Реферат по предмету "Экономическая теория"


Налогово-Бюджетная политика РФ

--PAGE_BREAK--
1.4. Проблема сбалансированности госбюджета

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. превышение доходов над расходами (бюджетный профицит). Оставшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, (графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка(профицита) дано на рис. – см. Приложение) который покрывается государственными займами – внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков.

Государственные займы – не единственный путь покрытия дефицита госбюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса.

Последствия такой эмиссии общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими или физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов из-за новых государственных займов способствует удорожанию кредита – росту учетной ставки.

1.5. Государственный долг и его экономические последствия

Государственный долг – сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит госбюджета.

Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг– это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита госбюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства – это долг перед резидентами.

Внешний долг – это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний  государственный долг – это долг перед нерезидентами.

Также государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Рефинансирование долга– это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

Каковы же социально-экономические последствия задолженности? Среди экономистов-теоретиков нередко можно встретиться с мыслью, что проблемы государственного долга во многом мнимые: государство не может обанкротиться. Опасения возможного банкротства государства несостоятельны, как отмечается во многих стандартных курсах по макроэкономике, в силу ряда причин.

Во-первых, государство не может обанкротиться, поскольку оно может рефинансировать свой государственный долг. Такая схема финансирования бюджетного дефицита в экономической теории называется схемой Понзи.

Во-вторых, только государство по Конституции может облагать население и бизнес налогами для того, чтобы иметь источник выплат по долгу, чего не может позволить себе частная фирма.

В-третьих, только государство обладает монопольным правом на эмиссию, поэтому трудно представить себе банкротство того экономического субъекта, который в случае необходимости всегда может включить печатный станок.

Что же можно ответить по существу данной аргументации? Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию. Но обращаться к этому способу государство может (без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Откуда, из каких источников выплачивать проценты? Если налоги собираются плохо, если экономика «уходит в тень», то приходится все большую часть расходов госбюджета тратить на выплаты процентов, а не на социальные программы, поддержку реального сектора и т. п. Это касается не только внутреннего, но и внешнего долга.

Важно знать не просто абсолютную величину долга, но и его соотношение с ВВП, экспортом и др.

Когда же бюджетных средств уже не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, т.е. объявить суверенный дефолт. А это и есть банкротство государства. С этой проблемой сталкивалось множество стран на протяжении последних 40 лет XXвека (мексиканский финкризис в 1994 г., российский – в 1998 г., аргентинский – в конце 2001г.)

Повышать же налоги для финансирования выплат по долгу можно, скорее, теоретически. Речь идет о верхней границе налоговых изъятий, в госбюджет. В современных промышленно развитых странах она составляет около 50% ВВП.

И, наконец, финансирование госдолга с помощью печатного станка – это прямой путь в гиперинфляцию, сам факт которой говорит о банкротстве правительства, допустившего её.

Наш внутренний долг – это то, что мы должны сами себе.  Несмотря на смутное ощущение, что госдолг – это наша задолженность самим себе, проблема бремени для будущих поколений является вполне реальной. Не будем забывать об эффекте вытеснения. Действительно, вытеснение частных инвестиций в результате госзаймов в долгосрочной перспективе приведет к сокращению производственного потенциала нации.

По крайней мере две важнейшие проблемы  государственного долга признавались большинством экономистов как действительно серьезные: эффект вытеснения и проблема погашения и обслуживания внешнего долга. В последнем случае уже нельзя утверждать, что «нация должна самой себе». Внешний долг означает, происходит утечка ресурсов из страны-должника. Необходимо наращивать экспорт и сокращать импорт, чтобы иметь источник выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга. Абсолютная величина внешней задолженности сама по себе еще не дает нам оснований говорить об угрозе внутреннему потреблению, «тисках зависимости» от иностранного государства-кредитора, утечке ресурсов, подрывающих производственный потенциал страны и т. п. Важно знать относительные показатели внешнего долга, т. е. принятые в международных сопоставлениях коэффициенты долговой нагрузки: долг по отношению к ВВП, долг по отношению к экспорту и обслуживанию долга по отношению к экспорту.[6]

Глава 2.
 Понятие фискальной политики.

Фискальная политика государства осуществляется с помощью налого-обложения и правительственных расходов. Экономические отношения,


возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов,

называются финансовыми отношениями или финансами. Совокупность

всех финансовых отношений в обществе получила название финан-

совой системы, ведущим звеном которой выступает государственный

бюджет.[7]

Фискальная политика-это бюджетная политика. Здесь мы можем определить её как политику, направленную на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством  планируемых изменений государственных расходов и налогов.[8]

2.1. Цели бюджетно-налоговой политики.

Цели

бюджетно-налоговой

политики.


2.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно — трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  — налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.[9]
2.3. Основные направления бюджетной политики в среднесрочной перспективе

 «Основными направлениями бюджетной политики в среднесрочной

перспективе являются:

— совершенствование бюджетной политики в области расходов на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики;

— создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджет!

