Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль малых предприятий в экономике России……………………………….4
2. Статистика налогообложения малогопредпринимательства…………….....9
Заключение……………………………………………………………………….27
Списокиспользованной литературы…………………………………………..30
Введение
В настоящее время в условиях экономического ифинансового кризиса, а также хронического недобора налогов российскоеправительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положениядел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получитьдополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиватьсяхозяйствующим субъектам. Для этого необходимо провести статистику
1.Роль малых предприятий в экономике России
Для эффективногофункционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формированиеконкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малогобизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определеннымидостоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость кконъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстросоздавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; этотакже дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
[1]Внастоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболееразвитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которыхна долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общейчисленности занятых.
При этом следуетотметить, что в настоящее в России малый бизнес представляет собой свыше 840тыс. предприятий, а также 3,5 млн. человек занимающихся предпринимательствомбез образования юридического лица, на долю которых приходится по разным оценкамот 7 до 12 % ВВП. Количество занятых здесь на постоянной основе составляет 6млн. чел. и приблизительно столько же – на договорной основе. Отраслеваяструктура малых предприятий сложилась таким образом, что большая часть из нихприходится на сферы торговли, общественного питания, строительство ипромышленность. При рассмотрении малых предприятий в территориальном разрезенеобходимо отметить, что свыше 1/3 общего числа малых предприятий приходится наЦентральный район, внутри которого лидерами по численности субъектов малогопредпринимательства являются Москва (22% всей численности малых предприятий вЦентральном районе) и Санкт-Петербург (11%).
Немаловажным является тотфакт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельностималых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ. В томчисле в Москве — около 50% городского бюджета.
Что же представляют собойэти малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться ккритериям отнесения предприятий к малым. К таким критериям в настоящее времяотносят численность предприятия, его объем выручки, а также состав учредителей.Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации », принятому Госдумой 12 мая 1995г., подписанному 14 июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняячисленность работников не превышает:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве инаучно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовомобслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности - 50 человек.
Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальныхорганов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иныхфондов не превышает 25 процентов, также как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
К субъектам малогопредпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, толькочеткое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъектусчитаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможныельготы со стороны государства.
В то же время следуетотметить, что существенно возрастет роль малых предприятий, если они получатгосударственную поддержку на этапах своего становления и развития.Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце70-х- начале 80-х гг. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляютсяспециализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активноразвивается финансовая структура обслуживания малых предприятий. В то же времяэто нельзя назвать заботой о малых предприятиях, так как, например, в СШАльвиная доля налоговых поступлений приходится как раз на малые предприятия, акрупные корпорации приносят науке меньше, чем сами же и потребляют.
В России также создаютсягосударственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 г. былсоздан Государственный комитет по поддержке и развитию малогопредпринимательства (ГКРП РФ), главной задачей которого является разработкаспособов поддержки малого бизнеса, среди которых необходимо отметить такие, какразработка необходимого законодательства, создание фондов финансовой поддержки,установление налоговых льгот и упрощение системы учета и отчетности.
[2]При наличии вышеуказанногогосударственного органа на федеральном уровне, тем не менее остается фактом то,что сегодня основные проблемы становления и развития малого бизнеса решаются нарегиональном уровне, за счет региональных фондов финансовой поддержки субъектовмалого предпринимательства, прогресс здесь часто обусловлен тем, как к маломупредпринимательству относятся местные органы власти. Примером тому можетслужить Новгородская область, администрация которой в лице губернатора М.Пруссака отменила взимание с малых предприятий местных налогов. Последнее всвою очередь незамедлительно сказалось на деловой активности в данной сфере. Возросли поступления в местный бюджет от налога на прибыль – почти на 170%.Побочный эффект – заметно спала острота в области занятости.
Что касается проблем, скоторыми сталкиваются в настоящее время малые предприятия, то здесь необходимовыделить прежде всего несовершенство налогового законодательства, что являетсяодной из основных причин, по которой в последние годы рост числа малыхпредприятий приостановился. Тяжелый налоговый пресс, значительно превышающийтакие страны, как США и Англию, привел к тому, что большая часть отечественногомалого бизнеса находится в теневой сфере экономики. Сегодня очевидно, что безреформирования системы статистики налогообложения малых предприятий необойтись.
