Реферат по предмету "Экономическая теория"


Городская инфраструктура города Самара

--PAGE_BREAK--Жилищно-коммунальный комплекс. Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, он состоит из жилищного и коммунального хозяйства (рис. 2).
Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:

— системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

  — общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.


Рис. 2. Состав жилищно-коммунального комплекса
 Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

 Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

 Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.

 Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство — одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

 Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Еще одна проблема — неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих из них действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

 Водоснабжениеможет осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

 Не менее сложна система водоотведения. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений для санитарной очистки сточных вод и сброса их в водоемы.

 Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона в значительной мере зависит от климатических условий.

 Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения — химводоочистки.

 Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах — бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

 Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

 Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Общегородское коммунальное хозяйство. Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. В состав дорожной сети входят мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов есть обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.
 Санитарная очисткатерритории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

 Ливневая канализацияпредназначена для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют объединять ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая «общесплавная» система канализации.

 Инженерная защитатерритории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты — ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмической опасности.

 Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

 Зеленое хозяйствово многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, уменьшают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

 Гостиничное хозяйство. Несмотря на то, что большинство гостиниц в российских городах являются частными, обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.

 Банно-прачечное хозяйство. Бани принадлежат к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению и особенно востребованы в городах и селах с высокой долей частного сектора. И несмотря на то, что потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся ими, остается существенной. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т.п.

 Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. Несмотря на то, что в большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, муниципальные образования контролируют состояние мест массовых захоронений и качество оказываемых услуг.
Транспортный комплекс. Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами — одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т.д.), что обусловливает сложности при организации пассажирских перевозок.
В последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе возросла роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.

Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т.п.

Важную роль в жизни города играют объекты инфраструктуры транспорта: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.
Комплекс потребительского рынка. Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т.п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т.п.). Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана поддерживать рациональное сочетание крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональное размещение торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).
Бытовое обслуживание населения включает сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотоателье и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т.д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерного размещения на территории города.

 Строительный комплекс.Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонта ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Комплекс общественной безопасности. Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба. Системы информатизации и связи
В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности услуг связи и информации для населения.

Итак, на основе изложенного, необходимо сделать вывод: размещение действующего производства оказывает влияние на развитие любого муниципального образования. Принимаются ограничения нижнего уровня производства определенного продукта конкретным технологическим способом.

С учетом перечисленных показателей оптимизация размещения производств проводится по  различным вариантам, отличающихся дополнительными ограничениями, характерными для того или иного городского округа.
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа
Характеристику состояния инфраструктуры городского округа Самара необходимо начать с оценки ее стоимости. Так, стоимость основных фондов  инфраструктуры на 1 января 2008 года равна 353530,9 млн. рублей, что составляет 30%  всех фондов городского округа. Показатель фондонасыщенности составляет 6,8 млн. руб./ км, что позволяет Самаре уже постоянно быть в числе 10 город с развитой инфраструктурой.

Округ выделяется достаточно крупным экономическим потенциалом по развитию инфраструктуры.

Таблица 1

Показатели состояния основных фондов крупных и средних коммерческих организаций по видам экономической деятельности

 (млн. руб.)



Показатели

Полная

учетная стоимость

на конец года

Сумма начисленного

за год учетного износа

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Основные фонды — всего

261746,4

316226,2

353530,9

14580,5

16993,0

19904,3

из них:



производство и распределение электроэнергии.

газа и воды

31375,3

31014,4

34061,8

1609,2

1807,4

2102,7

строительство

1704,1

1826,4

1768,6

190,5

205,0

151,5

оптовая и розничная торговля; ремонт авто-

транспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного пользования

66608,7

79216,0

80668,9

1750,4

2113,4

2185,1

Гостиницы и рестораны

87,7

164,2

278,8

5,7

11,8

13,1

транспорт и связь

100085,9

126096,8

143138,4

6903,4

7899,8

8860,4

финансовая деятельность

5315,7

8431,5

10891,6

425,3

727,4

1058,6

окончание таблицы 1



операции с недвижимым имуществом, аренда и

предоставление услуг

9908,9

12629,8

14490,1

581,7

531,7

791,4

образование

18,6

18,5

18,2

0,5

0,4

0,4

здравоохранение и предоставление социальных

услуг

474,4

530,3

571,4

35,5

31,6

41,4

предоставление персональных услуг

774,6

878,9

1010,8

47,7

125,3

159,2



      

Что касается основных фондов, то за рассмотренных период они постоянно увеличиваются. Так, в 2006 году общая стоимость была на уровне 261746,4 млн. руб., и уже к началу 2009 года увеличилась на 102 132 млн. руб. и составила на 1 января 2009 года 363878 млн. руб. Такое увеличение произошло, прежде всего, за счет финансирования из федерального бюджета. Если более подробно рассмотреть, увеличение фондов и их износ, то получим, что увеличение в среднем за год происходит на 19%, в то время как износ увеличивается на 21%. Учитывая факт ежегодного увеличения издержек предприятий инфраструктуры, связанных с ростом тарифов, инфляции, таможенных и прочих налоговых сборов, износом вспомогательных фондов, получается достаточно ускоренный процесс устаревания оборудования. На данном этапе данный процесс стабилизируется за счет накопленных мощностей еще советских времен.
Таблица 2
Степень износа и коэффициент обновления основных фондов (в %)





Показатели



Степень износа

Коэффициент обновления

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Основные фонды — всего

45,7

48,0

47,5

9,0

10,1

10,5 ,

из них:



производство и распределение электроэнергии, газа и воды

21,4

17,9

25,3

5,1

7,3

7,9

строительство

44,5

43,4

43,3

24,0

16,0

15,9

оптовая и розничная торговля; ремонт авто­транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

73,7

75,5

76,7

1,1

1,3

1,8

гостиницы и рестораны

35,0

30,1

17,5

15,7

8,8

13,8

транспорт и связь

35,8

41,9

41,4

13,3

12,2

10,6

финансовая деятельность

18,9

20,6

24,2

31,3

25,1

23,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

39,1

35,7

34,9

10,2

16,3

12,8

окончание таблицы 2

образование

43,9

46,1

47,3

1,2

0.0

0.2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

42,3

40,8

42,0

5,6

15,4

10,3

предоставление персональных услуг

33,3

38,0

47,0

34,9

14,2

15,5



По данным таблицы, износ по основным отраслям, таким как здравоохранение, образование, ЖКХ и строительство приближается к 50 %. Как уже было сказано, в настоящее время данные отрасли малорентабельными, а значит и сокращается их инвестирование. Поэтому и накапливается износ оборудования. По производству и распределению газа воды показетель не превышает 30% за рассмотренный период 2006-2009 года. Причина в том, что за этот период в оборот введено большое количество мощностей за счет развития строительства как жилых помещений, так и нежилых. Забегая вперед, необходимо сказать, что строительство в г.о. Самара за период 2003-2009 г.г. является самой стабильной и одной из самых прибыльных отраслей. Коэффициент обновления показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. Коэффициент определяется как отношение стоимости основных средств, приобретенных в отчетном периоде к первоначальной стоимости основных средств на конец отчетного периода. Чем он выше, тем лучше. По Самаре он достаточно мал. Для нормального функционирования необходимо (нижний предел) 22%. Наиболее близки к этому значению показатели «Гостиницы», «Строительство», «Финансовая деятельность». Последний даже выше на 1,8%. Предприятия данных видов бизнеса имеют достаточно высокий уровень дохода, часть которого они вкладывают в свое развитие.

