Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Экономическая теория и природные ресурсы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                                      Кафедра Экономика
 
К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А
по дисциплине Экономическая теория
Тема. Экономическая теория. Природные ресурсы.
 
 
Выполнила:
студентка1 курса
дневногоотделения
группаГ 11
ГончароваИнна Петровна
Научныйруководитель: преподаватель
ЕвдокимоваНаталья Владимировна
Нижневартовск,2007
        Оглавление.
Введение….….…….……………………………………….…………………  3
Глава1. Экономическая теория……………………………………………….5                                                                           
1.1.        Историяразвития экономической теории…………………………… 5
1.2.        Понятие«экономическая теория» в современной научной             
         литературе………………………………………………………………. 15
Глава2. Природные ресурсы………………………………………………… 25
2.1.Классификация природных ресурсов……………………………………25
2.2.Ресурсный потенциал мирового хозяйства……………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………………….  36
Введение
Экономическаятеория выделяет в человеке его экономическое поведение в процессе созданияразличных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Приэтом деятельность отдельных людей и групп реализуется в различных хозяйственныхсистемах. Поэтому знание экономической теории позволяет не только оценитьчеловеку его роль в экономике, но и формировать траекторию развития своейэкономической мысли, прогнозировать с достаточной степенью вероятностипоследствия тех или иных экономических решений.
Природные ресурсы выступают как база для развитияэкономики,но их нерациональное использование влечет за собой негативные последствия длясостояния окружающей среды.
Природно-ресурсныйпотенциал— база для развития экономики. Природ­ные ресурсы — база развития материальногопроизводства, основа хозяйственной деятельности людей. Фактически наличие ресурсов является необходимым (но не всегда обязатель­ным) условием для развития любого видапроизводства. При решении вопроса о размещении производства (например, промышленного) необходимо оценить всю совокуп­ность факторов размещения.
Человечество не можетсуществовать, не используя природные ресурсы, сле­довательно, не вносяизменений в окружающую среду. Процесс использования природныхресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных по­требностейобщества может быть рациональным и нерациональным.           
Хозяйственная деятельность человеческогообщества, экстенсивное использованиеприродных ресурсов, огромные масштабы отходов все чаще входят впротиворечие с возможностями планеты — ее ресурсным потенциалом, запа­сами пресных вод, способностьюсамоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов.
Экономическая оценка природных ресурсовпризвана учесть целесообразность их использования.
Такимобразом,  определены цели курсовой работы– выявить значение экономической теории для развития общества, определитьзначимость природных ресурсов для экономического развития страны. Привыполнении курсовой работы мною поставлены задачи: изучить историюэкономической теории и определить ее место в современной экономической науке,выявить классификацию природных ресурсов и кратко охарактеризовать потенциалмирового хозяйства.
Объектомисследования будет являться современная экономическая теория и наличиеприродных ресурсов в мировом пространстве.
Предметомисследования – экономические отношения в обществе.
Глава 1. Экономическая теория
1.1.        История развития экономической теории
Экономическаянаука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда были небезразличныпроцессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. Поэтомуразмышления по поводу хозяйственной жизни сопровождали последнюю с момента еезарождения.
Первыеизвестные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческимимыслителями, в первую очередь Аристотелем (364—322 до н.э.) и Платоном (428—348до н.э.), которые рассматривали в своих исследованиях вопросы экономическойжизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности,именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад втеорию стоимости, цены и денег.
Самтермин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, каксчитают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксеиофонт (430—355 дон.э.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство)и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном, первородном смысле «экономия»означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.
Однаковремена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялисьновые термины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолениюнатуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабетого или иногО государства. Возникает потребность в знаниях о народномхозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Моикретьен (1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводитьэкономическую политику всемерного поощрения торговли, доказьтвает, чтопоследняя является главной целью производства. Работа А.Монкретьена даланазвание нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день.
Слово«политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Онопроисходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе болееширокий смысл — искусство управления государственным, общественным хозяйством.В ХVII—ХVIII вв. политическая экономия былаэмпирическим искусством, набором предписаний для правительственногопользования. Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами ипредлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.
Вэтот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм —концепция, которая видела основу национального процветания в накопленииблагородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формамибогатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести ужеупоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томас Мэна(1571—1641), французского экономи-ста и политика Жана Батиста Кольбера(1619—1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова(1652—1726).
Французскиеученые Франсуа Кенэ (1694—1774) и Лии Тюрго (1727— 1781) явились основателямишколы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивнаи что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистыйпродукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности(промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишьперерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнениюфизиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».
Вформировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыгралитакие ученые, как уже названный нами Франсуа Кенэ (1694—1774), английскиеэкономисты Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Давид Рикардо(1772—1823), Джон Стюарт Миль (1806—1873), французский экономист Жан-Батист Сэй(1762—1832). Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все ониотносятся к классикам политической экономии[1].Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения помногим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего,классики — сторонники экономического либерализма, суть которого нередковыражается словами «laisserfaire» (буквально — «оставьте делать»). Принцип «laisserfaire» — политическое требование,сформулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобода личностии свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человекаэкономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и кприумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвалавтоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляетразрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом,что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия.длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства илинедопроизводства товаров оказывается невозможным. Классики внесли огромныйвклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшемиспользовался и совершенствовался в трудах других представителей мировойэкономической мысли.
А.Смити его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежалаконцепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создается не толькоземледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. Все классы,участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, чтоисключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видамидеятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется вформе рыночного обмена.
Наоснове теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс(1818—1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства(Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создаетбогатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный трудрабочего класса. Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества,относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самойкапиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществув результате победоносной пролетарской революции. Многие положения и прогнозыК. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развитиякапитализма.
Вовторой половине ХIХ в. центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится сгосударственного уровня на уровень фабрики, предприятия. Это находит отражениеи в общем изменении направления экономических взглядов.
Качественныйэкономический анализ заменяется количественным, исследования концентрируютсявсе в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов,выработке соответствующих практических рекомендаций. Ученые все чаще стремятсяк исследованию проблем оптимизации ограниченных ресурсов, широко применяя дляэтих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этимменяется и название самой науки. Термин ро1itiса1 есоnоmу («политическая экономия»)вытесняется новым названием — есоnomics(«экономическая теория»)[2].
Своеновое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегосяанглийского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы«кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842—1924). Называлась она «Принципыэкономической науки». Автор книги считал, что экономические исследования должныследовать практике житейской логики, быть научным обобщением рациональногомышления и поведения рыночных агентов. Поэтому под «экономикс» стали пониматьнауку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения ипотребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способынаиболее эффективного использования этих ресурсов.
Вцентре внимания представителей неоклассического направления находился анализусловий, при которых потребители и производители максимизируют своеблагосостояние. Как показал А.Маршалл, такая максимизация возможна лишь вусловиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит всостояние сбалансированности, равновесия.
Созданныенеоклассиками инструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировойэкономической науки. Это — эластичность спроса, предельный анализ, различиемежду коротким и длительным периодами при учете временных воздействий нахозяйственную деятельность, анализ внутренней и внешней производственнойэкономии в теории фирмы, взаимозависимость рынков и др.
Идеализациямеханизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлятьразвитие экономики по наиболее эффективному пути), недооценка роли государства(оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерные для неоклассиков,определяли развитие экономической теории на протяжении ряда десятилетий, вплотьдо конца 20-х годов нынешнего века. Экономическая теория этого периода сначалаименовалась «теорией цены», затем «теорией фирмы», и, наконец, получила широкоиспользуемое сегодня название «микроэкономика».
Ужена рубеже двух веков микроэкономический анализ подвергается острой критике состороны некоторых ученых, однако, в конечном итоге оппозиционные выступления,как это часто случается, только способствовали развитию и укреплению авторитетанеоклассического направления. В  этотпериод науке стали известны имена таких выдающихся ученых-неоклассиков, как Арnур Пигу (1877—1959), Карл Менгер(1840—1921), Енгений Бём-Баверк (1851—1914), Фридрих Визер (1851—1926), ЛеонВальрас (1834—1910), Вильфредо Парето (1848—1923) и др. Именно в их трудах былиокончательно сформулированы основные принципы маржинализма или теориипредельной полезности, знаменовавшей поистине революционный прорыв впредставлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе ипредложении и др. Маржиналисты в основу экономического анализа положилисубъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношениясубъектов.
Опираясьна «закон рынков» Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложение продукта всегдасоздает спрос на него самого («товары обмениваются на товары»), неоклассики обосновывалисаморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободнойконкуренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самымдинамичное, бескризисное развитие.
Особоеместо в экономической науке занимают такие последователи принципа «1аissеzfаiге», как австро-американскийэкономист Август Фридрих фон Хайек (1899—1992) и австрийский экономист Людвигфон Мизес (1891—1973). На протяжении всей своей творческой жизни эти ученыестояли на позициях непримиримых противников государственного вмешательства вэкономику, предупреждали об опасности чрезмерной зарегулированности хозяйства,которая незаметно для ее последователей ведет к тоталитаризму.