Создание упрощеннойсистемы статистики налогообложения, учета и отчетности (УСН) для предприятиймалого бизнеса не привело к каким-либо значительным улучшениям в сфере малогопредпринимательства.
Закон № 222-ФЗ «Обупрощенной системе статистики налогообложения, учета и отчетности» в нынедействующей редакции адресован предприятиям с численностью работников не более15 человек и на практике почти не применяется. Причина состоит внепроработанности закона: в нем не учтены особенности действующего механизмавзимания налога на добавленную стоимость, что сводит на нет его основныеположения.
Альтернативным подходом кналогообложению малого бизнеса является введение вмененного налога.
Вмененный доход являетсяпотенциально возможным доходом организации или предпринимателя. Рассчитываетсяон на очередной календарный год. Основная особенность данного порядка статистикиналогообложения состоит в том, что он опирается на натуральные показатели.
Основой для его расчетаявляется базовый тариф, например, доходность 1 кв.м занимаемой площади илиединицы основных (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый тарифповышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов взависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.
По мнению разработчиковновой системы статистики налогообложения, номинальная налоговая нагрузка напредприятие снижается. А доходы бюджета растут за счет расширенияналогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверхфиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налогвыгоден для предпринимателей.
Противники подобнойсистемы статистики налогообложения утверждают обратное.
[3]Среди недостатков данной системы статистикиналогообложения следует отметить то, что налоговые органы не способны насегодняшний момент точно оценить вмененный доход. При отсутствии провереннойметодики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составит 30-50%. А эточревато разорением половины предпринимателей.
Система статистикиналогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест,связанных с неразработанностью системы оценки вмененного дохода, результатомчего может стать значительный рост злоупотреблений как со стороныгосударственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.
В целом надо сказать, чтодля улучшения ситуации в малом предпринимательстве правительству предстоитсделать еще очень многое. При этом необходимо помнить, что от положения дел в сферемалого предпринимательства зависит политическая и экономическая стабильность встране, социальное равновесие в обществе, будущее реформ.
2. Статистика налогообложения малогопредпринимательства.
За основу при подготовкегл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный Закон №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектовмалого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода. В то жевремя отсутствие в названии гл.26.2.НК РФ указания на субъекты малогопредпринимательства объясняется тем, что контингент вероятных плательщиков ужене совсем подходит под понятие субъектов малого бизнеса. Если раньше поддействие упрощенной системы статистики налогообложения попадал весьмаограниченный контингент плательщиков (численность работников по всем договорамгражданско-правового характера не должна была превышать 15 чел., а совокупныйдоход на момент подачи заявления 100000 МРОТ), то теперь эта численностьограничивается 100 чел. и выручкой от реализации 9-ти месяцев того года, когдаподано заявление — 11 млн. руб. Появились и новые ограничения. Не могутиспользовать преимущества новой системы те организации, в которых доля участиядругих организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемогоимущества претендента превышает 100 млн. руб. Таким образом, очевидно, чтозначительная часть плательщиков налога на прибыль являются потенциальнымиплательщиками нового налога.
Если ранее объектами статистикиналогообложения устанавливались совокупный доход или валовая выручка, тотеперь — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядокопределения доходов и расходов максимально адаптирован к условиям гл.25 НК РФ,а потому вычитаемые расходы значительно шире трактуются, чем было раньше. Вчастности при действующей системе перечень затрат существенно скромнее,поскольку нет таких затрат как оплата труда и амортизация, что делает, с однойстороны, невыгодным применение упрощенной системы для зарплатоемких ифондоемких производств, а с другой стороны увеличивает налоговую базу надовольно значительные суммы. Кроме того, новые правила снижения налогооблагаемойбазы за счет списания расходов на приобретение
основных средств,расходов на обязательное страхование и некоторых других расходов не может несказаться на снижении налогового бремени отдельного плательщика.