В г.о. Самара, как уже было сказано, наблюдается тенденция к постоянному увеличению основных фондов. Особенно резкое увеличение произошло в периоде 2005-2008 года. Это напрямую связано с действием на территории  округа федеральный целевых, связанных с развитием медицинского обслуживания, строительства, образования, а также увеличением местного финансирования на благоустройство города. С начала 2009 года следует стабилизация ситуации, так снижается финансирование на всех уровнях власти, и лишь к 2011 году планируется продолжить увеличение числа объектов инфраструктуры и модернизация уже имеющихся.

По объему строительства и инвестиций в основной капитал в 2008 году городской округ Самара  занимал 3-е место среди округов  РФ, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.

Таблица 3

Строительство и инвестиции





Начиная с 1998 года по 2009 год объем инвестиций ежегодно увеличивается на 44% по отношению к предыдущему году. Этот показатель намного выше среднероссийского по городским округам (25-30%). Показатель ввода жилья остается на протяжении всего периода стабильным, напрямую завися от спроса на жилые помещения. Увеличение площади учебных заведений  происходил лишь за счет модернизации и расширения уже имеющихся, в 2004 году было введено наибольшая общая площадь (10510) кв. м. Несмотря на небольшой прирост площадей, их вполне достаточно, так как динамика демографической ситуации в округе говорит о сокращении рождаемости, а значит и о сокращении числа учащихся. Остальные показатели имеют минимальный прирост, негативно отражающийся на состоянии в первую очередь социально незащищенных слоев населения округа.

Таблица 4

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника сферы обслуживания в  2009г.

Показатели

Номинальная

Реальная

Рубли

В % к 2008г.

в % к
2008г.

З/П по РФ

9831,8

123,0

110,9

Г.о. Самара

7227,1

124,0

108,9



По данным таблицы можно сделать вывод, что заработная плата по Самаре в 2009 году была значительно ниже соответствующего показателя по России. Кроме того, реальные доходы хоть и выросли, но довольно малы и ниже общероссийских, что негативно сказывается на благосостоянии граждан, занятых в этой сфере деятельности.

Еще двумя важным показателями являются уровень рентабельности реализованной продукции предприятиями инфраструктуры и наличие убыточных организаций. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности, рассчитывается как отношение чистой прибыли к себестоимости продукции. Другими слова, показывает сколько на 1 рубль затрат приходит рублей прибыль.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 3.  Уровень рентабельности предприятий и организаций в отраслях


Рис. 4. Уровень рентабельности предприятий и организаций сферы здравоохранения


Рис. 5. Уровень рентабельности предприятий и организаций строительства



Рис. 6. Уровень рентабельности организаций сферы образования

По данным приведенных выше 4 графиков можно сделать следующие выводы. Связь, образование, здравоохранение и строительство являются прибыльными сферами. ЖКХ и бытовое обслуживание в рассмотренном периоде являются убыточными. Лишь в 2007 году организации ЖКХ имели прибыль. Однако наблюдается стабилизация положения в этих двух убыточных отраслях, т.е. мы не наблюдаем дальнейшего спада. Таким образом, данные отрасли наименее инвестиционнопривлекательны, а значит, их финансирование в большей мере будет лежать на плечах государства, прежде всего в лице местных органов. Самой стабильной отраслью являлось строительство: достаточно высокая прибыль на протяжении 6 лет. Но в 2009 году, можно уже сейчас сказать, что строительство станет одной из самых убыточных отраслей, так из-за общего снижения доходов населения, спрос на продукцию данной отрасли будет низким, а долгосрочное инвестирование уже было выполнено в предыдущих периодах. Что касается связи, то эта сфера деятельности с 2006 года стала прибыльной (так в 2006 году, например, 100 рублей вложили, 180 получили, то в 2009 100 рублей вложили, а получили 3500 рублей). Т.е. с 2008 года в городском округе Самара отрасль связи является самой развитой и прибыльной. Сюда можно включить мобильную связь, мобильный и домашний интернет. Организации образования и здравоохранения оставались всегда прибыльными, так как являются «продуктами» ежедневного спроса. Однако в период 2005- 2007 года в данных сферах наблюдался спад. Спад происходил из-за недофинансирования,  перетока капитала в другие, более прибыльные, отрасли, низкое качество предоставляемых услуг (так в 2003 году в здравоохранении вложили рубль, получили 8 рублей, а уже в 2006 прибыль была в 17 раз меньше). Причем снижение имело резкий характер (всего за 3 года), что не позволило ни государству, ни рынку найти быстро оптимального решения, что негативно отразилось на благосостоянии граждан. Рост произошел после запуска целевых программ «Здоровье» и «Образование», а также увеличения доходов граждан.

Теперь можно перейти непосредственно к характеристики отдельных отраслей инфраструктуры г.о. Самара.

 Коммунальная инфраструктура (коммунальный сектор городской эконо­мики) включает в себя ряд подсистем.

В первую очередь, выделим жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), зада­ча которого — обеспечение нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (жилых и нежилых зданий). Нормальная эксплуа­тация — это техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энер­гии) для создания комфортных условий проживания и работы (жилищные и коммунальные услуги).

Помимо жилищно-коммунального комплекса, коммунальная инфраструктура обеспечивает поставку необходимых ресурсов в социальный (бюд­жетный) сектор — школы, больницы и т.п., а также коммерческим потреби­телям.

Сектор благоустройства обеспечивает должный уровень благоустройства городской среды — это строительство и поддержание городских дорог, зе­леных насаждений, зон рекреации, санитарная уборка и т.д.

Предприятия коммунальной инфраструктуры,  прежде всего характеризуются тем, что производят общественные блага в чистом виде (городское благоустройство) либо товары и услуги, обладающие существенными чер­тами общественных благ, — так называемые смешанные общественные бла­га (водоснабжение). С точки зрения теории общественных благ блага, про­изводимые предприятиями коммунального хозяйства, относятся к катего­риям локальных и социально значимых благ.

Вторая особенность коммунальной  инфраструктуры — сложная система взаимосвя­зей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная как сложной схе­мой технологического взаимодействия в производственном процессе, так и противоречивыми интересами бизнеса и общест­ва, которые вытекают из публичной приро­ды услуг.

Третьей особенностью коммунальной инфраструктуры является монопольное по­ложение большинства предприятий ком­плекса на локальных рынках (как правило, в пределах поселений). С одной стороны, это связано с монопольным положением предприятий, обеспечивающих поставку ресурсов по сетевым системам (водоснаб­жение). С другой — монополизм в жилищ­ном секторе и секторе благоустройства яв­ляется в значительной степени продуктом социалистической системы хозяйствования, и развитие рыночных инсти­тутов в конечном счете приведет к демонополизации этих секторов.
Таблица 5

Жилищный фонд г.о. Самара за период 1998-2009 г.



