Реферат по предмету "Государство и право"


Политические системы стран мусульманского мира

Курсовая работа
«Политическиесистемы стран мусульманского мира»
Симферополь – 2011

Введение
Географияислама весьма разнообразна. В состав исламских государств входят не толькостраны ближнего востока, которые являются его родиной, но и многие страныАфрики и Юго-Восточной Азии. Почему ислам получил такое широкое распространениев мире, что подтолкнуло народы этих стран к принятию ислама? Исламская дуганестабильности лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и оченьинтересен для анализа. В то время когда просвещенная Римская империя уходила смировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и неугас, а показал свою способность развиваться и многие страны появившиеся впериод арабских завоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкиваютизучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.
В системесовременных международных отношений мусульманский мир играет все более заметнуюроль, что обусловлено рядом факторов экономического, политического, социальногои религиозного характера. Необходимость гармонично интегрироваться в системумирового хозяйства, противостоять кризисным явлениям в социально-экономическойи политической жизни, а также сохранить и укрепить свое традиционное культурноенаследие в условиях мощного воздействия западных духовных ценностейподталкивают «мусульманские страны» к консолидации своих сил, котораяосуществляется в самых различных формах, поэтому изучение политическойгеографии стран мусульманского мира является актуальным.
Объектомисследования курсовой работы являются страны мусульманского мира, предметом– политические системы стран мусульманского мира
Целью данной работы является комплексноерассмотрение исламской цивилизации с момента зарождения средневековогоХалифата. Оформление государственности и наибольших границ этого государства.Изучение форм государственного устройство в странах относящихся к такназываемому «исламскому миру».
Длядостижения поставленной цели в курсовой были решены следующие задачи:
1. Анализистории халифата и выявление причин стремительного распространения ислама имусульманского государства.
2. Рассмотрениеисторически сложившихся исламских форм государственного устройства.
3. Изучениеформ государственного правления в современных странах принадлежащих к исламскойцивилизации
В курсовойработе использованы общенаучные политические методы исследования: литературно –аналитический метод, статистический, картографический, описательно –аналитический.
халифатмусульманский государство правление

1.География ислама
1.1 Мусульманскаяэкспансия
Халифат каксредневековое государство сложился в результате объединения арабских племен,центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Характернойчертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиознаяокраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировойрелигии – ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгамиотказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождениянового строя.
Поискипроповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильнымвлиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.
В течениедесяти лет, в 20–30-х гг. VII в. была завершена организационнаяперестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. СамМухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новойрелигии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новойсоциально-политической структуры [8].
Ближайшие родственникии сподвижники Мухаммада постепенно консолидировались в привилегированнуюгруппу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смертипророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителейпророка»)'. Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавилинедовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическоеобъединение Аравии. В VII – первой половине VIII в. были завоеваныогромные территории из бывших византийских и персидских владений. Каксвидетельствует рисунок 1 к 700 г. ислам достиг Северную Африку и Испанию,Закавказье и большую часть Юго-западной Азии. Арабское войско вступило и натерриторию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье иТуре в 732 г. Это битва считается одной из важнейших в мировой истории таккак определила окончательную границу распространения халифата в этомнаправлении [15].
/>
Рис. 1. Арабскийхалифат
В следующемтысячелетии он проник в южную и восточную Европу, Туркестан в Центральной Азии,Западную Африку, Восточную Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, а к 1000 г.даже достиг Китая [2].
Вторжениемусульман на соседние территории было логическим продолжением процесса,начавшегося еще при Мухаммаде, процесса пространственной диффузии [2]. Шведскийгеограф Торстен Хегерстранд в своем труде «Диффузия инноваций какгеографический процесс» выделил такие виды пространственных диффузий как:экспансивная диффузия, когда распространение волн зарождается в мощном идлительном источнике на определенной территории, передающем энергию на соседниетерритории, оказывая влияние на значительные площади и население. Ислам какпоказывает рисунок 2, сначала распространялся с помощью быстрой экспансивнойдиффузии с западного Аравийского «источника» [2].
Этот процессразвивался благодаря трансформации кочевых набегов. Веками кочевые арабскиеплемена совершали набеги на соседей. Обычной целью служил угон верблюдов идругого скота, а излюбленным методом – неожиданное нападение превосходящего посилам отряда на малую часть какого-либо племени. После ухода Мухаммада в Мединув 622 г. некоторые из его последователей, особенно те, кто эмигрировал с нимвместе из Мекки, стали принимать участие в настоящих набегах. Возможно, именночтобы побудить остальных присоединиться к ним, в Коране говорится о «войне попути Аллаха» (араб, джахада, отглагольное существительное джихад). Джихад можетотноситься и к духовным, моральным усилиям, поэтому он ассоциируется с войнойпротив неверных и переводится «священная война».
/>
Рис. 2.Распространение ислам
Рассматриваяджихад как развитие кочевых набегов можно предположить, что большую частьучастников его вдохновляли материальные, а не религиозные мотивы. Основнымразличием между джихадом и набегом была стратегическая ориентация. Кочевоеплемя никогда не нападало на группу, с которой заключило союз. Мусульмане вМедине в ряде ситуаций функционировали как племя или союз племен. По мере тогокак возрастал авторитет Мухаммада, все больше племен и прочих более мелкихгрупп искало союза с ним, а он требовал, чтобы они обратились в мусульманство ипризнали его пророком. Таким образом, к моменту своей смерти в 632 г.онсколотил обширную конфедерацию племен и племенных групп, охватив большую частьАравии. В ранние годы своего существования джихад был направлен против соседнихязыческих племен, не связанных с мусульманами союзом. Но с течением временибольшинство из них осознало, что простейший способ избежать мусульманскихнападений это признать ислам и присоединиться к названной конфедерации.Поскольку ее члены не могли нападать друг на друга, энергия кочевых племен,находившая прежде выход в набегах, искала нового применения. Это означало расширениерадиуса набегов. Итак, практика джихада, пока мусульмане оставались победителями,вела к постоянному росту мусульманской конфедерации и к непрерывнойтерриториальной экспансии мусульман [14].
