Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Вступление России в ВТО 2

--PAGE_BREAK--Возможные жалобы России и стран — членов ВТО при эвентуальном
вступлении России в ВТО


Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО) охватывает все сферы международной торговли на основе более 50 основных правовых актов, вошедших в так называемый пакет соглашений Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) многосторонних торговых переговоров государств — участников ГАТТ*(1).

В отличие от первоначального Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), Соглашение о создании ВТО охватывает значительно более широкий круг вопросов о торговле. Оно распространяется не только на торговлю, но и на услуги, интеллектуальную собственность, государственные закупки, инвестиционные соглашения и т.д.

Представляет интерес информация о жалобах на нарушения соглашений ВТО.

Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО, явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г., приведены в таблице, из которой следует, что чаще всего нарушались положения ГАТТ-1994, Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашения о выполнении ст. VI ГАТТ-1994 (Соглашения об антидемпинговой практике), Соглашения по процедурам лицензирования импорта. Кроме того, по две жалобы были поданы в связи со спорами по Соглашению об учреждении ВТО и Договоренности о разрешении споров.
Таблица


Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО,
явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб
(в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г.)*(2)


┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐

│            Наименование соглашения ВТО            │      Кол-во       │

│                                                   │  предполагаемых   │

│                                                   │     нарушений     │

│                                                   │  соглашений ВТО,  │

│                                                   │ по которым поданы │

│                                                   │      жалобы       │

├───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┤

│                  Многосторонние торговые соглашения                   │

├───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┤

│Многосторонние соглашения по торговле товарами     │         -         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Генеральное соглашение по тарифам и  торговле  1994│        120        │

│г.                                                 │                   │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по сельскому хозяйству                  │        37         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных│        15         │

│мер                                                │                   │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по текстилю и одежде                    │        11         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по техническим барьерам и в торговле    │        18         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по принимаемым  в  отношении  инвестиций│        18         │

│мерам, затрагивающим торговлю                      │                   │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о выполнении статьи VI ГАТТ-1994        │         -         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ-1994       │        25         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по предотгрузочному контролю            │         -         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о правилах происхождения                │         3         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по процедурам лицензирования импорта    │         -         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах     │        22         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о защитных мерах                        │        31         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Генеральное соглашение о торговле услугами         │         6         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение по торговым  аспектам  прав  на  объекты│         9         │

│интеллектуальной собственности                     │                   │

├───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┤

│          Торговые соглашения с ограниченным числом участников         │

├───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┤

│Соглашение по торговле гражданской авиатехникой    │        20         │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Соглашение о государственных закупках              │         4         │

└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Жалобы были поданы на следующие действия, предпринятые членами ВТО:

предоставление членами ВТО субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО, в том числе запрещенных экспортных субсидий, субсидий импортерам продукции, произведенной отечественными предприятиями, субсидий, предоставляемых по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности;

запрещение импорта или введение ограничений на импорт конкретных товаров;

установление антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин;

лицензирование импорта товаров;

запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров;

принятие членом ВТО законов, отдельные положения которых не соответствуют конкретным соглашениям ВТО;

введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле;

принятие региональными и местными органами власти мер, не соответствующих положениям конкретных соглашений ВТО;

применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортируемыми товарами и т.д.

Жалобы направлялись в связи с определенными действиями, предпринятыми конкретными членами BTO по отношению к товарам. Наибольшее количество жалоб связано с торговлей сельскохозяйственной продукцией (около 30% всех жалоб).

Затем следуют: текстиль и швейные изделия, автомобили, спиртные напитки, продукция металлургической промышленности, химические товары, электроника (телевизоры, компьютеры и др.), обувь, бумага, бензин, стройматериалы и др.; услуги (издательская деятельность, дистрибьюторские услуги, строительство (аэропортов) и др.); права на объекты интеллектуальной собственности. Значительное количество жалоб связано с отсутствием в ряде членов BTO патентной охраны фармацевтических продуктов и химических продуктов для сельского хозяйства. Жалобы касаются также несоответствия сроков патентной охраны требованиям Соглашения по ТРИПС, вопросов использования звуковых записей и др.*(3).