Налицо существенноеснижение ставки налога: вместо действующих 10% с выручки или 30% с чистогодохода соответствен но 6 или 15%.
Еще одним важным факторомснижения поступлений налога вследствие введения соответствующего разделаНалогового кодекса является система переносов убытков на финансовый результатбудущих периодов, которая формируется в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Вероятность получениятакого убытка увеличивается предоставленной возможностью крайне льготного списаниярасходов на приобретение основных средств, где в немалой степени задействованмеханизм ускоренной,амортизации.
Доходы и расходыналогоплательщика в основном определяются кассовым методом, что также являетсяфактором, противодействующим росту поступлений.
Таким образом очевидно,что в отличие от нововведений, связанных с налогом на прибыль, где присутствовалифакторы, способствующие и увеличению и снижению налоговой базы, упрощеннаясистема статистики налогообложения обладает набором характеристик, которыйпозволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только техплательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но итех плательщиков, которые платили единый налог при упрощенной системе учета иотчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко увеличиться, но этопроизойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, а из-зарезкого увеличения количества этих плательщиков. Такое положение не сможет несказаться на поступлениях налога на прибыль, а также и налога на добавленнуюстоимость и налога на имущество в сторону снижения.
Предположить, чтоконтингент плательщиков увеличится за счет выхода предпринимателей из «тени»крайне наивно, поскольку рассматриваемый механизм ранее применялся и уже былзначительно более привлекательным, чем обычный, что предопределяло достаточновысокий рост поступлений, особенно за счет перехода на этот методпредпринимателей — физических лиц, но не за счет новых плательщиков.
[4]Общий вывод по введению в Налоговый кодексгл.26.2 «Упрощенная система статистики налогообложения» следующий:предприниматели получают все преимущества, предусмотренные в гл. 25 НК РФ длярасчета базы по налогу на прибыль, в виде налоговых вычетов и переноса убытковна будущее, а также дополнительные преимущества в виде крайне низкой ставкиналога и определения доходов и расходов кассовым методом, что снизитпоступления от тех плательщиков, которые ранее подпадали под действие этойсистемы и тех плательщиков, которые перейдут на нее, имея численностьработников от 15 до 100 чел, компенсацией выпадающих доходов может быть толькопотенциальное увеличение числа плательщиков за счет нелегального ранеебизнеса, что крайне сомнительно.
Введение гл. 26.3«Система статистики налогообложения в виде единого налога на вмененный доходдля отдельных видов деятельности» наоборот значительно сузило контингентвероятных плательщиков по сравнению с действующим законодательством. Основнымиплательщиками становятся: предприятия бытового обслуживания, розничнойторговли и общественного питания, автотранспортных услуг и ремонтаавтотранспорта, а также оказание ветеренарных услуг. Такое нововведение вполнелогично, поскольку ранее в числе плательщиков ЕНВД, основная идея которогосвязывалась с охватом налогообложением микробизнеса, оказывались достаточнокрупные предприниматели. Кроме строительного бизнеса, под общие налоговыезаконы или, если позволят критерии оценки, под действие упрощенной системы,попадают аудиторские и консультационные услуги, гостиницы, сборщикиметаллолома и некоторые другие виды деятельности, которые легко поддаютсяконтролю со стороны налоговых органов и без специальных условий статистикиналогообложения.
Увеличения количестваплательщиков можно ожидать в связи с изменением обусловленных параметровдеятельности предпринимателей. Отменены практически все ограничения. Еслираньше предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВДтолько при численности работников не более 30 чел., а предприятия общественногопитания — 50 чел., то теперь численность не ограничивается, но правда торговыйзал не должен превышать 70 м2, автотранспортные услуги могутоказываться при любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатьюавтомобилями. Для других видов деятельности никаких дополнительных условий несуществует.
Вмененный доход, как ипрежде, определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика. Однакоранее этот потенциальный доход выглядел как потенциально возможный валовыйдоход без потенциально необходимых затрат. Расчет этого показателя опирался насубъективные расчеты и редко отражал реальную действительность, что приводило кбольшим перекосам в определении налога по одним и тем же видам деятельности вразных регионах. Теперь вмененный доход определяется как потенциальновозможный доход, рассчитанный с учетом совокупности факторов, влияющих на егополучение.