Это неозначает, что ислам как религия распространялся мечом. Действительно,аравийским языческим племенам, ставшим объектом джихада, предлагали такой выбор:ислам или меч. Но к иудеям, христианам и представителям некоторых другихверований, которые рассматривались как монотеистические, отношение было иным.Эти религии считались родственными исламу – с учетом того, что их современныепоследователи отошли от первоначальной «чистоты веры». Однако они все же небыли идолопоклонниками и потому могли считаться союзниками мусульман. В странахза пределами Аравии, куда арабы вторглись впервые, большинство населенияпринималось за монотеистов. Целью джихада в этом случае становилось необращение жителей в ислам, а подчинение их мусульманским порядкам при статусепокровительствуемых. Все вместе они образовывали ахл аз – зимма, а поотдельности были зимми. За единицу принималась группа, придерживающаяся однойрелигии, такой группе предоставлялась внутренняя автономия под руководствомпатриарха или раввина. С каждого члена группы мусульманскому наместникувыплачивалась подушная подать, равно как и другие налоги – в соответствии с договоренностью.Иногда эти налоги были меньше, чем до мусульманских правителей. Мусульманскоегосударство брало на себя защиту населения. В основном положениепокровительствуемых групп было вполне сносным, хотя для них и существовалинекоторые ограничения. Так, им не разрешалось носить оружие или жениться намусульманках. Обычно их не допускали к высшим государственным постам. Из-за такойполитики государства зимми чувствовал себя гражданином «второго сорта», и,видимо, именно это стимулировало не прекращавшийся на протяжении веков переходхристиан в мусульманство.
Мусульманередко хвастались этим фактом, а в конце VII в. некоторые мусульманскиелидеры практически не поощряли подобный переход, так как он сокращалпоступление податей и этим подрывал государственный бюджет. Таким образом,джихад вел к военной экспансии мусульман, но не к прямому обращению в ислам. Впокровительствуемых группах обычно сохранялась местная администрация. Этапрактика способствовала быстрой и эффективной организации великой империи.
Ислам такжераспространялся посредством принятия веры королями, знатью, и другими вышепоставленными лицами, которые в свою очередь распространяли его с помощью своейбюрократии. Это другая форма экспансивной диффузии – иерархичная диффузия.Карта также показывает, что ислам распространился в глубь и в ширь с помощьюрелакационной диффузии (когда идея или инновация переносятся, как правиломигрантами, в отдаленные места и распространяются оттуда), в частности в дельтуГанга и Восточную Индию, где мореплаватели создали новые источники диффузии [2].
Такимобразом, ислам с момента зарождения стал огромной силой давшей началозарождению крупнейшего средневекового государства, которое распространилось отстран Магриба и Испании до Филиппинских островов. На обширной территории Ближнего Востока арабы изнебольшой и не очень развитой группы семитских племен в результате исламизациии последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурнуюобщность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией.Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традицияподчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая идревние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но иассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срокзахлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран ипрактически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшиедревние собственные традиции.
1.2 НаследиеОсманской империи
Огромная,состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря наобъединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществлениявласти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство.Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительныеизменения.
Во-первых,произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель,великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя отреальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактическистали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельноназначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы сталиразделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
Во-вторых, вгосударственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияниена политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемнаяармия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского идаже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится однойиз главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияниеусиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугоднымихалифами и возводят на престол своих ставленников.
В-третьих,усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а такжеместных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в.политическая власть наместников над управляемыми территориями становитсяфактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случаепризнававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмирысоздают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и такимобразом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их властиспособствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права дляподавления усиливающихся освободительных выступлений [8, 14].
Распадхалифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко,Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф,оставаясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически контролировал лишь частьПерсии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдадаразличными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти.Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в.Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халифсохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оноперешло к турецким султанам – правителям Османской империи
В периодрасцвета в XVI–XVII веках Османская империя включало Малую Азию (Анатолию)Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему ссевера земли Европы. На вершине своего могущества, в правление СелейманаВеликолепного империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, отКрыма до Морокко.
Османскаяимперия просуществовала более четырех столетий, но со временем постепенно теряласвои территории – сперва в пользу венгров, затем в состав России, а позжегреков и сербов. Империя, слабея, пыталась опереться на помощь Германии, но этотолько втянуло ее в Первую Мировую, закончившаяся поражением Тройственного союза.Окончание войны ознаменовалось подписанием Северского договора согласнокоторому Турция утрачивала ряд территорий [рис. 2], которые быликолонизированы Европейскими державами в частности Францией, Великобританией иИталией.
/>
Рис. 2. Предлагавшийсяпо Севрскому договору раздел Турции
Территории сгородом Измир захваченные Грецией, а также Восточная Фракия и другие территорииТурция сохранила за собой подписав Лозанский мирный договор. Договор установил новыеграницы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепивтерриторию Турции в её современных границах [18, 4].
Государствопросуществовавшее 13 веков неизбежно терпит крах. Причинами кроме вышеназванных, на современном этапе становится экспансия западного колониализма. Врезультате мусульманский мир живший под одной политической системой, лишилсяединства, будучи искусственно разделенным на 52 слабых национальных государствс современными политическими, экономическими, и социальными проблемами.
1.3 Современный Исламский мир
Историяислама, второй по численности последователей мировой религии, ведет свое началос 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед, спасаясь от преследований, бежал из Меккив Медину. Со временем возник исламскиймир – сообщество более 50 государств, в которых большинствонаселения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев исламасоставляет пятую часть населения Земли или 1.6 миллиарда человек [12].
