Реферат по предмету "Экономическая теория"


Факторы, типы и модели экономического роста

--PAGE_BREAK--              3. Модели и методы прогнозирования экономического роста Наибольшее распространение для прогнозирования  экономического роста получили факторные модели, то есть модели, в которых прирост продукта или абсолютный его выпуск ставится в зависимость от одного или нескольких факторов.
Наиболее приемлемой для анализа динамики экономического роста на макроуровне является двухфакторная модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа, показывающая зависимость общего выпуска продукции от двух факторов капитала и труда:

(3)

Уt— объем валового внутреннего продукта в году t;

Аt— нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу и размерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов и меняющихся условий производства;

Кt– объем основного капитала (производственных фондов);

Lt— объем занятого в народном хозяйстве живого труда;

а – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уtот объема и динамики производственных фондов, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Кt(при Lt= const);

в – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уtот объема и динамики затрат живого труда, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Lt(при Кt= cons);

Используя эти показатели, можно определить объем ВВП в интересующем нас году. При помощи логарифмического дифференцирования производственную функцию можно выразить в показателях среднегодовых темпов прироста.

Формула (4)



В зависимости от величины суммы показателей а и в могут иметь место три типа экономического роста.

1.Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства возрастают в nраз, то выпуск продукции увеличивается более чем в nраз, тем самым рост производства опережает рост совокупных затрат факторов. Это случай интенсивного роста, при этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в > а, то – трудосберегающий рост.

2.Выражение а + в

3.Выражение а + в = 1 означает, что выпуск продукции увеличивается пропорционально затратам факторов производства. При этом их суммарная экономическая эффективность остается неизменной и происходит чисто экстенсивное расширение производства.

На базе динамической факторной модели может быть спрогнозирован экономический рост с учетом влияния НТП на объем производимого продукта. В этом случае мы будем иметь трехфакторную модель:

(5)

где е – основание натуральных логарифмов (е = 2.718);

r— коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост в период времени t.

Проведя математические преобразования, можно получить формулу прироста (6) общественного продукта за период времени t

(6)

При этом принимается, что а + в = 1.

Наиболее полно выражает зависимость результатов производства от количества и качества используемых факторов производства многофакторная модель экономического роста. В ней используются следующие факторы: прирост затрат труда; рост производительности; НТП; затраты капитала; образование и квалификация работников; экономия на масштабах производства; улучшение распределения ресурсов; законодательно-институциональные и др. факторы. Всего учтено 23 фактора.

По расчетам американского экономиста Э. Денисона, за период 1929-1982 годов реальный вклад в прирост валового национального продукта США каждого из указанных факторов составил:

-прирост затрат труда – 32 % ВВП;

-рост производительности труда – 68 % ВВП;

в том числе: НТП – 28 % ВВП, затраты капитала – 19 % ВВП, образование и квалификация работников – 14 % ВВП; экономия на масштабах производства – 9 % ВВП; улучшение распределения ресурсов – 8 % ВВП; законодательно-институциональные и др. факторы – 9 % ВВП[7].

Эти данные показывают, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост объема общественного продукта.

Большой вклад в развитие теории производственных функций внесли такие экономисты как Р. Солоу – лауреат Нобелевской премии, наши соотечественники: Федоренко Н.П., Фельдман Г.А., Анчишкин А.И., Черников Д.А.

