Реферат по предмету "Экономика"


Государственная политика перераспределения расходов

Содержание
Введение
1. Виды доходов населения и их источники
2. Измерение неравенства в распределении доходов
3. Государственное перераспределение доходов
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов
3.2 Создание системы социальной защиты и социальныхгарантий
Заключение
Список использованных источников
/> 

Введение
Особенно важное место в социальной политике государства занимаетвыработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходовнаселения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий,позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства,величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений отвладения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторыхдругих. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорныеотношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, созданиеусловий для роста заработной платы и другие элементы.
Цель даннойкурсовой работы – на основании литературных источников изучить денежные доходынаселения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политикугосударственного регулирования доходов населения.
Задачи курсовойработы:
- Изучитьдоходынаселения — формы и факторы, их определяющие;
- Изучитьраспределениедоходов населения и проблема социального неравенства;
- Изучитьполитикугосударства по регулированию распределения доходов населения.
Предметомданного исследования являются денежные доходы населения и политика ихрегулирования.
Объектомисследования является экономика Республики Беларусь.
Для написаниякурсовой работы я использовала следующую литературу: Макконелл К., Брю С.«Экономикс», Самуэльсон Н. «Экономика», Агапова Т.А., Серегина С.Ф.“Макроэкономика”, Мэнкью Н.Г. “Принцины макроэкономики”, «Национальная экономикаБеларуси» под редакцией В.Н. Шимова, а также многие другие пособия. Так же дляраскрытия динамики изучаемых процессов РБ использовались такие периодическиеиздания, как «Национальная экономическая газета», «Экономика Беларуси»,«Финансы, учет, аудит», «Экономист», “Банковский вестник” и многие другие.

1. Виды доходов населения и их источники
Под доходаминаселения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных илипроизведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Рольдоходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит отуровня доходов.
Денежныедоходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающихлиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различныхпособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм отпродажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельскогохозяйства, различных изделий, доходов от оказанныхна сторону различных услуг и др. [10, c. 114].
Уровеньдоходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, таккак определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха,получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущныхпотребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величинудоходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамикарозничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.
Итак,рассмотрим структуру доходов населения. В экономической науке понятие доход(income) включает в себя все денежные поступления конкретного человека илидомохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год). Доход отдельногодомохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:
— доход,получаемый владельцем фактора производства – труда;
— доход,получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли,предпринимательских способностей) так называемые трансфертные платежи.
Доходы членовобщества являются показателем его благосостояния. В США, например, вноминальный доход включается заработная плата, дивиденды, проценты, наличныетрансфертные платежи, такие как пособие по социальному обеспечению ибезработице. Номинальный доход рассчитывается до вычета налогов, из него неисключены налог на личный доход и налог на заработную плату.
Следуетотличать доход от богатства (wealth); оно представляет собой стоимость всехсредств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатствосостоит из материальных объектов – дома, земля, автомобили, мебель, книги ит.д., а также финансовых средств – наличные деньги, сберегательные счета в банках,облигации, акции. Под залог богатства (а не дохода) можно получить кредиты вбанке, богатство служит источником дохода.
Вэкономической литературе существуют различные концепции по поводу исчислениядохода. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести такжепредоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии наоплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы отувеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества[2, c. 191].
Домохозяйства,предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждениев виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют всумме доход домохозяйств.
Подэкономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономическогоресурса сверх трансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получатьвладельцы и земли, и труда, и капитала. Однако надо отметить, что экономическоесодержание термина «рента» меняется в зависимости от уровня агрегативности. Вмакроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под«рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами землии других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарноепредложение.
Рассмотрим ренту,получаемую владельцами земли. В целях упрощения мы будем считать, что всяимеющаяся в стране пахотная земля обладает одинаковой урожайностью ииспользуется для производства зерна. Рынок земли совершенно конкурентен, т.е.имеется значительное количество и владельцев земли, и зерноводческих хозяйств.Поскольку суммарное количество земли фиксировано, то ее суммарное предложение абсолютнонеэластично, и кривая предложения земли вертикальна (рис.1.1). Кривые жесуммарного спроса (D1, D2, D3) имеют обычное очертание: для земли, как и любогодругого ресурса, «падающий» характер кривой спроса объясняется действием законауменьшающейся отдачи, а так же тем фактом, что для зерноводческих хозяйств, какединой группы, необходимо понизить цену зерна, чтобы продать дополнительное егоколичество.
/>
Рис.1.1Определение земельной ренты
Поскольку предложениеземли фиксировано, то активной составляющей рынка земли остается спрос на землю.Изменение спроса на экономические ресурсы, и в том числе на землю, могутвызвать три фактора: цены на товары, изготовленные с помощью этого ресурса(т.е. цена зерна), производительность ресурса и цены на иные ресурсы,применяемые в сочетании с землей. Увеличение спроса на землю, что соответствуетсдвигу кривой спроса вверх вправо, приводит к росту рентных платежей. И,наоборот, при снижении спроса на землю рентные вознаграждения сокращаются. Еслиспрос на землю станет слишком низким (кривая D4), то зерноводческие хозяйстване будут платить ренту вообще.
Следующий виддохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена,уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента –это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубляв единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого видадохода.
Ссудныйпроцент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не какабсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудногопроцента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 000 рублей в год на1000000 рублей[6, c. 222].