Понятие«исламский мир» достаточно условно. Этот термин охватывает два географическиразнородных региона.
Такназываемый мусульманский Восток– арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Южнойи Юго-Восточной Азии – Афганистан, Иран, Пакистан и Турцию. В этих странахислам выступает определяющим фактором общественной жизни.
Другимявляется так называемый мусульманскийСевер, включающий мусульманские страны постсоветскогопространства на Кавказе и в Центральной Азии, мусульманские регионы России (гдемусульманами считают себя 15 млн. человек). Правда, мусульманский Север заметноотличается от Востока. В советский период атеизм значительно подорвал здесьисламские традиции. По этой причине фактором наднациональной идентичностивыступали клановые отношения, но не ислам.
Запределами этих двух наиболее крупных ареалов исламского мира быстро растутмусульманские общины в странах Запада:во Франции (5.5 млн.), в Германии (3.2 млн.), Великобритании (1.7 млн.).
Всовременном мире мусульманские государства выступают важным факторомгеополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссальнымизапасами нефти и газа, здесь происходит интенсивное движение мировых капиталов,во многом благодаря тому, что через этот регион проходят основные воздушные исухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией.
Вмире интерес вызывает феномен «исламского возрождения» в странах Ближнего иСреднего Востока. Решающий толчок, выведший исламский фактор в рангпервостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г.в Иране. По напряжению общественных сил в Иране и в мире, числу жертв,принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, онане имеет прецедентов в странах Третьего мира. Революция в Иране оказалазначительное влияние на все страны исламского мира.
Быстромуросту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г.численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, тов 2011 г. – уже 23%, а, по прогнозам, к 2030 г. составит уже 26,4% т.е. впервые превзойдетпо численности христианское население планеты. Несмотря на то, что доля мусульман в населениивыше всего в странах Аравийского полуострова и Северной Африки, страны,лидирующие по численности мусульман, расположены в Южной и Юго-Восточной Азии.Больше всего мусульман проживает в Индонезии – более 229 млн., на втором местес почти 160 млн – Пакистан, наконец, третья – совсем уже вроде бынемусульманская Индия, где насчитывается 130 млн. признающих Мухаммеда пророкомединого Бога. [19] Колыбель ислама – Саудовская Аравия в списке стран (табл.),ранжированных по числу мусульман, всего лишь на пятнадцатом месте.

Страныс самой большой численностью мусульман, 2010 г.Страна Численность мусульман, млн. чел. Страна Численность мусульман, млн. чел. Индонезия 229 Танзания 13 Пакистан 158 Нигер 11 Индия 130 Мали 11 Бангладеш 127 Сенегал 10 Египет 73 Тунис 10 Турция 70 Сомали 9 Иран 67 Гвинея 8 Нигерия 64 Азербайджан 7 Китай 37 Таиланд 7 Эфиопия 35 Казахстан 7 Марокко 32 Буркина-Фасо 7 Алжир 32 Кот д’Ивуар 6 Афганистан 30 Таджикистан 6 Судан 29 США 6 Саудовская Аравия 26 Филиппины 6 Ирак 25 Конго 6 Узбекистан 24 Франция 6 Йемен 21 Ливия 6 Россия 20 Иордания 5 Сирия 17 Чад 5 Малайзия 14 Кения 5
Самисламский мир идеологически расколот: 80% – это сунниты, 20% шииты. Из-за своейразнородности и многообразия мусульманский мир не стал единым центром силы.Исламский мир неоднороден политически, отсутствуют объединительная идея. Но всфере внешней политики многие мусульманские государства пытаются закрепить за собой политическую нишу намеждународной арене, мотивируя ее религиозными мотивами. Другой характернойприметой внешней политики большинства стран Ближнего Востока и Персидскогозалива стал ярко выраженный антиамериканизм.
В настоящеевремя все обиды и претензии арабского мира вылились в национально-религиозныйпротест, соединились в новой интернациональной идее арабских идеалистов – «мировойисламской революции» и «мировой арабской империи», которые направлены, прежде всего,против Запада. Однако большинство российских востоковедов уверены в том, чтовесьма трудно ожидать сплочения мусульманского мира на антизападной платформе.Как и прежде, за фасадом заявлений об исламской солидарности или арабскомединстве скрываются серьезные внутренние споры и разногласия. С этой точкизрения само понятие «мусульманский мир» выглядит во многом политическойабстракцией. Отдельные аспекты геополитики стран исламского мира достаточновнимательно рассматриваются многими современными отечественными и зарубежнымигеополитиками.
Демографическиересурсы располагают большим населением Численность мусульман в мире неизбежнорастет. К 2030 году численность мусульман на планете увеличится на 35 процентови достигнет 2,2 млрд человек [17]. Об этом свидетельствуют результатыисследования, проведенного специалистами Форума религиозной и общественнойжизни – одного из подразделений американского Исследовательского центра Пью. Вследующие два десятилетия численность мусульманского населения будет нарастатьпримерно в два раза быстрее, чем немусульманского
Идеологическиересурсы отличаются отсутствием консолидации общества и политических элит вокругкакой-либо идеологии, как это имело место в 1950–1960-е гг. во времена массовойпопулярности в арабском мире идеологии арабского национализма. Попытка решитьэту проблему приводит к разговорам об арабской и исламской специфике развития,неприемлемости слепого копирования западного либерально-демократического пути развития,необходимости учета национальной специфики при проведении модернизации.

2.Политические системы
2.1 Форма исламскогогосударства
Формагосударства является собирательным понятием, включающим в свою очередь формуправления, государственное устройство, государственно-правовой режим.
Формаправления характеризует порядок образования и организации высших органовгосударственной власти, их взаимоотношение друг с другом и население, то естьэта категория показывает, кто и как правит в государстве. По форме правлениягосударства подразделяются на республиканские и монархические.