Попытка устранениявозможных перекосов региональных законодательств, имевших место при введенииЕНВД в прошлом, состоит в том, что в Налоговом кодексе установленыобязательные параметры, необходимые для расчета налога — физические показателии базовая доходность в месяц, а также 2 коэффициента: К, зависящий откадастровой стоимости земли и КЗ, являющийся индексом — дефлятором, соответствующимизменению индекса цен.
На откуп органам властисубъектов федерации оставлен один, регулирующий сумму налога коэффициент —К2, учитывающий совокупность прочих особенностей предпринимательскойдеятельности. Важно, что законодательство ограничивает возможности использованиякоэффициента К2 пределами от 0,1 до 1.
[5]Первый вывод, который напрашивается при сравнениидвух документов, регламентирующих введение ЕНВД, это значительное снижениеналогового бремени соответствующих плательщиков в условиях, предложенных вНалоговом кодексе. Так, в действующих условиях базовая доходность на однооборудованное рабочее место бытового обслуживания, где, как правило, работает1 человек составляет 18000 руб., в Налоговом кодексе на 1 работника базоваядоходность составляет 5000 руб., а по ремонту автотранспортных средств 8000руб. Резко снизились показатели базовой доходности для торговли: с 36000 руб. м2до 1200 руб. м2, а при отсутствии торгового зала до 6000 руб. заторговое место и для общественного питания с 6000 до 700 руб. за кв. метробслуживаемого зала.
Невозможно не удивитьсяметаморфозе, произошедшей с налогообложением торговли горюче-смазочнымиматериалами. Возможность применения ЕНВД для этой отрасли долгодискутировалась, но была решена положительно. При этом была установленадостаточно высокая базовая доходность с одного раздаточного пистолета — 36000руб. Учитывая безусловно высокую доходность этой отрасли торговли такая ставкавполне оправдана. Правительственный проект Налогового кодекса предполагал снижениеставки до 10000 руб. В результате введения Налогового кодекса торговля горюче-смазочнымиматериалами отдельно не выделена, как самостоятельная отрасль торговли, азначит этот вид деятельности является одним из составляющих в разделе«розничная торговля» с общими для этого вида деятельности условиями статистикиналогообложения, что явно пролоббировано, учитывая особенности отрасли и резкорасширяющийся контингент плательщиков.
Аналогичная ситуациясложилась в области оказания автотранспортных услуг: вместо 6000 руб. с тонныгрузоподъемности базовая доходность составила 4000 руб. с одного автомобиля.
По расчетам правительствав результате введения Налогового кодекса налоговая нагрузка на соответствующихплательщиков снизится в 2,4 раза. Если иметь ввиду вышеперечисленные аргументы,то это очевидно. В то же время можно надеяться на увеличение поступленийналога на прибыль, налога на имущество, отчислений в социальные фонды от техотраслей, которые в новых условиях будут платить налоги по общей схеме. •.Это впервую очередь строители, аудиторы и консультанты, владельцы гостиниц,являющиеся достаточно высоко рентабельными предприятиями.
И еще одно соображениесвязывается с влиянием введения корректирующих коэффициентов. Коэффициент К2,устанавливаемый органами власти субъектов федерации в зависимости от конкретныхусловий деятельности плательщика, ни в коей мере не работает на увеличениеразмеров поступлений, но может снизить налог даже в 10 раз. Стимулирующее значениеэтого коэффициента только в потенциальном увеличении количества плательщиков изчисла «нелегальных» за счет привлекательности условий статистикиналогообложения.
Коэффициент KI, с которым связанаосновная корректировка базовой доходности, зависит от кадастровой стоимостиземли по месту осуществления деятельности и максимальной кадастровой стоимостиземли для данного вида деятельности.
Очевидно, что этоткоэффициент 1, то есть сумма базовой доходности в зависимости отместорасположения объекта увеличиваться существенно снизиться.
