Реферат по предмету "Религия и мифология"


Первобытные формы религии, миф

Первобытные формы
религии, миф

Содержание:

Введение………………………………………………………..4
Религия в первобытных культурах……………………….4
Миф……………………………………...……………………….6
Заключение……………………………………………………10
Список используемой литературы………………………11Введение
Миф — это чувственное представление омире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нём всегдаприсутствует обобщающее начало. Мифы объясняют появление различных природных икультурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека,рассказывают о звёздах и планетах, о чудесных существах — родоначальникахплемени, о фантастическом сверхъестественном родстве между определённымигруппами людей (родом, племенем) и тотемом, воспевают подвиги героев,предупреждали о конце мира и катастрофах. Мифы отражают самые различные стихии,свойственные природе, космосу, человеку. В них живут и действуют боги,одержимые человеческими страстями, обладающие теми же пороками и добродетелями.Мифы слагались в ту историческую эпоху, когда звери представлялись равнымибогам, боги — людям, а люди — зверям. В те далёкие времена человек не отделялсебя ещё от природы и не проводил чёткого различия между разными сферами своейдеятельности. Мифология того периода включала всю культуру первобытногочеловека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. В мукахпознания и преобразования природы люди сами создавали себе богов, одновременнополагаясь на их защиту, поддержку и всевидение. Мифологическое познание — этопознание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось черезритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, какполагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределамипервобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей деньостаётся существенным аспектом культуры.
 
Религия в первобытных культурах.
Всё более глубокий интерес сегодняпроявляется с сакральному периоду бытия, когда мир является людям в своейизначальной цельности, таинстве и всемогуществе.
В процессе длительной эволюцииархаического сознания, его рационализации появляются и закрепляются в культурепредставления о “сверхъестественном”. В основе этих представлений лежат“верования в одушевление всей природы — верования, которые достигают высшейсвоей точки в олицетворении её… Для примитивных человеческих племён солнце извёзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевлённымисуществами, которые живут наподобие людей или животных...” Термин “анимизм” (отлат. anima —  душа, дух) впервые был употреблён немецким химиком и физиологомГ.Э.Шталем (1660 — 1734), но в научный оборот его ввёл Э.Б.Тайлор. Анимизм —это вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающегомира. Тейлор, исследуя анимистические представления в работе “Первобытнаякультура”, выдвигает гипотезу, согласно которой появление “тонкого,невещественного образа”, составляющего “причину жизни и мысли”, независимо инераздельно владеющего личным сознанием и волей своего телесного обладателя, тоесть “души”, вызвано двумя причинами: во-первых, “они [первобытный люди]старались понять.., что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезнии смерти; " во-вторых, они  задавались вопросом, “что такое человеческие образы,появляющиеся в снах и видениях”. Душа  “способна покидать тело и переноситься сместа на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает такжефизическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно какфантам, как призрак, отделённый от тела, но сходный с ним. Она способна входитьв тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.”Тайлор доказывает, что анимистические представления в дальнейшемтрансформировались в первобытные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм имагию. Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанныйс представлениями о родстве между группами людей и тотемами — животными илирастениями, которые, согласно мифическим представлениям, являлись предком — покровителемданного рода и каждого его члена, символом кровного родства. Фетишизм (от фр.fetiche — вещь, идол) — поклонение неодушевлённым предметам, которымприписывались чудодейственные свойства (скалы, деревья, раковины, различныебытовые предметы: горшки, калебасы [сосуды из тыквы], барабаны и т.п.). Магия(от греч. mageia — колдовство, волшебство) —  обряды, связанные с верой всверхъестественную способность человека воздействовать на других людей иокружающую действительность.
Представления о сверхъестественномстановятся основой развития  более сложного видения мира и воздействия человекана окружающую среду, что и проявляется в магии. Как ни парадоксально этовыглядит в обыденных представлениях, именно магия, как это блестяще показаланглийский учёный Дж.Фрезер, — предшественница науки, потому что она исходит изтех же оснований, из того, что всё в мире связано причинно-следственной связью.А значит, магические ритуалы могут дать в руки человека рычаг управленияприродой и богами. “Как система природных законов, то есть совокупность правил,которые “определяют” последовательность событий в мире, она может быть названамагией теоретической. В качестве же предписаний, которым люди должны следовать,чтобы достигать своих целей, она может называться магией практической,” — пишет Дж. Фрэзер. В магии пока ещё слиты реальность и вымысел, опыт и фантазия.