Формагосударственного устройства отражает структуру государства. Соотношение междугосударством в целом и его составными территориальными единицами. По формеустройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные(федеративные и конфедеративные).
Государственно-правовойрежим представляет собой систему средств и способов существованиягосударственной власти. Различают тоталитарные, авторитарные и демократическиегосударственно-правовые режимы.
Исламскаяконцепция государства отличается от западной. Прежде всего, это концепцияисламского государства, то есть государства дар аль ислам, то есть землиислама, и государства, построенного по исламским законам. Таким образом, этаконцепция описывает только собственно исламское государство, а не все вообщегосударства [1].
Необходимозаметить, что деления по формам государственного устройства в исламезатруднено. Классическая исламская государственно-правовая доктрина полагала,что мусульман нельзя делить в государстве по народам и все мусульмане сутьединая сумма, нераздельная и неразрывная. Существующие федерации, например,Объединенные Арабские Эмираты или Малайзия являются объединением государств, ане народов и в этом коренное отличие от пусть даже вестернизированных основэтих государств от западного понимания федерации. Конечно, и в западных странахесть территориальное деление в федерации по территориям, но это большеусловность, для удобства территориального деления.
Понятиеисламская форма государства является собирательным и включает в себя понятиеполитической формы ислама и типа исламского государства. Политическая формагосударства показывает, при помощи каких доктринальных основ правит правитель,на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формыправления, но включает в себя и доктринальные вещи правления.
Типисламского государства наиболее близок к западному понятиюгосударственно-правового режима, однако, это вся совокупность конкретных формгосударств, а не только средств и способов правления.
Существующиеполитические формы ислама:
· Исламскаянациональная форма в традиционализмеполитическая форма ислама,существующая в исламских странах, опирающая на традиционные институты власти,играющие роль дополнительности к руководящей деятельности государства,вытекающая из религиозного союза государства и общества и имеющая в качествеидеологии исламский ренессанс [7].
В исламскойнациональной форме исламские институты всего лишь дополнение к западныминститутам власти для стабилизации власти и выполняют роль громоотвода вполитической системе;
· Исламскаяформа правления с точки зрения фундаменталистов – политическая форма ислама,создаваемая в исламской стране как универсальный согласованный набор правовыхинститутов с миссией вечного джихада и непрерывного освоения мира. В принципеисламская форма правления не совсем правильное наименование, но такое названиепрочно закрепилось и его приняли сами фундаменталисты. Правильнее говорить обисламистской форме государства, но звучит гораздо менее благозвучно [7].
· Исламократияв модернизме (более широкое словоупотребление – исламская демократия) –политическая форма ислама, которую стремятся построить в исламском миревестернизированные страты, опираясь на мировой опыт, определенную частьтрадиции и воплощающая дух ислама. Самое слабое место исламократии – это еезападный характер, который никак не удается скрыть [7]
К основнымтипам исламского государства относятся: султанат, эмират, имамат, халифат.Кратко рассмотрим каждый из них
Султанатомисторически называлось исламское государство с наследственной властью династиисултана.
В мире внастоящее время два султаната: Султанат Оман в Аравии и Султанат Бруней вЮго-Восточной Азии. Султанат Оман расположен на юго-востоке Аравийскогополуострова, граничит с королевством Саудовская Аравия, Объединенными АрабскимиЭмиратами и Республикой Йемен. В 1970 году приход к власти Его ВеличестваСултана Кабуса Бэн Сэида.
В настоящеевремя в Султанате Оман сложилась следующая система управления. Советгосударства назначается султаном. Первое заседание в 1998 году. Совет шурысформирован в 1991 году вместо Государственного совещательного совета (создан в1981 году). Руководитель Совета шуры назначается королевским указом,вице-руководители выбираются самим Советом. Срок полномочий – 3 года, 82депутата. Совет шуры обсуждает пятилетние планы развития, доносит до султанасвое мнение, заботится об экологии. Международные дела полностью в ведениисултана.
Регионысоставляют территорию государства, их 8, в том числе автономные регионы Маскат(столица) и Дофар. Главы регионов назначаются министром внутренних дел иподчиняются ему, далее вали в 59 вилайетах. Судебная система включает Высшийсултанский суд и султанские суды в вилайетах.
Эмират естьнебольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властьюдинастии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именнонебольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.
Северо-КавказскийЭмират – исламское государство, существовавшее на территории Чечни и ЗападногоДагестана с сентября 1919 года по март 1920 года. Поглощено РСФСР.
К середине1918 года для борьбы с белогвардейскими армиями началось объединение горцеввокруг шейха Аварии, панисламиста Узун-Хаджи. Узун-Хаджи с небольшим отрядомгорцев занял аул Ведено и объявил войну Деникину. Вскоре было провозглашенообразование Эмирата Северного Кавказа.
В сентябре1919 года в аул Ведено к Узун-Хаджи прибыл гонец, некий Иналук АрсанукаевДышнинский, с грамотой якобы от турецкого султана. После ряда совещаний сосвоими сподвижниками Узун-Хаджи, по сведениям историков, объявил о созданииЭмирата Северного Кавказа в качестве самостоятельной шариатской монархии подпротекторатом халифа его величества оттоманского императора Магомета ВахиттДина Шестого. Временная столица эмирата была учреждена в ауле Ведено,предполагалось при этом иметь постоянную столицу в городе Грозном. СебеУзун-Хаджи присвоил титул: его величество имам и эмир СеверокавказскогоЭмиратства, шейх Узун Хаир Хаджи Хан.
В созданномэмирате, как и в других монархических государствах, стали образовыватьпривилегированные сословия. Вооруженные силы эмирата состояли из 7 армий. Дляуправления страной было сформировано правительство во главе с великим везирем(высшим сановником) князем Дышнинским, являвшимся одновременноглавнокомандующим Северокавказского эмирата. В состав правительства входило 8министров, имевших, за исключением министра юстиции, звание генерал-майора.