ной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга;

— совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;

— формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирование благоприятных условий раз![10]
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ

Для достижения финансовой стабилизации в стране Правительством РФ предполагается реализовать следующие изменения в сфере налоговой политики:

1)                  максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

2)                  оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

3)                  усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

4)                  проведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок начисления и уплаты налогов (в том числе, норм бухгалтерского учета);

5)                  сокращение налоговых льгот;

6)                  максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

7)                  совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработка гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

8)                  развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Надежды на решение указанных проблем принято связывать с Налоговым Кодексом РФ. Вступление в силу с 1.01.99 года его первой части способствовало укреплению самосознания налогоплательщиков, повышению их статуса в системе взаимоотношений с налоговыми органами.  В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщиков. Несмотря на отдельные недостатки части первой Налогового Кодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути создания системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое – задача второй (специальной) части Налогового Кодекса РФ.
2.5     
 Мнения российских экономистов о необходимых направлениях проведения фискальной политики.

По мнению многих экономистов, необходимо в кратчайшие сроки начать снижение налогового бремени. Они считают, что грамотно проведенное уменьшение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступлений не только в будущем (на основе наращивания объемов производства и увеличения его эффективности), но и в настоящем (в связи с уменьшением недоимок и сокращения неплатежей).

По их мнению, нужны такие ставки по основным налогам и обязательным платежам, которые не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки таких ставок поступлений (в бюджеты всех уровней): по НДС – не выше 10%; по налогу на прибыль – не выше 20%; по всем видам социальных отчислений – не выше 25% налогооблагаемой базы. Такой режим налогообложения целесообразно ввести на период не менее двух лет. Причем, на первом этапе такое снижение должно распространяться только на предприятия, которые не имели перед бюджетом просроченной задолженности, остальные же следует облагать по ранее действовавшим ставкам[11]

Таким образом, основным принципом достижения сбалансированного и ориентированного на экономический рост бюджета является.опережающий рост бюджетных доходов при эффективном контроле над расходными статьями. Источником роста доходов бюджета должны являться в первую очередь доходы, генерируемые хозяйствующими субъектами в результате экономического роста. Поэтому принципиальную значимость имеют налоговые стимулы поддержания экономической конъюнктуры, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Другие важные пополнения доходной части бюджета – доходы от реализации государством своей собственности, рентные доходы от использования природных богатств России, а также повышенные ставки налогообложения приобретаемых предметов роскоши, недвижимости, алкоголя.

Таким образом, прошедший 2000 год и с экономической, и с социально-политической точек зрения был самым стабильным за все последнее десятилетие. За прошедший год объем ВВП вырос на 7 %, рост промышленного производства составил около 10%. Сократилась безработица, а в ряде регионов (Москва, Пензенская область и др.) даже возник дефицит рабочей силы. Впервые после кризиса 1998 года рост доходов населения составил 9%, а федеральный бюджет был выполнен в полном объеме.[12]
Эксперт Международного валютного фонда (МВФ) констатирует ослабление налогово-бюджетной политики в России за последние три года.
«Вызывает озабоченность снижение непроцентных расходов и не нефтяных налоговых поступлений. Они снизились с 2000 года, и это результат ослабления налогово-бюджетной политики.

Если такая тенденция в налогово-бюджетной политике сохранится, то, по мнению эксперта, в условиях спада цены на нефть вырастут риски, связанные с ослаблением фискальной политики. „Тогда потребуется ужесточать налогово-бюджетную политику. Но ужесточить ее лучше сейчас, чтобы создать своеобразный буфер и поглотитель удара по экономике в случае падения цены на нефть“, — считает Оуэн.[13]


Глава 3. Налоги
Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

3.1. Функции налогов.

В современных условиях налоги выполняют двеосновные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция-основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государстваАккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка. [14]

Экономическая функцияозначает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).[15]

3.2. Виды налогов

Обложение людей налогами старо как мир. Одним из самых известных налогов была «десятина» — десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал до конца 19 века.

В государствах древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, т.к. не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги, граждане расходовали собственные средства. Но сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда.

В некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Многие города обносились стенами, чтобы никто не мог ускользнуть от сборщиков налогов.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Выплаты эти принудительны и безвозмездны.

Налог содержит обязательные элементы:

1)      субъект (плательщик);

2)      объект (доход, имущество, товар);

3)      источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд);

4)      единица измерения объекта обложения;

5)      величина налоговой ставки (квота);

6)      порядок и сроки уплаты налога;

7)      налоговые льготы.

Существуют 3 способа взимания налогов:

1.       Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2.       У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3.       По декларации (подача деклараций по налогам).

Различают 2 вида налогов:

А) прямые (взимаются непосредственно с доходов и имущества);

Б) косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу). НДС, акцизы.

По воздействию налоги подразделяются на:

— прогрессивные (налог возрастает быстрее, чем прирастает доход);

— регрессивные (более высокий % взимается с низких доходов и меньший % с высоких доходов);

— пропорциональные.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.