Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русская культура XIX века

Содержание.
 
1.  Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века»классического русского искусства.
2.  Культурология как наука: методы и основныенаправления.
Тестовое задание
Используемая литература.

1. Русская культура XIX века.Особенности «Золотого века» классического русского искусства.
Необычайный взлет отечественнойкультуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком».Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала отпередовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шлавровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первойполовине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени.Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилилопотребность в грамотных и образованных людях. Города стали основнымикультурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественныепроцессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национальногосамосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженныйнациональный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку иизобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции вполитике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры.Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе,публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народномуобразованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокимидостижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушкиобщества были иными, чем у народа, у которого складывались собственныекультурные традиции.
Архитектура и скульптура. Конец 18 и начало 19 вв. – это эпохаклассицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурныйоблик обеих столиц и других городов.
Классицизм – европейскоекультурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное(древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу имифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток инеярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особеннов архитектуре он оставил подлинные шедевры.
Еще в середине 18 в. Петербург былгородом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был вомногом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдольпрорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства.Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целыхпроспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством,гармоничностью.
Работа по упорядочению центраПетербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту АндреяДмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделилцентральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в.здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно былообъединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы.Проектирование  Биржи и оформление стрелки было поручено французскомуархитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.
Невский проспект, приобрел видцельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 – 1811 гг. Казанскогособора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образецсобор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором былипоставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.
В 40 – 50-е годы 19в. Невскийпроспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867)«Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Ещеодна работа Клодта – памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге.Император изображен верхом на лошади.
Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России впервой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяччеловек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном(17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.
Карл Иванович Росси (1775-1849), сынитальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построеныздания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне –Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитыймаэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.
Московский классицизм был характеренотдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурныеансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.
После пожара в Москве были возведенытакие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад иМанеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке(архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину иПожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициямклассицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.
В целом, однако, московскийклассицизм не отличался такой величественной монументальностью, какпетербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа.Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портикприделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку.
В 1839-1852 гг. по проекту немецкогоархитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа.Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле,мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея –хранилища шедевров мирового искусства.
Работа Тона понравились Николаю 1.Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под егоруководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты.В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя.Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры,литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именамиубитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждомсражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на делопобеды. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэтМосквы.
Русская живопись.  Для русского изобразительногоискусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официальнопризнанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным икосным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы  творчества. Онатребовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин набиблейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворялирамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Два замечательных портретиста своеговремени – Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин(1776-1857) – Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкинвыглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы.  На портретеТропинина поэт по-домашнему обаятелен.
В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулялпо древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала татрагическая ночь августа 79 г. н. э.,  когда город был засыпан раскаленнымпеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний деньПомпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это времяначинается эпоха академической живописи.
Поистине с пушкинским изяществом онумел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожаниесолнечного луча на зеленом листе. Немеркнувшими шедеврами русской живописинавсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство»,многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел кбольшим историческим темам, к изображению значительных событий человеческойистории.
Своей вершины академическая живописьдостигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 летработал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь ияркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глазабросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу наприближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет,он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех,кто ожидает Спасителя.
 В первой половине 19 в. в русскуюживописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов.Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображениюкрестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путьхудожника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делалвеселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».
Лучшие творения художников попали вколлекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел.Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращенов национальный музей, доступный для публики.
Театр и музыка. В первой половине 19 в. в Россиитеатральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров.По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшиерусским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.).Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге,Большой и Малый в Москве). Начали появляться  частные театры, которые торазрешались, то запрещались властями.
Драматический театр развивался подвоздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в.господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтическиепьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественныхавторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд историческихпьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина иИ.А.Крылова. В 30 – 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы втеатральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.
Большим событием в театральной жизниРоссии была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургскомАлександринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего игралЩепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Тольколичное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.
В эти же годы на сцене московскогоБольшого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствиина советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).
Оперные творения Глинки отличаютсяроскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классическойпростотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила». Но если«Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретилахолодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Нозарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз иФ.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки. 
Пушкинский сюжет лег в основу оперыАлександра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретилахолодный прием у столичной публики.
Музыка Даргомыжского не стольмелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своихоперах часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации.Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героеввзволнованной музыкальной речью. Крупным представителем романтическогонаправления в музыке был композитор А.Н.Верстовский (опера «Аскольдовамогила»).
Впервой половине 19 в. открыласьновая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы нестремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ.Многовековое народное творчество создало основу для развития национальноймузыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловилопоявление особого жанра – русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов,А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданнуюеще высоту.
Литература. Именно рассвет литературы позволилопределить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели,отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политическиепозиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонникикоторых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины19 века  закладывались те основополагающие принципы, которые определяли еёдальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы,гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поискисоциальной справедливости. Литература становилась важным средством формированияобщественного сознания.
На рубеже 18-19 вв. классицизмуступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методупришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма былписатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).
Русский сентиментализм просуществовалнедолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлениюромантизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейскихстранах. В русском романтизме существовало два течения. В творчествеВ.А.Жуковского  проявился  «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мирповерий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течениев романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер,А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе противсамодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служенияРодине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина иМ.Ю.Лермонтова.
Во второй четверти 19 в. вевропейской литературе начал утверждаться реализм. В России егоосновоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этотхудожественный  метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова,  И.С.Тургенева,  И.А.Гончарова отчётливо проявилисьхарактерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем еёмногообразии, внимание к простому человеку,  обнажение отрицательных явленийжизни, глубокие раздумья  о судьбах Родины и народа.
Развитие литературы происходило всложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение спередовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять клитераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), болеелиберальный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая изнего все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «Историянашей литературы, по словам А.И.Герцена, — это или мартиролог, или реестркаторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты. А.И.Герцен иН.П.Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А.Бестужев-Марлинскийубит во время Кавказкой войны.