Что касается третьегокоэффициента, го по большому счету в условиях отсутствия галопирующей инфляцииего значение невелико. В результате поставлены практически в равные условия«Русское бистро», столовая и элитный ресторанчик в центре столичного города,булочная, ликероводочный и ювелирный магазины, снимающие помещение в одномторговом центре, салон «Велла» или «Жак Дсесанж» и рядовая парикмахерская.
[6]Ранее существующие условия, рекомендованные для расчетаЕНВД, хотя и не учитывали все нюансы деятельности плательщиков, но все жепредусматривали четыре поправочных коэффициент, в том числе по местуосуществления деятельности существовали три коэффициента от 0,2 до 3-х. поподвидам деятельности от 0,1 до 6, т.е. предполагалась возможностьсущественного увеличения величины вмененного дохода.
Поскольку ставка налогаостается на уровне ранее действовавшей — 15%, а предложенные к расчетуразмеры базовой доходности и действие поправочных коэффициентов нижесуществующих, рост поступлений можно связывать только с ростом числа?плательщиков.
Существующая практикаприменения ЕНВД показала отсутствие ответственности плательщиков за состояниечистоты окружающей среды, поскольку соответствующие платежи были упразднены,то есть был разрушен экономический механизм, стимулирующий проведениеприродоохранных мероприятий, связанных с сокращением вредных веществ,образованием промышленных отходов и ликвидацией последствий сверхлимитныхвыбросов за свой счет, то есть соответствующие затраты возлагаются нагосударство.
По данным налоговыхорганов, в некоторых регионах, где введен ЕНВД, поступления обязательныхплатежей за загрязнение окружающей среды существенно сократились. Б Налоговомкодексе, несмотря на то, что негативные последствия действующей практикинеоднократно отмечались и государственными органами и средствами массовой информации,недостаток не устранен.
Еще одним показателем,характеризующим налоговое законодательство спозиции его привлекательностидля предпринимателей, является количественное развитие соответствующихотраслей. Если сравнить отношение ликвидированных предприятий к вновь созданным,то очевидно, что наиболее устойчивый рост числа открытых предприятий принаименьшем количестве закрытых наблюдается в торговле и на транспорте,значительно хуже положение в строительстве и бытовом обслуживании, хотя всеэти отрасли имели возможность использовать преимущества специальных систем статистикиналогообложения. Если рассматривать показатели с позиций динамики по годамприменения этих систем, то налицо положительная тенденция по всем отраслям. Сгосударственных позиций единый налог на вмененный доход имел преимущество втом, что уплачивался 100%-ньши авансовыми платежами, что позволяло производитьжесткое налоговое администрирование. Это преимущество Действующей практики дляналоговых инспекций устранено и условия уплаты налога адаптированы к общим.Соответственно отменены свидетельства, которые являлись документом, доказывающимуплату налога. В то же время ссылка на наличие свидетельства, видимо поошибке, попала в текст в ст.346.27, что необходимо устранить.
В результате предложенныхнововведений в Налоговом кодексе получились две специальные системы статистикиналогообложения: одна для малого, а другая для микробизнеса. На последнюювозлагаются надежды, связанные с резким ростом количества плательщиков,вышедших из «тени», поскольку по словам заместителя министра финансов С.Шаталова, «сегодня только 25% от полноценной налоговой нагрузки попадает подналогообложение». В то же время нельзя не отмстить, что и в настоящее времятемпы роста поступлений единого налога на вмененный доход очень высоки, приэтом поступления возрастают за счет юридических и физических лиц, чего нельзясказать про единый налог, применяемый при упрощенной системе учета и отчетности,где общие высокие темпы роста налога достигаются за счет перехода юридическихлиц при падении темпов роста для физических лиц. Так, за первый квартал 2002г. при росте налоговых поступлений по сравнению с предыдущим голом вфедеральный бюджет на 20,8 пункта и в территориальный бюджет на 30,1 пунктапоступления единого налога при упрощенной системе возросли на 40,8 и 31 пунктпри палении темпов поступления этого налога от физических лиц на 4.1 пункта.В то же время поступления ЕНВД увеличились соответственно на 37 и 7.4,2 пункта,в том числе по юридическим лицам на 37 и 76 пунктов и по физическим лицам на73,3 пункта каждый. Увеличился и удельный вес поступлений в общей сумменалоговых платежей.