Деньги неявляются экономическим ресурсом. Как таковые, деньги не являютсяпроизводительными; они не способны производить товары или услуги. Однакопредприниматели «покупают» возможность использования денег, потому что деньгиможно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий,оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства, несомненно, вносятвклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководителипредприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствамипроизводства.[4, c. 60].
Подэкономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR)и всеми издержками (TC). В условиях совершенной конкуренции, когда отрасльнаходится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, иэкономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии всеосновные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке –предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т.д.остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиямиодной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтомуэкономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа вотрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, всепоступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.
В этой связисуществование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфическогоресурса – предпринимательских способностей. Под последним, как известно,понимаются способности предпринимателя:
а) приниматьрешение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;
б) применятьболее прогрессивные способы управления фирмой;
в)использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе формреализуемого товара;
г) идти нариск принятия всех подобных решений.
Наконец,фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизироватьрынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополистсокращает объем производства и повышает цену товара.
Заработнаяплата, или ставка заработной платы, — это цена, выплачиваемая за использованиетруда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включаяоплату труда:
рабочих вобычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самыхразных профессий;
специалистов– юристов, врачей, преподавателей и т.д.;
владельцев мелкихпредприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множестворазличных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации ихделовой активности.
Важно такжепровести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработнойплатой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час,день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг,которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработнаяплата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполнеочевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платыи цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы впроцентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения вуровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так,повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% даетприрост реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработнаяплата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например,номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в тоже самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чемноминальная заработная плата.
Один изисточников социальной напряженности в любой стране — разница в уровняхблагосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяетсядвумя факторами:
1) величинойимущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;2)величиной текущих доходов граждан.
Люди получаютдоходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятсяпредпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторыпроизводства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям илифирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. Втаком механизме формирования доходов изначально заложена возможность ихнеравенства. Причиной тому:
1) разнаяценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера,в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разнаяуспешность использования факторов производства (например, работник в фирме,производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем егоколлега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются струдом);
3) разныйобъем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважинполучает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины) [11, c. 32].

2. Измерение неравенства в распределении доходов
Доходы могутпринимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:
- заработнаяплата;
- прибыль;
- рента;
- процент(на капитал);
- государственные(трансфертные) платежи.
Несмотря наразличия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они всемогут представляться в трех основных видах:
- номинальный;
- располагаемый;
- реальный.
На рис. 1схематично представлены доходы населения.
Основные формы доходов населения ↓
Заработная плата
Прибыль
Рента
Процент на капитал
Доходы от ценных бумаг
Государственные (трансфертные) платежи ↓ Основные источники доходов ↓
Экономическая деятельность в рамках существующих законов
Экономическая теневая деятельность ↓ Основные виды доходов ↓
Номинальные
Располагаемые
Реальные
Рис. 2.1. Структура доходов населения
Говоряобобщенно об источниках современных доходов, следует отметить два основных:экономическая деятельность, осуществляемая в той или иной сфере экономики впределах существующих в данной стране законов, и во-вторых, так называемаятеневая доходность, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящаясубъекту доход. По разным источникам, теневая экономика составляет от 5 до 20 идаже до 50% ВНП разных стран[14, c. 54].
Осуществляярегулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое ихраспределение с помощью специальных показателей и методов. Например, широкоиспользуется при этом децильный коэффициент дифференциации, показывающийсоотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% — с наименьшими.С этой целью используют и кривую Лоренца (рис. 2.2.). График кривой Лоренцапоказывает степень неравенства в распределении доходов. На одной оси графика —доля общего дохода (Q), а на другой — доля семей (I), получающих определеннуюдолю дохода. Если бы каждая группа семей получала равную долю дохода, этоотразилось бы в прямой абсолютного равенства (АР). Но реальное распределениеотклоняется в большей или меньшей степени от этой прямой и образует кривуюЛоренца. Чем больше ее вогнутость, тем больше неравенство[10, 29-35 с.].
/>
Рис. 2.2 Кривая Лоренца, %
Инструментамигосударства при регулировании доходов с целью уменьшения неравенства ихраспределения служат:
· трансфертныеплатежи;
· налоги;
· регулированиецен и др.
Однако даже вразвитых странах, как отмечают американские авторы К. Макконнелл и С. Брю,«несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжаетоставаться острой экономической и политической проблемой».
При социальноориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенноститакого вида экономической системы занимает очень важное место. Ее главнаязадача — не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения,которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача — уменьшитьполяризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости ивозможности децильный коэффициент его дифференциации, который, кстати, встранах ЕС равен 6, а в Швеции — 3. В Российской Федерации к 1997 г. он достиг20. Поданным Министерства статистики и анализа (официально) разница междусредним по республике доходом и доходом богатых людей кратна 3. Очевидно, чтоэти данные не совсем соответствуют действительности. Разрыв, очевидно, гораздоболее существенен.

3. Государственное перераспределение доходов
 
3.1Социальная справедливость в распределении доходов
Социальноеравенство (неравенство) в положении населения, его различных социальных группобъективно обусловлено уровнем экономического и духовного развития общества.
Источникиповышения активности человека, его гражданственности нельзя искать только впроизводстве. Они — во всей системе экономических, политических иидеологических отношений, в развитии самоуправления, в полном использованиивсего богатства общественных отношений. Важно и то, как личность воспринимаетсоциально-экономические и политические условия, как использует их, чтостремится изменить, какими целями руководствуется. Все большее значениеприобретают изменение самой личности, ее нравственное самосовершенствование,правильное формирование потребностей и интересов, мировоззрения и ценностныхориентации.