Как мы видим, с 1999 года по 2009 год все показатели постоянно увеличиваются. Данное увеличение происходит достаточно заметно по отношению к предыдущему году, что положительно сказывается на благосостоянии граждан. Единственным показателем, который имеет отрицательную динамику, является «Приватизированные помещения». Это связано с тем, что, начиная еще с 1991 года,  у граждан появилась возможность оформить помещения в частную собственность. Приватизация возможна только до 1 марта 2010 года. К объектам, которые не подлежат приватизации относят:

1)          Ветхое и аварийное жилье

2)          Служебные помещения

3)          Помещения непрямого назначения (должна быть конкретная цель использования)

Таблица 6

Коммунальное хозяйство





По показателю «Отпущено воды» наблюдается снижение. Это связано с тем в Самаре, начиная с 1998, года закрыто много предприятий промышленного назначения. А, как известно, именно они являются главным потребителем водных ресурсов. Кроме того, была проведена модернизация городской водопроводной системы, что позволило сократить количество утечек. Показатели мощности, пропуска сточных вод и очистки за последние годы также снизились по причине износа основных фондов и постоянного недофинансирования. Но показатель «Гостиницы» увеличился. Связано это прежде всего с увеличением трудовой миграции и развитием в Самарской области туризма.

Г.о. Самара отличается развитой транспортной сетью, состоящей из практически всех видов транспорта: железнодорожного, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного. При этом ключевую роль в перевозках играет железнодорожный транспорт, обеспечивающий около 75% грузооборота. Помимо потребностей округа, железнодорожный транспорт обеспечивает связь между восточными и западными регионами России через Самару.

 Важное транспортное значение играют реки Волга и Самара с разветвленными судоходными притоками. Такое значение городскому округу придается из-за связи с нижегородским транспортным узлом, который является крупнейшим в России по речному грузообороту.

Городской транспорт (ГТ) является ключевой сферой экономики города с точки зрения обеспечения ключевого преимущества города — доступнос­ти разнообразных видов деятельности и взаимодействия. Данная лекция посвящена в основном городскому пассажирскому транспорту (ГПТ) — сфере предоставления общественных транспортных услуг. Хорошая орга­низация и эффективность работы ГПТ оказывают влияние не только на соб­ственно пассажиров, но и на всех жителей города. В России исторически го­родской пассажирский транспорт развит более, чем во многих других странах.

Основными видами городского пассажирского транспорта (по массово­сти осваиваемых перевозок) являются автобус, троллейбус, трамвай и мет­рополитен. При наличии метрополитена им осваивается наибольшая доля внутригородских перевозок, в городах без метрополитена ведущим видом ГПТ является автобус.
Таблица 7

Пассажирский транспорт и связь



Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Протяженность эксплуатационного

пассажирского пути (линий) по видам

транспорта, км:

трамвайного (в двухпутном исчис-

лении)



76,1

76,1

76,1

77,3

76,1

76,1

76,1

76,1

76,1

76,1

75,0

автобусного

(во внутригородском сообщении)

1375,0

1338,0

1295,0

1357,5

1449,9

1421,6

1327,8

1224,0

1005,8

897,8

624,2

троллейбусных линий (в двухпут-

ном исчислении)

92,5

92,8

92,8

92,8

92,8

92,8

92,8

92,8

92,8

92,8

92,8

метрополитена (в двухпутном

исчислении)

7,8

7,8

7,8

7,8

7,8

9,1

9,1

9,1

9,1

9,1

10,3

Число маршрутов, единиц:























трамваев

20

20

21

22

22

22

22

22

22

22

22

автобусов

(во внутригородском сообщении)

109

109

93

94

98

98

92

77

65

61

48

троллейбусов

18

18

17

17

17

17

17

17

17

17

17

станций метрополитена

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

9

Наличие подвижного состава, единиц:























трамваев

422

422

422

422

422

422

424

424

424

424

424

автобусов

(во внутригородском сообщении)

954

986

909

926

877

794

807

736

593

636

516

троллейбусов

263

263

262

252

249

248

248

251

249

249

249

вагонов метрополитена

46

46

46

46

46

46

46

46

46

46

46

Число перевезенных за год пассажи-























ров, млн. человек:























трамваями

156,1

171,2

177,9

187,9

207,5

204,3

202,1

193,7

71,6

79,8

93,3

автобусами

(во внутригородском сообщении)

251,7

269,8

364,1

381,7

352,4

289,0

242,0

210,4

98,6

49,5

59,6

троллейбусами

93,6

101,5

91,1

96,8

104,0

95,6

90,0

83,9

27,6

29,6

34,5

метрополитеном

29,3

28,6

24,9

27,3

26,0

23,6

25,3

20,8

10,8

11,4

12,0

Число телефонных аппаратов теле-

фонной сети тыс. штук

242,2

220,0

229,6

241,7

245,6

255,4

275,1

285,5

306,9

315,4

322,5



Длина трамвайных путей за рассмотренный период не изменилось, так как такой вид транспорта является в городских масштабах достаточно экономичным, самым экологичным и вместительным. По той же причине не изменились маршруты троллейбусов. А вот автобусные маршруты сократились, как само их число, так и протяженность пути. Это связано с появлением на рынке транспорта частного извоза, который предлагает более выгодные условия (если не считать стоимость проезда): комфорт, малое время прибытия до необходимого места. Из-за постоянного износа основного состава и недофинансирования со стороны государства и частных инвесторов, число троллейбусов и автобусов сократилось. Причина все та же — нерентабельность.  Сокращения числа перевезенных граждан связанна с ростом числа личного автотранспорта. Очень положительным моментом можно считать постепенное развитие метрополитена, так как метро может разгрузить дорожный поток, имеет большие возможности перевоза граждан. Постоянный рост телефонизации населения г.о. Самара говорит об увеличении благосостоянии граждан.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Финансовый рынок

Одним из финансовых центров г.о. Самара является Самарская валютная межбанковская биржа, которая была зарегистрирована 29 апреля 1994 года. СВМБ обеспечивает участие в торгах государственными, субфедеральными и корпоративными ценными бумагами, котируемыми в общероссийской торгово-депозитарной системе, в торгах по иностранной валюте – доллару США и евро. Участниками торгов на СВМБ являются 16 банков и финансовых компаний.

Таблица  8
Количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензии Банка России, с участием нерезидентов в уставном капитале.



Дата

Действующие кредитные организации на территории г.о. Самара, всего

всего

из них имеют лицензии Банка России

генеральную

предоставляющие право на привлечение вкладов населения

предоставляющие право на совершения операций с иностранной валютой

01.01.2006

8

5

8

2

01.01.2007

8

5

8

3

01.01.2008

10

6

10

4

01.01.2009

10

6

10

10



       В данной таблице указанны только головные банков. За период с 2006 года по 2009 год количество банков увеличилось с 8 до 10. К основным игрокам рынка банковских продуктов относятся банки:

1) Сбербанк

2) ВТБ

3) Банковская корпорация Сосьете Женераль Восток

Данные организации контролируют 70% оборота рынка банковских услуг и в совокупности имеют 67% активов всей банковской системы. Последняя за «кризисный» 2009 г. не претерпела особых изменений: на 1 ноября нет ни одного реорганизованного и ликвидированного банка. Тем самым доказав свою стабильность.

                                                                                                            Таблица  9
Группировка действующих кредитных организаций по доле участия нерезидентов в уставном капитале.