Такое положениеобъясняется не только и не столько привлекательностью ЕНВД дляпрсдпринимателей, с ко ль ко обязательностью перехода на него того контингента,который предусмотрен законодательством. Очевидно, что существенное сокращениечисленности этого контингента, предусмотренное Налоговым кодексом, а такжеболее льготные условия расчета базовой доходности и величины вмененного доходаотрицательно скажутся на размерах поступлений, а выход неплательщиков из тени— вопрос скорее не совершенствования налоговой системы, а изменения психологииплательщиков и повышения контроля, что является проблемами не близкойперспективы.
Число малых предприятийна 1 июля 2003 года составляло 890 тысяч. Для России такой показатель довольнонизок. И это при том, что Правительство регулярно выпускает внушительные (непо деньгам) программы развития малого предпринимательства.
Однако есть повод и длянебольшого оптимизма. Казалось бы после 17 августа 2002 года малый бизнесдолжен был изрядно поредеть. Но даже на 1 января 2003 года число малыхпредприятий выросло на 0, 8 процента. А за первое полугодие 2003 годасоставила еще 2, 5 процента. Таким образом российский малый бизнесподтверждает свойство характерное для этого сектора предпринимательства во всеммире – живучесть, способность быстро адаптироваться к резким изменениям вхозяйственной среде. Однако что доля его в нашей экономике по прежнемунезначительна.
Кризис 17 августа 2002года больнее всего ударил по малым предприятиям в промышленности,строительстве и научном обслуживании. Уменьшение их численной доли в маломбизнесе было компенсировано прежде всего за счет прироста предприятий торговлии обшественного питания, оптовой торговли продукцией производственного назначениятранспорта и других отраслей (см.таблицу 1).
КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХПРЕДПРИЯТИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На 1 июля 2003 г Справочно
Тыс. в % к в том числе на 1 в % к
Единиц итогу предприятия июля итогу
Част. Формы 2002г
Собствен-сти тыс.
Тыс . в % к ед.
Ед. итогу
___________________________________________________
ВСЕГО 890.0 100 819.5 100 868.4 100В том числе
Промышленность 136.4 15.3 121.4 14.8 138.2 15.9
Строительство 135.0 15.2 126.6 15.4 138.1 15.9Сельское хозяйство 14.0 1.6 12.2 1.5 13.6 1.6
Транспорт 20.8 2.3 18.3 2.2 18.3 2.1
Торговля и общест-
Венное питание 398.9 44.8 380.2 46.4 384.3 44.3
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения 14.1 1.6 12.1 1.5 13.4 1.5
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка 36.6 4.1 33.1 4.0 36.8 4.2
Здравоохранение
Физическая
Культура и социа-
Льное обеспечение 17.7 2.0 15.8 1.9 17.3 2.0
Наука и научное
Обслуживание 36.8 4.1 32.0 3.9 38.2 4.4
Другие отрасли
Экономики 79.7 9.0 67.8 8.3 70.2 8.1
То есть произошлизаметные подвижки в отраслевой структуре, однако не в пользутоваропроизводителей.
Несколько улучшиласьситуация в малом бизнесе с занятостью (см. таблицу 2).
