В. Нечаева
Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи,иначе — образ природы в художественном произведении (слово П. происходит отфранцузского pays — страна, местность). Из области пространственных искусствтермин «П.» перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к П.со стороны формальной и эстетической, конечно не могли дать удовлетворительногообъяснения как причине появления интереса к П., так и характеру изменений в еготрактовке. Они рассматривали П. как нечто оторванное от человеческого обществаи изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой«заинтересованности» в изображаемом. Однако П., как всякая другая живопись,теснейшим образом связан с теми социально-историческими условиями, в которых онсоздавался. «Представления, создаваемые себе индивидами, — говорит Маркс, —суть представления либо насчет их отношения к природе, либо насчет их отношениядруг к другу, либо насчет их собственных свойств». П. является отношением кприроде в литературе, и поскольку человеческие отношения — отношения классовые,постольку и П. выступает в каждом художественном произведении, творчестве,стиле как классовое отношение к природе.
В то время как в живописи П. в ряде случаев имеетсамостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературеП. обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в нейспецифическое для данного классового стиля место и характеризуясьспецифическими для данного стиля особенностями. Отсюда — различное качество П.в различных литературных стилях. Так напр., в поэме Гомера, в русском былинномэпосе, в средневековой повести развернутые описания природы отсутствуют, а теее явления, которые по ходу действия должны служить фоном для героев,изображаются при помощи условных повторяющихся эпитетов, иногда оченьвыразительных, метких, но мало индивидуальных, напр. «светлоструйные ключи»,«кровавые зори» и «синие молнии» («Слово о полку Игореве»). Элементыразвернутого пейзажа иногда можно встретить лишь в сравнениях, когда описаниеявления природы нужно для уподобления ему действия или состояния героев, напр.:«Словно как мак в цветнике наклоняет на бок головку, пышный, плодом отягченныйи крупною влагой весенней, так он голову на бок склонил, отягченную шлемом»(«Илиада», песнь VIII). Такие же элементы П. в сравнениях (часто построенных сотрицанием) встречаются в русском народном эпосе и лирике. Уже в «Одиссее» П.начинает приобретать большее значение, чем в «Илиаде» (см. напр. описание садаАлкиноя, песнь VII), a в позднейшей греческой поэзии возникают жанры, где привсей ничтожности количественного объема П. качественно он приобретает большойвес и значение: такова «буколическая» поэзия, идиллии Феокрита, в которыхизображение сельского пейзажа и быта входит как основной необходимый элемент впроизведениие. То же надо сказать о поздней римской литературе, знающейспециальные «описательные поэмы». Крупнейшим произведением этого рода были«Георгики» Вергилия — дидактическая поэма о сельском хозяйстве, в которойавтор, набрасывая яркие картины идиллически стилизованной сельской жизни,отражал запросы императорского режима, заинтересованного в подъеме сельскогохозяйства Италии, сильно пострадавшего во время гражданских войн. В XVI веке иособенно в XVII, сначала в Италии, а потом и по всей Европе, в связи с подъемомдворянско-аристократической культуры, прославлявшей «утехи бытия» на лонепоместной «идиллии», наблюдается расцвет идиллической и «», делающей своимобъектом сельскую жизнь, природу, ее окружающую. С этого времени пейзажпостоянно встречается в произведениях разных стилей, которые развиваются, живути умирают в течение XVIII—XIX веков в европейской литературе, причем характерпейзажа, определяясь характером стиля, приобретает свое функциональноесвоеобразие в каждом данном случае. Иллюстрируем эти утверждения примерами,взятыми из русской литературы XVIII—XX вв.
В так наз. классической придворной поэзии XVIII в. —одах и героических поэмах по преимуществу — образ природы занимаетнезначительное место, внимание поэта сосредоточено на прославлениипредставителей своего класса, на монументальных образах царей, полководцев и т.п. П. большей частью выступает в качестве фона для портрета того героя или длятого события, которое воспевается поэтом; причем он берется в тех жемонументальных и величавых тонах, подчеркивая эти же стороны в образах, фономдля которых он служит.