Дата

до 1%

от 1% до 20%

от 20% до 50%

от 50% до 100%

100%

01.01.2006

5

1

2





01.01.2007

5

2

1





01.01.2008

7

2

1





01.01.2009

8

4









Выше указанная таблица очень хорошо иллюстрирует снижение финансовой зависимости российской (самарской) банковской системы от  иностранного капитала. Таким образом, происходит снижение утечки капитала за рубеж. Полученные средства (а именно % по ним), которые банки обязаны были выплачивать своим иностранным партнерам за пользование их финансовыми ресурсами, теперь вливаются в отечественную экономику. На данном этапе данные вложения, прежде всего, направляются  в газо-нефтеперерабатывающую промышленность, затем в связь, и только после инвестируются отрасли инфраструктуры.

В Самаре параллельно существу­ют и надежно функционируют финансовые службы города.

Мониторинг предприятий, проводимый Главным управлением Банка России по г.о. Самара, показывает, что банковский сектор отличается достаточно высоким ем обслуживания и качеством предоставленных услуг. По результатам последнего опроса около 45% предприятий высоко оценили уровень банковского сектора на территории г.о. Самара.

Возможностью получения всего спектра банковских услуг располагали 98,2% предприятий из числа участвующих в мониторинге), и только 10,3 % считали ее низкой, причем активность предприятий в использовании банковских услуг нарастает.

Более 95% предприятий сохранили партнерские отношения с теми кредитными организациями, в которых они обслуживались и ранее. Такие решения предприятий в большей мере определили: наличие опыта сотрудничества, уверенность в финансовом положении банков и филиалов, удобное расположение кредитных организаций, уровень квалификации персонала кредитных ор­ганизаций.

Предприятия заинтересованы в получении услуг по кредитованию, включая такие его виды, как овердрафт, проектное финансирование, вексельное кредитование, факторинг, лизинг. Предпри­ятия ожидают, что банки продолжат развивать технологии дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием возмож­ностей Интернет, консалтинговые услуги, вклю­чая анализ состояния рынков и рекомендации по вложению средств, иные информационно-анали­тические услуги.
Коммерческая деятельность кредитных организаций г.о. Самара.

С 2007 г. продолжился рост объемов опера­ций кредитных организаций, действующих на территории г.о. Самара. Суммарный объ­ем их активов и пассивов (по головным офисам и филиалам кредитных организаций, расположен­ным на территории региона) увеличился на 58% (с учетом уровня инфляции — на 45,4%) и достиг 252,3 млрд. руб. на 1 января 2008 г. (рис. 3.26).




Рис. 7. Динамика показателей деятельности банков г.о. Самара

Большая часть пассивов сформирована сред­ствами на счетах физических лиц. По сравнению с началом года их суммарный объем увеличился на 24.7  млрд. руб. (на 36,2%) и на 1 января 2008 г. составил 94,5 млрд. руб. (37,0% всех пассивов). Подавляющая часть данной суммы — срочные вклады (98,8%).

Следующими по значению источниками ре­сурсов являлись: средства предприятий и орга­низаций на расчетных, текущих и прочих счетах — 37.8          млрд. руб. (15,0% общего объема пассивов); средства в расчетах, большей частью состоящие из ресурсов, переданных головными офисами банков, находящихся за пределами Самарской области, для размещения в городе Самара — 31,7 млрд.


В2010 гг. ожидаетсядальнейшийрост капиталаиприбылибанков. Сред­негодовойприросткапиталаврассматриваемом периодеможетсоставить15-20% (сверхуровня инфляции), прибыли—50-70%. Крометого, ожи­дается, чтовсекрупныебанкиполучатинвестиционныерейтинги международныхрейтинговыхагентствиосущест­вятпервоепубличноеразмещениесвоихакций нафондовыхбиржах(IPO).

Страховые услуги.

Внастоящеевремянарынкестраховыхуслуг г.о. Самарадействуют23 местныеорга­низациии91 филиалинорегиональныхстраховых компаний.

Вцеломсостояниестраховой инфраструктурыотражаетобщероссийскуютен­денцию—заметноснижаетсяколичестводейст­вующихместныхкомпаний, ауровеньобеспечен­ностистраховымиуслугами, какивбольшинстведругих городов, определяетсядея­тельностьюфилиаловкрупнейшихроссийских страховыхорганизаций.

Сложившаясяситуация, соднойстороны, при­водиткрасширениюспектрапредлагаемыхус­луг, асдругой—ростуконкурентногодавления наместныестраховыекомпанииикакследст­вие—кнеобходимостиувеличенияихкапитали­зации.




                       

Рис. 8. Развитие рынка страховых услуг

 на территории г.о. Самара (ед.)

Несмотрянаувеличениеколичествафилиалов инорегиональныхстраховыхкомпаний, надолю местныхстраховыхорганизацийприходитсябо­лее50% совокупногообъемасобранныхстрахо­выхвзносов.

Крометого, впервуюдесяткукрупнейшихи стабильноработающихнарынкестраховыхуслуг Самарскойобластикомпанийвходятпреимущественнорегиональныеорганизации, такиекак «Самара-Мед»,, «СОК», «АСКОМЕД», «Самара-АСКО».

Совокупныйобъемсобранныхнаг.о. Самарастраховыхвзносовповсем видамстрахованияс2005 по2007 г. увеличилсяв 1,5 разаиимееттенденциюкросту.


В 2007 г.  суммастраховыхвзносов достиглауровняпоказателяза2006 г., составив более10 млрд. руб., изкоторых4,1 млрд. руб. приходитсянаинорегиональныестраховыеорга­низации, 6,4 млрд. руб. —нарегиональныеком­пании.

Вструктурестраховыхпоступленийв 2006-2007 гг. преобладаладоляобязательного страхования, однаков2008 г. доляпоступлений подобровольнымвидамстрахованияувеличи­ласьисоставилаболее50%. Приэтомнаиболее активновструктуредобровольногострахования рослострахованиеимущества, ответственности, атакжеличноестрахование.

Вцеляхобеспечениястраховойзащитойрис­ковобластногобюджетаиоказаниягосударст­веннойподдержкистрахованиянатерритории г.о. Самараежегодноизобластногобюд­жетавыделяютсясредстванастрахованиеимущества, находящегосявсобственностиокруга, обязательноемедицинскоестрахованиенерабо­тающихгражданидобровольноемедицинское страхованиегосударственныхслужащихСамары.
Таблица 10

Структура страховых поступлений (в млн. руб.)



Официальнымгодомрожденияфондового рынкавРоссиисчитается1990 г., когдапояви­лисьпервыенормативныедокументы, регули­рующиебудущуюдеятельностьнаэтомрынке. Однакотольков1992 г. появляютсяпервыеучаст­никирынка—инвестиционныеинституты, компа­нии, акционерныеобщества. Кконцу1996 г. фи­нансовымуправлениемг.о. Самара  наее территориибылозарегистрировано105 инвести­ционныхинститутов, 9 специализированныхин­вестиционныхфондовприватизации. Средиведущихоператоровнарынкеценныхбумаг выделялсярядбанков: Самараагробанк, РосЭстбанк, Волго-Камскийкоммерческийбанк, банкСолидарность, Элка-банк.