2.  Культурология как наука: методы и основные направления
 
Культурология (от латинского cultura и греческого logia) – наука, изучающая культуру как целостную систему,исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними,стремящаяся дать научное описание различных форм культуры.
Культурология сталаформироваться в сфере гуманитарного знания в ХХ веке, хотя еще в ХIХвеке английский религиовед и антрополог Эдуард Бернетт Тайлор выдвинул идеюсоздания особой «науки о культуре». В 1871 году  книга Тейлора «Первобытнаякультура» была прямо посвящена изучению культуры.
 Впервые термин«культурология» как название особой науки, предметом исследования которой былабы культура, предложен немецким химиком и философом В.Оствальдом в 1909 году.Однако широко использоваться этот термин стал благодаря американскомуантропологу Лесли  Уайту (1900-1975). Именно  Уайт (начиная с 1939 года) сталпонимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь,ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектови форм культуры, к целостным исследованиям культуры. В 1949 году в книге «Наукао культуре» он поставил вопрос о необходимости четкого определения предметакультурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.
Культурология рассматриваетсясегодня как интегративной научная область знания, рожденная потребностямисовременной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной исоциальной антропологии, этнологии, теологии культуры, этнологии, историикультуры.
Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируетсяпервоначальный аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры.Культурология, выступает в качестве интегративной методологической основы,объединяющей всё многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.
Культурология опирается наединство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизнии изучает культурные объекты и процессы.
Основные задачи культурологическогоисследования:
1. Анализ культуры как системыкультурных феноменов.
2. Исследование ментального(мироощущение, совокупность психологических, поведенческих установок индивидаили социальной группы, сформированных на глубоком психологическом уровне сознания)содержание культуры.
3. Выявление типов связей междуэлементами культуры.
4. Исследование типологии культуры икультурных единиц.
5. Разрешение проблем социокультурнойдинамики.
6. Исследование культурных кодов икоммуникаций.
Культурологическое знаниепредставляет собой целостный взгляд на бытие человека, т.е. каждый элементимеет своё значение, функцию и содержание по отношению к целому. Раскрываяобщие основы разнообразных фактов культуры, порядок их системообразования ивзаимодействия как формы существования культурологическое знание, определяеториентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике.
Этимология термина «культура» восходит кантичности и имеет латинское происхождение – cultura, чтозначит «возделывание», «обработка», «уход». Соответственно «культура» – этообработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor –это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец.
Однако данный термин уже в римскойантичности имел и другое значение, переносное – воспитанность, просвещенность.Понятие культуры отождествлялось с понятием «пайдейя», т.е. «образованность».Пайдейя (pais – ребенок), по определению Платона, означаетруководство к изменению человека, всего его существа. Отсюда термин cultorимеет еще одно значение – воспитатель, наставник. Трансформация данного терминав римской античности свидетельствует о его наполнении общечеловеческомсодержании.
Слово «культура» было метафорическисоотнесено с разумностью. Римский оратор, политик и философ Марк Туллий Цицерон(106-43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, адуховность. Он говорил о необходимости культуры души, считая таковой философию.В работе «Тускуланские беседы» (Тускулан пригород Рима)  Цицерон не толькоописал ряд явлений, но и попытался понять, в чем суть культуры, что отличаеттеорию от обыденных представлений. Именно в его работе намечается путь кклассическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классическойфилософии XVIII-XIX вв.
Слово «культура» имело и другой перевод –почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ»являются однокоренными.
Кроме слова «культ» к понятию культураблизок и термин «оккультизм» (лат. occultis – тайный, сокровенный).
В древнем Китае термин «культура» (вэнь) –культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др. –является одним из центральных. В учении Конфуция (551-479 до н.э.)обосновывалась сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.
