Реферат по предмету "Экономика"


Вертикальные и горизонтальные связи в инфраструктуре бизнеса

Вертикальные и горизонтальные связи в инфраструктуре бизнеса
Досих пор к инфраструктуре бизнеса мы относили лишь те элементы среды бизнеса,которые возникали в ходе взаимодействия субъектов бизнеса по горизонтали. Междутем, и мобильная, и институциональная инфраструктура бизнеса формируют нетолько горизонтальные деловые связи в среде бизнеса, но и вертикальные.
Погоризонтали субъекты бизнеса взаимодействуют с контрагентами – другимисубъектами бизнеса. Производитель хлеба поддерживает деловые контакты сразличными продавцами муки, сахара, дрожжей. Кроме этого, он связан сразличными торговыми представителями, распространяющими его продукт, доводящимиего изделия до конечного потребителя. Он может быть связан с владельцами транспортаи другими, необходимыми для выпечки хлеба участниками рынка.
Вместес тем в рыночной среде формируются и вертикальные отношения, которыепорождаются тенденцией к интеграции самой рыночной среды, прежде всегоразвитием потребностей в координации горизонтальных связей субъектов бизнеса.Например, поставщики разнообразной продукции, заключая сделки друг с другомзаранее знают, что в случае, если кто-то из них не выполнит в срок и внеобходимом объеме свои договорные обязательства, другой участник сделки можетобратиться в судебные, надзорные и иные властные государственные организации спросьбой о защите. Коммерческие банки, обслуживающие потребности участниковрынка, составляют горизонталь связей в рыночной среде, вместе с тем все они вравной степени нуждаются в наличии единых правил игры на рынке кредитных идепозитных услуг, в частности, в проведении единой денежно-кредитной политики.Именно для этого и необходим Центральный Банк.
Всоставе инфраструктуры бизнеса принято выделять две группы типов деятельности,которые формируют две группы связей внутри инфраструктуры бизнеса, а именно вертикальныеи горизонтальные связи.
Горизонтальныесвязи инфраструктуры бизнеса представляют собой совокупную деятельностьпредпринимательских фирм, которые выполняют посредническую роль на отдельныхсекторах рынка. Как правило, выделяются следующие типы посредничества:
•торговое посредничество на рынке товаров и услуг;
•производственное посредничество;
•финансовое посредничество на рынках банковских, инвестиционных и страховыхуслуг;
•трудовое посредничество на рынке рабочей силы;
•информационное посредничество на рынках информации, образования, консалтинга,рекламы, связей с общественностью.
/>
Горизонтальнаяинфраструктура бизнеса представляет собой постоянно воспроизводимый процессдвижения финансовых и материальных ресурсов, выступающих объектами сделок междуконтрагентами.
Экономическаятеория выделяет три стадии движения финансовых и материальных ресурсов,связанного с осуществлением производственного процесса.
На первой стадии происходит формирование условий производства. Длятого, чтобы фирма могла начать производственную деятельность, нужно преждевсего приобрести средства производства и нанять работников. Схематично этустадию можно представить следующим образом:
/>
Такимобразом, для создания нового субъекта бизнеса, а также для поддержания егонепрерывной производственной деятельности требуются денежные средства. Эти денежныесредства затрачиваются субъектом бизнеса на взаимодействие с элементами егогоризонтальной инфраструктуры с целью получения товаров и услуг, необходимыхэтому субъекту для осуществления его деловой деятельности.
Например,предпринимателю необходимо найти поставщиков сырья для производства своейпродукции. Он может делать это сам, а может обратиться к брокеру на товарнойбирже или в фирму, которая специализируется на подборе контрагентов дляподобных сделок.
Дляподбора работников соответствующей квалификации предприниматель также можетобратиться к посреднику – рекрутинговому агентству. Заплатив ему за подборкандидатур на определенные должности, предприниматель получит от него услугу,необходимую ему для начала производственной деятельности.
Иконечно, в современных условиях предприниматель не будет сам изготавливатьнеобходимые ему средства производства. Он купит их на рынке. Эта покупка можетбыть сделана у самого производителя, а может – у торгового посредника. В любомслучае предприниматель взаимодействует с элементами инфраструктуры бизнеса для того,чтобы удовлетворить потребности своего производства, причем сделать это какможно более качественно и с наименьшими для себя затратами средств. Посредники,являющиеся элементами инфраструктуры бизнеса, способствуют решению этой задачи,ибо, как правило, специализированная фирма выполняет работу более качественно ис более низкой себестоимостью, чем это сделали бы неспециалисты.
