Реферат по предмету "Экономика"


Рынок потребительских товаров Украины

Содержание
Введение
Рынок потребительских товаров Украины
1. Тенденции изменения спросадомохозяйств на внутреннем рынке потребительских товаров
2. Тенденции изменения предложения навнутреннем рынке отечественных потребительских товаров
3. Дефицит отечественных сырьевыхресурсов
4. Неудовлетворительная скоростьнакопления капитала
Выводы и предложения
Использованы источники
рынок спрос сырьевойкапитал

Введение
Темаработы «Рынок потребительских товаров Украины».
Вработе исследовано изменение деловой активности в 2009-2010 г.г. на внутреннемрынке отечественных потребительских товаров под действием неценовых факторовспроса и предложения: изменения обменного курса гривны, задолженностипотребителей, потери доверия населения к банкам, дефицитасырьевых ресурсов, рост стоимости рабочей силы; подготовлены отдельныепрогнозные оценки роста данного рынка всреднесрочной перспективе, влияния на будущую структуру экономики и предложения относительно его государственной регуляции.
Рынокпотребительских товаров — одиниз крупнейших в экономике Украины. На нем домохозяйства обеспечивают своипотребности в продовольственной и непродовольственной продукции иностранного иотечественного производства. Исследование сектора потребительского рынка, гдереализуются отечественные товары, важно по нескольким причинам. Во-первых, нанем, как правило, формируется спрос на отечественные сырьевые ресурсы иинвестиционные товары, то есть он определяет вектор развития экономическойдеятельности в отраслях, производящих сырье, полуфабрикаты, станки иоборудование. Во-вторых, увеличение объема продаж отечественных потребительскихтоваров является свидетельством роста производительности национальнойэкономики, поскольку эти товары имеют самую большую добавленную стоимость посравнению с сырьем и полуфабрикатами, использованными для их изготовления. Домирового экономического кризиса, в IV квартале 2008 г. охватившего такжеэкономику Украины, удельный вес отечественной продукции на потребительскомрынке страны имел тенденцию к уменьшению, сопровождавшуюся ростоммакроэкономических диспропорций в виде отрицательного сальдо торгового баланса,инфляции, замедления темпов повышения деловой активности и др.
Проблемыразвития внутреннего рынка потребительских товаров в Украине постояннопривлекают внимание многих экономистов, которые внесли определенный вклад в ихизучение. Вместе с тем мировой экономический кризис обусловил новые тенденцииразвития этого рынка, требующие дальнейшего исследования. В настоящее времяособую остроту приобретает необходимость исследования тенденций развитиявнутреннего рынка отечественных потребительских товаров в условиях мировогоэкономического кризиса, его влияния на структуру экономики Украины. Поэтому,важно не только осветить данную проблему, но и подготовить отдельные прогнозныеоценки роста рынка в среднесрочной перспективе и предложения по совершенствованиюего государственного регулирования.

Рынок потребительскихтоваров Украины
Рынок отечественныхпотребительских товаров — составная часть внутреннего рынка Украины, гденаходится в обращении товарная продукция, пользующаяся спросом домохозяйств,предприятий и органов государственной власти. Для расчета объема внутреннегорынка используется только стоимость продукции конечного потребления, то естьпотребительских, инвестиционных товаров и услуг для населения. Этот принциппозволяет избежать ошибок, связанных с двойным учетом стоимости продукции,которая сначала поступает на внутренний рынок в виде сырья, затемполуфабрикатов и конечной продукции. Анализ динамики объема внутреннего рынкаУкраины в 1991-2009 гг. показывает, что он развивался неравномерно. Вчастности, по итогам почти десятилетнего роста объем внутреннего рынка к концу2009 г. составлял 74,3% уровня 1990 г., а в 2008 г. — 96,4% (рис. 1).
/>
Пообъему внутреннего рынка Украина не уступает подавляющему большинству странмира. В системе международных сравнений по критерию «размер внутреннегорынка» она заняла 30-е место среди 133 стран, анализировавшихся пометодологии Всемирного экономического форума в 2009—2010 гг.(в 2007—2008 гг. —27-е место среди 131 страны). В отчете этой организации внутренний рынокУкраины получил самую высокую оценку среди стран СНГ, за исключением России,которая в 2009—2010 гг. по размеру внутреннего рынка занимала 8-е место вмеждународном рейтинге (в 2007—2008 гг. — 10-е место среди 131 страны).