Член ВТО подает жалобу в случае, если он предполагает, что другой член BTO нарушил конкретные положения соответствующих соглашений ВТО. При этом одна жалоба может подаваться в связи с нарушениями положений как одного, так и нескольких соглашений.

Вступление России в ВТО должно состояться с минимальными потерями (это касается уступок со стороны России в ВТО и обеспечения льгот для переходного периода).

Однако возможно, что споры, связанные с антидемпинговыми расследованиями и другими защитными мерами в отношении российских товаров, могут причинить России немалый ущерб*(4).

Протекционистские меры ЕС против российских товаров. По состоянию на август 2002 г. доступ российских товаров в ЕС ограничивали более 20 запретительных мер, из них 14 — антидемпинговые. Все меры вводились в одностороннем порядке, поскольку российские экспортеры не могли в полной мере защитить свои интересы по причине отсутствия у России на тот период рыночного статуса*(5).

Повышенные пошлины на импорт российских автомобилей в Украине. Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в 2002 г. приняла решение о введении с 30 июля пошлин на импорт российских автомобилей в размере 31,7% таможенной стоимости, мотивируя это тем, что импорт является бесконтрольным и создает угрозу отечественным производителям. Комиссия начала расследование по заявлению двух украинских предприятий: Луцкого автомобильного завода и украинско-южнокорейского предприятия АвтоЗАЗ — Daewoo.

Компания «Автоинвестстрой» в августе 2002 г. подала в хозяйственный суд г.Киева иск с требованием отменить решение Комиссии («Коммерсантъ», 26 августа 2002 г.).

Антидемпинговые меры против российских товаров. По состоянию на сентябрь 2002 г. в странах мира было введено, по оценкам МЭРТ, около 90 ограничений в сфере торговли, в том числе 14 антидемпинговых мер в ЕС, 10 — в США. Общий ущерб от этих ограничений составляет 1,5-2,5 млрд долларов в год (в том числе от мер в ЕС — 200-250 млн долларов в год; от мер в США — 700-750 млн долларов в год)*(6).

Защитные меры в США против российского аммиака (минеральных удобрений). В конце сентября 2002 г. Министерство торговли США приняло предварительное решение о введении защитных пошлин в отношении карбамидно-аммиачной смеси (KAC) российского производства.

Просьба (жалоба) о введении защитных пошлин на российскую КАС была подана в Минторг США в апреле 2002 г. Комитетом по торговле азотными смесями США, а также компаниями Terra Industries, CF Industries и Mississipi Chemicals Corp. Объем импорта КАС в США из России возрос в 2001 г. почти на 40% и превысил 650 тыс. т.

КАС поставляется «Невинномысским азотом», входящим в группу «ЕвроХим», и другими производителями. На КАС «Невинномысского азота» пошлина должна была составить 138%, других производителей — 233%.

Такое решение Министерства торговли носит рекомендательный характер для органа, который принимает окончательное решение, — Комиссии по международной торговле (USITC). Российский «ЕвроХим» и Минторг США провели в ноябре 2002 г. переговоры о приостановке антидемпингового расследования и применения повышенных пошлин. В связи с признанием за Россией рыночного статуса российские экспортеры, по словам представителя Минторга США, «не будут ставиться в исключительное положение».

При подготовке соответствующего соглашения между российским производителем и представителем Минторга США «ЕвроХим» внес два предложения:

положить в основу приостановительного соглашения согласованную формулу для расчета рыночных ценовых параметров, применяемых при импорте минеральных удобрений в США (с учетом объема экспорта);

провести дополнительные переговоры с Минторгом США и петиционерами для заключения комплексного договора по условиям экспорта. Это означало, что российский холдинг продемонстрировал готовность принять на себя обязательства по ограничению поставок КАС в США, установить квоты на поставку этого удобрения, а в случае превышения квот поставлять его по фиксированной цене, которая будет рассчитываться в зависимости от объема поставок*(7).

Антидемпинговые меры в отношении российского цемента в Украине. В марте 2002 г. правительство Украины по просьбе концерна «Укрцемент» провело антидемпинговое расследование в отношении российских поставщиков цемента. По его результатам на поставки российского цемента на четыре месяца были введены временные пошлины в размере 41%.

В октябре 2002 г. решением Межведомственной комиссии по международной торговле в Украине было введено квотирование импорта российского цемента сроком на четыре года. Решение Комиссии вступило в силу после публикации в газете «Правительственный курьер».