СтруктураСамарскогофондовогорынкана тотмоментвключаласледующиесекторы: госу­дарственныеценныебумаги; акцииприватизиро­ванныхпредприятий; ценныебумагичастных эмитентов, созданныхневпроцессеприватиза­ции; ценныебумаги, выпущенныеместнымиор­ганамивласти; рыноккорпоративныхоблигаций.

Индекс выпуска по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) в 2008 г. составил относительно соответствующего периода предыдущего года 104,7%, т.е прирост.

Промышленностью (производство оборудования для предприятий инфраструктуры) в 2008г. произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 2,1 трлн.рублей, или 22,5% от общего объема промышленного производства России. Индекс такого производства по сравнению с 2007 г. составил 105,4%.

Индекс цен производителейпромышленной продукции составил 128,4%.
Таблица 11

Количество организаций по видам экономической деятельности (на 1.01, ед.)



окончание таблицы 11



Число предприятий, начиная с 2005 года, постоянно увеличивается. Как уже было сказано, такие предприятия (кроме ЖКХ) являются прибыльными. Их увеличение позволяет создавать новые рабочие места, прежде всего для людей со среднеспециальным образованием.

В 2009 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 8,1 млн.кв.метров жилья, что составило 106,1% к уровню 2008 года.

Оборот организаций оптовой торговлив 2009 г. составил 1,3 трлн.рублей и увеличился по сравнению с 2008 г. на 10,0%.

Оборот розничной торговлив 2009 г. увеличился в товарной массе по сравнению с 2008г. на 12,5% и составил 929 млрд.рублей. В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 30,1 тыс.рублей. В обороте розничной торговли доля непродовольственных товаров составила 52,9%.

Внешнеторговый оборотв 2009 г. характеризовался положительным торговым сальдо (13,5 млрд.долларов США), в том числе экспорт — 16,4 млрд.долларов, импорт — 2,9 млрд.долларов США, и составил 11,5% от общероссийского внешнеторгового оборота.

Предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы в 2009 г. использовано 429 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 105,1% к уровню соответствующего периода предшествующего года. На долю городского  округа приходится 15,7% всех инвестиций России.

Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 57,2%, привлеченные средства — 42,8%, в том числе 6,6% — средства федерального бюджета. Индекс цен производителей в строительстве составил 113,4%.

Индекс потребительских цен составил 112,4%, в том числе на продовольственные товары — 113,0%, непродовольственные товары — 107,3%, платные услуги — 121,6%.

В 2009 г. населению было оказано платных услуг на 268 млрд.рублей, индекс физического объема по сравнению с 2008г. составил 107,7%.
Таблица 12



Услуги населению



Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Общий объем платных услуг, млн. рублей (до 1998г. — млрд. рублей) Индекс физического объема платных услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ

3751,9 117

4409,6111

5789,5 108

7015,4 101

10007,7 116

13749,6 106

17963,5 103

24472,5 113

30853,6 106

38737,9 106

48506,1 109

Объем платных услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тис. рублей)

3075

3632

4796

5857

8425

11667

15376

21148

26874

33942

42650

Общий объем бытовых услуг, млн. рублей (до 1998г. — млрд. рублей) Индекс физического объема бытовых услуг, в процентах к предыдущему ГОДУ

625,0 162

839,5 123

979,1 97

1109,5 100,4

1477,8 117

1492,6 82

1788,5 106

2407,3 114

3129,6 110

3768,1 106

4639,1 111

Объем бытовых услуг в расчете на душу населения, рублей (до 1998г. -тыс. рублей)

512

691

811

926

1244

1266

1531

2080

2726

3302

4079



Динамика данных показателей имеет возрастающую тенденцию. Однако увеличение платных услуг приводит к «удорожанию жизни». А если мы дифференцируем население Самары по возрасту, здоровью и доходам (стариков, инвалидов и детей будет чуть больше половины всего населения), то значит платные услуги снижают уровень жизни населения. Тем более, что «Дорого — не значит лучше». Увеличение бытовых услуг имеет обратный платным услугам эффект. Чем их больше, тем выше конкуренция между поставщиками таких услуг. В борьбе за клиента качество товаров и их цена становятся лучше для потребителя (мы не учитывает монополии).

Образование является одной из важнейших забот городской власти. Жителям неважно, откуда приходят финансовые средства в школу или детский сад. Им важно, чтобы их дети могли ходить в детский сад, а затем в школу, желательно недалеко от дома, чтобы школа была отремонтирована, а зимой в ней было тепло, чтобы детей кормили школьными завтраками, а занятия не отменяли из-за забастовок учителей. Обеспечить все это долж­ны муниципальные власти.

В расходах местных бюджетов российских городов доля расходов на об­разование за последние семь лет выросла на 8 процентных пунктов и достигла трети расходов муниципального бюджета. По ряду регионов расхо­ды на образование уже превысили расходы на ЖКХ и стали самой крупной статьей расхода муниципальных бюджетов. Именно муниципалитеты фи­нансируют учреждения самого массового общего образования: общеобра­зовательные школы, детские сады, учреждения дополнительного образо­вания детей.

Переданная в начале 1990-х годов на муниципальный уровень, школа в России, формально перестав быть государственной, стала муниципальной. Децентрализации в образовании способствовало законодательство о мест­ном самоуправлении. Законами «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления» образование было отнесено к совместной компетенции местных органов власти. Финансирование общего среднего образования стало осуществляться местными органами. Однако недостаток финансовых средств у бюджетов муниципального уровня (а именно муниципалитеты по действующему законодательству несут ответственность за учреждения общего образования) поставил вопрос о передаче образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации. Госсовет в августе 2001 года принял решение о целесообразности передачи школ с муниципального уровня на уровень субъектов Федерации то есть государственный уровень. С одной стороны, на это были серьезные основания. Общее образование, в отличие от других вопросов местного значения (благоустройство, водоснабжение и т.п.), гарантировано Конституцией (гарантии бесплатно го общего образования). Это определяет необходимость государственного финансирования даже в том случае, если у местного самоуправления нет достаточных ресурсов для обеспечения этих конституционных гарантий.

С другой стороны, в большинстве стран общеобразовательная школа, являясь государственной, расположена именно на муниципальном уровне, в ведении местной администрации, вне зависимости от того, из какого бю­джета она финансируется. Связано это с тем, что именно муниципальный уровень в наибольшей степени приближен к потребителю образователь­ной услуги. При передаче школы на уровень вышестоящего бюджета облег­чается решение проблемы ее финансового обеспечения, но затрудняется контроль за школой со стороны потребителя, система становится менее прозрачной.

В 2003 году был принят закон, который наделяет органы местного само­управления государственными полномочиями по обеспечению государст­венных гарантий прав граждан на общее образование. То есть школа, оста­ваясь муниципальной, часть финансовых средств должна в обязательном порядке получать с уровня субъекта Федерации в виде субсидии на образо­вательный процесс. Финансирование же собственности, школьных зданий остается за муниципалитетами.

Новое законодательство о местном самоуправлении закрепляет этот процесс подключения государственного уровня, уровня субъекта Федера­ции, к финансовому обеспечению общего образования. В Федеральном за­коне «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон „Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации“2 выделение субвенций муниципалитетам на общее образование отнесено к полномочиям субъектов РФ.