Итак,говоря о первой стадии движения финансовых и материальных средств, отметим, чтоее отличительная черта состоит в том, что денежные средства затрачиваются на тетовары и услуги, которые необходимы фирме для начала производственнойдеятельности.
Вторая стадия охватывает производство товаров и услуг, то естьосновную деловую деятельность фирмы. Схематично изобразим эту стадию следующимобразом:
/>
Наэтой стадии фирма, используя средства производства и рабочую силу,приобретенные на первой стадии, создает новые товары (продукты). Эта стадия – основадеятельности любой фирмы. Это производственный процесс, на котором онаспециализируется. Продукты (товары) произведенные фирмой, должны бытьреализованы на рынке, а для успешной реализации необходимо, чтобы на этойстадии фирма создавала товары с оптимальным соотношением его качества исебестоимости.
Третья стадия включает реализацию произведенных товаров. Схематично этустадию можно изобразить следующим образом:
/>

гдеТ* – товар,произведенный фирмой;
Д*– деньги, полученные фирмой за товар при реализации его на рынке.
Реализациятоваров – это ответственная стадия предпринимательской деятельности, отосуществления которой зависит сама возможность существования субъекта бизнеса.Средства, полученные от реализации товаров, дают возможность фирме продолжатьсвою производственную деятельность.
Фирма-производительможет сама заниматься реализацией своей продукции, а может обратиться кторговым посредникам. Важно определить, какой из этих вариантов организациисбыта продукции будет наиболее эффективным, в каком случае реализация продукциибудет происходить с наименьшими затратами.
Дляорганизации собственных торговых предприятий фирме-производителю необходимызначительные материальные средства на аренду торгового помещения, закупкуторгового оборудования, подбор персонала и оплату его труда, организациюуправления торговым предприятием. Все эти затраты может себе позволить толькокрупная, прибыльная фирма-производитель. Но в большинстве случаевпроизводителям более выгодно прибегнуть к услугам таких субъектовинфраструктуры бизнеса, которые специализируются на реализации продукциипотребителям.
Дляторговой фирмы именно реализация товара является основной деловойдеятельностью. Эта фирма сосредоточивает свои усилия именно на наиболееэффективной организации процесса продажи, то есть привлечения покупателей засчет расширения ассортимента продаваемых товаров, квалифицированнойцеленаправленной рекламы, высокой культуры обслуживания покупателей(консультации о товарах, умелое размещение товаров в торговом зале, доставкатоваров по заказу покупателей).
Дляфирмы-производителя третья стадия движения денежных и материальных средствзаканчивается тогда, когда она получает оплату за произведенный ею товар.

/>
гдеД – первоначально авансируемые денежные средства;
Т – товары, на которые затрачиваются первоначально авансируемыеденежные средства. В данном случае это: РС – рабочая сила;
СП – средства производства. П – процесс производствапродукта; Т * – произведенный продукт; Д* – денежныесредства, полученные фирмой за произведенный ею продукт (товар) при реализацииего на рынке.
 
Всестадии оборота денежных и материальных средств взаимосвязаны и образуюткругооборот, который на практике предстает как непрерывное функционированиекаждого из субъектов бизнеса.
Итак,субъекты инфраструктуры бизнеса необходимы производителю для организации болеебыстрого и эффективного оборота его денежных и материальных средств. Но эти жесубъекты инфраструктуры необходимы и потребителю.
Восстановимв памяти материал, уже известный нам из раздела 4 нашего учебника.
Вусловиях насыщенного рынка потребителю, прежде всего, необходима информация отоварах необходимого ему назначения, о местах продажи таких товаров и об ихценах. Ведь для того, чтобы сделать выбор, покупатель должен провестисравнительную оценку товаров по их качеству и по цене. Такую информациюпотребитель может получить именно с помощью торгового посредника. Если речьидет о покупке товаров производственного назначения, то фирма-покупатель можетполучить такую информацию на товарной бирже или в специализированной фирме.Если речь идет о покупателе продуктов питания, или мебели, или одежды, топотребитель может получить подобную информацию зайдя в крупный супермаркет иликрупный универмаг, в которых представлены продовольственные товары или одежда,произведенные различными фирмами.
Приреализации товара со стороны продавца происходит обмен товара на деньги (Т –Д), а со стороны покупателя – обмен денег на товар (Д – Т), то есть имеет местообращение товара и денег. Именно здесь происходит взаимодействие производителяи потребителя. По мере развития рыночных отношений эта взаимосвязь все чащеобеспечивается торговыми посредниками.