Наряду с факторными моделями прогнозирования экономического роста в экономической теории известны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста, например, модели Е.Домара и Р.Харрода.
Модель Домарабазируется на использовании мультипликатора.                                           (7) ГдеI— ежегодные чистые инвестиции; — ежегодный прирост чистых инвестиций; — ежегодный темп роста чистых инвестиций;   -  мультипликатор  инвестиций,  причем   -  средняя склонность к сбережению; — потенциальная средняя производительность инвестиции. В основе модели Харрода лежит теория акселератора.Рассмотренные модели далеко не исчерпывают весь перечень разработанных и описанных в экономич Данная модель представлена двумя уравнениями. Первое уравнение  отражает  статическое  равновесие,   а  второе— динамическое. В обоих уравнениях рассматриваются действительные сбережения и предполагаемые инвестиции.                               G*C= S,nie    (8) G= AY/Y— ежегодный темп роста национального дохода; С = I/AY— капиталоемкость продукции; S= S/Y— средняя склонность к сбережению.                                   Gw*Cr= S    (9) гдеGw— необходимый темп экономического роста, обеспечиваю­щий   динамическое   равновесие   между   сбережениями   и инвестициями; Gr— требуемая величина капиталоемкости. Таким образом, мы снова видим, что темпы экономического роста ставятся в зависимость от соотношения инвестиций и сбережений, а государству отводится активная роль в реагировании развития страны. Неоклассическая концепция экономического роста
представлена  моделью  Кобба   Дугласа.  В  отличие  отнеокейнсианской, в неоклассической модели учитывается доля разных факторов производства в увеличении национального дохода, их взаимосвязь и взаимозаменяемость.
Неоклассическая модель Соллоу
Модель Р. Солоу является еще одной неоклассической моделью экономического роста. Исходными данными модели выступают- свободная конкуренция, в том числе на рынке факторов производства, и равенство инвестиций и сбережений врамках   национальной  экономики.   Данную   модель   можно представить в виде системы из пяти уравнений.                                  1. Y= F(K, L) (10) для всей экономики, *=> Y/L= F(K/L, 1) j=> Y/L= у, K/L= к или у = f(k) для одного работника. [8] гдеY— объем ВВП страны; у — продукт, произведенный одним работником; Fили f— показатель функциональной зависимости; К. — объем капитальных затрат в производстве страны; L— объем трудовых затрат в производстве страны; к — капиталовооруженность одного работника. Первое уравнение ставит объем ВВП в стране в зависимость от объема затрат капитала и труда. Важным допущением является то, что Солоу предполагает постоянный эффект масштаба. Так как объем ВВП зависит от производительности труда отдельного работника, то необходимо перейти к показателю единичной производительности. Для этого обе части равенства следует разделить на количество работников в стране. Получится производительность (у) и капиталовооруженность одного работника (к). Причем производительность каждого работника зависит от обьема применяемого капитала.                                   2. у = с + I   (11) если с = (1 — s)*y, то у = (1 — s)*y + i *=> i= s*y или i = s*f(k),[9] гдес — потребление, приходящееся на одного работника; i— инвестиции, приходящиеся на одного работника; s— сбережения, приходящиеся на одного работника. Согласно второму уравнению, продукция, произведенная работником (его доход), распределяется между потребительскими и производственными (инвестиционными) расходами отдельного работника: у = с + i. В силу того что из 100% дохода одна часть потребляется, а другая — сберегается, объем потребления работника (с) можно представить в виде с = (1 — s) • у. Тогда доход работника представляется в форме у = (1 — s) • у + I. Отсюда получаем, что i= s• у или i= s• f(k). В данном случае и объем инвестиций, и объем потребления зависят от величины дохода (для одного работника).                            3. с = f(k) — (о + n+ g)*k     (12) где   а — величина амортизации (выбытия основного капитала); п  -  величина,   отражающая  рост  численности  населения (работников) в стране;[10] g— величина, отражающая темп трудосберегающего научно-технического прогресса (НТП) в стране. Чтобы определить величину устойчивого потребления
(максимального потребления при имеющихся запасах капитала),
в третьем уравнении надо из объема продукта, произведенного
одним работником, вычесть         уменьшениекапиталовооруженности (на одного работника): с = f(к) — (о + п + g)*k. Ведь амортизация, рост населения и трудосберегающий ПТП снижают капиталовооруженность работника. Следовательно, устойчивый уровень потребления представляет собой разницу между увеличением и сокращением капитальных активов или между выпуском и инвестициями, или выбытием капитала.     4. Ak= i— о*к — п*к — g*k  ; Лк = s*f(к) — (о + n+ g)*k(13)[11] гдеДк — изменение капиталовооруженности одного работника   Четвертое уравнение отражает зависимость экономического роста от увеличения капитала. Следует помнить, что различные процессы, происходящие в экономике страны, вызывают как рост, так и сокращение капитала. С одной стороны, увеличение капитала имеет место вследствие расширения инвестиций, С другой стороны, такие факторы, как амортизация, рост численности населения и НТП, ведут к уменьшению капитальных активов в расчете на одного работника. В данном случае трудосберегающий НТП аналогичен увеличению работников вследствие роста эффективности груда. Отследить изменения в запасах капитала можно по формуле: Ak= i— о* к — п* к — g* к или Ak= s* f(k)-(o+ n+ + g)* к. То есть для поддержания величины капитала на постоянном уровне размер инвестиций как минимум должен обеспечивать замену изношенного оборудования и новых рабочих капиталом, исходя из достигнутого уровня капиталовооруженности.                                 5. МРК = о + n+ g                                       МРК — о = n+ g  (14) гдеМРК -  предельная  производительность  капитала  (marginalproductivityofcapital)[12] Наконец, пятое уравнение показывает, что для постоянного
экономического роста требуется равенство предельного
продукта капитала и темпа прироста объема производимой
продукции:                       МРК = с + n+ g  или  МРК — о = n+ g. [13] Если предельный продукт капитала больше прироста объема
продукции, то имеет место увеличение капиталовооруженности (инфляционный разрыв).Изменение капиталовооруженности будет происходить до тех пор, пока обе величины не сравняются. Солоу делает вывод, что из всех величин пятого уравнения только НТП является постоянно растущим элементом, гарантирующим экономический рост. По мнению Солоу, увеличение сбережений также повышает темпы экономического роста. Однако они будут увеличиваться до тех пор, пока объем выпуска не сравняется с объемом выбытия капитала. Итак, в силу того что в неоклассической модели Кобба -Дугласа, в ее производной модели Тинбергена, а также в модели Солоу учитываются разные факторы производства, их называют многофакторными. Неокейнсианские модели Домара и Харрода включают только один фактор производства — капитал и называются однофакторными. 4. Государственное регулирование экономического роста


Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как  средство стимулирования капиталовложений. При необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем  чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.                                                                  

2. В  противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения”  делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты  по процентам, это приведет к  ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного  продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие перемещению  ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные  исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту  производительности труда.

При всей  многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста  большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, — капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

                



















5.Динамика и факторы экономического роста  в России
Та модель экономического роста, которую можно было наблюдать в России на протяжении последних шести лет, похоже, уже в самом ближайшем будущем себя исчерпает. С 1999 по 2004 г. экономика росла в среднем на 6,8% в год, и одной из важнейших причин этого роста было устойчивое увеличение объемов экспорта.[14]

Экспорт товаров увеличился с $75,6 млрд. в 1999 г. до $183,5 млрд. в 2004 г. Благодаря росту экспорта сальдо счета текущих операций России выросло с $24,6 млрд. до $60,1 млрд. Увеличение объемов экспорта оказывало и косвенное влияние на рост экономики — Центробанк конвертировал счет текущих операций в рублевую ликвидность, что позволяло финансовой системе распределять выручку от экспорта по всем отраслям экономики, повышая внутренний спрос. За 11 месяцев 2008 года экономический рост составил 7.6 %[15]
    продолжение
--PAGE_BREAK--


5.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России
Рыночные преобразования, начатые с надеждой на улучшение условий жизни, так и не увенчались успехом. При объективном анализе предпринимаемых правительством решений и их практическом воплощении видно, что вопрос об экономическом росте в 1992-1997 гг. даже не поднимался. Все эти годы в России делили собственность и власть.

В сфере экономики проводилась политика увеличения налогов, сокращения расходов в государственном бюджете, предпринимались настойчивые усилия по получению внешних кредитов и т.п. При этом забывалось, что расходы государственного бюджета это лишь оборотная сторона его доходов — налоговых поступлений от предприятий и населения. И если отечественная экономика «не работает», то и налоговых поступлений также нет. Сколько не сокращай бюджетные расходы, от этого ситуация не улучшится. Это лишь означает отказ выплаты заработной платы всем работающим в социальной сфере, оборонной промышленности, военнослужащим. Снижение же заработной платы работникам отраслей социальной сферы и прямая невыплата даже мизерных ее размеров — это ничто иное, как разрушение условий для подъема отечественной экономики.