Таким образом, в России стала выстраиваться система финансирования муниципального образования, при которой школа, оставаясь муниципаль­ной, финансово частично обеспечивается из регионального бюджета (правда не напрямую, а через бюджет муниципалитета), обязательства по финансированию разделены между субъектом Федерации (финансирова­ние заработной платы и учебных расходов) и муниципалитетом (содержа­ние зданий). Порядок финансирования всех прочих образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципалитетов, не изменился, они полностью должны обеспечиваться средствами местного бюджета.

Таблица 13

Дневные общеобразовательные учреждения

на начало 2008/2009 учебного года



г.о. Самара

Число дневных
общеобразовательных учреждений

Численность обучающихся,
тыс.человек

Числен-ность обучаю-щихся,
в % к 2007/2008 учебному году

Всего

В том числе

всего

В том числе

Государ-ственных

Негосу-дарствен-ных

Госу-

дарственных

Негосударст-

венных

180

160

20

140,9

138,3

2,6

93



Таблица 14

Государственные средние специальные учебные заведения

на начало 2008/2009 учебного года

г.о. Самара

Число государственных средних специальных
учебных заведений

Численность студентов

всего,
тыс. человек

в % к 2007/2008
учебному году

61

63,0

101,6



Таблица 15

Высшие учебные заведения на начало 2008/2009 учебного года

 

Число
высших учебных заведений

Численность студентов, тыс.человек

Численность студентов,
в % к 2007/2008 учебному году

всего

в том числе

всего

в том числе в

государс-
твенных

негосудар-
ственных

государс-
твенных

негосудар-
ственных

г.о. Самара

30

16

14

170,5

141,1

29,4

104,7



Что касается образования, то оно в г.о. Самара всегда высоко уровню, качества. Школ, профессиональных учреждений и ВУЗов достаточно в полной мере, чтобы все желающие могли получить образование того или иного вида. Ежегодно происходит уменьшение числа выпускников школ, но учащихся ВУЗов становится больше за счет притока желающих как из области, соседних областей, так и ближнего зарубежья. Положительным моментом является преобладание государственных ВУЗов над частными, так как уровень подготовки в них выше. Что касается, например, школ, то здесь достаточно спорный вопрос. В частных школах уровень образования намного выше (Университет Наяновой), но не все финансово могут позволить своим детям такое образование.

Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2008 г. составила 15,6 млн.человек, или 65,2% общей численности населения округа и 21,4% экономически активногонаселения страны.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по городскому округу составили 4657 рублей (в среднем по России — 6296 рублей).    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.  
Пути оптимизации развития  инфраструктуры муниципальной экономики

Сегодня на первый план выходят проблемы развития каждого муниципального образования, обеспечения единства и целостности страны. В этих условиях задачи местной политики отнюдь не сводятся лишь к поддержке кризисных территорий. Они существенно усложняются. Цена непродуманного отвлечения ресурсов от решения общенациональных задач и в первую очередь задач экономического роста в пользу развития отдельных территорий в специфических российских условиях может оказаться чересчур высокой.

Эффективное управление экономическими и социальными процессами в обществе должно преследовать не только и, может быть, с учетом современного положения в России не столько цели раздела, в том числе между образованиями, скудного общественного богатства, сколько задачи его созидания. Сложившаяся после выборов президента РФ 2000 года политическая ситуация создала условия для перехода к активной политике муниципального развития при поддержке федерального уровня и стимулирования инвестиций, согласования усилий центра и муниципалитетов. Характер их взаимоотношений должен способствовать возникновению предпосылок для экономического роста и самой Федерации, ее регионов и городов.

Основными  направлениями  развития  инфраструктуры рынка   являются:

    — преодоление  экономического  кризиса,  приведшего  к  резкому  сокращению  производства,  повышению  уровня  безработицы,  к  взаимным   неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к  снижению  уровня  жизни   населения;

— в машиностроительном  комплексе  –  проведение  серьезной  реконструкции,  модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;

  -  приведение  земельной  реформы  в  действие,  реструктуризация   крупных   предприятий;

-  создание  сети  в городе крупных перерабатывающих предприятий для  более глубокой переработки продукции;

— решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения  на  основе   достижения   утраченных   позиций   и   дальнейшего   развития   отраслей   материального   производства   (промышленности,   сельского    хозяйства,   транспорта, строительства, здравохранения и др.).

Итак, по данным  «Самарской газеты» от 16 августа 2009 года,  генерального плана развития инфраструктурного потенциала сейчас у г.о. Самары нет. Действующий ныне был принят в 1997 году и рассчитан на период до 2005 года. В настоящий момент кроме этого документа разви­тие городского округа регулируется еще «Правилами за­стройки и землепользования», утвержденными постановлением Самарской городской думы №61 от 26.04.2001.

С приходом в нашу жизнь рыноч­ных отношений возникла необходимость разра­ботки нового, отражающего реалии сегодняшне­го дня, генерального плана. Результатом работы нескольких экспертных групп стал опубликован­ный 16 августа 2009 года проект этого докумен­та, который определит развитие города на бли­жайшие 20-30 лет.

В целом документ можно разделить на три части относительно сферы приложения: жи­лье (строительство и реконструкция), социальная инфраструктура, техническая ин­фраструктура.

Согласно новому генплану, развитие города будет проходить за счет:

1) совершенствования пространственной ор­ганизации уже застроенных территорий (в т.ч. сноса ветхого жилья);

2) освоения новых площадок.

Территориально г.о. Самару планируют расширить в трех направлениях: север и северо-восток (зе­мли Красноглинского и Кировского районов) и юг (Куйбышеский р-н). В этих направлениях расположены так называемые «условно свободные территории» (данные в при­веденной таблице).

Что касается социальной инфраструктуры, в разделе «Градостро­ительное развитие общественного пространства» отмечается, что сеть учреждений обслуживания населения достаточно развита, но «их мощ­ность не всегда достаточна для проживающего населения».

Особое внимание разработчики про­екта генплана уделили развитию рекреа­ционных зон и инфраструктуры отдыха и туризма. В течение 10 лет планируется построить Самарский зоопарк (на терри­тории 100 га), канатную дорогу Самара — о.Проран — с.Рождествено, рекреационно-туристическую экспозицию «Старая Самара», спортивную арену на террито­рии Самарского Заречья, а также развить сеть объектов детско-юношеского туриз­ма и создать пешеходные торгово-рекреационные зоны по некоторым спускаю­щимся к Волге улицам.

Развитие технической инфраструктуры в проекте представлено планами по созданию промышленно-коммунальных зон на правом берегу реки Самары. Площади более 191 га авторы проекта выделили под строительство крупного транспортно-логистического центра.А всего под объекты промышленно-коммунального строительства выделено порядка 1100 га. Проектом предложены места расположения пожарных депо, депо метрополитена и пр. В районе пос. Ясная Поляна на муниципальных землях предполагается выде­лить под кладбище территории в 70 га.

Для улучшения экологической обстановки в мегаполисе в генплане прописан ряд мер. Например, до 2015 года планируется разработать и реали­зовать проекты организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных предприятий Самары. Правда, при этом следующий пункт декларирует планы по сокращению величины таких зон промышленных и коммунальных пред­приятий. Возможно, организация СЗЗ будет подразумевать сокращение их площади. Однако, не факт, что экологическая ситуация в городе при этом улучшится.