Понятие «культура» в переносном значении(и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство»изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума,культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многихстолетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин«цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный). Он охватывалсовокупность социального наследия в области техники, науки. Искусства иполитических учреждений.
В эпоху средневековья слово «культ»употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало способность человекараскрыть собственный потенциал в любви к Богу. Рождалось представление орыцарстве как своеобразном культу доблести, чести и достоинства. В эпохуВозрождения воскрешалось античное представление о культуре. Оно выражало,прежде всего, активное творческое начало в человеке, который тяготеет кгармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово «культурастало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудахнемецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).
Культура- это весьма сложная,многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителям. Взависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую инациональную культуру.
Мировая культура- это синтез лучшихдостижении всех национальных культур различных народов, населяющих нашупланету.
 Национальная культур, в свою очередь,выступает синтезом различных классов, социальных слоев и групп соответствующегообщества. Своеобразие национальных культур, ее неповторимость и оригинальностьпроявляется как в духовной (язык, литератур, музык, живопись, религия), так  ив  материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традициитруда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными носителямивыделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская,профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.
Культура делится на определенные виды ироды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческойдеятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культура.
Важная особенность материальной культуры — ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальномупроизводству, ни материально преобразующей деятельности.
Материальная культура характеризует этудеятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какоймере она дает возможность применить его способности, творческие возможности,дарования.
Материальная культура- это культура трудаи материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. местажительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.
Духовная культура выступает многослойнымобразованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру,философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую,религиозную.
По содержанию и влиянию культуры начеловека ряд исследователей предлагают делить ее  на прогрессивную иреакционную. Культура как формирующее может воспитывать  личность не тольконравственную, но и безнравственную.  
Исторически культуру связывают сгуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человек. Цель культуры — всестороннее развитие человека.
Существует деление еще по одному признаку-актуальности.
Актуальная – это та культура, котораянаходится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает сваю актуальную культуру.Актуальность культуры — это живой непосредственный процесс, в котором что-тонарождается, набирает силу, живет, умирает.
Культура имеет огромное значение для жизниобщества и человека, выполняет многообразные функции.
Функции культуры – это совокупность ролей,которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функциикультуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельностилюдей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной деятельностичеловека в силу его связи с социальным окружением. Назовем наиболее общиефункции культуры:
— творческая – создание произведенийкультуры;
— познавательная – познание мира;
— трансляционная – передача культурныхдостижений;
— регулятивная – формирование нормповедения;
— ценностная или аксиологическая –создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;
— знаковая – создание языка культуры;
— синтезирующая – соединение больших масснаселения в единое целое;
— смысловая – обретение смысла жизнипосредством приобщения к достижениям культуры.
Особое  внимание следует обратить на то,что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике идр.) могут быть свойственны различные функции.
Однако не все в культуре может бытьобъяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретацияпоказывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

