--PAGE_BREAK--
2 ПОКАЗАТЕЛИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
В экономической теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе:
Число безработных
Уровень безработицы = — * 100
Совокупная рабочая сила
С определенными оговорками можно полагать, что совокупную рабочую силу представляет собой все самодеятельное население страны. Это последнее представляет собой разность между общей численностью населения и той его частью, которая еже или уже не работает по возрасту или по болезни. В числителе этого отношения обычно принимают во внимание число безработных, которые зарегистрированы официально. Разумеется, в периоды кризисов и депрессии уровень безработицы возрастает, в периоды подъема и бума – сокращается.
Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе.
Следует отметить, что влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие: Во-первых, безработица выступает как условие роста
производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора,
было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует
дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.
В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия.
1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери,
являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и
соответственно занятости).
2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.
3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.
4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.
5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.).
6. Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы [7, с. 87].
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
· снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
· создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
· достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
· повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:
· молодежи;
· инвалидов;
· лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;
· граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД [7, с. 88].
Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.
3 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В новом тысячелетии Республика Беларусь выбрала свой национальный путь строительства правового демократического государства, свою модель социально-экономического развития, опираясь на исторические традиции, интересы и устремления народа. Во многом благодаря этому были достигнуты высокие темпы развития экономики и социально-политическая стабильность. Она предусматривает заботу о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа справедливости для всех слоев общества.
Занятость и безработица — важнейшие показатели, отражающие социальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения.
Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения направлены на создание условий для полной занятости населения. Обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь».
Если проанализировать уровень официально зарегистрированной безработицы в странах бывшего союза, то Республика Беларусь находится на предпоследнем месте. Механизмов ухода от прямых увольнений и сокращений у работодателей предостаточно. Тем более что предприятий, которые не могут справиться с возникающими трудностями, становится все больше. Но эти трудности не пугают официальную статистику, которая учитывает лишь зарегистрированных безработных. А регистрироваться на бирже труда люди не спешат.
В Беларуси очень низкое пособие по безработице, но большие требования к тому, что человек за это должен выполнять какие-то общественные работы. Поэтому люди не всегда становятся на учет. А раз не становятся на учет, то их никто не считает.
В официальные данные о числе безработных не попадают также белорусские гастарбайтеры, которые сейчас начали массово возвращаться домой из соседней России, где с работой возникла еще большая напряженность. По разным оценкам, численность гастарбайтеров-белорусов доходит до миллиона человек.
В целом же, на взгляд профсоюзного лидера, в связи с экономическим кризисом неофициальный рост безработицы в Беларуси может достигнуть 12-15 процентов. В том, что безработица будет расти, уверен и независимый экономист Михаил Залесский. По его словам, противостоять этому явлению Беларусь не сможет, так как в стране нет источников для формирования систем профессиональной переквалификации, материальной поддержки и постоянного образования взрослых.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в странах бывшего союза
(в процентах к экономически активному населению)
продолжение
--PAGE_BREAK--
В целом по республике сложилась следующая ситуация:
Численность экономически активного населения
(в среднем за год)
По данным Национального статистического комитета общий трудовой потенциал Республики Беларусь составлял в 2008 году - около 4 654 тысяч человек, в том числе занятых – 4 610 тысяч человек, в 2009 году – 4 686 тысяч человек, в том числе занятых – 4 644 тысяч человек, рост составил 101% [1].
Экономическая активность трудоспособного населения характеризуется уровнем его занятости. В республике в целом в экономике занято около 99%. При этом следует отметить и тот факт, чтоэкономически активного населения больше женщин, или 52,1% от общего количества.
Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.
Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.
При создании новых производств часть рабочих мест изначально ориентирована на применение женского труда. В республике проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. В целом же безработных женщин с 2001 года в Беларуси стало меньше в 2,1 раза.
Но у безработицы по-прежнему остается женское лицо (и это характерно не только для Беларуси, но и для всех стран мира) — удельный вес женщин в структуре безработных продолжает расти. Продолжительность женской безработицы больше, чем мужской: представительницы слабого пола тратят на поиск рабочего места в среднем на пару месяцев больше по сравнению с мужчинами (по информации БелТА).
Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана государственная служба занятости, работу которой организует и возглавляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов действуют территориальные службы.
Деятельность службы занятости направлена на:
§ обеспечение социальных гарантий гражданам, признанным безработными;
§ содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям — в подборе необходимых работников;
§ организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
§ повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;
§ содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;
§ организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы и другое.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите
(на конец года)
Ситуация на рынке труда в 2008-2009 годах в целом характеризовалась ростом занятости, увеличением спроса на рабочую силу, улучшением показателей использования рабочего времени и сокращением вынужденной неполной занятости, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы [1]. Данные положительные тенденции проявлялись на фоне благоприятной демографической ситуации.
Уровень официально зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску
(на конец года; в процентах к экономически активному населению)
Таким образом, регионами с наибольшим удельным весом безработицы являются Витебская, Гомельская и Гродненская области.
Однако, следует отметить, что статистические данные не отражают реальный уровень безработицы, поскольку при подсчете количества безработных в Беларуси не учитывается скрытая безработица. Человек, потерявший работу, не торопиться вставать на учет в службу занятости. Связано это с низким размером пособия по безработице и обязанностью участвовать в общественных работах. По подсчетам председателя РЭП Г. Федынича уровень скрытой безработицы в Беларуси около 20 %.
Руководство страны запретило работодателям увольнять работников. Об этом на последней пресс-конференции для белорусских журналистов еще раз напомнил Президент Республики Беларусь.
В результате работодатели вынуждены задействовать работников в режиме неполной занятости или отправлять в отпуска. Самая плачевная ситуация в этом плане наблюдается в организациях, подведомственных Министерству промышленности Республики Беларусь. У большинства предприятий нет инновационных технологий, отсутствуют инвесторы, готовые поднять уровень производства. Поэтому, по мнению экспертов, уровень безработицы в промышленности будет увеличиваться.
Также следует отметить, что на предприятиях государственной формы собственности наблюдается снижение численности занятого населения при росте в организациях частной формы собственности. Данный рост был обеспечен стабильно работающей экономикой, развитием малого бизнеса, взвешенной миграционной политикой и вовлечением в трудовую деятельность незанятого населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--