В тоже время по объему внутреннего рынка, рассчитанному на 1 чел. населения,Украина значительно уступает европейским государствам, что свидетельствует оневысоком уровне покупательной способности потребителей. Так, в отчетеВсемирного экономического форума по критерию «покупательная способностьпотребителей» Украина заняла 71-е место среди стран, исследовавшихся в2009— 2010 гг… Для сравнения: Российская Федерация по этому индексу заняла вмеждународном рейтинге 60-е место.
Объемвнутреннего рынка на 1 чел. населения характеризует стоимость потребительских,инвестиционных товаров и услуг (включая импортные), которые может приобрестиодин житель страны в течение года. Чем выше уровень развития экономики, тембольше продукции конечного потребления производится для продажи на внутреннем ивнешнем рынках. Большая доля конечной продукции в выпуске товаров и услугсвидетельствует о глубокой переработке природных ресурсов в национальнойэкономике и значительном уровне ее технологического развития в мировомхозяйстве. Ввиду этого актуальность приобретает вопрос: в каком направленииразвивается экономика Украины по критерию «доля отечественнойпотребительской продукции на внутреннем рынке»? Для ответа на негоцелесообразно воспользоваться статистическими данными о доле продажипотребительских товаров, произведенных на территории Украины, через торговуюсеть предприятий. Это статистическое обследование с достаточной достоверностьюколичественно характеризует оборот отечественных потребительских товаров на внутреннем рынке (доля предприятийторговли составляет более половины объема розничного товарооборота). Крометого, целесообразно использовать данные о величине розничного товарооборота икапитальных инвестиций, которые, соответственно, характеризуют оборотпотребительских и инвестиционных товаров на внутреннем рынке. Тенденцииразвития этих трех секторов внутреннего рынка в сравнении с выпуском товаров иуслуг в Украине показаны на рисунке 2.
/>
Данныерисунка свидетельствуют, что в течение периода экономического роста наиболеединамично на внутреннем рынке развивался сектор потребительских товаров. Так, в2000—2008 гг. их доля в сравнении с выпуском товаров и услуг возросла на 6,8%,тогда как инвестиционных — на 5,4%, а отечественных потребительских товаров —на 2,6%. Каковы были последствия такого замедленного развития сектораотечественных потребительских товаров? Для потребителей это не имело никакогозначения, за исключением того, что они все больше привыкали к потреблениюпродукции иностранных производителей. Для экономики Украины последствия быливесомыми — ее конкурентоспособность в мировом хозяйстве постепенно уменьшалась.Она теряла способность динамично расширять товарное производство продукции впределах мирового хозяйства и, соответственно, кардинально увеличивать доходыдомохозяйств, предприятий и государства в ближайшей перспективе.
Подтверждением такихвыводов может служить показатель производительности экономики Украины. Онотражает прирост совокупного предложения на внутреннем рынке за счет болеерационального использования природных ресурсов в процессе товарногопроизводства, то есть увеличение объема производства конечной продукции наединицу использованных природных ресурсов. Для его расчета прирост совокупногопредложения на рынке анализируется по двум критериям: увеличения предложения засчет привлечения дополнительных объемов природных ресурсов в процесс товарногопроизводства и роста эффективности их использования при изготовлении товаров.
На первый взгляд,постоянный рост доли отечественной потребительской продукции в выпуске товарови услуг (рис. 2) должен был бы сопровождаться стабильным повышениемпроизводительности экономики Украины. Однако, как свидетельствует анализ, этогоне произошло, поскольку темп увеличения объемов реализации на внутреннемпотребительском рынке отечественных товаров уступал темпу роста импортных. В частности,в 2000-2008 гг. доля отечественных товаров в розничном товарообороте постепенноуменьшалась с 75,3 до 63,1%из-за интенсивного роста импорта. Заэтот же период показатель производительности экономики Украины постепеннопревратился из положительной величины в отрицательную. Динамика их измененияграфически отражена на рисунке 3.