Замедление спада отечественного производства в 1995-1996 гг. ряд экономистов прямо связывает с сокращением государственных расходов.

Они предлагают сократить государственные расходы до уровня как минимум 31% ВВП, а чтобы добиться устойчивого экономического роста в 5-7% в год требуется, по мнению авторов этих рекомендаций, сокращение до 24-25% ВВП .[16]

При рассмотрении государственных расходов необходимо прежде всего подходить с позиций целесообразности их сокращения или увеличения в разрезе элементов затрат. Так, судя по публикациям, в настоящее время расходы на содержание управленческого аппарата всех уровней сегодня в России в несколько раз превышают аналогичную статью в бюджете всего Советского Союза. Рост бюрократического чиновничьего аппарата при одновременном ослаблении контроля за его деятельностью служит одним из основных факторов развития коррупции в постсоветской России.

Неоправданны и ссылки на структуру расходной части бюджетов западных стран: сопоставляются иные доходные базы, отражающие иной уровень развития экономики и налоговых поступлений.

Почти 10-летний период экономических преобразований в России не привел к перелому в экономической сфере. Из всех стран Восточной Европы, входивших в социалистическую систему, Россия и Украина имеют самые неблагоприятные результаты экономического роста.

Разочаровывающие экономические итоги системной трансформации в России преимущественно рукотворны, т.е. обусловлены прежде всего попытками исполнительной власти реализовать именно эту стратегию и лишь во вторую очередь предопределены неблагоприятными стартовыми условиями. К такому выводу приходит большинство не только отечественных, но и западных аналитиков. По мнению Дж.Стиглица, причины неудач в непонимании реформаторами самих основ рыночной экономики, чрезмерном доверии к неоклассическим теориям, «почерпнутым из учебников, которые могут быть весьма удобными для обучения студентов, но на них нельзя опираться при консультировании правительств, пытающихся воссоздать рыночную экономику».

С самого начала рыночных преобразований в России была сделана ставка на всесилие «экономической свободы» при неумении разумно ею пользоваться, разрушении всех прежних государственных структур и игнорировании необходимости создания новых.

Так движение к внешней открытости экономики сочеталось с постепенной отменой ограничений, со строгим контролем за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов, со взвешенной и поэтапной политикой отмены валютных ограничений, строгим контролем за экспортом национального капитала и т.д.

Как показала оценка сравнительной эффективности государственной и частной форм собственности, массовая приватизация — не лучший способ формирования подлинно рыночных субъектов. Более того, в определенной ситуации приватизация ведет к формированию нерациональной системы корпоративного управления, способствующего возникновению антирыночного поведения предприятий, что фактически и проявилось в России.

Объективный анализ функционирования переходной экономики показал, что вопреки распространенному мнению прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста нет. В большинстве постсоциалистических стран (прежде всего в Польше) наибольший экономический эффект был достигнут на этапе коммерциализации деятельности государственных предприятий, т.е. при наличии конкурентной среды, эффективной экономической политики и институциональных преобразований.

Следует подчеркнуть, что как хозяйственная практика стран с развитой рыночной экономикой, так и западная экономическая теория свидетельствовали о незначительном влиянии формы собственности на экономический рост и эффективность хозяйствования.

Обобщая 10-летний опыт рыночных преобразований в постсоциалистических странах, Дж. Стиглиц приходит к выводу, который непосредственно относится к российской действительности.

Так, некоторые уроки реформирования касаются самого политического процесса реформирования: «… группы интересов не просто находятся в гуще процесса реформы. Реформы способствуют возникновению новых политических сил. Ранние реформы в стиле «срывания низко висящих плодов» могут, и во многих случаях так и происходило, создавать новые группы интересов (часто связанные с реформаторами), которые затем используют свои возможности, чтобы заблокировать последующие реформы».

В условиях абсолютного сокращения национального дохода за последнее 10-летие более чем в 2 раза оставшаяся от разрухи половина производимого в России национального дохода оказалась присвоенной менее чем 8-10% населения страны. Пожалуй, это главный социальный итог экономических изменений в России, последствия которого оказывают и будут оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие России, выступающего сегодня объективно необходимым условием эффективного экономического роста.

Без подъема отечественного производства и его экономически эффективного развития, Россия не может выйти из системного кризиса, продолжить рыночные преобразования и создать условия для формирования социально ориентированной рыночной экономики.



5.2 Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2009 год
Период 2007-2009 годов является переходным в развитии российской экономики. Активизируется перестройка факторов экономического роста, сопровождаемая структурными сдвигами.

В прогнозном периоде ожидаются значительные изменения в соотношении факторов экономического роста — ослабление вклада нефтяных цен и увеличение вклада инновационной и инвестиционной компонент развития.

Вклад фактора внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно уменьшается: с 2,1 п.п. прироста ВВП в 2005 году до 1,7 п.п. прироста ВВП в 2006 году и 1,3 п.п. в 2009 году. Это обусловлено не только снижением мировых цен, но относительно невысокими темпами роста физических объемов экспорта нефти и сырья.[17]

В таких условиях темпы роста экономики могут упасть до 4,8-5,0% в 2008-2009 годах. Для преодоления этой тенденции необходимо, чтобы набрали силу новые факторы роста, связанные с диверсификацией экономики, повышением нормы накопления и уровня инновационной активности. Для выхода к 2010 году на параметры роста не ниже 5,9%, необходимо повышение вклада инновационной компоненты развития до уровня не менее 0,9 — 1 п.п. роста ВВП (против 0,6 п.п. в 2005 году), а инвестиционного фактора роста — до 2,2 п.п. ВВП.