Магическое мышление абсолютнобезразлично к противоречиям, очевидным для нас. Объясняется это тем, что в нёмчувственное преобладает над логическим, иррациональное над рациональным.Дж.Фрезер пишет о том, что человек той эпохи “никогда не подвергает анализумыслительные процессы, на которых основываются его действия”. В процессепередачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычныхявлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифыпредставляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатленадревняя история человечества, и каждое новое поколение современных людейпрочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.
МИФ
            Мифология- форма общественного сознания; способ понимания природной и социальнойдействительности на разных стадиях общественного развития.
Анализ большого числа мифов “прими­тивных”культур показал, что они отвечают всем требованиям логического понятийногомышления, а это означает, что на уровне историко-культурного типа (но не науровне индивида) первобытной культурой уже достигается тот тип рациональности,который присущ понятийной мысли вообще.
Чтотакое мифы? В обыденном понимании — это прежде всего античные, библейские идругие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы одеяниях древних богов и героев — Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
            Самослово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно«предание», «сказание». Европейским народам вплоть доXVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы,позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских,индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и болееширокой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки.Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов такжележат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
 Чтоудивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развитияболее или менее развитая мифология существовала практически у всех известныхнауке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяютсяв мифологических циклах разных народов.
            Таквстал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к томумнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическоесознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, пониманияприроды, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей восознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
/>/>Мифология — исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшиеиз материальной практики эмпирические знания об окружающей действительностислужили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формированиямировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались смифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлисьфантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека передстихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрениевсегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентногодуховного развития данной эпохи.
Мифология — это своеобразная формапроявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеютсяпредставления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологииотразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека кдействительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовалисьискусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используетсядля обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияниена массовое сознание.
/>/>Изучение и развитие мифологии.
Первые попытки рациональногопереосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности,причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков,пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологиейфилософско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел вмифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало«эвгемерическому» истолкованию мифов, распространенному и позднее.Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию,интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в нейвыражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.
 Первые попытки сравнительноймифологии были стимулированы открытием Америки и знакомством с культуройамериканских индейцев.
В философии Вико своеобразие«божественной поэзии» мифа связывается с неразвитыми и специфичнымиформами мышления, сравнимыми почти с детской психологией. Философия мифа Викосодержала в зародыше почти все основные последующие направления в изучениимифологии.
Деятели французского Просвещениярассматривали мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие.Романтическая философия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактоваламифологию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положение междуприродой и искусством и содержащей символизацию природы. Основной пафосромантической философии мифа состоял в замене аллегорического истолкованиясимволическим.
Во второй половине XIX века друг другупротивостояли две основные магистральные школы изучения мифа.
Первая из них опиралась на достижениянаучного сравнительно-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическуюконцепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зрения Мюллера,первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признакипосредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл последнихоказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов возникал миф.Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первыйопыт использования языка для реконструкции мифа получил продуктивное развитие.
Вторая школа — антропологическая, илиэволюционистская, — сложилась в Великобритании в результате первых научныхшагов сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоемупредставлению о душе, возникающему у «дикаря» из размышлений осмерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со своеобразнойпервобытной наукой, становящейся якобы не более чем пережитком с развитиемкультуры и не имеющей самостоятельных значений. Серьезные коррективы в этуконцепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не каксознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магическогоритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школойклассической философии.
Впоследствии интерес в изучениимифологии сместился в область специфики мифологического мышления. Леви-Брюльсчитал первобытное мышление «дологическим», которым коллективныепредставления служат предметом веры и носят императивный характер. К«механизмам» мифологического мышления он относил: несоблюдениелогического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно исамими собой и чем-то другим); закон партиципации; неоднородность пространства;качественный характер представлений о времени и др.
Символическая теория мифа, развитаяКассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономнойсимволической формы культуры, особым образом моделирующей мир.
В современном мире изучение мифапродолжается.