/>

Коэффициентпарной корреляции между показателями доли отечественных потребительских товаровв розничном товарообороте и производительности отечественной экономики высокийи равняется 0,86. Это объясняется следующим образом. В течение 2000-2008 гг.высокими темпами возрастало товарное производство первичных природных ресурсов:зерновых, масличных культур, железной руды, азотных удобрений, цемента и т. д.Его физические объемы начали приближаться к уровню 1991 г. или превышали его.Эти ресурсы и продукция их неглубокой переработки активно экспортировались навнешние рынки. Благодаря этому в 2000—2008 гг. средние годовые темпы приростаобъемов экспорта продукции составляли более 20%. В то же время удельный весотечественных товаров конечного потребления в совокупном предложении продукциина внутреннем рынке, начиная с 2005 г., постепенно уменьшался. Это означало,что отечественная экономика начала расти главным образом за счет увеличенияпродажи природных ресурсов при уменьшении глубины их переработки и,соответственно, эффективности использования, что привело к постоянной потереУкраиной своих конкурентных позиций в мировом хозяйстве. Такую тенденциюпоказывают исследования аналитиков Всемирного экономического форума. Согласно последнемуотчету этой организации, конкурентоспособность экономики Украины ухудшается, еерейтинг в мировом хозяйстве снизился — с 72-го места в 2008—2009 гг. онаперешла на 82-е в 2009—2010 гг..
В2009 г. тенденция уменьшения объемов продаж отечественных потребительскихтоваров была приостановлена под влиянием мирового экономического кризиса. Вчастности, в 2009 г. доля отечественных потребительских товаров в торговой сетипредприятий возросла с 63,1 до 67,4%, причем преимущественно за счетнепродовольственных товаров. В 2009 г. домохозяйства начали больше покупатьотечественные ткани, трикотаж, обувь, ковры, покрытия для полов и стен, посуду,электробытовые приборы, книги, неэлектрические бытовые товары, смазочные истроительные материалы. Основным фактором, обусловившим увеличение спроса наотечественные потребительские товары в 2009 г., был рост их ценовойконкурентоспособности, что стало возможным в связи с девальвацией гривни и соответствующим повышением цен наимпортные товары. Так, в IV квартале 2008 г. обменный курс гривни по отношению к основным мировым валютам снизилсяболее чем на 60%.
Рассмотреннаяэкономическая тенденция, возможно, — единственный положительный результатвлияния мирового экономического кризиса на развитие отечественной экономики. Ейследует уделить должное внимание, поскольку увеличение объемов продажотечественных потребительских товаров является одним из основных рычаговперевода экономики Украины на новый источник экономического роста — увеличениепродуктивности использования природных ресурсов в процессе товарногопроизводства. Однако сегодня возникает ключевой вопрос: а сможет ли Украинавоспользоваться этим шансом, чтобы изменить структуру собственного производствав пользу потребительских товаров, то есть вывести экономику на уровень,качественно более высокий по сравнению с докризисным состоянием? Чтобы дать ответна этот вопрос, необходимо проанализировать, какие факторы будут оказыватьдоминирующее влияние на деловую активность участников внутреннего рынкаотечественных потребительских товаров в ближайшие 2—3 года.

1. Тенденцииизменения спроса домохозяйств на внутреннем рынке потребительских товаров
Основнымрычагом оживления деловой активности на внутреннем рынке потребительскихтоваров является спрос потребителей, величину которого характеризуетстатистический показатель розничного товарооборота. Он включает розничныйтоварооборот предприятий (юридических лиц), осуществляющих деятельность порозничной торговле, расчетные данные по объемам продажи ими товаров на рынках,а также физических лиц-предпринимателей. Причем в Украине доходы домохозяйствне уменьшались. Например, доходы населения Украины даже в течение кризисного2009 г. составляли 106% по сравнению с предыдущим годом. Это означает, чтодинамику спроса на рынке потребительских товаров определяют неценовые факторы,изменяющие структуру расходов домохозяйств. Главным образом среди них изучаютсяследующие: ожидания потребителей, касающиеся изменения доходов в будущем, ихзадолженность за покупки, произведенные в предыдущих периодах, изменения ввеличине налогов и др.