Междутем, кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-хголов (по прогнозам неоклассиков. они вот-вот должны были рассосаться),вылились в грандиозный по своим масштабам и глубине мировой экономическийкризис («Великую депрессию») 1929—1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступилкризис и микроэкономической теории, в частности, неоклассического направлениякак ее сердцевины.
Наавансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа —кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английскогоэкономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) «Общая теория занятости, процентаи денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы намногие вопросы, которые не могли быть решены в рамках толькомикроэкономического анализа.
Кейнсотказался от главного постулата неоклассического учения — «закона рынков» Сэя —и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальнойсаморегулирующейся системы. двигателем экономики, по мнению Кейнса, является непредложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развитияпроизводства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовалиспользовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Вдальнейшем значительный вклад в разработку теоретической системы Кейнса внеслиамериканские ученые Элвин Хансен, Пол Самуэльсои, английский экономист ДжонХикс и другие.
Кейнсианскийподход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-хи до 1960-х гг., когда он стал подвергаться критике сначала со сторонымонетаристов, а затем со стороны представителей новой классическоймакроэкономической теории.
Монетаризмпредставляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги вцентр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательномдвижении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основойкредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направлениягосударственного регулирования экономики. Задача государства в области управленияэкономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю надэмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированностигосударственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского процентадля борьбы с инфляцией.
Зачаткиидей монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и вявном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристскогоподхода видны и в работах английских классиков. Сформулированная шотландскимфилософом Давидом Юмом (1711—1776) количественная теория денег, связывавшаяуровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в частности,со стороны Д.Рйкардо. Но в современном виде концепция монетаризма наиболее ярковыражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессораЧикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912).
ДостиженияФридмена в области монетаризма так или иначе связаны с критическим анализомтеории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественномвлиянии денег на общие расходы, потребление, цены и убежденности внеспособности рыночной экономики автоматически добиться полной занятости истабильности цен.
Критикуяэти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по «монетарной»истории США, показал, что все крупные изменения хозяйственной жизни связаны,прежде всего, с денежными импульсами, эмиссией денег. «Хозяйство пляшет поддудку доллара, повторяет его танец», — так образно сформулировал главный выводсвоих исследований Фридмен.
Положениямонетаристов относительно неэффективности денежной политики в краткосрочномпериоде были подвергнуты критике сторонниками новой классическоймакроэкономической теории. Эта научная школа сформирвалась в 1970-е гг. врезультате применения принципов микроэкономического анализа к сферемакроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий, закоторую ее автор — Роберт Лукас (профессор Чикагского университета) —удостоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г. Согласно даннойгипотезе, будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивамиповедения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний,организаций и даже для отдельных семей. До этого считалось, что подобныерешения экономических субъектов строятся на произвольной или статическойоснове. Так, ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный.Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед исоотносить эти ожидания с изменяющейся информацией.
Ещеодним важным направлением современного экономического анализа является теорияэкономики предложения, завоевавшая популярность в 1970—1980-е гг. Виднейшим еепредставителем является американский экономист Артур Лаффер. Появление теорииэкономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственногорегулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который сполной силой проявился в начале 70-х гг. Западная экономическая мысль перешла кактивному поиску новых методов оздоровления экономики, которые, как стало яснов дальнейшем, опирались главным образом на неоклассические, в частности, намонетаристские взгляды и подходы.
Всамом названии теории — «экономика предложения» — авторы противопоставляют еекейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С их точкизрения Лаффера и его сторонников, решающим фактором экономического развитияявляется не спрос, а предложение.
Одиниз основных постулатов теории «экономики предложения» — уменьшениевмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частнойинициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводиласьгосударственным финансам: уменьшению налогов, сокращению государственныхрасходов, уменьшению количества денег в обращении с помощью соответствующейполитики в области государственного кредита. Положения и выводы теоретиковэкономики предложения стали одним из важных элементов политики «рейганомики» вСША в 80-е годы, в рамках которой произошло резкое уменьшение ставокподоходного налога.
Особоеместо в современной экономической теории занимаетинституционально-социологическое направление, представителями которого являютсяТорстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли МитчеЛл, Джон Гэлбрейт. Свое имя этотечение получило от названия книги Дж.Коммонса «Институциональная экономика»,вышедшей в 1924 году в Нью-Иорке. Однако основателеминституционально-социологического направления считается Т. Веблен 1857-1929),доктор фйилософии из Йельского университета, выступивший в 1899 г. Книгу «Теорияпраздного класса». Буквально термин «институционализма» происходит от понятий«институция» (обычай. Заведенный порядок») и «институт» (порядок, закрепленныйв форме закона или учреждения).