Среди прочих мер по борьбе с загрязнением воздуха упомянут первый этап программы по переводу муниципального транспорта на ис­пользование природного газа в качестве моторного топлива.

Водные объекты планируется беречь путем снижения объемов стоков, строительства и реконструкции очистных сооружений. На мусорных полигонах авторы проекта предусмотрели создание сортировочных станций. Утилизация ТБО бу­дет проводиться тремя методами: рециклингом, компостированием и терми­ческим обеззараживанием. По заключению разработчиков проекта, мощно­стей существующих ныне полигонов хватит еще на 25-30 лет. После публикации проекта Генерального плана до его окончательного утверждения должно пройти три месяца. В течение следующих трех месяцев после утверждения этого документа должен быть разработан план его реали­зации на ближайшие два года с перечнем планировочных мероприятий и финансово-экономическим обоснованием. Однако самым главным итогом утверждения генплана должно стать начало планомерной и упорядоченной работы по приданию Самаре достойного вида, улучшению качества жизни го­рожан и, пожалуй, более четких перспектив развития города с точки зрения инвесторов.

Основные направления управления экономикой муниципального образования:

— управление муниципальным имуществом;

— финансовая политика — управление муниципальными финансами;

— промышленная политика — взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;

— налоговая, тарифная, ценовая политика;

— инвестиционная политика;

— управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.

Для решения стоящих перед городским округом проблем необходимо создать четырёхуровневую систему про­граммных документов, состоящую из программы социально-экономического раз­вития области, областных целевых программ, программ правительства Самары, ведомственных программ.

Освоение мощных и высокоэффективных топливно-энергетических ресурсов, леса, полезных ископаемых позволило создать здесь развитую систему, спе­циализацией которой стали энергоемкие отрасли цветной металлургии, химическая, атомная, микробиологическая промышленность, крупнейший в стране лесной комплекс, а также машино­строение, производство строительных материалов и др.

За годы реформ ведущие отрасли с высокоэффективной энергетической и сырьевой базой благо­даря их конкурентоспособности на зарубежном рынке сумели не только сохранить объемы производ­ства, но в ряде случаев даже их увеличить. Отрасли, не опирающиеся на высокоэффективные ресур­сы (машиностроение, легкая, химико-фармацевтическая промышленность и др.) и ориентирующиеся преимущественно на неплатежеспособный внутренний рынок, понесли серьезный урон.

Реалии рыночных реформ таковы, что инвестиции — как российские, так и зарубежные — идут главным образом в сырьевые отрасли, дающие гарантированный результат и наиболее уверенно кон­курирующие на зарубежном рынке, о чем свидетельствует анализ работы промышленности  за последние 15 лет. Городской округ Самара располагает значительным ресурсным потенциалом, при­чем не месного, а федерального значения.

Это крупные месторождения природного газа, нефти, железных руд, огромные лесные массивы, обеспечивающие благоприятные перспективы для освоения и реализации продукции на зарубежном и отечественном рынках как в сыром, так и в переработанном виде.

Эти крупномасштабные ресурсные проекты могут стать импульсом развития экономики не толь­ко городского округа Самары, но и всего региона. А как известно развитие инфраструктуры прямо пропорционально развитию промышленности.

Перспективные индустриальные и транспортные проекты города характеризуются различными  сроками реализации, в значительной части проектов пока не ясными. Тем не менее,  приведенные ресурсные проекты предусматривают добычу полезных ископаемых и производство продукции, востребованной и конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому они вошли в перспективные планы крупных, располагающих финансами компаний, и это представляется серьезной гарантией того, что,  по крайней мере большая часть из них будет реализована. Следовательно, новый промышленный бум в течение ближайших десятилетий городскому округу Самара  гарантирован.

Освоение и транспорт нефти и газа, а также реализация других ресурсных проектов будут спо­собствовать развитию как в Самаре, так и области, так и в других субъектах Федерации смежных произ­водств в различных отраслях промышленности. Увеличится производство горного и металлургичес­кого оборудования, строительных материалов, продукции деревообработки. Реализация проекта, особенно в части производства алюминия, а также транспорта нефти и газа, потребует значительных дополнительных мощностей в электроэнергетике. Все это создаст многие тысячи высокооплачивае­мых рабочих мест и укрепит налоговую базу регионов.

Работа с предприятиями промышленности и транспорта города по линии заключения соглаше­ний и организации их взаимной поддержки производится путем взаимозачетов и других форм расче­тов за потребляемую продукцию и услуги.

Возможно улучшение инвестиционного климата путем снижения инвестиционных рисков. Ин­струментом этого может служить содействие созданию страховых и залоговых фондов, ассоциаций финансово-кредитных организаций, предоставление государственных гарантий и иных форм государственной поддержки. Муниципальные власти могут воздействовать на объявление предприятия бан­кротом (или его отсрочку) и проведение процедуры банкротства, а также на условия продажи нахо­дящихся в областной собственности пакетов акций предприятий их новым собственникам.

Задачи развития в области инфраструктуры связаны с реализацией пакета проектов и работой с бизнес-структурами и федеральным центром для ее возможной оптимизации. Территории города (окраины) привлекают газовиков, нефтяников, лесников. Местные власти могут решить вопрос комплексного освоения территории при совместном участии компаний в инфраструктурных проектах.

В политике Министерства регионального развития РФ доминирует принцип поддержки уже не регионов, а муниципальных образований — его локомотивов, что, в частности, непосредственно сказалось на распре­делении федерального фонда развития регионов. Таким образом, финансировать теперь будут в первую очередь не регионы, а входящие в его состав муниципальные образования.

Экономические реформы не могут быть самоцелью. Их задача — способствовать необходимым переменам в народном хозяйстве, упрочению положения страны в мировой экономической системе. Соответственно, об успехе или провале реформ можно судить лишь по тому, насколько ожидаемые результаты совпадают с намеченными целями.

При разработке комплекса соответствующих мер необходимо  охватывать  можно больше направлений. Поставить и решить как можно больше задач. Какие-то, но все-таки, будут решены, а не заниматься развитием только прибыльных отраслей, сфер, предприятий. Результаты подобных стремлений, продиктованных самыми лучшими намерениями, весьма незначительны. Во-первых, чрезвычайно обширен сам круг законодательного обеспечения перехода к рынку страны, которая более 70 лет жила по законам централизованно управляемой экономики. Во-вторых, многие предложения, очевидно правильные с точки зрения специалистов, наталкиваются на непонимание и неприятие со стороны общества. По нашему мнению, только при наличии четко обозначенных целей, относящихся к преобразованиям в собственно экономике, можно сузить круг подлежащих решению проблем, сформулировать практически реализуемый перечень мер по реформированию отношений в экономике.

Нужна программа развития экономики городского округа, реализующая некую стратегию, предусматривающую использование экспортных ресурсов. Отсутствие стратегии и соответствующих ей экономических механизмов не позволяет дать истинную оценку эффективности предлагаемых больших проектов и делает бессмысленной их разработку.

Промышленная структура экономики городского округа Самара характеризуется боль­шой концентрацией производственных мощностей, обусловленной использованием, как правило, высокоэффективных крупных источников.