Улучшение инвестиционного климата может придать в 2009 году импульс росту частных инвестиций. В результате усиления склонности российского бизнеса к инвестированию, притока частных и государственных инвестиций (включая государственно-частное партнерство) среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал в экономике составит от 7,9% до 10 %.[18]

Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличился с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году (второй вариант) в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства. В 2008-2009 годах расходы инвестиционного характера снизятся до 2,3-2,4 процентов ВВП.[19]

Эффективность инвестиционных расходов государства во многом определяется качеством целевых программ и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитие производственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новых технологий, наукоемких отраслей, таких как -атомная промышленность, авиационная промышленность, космический комплекс, судостроение и электронная промышленность.

В целом, общая динамика и эффективность инвестиций будет определяться инвестиционной активностью частных корпораций. Актуальным остается повышение нормы накопления основного капитала, которая в ближайшие годы (19-20% ВВП) по-прежнему будет значительно отставать от уровня, характерного для стран, проводящих активную технологическую модернизацию (не ниже 26-28% ВВП).

Существенным фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития.Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.

Общий вклад комплекса мер по стимулированию экономического роста, а также улучшения инвестиционного климата в повышение темпов экономического роста в 2007-2009 годах оценивается в среднем не менее чем в 1 п.п. дополнительного прироста ВВП.

В целом второй вариант прогноза в отличие от первого предполагает не только повышение общего уровня инвестиций и темпов роста экономики, но и значительное улучшение качества экономического роста.

Повышение качества экономического ростапроявляется:

Во-первых, в опережающих темпах роста обрабатывающих секторов и более активном изменении в их пользу структуры  инвестиций;

Во-вторых, в повышении доли экспорта машиностроительной продукции в общем объеме экспорта;

В-третьих, в более активном преодолении накопленного отставания в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.

Второй сценарий позволяет снизить зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Он предполагает формирование заделов в высокотехнологичных секторах, которые создают возможность ускорения роста в более долгосрочной перспективе.























































6. Экономический рост в зарубежных странах
В 2007 году мировые показатели экономического роста выросли до 3,8% — этот год был один из трех лучших после первого нефтяного шока. При этом 4,4% было зафиксировано в США, 2,6% — в Японии, 6,8% — в Азии, 5,7% — в Латинской Америке и даже 3,8% в Африке наперекор досужим суждениям о том, что этот континент обречен на экономический спад и бедность.[20] Но положение дел в Европе резко расходится с этой тенденцией. Европейский континент превратился в своего рода черную дыру развития, где экономический рост не превышает 2% по ЕС в целом и 1,8% по зоне евро. К тому же, уровень безработицы в Европе достигает 9%.

Европейское отставание может еще более усилиться — рост сократится до 1,2% против мирового показателя в 3,1%, до 3,9% в сравнении с США и 5,7% — с развивающимися странами. [21]Отчасти это результат ожидаемого замедления деловой активности из-за резкого повышения цен на сырье, вызванного стремительным азиатским экономическим ростом, а также ростом процентных ставок. Но в первую очередь выпадение Европы из списка лидеров объясняется массовой безработицей, прогрессирующей в результате демографического старения, отсутствия слаженной экономической политики в условиях разрозненности между различными экономическими институтами, отказа или отставания передовых стран зоны евро — Франции, Германии и Италии — в адаптации к принципам наукоемкой экономики, технологической революции и открытого общества.

«В этой хромающей Европе нельзя причесать всех под одну гребенку» — Н.Барве. Есть Европа, которая побеждает и проводит либеральные, социал-демократические или переходные реформы. А есть Европа, проигравшая это состязание, и эту ее часть, сомнительное лидерство в которой принадлежит Франции, приходится тащить на себе реформирующейся Европе.

Английское экономическое чудо, у истоков которого стояла Маргарет Тэтчер, превратившееся в «третий путь» Тони Блэра и Гордона Брауна, является символом либерального выбора, основанного на открытии страны, как для капиталов, так и для иммигрантов, ослаблении правил, ставке на деятельность, связанную с высокой добавленной стоимостью (как в финансовом, так и в промышленном секторе), переориентации государства социального благополучия на обеспечение комфортных условий работы, поиске путей повышения доходности государственной службы. Успех этой политики очевиден — экономический рост Великобритании сейчас составляет 3,2%, безработица — 4,6%, было создано более 300 000 предприятий, бюджетный дефицит и государственный долг сокращены соответственно до 2,9% и 35%, минимальная заработная плата с 1999 г. выросла на 40%. К тому же, Великобритания совершила настоящий научный прорыв — 11% наиболее часто цитируемых научных публикаций английские. [22]

Скандинавия является наглядным примером воплощения в жизнь новой социал-демократической модели. Благодаря сокращению своих государственных расходов до 10% ВВП за последние 10 лет Швеции удалось достичь экономического роста в 3,7%, снижения безработицы — до 6,4%, а государственного долга — до 51%. При этом она тратит на науку 4,1% ВВП.

Но самых впечатляющих успехов достигли новые страны — члены ЕС. Экономический рост там составил в 2004 г. в среднем 5%, в том числе 8,5% в Латвии, 6,7% — в Литве, 6,2% — в Эстонии, 5,3% — в Польше, по 4% — в Чехии и Словакии.[23] Это говорит об эффективности шоковой терапии, которая проводилась путем открытия рынков, либерализации, повышения гибкости условий труда и привлекательности территории (снижение налога на акционерные общества, введение персонифицированного налогообложения, основанного на пропорциональном налоге).