/>/>Миф нашего времени.
Миф, т.е. специфически обобщенныеотражения действительности выступающие в форме чувственных представлений ифантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии ирелигиозной философии.
Для XX века большое значениеприобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, «нации»,расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма.Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, какдревнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии;то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как «нация»,«народ» и др.
Некоторые особенности мифологическогомышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философскогои научного знания, строгой научной логикой.
При некоторых условиях массовоесознание может служить почвой для распространения «социального» или«политического» мифа, но в целом мифология как ступень сознанияисторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология можетсохраняться не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.
Различные формы общественного сознанияи после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом каксвоим «языком», расширяя и по новому толкуя мифологические символы. Вчастности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторыхнаправлений литературы к мифологии (Дж. Джойс, Т. Манн, Ж. Котто и др.), причемимеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так имифотворчество – создание собственных поэтических символов.МИФ И РЕЛИГИЯ
      Формы культуры,обнаружива­ющие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремле­ние людей обрестифинальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое,ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Рели­гия, кактаковая предполагает наличие определенного мировоззре­ния и мироощущения,центрированных на вере в непо­стижимое, божеств, источник существующего. Наэтой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия,культовая практика и организа­ции.
Религиозныйвзгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются вграни­цах мифологического сознания. Разные типы религии сопровож­даютсянесхожими между собой мифологическими системами. Од­новременно существует итенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой са­моразвертывания,которая не обязательно обращена на последнюю реальность — непостижимый абсолют.Со­образно с логикой мифа можно препарировать социо-культурные явления или жесозидать идеальные конст­рукции средствами худож. фантазии. Миф — первая формарационального постижения мира, его образно-символич. воспроизведения иобъяснения, выливающихся в пред­писание действий. Миф превращает хаос в космос,со­здает возможность постижения мира как некоего орга­низованного целого,выражает его в простой и доступ­ной схеме, которая могла претворяться вмагическое действие как средство покорения непостижимого. Интерпрета­цияуниверсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которыеокрашивают бытие индивида и его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствиесубъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичныдля мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаютсякак реально существующие. Символич. воображение продуцирует образы,воспринимаемые как часть дей­ствительности.
Богидревнегреческого пантеона, например, столь же реальны, как и олицетворяемые имистихии. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продук­томсинтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон —властитель морской сти­хии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Апол­лон— бог света. Конкр. мифологический персонаж соотносится с предельно широкойсферой феноменов, которые объе­диняются в единое целое посредством метафоры,сози­дающей символическое. Циклизм первоначальной архаической мифологии, доопр. степени преодолеваемый эсхатоло­гически окрашенной иудеохристианскойтрадицией, по Элиаде, объясним как средство преодоления страха пе­редбезудержным потоком времени. В любом случае, миф — средство снятиясоциокультурных противоре­чий, их преодоления.
 Мифрождается на стадии господ­ства архаического сознания, но не уходит со сценыистории и с появлением изощренных рефлективных процедур, ибо антропоморфное видениереальности постоянно воспроизводится в культуре, апеллируй к массовому со­знанию.Социально-мнфологические конструкции отвечают ча­яниям массы и зачастуюполучают свое завершение в рефлективных усилиях профессиональных идеологов.Примерами могут служить нацистский миф крови или миф о советском человеке.Иногда архаичный миф оживает в рафинированных философских конструкциях: учениеМаркузе о противоборстве в культуре начал, заложенных Прометеем и Орфеем, илиже попытки реанимации индоевропейской мифологии в философии лидера “новых пра­вых”де Бенуа. Мифологические конструкции — органическое звено творчества М.Булгакова, Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, Дж. Джойса, Т. Манна, Г. Г. Маркеса, А. деСент-Экзюпери и других видных писателей 20 века, использовавших их длявыражения собственных основополагающих идей. Религиоз­но-мифологическиепредставления специфичны своей направ­ленностью на непостижимое, принципиальнонаходя­щееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшуюинстанцию по отношению к любым теологическим аргументам. Вера сопряжена сэкзистенци­альной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование.Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат еепродолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной.Мифологические представления получают статус религиозных не только через ихориен­тацию на непостижимое, но и благодаря их связи с об­рядами ииндивидуальной жизнью верующих. Особый интерес вызывает сегодня анализ языкарелигии. Католические авторы от Аквината и Каэтана до Маритена почи­таюттаковым язык аналогии. Среди протестантских ав­торов Тиллих одним из первых внашем столетии заго­ворил о символизме и метафоричности языка религии,утверждая невозможность суждений об абсолюте вне обращения к индивидуальному икультурному опыту.