Следуетотметить, что текущие налоги на доходы, имущество домохозяйств с начала кризисав Украине остаются неизменными. При сохранении такой ситуации среди факторов,которые в будущем окажут доминирующее влияние на структуру потребительскихрасходов домохозяйств, целесообразно исследовать два: ожидания, касающиесяуменьшения доходов, и задолженность за покупки, сделанные в предыдущие периоды.Количественно оценить влияние первого фактора довольно сложно, поскольку онявляется преимущественно субъективным. Что же касается второго, то определенныеколичественные оценки его влияния на величину потребительского спроса можносделать. Например, в 2009 г. домохозяйства уменьшили задолженность банковскимучреждениям за полученные потребительские кредиты более чем на 30 млрд. грн…До 2009 г. население лишь увеличивало задолженность банкам за взятыепотребительские кредиты, то есть проблема уменьшения потребительских расходовиз-за необходимости погашения кредитной задолженности возникла впервые посленачала экономического роста в 2000 г.
Направлениедомохозяйствами значительного объема средств на погашение кредитныхобязательств не могло не повлиять на величину потребительских расходов. Об ихуменьшении в 2009 г. свидетельствует объем розничного товарооборота,сократившегося более чем на 6,5 млрд. грн. по сравнению с предыдущим годом. Другимисловами, спрос на рынке потребительских товаров снизился почти на 1,5%.
В2010 г. отрицательное влияние неценовых факторов на расходы домохозяйств нарынке потребительских товаров несколько уменьшилось. Например, в январе — мае2010 г. объем розничного товарооборота составлял 116,5% по сравнению ссоответствующим периодом предыдущего года (в январе — мае 2008 г. — 152,2%). Втечение следующих 2—3 лет можно ожидать, что неценовые факторы будут лишьзамедлять темпы роста расходов домохозяйств на рынке потребительских товаров.Однако, вероятно, будет ошибкой вообще не учитывать их влияние приосуществлении экономического анализа.
2. Тенденцииизменения предложения на внутреннем рынке отечественных потребительских товаров
Основнымрычагом стимулирования активности предприятий на рынке отечественныхпотребительских товаров является способность получать прибыли. Возрастание ихвеличины, как правило, происходит в результате двух событий на рынке: ростауровня цен на отечественные потребительские товары или уменьшения расходовотечественных товаропроизводителей на изготовление единицы товарной продукции.И в первом, и во втором случае у товаропроизводителей увеличиваются стимулы красширению производства продукции, повышению ее предложения на внутреннемрынке.
Объемпредложения потребительских товаров на внутреннем рынке отражает показательоборота розничной торговли в процентах к соответствующему периоду предыдущегогода, который рассчитывается органами статистики в сопоставимых ценах.Увеличение этого показателя и доли отечественных потребительских товаров врозничном товарообороте свидетельствует о том, что деловая активностьтоваропроизводителей имеет тенденцию к росту.
Целесообразнопроанализировать вектор ее развития после девальвации гривни в IV квартале 2008 г. Так, в 2009 г. на внутреннемрынке Украины уровень потребительских цен составлял 112,3%. Вместе с тем это необеспечило отечественным товаропроизводителям дополнительных стимулов кувеличению производства потребительской продукции. Об этом свидетельствует тотфакт, что ее предложение (объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах)уменьшилось на 16,6% по сравнению с 2008 г… Следует иметь в виду, чтосокращение спроса потребителей, как уже отмечалось, произошло лишь на 1,5%. Этоозначает, что предложение потребительских товаров на внутреннем рынкеуменьшилось на 15,1 % под действием определенных неценовых факторов, которыеувеличивали расходы отечественных товаропроизводителей на изготовление единицытоварной продукции.
Навнутреннем потребительском рынке на фоне уменьшения предложения доляотечественных товаров в розничном товарообороте возросла на 4,3%. Сочетаниеэтих экономических тенденций дает основания для вывода, что в 2009 г., несмотряна повышение уровня цен, производство отечественных потребительских товаровсокращалось, а деловая активность сжималась. Поэтому важно исследоватьнеценовые факторы, увеличивавшие себестоимость изготовления единицыотечественной потребительской продукции и угнетавшие деловую активность. На нашвзгляд, среди них доминировали следующие.
