Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Основные понятия словообразования

Словообразование один из компонентов общей системы языка,является одним из важнейших источников пополнения лексического запасафранцузского языка.
Учение о словообразовании в настоящее время представляет собойсамостоятельный раздел языкознания. Группа лингвистов предлагает различать внауке о языке «…такие разделы, которые не находят прямого соответствия в уровневомчленении языка. Подобным важным отделом лингвистики, который изучает особуюподсистему языка, бытующую внутри глобальной языковой системы, но не образующуювместе с тем отдельного уровня в ее строении, является словообразование».
Имеющиеся общие исследования словообразования, в частности вофранцузском языке, ставят целью описание инвентаря словообразовательных моделейи типов, средств словообразования и их функции. При этом, конечно, более илименее ясно прорисовываются теоретические концепции авторов и представляемых имилингвистических направлений. Если в научных исследованиях XIXвека и первой половины XX века доминировалоисторическое направление, то современные работы стремятся прежде всего ксинхронному описанию словообразования современного французского языка.
Для того, чтобы знать, как образуются новые слова вофранцузском языке, необходимо предварительно ознакомиться с некоторымиважнейшими понятиями словообразования.
Итак, рассмотрим глагол acheterи образованное от него существительное acheteur.Можно сказать, что глагол acheter исуществительное acheteur связаны друг с другомсловообразовательными отношениями. Глагол acheter и существительное acheteurимеют общую производящую основу, то есть они соотносятся друг с другомфонетически и семантически: acheter – покупать;acheteur – покупатель.
Всякое производное слово в языке мотивировано, то есть можетбыть объяснено внутри данного языка словом с которым оно соотносится всловообразовательном отношении. Так, существительное cheteurмотивировано глаголом acheter, и, стало быть,значение глагола acheter суффикса действующеголица  -eur мы можем определить значениесуществительного acheteur.
Аналогично глагол chanter – петьсоотносится с существительным chanteur – певец.Следовательно, имеем acheter (глагол) – acheteur (существительное), chanter(глагол) – chanteur (существительное). Оба этислова (acheteur и chanteur)образованы от глагола. Это имена существительные со значением действующеголица, то есть по значению эти последние соотносятся с соответствующим глаголом.
Все перечисленные признаки: общая часть речи у производящейосновы, способ словообразования (а для суффиксации и префиксации – единыйсуффикс или префикс), одинаковое словообразовательное значение, то естьодинаковое семантическое соотношение (соотношение по значению) междупроизводящим и производным словами – и составляют словообразовательный тип.
Словообразовательный тип это морфолого-семантическиопределенная структурная схема, согласно которой при анализесловообразовательных структур выявляются ряды одинаково оформленныхсловообразовательных конструкций.
Примеры других суффиксальных словообразовательных типов: terre f земля – terrien m, adj,земной, житель Земли, «землянин». По этому типу внаучно-фантастической литературе образованы названия жителей других планет,например: Mars Марс– Martien марсианин,Venus Венера – Venusien житель Венеры.
Кроме суффиксальных словообразовательных типов, существуютпрефиксальные, префиксально-суффиксальные и другие. Например: triste печальный – attrister опечалить.
Некоторые словообразовательные типы выступают в несколькихсловообразовательных моделях, конкретных фонетических реализациях, при этомнаблюдаются чередования основы:
admissible допустимый– admissibilité – допустимость
solidaire солидарный – solidarité солидарность.
В этих двух парах слов две суффиксальные словообразовательныемодели –ible/-ibilitéи –aire/-aritéодного словообразовательного типа; образования от основ прилагательныхсуществительных, обозначающих качество с помощью суффикса –ité.
Следует отметить, что понятие словообразовательной моделиявляется основным в теории словообразования. Под этим термином подразумеваетсязакономерное расположение элементов слов (морфем или эквивалентов морфем),которому соответствует типовое лексическое значение. Модель – это «образец»,«шаблон», «типовая структура». М.Ф. Степанов дает следующее определениесловообразовательной модели: словообразовательная модель – это стабильнаяструктура, обладающая лексико-категориальным значением и способная наполнятьсяразличным лексическим материалом. Словообразовательная модель отражаетдвойственную природу слова – языкового знака, включающего план выражения(означающее) и план содержания (означаемое).