Имаматявляется исламским государством, в котором лидером является религиозныйдуховный руководитель имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом.Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможенего глобальный характер как у халифата.
Северокавказскийимамат (Имамат Шамиля) – исламское государство, существовавшее на территорииДагестана и Чечни в 1829–1859 гг. Завоевано и поглощено РоссийскойИмперией. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834–1859).
Шамилюудалось сплотить полиэтничный регион и сформировать стройную централизованнуюсистему управления. Территория была разделена на административные единицы –наибства, число и размер которых менялись в зависимости от военно-политической обстановки.Более или менее постоянными были 20, иногда их число доходило до 50. Некотороевремя их объединяли в 4 губернии (округа) во главе с мудирами. Наибстваделились на участки под управлением мазунов, которые занимались военнымисборами и заготовкой провианта. Судебные и административные функции выполняликадии, муфтии, алимы. Низшей единицей административного деления являлся аул, вкотором сохранялась выборная система управления, однако старшины сталиутверждаться имамом по представлению наибов.
Главагосударства – имам-уль-Аззам (великий имам), «отец страны и шашки» являлсядуховным, военным и светским вождем, имел огромный авторитет и решающий голос,однако его власть нельзя считать неограниченной. Примерно с 1841 годаежедневно, кроме пятницы, при нем заседал Диван-ханэ (высший совет) ирассматривал административные, военные, хозяйственные, судебные дела,заслушивал доклады наибов. Периодически созывались съезды наибов и алимов дляобсуждения важнейших государственных проблем (1841,1845,1847,1851,1858,1859 гг.)
Местноеуправление находилось в руках назначаемых Шамилем наибов. Их деятельностьрегламентировало «Положение о наибах»: сбор налогов и ополчения, суд,наказания, забота о вдовах и сиротах. Наиба сопровождали муфтий, палач, отрядохраны – муртазикаты. Они выполняли не только роль личной гвардии высшихдолжностных лиц имамата, но и составляли ядро войска. Эти воины отказывались отсемьи, давали присягу, были наиболее религиозны и фанатично преданы имаму.Низшую административную инстанцию представляли старшины, избранные народом иутвержденные Шамилем по представлению наибов. Старшины и кадии заботились обисполнении указов и распоряжений имама, отвечали за порядок в ауле.
Халифатявляется единым всемирным исламским государством по государственно-правовойдоктрине ислама.
Халифатомназывают феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее врезультате арабских завоеваний в VII–IX вв. и возглавлявшееся халифами.Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века вХиджазе (Западная Аравия) мусульманская община – (умма). В результате арабскихзавоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров,Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет,Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Слово Халифат(араб. Khalifah – «наследник», «представитель») – означает как титул халифа,так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями подпредводительством его халифов.
ИсториюХалифата условно делят на три периода. Первый период датируется 630–750. В этотпериод, начавшийся сразу после смерти Мухаммада, сформировалось мусульманскоегосударство, подчинявшееся халифу. Эпоха первых четырех халифов (632–661),называемых хулафа ар-рашидун («праведные халифы»), вызвала последующие спорымежду теми, кто называл себя суннитами и шиитами. Последние считали, чтовыборный халиф, если он не является родственником пророка, не легитимен. ЛишьАли, двоюродный брат и зять пророка, отец его внуков Хасана и Хусейна,принимается шиитами без оговорок в качестве халифа. В этот же период включаетсяэпоха правления династии Омейадов (661–750), штаб-квартирой которых был Дамаск[8].
Второй период(750 – середина 9 в.) приходится на эпоху правления династии Аббасидов,правивших в Багдаде. В этот период халифы утратили политическую власть надосновной частью мусульманского мира, так как наместники в провинциях стремилиськ автономии. Однако халиф сохранил за собой звание духовного главы мусульман. Фактическинезависимые правители признавали его духовный суверенитет, и объявляя себя еговассалами, упоминали его имя в пятничных молитвах.
Одновременнов этот период заявляют о себе новые династии халифов – Фатимиды в Египте иОмейады в Испании.
Третий периодначинается в середине 9 в., продолжается до 13 в. и характеризуется упадкомдинастии Аббасидов. Но с 1171 Аббасиды являются единственными халифами. В 1258правление этой династии было прервано вторжением монголов под предводительствомХулагу. Захватив Багдад, монголы казнили халифа Мустасима, который не имелнаследника. Возникла беспрецедентная ситуация: мусульманский мир остался безсвоего духовного главы. Кровавой расправы в Багдаде избежали только двааббасида. Один из них – дядя убитого халифа, был приглашен мамлюкским султаномБайбарсом в Каир, где он был принят с почестями и в 1261 провозглашен халифом.Мамлюкские правители рассматривали присутствие аббасидов в Каире как гарантиюлегитимности их правления.
Послезавоевания турками Египта идея халифата постепенно исчезает. Однако в 18 в. онабыла реанимирована в виде легенды, согласно которой последний египетскийАббасид (халиф Мутаваккиль) якобы передал халифат османскому султану Селиму(1517). На самом деле 24 августа 1516 на Дабикском поле (Мардж – Дабик,неподалеку от Алеппо) произошло сражение между османскими войсками и отрядамимамлюков. Битва закончилась беспорядочным бегством мамлюков, и 28 августатурецкий султан торжественно вступил в Алеппо. На следующий день султан Селим Iбыл увенчан титулом «Служитель обоих священных городов». Это означало, чтосултан принимает на себя функции духовного и светского главы всех мусульман,для которых священными городами были Мекка и Медина. Присвоив этот титул,османские султаны стали называть себя халифами и требовать от правителей другихмусульманских стран признания своих верховных прав.
Авторомлегенды о передаче права на халифат султану от последнего Аббасида историкиназывают дипломата К. Мурджу д’Оссона. Халиф Мутаваккиль, увезенныйосманами в Стамбул, после смерти султана Селима получил разрешение вернуться вКаир, где прожил, сохраняя титул халифа, до 1543. Официально халифат былупразднен в 1924 году турецкими революционерами.