Разрыв между старой и новой Европой проходит не между Западом и Востоком, а между реформаторами и убежденными приверженцами сохранения статус-кво, объединяющимися вокруг Германии, Франции и Италии. Германия сейчас отдаляется от этой тройки — она решила встать на путь реформ, приняв Повестку дня-2010, уже приносящую свои плоды — положительный торговый баланс в 2004 г. составил 156 миллиардов евро. Неподвижную Европу теперь олицетворяют Италия, с ее экономическим ростом в 1,2% и резким сокращением доли в общем рынке до 3%, и Франция – «Титаник» зоны евро, где рост не превышает 2%, безработица достигает 10,1%, прирост числа получающих минимальную зарплату составил 9% в год, существует государственный (66% ВВП) и торговый дефицит (8 млрд. евро в 2004 г.).[24]

























7. Экономический рост в развивающихся странах




7.1 Азиатская модель развития
Что же такое «азиатская модель»? Почему именно там? Почему именно эти страны? Почему именно за последние 30 – 40 лет? Конечно, там 10-30 лет идут бурные споры, окончательный ответ не дан. В связи с тем, что они развиваются уже давно, экономисты сделали определенные выводы. Если сделать разбивку этих цифр – 9% роста — на определяющие факторы, оказывается, что темпы общей производительности, которая не связывается с ростом населения или с ростом капитала, достаточно солидные, но не более чем, скажем, в Европе или в Штатах: 1-2 % в году из общего роста можно приписать к производительности. Еще как бы 2 % — это рост населения и перераспределения населения, сельского хозяйства – таких отраслей, как промышленность и сервис. Все остальное, иногда больше 4-5% из общего роста – это просто голое накопление капитала. Почему в Штатах – 3-4 %, а в Латинской Америке – 4-5%, почему в Азии – 8-9%?[25]

Есть одно объяснение: на самом деле инвестировали намного больше. В Азии накопление капитала по темпу в три раза превышало темпы в Штатах, Европе, в два раза превышало до сих пор то, что принято в других развивающихся странах. Так что, если надо объяснить Азию, объяснить Китай, надо объяснить, чем вызвана эта огромная быстрая мобилизация капитала. Объясняя это, можно сказать, что азиатские страны, в том числе и Китай, много инвестирует, потому что они мало потребляют и национальная доля сбережений просто огромная. Если смотреть на Соединенные Штаты, то национальный валовой продукт в экономике меньше 10 % на сегодняшний день. Если посмотреть на Европу, данная цифра может колебаться от 18 до 20 %. Если взять Азию, то в период высокого роста эта цифра составит 35%. Сегодняшний Китай – от 45 до 50%. Это средства, которые не идут на потребление, а идут на огромные темпы инвестирования, накопления капитала, и всё. Больше сбережений – больше роста.[26]

Азиатской модели свойственны три фактора.

Первый – высокие доли сбережения в экономике и, тем самым, большие накопления.

Второй фактор – это ориентация на экспорт: ни одна из данных стран быстро не развивалась без очень высоких темпов экспорта. Почему экспорт? Во-первых, он позволяет нанять много людей – вытащить рабочую силу из сельского хозяйства, перераспределить в отрасли производства и услуг. Естественно, самый трудоемкий – это экспорт: одежда, обувь, мебель, электроника и т.д. – без этого просто такое перераспределение не сделаешь. Во-вторых, высокие темпы экспорта позволяют много импортировать, а если посмотреть на эти страны, там очень много импортированного: сырье, материалы, продукция машиностроения – этого они сами пока не могли делать, они все это брали за счет экспорта. Так что экспорт – второй фактор.

Третий фактор – это отсутствие демократии в перечисленных странах, начиная с Японии. Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия – ни одна из этих стран за весь период высокого роста не имела многопартийной демократии. Там идут, конечно, бурные споры: почему это так, чем это вызвано. Это можно толковать по-разному. Первое объяснение – демократия мешает расти. Например, Индия с 60-х годов до недавнего времени не могла достичь того, что достигла Восточная Азия только потому, что политический фактор (демократические выборы) мешал. Филиппины, Индонезия – та же ситуация.

Можно истолковать по-другому: тем, что слишком быстро развивались, и просто забыли про демократию, про либеральные взгляды, про политические вопросы, успокоились тем, что очень хорошо живут и экономика растет. В то же самое время в Филиппинах, в Индии очень низкие темпы роста – все озабочены другими вопросами: перераспределением ресурсов и т.д.

Следует отметить, что во всех удачных примерах высокого роста в Азии многопартийная система просто отсутствует. Она появилась намного позже, когда достигли достаточно стабильного уровня среднего класса, тогда они все начали быстро развивать демократию.

С другой стороны, стоит еще заметить, что во всех этих странах очень устойчивый и успешный политический строй, минимум коррупции (особенно так называемой произвольной), устойчивые институты, businessfriendlyenvironment– то есть коммерческая среда достаточно доброжелательно относилась к новым вливаниям капиталов; достаточно хорошо развито коммерческое право, гражданское право и.т.д.

Еще один вопрос, который касается всей Азии – это вклад государства в мобилизацию сбережений. Если без сбережений не инвестируешь, если без инвестиций не растешь – бывает ли так, что азиатские государственные институты способствовали этим сбережениям: может быть, искусственно понизив потребление, распределение и т.д.? Есть примеры (Корея, Япония), когда, действительно, правительство и государство очень сильно приложили руку к распределению ресурсов, мобилизации сбережений. Но в то же самое время Таиланд, Сингапур, Гонконг, Тайвань – примеры противоположные: это достаточно либеральные экономические строи, где правительства сводили свои вмешательства к минимуму. Поэтому нельзя сказать, что успешный рост в Азии объясняется только успешной государственной политикой – тут множество факторов: культурные, исторические, демографические – очень большую роль играли в мобилизации сбережений.

7.2  Причины и факторы экономического роста в Китае
Если смотреть на сегодняшний Китай, то за 2005-2007 гг. темп реального роста ВВП выше 10%. Это впечатляюще, если смотреть на прошлые 20 лет — средний годовой темп – 9,5 – 9,7%. В этом отношении Китай является современным рекордсменом: по сегодняшней статистике нет такой страны, которая на протяжении 20 – 30 лет достигла средневзвешенного темпа реального роста свыше 10%.[27]

Это пример успешной в этом плане экономики. Но не стоит забывать, что Китай не единственная страна данного региона. Если стоять на восточном побережье Китая и кидать камни – попадешь в другую страну, в течение 20 – 30 лет достигшую почти тех же успехов, тех же темпов роста. Не следует забывать, конечно, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию – они все в течение трех десятилетий приблизились к 9% реального роста ВВП. Так что, с одной стороны, Китай – это удачный пример, а с другой – это просто последний пример азиатских высоких темпов развития. Следует сделать сравнение того, что было в начале реформенного периода (конец 70-х – 80-е гг.) с Китаем, который существует сейчас. 25 лет назад мы видели классический социалистический строй экономики и общества.   