В соответствии с общим барочным характером оды, еевысокопарностью, риторичностью, гиперболизмом, и П. отличается всеми этимичертами и обычно представляет описание эффектного или величавого явленияприроды, вполне отвечающего намерению автора в возвышенном тоне изобразитьсобытие или героя. Характер фона, т. е. П., вытекает из художественногозадания, тенденции автора. Таков в русской литературе П. у Сумарокова,Ломоносова, Державина («На взятие Измаила», «Описание Потемкинского праздника»и др.).
Совершенно иными чертами рисуется более поздний П. впоэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма вконце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянскиеписатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка,все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру ипротивопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков икрестьян.
Образ природы приобретает у них большоесамостоятельное и функциональное значение, несет в себе большое идейное(реакционное по существу) содержание, т. к. через него автор выражает любимуюантитезу город — деревня, служащую для раскрытия основных идейных тенденций (см.«Обуховку» Капниста, стихи позднего Державина («Евгению. Жизнь Званская»),стихи Ив. Долгорукова и др.).
В прозе сентименталистов, в «сельской» повести, вмногочисленных «путешествиях» (излюбленном жанре школы Карамзина) П. играетсамую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающихдействительность образов, П. в литературе сентименталистов имеет слащавый,прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образамиблагоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающейрост буржуазной идеологии (Радищев, Новиков, Чулков и др.), П. принимает совершенноиной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплоатациюкрепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.
Оппозиционная настроенность растущей буржуазии поотношению к устарелым общественным отношениям, задерживающим ее дальнейшееразвитие, выразилась в литературе, политически так или иначе связанной сдекабризмом. Протест против официальной России, проникающий русскиеромантические поэмы и лирику, окрасил собой и П. Пейзаж в романтическомпроизведении имеет уже совершенно иное значение, чем П. у сентименталистов. П.романтиков призывает не любоваться усадебной «пейзанской» природой, а служитсредством выражения бурных страстей романтика. Отсюда например русскийбайронический П. с неукротимой дикой стихией на первом плане (море, мрачныегоры, пустыни), гармонирующий с переживаниями романтического героя. Отсюда иэкзотический П. (также связанный с влиянием Байрона), который у русских поэтовразвертывается преимущественно на Кавказе. П. используется романтиками и дляутверждения идеи непокорности, стремления к свободе и т. п. и как фон длядействия героя, созвучный его характеру и потому способствующий лучшемупониманию человеческих образов произведения. В некоторых случаях мы имеем П.,контрастирующий по сравнению с героем, и тогда задача контраста — еще болееоттенить, подчеркнуть состояние героя. Примером «созвучного» романтического П.может служить величавый фон Кавказа в «Демоне» Лермонтова, примеромконтрастного — мягкие очертания южных степей, на фоне которых вырисовываетсямятежная фигура Алеко («Цыгане» Пушкина). В романтической лирике часто можновстретить произведения, для которых П. является и основной темой, вполневыражающей основную тенденцию романтического стиля при отсутствии героя исюжета, как например «Парус» Лермонтова.
С постепенным снижением романтизма вбуржуазно-дворянской литературе 30—60-х гг. П. изменяет свой характер и своеназначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи Тургенева, Л.Толстого, Фета и второстепенных писателей (Аксакова, Григоровича и др.) несутчрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этихавторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскомупоместному П., сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостнойдеревни и некоторая идеализация сельского фона, на котором они показывают своихгероев.