Итак, словообразовательная модель представляет собойморфологически и лексико-семантически обусловленную структурную схему, покоторой могут быть образованы серии словообразовательных конструкций содинаковой структурой.
Так, например, слова chanteur, danseur, crieurобъединяются общностью формальной структуры «глагольная корневая морфема +суффикс –eur», то есть формулой rad. verb + -eur, а также общим категориальным значением«производитель действия, выраженного глагольной корневой морфемой».
Например:un danseur est celui quidanse, un chanteur est celui qui chante.
Словообразовательная модель может включать, как это видно изприведенных выше примеров, разнородные, разнофункциональные элементы –знаменательный и служебный. В производном слове chanteurзнаменательным элементом является корневая морфема chant,которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс–eur, выражающий грамматические категории рода и числа, а такжеобобщенное лексико-категориальное значение «производитель действия». Модельможет также строиться по другой схеме, например: rad.verb + rad. nom: porte-parole
Итак, одни словообразовательные типы могут соотноситься сдругими словообразовательными типами.
Если от глагола образовано существительное со значениемдействующего лица или орудия действия, например, если есть глаголне –iser и существительное на –isation, то имеется (реально и потенциально) исуществительное на –isateur: при наличии réaliser осуществлять; ставить фильм – réalisation осуществление; постановка фильма появляется réalisateur осуществляющий; режиссер-постановщик.
Следует отметить, что именно синхронный анализ даетвозможность показать взаимосвязь разных словообразовательных типов.
Итак, взаимосвязанные словообразовательные типы составляютсловообразовательную парадигму (-is)er(-is)ation(-is)ateur. Таким образом, словообразовательная парадигмапредставляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленныхсловообразовательных типов, образующих цепочки производных от однокоренныхоснов, каждая из которых связана словообразовательными отношениями с одним итем же производящим словом.
В словообразовательной парадигме представлена реализациясочетаемости производящей основы с деривационными формантами. Поскольку этасочетаемость категориально обусловлена (от частеречной принадлежности производящейосновы зависит то, с какими деривационными формантами она может соединяться),поскольку можно говорить о субстантивных, адъективных и глагольныхсловообразовательных парадигмах. В них производящая основа определенной частиречи выступает в типичном для нее аффиксальном оформлении, в которомреализуется ее деривационная валентность.
   Словообразовательные парадигмы различаются по количествучленов, но ни в одной большой парадигме мы не найдем полного набора аффиксов,соединяющихся с производящей основой – существительным, глаголом илиприлагательным. Внутри каждой части речи действуют свои ограничения надеривационную сочетаемость, которые определяются особенностями лексическойсемантики. Словообразовательные типы, входящие в парадигмы, обозначают наиболееважные и обобщенные семантические категории, отражающие отношения, существующиев реальной действительности: в отглагольных парадигмах – действие и егорезультат, действующее лицо, орудия действия, обозначенные через действие; вотыменных парадигмах – действующее лицо (обозначенное через объект действие,место действия или другое действующее лицо), место действия, качество.
   Словообразовательные парадигмы, словообразовательные типы иих конкретные проявления – различные словообразовательные модели – составляютструктуру словообразования. А взаимосвязь словообразовательных типов даетоснование говорить о системе словообразования.
   Системное исследование словообразования начинается санализа словообразовательных гнезд. Словообразовательное гнездо – это «упорядоченнаяотношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня»Словообразовательное гнездо включает однокоренные производные всех способовсловообразования. Словообразовательная парадигма включает образование одногоспособа словообразования (например, суффиксальные парадигмы). Но главноекачественное отличие словообразовательной парадигмы в том, что она, как всякаяпарадигма, неконкретна, она обобщает несколько цепочек производных.Словообразовательное гнездо конкретно, «лексично».