Почти вся экономика государственная: колхозы, сфера услуг и производства, мануфактуры, промышленность – почти все в руках правительства (примерно 85 — 90%). Прибыль распределялась только правительством. Все предприятия – только бюджетные. Это знакомая тема для российских экономистов. Самостоятельно не могли распределять ресурсы. Цены все назначались государством на федеральном и на местном уровне. Очень трудно было частной  собственности конкурировать: свободного входа в экономику не было, не давали самостоятельно развиваться.

Выхода тоже не было: убыточное предприятие охотно субсидировали, шло перераспределение, никто не закрывался в этот период; банковские займы и кредитование – только по распределению центральных или местных органов, пятилетки существовали во всех подробностях; инвестирование и новое строительство – только по распоряжению правительства. Это классический вариант, и 25 – 30 лет назад это все было.

Теперь о том, что есть в Китае сейчас (в конце этого десятилетия). Госпредприятий, конечно, еще очень много, их десятки тысяч, но они уже не составляют 80 – 90% экономики – они составляют 25 – 30%. [28]Остальное – это либо приватизированные, либо псевдоприватизированные предприятия с достаточно большой долей частной собственности, либо просто это частная экономика, которая развивается в течение 20 лет. Почти все сельское хозяйство в частных руках, причем давно. Значительная часть тяжелой промышленности существует как госпредприятия. Легкая промышленность почти вся в руках либо частных владельцев, либо иностранцев. То же самое – в сфере мелких услуг (рестораны, легковой транспорт и т.д.)

      Следующее: прибыль уже распределяется только предприятиями, государство уже не играет роли – оно собирает налоги, а все остальное делают самостоятельно бухгалтерии предприятий. Цены почти не назначаются в Китае государством. Энергетика – да: газ, нефть, электричество, местные городские услуги. Все остальное (если говорить об обычных товарах, обычных услугах) уже определяется рынком, а не государством.

      Свободный вход в экономику Китай открыл не только для своих, но и для иностранцев. Сегодня почти в каждую отрасль не только можно вложить средства, но это охотно и делают, причем конкуренция не только со стороны частной собственности и иностранцев, но и со стороны госпредприятий. Если рассматривать Индонезию, Филиппины, Бразилию – там все по старой схеме: 1-2 больших агрегата, которые перерабатывают нефть, 1-2 большие авиалинии, единая сеть производства электричества, сталь – 3 больших завода – очень монополизированная среда, свойственная для развивающихся рынков. В Китае – ничего подобного. Там 20 авиалиний, все государственные, но жестко конкурируют друг с другом, причем без субсидий от правительства. Стальных заводов – чуть ли не тысячи. Производителей электричества – десятки. В сфере тклекоммуникаций – тоже большая конкуренция, множество фирм. Монополизации вообще нет в Китае. Один-единственный пример того, что еще не подлежит конкуренции – это железная дорога. В следующем году они приватизируют и ее и разобьют на части.

       Что касается выхода, то в 80-е даже не смотрели на экономические результаты: если вы убыточны – пожалуйста, субсидируем, дадим, разберемся. В середине 90-х этого уже не было. Известна статистика: с 1996 по 2001год в Китае было закрыто десятки тысяч госпредприятий, уволили в течение пяти лет чуть ли не 30 000 000 государственных рабочий.[29] Конечно, в процентном отношении это в Китае не половина всей рабочей силы, но все-таки 30 000 000 – это больше, чем работает во всей Корее. И они все ушли в частный сектор, рабочих не устраивало на новую работу государство. С тех пор всем предельно ясно: реально убыточное предприятие сразу подлежит закрытию и распродаже.

       Формальных субсидий крайне мало в Китае. Если говорить о формальных бюджетных субсидиях – они только в двух отраслях: в энергетике, где потребительские цены на нефть чуть ниже мировых; и сельское хозяйство, где до сих пор помогают частным фермерам. И все, больше средств не выдаётся. Банковские займы, кредитование идет по рыночному принципы, очень мало что идет по указу.

Вообще изменилась вся система перераспределения ресурсов. Если 20 – 30 лет назад пятилетний план выглядел как книга, то на сегодняшний день это «маленький документик», который излагает лишь общие параметры макроэкономики. Уже нет отраслевых балансов, уже нет обязательных планов. Даже самые крупные инвестиционные отраслевые проекты сейчас не подлежат согласованию ни на центральном, ни на местном уровне.

Китай, по сути, с политической стороны является до сих пор авторитарным, социалистическим по своему направлению взглядов. Но если смотреть на экономику, следов социалистической системы почти не осталось. Если говорить о ресурсах, которыми владеет или которые контролирует правительство, то налоговый сбор, вообще бюджетные ассигнации, которые идут в пользу государства, намного меньше по отношению к ВВП, чем в России, не говоря уже о Штатах или о Европе. Чуть ли не 18% ВВП – бюджетные ассигнации, бюджетные инвестиции. Для развивающихся стран это крайне мало.[30]

Главные проблемы в Китае – это не отсутствие конкуренции, не искажения в экономике, это, наоборот, изобилие конкуренции. Там сбережение составляет 50% ВВП. Капиталов просто слишком много, финансирование на каждом углу. Все, кто занимается бизнесом в Китае, в отличие, скажем, от России, от Латинской Америки и т.д., жалуются лишь на одно: как только появляется прибыль — сразу 10, 20, 100 конкурентов появляются, которые эту прибыль съедают, и мгновенно эта возможность исчезает.

Так что в Китае своеобразная экономика. Но  это отнюдь не контролируемая экономика и отнюдь не социалистическая. Этим во многом объясняется, почему Китай так успешно развивался и развивается до сих пор. Дело в жесткой государственной политике, в подходе к перераспределению ресурсов, и, наоборот, жесткий отход государства от назначения directions, целей, источников.