3. Дефицит отечественных сырьевых ресурсов
Уменьшениепроизводства на внутреннем рынке сырьевой продукции приводит к повышению уровняцен на нее и росту себестоимости товаров конечного потребления. В экономикеУкраины дефицит отдельных видов сельскохозяйственного сырья приобрел признакихронического. Например, товарное производство молока уменьшалось с 2006 г., асахарной свеклы — с 2007 г. В результате в 2009 г., например, средние ценыреализации сахарной свеклы сельскохозяйственными предприятиями (кроме малых)возросли на 187,2% по сравнению с 2008 г. Это, соответственно, привело в январе— декабре 2009 г. к повышению потребительских цен на сахар на 183,9% и накондитерские изделия из сахара — на 123,5%.
4. Неудовлетворительная скорость накопления капитала
Предложениепотребительской продукции имеет тенденцию к росту лишь в случае накоплениядостаточных инвестиционных ресурсов на предприятиях, ее изготавливающих. Однаков Украине в 2009 г. на пути обновления производственных мощностей отечественныхпредприятий возникли непреодолимые препятствия.
Это,прежде всего, усложнение процесса трансформации сбережений домохозяйств винвестиционные ресурсы товаропроизводителей, что обусловлено рядом причин, изкоторых главная — утрата доверия населения к банковской системе. Количественнооценить уровень доверия населения к банкам можно путем определения долидепозитов домохозяйств, привлеченных на условиях: возврат по требованию",«сроком на 1 год», «от 1 года до 2 лет» и «более 2лет». Кредитовать накопления инвестиционных ресурсов на предприятиях банкимогут за счет «длинных» денег. Их запасы формируются на депозитныхсчетах, которые домохозяйства открывают в банках на условиях «от 1 года до2 лет» и «более 2 лет». В течение 2009 г. объем депозитов,размещенных населением в банковских учреждениях на условиях «возврат потребованию», составлял 141,1% по сравнению с 2008 г., «сроком на 1год» — на 175,7%; в то же время на условиях «от 1 года до 2 лет»- уменьшился на 57,2%, «более 2 лет» — на 47,2%. В итоге в 2009 г.доля депозитов домохозяйств, размещенных в банках на условиях «от 1 годадо 2 лет» и «более 2 лет», которые могут обеспечить основу длянакопления «длинных» денег, составляла 27,4% общего их объема, тогдакак в 2008 г. она была в 2 раза больше — 55,7%. Это дает основания для вывода,что из-за утраты доверия населения к банкам процесс трансформации сбереженийдомохозяйств в инвестиционные ресурсы предприятий усложнился более чем в 2раза.
Значительнымпрепятствием также является рост рисков кредитования отечественных предприятий.В 2009 г. банковские учреждения перестали активно кредитовать сектор товарногопроизводства из-за увеличения доли «проблемных» кредитов среди тех,которые выдавались предприятиям в докризисный период. Кроме того, отечественныепредприятия, как считают работники банков, оставались«перекредитованными». Например, по мнению экспертов, у 80%отечественных корпоративных заемщиков доля привлеченных кредитных ресурсов набалансе выше уровня, приемлемого для банков. При такой ситуации банки отдавалипредпочтение закупке государственных ценных бумаг, а валютные ресурсыиспользовали для обслуживания внешнего долга.
Приведенныефакторы будут отрицательно влиять на развитие деловой активности на внутреннемрынке и в ближайшей перспективе. Об этом определенным образом свидетельствуютэкономические тенденции, наблюдавшиеся в прошлом году. В частности, в январе —мае 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. продолжался процессувеличения дефицита отдельных видов сельскохозяйственного сырья. Например,средние цены сельскохозяйственных предприятий на молоко и молочные продукты повысилисьдо 152,4%.
Ростсебестоимости производства отечественных потребительских товаров в 2010 г.продолжался также из-за сохраняющегося неудовлетворительного темпа накоплениякапитала. Например, в апреле банки выдали кредиты на приобретение,строительство и реконструкцию недвижимости в объеме 80,1%; другие кредиты винвестиционную деятельность — 105,6% по сравнению с соответствующим периодом2009 г. У населения очень медленно восстанавливается доверие к банковскойсистеме. Например, в январе — апреле 2010 г. доля депозитов домохозяйств,размещенных в банках на условиях «от 1 года до 2 лет» и «более 2лет», возросла до 30,1 % в их общем объеме, то есть на 2,7% с начала года.Такое незначительное увеличение не могло существенно повлиять на величинузапасов «длинных» денег в банках и соответственно на их возможностимасштабного кредитования инвестиционной деятельности товаропроизводителей.