Задачапостроения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующейразвитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи сэтим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальнойсправедливости воспринимается общественным сознанием в настоящее время какблагополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользуобществу. Если вклад человека в общественное благосостояние оказываетсясущественным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.
Нечестныедоходы, обогащение за счет ограбления других, использование своего общественногоположения становятся источником социальной напряженности.
На настроениелюдей отрицательно воздействует сохранившаяся в организации труда и формах егооплаты инерция старых, изживших себя методов хозяйствования. Это порождаетнегативные явления двоякого рода. В одних случаях оплата по-прежнему растетбыстрее, чем производительность труда; в других, наоборот, производственныеуспехи, даже по-настоящему выдающиеся достижения трудовых коллективов,отдельных работников не дают им весомого материального вознаграждения. Этоведет к тому, что люди начинают относиться к своей работе формально, ихтрудовой энтузиазм падает.
Соблюдениепринципа социальной справедливости предполагает преодоление отчужденияработников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения(социального, культурного, политического), преобразование человека из факторапроизводства в субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитиесоциокультурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование,культуру как на макро-, так и на микроуровне.
Социальнаясправедливость предполагает также персональную ответственность каждого за своюработу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не толькоматериального, но и морального поощрения.
Кроме того,необходимо проявлять постоянную заботу о том, чтобы людям труда обеспечивалисьусловия для раскрытия и приложения их способностей к труду, повышениязаинтересованности трудящихся в росте квалификационного, образовательного ипрофессионального уровня.
В рыночнойэкономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, атакже существование неравенства доходов. В связи с этим государство должнозащищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределятьдоходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый и среднийбизнес, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности и т.д. Вомногих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективныхдоговоров, заключаемых работниками с предпринимателями, развития коллективныхформ материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельностипредприятий и фирм.
Справедливость— понятие не только нравственное, но и экономическое. Для того чтобы оплататруда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней мередвух принципиальных условий[9, 33-37 с.].:
1) оплататруда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;
2)производитель должен быть активным потребителем произведенного.
Первоеусловие обеспечивает устойчивый и весомый доход населения, второе — динамичноеразвитие экономики.
Принципсоциальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной ивертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагаетприменение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении,тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применениидифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, всоответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка наравные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливаетразную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.
Оплата трудадолжна как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает,если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он нестремится искать, созидать, учиться.
Стремление кобеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства,ибо незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно обществоподдержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет). В своюочередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибопорождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственнойдеятельности с целью получения повышенных доходов. Характерно, что равенстводоходов, по признанию многих экономистов, приводит к социальной справедливости,а неравенство — к социальной несправедливости в виде значительнойдифференциации общества. Рыночное распределение доходов компенсирует этунесправедливость экономической эффективностью производства. Оно обеспечиваетсовокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в видетрансфертных платежей и крупных социальных программ.
Равенстводоходов означает их справедливое распределение. Естественно, без обеспеченияравенства в ряде сфер общественной жизни распределение не может считатьсясправедливым. Каждый должен иметь право и возможность получить долюэкономических, духовных и других благ. Однако последнее подрывает стимулы кэффективной работе, в связи с чем количество распределяемых благ уменьшается.
Рыночнаясистема основывается на принципе достижения максимального результата приминимальных затратах. Высокая эффективность производства, создаваемая рынком,обусловлена всеобщностью конкуренции, которая углубляет полярность междуотстающими и преуспевающими, приводит к дифференциации доходов. Больший доходполучает тот, кто вовремя применил новые технологии и оборудование, снизилиздержки производства. Высокая эффективность производства, насыщенность рынкатоварами сочетаются с нарушением принципов равенства, социальнойсправедливости, что ставит задачу их поддержания с помощью контроля наддоходами и прогрессивного налогообложения крупных доходов.
Справедливостьв распределении выступает как мощное средство гармонизации интересов разныхгрупп. Обеспечить баланс интересов, соразмерить несовпадающие побуждения,подвести ясную и понятную основу под приоритеты — в этом ее важнейшая задача.
Общество,коллектив, личность — субъекты, реально участвующие в процессе общественнойжизни. Они действуют по-разному, но в рамках общенародных интересов. Защитамира, укрепление обороны страны, направленность развития экономики на повышениематериального благосостояния и духовного уровня — фундаментальная базаинтересов всех трудящихся.
В зарубежнойэкономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении иперераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный.Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределениидоходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциациюдоходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишьтогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровняжизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, чтодоходы должны распределяться пропорционально полезности их использованияразличными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределениедоходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производствапредельному продукту, полученному от данного фактора. 3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий
При социальноориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такоговида экономической системы занимает очень важное место. Ее главная задача — недопускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, котораяоказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача — уменьшитьполяризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости ивозможности децильный коэффициент его дифференциации, который, кстати, встранах ЕС равен 6, а в Швеции — 3. В Российской Федерации к 1997 г. он достиг20. Поданным Министерства статистики и анализа (официально) разница междусредним по республике доходом и доходом богатых людей кратна 3. Очевидно, чтоэти данные не совсем соответствуют действительности. Разрыв, очевидно, гораздоболее существенен.