Слова с общим корнем могут объединяться в словообразовательныегнезда, например: agrafe – крючок, застежка; agrafer – застегивать на крючки; agrafage– застегивание на крючки; agrafeuse –машинка для сшивки, скрепления скобами; désagrafer – расстегивать. Слова с общим деривационнымформантом (префиксом или суффиксом) составляют словообразовательные ряды,например: relire – перечитать, réinviter – вторичноприглашать, renouer — возобновлять, réorganiser –переустраивать; glissade – скольжение, galopade – скачка, fusillade –перестрелка, стрельба, baignade – купание.
   Следует отметить, что словообразовательные гнездаобъединяют слова, восходящие к одному источнику; словообразовательные ряды –слова одного способа образования.
   Гнездо и ряд можно назвать двумя измерениями лексикона,задающими его деривационно обусловленную системность.
   Словообразовательные гнезда, представляющие лексикуфранцузского языка, неоднородны как в количественном, так и в качественномотношении. Минимальным гнездом можно считать словообразовательную пару, то естьпроизводящее и производное, например: appétit-appétissant, billet-billetterie, serment-assermenté. Такие гнезда, как отмечает А.Н.Тихонов, не выходящие за пределы словообразовательной пары, называютсямикрогнездами. Из всех гнезд двусоставные являются наиболее распространенными.Чаще всего они представлены парой «существительное-прилагательное», например: arbuste->arbustif, basalte->basaltique.Трехсловные гнезда (beige, beigeasse,beigeâtre;acrobate, acrobatique,acrobatie) занимает второе место пораспространенности, четырехсловные гнезда (amande, amandier, amandaie, amandine) – третье место. Некоторые однокорневыеобъединения могут быть очень большими. Например, вокруг глагола battre формируется более 50 производных.
   С увеличение количества слов, входящих всловообразовательное гнездо, распространенность гнезд уменьшается. Этопозволяет сформулировать одну из закономерностей построения французскоголексикона: количество словообразовательных гнезд обратно пропорционально количествувходящих в них слов.
   В зависимости от того, к какой части речи относится слово,стоящее на вершине гнезда, последнее может стать субстантивным, адъективным илиглагольным. К существительному восходит более половины всехсловообразовательных гнезд во французском языке, к глаголу – около четверти и кприлагательному – около одной седьмой. Доминирующее положение существительногов системе словообразования приводит к тому, что гнезда с разными вершинамимогут существенно не различаться по категориальному наполнению
Являясь субстантивной более чем на половину, первичная(непроизводная) лексика глагольна примерно на одну четверть. Это значит, чтооколо четверти словообразовательных гнезд имеют глагольную вершину. В то жевремя глаголы составляют около одной десятой всей производной лексики.Глагольные по вершине гнезда чаще всего оказываются субстантивными понаполнению (например, glisser). Если в гнездепоявляется производный глагол, то на этом словообразовательная цепочка незамыкается, за ним непременно следует еще один деривационный шаг – образованиеотглагольных существительных (например, netoyer).
Прилагательных намного меньше среди непроизводных слов, чемсреди производных. Подобно существительному и в отличие от глаголаприлагательное не имплицирует дальнейшую производность.
Так, словообразовательные гнезда и ряды – основасловообразовательной системности лексики.
Производное слово, отождествляясь по гнезду и по ряду,ассоциируется со словами того же корня и того же способа образования, каждое изкоторых имплицирует новые ряды и новые гнезда. Так существование слов влексиконе оказывается вдвойне взаимообусловленным. Отождествление слова погнезду и по ряду – это «включение данной единицы в систему, выявление таких еесвойств, благодаря которым она оказывается соизмеримой с другими единицамисистемы, и становится членом классов единиц системы».
Итак, в качестве вывода следует сказать, что под системойсовременного словообразования следует понимать ряды регулярных и продуктивныхсоотношений (форм и сем) слов, имеющих одинаковую основу и различные суффиксы.
Системность проявляется в том, что наличие производного содним суффиксом внутри одного словообразовательного ряда предлагаетпотенциальную возможность наличия производных слов от той же основы с другимисуффиксами, также входящими в этот ряд.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.