Крометого, в 2010 г. себестоимость производства отечественных потребительскихтоваров должна была возрасти из-за институциональных изменений, направленных наповышение заработной платы занятого населения. В частности, с 4 ноября 2009 г.вступил в действие Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума иминимальной заработной платы », которым предусматривалось, что в 2010 г.размер минимальной заработной платы должен возрасти с 744 грн. до 922 грн., тоесть почти на 24%.
Влияниенеценовых факторов на предложение отечественных потребительских товаров навнутреннем рынке показывает и то, что, например, в январе — мае 2010 г., какуже отмечалось, произошел рост потребительского спроса на 116,5% по сравнению ссоответствующим периодом предыдущего года, а предложение потребительскойпродукции на рынке увеличилось лишь на 101,1%. Это означает, что 15,4% спросапотребителей было удовлетворено не путем дополнительного выпускапотребительской продукции, а путем повышения уровня цен на нее. При условиистабильного обменного курса цены могли возрастать лишь на отечественнуюпродукцию под действием неценовых факторов ее предложения, в том числе тех, окоторых шла речь.
Еслирассматривать инерционное развитие экономики Украины в ближайшие 2—3 года, тоего сценарий будет следующим. После девальвации гривни в 2008 г. стоимость импортных потребительских товаровна внутреннем рынке возросла почти на 60% по сравнению с отечественнымианалогами. Это создало благоприятные условия для расширения производства потребительскойпродукции для внутреннего рынка. Однако при ежегодном росте уровня цен на 16% иувеличении предложения отечественных потребительских товаров в пределах 1%, девальвационныйрезерв такого расширения будет исчерпан уже к концу 2012 г. За это времяпроизводство отечественных потребительских товаров возрастет примерно до 4% идаже не достигнет докризисного уровня. С 2013 г. ценовая конкурентоспособностьотечественных потребительских товаров начнет уменьшаться по сравнению с импортными.Дальнейший рост отечественной экономики будет определяться объемами экспортасырьевых ресурсов, продуктов их неглубокой переработки и импортапотребительских товаров. То есть Украина опять возвращается к докризисному типуроста, который в научных и деловых кругах часто классифицируется как«эспортно-сырьевой». Таким образом, рынок имеет довольно ограниченныевозможности для самостоятельного изменения структуры товарного производства впользу отечественных потребительских товаров. Достичь таких изменений можнолишь при условии осуществления целенаправленной государственной политики пооживлению деловой активности на внутреннем рынке отечественных потребительскихтоваров.

Выводыи предложения
Подвлиянием мирового экономического кризиса в экономике Украины в IY квартале 2008 г. произошел резкийспад деловой активности, что привело к девальвации гривни относительно основных мировых валют. В результатепродукция отечественных предприятий получила ценовые преимущества перединостранными аналогами, а девальвационный резерв создал новые мощные стимулыдля увеличения объемов производства на внутреннем и внешнем рынках. Это даетУкраине уникальный шанс изменить структуру товарного производства в пользупродукции конечного потребления, имеющей большую добавленную стоимость. Для егореализации нужно не просто активизировать деловую активность, но и достичьвысоких темпов ее роста прежде всего на внутренних рынках отечественныхпотребительских товаров, которые, в свою очередь, формируют производный спросна инвестиционную продукцию. При этом внутренний рынок следует рассматриватькак «платформу» для экономической экспансии на рынки потребительских,инвестиционных товаров и услуг других стран.