Числонуждающихся в странах СНГ, Балтии и Центральной Азии во второй половине 1990-хгодов возросло почти в четыре раза — с 40 до 150 млн человек. К этой социальнойкатегории относится примерно треть граждан России и Украины, половина жителейЦентральной Азии и 20% населения Польши.
Об этомзаявил консультант Департамента ООН по социальным вопросам, руководитель школысоциологии Ноттингемского университета (Великобритания) Ник Маннинг, выступая вПетербурге на организованном ООН и Межпарламентской ассамблеей СНГ семинаре посоциальной политике.
В I полугодии2007 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через всеканалы реализации составил 17,3 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценахна 17,9% по сравнению с I полугодием 2006 года (прогнозом на 2007 годпредусмотрен его рост на 9,5-10,5%, на I полугодие 2007 г. – 8,5%). Розничныйтоварооборот торговли в I полугодии 2007 года составил 16,4 трлн. рублей,организаций общественного питания – 0,9 трлн. рублей, или соответственно 118,3%и 111,3% к уровню I полугодия 2006 года.
В структурерозничного товарооборота в I полугодии 2007 года 67% приходилось на торговыеорганизации, 33% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специальнообустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. Приэтом удельный вес продовольственных товаров занимал 53%, непродовольственных — 47%, в I полугодии 2006 года – соответственно 54% и 46%.
Доля продажитоваров отечественного производства магазинами в объеме розничноготоварооборота торговой сети в I полугодии 2007 года составила 76,5%, в томчисле продовольственных товаров – 85%, непродовольственных – 65%.
В I полугодии2007 года населению продано продовольственных товаров на 9,1 трлн. рублей, чтосоставляет 112,3% к уровню соответствующего периода 2006 года,непродовольственных товаров – на 8,2 трлн. рублей (124,6%).
Таблица 3.1.Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формамсобственности приведены в таблице:Показатели I полугодие 2007 г., млрд. руб. В % к итогу I полугодие 2007 г. Справочно I полугодие 2006г. Общий объем розничного товарооборота 17274,8 100 100  в том числе: государственная собственность 2608,3 15,1 15,7 республиканская 1742,4 10,1 10,3 коммунальная 865,9 5,0 5,4 частная собственность 14110,0 81,7 81,4 смешанная собственность без иностранного участия 1670,0 9,7 9,8 смешанная собственность с иностранным участием 876,3 5,1 3,7 иностранная собственность 556,5 3,2 2,9
Примечание:Источник: Сайт Министерства Финансов
В продажеосновных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольшийприрост продаж имели по сравнению с соответствующим периодом 2006 года соки –на 30,7%, консервы рыбные – на 21,8%, растительное масло – на 16,9%,безалкогольные напитки– на 12,7%.
В I полугодии2007 года на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на1,7 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборотаторговых организаций 14%.
Торговымиорганизациями в I полугодии 2007 года продано непродовольственных товаров на4,7 трлн. рублей, что составило 57% от всей продажи непродовольственныхтоваров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в Iполугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросла на27,7%.
В I полугодии2007 г. объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации,составил 4,8 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 111,3% к уровню I полугодия2006 г. при прогнозе на 2007 г. – 109-110%, на I полугодие 2007 г.– 108%.
Организациямигосударственной формы собственности оказано 60,6% от общего объема платныхуслуг, частной – 38,7%. Темпы роста объемов услуг, оказанных населениюорганизациями всех форм собственности независимо от ведомственнойподчиненности, в I полугодии 2007 г. к уровню I полугодия 2006 г. всопоставимых ценах составили: жилищно-коммунальных – 104,2% (прогноз –102-103%), культуры – 120,3% (прогноз – 109-110%), туристско-экскурсионных –130,2% (прогноз – 121-122%), физической культуры и спорта – 111,9% (прогноз –121-122%), медицинских – 121,5% (прогноз – 104-105%), образования – 111,2%(прогноз – 106-107%).
 
доходнаселение распределение социальный

Таблица 3.2.Структура денежных доходов населения представлена следующими данными (впроцентах к итогу): Показатели I полугодие 2007 г. I полугодие 2006 г. Всего денежных доходов 100 100 в том числе: оплата труда 58,2 61,1 трансферты населению(пенсии, пособия, стипендии и другие текущие трансферты) 20,7 22,0 доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) 1,9 1,8 прочие доходы (поступления от продажи продукции с/х, официально неучтенные доходы от индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) 19,2 15,1
Примечание:Источник: Сайт Министерства Финансов
Объем бытовыхуслуг, оказанных населению через все каналы реализации, в I полугодии 2007 г.составил 574 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 118,6% к соответствующемупериоду 2006 года при прогнозе на год – 114-114,5%. Юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытовогообслуживания населения, оказано бытовых услуг на 363,3 млрд. рублей, что всопоставимых ценах на 13,4% больше, чем в I полугодии 2006 г. В I полугодии2007 г. денежные доходы населения составили 27,2 трлн. рублей, что на 25,8%больше, чем за соответствующий период прошлого года при росте потребительскихцен на товары и услуги за этот период на 7,4%. В реальном выражении(скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за Iполугодие 2007 г. увеличились по сравнению с I полугодием 2006 г. на 17,1%(при прогнозе роста на 2007 год на 7,5-8,5%). В июне 2007 г. по сравнению сиюнем прошлого года реальные денежные доходы увеличились на 17%.
Основнымиисточниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансфертынаселению, которые в I полугодии 2007 г. составили 78,9% от общей суммыденежных доходов населения.
В I полугодии2007 г. денежные доходы в расчете на душу населения составили 467,9 тыс. рублейв месяц и выросли в реальном выражении на 17,5% по отношению к аналогичномупериоду 2006 года (370,7 тыс. рублей).
Таблица 3.3.Денежные расходы и сбережения населения в I полугодии 2007 г. Показатели Денежные доходы населения Из них использовано на: Превышение доходов над расходами (+), превышение расходов над доходами (-)  Покупку товаров и оплату услуг оплату налогов и добровольных взносов сбережения I полугодие 2006 г. 100 80,0 12,9 6,0 +1,1 I полугодие 2007 г. 100  79,4  15,1  5,1 +0,4
Примечание:Источник: Сайт Министерства Финансов
Денежные расходыи сбережения населения в I полугодии 2007 г. составили 27,1 трлн. рублей. Напокупку товаров и оплату услуг население израсходовало 21,6 трлн. рублей (79,7%от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов идобровольных взносов – 4,1 трлн. рублей (15,1%), на сбережения (прироствкладов, расходы на приобретение ценных бумаг, сальдо покупки-продажииностранной валюты, изменение задолженности по кредитам) – 1,4 трлн. рублей(5,2%).
Основнымисточником дохода для большей части населения по-прежнему является заработнаяплата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализаРеспублики Беларусь, в январе-марте 2007 года начисленная среднемесячнаязаработная плата работников республики составила 660 тыс. рублей, что вреальном выражении на 10,1% больше, чем за аналогичный период 2006 года (в томчисле в июне – 710 тыс. руб., реальный прирост к маю 2007 года – 3%).
В отрасляхбюджетной сферы средняя заработная плата в I полугодии 2007 года составила 596тыс. рублей, в том числе в июне – 643 тыс. рублей.
Посколькупроблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системныйхарактер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов изанятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономическойсферах.
Важную роль вних призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ееосновных направлений в частности.
Разработка иреализация направлений социальной политики осуществляются государственнымиорганами, научными институтами и общественными структурами на основесоциального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения иразвития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономическойполитики государства, которые закреплены в стратегических и тактическихдокументах Президента и Правительства страны. Такими действующими нынедокументами является Национальная стратегия устойчивого развития РеспубликиБеларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а такженаправления и средства их достижения в области социальной политики и социальнойсферы.
Степеньэффективности социальной политики в связи с этим определяется следующимикритериями:
¾ соответствиемсоциальному императиву содержания экономических, экологических,структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития;
¾ уровнемкомплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологическойзрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики,на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежногоопыта:
¾ эффективностьюмеханизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью нарешение актуальных проблем;
¾ опережающимзаконодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм,механизмов, структур функционирования социальной сферы;
¾ рациональнымсочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал ворганизации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов еефинансирования .
Социальнаяполитика в ближайшие годы должна быть направлена' прежде всего на решениеострых социальных проблем, которые определяют социальную безопасностьгосударства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблемубедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышениезаработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех другихсоциальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ,БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечениинаселения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
Главной цельюсоциальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качестважизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Приэтом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия,позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить своеблагосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальныеобязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями,нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
Всоответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политикидолжны стать:
¾ созданиеусловий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства дляудовлетворения своих потребностей;
¾ обеспечениерациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест надействующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в томчисле в частном секторе экономики, организации систем подготовки ипереподготовки кадров и др.;
¾ обеспечениеобщего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения ихреального содержания и справедливого распределения;
¾ повышениероли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения иважнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
¾ постепенноеприближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточногоминимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основеопережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальныхсоциальных гарантий в области доходов;
¾ содействиеросту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированиюсреднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
¾ улучшениесоциального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформированияпенсионной системы и социального страхования;
¾ снижениеуровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
¾ повышениестепени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адреснойпомощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.
Социальноепространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, всев большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационногоразвития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлятьисходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услугсоциальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а такжепенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов надоходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов иинструментом регулирования оплаты труда является развитие социальногопартнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействиегосударства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системыпредставительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих),нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органовгосударственной власти, становится важным средством защиты интересов работающихи влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночноесоциальное пространство, является новая роль государства в решении социальныхпроблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки(финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системысоциальных стандартов в реализации социальной политики.
В данномконтексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются:кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основногоисточника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовойактивности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствованияво всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижениеналоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех формсобственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализациитеневых доходов населения.
Длядостижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
¾ обеспечениероста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиямвоспроизводства рабочей силы;
¾ формированиерыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей ролизаработной платы в повышении производительности труда и эффективностипроизводства;
¾ поэтапноеприближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплатытруда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальномупотребительскому бюджету;
¾ совершенствованиеструктуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам иокладам;
¾ регулированиемежотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы всельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
¾ развитиесоциального партнерства на всех уровнях управления;
¾ усилениезаконодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливуюоплату.
В областиполитики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:
¾ повышениереальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
¾ ростреальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда принекотором снижении численности занятых в экономике;
¾ увеличениедоли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2005 г. до 39—40 % в 2020 г.
Минимальнаязаработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплатытруда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективностипроизводства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджетупрожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскомубюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должнасоставить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитыхстран.