Квота установлена в размере 30% объема цемента в 550 тыс. т, поставленного в 2001 г. (т.е. 150 тыс. т цемента всех марок). Причем одна компания не имеет права поставлять более 60% общего объема квоты.

От квотирования в первую очередь пострадает Белгородский цементный завод, ежегодно экспортирующий в Украину до 400 тыс. т цемента.

Специалисты полагают, что введение квоты пролоббировал французский производитель цемента — холдинг Lafarge. Возможно, что этому способствовали и мировые цементные холдинги Heidelberg и Holcim, участвующие в капитале большинства цементных заводов в Украине. Одновременно в Украине были запрещены операции с давальческим сырьем без специальных разрешений*(8).

Мексика: защитные меры против российских удобрений. В октябре 2002 г. Министерство торговли Мексики ввело на период до октября 2003 г. защитные меры в отношении ввоза карбамида (удобрений) из России и США. Минимальная импортная цена повышается со 120 до 160 долларов за тонну. Эта мера была введена в интересах мексиканской компании Agromex FertilizaNtes S.А. de С.V. В 2001 г. потребление карбамида в Мексике составило 1,3 млн т. Основные российские поставщики — Новомосковская акционерная компания «Азот», «Невинномысский азот», «Тольяттиазот»*(9).

Ответные меры России в сфере международной торговли. В последние годы Россия активно применяет ответные меры на введение дискриминационных ограничений против своих товаров. Фактически речь идет об использовании одного из инструментов ВТО — праве на компенсацию пострадавшей стороне в случае ухудшения торгового режима.

С 1992 по 2002 г. число ограничительных мер против российских экспортеров возросло с 13 до 130. Размер потерь от этого для России составил в 2001 г. 4 млрд долларов, а в 2002 г. — еще больше.

Эксперты указывают на слишком мягкую позицию российской стороны применительно к фактам торговых ограничений в отношении российских товаров. Первым успехом на этом направлении стало введение «симметричного» (равного по сумме и чувствительности) ограничения на поставки сельхозпродукции из Венгрии в июле 2001 г., которая до этого установила импортные барьеры для российских минеральных удобрений. В 2002 г. ответные меры стали превращаться в нормальный торговый инструмент в российской внешней политике. Россия провела удачный «размен» с Китаем: для российских экспортеров стальной продукции Китай по итогам антидемпингового расследования выделил более чем достаточные квоты, а Россия отказалась вводить спецпошлину на поставки китайского кремния*(10).
В.В. Вахания,

председатель Профессионального союза военнослужащих

и сотрудников правоохранительных органов

Московской обл., специалист по международному

праву, доктор юридических наук, советник юстиции, офицер запаса
«Право и экономика», N 1, январь 2006 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Григорян С.А. Всемирная торговая организация и Россия: правовые аспекты. Ростов н/Д, 2000. С. 5.

*(2) См.: Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация. СПб., 2002. С. 77.

*(3) Там же. C. 17.

*(4) См.: Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 7.

*(5) См.: Ведомости. 20 августа 2002 г.; Финансовые известия. 19 сентября 2002 г.

*(6) См.: Финансовые известия. 19 сентября 2002 г.

*(7) Финансовые известия. 1 октября 2002 г.; Время новостей. 20 ноября 2002 г.; Коммерсантъ. 22 ноября 2002 г.

*(8) Коммерсантъ., 11 октября 2002 г.; Ведомости. 11 октября 2002 г.

*(9) Коммерсанть". 23 октября 2002 г.

*(10) Ведомости". 30 декабря 2002 г.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Правовые проблемы вступления России в ВТО

Особенности Всемирной торговой организации как международной
организации


Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) было подписано в 1995 г. по завершении Уругвайского раунда переговоров. По словам одного из арбитров ГАТТ проф. А.Ф. Лоунфельда, значение этого события велико: «Если Соглашение о создании ВТО получит широкое признание у государств — членов ГАТТ, то исчезнет угроза усиления протекционизма, вызванная спадом экономики в этих государствах»*(1).