Новаяисламская форма.
К новымправовым явлениям можно отнести разработку такой политической формы ислама какновая исламская форма и такого типа исламского государства как исламат. Новаяисламская форма направлено на преобразование мира и ее можно определить какформу, возникающую в мусульманском мире в результате Реформации, воплощающаятрадиции исламской мысли и раскрывающая себя как гуманистическая системапубличных институтов и права. Новая исламская форма может быть в форме халифата(арабский мир) или исламата (не в арабских странах). Измениться пониманиесистем таких типов исламского государства. Новая исламская форма правленияраскроет себя в последующем Халифате.
Второй НовыйХалифат возникнет в результате объединительной Реформации мусульманского мира.Правительства мусульманских стран или будут участвовать в данном процессе илиони сменяться. Этот процесс необратим, так как застой не может продолжатьсявечно. Второй Новый Халифат будет демократическим гуманистическим духовнымгосударством, где будут соблюдаться права человека как фундамент отношенийчеловека и государства. Второй Новый Халифат будет нацелен на объединение всехмусульманских государств различным путем, но может и не включать всемусульманские страны, оставаясь национальным государством арабов. В такомслучае Второй Новый Халифат выступит ядром сообщества Халифат мусульманскихгосударств.
Исламат какнациональной государство мусульманского народа синтезирует в себе достижениядемократии и традиции ислама. Во главе исламат будет стоять амир государствакак верховный руководитель мусульман. Исламат будет вторым типом исламскогогосударства в будущем наряду с халифатом, образуя сообщество мусульманскихгосударств. Амир является выборным должностным лицом как и халиф [5].
Таким образомможно сделать выводы что, исламское правление не соответствует какой-либо из существующихформ правления. Это, например, не тирания, где глава государства может произвольнораспоряжаться имуществом и жизнями людей. Исламское правление – нитираническое, ни неограниченное, а конституционное. Оно не конституционное вобщепринятом смысле слова, то есть – основанное на одобрении законов всоответствии с мнением большинства. Оно конституционное в том смысле, что правителиподчиняются установленным положениям в руководстве и управлении страной, положениям,которые были предписаны в Коране и Сунне. Это были те законы и установленияИслама, включающие эти предписанные положения, которые должны соблюдаться ивыполняться. Следовательно, исламское правление можно определить как властьБожественного закона над людьми. Коренное различие между исламским правлением иконституционными монархиями, республиками состоит в следующем: обязанности и правамонархов и народа в этих режимах определены людьми, исламские же законы принадлежатисключительно Всемогущему Аллаху [10].
Священный законодательИслама есть единственная законодательная власть. Никто не имеет права издавать другиезаконы или хотя бы отменять хоть малую часть того, что положил священный Законодатель.Это самая простая форма правления. Различные министерства имеют программудействий в свете обрядов Ислама и затем определяют, что должны делать их службына местах по всей стране.
2.2 Формаправления в современных мусульманских государствах
Современныймусульманский мир представляет собой общее геополитическое, лингвистическое,культурное и религиозное пространство, занимающее территорию Северной Африки,Западной и Центральной Азии.
После крахаколониальной системы здесь начинают формироваться национальные государства, сосветскими, вестернизированными формами правления, не характерными для исламскогогосударства. В настоящее время формы правления этих государств относят кмонархическим и республиканским.
Монархия – (лат. monarcha от греч. –«единовластие»: греч. – «одиночный, единый» и греч. – «властитель,правитель») – форма правления, при которой верховная государственная властьпринадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу,эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т.д.) и, как правило, передается понаследству [18]. Отличие мусульманских монархий от монархий христианизированныхстран заключается в том что конституционный или парламентский статус монархииевропейских стран показывает что религиозный фактор из политики устранен. А вмусульманском мире, религиозный фактор оказывает на политику существенноевлияние [16].
В настоящеевремя большинство мусульманских монархий сосредоточено на Аравийскомполуострове, это – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн,Оман, монархическая конфедерация Объединенные Арабские Эмираты, а также Малайзияи Марокко.