Важнымнаправлением социальной политики является оптимизация структуры и нормпотребления во взаимодействии с изменением структур производства.
Определениеобъемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственнымитоварами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости болееполного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой— повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.
Мероприятия вэтой области должны быть ориентированы:
¾ надостижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного ивысококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктовпреимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переходот «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; заменувысококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менеекалорийным;
¾ рациональнуюструктуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности(повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видамидеятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);
¾ существенноерасширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственногоназначения как городским, так и сельским населением.
Повышениеуровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивойсбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров иразвития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.
Борьба сбедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивогоразвития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровнямалообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономическогороста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличениемминимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевыхденежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджетапрожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.
Основная цельреформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путемсоздания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающейпринципам социальной справедливости, способной противостоять будущимдемографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионнуюсистему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмыи обеспечивающую повышение реального размера пенсий.
Всоответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать триуровня (составляющих):
¾ первый— пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющеесвоей целью ограничение бедности;
¾ второй— обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);
¾ третий— дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональныепенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социальногострахования в организации пенсионной системы как целого.
На ближайшиегоды намечено:
¾ проведениеорганизационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения,принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждойсоставляющей пенсионной системы;
¾ развитиегосударственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионнойсистемы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основеустановления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа изаработной платы;
¾ совершенствованиеиндивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с цельюнаиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
¾ обязательноепенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях трудаили определенными видами профессиональной деятельности.
В перспективена основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, приблагоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимообеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных передпенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышениеэффективности государственного управления призвано повысить уровеньматериального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важнойсоставляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовуюдеятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимонаправить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных ипрофессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья,формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальныхстраховых рисков.
В областиорганизации системы социального страхования требуется решить две важнейшиезадачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторовсоциального риска для различных категорий работников; добиться справедливогораспределения ответственности за отдельные виды риска между субъектамисоциально-трудовых отношений.
Решению этихзадач будут способствовать:
¾ установлениедифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому видустрахования (класса риска);
¾ увязкаразмеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;
¾ персонифицированныйучет по отдельным видам страхования;
¾ стимулированиеувеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
¾ осуществлениестрогого контроля за расходованием страховых средств;
¾ освобождениестраховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.
Основнымизадачами в области социальной защиты населения являются обеспечениегосударственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровнягосударственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программпредоставления помощи.
Сформировавшаясяк настоящему времени система социальной защиты населения представленасоциальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.
В ближайшийпериод предусматривается завершить реформирование системы социальной защитыграждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведениегосударственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимостижизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат,механизмов защиты доходов населения от инфляции.
Политику вобласти социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантиидохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня,сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охваченыпрограммами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоватьсяуслугами социального обеспечения. (Речь идет о" различного рода льготах иразовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственнымиформами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказаниясоциальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетовдолжна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимыхслоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.
Дальнейшееразвитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемаячасть государственной системы социальной защиты. Предусматриваютсяпреимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболееэкономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практикипредоставления социальных услуг на дому.
Важнымнаправлением является создание комплексных территориальных центров социальногообслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощигражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориямнаселения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, чтоповысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.
В комплексемер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повыситьзначимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлениемгосударственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматриваетсяреабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использованиесоциальных механизмов компенсации и адаптации.
Реализацияэтих мер невозможна без координации различных видов государственной социальнойподдержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.
Основнойзадачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслейсоциальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторонуобеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностямчеловека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных наразвитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня,конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечитьпрорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление имодернизацию материальной базы социальных отраслей.
В условияхсоциально-экономических преобразований в Беларуси удалось сохранить многиеструктуры и потенциал социальной сферы, управляемость ее отраслями, обеспечитьконституционные права граждан в области охраны здоровья, получения образования,решения жилищных проблем и др.
Основныминаправлениями достижения поставленных целей, как правило, являются:
совершенствованиемакроэкономической политики и обеспечение экономического роста в интересахбедных;
развитиесоциальной политики в направлении усиления адресности и ориентации на поддержкунаиболее уязвимых слоев населения;
расширение иуглубление процесса участия для обеспечение прав и реализации возможностейлюдей как активных членов общества;
разработкасистемы мониторинга, позволяющей не только отслеживать тенденции реализациистратегии, но и принимать меры по отклонениям от намеченного курса,корректировать намеченные планы.
Логическимпродолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью частовыступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения техили иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс.
Основой дляпостановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализации,выступают макроэкономическая политика и обеспечение экономического роста винтересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики,бюджетного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата,секторальной экономической политики и институционального регулирования.
В ходеподготовки и разработки стратегий Сербии, Армении, стран Балтии был проведенанализ хода реформ и их влияния на уровень, масштабы и распространениебедности, были исследованы динамика и распределение экономического роста,изучено место и роль малого бизнеса в решении проблем малообеспеченности. Врамках Национальной стратегии Украины разработана модель для оценки ресурсов,требующихся для поддержания существующей системы социального обеспечения приразличных вариантах развития макроэкономической и демографической ситуации. Этамодель позволяет также определить, к каким последствиям в области финансовой,экономической и налогово-кредитной политики может привести реформированиясоциальной сферы.
В блокефинансовой политики, как правило, рассматривается влияние действующейзалоговой системы на динамику бедности, осуществляется анализ расходов бюджетана социальные цели, оценивается механизм финансировании социальных программ.