Выполнениетакой масштабной задачи предполагает, что товарный сектор экономики Украины всреднесрочной перспективе начнет расти преимущественно за счет крупнейшихвнутренних рынков отечественной высокотехнологичной конечной продукции.Приоритеты ее производства целесообразно четко обозначить в государственныхпрограммах, направленных на изготовление таких потребительских товаров, как,например, гибридные легковые автомобили, бензин (Евро-4 и Евро-5),электробытовые приборы, электроинструменты, одежда, строительные материалы,фармацевтическая продукция, органическое сельскохозяйственное сырье,продовольственные товары и др., а также на выпуск инвестиционной продукции:пассажирских и транспортных самолетов, городских автобусов, трамваев,троллейбусов, станков и оборудования, электроники, программного обеспечения ит. д. Кроме того, эти программы должны создать мощный мотивационный механизмрасширения указанных видов экономической деятельности.
Однакосегодня наблюдаются несколько иные шаги в этих направлениях. Так, ВерховнаяРада Украины приняла в первом чтении проект Закона о внесении изменений внекоторые законодательные акты Украины (по активизацииинвестиционно-инновационной деятельности) № 2356 от 19 ноября 2008 г… Ковторому чтению этот проект должен быть доработан в части обозначения четкихкритериев отбора инвестиционно-инновационных проектов. На наш взгляд,максимальная эффективность этого закона будет достигнута лишь при условии егонаправленности на поддержку проектов по производству отечественныхпотребительских и инвестиционных товаров, а не какой-либо другой товарнойпродукции.
Расчетысвидетельствуют, что Украина имеет очень мало времени для модернизациитоварного сектора производства, изменения его структуры в пользупотребительских и инвестиционных товаров. Например, в случае инерционногоразвития отечественной экономики девальвационный резерв для увеличения ихпроизводства будет исчерпан уже до конца 2012 г. Для сохранения ценовыхпреимуществ отечественных потребительских товаров на внутреннем рынке на болеедлительный период необходимо признать приоритет мер государственной политики поподдержанию роста потребительских цен на уровне 5—10% в год. Достичь этой целис помощью исключительно монетарных инструментов невозможно. Кроме уменьшениядефицита государственного бюджета, органам государственной власти целесообразнососредоточить свои усилия на устранении дефицита отдельных видов сельскохозяйственногосырья (сахарной свеклы, молока и др.), восстановлении доверия населения кбанковской системе, уменьшении рисков кредитования отечественных производителейпотребительской и инвестиционной продукции и т. д.
Продлитьвремя, необходимое для изменения структуры товарного производства в пользуотечественных потребительских инвестиционных товаров, можно путем повышенияуровня их неценовых преимуществ. Это направление государственной политикисвязано со стимулированием производства высококачественной и безопаснойпродукции. Оно важно ввиду того, что экспансию отечественных потребительских иинвестиционных товаров на внешние рынки можно осуществить только приединственном условии — высоком качестве продукции и надежной безопасности еепотребления. Кроме того, государство, установив повышенные требования кпроизводству отечественной продукции, не только создаст дополнительные стимулыдля улучшения ее качественных характеристик, но и сделает невозможным импорт навнутренний рынок низкокачественных дешевых товаров, которые тормозят ростделовой активности. Выбор этого пути требует признания приоритета политикитехнического регулирования и обеспечения безопасности продуктов питания.Сегодня направления политики не отвечают таким требованиям, несмотря наопределенное внимание к ним органов власти. Например, отдельные среднесрочныемеры органов государственной власти в соответствующих направлениях отражены вПрограмме развития внутреннего рынка до 2012 г… Однако ее выполнениетормозится тем, что в государственном бюджете не предусматривается выделениедостаточных средств на проведение независимой экспертизы качества образцовтоваров, сырья, материалов, не проводится надлежащим образом подготовказаконопроектов (например, проекта Закона Украины «О рыночномнадзоре») и т. д.
Рассмотренныемеры — лишь отдельные элементы, на базе которых целесообразно сформироватьконцептуальные основы экономической политики Украины в посткризисный период.Без их осуществления, например, эффект от модернизации инфраструктуры и базовыхрынков, предусмотренной в Программе экономических реформ на 2010-2014 гг.«Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективноегосударство», будет минимальным, то есть таким, который развивает неновые, а традиционные виды экономической деятельности. При этом тезис о том,что кризис позволяет обновить и укрепить национальную экономику, в отношенииУкраины себя не оправдает.