                      

7.3 Современный экономический рост в Индии

 

Недавно многие говорили об Индии как о стране слонов, заклинателей змей, факиров и йогов. И не заметили, что почти “вдруг” она добилась немалых успехов в сфере высоких технологий и стабильно демонстрирует высокие темпы роста ВВП, обгоняя в иные годы (например, в 2003 году) такого азиатского лидера, как Китай. Сегодня эта страна входит в число десяти наиболее быстро растущих экономик мира, что может позволить ей при сохранении нынешних темпов развития через 10—15 лет переместиться с четвертого места в мире по объему ВВП  на третье.

Индия конца XX— начала XXIвека выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Ничего удивительного в этом нет. Страна с населением в миллиард человек должна думать о себе крупномасштабно. Впрочем, для реализации этих идей у нее были созданы достаточно мощные предпосылки. Появились 300-миллионный средний класс, огромная армия людей интеллектуального труда, получивших хорошее образование, как в самой Индии, так и за рубежом. Нынешняя Индия — это молодая энергичная страна, где более половины населения — люди до 30 лет. Это огромный ресурс для ее дальнейшего развития, и в этом преимущество перед многими “стареющими” странами Запада и Востока. Нынешний рост населения составляет 1,8 процента ежегодно и имеет устойчивую тенденцию к снижению. И, тем не менее, к 2010 году население страны может увеличиться до 1,2 млрд. человек.[31]

Главным инструментом в достижении вышеназванных целей стала смешанная экономика, которая сочетает в себе государственное регулирование и развитие частного сектора. Начатая в 1991 году реформа, направленная на либерализацию и открытость экономики, была подготовлена всем предыдущим развитием и позволила Индии еще больше укрепить экономический потенциал. Приватизация крупных государственных предприятий проводилась открыто, после тщательного обсуждения в парламенте. Она не привела к демонтажу базовых структур государственного сектора экономики, включая планирование. Государственные предприятия, приносящие прибыль, не приватизировались. Проводилась работа по повышению их эффективности и адаптации к рынку. Для поддержки государственных предприятий используется часть валютных резервов страны, достигших к началу 2005 года 130 млрд. долларов.Средства, полученные от продажи акций государственных предприятий, направляются в Национальный инвестиционный фонд, средства которого используются как на социальные цели, так и на инвестиции в производство.

В то же время государство создает и благоприятный климат для частных инвестиций, включая иностранные. Последние получают льготы в сфере инфраструктуры, высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей. Но основная доля инвестиций обеспечивается за счет сбережений внутри страны. Отсюда одним из главных направлений стратегии правительства является повышение эффективности как государственного, так и частного секторов.

Развитие частного предпринимательства в Индии происходит в основном за счет стимулирования новых частных капиталовложений в реальном секторе экономики. Все это привело к тому, что в последние четыре года среднегодовой темп роста ВВП составлял в среднем 6,3 процента. [32]

Особое внимание уделяется развитию образования, расходы на которое планируется в ближайшее время увеличить до 6 процентов ВВП.

Ускорению темпов экономического роста способствует наметившийся в последние годы рост потребления населением особенно товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, кондиционеров и т. п.), покупки которых в 2004 году почти утроились по сравнению с предыдущим годом.

Одним из факторов макроэкономического роста явилось развитие сельского хозяйства, которое занимает центральное место в решении проблем занятости, уменьшения бедности, обеспечения продовольственной безопасности. Планируется существенно увеличить государственные инвестиции в развитие ирригации, сельской инфраструктуры, в ближайшие три года удвоить кредит на селе, в том числе для мелких и беднейших фермеров, обеспечить защиту крестьян от импорта. Реализуется задача по расширению поддерживаемой государством кооперативной системы.

Развитию страны способствует и целенаправленная стратегия индийского государства в сфере внешней торговли. Прилагаются значительные усилия по расширению производства на экспорт. В индийском экспорте преобладают изделия обрабатывающей промышленности, в том числе текстильные и ювелирные, продукция машиностроения и химии. Их доля в стоимости экспорта составляет более трех четвертей. Хорошие перспективы существуют для индийского экспорта информационных услуг. Они определяются наличием большого числа квалифицированных специалистов в области программного обеспечения, относительной дешевизной предоставляемых ими услуг и быстрым расширением мирового рынка в этой сфере. Индийская отрасль программного обеспечения является самой быстро растущей в мире (18,5 процента мирового рынка). К 2010 году индийский экспорт информационных услуг может превысить 50 млрд. долларов.[33] Достижения в этой области дадут импульс развитию конкурентных преимуществ и в других сферах, включая ряд отраслей машиностроения и научных исследований, особенно биотехнологии, медицины, фармацевтики и сельского хозяйства.

Нельзя не сказать и еще об одном факторе успешного развития Индии. Ее экономика развивается в условиях политической стабильности. Страна придерживается принципов демократии, секуляризма, социальной справедливости. Демократия глубоко укоренилась в индийском обществе, что обеспечивает его эволюционное развитие, без шараханий и потрясений. Индия позиционирует себя как будущая великая держава. Она наращивает свое региональное и глобальное влияние и, совершая прорыв в экономике и технологии, может на наших глазах стать важным фактором в новом стратегическом соотношении сил в Азии и мире.

7 декабря 2008 года состоялась поездка Президента Российской Федерации в Индию.