Важнымэлементом национальных стратегий, обеспечивающим их реализацию, являетсясовершенствование системы государственного управления и законодательства. Так,например, в стратегических документах России Литвы осуществлен всестороннийанализ действующего законодательства и его влияния на масштабы ираспространение бедности, приведены уровни принятия решений по вопросам реализациинациональной стратегии.
Социальнаяполитика — это центральный блок национальных стратегий сокращения нудности,поскольку в нем определяются меры, непосредственно направленные на преодолениеого явления, в таких областях, как:
¾ политикаформирования доходов;
¾ политикана рынке труда, обеспечение занятости;
¾ развитиесоциальных услуг (здравоохранения, образования и др.);
¾ системасоциальной защиты и социального страхования;
¾ пенсионнаясистема;
¾ развитиемалого и среднего бизнеса как меры самозанятости и самопомощи.
Например, внациональных стратегиях Болгарии и Сербии приведены результаты комплекснойоценки плюсов и минусов отказа от универсальной системы предоставления льгот иперехода на систему строгой адресной поддержки тех, кто больше всех в нейнуждается. Эксперты этих стран пришли к выводу, что сохранение в прежнем видесуществующей системы категориального распределения льгот неэффективно с точкизрения борьбы с бедностью и проблематично из-за ограниченности финансовыхвозможностей государств.
Вместе с темпереход на социальную адресную помощь сопряжен с такими проблемами, как:высокие административные расходы; несовершенство институциональной системы;возможности злоупотреблений; трудности проверки материального положения(нуждаемости) потенциальных бенефициаров; высокий риск ошибок включения иисключения. В качестве способа нивелирования этих проблем рассматриваетсявзвешенный отказ от категориального принципа предоставления льгот, скрытыхпривилегий и последовательный системный переход на адресную помощь социальноуязвимым группам населения по мере подготовки административных условий.
Встратегических документах таких стран, как Эстония, Литва, Сербия, особыйакцент при обосновании стратегических направлений сокращения бедности сделан нацелевой характер социальной политики. В Эстонии, например, в качестве целевыхгрупп были определены дети и семьи, имеющие детей; длительно безработные;инвалиды и хронически больные; работающие бедные; престарелые; маргинальныегруппы. Для каждой из перечисленных групп намечены основные цели попредотвращению бедности, очерчен круг задач, решением которых можно достигнутьэтих целей. Так, в частности, для группы «Престарелые» была поставлена цель:«Снижение высокого риска бедности и обеспечение достойной жизни». Длядостижения указанной цели предлагается: предоставлять престарелым различныевиды поддержки и услуг; облегчить их доступ к помощи и услугам; улучшитьструктуру потребления престарелых; сохранить их социальную активность; расширитьвозможности жить самостоятельно.
В республикеБеларусь для предотвращение бедности целесообразно:
¾ упорядочитьльготы, предоставляемые населению
¾ провестидетальное изучение уровня бедности населения
¾ выявитьосновные факторы бедности населения
¾ разработатькомплекс мер, направленных на стимулирование занятости и самозанятостинаселения
¾ выявлениеосновных путей стабилизации уровня бедности.
Денежныедоходы населения Беларуси в январе-июне нынешнего года составили Br21,7 трлн.Как сообщили в Министерстве статистики и анализа, по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года они увеличились на 27% при росте потребительских цен натовары и услуги за этот период на 7,4%.
По даннымМинстата, в первом полугодии денежные доходы на душу населения составилиBr370,7 тыс. Отношение среднедушевых денежных доходов к минимальномупотребительскому бюджету составило 147,2%, к бюджету прожиточного минимума — 226,7%. Эти показатели за январь-июнь прошлого года были соответственно 130% и207,6%, а денежные доходы населения равнялись Br290,5 тыс.
Реальныеденежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительскихцен) за январь-июнь текущего года по сравнению с аналогичным прошлогоднимпериодом увеличились на 18,2%. Напомним, прогнозируемый рост этого показателяна 2007 год — на 7-8,5%.
В июненынешнего года реальные денежные доходы населения республики увеличились посравнению с июнем 2006 года на 17,6%.
Реальныерасполагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольныхвзносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-июнетекущего года возросли к уровню первого полугодия прошлого года на 18%.
Основнымиисточниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда исоциальные трансферты, которые в январе-июне этого года составили 83,1% отобщей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работниковприходилось 61,1% денежных доходов населения.
В ближайшийпериод (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальныхденежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, созданиеусловий и предоставление гражданам равных возможностей для достиженияматериального и социального благополучия. Необходимо успешно завершитьвыполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на2001–2006 гг. и других программ, содержащих основные целевые показателиповышения уровня жизни населения и меры по их достижению.
На втором этапе2011–2020 гг. необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь поуровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основеформирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
Стратегиягосударства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективебудет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения, какважнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения изаработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширениявнутреннего потребительского спроса. В 2000–2004 гг. осуществлялась политикаускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработнаяплата – в 1,6 раза. Тем не менее уровень среднедушевых доходов и среднейзаработной платы остается низким в сравнении с экономически развитыми странами.Покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2004 г.составляла 1,3 минимальных потребительских бюджета, средней заработной платы –1,5.
Приоритетныминаправлениями политики в области оплаты труда должны стать: кардинальноеповышение уровня заработной платы работников как основного источникаформирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности;повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всехзвеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижениеналоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех формсобственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест,легализации теневых доходов населения.