3. Тестовое задание
1. Какой стадией культуры, по мнениюШпенглера, является цивилизация:
а) первой;
б) промежуточной;
в) последней.
2. Что является характерной особенностьюпервобытной культуры:
а) коллективизм;
б) синкретизм;
в) аполитичность.
3. Что представляет из себя Сфинкс:
а) изображение женщины;
б) голова человека и тело льва.
4. В какой стране были изобретены компас,сейсмограф, насос:
а) Индия;
б) Месопотамия;
в) Китай.
5. Кем было начато книгопечатание вРоссии:
а) А. Палицын;
б) А. Никитин;
в) Иван Федоров.
6. Какова, по мнению Данилевского, идея,воплощенная в славянской культуре:
а) идея всемирного господства;
б) мессианская идея возрождения культуры.
7. Чья письменность на Земле древнейшая:
а) египетская клинопись;
б) шумерская клинопись;
в) китайские иероглифы.
8. Какое из чудес света было достояниемкультуры Древнего Египта:
а) «дворец» Семирамиды;
б) мавзолей Тадж-Махал;
в) пирамида Хеопса.
9. Какая религия на территории Индии быладревнейшей:
а) индуизм;
б) буддизм.
10. Какая религия сменила в Древней Индиииндуизм:
а) буддизм;
б) брахманизм.
11. Как звали великого врача ДревнейГреции:
а) Плутарх;
б) Гиппократ;
в) Демокрит.
12.Отметьте деятелей античной эпохи:
а) Рафаэль, Микеланджело, Ариосто;
б) Гиппократ, Пифагор, Архимед.
13. Кто такие трубадуры:
а) придворные певцы;
б) придворные танцоры;
в) придворные поэты, воспевающие любовь.
14. В какую эпоху в Европе были созданыпорох, бумага, книгопечатание, очки, компас:
а) античная;
б) средневековье;
в) Возрождение;
г) Просвещение.
15. Кто из российских писателей впервыеподнял «крестьянский вопрос»:
а) Фонвизин;
б) Радищев;
в) Ломоносов.
16. Почему 19 век назван «Золотым веком»русской культуры:
а) прогресс в области научных знаний;
б) бурное развитие литературы;
в) большой вклад русской культуры вмировую культуру.
17. Какой философ о себе сказал «философнеприятных истин»:
а) Платон;
б) Шпенглер;
в) Ницше.
18. Какая черта была характерна дляискусства Древнего Египта:
а) желание увековечить свою культуру;
б) желание утвердить и сохранить силу.
19. Кто был основателем конфуцианства:
а) Конфуций;
б) Лао-Цзы;
в) Будда.
20. Первоначальное значение термина«культура»:
а) возделывание почвы;
б) воспитание, обучение.

Используемая литература
1. Культурология:Учебник для студентов технических вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.: Высшая школа., 1999. – 511 с.
2. Культурология. История мировойкультуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М. Культураи спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
3. Культурология. Учебное пособие длястудентов вузов (под ред. Г.В. Драча).
4. Гуревич П.С. Культурология:Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ Гардарики;Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.– 288 с.
5. Силичев Д.А. Культурология:Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. ПРИОР, 2000. – 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поход на Версаль
Реферат Великая французская революция конца XVIII в 2
Реферат Соціально-педагогічна реабілітація дітей-інвалідів як умова їх адаптації
Реферат Образ Дика Сенда по роману Жюля Верна Пятнадцатилетний капитан
Реферат Фазы полового сношения и физиологические реакции при его осуществлении
Реферат «Физическая реабилитация при гипертонической болезни»
Реферат Использование нечёткой логики в системах автоматического управления
Реферат Abolishing Poverty In The US Essay Research
Реферат ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Реферат Начало летописания на Руси
Реферат Акционерного Общества "Находкинский Морской Рыбный Порт"
Реферат Українське козацтво. Запорозька Січ
Реферат О прохождении маркетинговой практики в страховой компании ИФ «Интеррос-Согласие»
Реферат Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного
Реферат Награды в России XVIII-XIX вв