Однакоследует отметить, что в сфере обращения действуют не только торговыепосредники.
Всфере обращения происходит концентрация временно свободных денежных средств, тоесть тех денежных сумм, которые в данный конкретный момент не используютсяфирмой на покупку сырья, оборудования, выплату зарплаты. Эти временно свободныеденежные средства могут быть предоставлены в пользование другой фирме наопределенный срок и за определенную плату. То есть здесь возникает спрос ипредложение на временно свободные денежные средства, иными словами, возникаетфинансовый рынок.
Какправило, операциями на финансовом рынке занимаются не сами владельцы временносвободных денежных средств, а специальные фирмы, например банки, страховыекомпании, инвестиционные фонды, фондовые и валютные биржи, различныевнебиржевые посредники. По существу они являются посредниками на финансовомрынке, то есть финансовыми посредниками.
Кромефинансовой сферы в настоящее время бурно развивается информационная сфера.Усложнившиеся хозяйственные связи порождают колоссальный объем информации.Требуются специальные навыки и оборудование для ее сбора, обобщения исистематизации. Эти функции являются предметом деятельности специализированныхфирм, которые становятся продавцами информации для тех субъектов бизнеса,которых интересует та или иная информация. Иными словами, формируется рынокинформации, участниками которого являются уже известные нам консалтинговыефирмы, информационные, рейтинговые агентства, рекламные агентства, провайдеры.По существу они выступают в качестве информационных посредников.
/>
Дляцелей дальнейшего изложения представим себе теперь, что тенденции конкуренции всреде бизнеса обостряют противоречия интересов субъектов бизнеса до степени ихнепримиримого противостояния. Как реагирует на это мобильная иинституциональная инфраструктура бизнеса? Если бы инфраструктура бизнесавключала только горизонтальные связи, вероятность распада среды бизнеса оказаласьбы неизбежной. Субъекты бизнеса, раздираемые внутренними противоречиями,никогда в дальнейшем не сумели бы воссоздать сложный мир взаимных отношений ивыполнить совокупность взаимных обязательств. Однако, мы видели, что тенденцииконкуренции субъектов бизнеса уравновешиваются тенденцией интеграции интересовсубъектов бизнеса, а для ее реализации необходимо наличие специальныхобщественных и государственных институтов, осуществляющих действия,направленные на стабилизацию отношений в среде бизнеса.
Именнос необходимостью осуществления действий по стабилизации отношений междузначительной частью субъектов бизнеса и интегрированием интересов последнихсвязано антимонопольное регулирование экономики, централизованная координациядеятельности коммерческих банков и инвестиционных фондов, регламентированиеаудиторской и оценочной деятельности, согласованное проведение мер по финансовомуоздоровлению проблемных предприятий и кредитных организаций, а также иныедействия, производимые другими субъектами бизнеса – различными государственнымии общественными институтами – как бы сверху вниз, т.е. вертикально. Такиедействия, как нам уже известно, составляют содержаниеобщественно-государственного бизнеса.
Вертикальныесвязи в инфраструктуре бизнеса выступают поэтому как своеобразные посредникипосредников. Их задачей является систематизация многообразных формгоризонтальных отношений между субъектами бизнеса на мезо-, макро-, и мегауровняхэкономической среды бизнеса. Вертикальные связи в инфраструктуре бизнесапредставляют собой совокупную деятельность различных общественных игосударственных институтов, участвующих в перераспределении ресурсов и доходов,формирующихся на микроуровне экономической среды бизнеса, координирующих иконтролирующих горизонтальные связи между субъектами бизнеса.
Также, как и горизонтальные связи в инфраструктуре бизнеса, вертикальные связипроявляются посредством совокупности организаций, осуществляющих вышеуказанныефункции (институциональная вертикальная инфраструктура бизнеса) исовокупной деятельности этих организаций (мобильная вертикальнаяинфраструктура бизнеса).
Институтамивертикальной инфраструктуры бизнеса являются органы государственной власти иуправления, а также общественные организации, которые создаются субъектамипредпринимательского, наемно-трудового, потребительского бизнеса на мезо-,макро-, и мегауровнях экономической среды бизнеса. К числу таких объединенийотносятся Торгово-промышленные палаты, ассоциации и объединения по защите правпотребителей, предпринимательские ассоциации, профессиональные союзы.