ЧИСЛО РАБОЧИХ МЕСТ НАМАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ В 1 ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА
Всего В томчисле Число за-
Замещенных работников внешних работников мещенных
Рабочих списочного совмести- выполнивших рабочих
Мест состава телей работыпо мест в 1
(работников) (без внешних договорам полугодии
тысяч соместителей) гражданско 2003года
правового в % к 1
характера полугодию
2002г
___________________________________________________________________________________
ВСЕГО 7262,5 6292,3 621,1 349,1 98,8В том числе
Промышленность 1590,2 1403,2 107,1 79,9 98,9
Строительство 1575,5 1381,4 104,8 89,3 100,9 Сельское хозяйство 190,4 179,5 5,7 5,2 137,2
Транспорт 220,4 190,8 18,9 10,7 108,5
Торговля и общест-
Венноепитание 2445,5 2187,4 192,0 66,1 96,8
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения 112,9 99,7 8,7 4,5 110,5
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка 185,4 151,1 24,0 10,4 79,4
Здравоохранение
Физическая
Культура и социа-
Льноеобеспечение 130,6 90,8 32,9 6,9 100,8
Наука и научное
Обслуживание 193,3 113,6 42,9 36,8 73,5
Другие отрасли
Экономики 618,3 494,9 84,1 39,3 105,9
Из таблицы 2 видно, чточисло рабочих мест на малых предприятиях к первому полугодию 2002 года меньшена 1,2 процента. Тогда как за 2002 год этот показатель сократился на 4. 7процента, что свидетельствует о заметном ( а в некоторых отраслях даже ударном)восстановлении занятости. Кроме того этот недобор в 1, 2 процента произошел засчет совместителей и договорников, число же постоянных работников по сравнениюс началом года даже выросло примерно на 90 тысяч.
Таким образом малоепредпринимательство все в большей степени проявляет себя как фактор смягчениябезработицы. Но это не относится к науке и научном обслуживанию. Так данныетаблицы 2 свидетельствуют, что занятость в данной отрасли сократилась в 1полугодии 2003 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на26,5 процента .
Важнейшими показателямидеятельности малых предприятий- производство продукции и инвестиций в основнойкапитал.
[7]Надо отметить, что девальвация рубля,произошедшая в 2002 году, и сокращение импорта дали хороший толчок ростапроизводства почти во всех отраслях малого бизнеса (см таблицу 3).
ОБЬЕМПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИМИ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________
Обьем продукции Справочно
(работ услуг) по всем на 1 в % к
видамдеятельности июля итогу
всего в % к в том числе по 2002г
млрд итогу основному млрд
руб виду рублей
деятельности
млрд в % к
руб. итогу
___________________________________________________
ВСЕГО 182,9 100 163,6 100 131,6 100 В том числе
Промышленность 55,0 30,1 49,6 30,3 29,3 22,3
Строительство 36,9 20,2 33,9 20,7 32,7 24,8Сельское хозяйство 1,7 0,9 1,4 0,9 1,0 0,7
Транспорт 6,8 3,7 6,2 3,8 3,4 2,6
Торговля и общест-
Венное питание 49,0 26,8 42,3 25,9 37,2 28,3
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения 3,5 1,9 3,1 1,9 2,6 2,0
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка 6,3 3,4 5,9 3,6 3,9 2,9
Здравоохранение
Физическая
Культура и социа-
Льное обеспечение 2,5 1,4 2,0 1,2 2,9 2,2
Наука и научное
Обслуживание 5,1 2,8 4,5 2,7 7,2 5,5
Другие отрасли
Экономики 16,1 8,8 14,7 9,0 11,4 8,7
Это особенно касаетсяпромышленности, оттеснившей на вторую строчку по этому показателю торговлю.
[8]Однако положение с инвестициямиухудшаются. По сравнению с первым полугодием 2002 года они в сопоставимыхценах упали на 32 ,5 процента составив лишь 7 ,2 млрд рублей
К сожалениюРосстатагенство не приводит поотраслевое сравнение с первым полугодием 2002года поэтому точно сказать, кто и в каких размерах внес в этот инвестиционныйобвал наибольший вклад трудно. Однако думается картина будет достаточнопонятной и при сравнении с показателями за весь 2002 год (см таблицу 4).
ИНВЕСТИЦИИВ ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________
За 2002 г За 1 полугодие 2003г
Млн в % к млн в % к
руб. итогу руб итогу
___________________________________________________
ВСЕГО 22541,9 100 7205,3 100 В том числе
Промышленность 3838,7 17,5 1881,4 26,1
Строительство 5911,6 26,2 2609,3 36,2Сельское хозяйство 208,2 0,9 62,8 0,9
Транспорт 238,8 1,1 139,7 1,9
Торговля и общест-
Венноепитание 8608,8 38,2 1394,0 19,4
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения 243,9 1,1 226,2 3,1
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка 731,9 3,2 87,3 1,2
Здравоохранение
Физическая
Культура и социа-
Льное обеспечение 138,3 0,6 14,0 0,2
Наука и научное
Обслуживание 686,3 3,0 52,6 0,7
Другие отрасли
Экономики - - 738,0 10,3
Уже по изменению долей вобщем объеме инвестиций можно сделать вывод, что больше всего в планеинвестиций «просели» предприятия торговли и общественного питания , а вот малыепредприятия в промышленности и строительстве выглядят неплохо. Во всяком случаеесли и отстают от показателей 2002 года то незначительно.