Использованы источники
1. Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України(щодо активізації інвестиційно-інноваційної діяльності) № 2356 від 19 листопада 2008 р.Верховна Рада України.2010 (http://www.zakon.rada.gov.ua).
2. Державна цільова економічна програмарозвитку внутрішнього ринку на період до 2012 року, затверджена постановою Кабінету Міністрів України від 5 серпня2009 р. № 828. Верховна Рада України. 2010 (http://www.zakon.rada.gov.ua).
3. Точилін В. О., Осташко Т.О., Пустовойт О. В.та ін. Ринки реального сектора економіки України:структурно-інституціональний аналіз. За ред. д. е. н., професора В. О.Точиліна. К., Інститут економіки та прогнозування HAH України, 2009, с. 162—168.
4. Жаліло Я. А, Базелюк Я. Б., Беліненька Я. В. Та ін.Конкурентоспроможність економіки України в умовах глобалізації. За ред. Я. А. Жаліла. К., НІСД, 2005, с. 57-77
5. Лагутін В. Д. Внутрішній ринок споживчихтоварів: теорія розвитку і регулювання. Монографія. К, 2008, 327 с.
6. Осташко Т. О., Волощенко Л. Ю., Лєнівова Г. В.Внутрішній агропродовольчий ринок України в умовах СОТ. Відпов. ред. д. е. н., проф. В. О Точилін. К., Інститутекономіки та прогнозування HAH України, 2010, 208 с.
7. TheGlobal Competitiveness Report 2009-2010, published by Wb rid Economic Forum. 2009, p. 450(http://www.weforum.org).
8. Статистичнийщорічник України за 2008 рік. Держкомстат України. К., "Інформаційно-аналітичне агентство", 2009, с. 292-293.
9. Продаж споживчих товарів, яківироблені на території України, у торговельній мережі за 2009 рік. Держкомстат України.«Експрес-випуск» № 122,2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).
10. Нестеров Д.Кризис покровительствует нашим. «Экономические известия» от 2 апреля2010 г., с. 4).
11. Доходи населення за регіонами України. Держкомстат України, 2010
12. Грошово-кредитнастатистика. Національний банк України, 2010 (http://www.bank.gov.ua).
13. Роздрібнийтоварооборот за січень — грудень 2008,2009 pp. Держ-комстат України, 2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).
14. Роздрібнийтоварооборот за січень-травень 2009,2010рр. Держкомстат України,2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).
15. Роздрібний товарооборот за січень — грудень 2009 p. (http://www.ukrstat.gov.ua).
16. Середніціни реалізації сільськогосподарської продукції у 2008-2009 pp.
17. Індексиспоживчих цін на товари та послуги у 2009 році (до грудня попереднього року). Держкомстат України, 2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).
18. Дубинский А. Валюте дали дорогу. «Экономические известия» от 15 июня 2010 г., с. 4.
19. Середніціни реалізації сільськогосподарської продукції у 2009— 2010 pp. (http://www.ukrstat.gov.ua.)
20. Кредити,надані депозитними корпораціями (крім Національного банку України).Грошово-кредитна статистика (http://www.bank,gov.ua).
21. Роздрібний товарооборот за січень — травень 2009,2010 рр. (http://wwwukrstat.gov.ua).
22. Трансформаційніпроцеси та економічне зростання в Україні (За ред. акад. НАН України В. М. Гейця). X., Вид-во «Форт», 2003,с. 122.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фольклор як форма існування духовної культури
Реферат Современная проблема психологии: неисследованные эквиваленты объективной реальности
Реферат Значение отраслей правовой статистики работе правоохранительных органов
Реферат Books (english)
Реферат Договор енергоснабжения
Реферат Теории автомобилей
Реферат Разработка и проведение кадровой политики банка
Реферат Основные законы диалектики
Реферат Реализация уровневой дифференциации при обучении математике
Реферат Тестирование и отладка программных комплексов
Реферат During A Son
Реферат Некоторые аспекты уплаты страховых вносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения
Реферат One Party Political Systems Essay Research Paper
Реферат Совершенствование обслуживания клиентов гостиничных предприятий
Реферат 1 вопрос. Теоретические вопросы на знания, полученные при изучении дисциплин: Микроэкономика, Макроэкономика, Финансы и кредит