Итоги переговоров.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова сотрудничать с Индией в области борьбы с терроризмом.Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали ряд новых соглашения 7 декабря 2008 года в Нью-Дели. Манмохан Сингх заявил, что эти договоренности «стали новой вехой» в российско-индийских отношениях. Группа стран-поставщиков ядерного топлива в составе 45 государств, контролирующих торговлю ядерными материалами в мире, в этом году отменила эмбарго, введенное против Индии тридцать четыре года назад. После этого Индия активизировала заключение двусторонних соглашений по ядерному сотрудничеству с различными государствами. Индия также подписала соглашения о ядерном сотрудничестве с Францией и Соединенными Штатами.Стороны заявили, что российско-индийское соглашение о сотрудничестве в области освоения космического пространства предусматривает, что в 2015 году Индия осуществит запуск в космос пилотируемого космического корабля.До приезда в Индию президент Медведев заявил, что Россия готова помочь Индии в расследовании терактов, совершенных на прошлой неделе в Мумбаи, а также в борьбе с терроризмом во всем мире. Он также отметил, что Россия готова расширить военное сотрудничество с Индией.[34]








































Заключение.

Итак, благодаря проведённым исследованиям, мы можем сделать следующие заключения:

1.        Экономический рост- это увеличение реального ВВП при полной занятости в результате расширения производственного потенциала страны за определённый период времени. Темпы экономического роста вычисляются в темпах прироста реального ВВП в процентном выражении.

2.        Рост объёма производства, происходящий за счёт расширенного использования капитала, труда и природных ресурсов, называется экстенсивным экономическим ростом. Рост ВВП, возникающий за счёт улучшения качества факторов производства, т.е. за счёт увеличения их производительности, называется интенсивным экономическим ростом.

3.        Факторы экономического роста – труд L, капитал K, земельные и другие природные ресурсы N. Их воздействие на объём совокупного продукта описывается с помощью производственной функции  Y= f(L,K,N). Важным внешним фактором, стимулирующим экономический рост, является технический процесс, который и реализуется в экономическом росте интенсивного типа.

4.        Важный инструмент исследования экономического роста и его факторов – производственная функция Кобба-Дугласа



5.        Неоклассическая модель Р. Солоу — базовая модель современных теорий экономического роста. Она показывает возможность равновесного экономического роста при полной занятости и полном использовании производственных мощностей, а также устойчивость экономического, т.е. способность экономической системы возвращаться к траектории сбалансированного развития при помощи внутренних рыночных механизмов саморегулирования.

6.         Одна из центральных проблем современных теорий экономического роста – насколько экономический рост является экзогенным или эндогенным. Наиболее известная модель эндогенного экономического роста – модель Мэнкью – Ромера — Уэйла. Данная модель представляет собой модификацию базовых моделей Кобба – Дугласа и  Солоу с учётом фактора человеческого капитала.

7.        При рассмотрении «новой экономики» речь идёт о качественных изменениях отдельных параметров экономики как с точки зрения основных принципов её функционирования, так с точки зрения возможностей её дальнейшего развития. В целом происходит смещение внимания от материально – вещественных ресурсов к ресурсам интеллектуального и информационного характера

8.        При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может  восполняться ежегодно и на  следующий год темп роста будет такой же. Экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических отношений он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития — интенсивного.

9.        Успех развивающихся стран в последние годы основан на «Азиатской модели развития», которая, в свою очередь, основана на трёх основных принципах:

Первый принцип — Высокие доли сбережения в экономике и, как следствие, большие накопления.

Второй принцип — Ориентация на экспорт.

Третий — Отсутствие многопартийной демократии на начальном этапе развития и, вместе с этим, устойчивый политический строй, развитое коммерческое право, гражданское право и т.п.

10. Сохранить макроэкономическую стабильность, не допустить дефицита бюджета в среднесрочной перспективе и поддержать рейтинг страны (или даже добиться его повышения) — вот основные задачи макроэкономической политики правительства. Для обеспечения высоких темпов роста российским компаниям потребуется все более активно привлекать заемный капитал из-за рубежа и государству нужно сделать все для улучшения условий заимствований частным сектором, особенно с учетом ожидаемого дальнейшего роста процентных ставок на мировом рынке.
Списокиспользованной литературы:
1.  Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. –М.: АСА,2007- 848 с.

2.  Экономическая теория: Учебник/ под ред. Борисова Е.Ф. –М.,1990

3.  Основы экономического анализа / Издательство Удмурского университета, Ижевск,1996

4.  Всемирный банк. Государство в меняющемся мире. Отчёт о мировом развитии,1997. -300с.

5.  Солоу Р. Перспективы теории роста.//Мировая экономика и международные отношения,1996.-№8 С.75

6.  Столерю Л. Равновесие и экономический рост.//Статистика,1974. С.331

7.  Юрлов Ф.Индия: Экономический рост зависит не от факиров и заклинателей змей, 2007.

8.  Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России. //Российский экономический журнал, № 5, 2003

9.  Рабочая группа Национального экономического совета. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы.//Российский экономический журнал № 3, 2003.

10.       Федеральная Служба Государственной Статистики – www.fsgs.ru

11.       Фондовый рынок — www.nastaq.com

12.       «Голос Америки» — www.voanews.com

13.       Публичные лекции — www.polit.ru

14.       Grossman G., Helpman E.Innovation and Growth in the world Economy// Cambridge MIT Press,1991

15.       BavreN. Европа- больной субъект мировой экономики// LaPoint,2008.

16.       Jonathan A.The Five Great Myths About China and the World,2005.

                                                                                                                                                   
    
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Logic
Реферат Аграрная политика россии в современных экономических условиях соколова И. А. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Реферат Голландия географическое, экономическое и культурное положение страны
Реферат Формирование портфеля заказов фирмы на основе маркетинговой стратегии в АО "УАЗ"
Реферат Биография Генри Джон Темпл, лорд Пальмерстон
Реферат Сказание о Сиавуше
Реферат Графен. Физические и химические свойства
Реферат Информационное обеспечение исследовательской работы
Реферат Основные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ
Реферат Vi международная научно-практическая конференция "Уроки истории. Великая Отечественная и Вторая мировая войны,история России и Мира XX-XI веков"    22-23 марта 2012 г. Санкт-Петербург, Россия Если e-mail отображается некорректно
Реферат Book Review Essay Research Paper Animal Farmby
Реферат Анализ финансового состояния и резервов роста компании
Реферат Развитие российского экологического права
Реферат Уткин ИП
Реферат Пространственная организация текста в поэме А. Ахматовой "Без героя"