И тем не менее есть одинобщий для всех них фактор- это человек. Человек с его потребностямиодеваться, питаться, чинить ботинки, лечит зубы, делать постройки в своемогороде, ремонтировать машину и квартиру . Словом это потребности каждогоиз нас причем лежат они как раз в сфере интересов малого бизнеса. Поэтому мнекажется вполне корректно ввести показатель который я бы назвал «плотность МПсреди населения». Выводится он просто: число жителей региона делится наколичество действующих в нем малых предприятий. При расчетах использовалисьофициальные данные 2002 года. Результат в таблице 5.
Заключение
Длястраны таки масштабов, как России, малый бизнес может стать основой экономики:в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило быбесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для началаследует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малогобизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числетехнические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин иоборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтомуодним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ,способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма,добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, являетсяразвитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимуюатмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночнойконъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создаетдополнительные рабочие места, является основным источником формированиясреднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Вусловиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья иматериалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстроперекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другиекоммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортныезакупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары изгосударственной торговли, включая продукты питания. Уходя от статистикиналогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности дляобогащения.
Анализразвития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих всфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Крометого, существует большое количество предприятий, зарегистрированных какпроизводственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посредническойдеятельностью как основной.
Высокиеналоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствиефондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективнойдеятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
Ноглавная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовойобеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей спервоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов наприемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействиена развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказываютнеразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированногооборудования, слабость информационной базы.
Кнастоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом иорганизационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качествеособого сектора экономики России. Действенной системы стимулированияобразования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизмаих поддержки. Не разработана государственная программа развития малыхпредприятий.
Комплекспервоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, долженосуществляться в следующих направлениях:
¨ нормативно-правовое;
¨ финансово-кредитное;
¨ обеспечение безопасности;
¨ информационно-техническое;
¨ организационное;
¨ кадровое и консультационноеобеспечение;
¨ внешнеэкономическая деятельность.
Такжев государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной,налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения,системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовыхусловий в развитии предпринимательской деятельности.
Впрограмме необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночнойинфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного ивенчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторскойдеятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системыподдержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовкупредпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоевнаселения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержкувнешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций кразвитию предпринимательства.
Дляреализации данных программ должны быть привлечены не столько средствагосударственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а принеобходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использованиягосударственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, астрахование и предоставление гарантий под кредит.
Список использованнойлитературы
Акуленок Д. Н.Налоговый портфель. — М.: Сомитек, 2003.
Булатова А. С.Экономика. Учебник. — М.: Бек, 2003.
Винк А.Московский международный налоговый центр. // Налоги. — 2003. — № 2. С. 67.
Дубов В. В.Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. — 2003.- № 4. С. 22-24.
Еременко И. П.Декларирование доходов. // Финансы. — 2003. — № 4. С. 30-31.
Камаев В. Д.,Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. — М.:20021.
Князев В.Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы.// Налоги. — 2003. — № 2. С. 28-33.
Лившиц Р. З.Теория права. — М.: Бек, 2003.
Линвуд Т.Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва, “Инфра-М”,2003г.
МакконнеллКемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.:2003.
Пепеляев С. Г.Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. — 2003. - № 1. С. 43-52.
Слом В. И. Чтоесть налоговое законодательство? // Налоги. — 2003. — № 1. С. 3-6.
Миль Д. Основыполитической экономии. — М.: 1981.
Хритиан В. Ф. Онаправлениях развития налоговой реформы. // Финансы. — 2003. — № 4. С.29.
15 С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”,2003г.