Рядом с «идеализирующим» реализмом деревенского П.писателей буржуазно-дворянского лагеря появляется вырастающий из натурализмареализм писателей, близких к революционной демократии 60-х гг., и позднеенародников. Создавая деревенский П. писатели-демократы не только не смакуют ине идеализируют его, а с особой охотой обнажают его неприглядные стороны,устанавливая тесную связь между ним и экономическим бытом населения (Решетников— «Подлиповцы», Н. Успенский и др.). Реалистический П. народников являетсяодним из существенных средств в их художественном арсенале, помогает им вкритике общественного строя. С развитием буржуазно-демократической литературыдеревенский П. все чаще оттесняется описанием города, которое по аналогииобозначается как П. городской. Большой промышленный город как центркапиталистической культуры делается предметом изучения писателей и находит своевнешнее отображение в их творчестве. Некрасов, Достоевский и др. расширяютфункции городского П. от простого фона до показа через П. социальногонеравенства, гнета капитализма, страданий мелкой буржуазии, пролетариата и т.д. С увеличивающимся значением крупных промышленных центров в конце XIX иначале XX вв. растет и диференцируется городской П. в литературе. В творчествепредставителей буржуазно-дворянской литературы городской П. принимаетсимволический характер. Он выявляет страх представителей деградирующихсоциальных групп перед тем будущим, которое несет им современный город. Сдругой стороны, тот же рост капитализма вызывает тягу к «природе», чтовыражается в литературе появлением П. экзотического характера илистилизованного в старинном «усадебном» или «крестьянском» духе. Эти пейзажи знаменовалисобой стремление бежать от современности в прошлое, в вымышленный мир отнепринимаемой действительности и т. п. Своеобразным отражениемимпериалистических тенденций русской буржуазии являлся П. у акмеистов(Гумилев), дававшийся в плане колониальной экзотики.
В пролетарской литературе на различных этапах ееразвития П. занимает различное место. До революции 1905 у передовыхпредставителей пролетарской литературы (М. Горький) он имел гл. обр.романтический характер, резко противопоставлял силу и мощь свободной природыподавленному и угнетенному человеку («Макар Чудра», «Рассказ старухиИзергиль»); сила и мощь бурного моря, вихря и т. п. используются длясимволических образов борьбы, революции («Песня о Соколе», «Буревестник»). Уписателей, отражающих еще более или менее отсталые настроения частипролетариата, близкой еще к пауперизованной деревне (Нечаев, Поступаев и др.),П. имеет иной характер: безотрадному положению рабочего на заводе в городепротивопоставляется идеализированная жизнь в деревне: «Увела нас нуждабезысходная от раздолья родимых полей, Оковала нас в цепи холодные у фабричныхкотлов и печей» (Поступаев). Отсюда своеобразие П., выполнявшего функциюпротеста против капитализма, но в то же время идеализировавшего деревню в силустихийности, «зачаточной сознательности» самого этого протеста.
По мере роста революционного движения и ростаиндустриального пролетариата внимание пролетарских писателей переносится нагород: не отказываясь вполне от деревенского П., пролетарская лит-pa создает впротивовес символистическому и акмеистическому городскому П.(эстетизированному, асоциальному) реалистический городской П., рисующий рабочиеокраины, заводскую обстановку и т. п. («Мать» М. Горького и др.). Впроизведениях крестьянских писателей дается деревенский П., имеющий взначительной мере натуралистический характер и резко противостоящийрелигиозно-мистическому деревенскому П. буржуазных, дворянских и кулацких(Клюев, Есенин) писателей.
После Октября П. получает значительное развитие впосвященных гражданской войне произведениях советской литературы (В. Иванов,Фадеев и др.). В то же время у писателей или в произведениях, отражающих впериод нэпа чуждые идеологические влияния, деревенский П. является одной изформ противопоставления деревни городу («Тайное тайных» В. Иванова,«Трансвааль» Федина, позднее «Выхваль» Сейфуллиной, «Дикольче» Шишкова и др.).Наоборот, правдивый показ классовой борьбы в деревне и качественно инойдеревенский П. даются крестьянскими и пролетарскими писателями (Горбунов, Замойский,Шолохов, Панферов). Первоначально П. в пролетарской литературе занималнезначительное место в связи с исключительным вниманием, которое она совершенноестественно отводила не фону, а «большой фигуре» — герою и массам в ихдействии. Однако в последние годы, с развитием социалистического строительства,пейзаж начал приобретать большое значение в пролетарском искусстве. Онвыступает в новом виде П. производственного, индустриального, идейно тесносвязанного с пафосом эпохи. Показывая природу как объект человеческойдеятельности, индустриальный П. становится неотъемлемой принадлежностьюпролетарской литературы. По мере роста колхозного строительства П. в советской литературе,отражающей новую социалистическую деревню, развитие социалистической техники, новыеформы социалистического труда, подымается на качественно новую высшую ступенькак П. искусства социалистического реализма.