Для достиженияпоставленных целей в области оплаты труда необходимо:
обеспечениероста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиямвоспроизводства рабочей силы;
формированиерыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей ролизаработной платы в повышении производительности труда и эффективностипроизводства;
поэтапноеприближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплатытруда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскомубюджету;
совершенствованиеструктуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам иокладам;
регулированиемежотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы всельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
развитиесоциального партнерства на всех уровнях управления;
усилениезаконодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливуюоплату.
В областиполитики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:
увеличениереальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
рост реальнойзаработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некоторомснижении численности занятых в экономике.
Минимальнаязаработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплатытруда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективностипроизводства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджетупрожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету,при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составитьне менее 30–40%, что соответствует параметрам, существующим в экономическиразвитых странах.

Заключение
На основанииизученного материала необходимо сделать следующие выводы:
¾ Величина доходов, других благ и услуг,их распределение по группам населения во многом определяют уровень жизни.Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизниматериальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных икачественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальнымидоходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленнымимуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностьюсвободного времени и т.д.
¾ Минимальный потребительский бюджет —это стоимость материального обеспечения жизни человека продуктами питания,основными непродовольственными товарами и платными услугами по научнообоснованным нормам и нормативам. МПБ характеризует ту величину доходов,которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальныхфизиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточныедля жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохраненияздоровья в пожилом возрасте, удовлетворения минимальных потребностей впредметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов, оплатыжилищно-коммунальных услуг и транспорта.
¾ Минимальный потребительский бюджетдолжен использоваться в качестве социального норматива при установленииминимальной заработной платы, пенсий и стипендий.
¾ Баланс денежных доходов и расходовнаселения относится к числу наиболее важных балансов, используемых впрогнозировании и планировании экономического и социального развития. Онотражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями,учреждениями, организациями — с другой. Используется баланс для установления впланах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств,товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивостиденежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороныорганов управления.
¾ По данным Минстата, в первом полугодииденежные доходы на душу населения составили Br370,7 тыс. Отношениесреднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджетусоставило 147,2%, к бюджету прожиточного минимума — 226,7%. Эти показатели заянварь-июнь прошлого года были соответственно 130% и 207,6%, а денежные доходынаселения равнялись Br290,5 тыс.
¾ Реальные денежные доходы населения(доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-июньтекущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличились на18,2%. Напомним, прогнозируемый рост этого показателя на 2007 год — на 7-8,5%.
¾ В июне нынешнего года реальные денежныедоходы населения республики увеличились по сравнению с июнем 2006 года на17,6%.
¾ Реальные располагаемые денежные доходы(доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекспотребительских цен) в январе-июне текущего года возросли к уровню первогополугодия прошлого года на 18%.
¾ Основными источниками формированияденежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты,которые в январе-июне этого года составили 83,1% от общей суммы денежныхдоходов. В частности, на оплату труда работников приходилось 61,1% денежныхдоходов населения.
¾ В ближайший период (до 2010 г.)важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижениеуровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставлениегражданам равных возможностей для достижения материального и социальногоблагополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программысоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2006 гг. идругих программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизнинаселения и меры по их достижению.

Список использованных источников
1. ПоповаМ.Б. Социальная дифференциация и бедность населения.– Петрозаводск: Изд-воПетразавод. ун-та, 1998. –129с.
2. Социальноерасслоение и социальная мобильность.– М.: Наука,1999.– 191с.
3. ТихоноваН.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночнойэкономике.– М.: Российская политическая энциклопедия, 1999.– 320с.
4. БайгереевМ. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счёта. // Человеки труд.– 2006.– № 7.– С.55-60
5. БайгереевМ. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. // Человеки труд.– 2006.– № 1.– С.42-48
6. БрагинаЕ. Бедность в новом веке. // Свободная мысль XXI век.– 2001.– № 12.– С.117-122
7. ВолчковаЛ., Минина В. Стратегии социального исследования бедности. // Социологическиеисследования.– 1999.– № 1.– С.49-56
8. ИноземцевВ. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах. // Социологическиеисследования.– 2005.– № 8.– С.18-28
9. ЛюблинскийВ. Феномен бедности на рубеже XXI века. // Человек и труд.– 2001.– № 5.–С.33-37
10. ТапилинаВ. Социально-экономическая дифференциация и здоровье населения России. // ЭКО.–2002.– № 2.– С.114-126
11. ТихоноваН., Шкаратан О. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? //Социологические исследования.– 2001.– № 3.– С.21-32
12. ТкаченкоА. Качество жизни населения: проблемы измерения. // Власть.– 2001.– № 2.–С.29-35
13. ЧернинаН. Бедность как социальный феномен современного общества. // Социологическиеисследования.– 2005.– № 3.– С.54-61
14. Мониторингобщественного мнения.–2000.– №6.– С.49-54.
15. Декларациятысячелетия Организации Объединенных Наций (резолюция 55/2 ГенеральнойАссамблеи) и в доклад Генерального секретаря, озаглавленном «План осуществленияДекларации тысячелетия организации Объединенных Наций» (А/56/326) (изданиеIndicators for Monitoring the Millennium Development Goals: Definitions,Rationale, Concepts and Sources (United Nations publication,Sales No. E.03.XVII.18)).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.