С сокращением внут­реннего рынка эффект от эксплуатации предприятий-гигантов начинают перекрывать растущие за­траты на транспортировку сырья и готовой продукции. Преобладание производств с незавершенным технологическим циклом, к тому же часто сконцентрированных на крупных градообразующих пред­приятиях, обусловливает малую приспособляемость производственной структуры области к быстро меняющимся условиям рынка, и, следовательно, необходимость дополнения рыночных механизмов элементами государственного регулирования. Отмеченные особенности экономики г.о. Самара,  а также «утяжеленная» производственная структура, ее возросшая зависимость от конъюнктуры внешнего рынка в значительной мере определяют рисковый характер и необходимость повышения ее адаптив­ных возможностей.

Экономика городского округа, ее эффективная структура представляются в виде устойчиво развивающего­ся ядра и зоны гибкости, берущей на себя реакцию на действие фактора неопределенности, напри­мер конъюнктуры цен. Ядро устойчивости образуют предприятия отраслей специализации, реализующие объективные конкурентные преимущества региона, а зону гибкости — технологически и организационно связанные с ними небольшие и средние предприятия, с гибкими технологиями и более разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции. Преж­де всего это предприятия, активно использующие эффективные ресурсы межотрасле­вого назначения, — топливно-энергетические, водные, трудовые. При этом крупные производства, что не менее важно, представляются единственными градообразующими объектами для многих горо­дов.

Крупные предприятия, маневренные свойства которых ограничены жесткой технологической схемой и значительными объемами производства, в условиях переходной экономики столкнулись, по существу, с новой для себя проблемой. В отличие от дореформенной экономики, когда они были звеньями «единой фабрики», в современных условиях с разрывом хозяйственных связей, падением внутреннего спроса на их продукцию, резким возрастанием транспортных и энергетических тарифов сейчас стали наиболее чувствительны к разного рода возмущениям.

Подобная двухслойная структура характерна и для экономики развитых стран. Причем базовым выступает слой крупных фирм, включающий сети их представительств, — конкурентной олигопо­лии, дополняемый слоем автоматизированных мелких неассоциированных фирм.

Использование обоснованных нами приоритетных направлений и элементов организационного механизма экономической стратегии г.о. Самара, отвечающих особенностям ее экономики, а также принципам устойчивого и прогрессивного технико-экономического развития, позволяет сфор­мировать эффективную производственную и институциональную структуру экономики, от­личную от экстраполяционного «тиражирования» существующей.

Структурная политика включает: реконструкцию и модернизацию ведущих производств, имею­щих конкурентные преимущества, не на прежней технико-технологической базе (что продолжило бы ее консервацию), а на основе перехода к технологиям передовых технологических укладов; создание промышленных комплексов с полным циклом переработки сырья в соответствии с общей законо­мерностью эволюции отраслевой структуры промышленного производства, характеризующейся опе­режающим ростом обрабатывающей промышленности, повышением эффективности использования добываемого сырья; развитие агропромышленного комплекса с целью максимального самообеспечения области качественными продуктами питания; индивидуальное жилищное строительство, приоритет­ность которого обусловлена нарастанием социальной напряженности в связи с ростом неудовлетво­ренной потребности в жилье из-за десятикратного снижения его ввода в предыдущие года (1991-2000) и низкой платежеспособности большей части населения, а также тем, что жилье, как никакой другой товар, формирует мотивацию к труду, сбережениям, здоровому образу жизни и, кроме того, является катализатором развития мно­гих отраслей экономики.

С целью совершенствования институциональной структуры предполагается формирование кор­поративных структур — вертикально-интегрированных компаний и финансово-промышленных групп, объединяющих финансовый капитал, торгово-сбытовые сети, производственный и научно-техничес­кий потенциал и обладающих большими возможностями для осуществления прогрессивных струк­турных преобразований экономики, повышения ее гибкости и технологической завершенности.

Эффект проектов достигается на основе разумного компромисса — сокращении удельных произ­водственных затрат при росте как относительных, так и абсолютных затрат на транспортировку сырья и готовой продукции, сохранении природной среды, уменьшении потерь от снижения маневренных свойств и адаптивных возможностей региональной экономики.

Для современной экономики особенно важным следствием эффекта масштаба являются сокра­щение удельных расходов на НИОКР и возможность применения передовой технологии производ­ства. С целью повышения эффекта масштаба образуются международные альянсы компаний (напри­мер, в автомобилестроении). Эти свойства эффекта масштаба еще мало используются крупными предприятиями российских регионов. Такие изменения способствуют развитию малого предпринимательства, в том числе и путем рес­труктуризации крупных корпораций с образованием внутрифирменных малых предприятий, характе­ризующихся высоким риском хозяйственной деятельности, большой маневренностью и гибкостью.

Заключение


Современный рынок все настойчивее требует развития горизонтальной интеграции экономического пространства страны, основанной на более эффективных принципах и механизмах прямого взаимодействия муниципальных образований. Речь идет о комплексном, масштабном и проектном взаимодействии одновременно и муниципальных органов государственной власти, и хозяйствующих на их территориях бизнес-структур. Это не что иное, как государственно-частное партнерство при реализации проектов, представляющих особый и общий интерес.

Такое взаимодействие (не обязательно только сопредельных) может оказаться эффективным при реализации крупных инфраструктурных проектов (например, возведения гидроэлектростанций, разработки крупных месторождений, прокладки нефте- или газопроводов, строительства железных и автомобильных дорог). Оно может осуществляться различными способами: в виде финансовой кооперации; путем реализации совместных инвестиционных проектов; в форме совместных социальных программ (например, строительство детских площадок)

Инструмент рыночной кооперации может оказаться существенным дополнением к принятым централизованным схемам сокращения разрывов в уровнях развития всех муниципальных образований. И контрасты здесь не единственная проблема. В самом тяжелом положении находятся депрессивные города с экономикой в состоянии хронического кризиса, не имеющие источников рыночного саморазвития. Есть территории, располагающие, несмотря на тяжелое положение, определенным потенциалом для экономического оживления. Ряд территорий имеет признаки как возрождения, так и спада. В более благоприятном положении находится несколько территорий, где преобразования проводятся энергично и целенаправленно и где уже пожинают первые плоды реструктуризации своих экономик. И совсем немного муниципальных образований занимают довольно сильные позиции, продолжая улучшать инвестиционный имидж. При этом все муниципальные образования независимо от их нынешнего состояния будут вовлекаться в борьбу за привлечение инвесторов, за удержание «своих» или переманивание «чужих» предприятий, за сохранение численности постоянных жителей, рост их занятости и благосостояния, за увеличение потока туристов.

Итак, сегодня на первый план выходят проблемы индивидуального развития каждого муниципального развития, обеспечения единства и целостности страны. В этих условиях задачи муниципальной политики отнюдь не сводятся лишь к поддержке кризисных отраслей. Они существенно усложняются. Цена непродуманного отвлечения ресурсов от решения общенациональных задач и в первую очередь задач экономического роста в пользу развития отдельных территорий в специфических российских условиях может оказаться чересчур высокой.

         Эффективное управление экономическими процессами в обществе должно преследовать не только и, может быть, с учетом современного положения в России не столько цели раздела, в том числе между муниципальными образованиями одного региона, скудного общественного богатства, сколько задачи его созидания.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.