Отсюда многообразие и разносторонность П. всоциалистической литературе, раскрытие его в связи с трудовыми процессами,социалистической техникой, колхозным строительством и т. д. П. в «Поднятойцелине» Шолохова, «Энергии» Гладкова, «Брусках» Панферова, «Трагедийной ночи»Безыменского и т. д. выступает следовательно в новом качестве как пейзажсоциалистический, насыщенный пафосом строительства, радостногосоциалистического труда.
Теория и история литературного П. не имеет специальнойлитературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк П.иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанныехарактеристики П. разных стилей. В монографиях, посвященных отдельнымписателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие П. данногописателя, напр. о байроническом П.
Список литературы
Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924, о пейзажеГоголя — Мандельштам И., О характере гоголевского стиля, Гельсингфорс, 1902, иПереверзев В. Ф., Творчество Гоголя, Ив.-Вознесенск, 1926
Арсеньев К., Пейзаж в современном русском романе, «ВестникЕвропы», 1885, V (перепечатано в книге его «Критические этюды по русскойлитературе», т. II, СПБ, 1888)
Анненский И. Ф., Об эстетическом отношении Лермонтовак природе, «Русская школа», 1891, XII
Гольцев В., Дети и природа в произведениях Короленко иЧехова, М., 1904
Саводник В., Чувства природы в поэзии Пушкина,Лермонтова и Тютчева, М., 1911
Багрий Анна, Изображение природы в произведенияхТургенева (по поводу книги H. T. Salonen’}а, Die Landschaft bei Turgenev),«Русский филологический вестник», 1916, I—II (и отд. отт.)
Гроссман Л. П., Проблема реализма у Достоевского,«Вестник Европы», 1917, II
Шувалов С. В., Природа в творчестве Тургенева, сб.«Творчество Тургенева», М., 1920
Азадовский М., Сибирский пейзаж в творчествеКороленко, «Дело» (Чита), 1922, № 22
Белецкий А., В мастерской художника слова, «Вопросытеории и психологии творчества», под ред. Б. Лезина, том VIII, Харьков, 1923(гл. VI)
Гроссман Л., Поэтика Достоевского, Москва, 1925
Смолич Юрий, «Nature morte» у художій літературі,«Вапліте», 1927, IV
Перцов В., Какая была погода в эпоху гражданскойвойны, «Новый Леф», 1927, VII
Никольская К., К вопросу о пейзаже древне-русскойлитературы (Несколько описаний весны), в книге «Сборник статей в честь акад. А.И. Соболевского», Л., 1928
Добрынин М. К., Пейзаж в творчестве И. С. Никитина,«Литература и марксизм», 1929, III. Для параллельного изучения истории П.живописного и литературного см.: Бизе Альфред, Историческое развитие чувстваприроды, перев. Д. Коробчевского, СПБ, 1890
Бенуа Ал., История живописи всех времен и народов, т. I — Пейзажнаяживопись, СПБ, 1912
Biese A., Das Naturgefühl im Wandelder Zeiten, Lpz., 1926
Kammerer F., Zur Geschichte d.Landschaftsgefühls im frühen 18 Jahrh., Berlin, 1909
Mornet, Le sentiment de la nature en Francede J. J. Rousseau à Bernardin de Saint-Pierre, essai sur les rapports dela littérature et de mœurs, P., 1907
Dauzat A., Le sentiment de la nature et sonexpression artistique, P., 1914
Ditchy Y. K., La mer dans l’œuvrelittéraire de V. Hugo, P., 1925.
Плеханов Г. В., Об искусстве. Французскаядраматическая литература и французская живопись XVIII в. с точки зрениясоциологии, Сочинения, т. XIV, М., 1925
Его же, Пролетарское движение и буржуазное искусство,там же, т. XIV
Гаузенштейн В., Опыт социологии изобразительныхискусств, М., 1924
Фриче В. М., Социология искусства, Гиз, М., 1926(специальная глава «Пейзаж»).
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта feb-web.ru/