Важнуюроль в формировании вертикальных связей в инфраструктуре бизнеса играетгосударство в лице своих институтов. Это прежде всего государственныеорганизации и учреждения, составляющие органы власти и управления (федеральные,муниципальные, местные), призванные оказывать влияние на субъектов бизнеса. Онивзаимодействуют между собой, с предпринимательскими фирмами, развивающимися вразличных секторах экономики, а также с субъектами потребительского инаемно-трудового бизнеса.
Основаниемдля включения государственных организаций и учреждений в состав элементовинфраструктуры бизнеса является их объективно необходимое участие вфункционировании и развитии всей системы бизнеса. Развитие современногобизнеса, взаимодействие между его субъектами невозможно, как мы видели, безвыработки и централизованного исполнения антимонопольной и таможенной политики,государственного содействия развитию малого предпринимательства, организациибюджетной, эмиссионно-денежной и налоговой деятельности, прогнозирования ицентрализованного содействия занятости и трудовой миграции.
Былобы ошибочным полагать, будто выполняя отмеченные выше типы деятельности,государственные организации находятся вне экономики (или над ней).Государственные организации выполняют свои экономические функции, будучи частьюэкономической среды бизнеса, составляя элементы институциональной вертикальнойинфраструктуры в среде бизнеса.
/>
Государственныеорганизации как институты вертикальной инфраструктуры современного бизнесавыполняют следующие функции:
–разработка, принятие и организация исполнения законодательных правил и норм;
–формирование приоритетов в деловой деятельности различных субъектов бизнеса,функционирующих на отдельных секторах рыночной экономики; такие приоритетыформируются исходя из интересов национальной безопасности, объективнойнеобходимости интегрирования в международное экономическое пространство,поддержание, так называемой социально-значимой деятельности в рамках отдельныхотраслей и экономических регионов, поддержание развития социальной структурыобщества, включая сглаживание социальных конфликтов, поддержание экономическойбезопасности общества;
–стимулирование инновационной деятельности в области освоения новых рыночных ниш(видов и направлений деятельности), содержания и технологий деловойдеятельности;
–обеспечение стабильности функционирования и развития деловой деятельности спомощью антиинфляционной и антимонопольной политики, эмиссионных, налоговых, инвестиционных,денежных, кредитных, бюджетных способов регулирования, а также воздействия назанятость населения;
–контроль за деятельностью различных субъектов современного бизнеса.
Проиллюстрируемвышеизложенное на примере вертикальных связей в сфере финансовой деятельности.Государство играет существенно важную роль в данной сфере, осуществляядеятельность по образованию, распределению и использованию централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Для осуществления этих целейсоздается совокупность финансовых институтов, которые вместе образуютфинансовую систему. В нее входят: бюджетная система (федеральный бюджет,бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты); финансы хозяйствующих субъектов;страхование и кредитование. Систему кредитных организаций возглавляетЦентральный банк РФ.
Внастоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой сложилась восновном двухуровневая банковская система.
Первый уровень банковской системы формируется эмиссионным илиЦентральным банком государства.
Второй уровень банковской системы формируется совокупностьюкоммерческих банков и других кредитных организаций.
Центральныйбанк исполняетв экономической среде бизнеса специфические функции, что и определяет его рольв системе банков. Он осуществляет вертикальные связи всреде взаимодействия коммерческих банков.
ЦентральныйБанк производит надзор за деятельностью кредитных организаций, защищаетинтересы вкладчиков и кредиторов, является руководящим, управляющим центром поотношению к коммерческим банкам и небанковским кредитным организациям, формируяобязательные нормативы банковской деятельности, выдавая банкам разрешения напроведение ряда операций (например, операций с иностранной валютой),сертифицируя руководящих работников коммерческий банков. Он также осуществляетгосударственную регистрацию кредитных организаций в Книге государственнойрегистрации кредитных организаций, выдает лицензию на осуществление банковскихопераций и отзывает их, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитныхорганизаций.
ЦентральныйБанк наделен разноообразными правами, которые позволяют ему выполнять своепредназначение, а именно: – правом выпуска (эмиссии) банкнот; – правом осуществлениянадзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций; – правомпредоставления кредитов для коммерческих банков; – правом хранения вкладов, обязательныхрезервов
коммерческихбанков и других организаций; – правом хранения золотых запасов и валютныхрезервов; – правом регулирования валютного курса; – правом регулированияденежного обращения; – правом осуществления кредитно-денежной политики.
/>
Методырегулирования деловой деятельности институтами вертикальной инфраструктурыбизнеса можно подразделить на прямые и косвенные.