 Р.Б.Брейтвейт, Т.Р. Майлз, П.Ф. Шмидт и другие предста­вители так называемогонекогнитинистского подхода, сложившего­ся в англо-американской философиирелигии, полагают, что религиозный дискурс в отличие от научного ориентированна выработку некоторых конвенциональных форм нравственного поведения, ихутверждения как идеальных жизненных образцов.
Возражаяим. Д. Хик говорит, что нравственная проповедь Христа неотрывна от творимой имкартины мира. подтверждение которой принципиально возможно за границамичеловеч. жизни. Во вт. пол. 20 в. стано­вится очевидным, чторелигиозно-мифологичесие представления понимаются и интерпретируются сквозьпризму языкового горизонта современности. К этому заключе­нию приходят К.Ранер, В. Панненберг, Э. Корет и другие католичесике и протестантские авторы,избирающие плат­форму герменевтики. Тезис о многообразии форм религиозногодискурса, его зависимости от культурного окруже­ния фактически прокладываетдорогу межконфессио­нальному диалогу, плюрализму и веротерпимости. Вмногообразии религиозных картин мира проступает никогда не завершенный абриснепостижимого.
Заключение.
Итак, целая эпоха духовной жизничеловечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа,созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы,драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало “Илиаду” и“Рамаяну”, “Эпос о Гильгамеше” и “Энеиду”. Оно создало Парфенон ивеличественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими рукамивозвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображенииархитектора.
Воображениедревнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие ихфилософские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самойжизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходиловоображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф – не сказка. Сказка – вымысел иосознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Мифотождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф –древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлялсвое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться вреальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существованиегрозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.
Древнее искусство – царство идеальныхгероев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении.В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя ссобой в походы “Илиаду” Гомера, уподоблял себя Ахиллесу.
Людские сообщества нуждались в сильныхгероических личностях, способных бороться и побеждать врагов рода, племени,народа, и мечта, воображение создали таких героев, очищавших мир от скверны,подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, или Раме, убившему чудовищеРавану, что похищал женщин, пожирал все живое и разорял земли.
Идеальныегерои, жертвуя собой, искали чуда, дабы избавить людей от вековечных бед,подобно Гильгамешу, отправившемуся на край света за цветком бессмертия. И этотих подвиг славили поэты.
Мир переменился. Давно уже замолклибоги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные влитературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта опрекрасном.
Мифология древнего мира – великаясокровищница созданий человеческого гения.Список использованной литературы
1.   Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. — М., 1991г.
2.   Вебер М. Наука как призвание ипрофессия. //Вебер М. Избр. произведения. — М.: Прогресс, 1990г.
3.   Кимелев Ю.А. Современная западнаяфилософия религии. — М., 1989г.
4.   Кондорсэ Ж.А. Эскиз историческойкартины прогресса человеческого разума. — М., 1936г.
5.   Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //ЛосевА.Ф. Из ранних произведений. -М.,1990г.
6.   Мень А. История религии. Т.1. — М.Слово, 1991г.
7.   Раджабов У.А. От мифов к современнымкосмологическим концепциям. //Философские науки. – 1991г, № 7.
8.   Розанов В.В. Религия. Философия.Культура. — М.: Республика, 1992г.
9.   Сумерки богов. М.Изд-во полит. лит.,1989г.
10.   Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М: Изд-во полит. лит., 1989г.
11.   Токарев С.А. Религии в историинародов мира. — М.: Изд-во полит. лит., 1986г.
12.   Тэнасе Э. Культура и религия. — М.,1989г.
13.   Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследованиемагии и религии. — М., 1986г.
14.   Алексеев В.П., Першиц А.И. “Историяпервобытного общества”. М, 1991г.
15.   Т.И.Суслова Учебное пособие покультурологии. –2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.