Такимобразом, в соответствии с тем или иным подходом существуют различныеопределения предмета экономической теории. По К. Марксу и В. И. Ленинупредметом политической экономии являются экономические отношения производства,распределения, обмена и потребления на различных этапах развития общества. Помнению других теоретиков предметом экономической науки является поведение людейв процессе производства благ в мире ограниченных ресурсов и управление им.
1.2. Понятие «экономическая теория» в современной научнойлитературе
Помнению Т. Лоусона в современной экономической литературе «экономическая теория»характеризуется как наука, которая «сосредоточивается на индивидуальных, а нена коллективных действиях; на обмене, а не на производство или распределении;на оптимизационных, а не рутинных процедурах принятие решений; на совершеннойконкуренции, а не на олигополии или монополии; на структурах, способствующихпоявлению постоянной (или убывающей), а не возрастающей отдачи от масштаба; напредположениях о совершенной информации и точных прогнозах или о «рациональныхожиданиях», а не на ситуациях неопределенности; на конечных состояниях,неподвижных точках и равновесии. А не на процессах, проходящих во времени; атакже на функциях (полезности издержек, предпочтений, прибыли и др.) спредсказуемым поведением (дифференцируемых, выпуклых и т.д.)[3].
Некоторыетеоретики, например Ф. Хан выделяют лишь несколько характеристикнеоклассической экономической теории: 1) методологический индивидуализм; 2)принятие некоторой аксиомы рациональности; 3) преимущественное изучениеравновесных состояний[4]. Втаком подходе Хан характеризует экономическую теорию как ортодоксальную иутверждает, что основой неоклассической теории является исследованиеравновесных состояний. Затем Лоусон отмечает «вместо идеи равновесных состоянийпоявляется множество других концепций[5]» ипредполагает, что «в будущем экономической теории придется обратиться кпроблемам биологии, психологии, социологии и истории»[6]. Лоусони Хан пытаются объяснить эту перемену следующим образом. Хан в частностиотмечает: «Наши преемники будут меньше исследовать общие вопросы, … чем этоделаем мы. Для решения своих конкретных задач им придется применятьопределенные методы, … например компьютерное моделирование[7]». ИЛоусон подтверждает, что «модели экономической теории являются слишком общими,чтобы привести к сколько-нибудь значимым практическим результатам»[8].
Однакоортодоксальные теоретики сегодня затрудняются предсказывать и объяснятьреальные ситуации, а также формулировать задачи экономической политики. Поэтомупроисходят изменения в ортодоксальных экономических теориях. Можно выделитьнаправления такой трансформации: 1) замена общих предпосылок более четкими,например, в рамках экономической теории благосостояния и сопоставления издержекмы находим предпосылки о возможности межличностного сравнения полезностей; 2)перевод все большего числа основных условий модели в разряд эндогенныхфакторов, например, введение предпосылки о «рациональных ожиданиях». Сегодняортодоксальные теоретики озабочены тем, чтобы экономическая теория максимальнодостоверно отражала реальность. По этому поводу Р. Солоу утверждает, что «экономическая теория должна измениться, чтобысоответствовать реальности, в которой индивидуальные решения диктуютсяпривычкой, спецификой ситуации и т. д.[9]
Лоусонотмечает, что у неоклассической теории есть одна немаловажная черта – способтеоретизирования или логика объяснения, которую он характеризует какдедуктивизм[10]. Сущность дедуктивногометода состоит в том, что реальное событие или положение вещей объясняется,если утверждение о нем можно вывести, дедуцировать из набора начальных илиграничных условий и универсальных «законов», то есть упорядоченностей илипостоянных связей, которые формируются следующим образом: «Если происходитсобытие (типа) х, то всегдапроисходит событие (типа) у».
Сторонникиортодоксии не причисляют дедуктивизм к основным чертам неоклассическойнаучно-исследовательской программе, однако и не ставится ими под сомнение.
Ещеодной мало изученной чертой ортодоксальной экономической теории являетсяпонятие равновесия. Если весь проект неоклассической теории и дедуктивногонаучного  объяснения зависит от наборапостулированных поведенческих закономерностей или уравнений, то для ихсоотношений существует понятие равновесия[11].
Витоге Лоусон приходит к заключению, что ортодоксальная экономическая теорияявляется довольно гибкой, но на уровне способов объяснения становится очевиднойнекритическая и неосознанная приверженность ее представителей дедуктивномуспособу объяснения, которая является фундаментальной чертой этой теории[12].