Еслицель регулирования достигается путем воздействия на факторы, находящиеся в непосредственнойсвязи с конечным результатом, то это прямые методы. Напротив,если между объектом регулирования и его конечной целью существует рядпромежуточных звеньев, то это косвенный способ воздействия.
Кпрямым методам относятся чисто административные меры: запреты, ограничения,разрешения (лицензии). Например, в российском праве применяются нормы,ограничивающие объемы товарных потоков и количество товаров, ввозимых из–зарубежа для реализации на внутреннем рынке. С этой целью Государственнымтаможенным комитетом России установлен жесткий контроль над внешнеторговымипотоками путем использования таможенных тарифов и лицензирования импорта.
Косвенныеметоды воздействия институтов вертикальной инфраструктуры на субъектов бизнесаопираются на использование таких инструментов, как кредитование, страхование,субсидирование, налогообложение субъектов деловой деятельности.
Данныеметоды способны оказывать стимулирующее или ограничительное влияние на объемы инаправления сделок не непосредственно, а путем регулирования размеров издержек,прибыли и других параметров деятельности.
Кпримеру, методом косвенного государственного воздействия на деятельностьсубъектов предпринимательского бизнеса является денежно-кредитная политика,проводником которой выступает Центральный банк России. Денежно-кредитнаяполитика Центрального банка направлена на решение многих задач, а именно –стабилизации экономического развития государства; – поддержания оптимальноговалютного курса национальной денежной единицы; – снижения инфляции ибезработицы; – регулирования денежной массы в обращении; – регулированиякраткосрочных и долгосрочных процентных ставок; – поддержания ликвидностибанковской системы.
Вомногих странах определенную роль в регулировании деловых связей играют иТоргово-промышленные палаты.
Торгово-промышленныепалаты (ТПП) представляют собой негосударственные и некоммерческие организации,объединяющие различных субъектов предпринимательского.
Торгово-промышленнаяпалата России исполняет следующие функции:
–Она оказывает помощь российским организациям и предпринимателям, представляет изащищает их права и интересы по вопросам, связанным с осуществлением ихдеятельности;
–Организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, ихвзаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами.Участвует в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений,разрешении трудовых споров, в работе органов социального партнерства;
–Содействует привлечению иностранных инвестиций в экономику РоссийскойФедерации;
–Организует работу в сфере управления инвестиционными, коммерческими и инымипредпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства,защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов;
–Проводит изучение и анализ предпринимательской деятельности, применениядействующих в данной области нормативных актов и вносит предложения по ихсовершенствованию;
–Принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции,неделового партнерства;
–Содействует развитию экспорта российских товаров и услуг. Оказывает помощь вустановлении деловых контактов с иностранными партнерами;
–Ведет негосударственный Реестр российских организаций и предпринимателей,финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности какпартнеров для предпринимательской деятельности;
–Создает арбитражные суды и иные специализированные органы, содействующиеразрешению предпринимательских споров;
–Оказывает консультационные услуги российским и зарубежным предпринимателям;
–Удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождениятоваров, оформляет документы, связанные с
внешнеэкономическойдеятельностью. Свидетельствует обстоятельства форс-мажора вовнешнеэкономической деятельности.
Взаключение настоящего параграфа отметим, что институты вертикальнойинфраструктуры бизнеса являются элементами не только экономической средыбизнеса, но и неэкономической среды. В их деятельности проявляются каквнутренние тенденции развития деловых отношений, так и тенденции формирования иразвития различных неэкономических отношений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ производственно экономической деятельности предприятия ЗАО Тамбовмебель 2
Реферат Загрязнение сельскохозяйственной продукции
Реферат Розробка програмного забезпечення вирішення задачі формування портфеля цінних паперів
Реферат Медицинские последствия алкоголизма. Алкоголизм как фактор социального поражения
Реферат Виды решений суда по уголовным делам
Реферат Расчет влияния факторов на изменение результативного показателя приемом абсолютных разниц
Реферат Аттракция как механизм социальной перцепции
Реферат Жизненные вехи в творчестве Михаила Лермонтова
Реферат Древние славяне на берегах Москвы-реки
Реферат Advertising as a Medium of Gender-Biased Communication
Реферат Формирование Советского государства
Реферат История гемотрансфузии
Реферат Приближенное вычисление определенного интеграла методом прямоугольника и трапеции
Реферат Социальные нормы и регуляция поведения
Реферат Литература - Терапия ШОК