Форма правленияв странах ислама
Страна
Форма правления
Законодательный орган Азербайджанская Республика Президентская республика Однопалатный парламент (Милий Меджлис) Алжирская Народная Демократическая Республика Президентско-парламентская республика Двухпалатный парламент Исламская Республика Афганистан Президентско-парламентская республика, Исламская Двухпалатный парламент Народная Республика Бангладеш Парламентская республика Парламент «Джатия Сангсад» Королевство Бахрейн Конституционная монархия Парламент двухпалатный Бруней Даруссалам Абсолютная теократическая монархия Демократическая Республика Буркина Фасо Парламентская республика Парламент однопалатный – Национальная Ассамблея Республика Гамбия Президентская республика Национальная Ассамблея Республика Гвинея Президентская республика Парламент однопалатный Республика Джибути Президентская республика однопалатное Национальное собрание Арабская Республика Египет Президентско-парламентская республика Двухпалатное Национальное собрание Республика Индонезия Президентская республика Народный консультативный конгресс Иорданское Хашемитское Королевство Дуалистическая монархия Власть сосредоточена в руках короля Иракская Республика Парламентская республика Национальную ассамблея Исламская республика Иран Исламская республика Однопалатный парламент–Меджлисом Йеменская Республика Президентская республика Двухпалатный парламент – Шура Республика Казахстан Президентская республика Двухпалатный парламент Государство Катар Абсолютная монархия Консультативный совет Киргизская Республика Парламентская республика законодательного органа как такового не существует Федеративная Исламская Республика Коморы Президентская республика Парламент (ассамблея) Республика Кот-д’Ивуар Президентская республика Однопалатный парламент Государство Кувейт Дуалистическая монархия Власть принадлежит эмиру и однопалатному Национальному собранию Ливанская Республика Парламентская республика Однопалатный парламент Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия Джамахирия Всеобщий народный конгресс, а также правительство – Всеобщий народный комитет. Исламская Республика Мавритания Президентская республика Однопалатный парламент Малайская Федерация Конституционная монархия Двухпалатный парламент Республика Мали Президентская республика Однопалатный парламент Мальдивская Республика Президентская республика Однопалатный парламент Королевство Марокко Дуалистическая монархия Парламент Республика Нигер Республика Однопалатная Национальная Ассамблея Федеративная Республика Нигерия Президентская республика Двухпалатное национальное собрание Объединённые Арабские Эмираты Абсолютная монархия Представлена федеральным Национальным советом Султанат Оман Абсолютная монархия Совет шуры Исламская Республика Пакистан Президентская республика Двухпалатный парламент Королевство Саудовская Аравия Абсолютная монархия Консультативная ассамблея Республика Сенегал Смешанная республика Республика Сьерра-Леоне Республика Сирийская Арабская Республика Президентская республика Народный совет Сомали Анархия Суданская Республика Республика Парламент двухпалатный Республика Таджикистан Президентская республика Парламент – Маджлиси Оли Тунисская Республика Президентская республика Парламент двухпалатный Туркменистан Президентская республика с однопартийной системой Парламент Меджлис Турецкая Республика Парламентская республика Великое национальное собрание Турции Республика Узбекистан Президентская республика Двухпалатный парламент Республика Чад Президентская республика Национальное собрание
Можновыделить четыре государства формы правления в которых можно безо всякихусловностей назвать абсолютной монархией это – Саудовская Аравия, Бруней, Оман,Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху, как светская, так ирелигиозная. Объединенные Арабские Эмираты представляют собой федеративноегосударство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий. Влияниезаконодательных органов власти на внешнеполитический процесс и политику вообщесведено к минимуму. Действующие в этих странах советы – Консультативный совет вКатаре, Федеральный национальный совет в ОАЭ, Государственный совет в Омане иКонсультативный совет в Саудовском королевстве – выполняют, как явствует из ихназвания, консультативно-согласительные функции, а не занимаютсязаконотворчеством.
В этихстранах исполнительная ветвь власти тесно связана с главой государства и необладает какой-либо самостоятельностью по отношению к нему. Функции кабинетаминистров сводятся к консультациям и рекомендациям правителю по тем или инымвопросам внутренней и внешней политики и к ее реализации [3]. В монархическихгосударствах парламенты действуют в королевствах Бахрейн, Иордания, Марокко иэмирате Кувейт, которые относятся к дуалистическим монархиям. Дуалистическаямонархия – (лат. dualis – двойственный; англ. dual monarchy) – конституционнаямонархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формальнои фактически сохраняет обширные властные полномочия [3]. В большинстве арабскихмонархий создание и деятельность политических партий запрещены. Партии имеютсятолько в Иордании и Марокко. В этих арабских странах, где наиболее сильнотрадиционное общество, партии пользуются небольшой популярностью.
Тем не менеебольшинство мусульманских стран относят к республикам с президентской ипарламентской формой правления. Однако при наличии всех формальныхдемократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатногопарламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различныхобщественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный примерквазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.
Кпрезидентским республикам де-юре относятся Туркменистан, Тунис, Индонезия,Судан, Нигерия и.др. Конституцияэтих стран предусматривает сильную президентскую власть в которой мужчины иженщины равны перед законом. В этих республиках, существует четкое разделение между светской идуховной властью. В области светской власти президент обладает большимиполномочиями. Многие части Конституции стран в настоящее время часто недействуют [3, 18].
Некоторыестраны в ходе революций провозгласили себя исламскими республиками, которыеотличаются от президентских тем, что значительную роль в управлениигосударством играет исламское духовенство. В Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно,фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозныйдеятель. Представляет собойкомпромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципамхалифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканскогостроя [5]. Неясна разница между исламской республикой (вроде Ирана с элементамидемократии вроде парламента, президента и разделения властей) и такимиисламскими монархиями как Саудовская Аравия. Законы в исламской республике побольшей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся, преждевсего Иран, а также Афганистан, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституцияПакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтомуприлагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности [18].Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает идоисламские традиции народов Индийского субконтинента. Правительство, утверждаемоепрезидентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющийпартию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министрдолжен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числачленов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинстваего депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительстворазрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента. [3]
В Иране навершине лестницы власти стоит факих (духовный лидер), которому принадлежит верховнаявласть и который несет ответственность только перед Аллахом. Контрольный совет,состоящий из выборных представителей шиитского духовенства, призваносуществлять надзор за деятельностью законодательных и исполнительных органов иследить за соответствием исламу всех законов [3].
Одно изсильнейших государств в исламском мире, имеющих парламентскую форму правленияявляется Турция, здесь существует развитая светская демократия, свободныерыночные отношения, крометого, это единственная страна, имеющая и западную, и ближневосточную историю.Сегодня во главе правительства находится президент Абдулла Гюль.Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Великомунациональному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системепропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе спремьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий. Конституционныйнадзор над исполнительной и законодательной властью осуществляетКонституционный Суд Турции, состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов,назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходесложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций.Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич.
21 октября2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию.Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срокполномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства – президента– избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог бытьпереизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избиратьсяпутём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещёна один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года. Каждые 7 летпрезидента переизбирает парламент Турции.
Республикистран Африки имеют сложные формы правления. Политическая система в большинствестран современной Африки носит авторитарный характер. Установленныеавторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданскихдиктатур (Ливия, Египет). Стремление к автократии объективно обусловленоэкономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементовгражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур,являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить этипротиворечия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени,что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты другихэтносов [9].
