях. Однако по ряду причин не все государства готовы к столь тесной форме сближения, поэтому неизбежным стал переход к модели разноскоростной интеграции, принятой в Западной Европе. В странах СНГ в последние годы наблюдается тенденция перехода именно к такой модели интеграции.

Так, в январе 1995 г. Беларусь и Россия заключили Договор о таможенном союзе, к которому впоследствии присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Согласно этому договору, между этими странами отменяются тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, таможенный контроль на границах, устанавливаются единые таможенные пошлины в торговле с третьими странами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности действия уголовного закона
Реферат Sandra Cisneros
Реферат «Автономное существование человека в природе» Тип
Реферат «Інформаційний пакет кафедри теоретичної та прикладної економіки» формат опису модуля
Реферат Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней по произведениям А. П. Чехова.
Реферат Писания Луки Происхождение Евангелия от Луки и Книги Деяний
Реферат Наследование по закону 4
Реферат Личность в системе общественных отношений
Реферат Осуществление личных прав и свобод
Реферат Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека
Реферат Wright
Реферат John Gilbert RodrGuez Espanol Essay Research Paper
Реферат Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах
Реферат 1. Провести анализ корреляционной матрицы и частных коэффициентов корреля­ции
Реферат Методы исследования свойств яиц и производных от них пищевых продуктов