Еслиподобная оценка верна, то можно ожидать, что те экономисты, которые работают врусле ортодоксальной теории, но озабочены ее нереалистичностью и хотели бы покрайней мере суметь объяснять происходящие события.
Такимобразом, в статье Т. Лоусона «Современная «экономическая теория» в светереализма» можно выделить основные положения: экономическая теория испытываетсерьезный кризис в объяснении событий, происходящих в реальном мире, и восуществлении анализа, пригодного для экономической политики; чистая теория вее традиционном понимании в будущем будет подвергнута аналитическим искажениями трансформациям, что будет пригодно для экономической политики.
Средироссийских экономистов идет дискуссия по ряду вопросов экономической теории:кризис экономической теории (неоклассической по преимуществу); перспективыдальнейшего развития экономической теории перед вызовом нашего времени; применимостьбазовых моделей экономической теории для анализа российской экономики и т. д.Наиболее острые споры ведутся по отношению к неоклассической теории, ееспособности дать исчерпывающие ответы на вопросы современной экономики. И.Рудакова в статье «Основное течение экономической теории: потенциал и научнаякритика» объясняет понятия «неоклассика». При этом утверждает, что нельзяотождествлять неоклассику с «экономикс», как это часто делают критики.«Экономикс» представляет собой лишь отобранные для преподавания и хорошометодически отработанные для этой цели теории.[13]Учебники по экономической теории – кристаллы научной мысли, они включаютважнейшие, подтвердившие свою значимость достижения науки. Подобная трактовкапредмета позволила открыть новые области экономической теории.Институциональное направление выдвинуло на первый план правила и нормы,образующие среду, в которой индивид определяет ценность благ. Эта магистральнаятенденция эволюция предмета экономической науки в полной мере нашла отражение вее прикладных дисциплинах (маркетинг, менеджмент). Практика заставляет бизнеспересматривать свои стратегии, строить практическую деятельность вокругпотребностей и возможностей человека, что в конечном счете обусловливаетуспешность, деловую активность в экономике. Таким образом, предметэкономической теории, очерченный неоклассиками, носит фундаментальный характери дополнен другими исследовательскими программами.
Общаяэкономическая теория не предлагает рекомендаций, как решить конкретные проблемыконкретной национальной экономики в конкретный момент времени. Попыткаприменить даже самые выдающиеся достижения теории не приносят значимыхрезультатов. Но общее теория формирует базис для поиска адекватных решений, дляпостроения прикладных моделей национальной экономики, уберегает от серьезныхошибок.[14]
Заявлениероссийских критиков о несостоятельности (кризисе, провале, банкротстве, и т.п.)неоклассики (в широком смысле) иногда подаются как «свежее слово» в современнойнаучной полемике. Однако критика и адрес отдельных версий экономической теории — довольно древняя «традиция». Критическая оценка возникает практическиодновременно с собственно появлением нового научного направления. Причем, чемболее развита и фундирована новая концепция, тем основательнее ее критика, темточнее аргументация, против (тем больше предпосылок для ее фальсификации).Долгая история неоклассики хранит немало замечательных примеров того, к какимрезультатом приводит научная критика и как она повышает потенциал научнойтеории[15].
Теориирациональных ожиданий сразу вызвала критиков экономистов за кажущуюся нереалистичностьее главных предпосылок поведение субъектов экономики напоминало своей точностьюповедение переменных в соответствующих макроэкономических моделях. Построения«новых классиков»  подвергалисьсокрушительной критике, в частности, с позиций институциональной теории.Неоинституционалисты доказывали « необоснованность прежних претензийнеоклассической теории на научную состоятельность», они предлагали свои более«жизнеспособные альтернативы» экономической теории. Вызывала неудовлетворениеупрощенная трактовка новыми классиками факторов, влияющих на поведениесубъектов рынка. Но при этом разработки неоинституционалистов, включивших ванализ новые факторы внешней и внутренней среды фирм, обогатили неоклассическиепредставления о поведения субъектов рынка и о функционировании рыночнойэкономике в целом.
Итак,в исторической эволюции экономическая теории смена исследовательских парадигм инаучная критика, подготавливающая эту смену, не воспринимается «провал»,«кризис», «революция» и «контрреволюция», «банкротство» и тому подобное, это –естественная жизнь науки. Во – первых, научная критика обнаруживает слабыеместа теоретических направлений  и темсамым создает предпосылки к их совершенствованию или замене другими, более«подходящими» к обстоятельствам версиями. И то, и другое ест


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.