Однако внекоторых странах Северной Африки проходят процессы либерализации идемократизации общества (Алжир, Тунис, Египет). В результате создания впоследнее десятилетие в большинстве арабских стран современных демократическихинститутов (двухпалатный парламент, многопартийность, система всеобщих выборов,в достаточной степени свободная пресса) и развития экономических реформ, здесьсформировался слой, восприимчивый к идеям гражданского общества и демократии.
В странахЦентральной Азии также распространена республиканская форма правления. Смомента провозглашения независимости эти страны заявили о намерении создатьдемократическую политическую систему на основе западной модели. Несмотря на всеобязательства все страны Центральной Азии движутся в направлениипрогрессирующей концентрации власти в руках президента [9]. В настоящее времявсе центральноазиатские страны ограничили политические свободы. В Туркменистанемногопартийность хотя и гарантирована конституцией, остается де-фактозапрещенной. В Узбекистане также многопартийность не более чем фасад. ВКазахстане режим в целом сопоставим с «путинской» моделью. И наконец, главыцентральноазиатских стран используют угрозу исламизма в качестве оправдания дляпроведения авторитарной политики [9].
Такимобразом, при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщихальтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы,разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны(Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которойдействует авторитарный режим личной власти.

Заключение
Ислам смомента зарождения стал огромной силой давшей начало зарождению крупнейшегосредневекового государства, которое распространилось от стран Магриба и Испаниидо Филиппинских островов. Наобширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитойгруппы семитских племен в результате исламизации и последовавших за нейпроцессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощнойполитической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпамискладывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себезавоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центрымировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилированаарабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнулаогромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практическирастворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древниесобственные традиции.
Однако как илюбая крупная империя, Халифат просуществовав около 13 столетий, в результатеряда причин распадается на мелкие государства. Эти страны, лишившиеся своейединой политической системы, составляют современный мусульманский мир, которыйвесьма разнообразен и неоднороден. В XIX в., колониальное унижение и остроощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движениемодернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальнойсистемы повлекло за собой эпоху радикальных социальных, то с 70-х годовусиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политическоймощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоевмногих из этих стран и соответственно к увеличению роли ислама в качествемощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе синоземными влияниями. С этого момента под знаменем ислама поднимаются силы,борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны отдавления иностранных держав. В силу этого зарождаются идеи возрождения исконноисламского государства и второго объединения Халифата. Однако в самом исламскоммире не существует единства. В эти странах в настоящее время государственныеустройства построены по образу западных держав, хотя и имеют свои отличия иособенности. В силу исторических, традиционных причин и экономическойотсталости для стран исламского мира характерно наличие авторитарных режимов.
Все вышесказанное, свидетельствует о том, что в этом регионе образовалась сложнаяполитическая география. Растущий интерес мировой общественности к этому регионуобуславливают все большее изучение аспектов политической – географии мусульманскихстран.

Литература
1. Арабо-исламскаяцивилизация (Ближний Восток и Северная Африка) [Электронный ресурс] / Режимдоступа: www.geopolitics.ru/
2. Блій Г. де, Муллер Пітер Географія: світи, регіоні, концепти /Пер. з англ.; Передмова та розділ «Украіна» О. Шаблія. – К.: Либідь, 2004. –740 с.; іл. – ISBN 966–06–0335–5.
3. Внутренниефакторы формирования внешней политики стран Арабского Востока [Электронный ресурс] / Д.А. ВладимировичРежим доступа: www.perspectivy.info
4. Воспоминанияоб утраченном единстве [Электронный ресурс] / Ярослав Бутаков Режим доступа:www.win.ru/islam/
5. Исламскийгеополитический проект [Электронный ресурс]/ А. Рудаков Режим доступа:www.win.ru/islam/859.phtml
6. Исламскаяформа правления – монархия или республика? [Электронный ресурс] / Ренат БеккинРежим доступа: kontrrev.ho.ua/bibl/islam01.html
7. Контурывозможного сценария будущего для региона Персидского залива [Электронныйресурс] / Дмитрий Сергеев Режим доступа:www.win.ru/islam/index.phtml/page4
8. Л.С. ВасильевИстория востока [Текст] / Л.С. Васильев – М.: Наука, – 2000. – 286 с.
9. Междудемократией и исламизмом: политическое развитие арабского мира [Электронныйресурс] / Борис Долгов Режим доступа: www.perspectivy.info
10. О роли исламского факторав современном мире [Электронный ресурс] / В. Юрченко Режим доступа: prom1.livejournal.com/39113.html
11. Персональная страничкапредседателя Конституционного Суда Турции [Электронный ресурс] / Персональнаястраничка председателя Конституционного Суда Турции Режим доступа:www.anayasa.gov.tr/general/icerikler.asp
12. Сколько мусульман в мире?[Электронный ресурс] / Имам. Ru Режим доступа:www.imam.ru/articles/stati.html
13. Страны и факты: по даннымЦРУ США [Электронный ресурс] / Центральное Разведовательное Управление Режимдоступа: http //worldfacts.ru/geos/up.html
14. Т.Ю. ИрмияеваИстория мусульманского мира от Халифата до Блистательной порты [Текст] / Т.Ю. Ирмияева. – П.: Звезда, –2000. – 125 с.
15. У. Мантгомери Уотт Влияниеислама на средневековую Европу [Текст] / У. Мантгомери Уотт. – М.: Наука, –1976. – 127 с.
16. Халифат: необходимостьполитического единства [Электронный ресурс] / Halifat.org Режим доступа:www.halifat.org/content/view/86/1/
17. Число мусульман к 2030году превысит четверть населения мира («Gazeta.kz», Казахстан) [Электронныйресурс] / Инносми Режим доступа www.inosmi.ru/world/20110203/166224064.html
18. [Электронный ресурс] /Википедия Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
19. [Электронный ресурс]Режим доступа: www.hajinformation.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.