Торжественная церемония подписания соглашений, достигнутых в результате Уругвайского раунда переговоров, состоялась в г. Маракеш (Марокко) 15 апреля 1994 г. Они именуются далее как «Соглашения ГАТТ'94», поскольку в основе этих соглашений, в том числе и Соглашения о создании ВТО, лежит все тот же известный документ, который появился в 1947 г. как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (или ГАТТ) и который действует по настоящее время, но уже в редакции 1994 г. (ГАТТ'94).

В числе Соглашений ГАТТ'94 важная роль отводится двум документам. Это Финальный акт и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Благодаря им все соглашения и договоренности, достигнутые в рамках ГАТТ, составляют единую мировую торговую систему.

ГАТТ содержит в себе универсально действующий механизм регулирования международной торговли. При этом немаловажную роль в созданной на базе ГАТТ мировой торговой системе играет механизм устранения разногласий, возникающих между государствами при реализации своей торговой политики, так называемый арбитраж ГАТТ*(2).

Задача создания универсально действующего механизма правового регулирования внешней торговли и институционного механизма разрешения споров, связанных с регулированием внешней торговли, технически была выполнена с помощью такого правового инструмента, как Многосторонние торговые переговоры, которые велись между государствами — участниками ГАТТ на протяжении ряда лет с целью прийти к определенному результату в форме заключения соглашений по торговле и, соответственно, назывались раундами переговоров. Регулярность проведения и единая направленность Многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (МТП) позволили квалифицировать их как постоянно действующий в рамках ГАТТ правовой институт.

Формально с 1947 г. в Генеральное Соглашение по тарифам и торговле никаких существенных изменений в части создания институционного механизма не вносилось. Так, например, положения ГАТТ 1947 г. о порядке разрешения споров (ст. XVI) были развиты в специально посвященном этому вопросу соглашении, подписанном в рамках ГАТТ (Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров). Многосторонние торговые переговоры ведутся и в настоящее время. Темой очередного раунда переговоров являются вопросы применения Соглашений ГАТТ'94, а также вопросы экономического развития государств — членов ВТО в условиях действия Соглашений ГАТТ'94.

ВТО отличают прежде всего те черты, которые составляют существо самой организационной структуры. Это система правил, которым государства обязуются следовать при принятии регулятивных мер во внешнеэкономической деятельности. Указанная система построена на соблюдении норм международного права и прежде всего нормы об уважении суверенитета государства. Система не предусматривает создание наднациональных структур или механизмов. Привлекательными являются и цели создания этой системы: ликвидация угрозы возникновения торговых войн и различного рода межгосударственных коллизий. Государства СНГ, впервые столкнувшись с угрозой возникновения таких коллизий, несомненно бы выиграли от участия в ВТО, так как им была бы предоставлена возможность использования созданного для этих целей арбитражного механизма при разрешении конфликтов, вызванных проведением торговой политики государствами — партнерами по внешнеэкономическим связям.

Особенностям ВТО содержательного характера соответствует и специфика в структуре органов. Высшим органом ВТО является Конференция министров государств — членов ВТО. Коллегиальное принятие решений на основе консенсуса надежным образом защищает интересы каждого из государств — участников ВТО. Все остальные организационные структуры работают по подготовке необходимых документов ВТО. Это Советы, обеспечивающие действие принятых соглашений, например Совет по применению ГАТС, ТРИПС и т. д. Указанным Советам подчиняются Комитеты, ведающие конкретными вопросами, решающимися в том или ином соглашении. Прежде чем проблема получит свое разрешение в проекте соглашения, выносимого на решение высшего органа, в рамках существующего института МТП государства — члены ВТО согласовывают свою позицию по тому или иному вопросу.

Вопросами созыва Конференции, а также некоторыми административными функциями ведает Секретариат ВТО. Контроль за исполнением решений, принятых высшим органом ВТО, возложен на Арбитражный орган ВТО. Таким образом, ВТО представляет собой систему организации переговорного процесса. Участие в обсуждении проблем в ходе таких переговоров соответствует интересам каждого государства.

При слабой организационной структуре, когда отсутствуют органы, обязывающие государства действовать так, а не иначе (наднациональные органы), на первый план выдвигаются правила международной торговли, содержащиеся в соглашениях. Исполняемость содержащихся в Соглашениях ГАТТ'94 правил стоит на двух китах: обязательности норм международного права для государства, участвующего в международном договоре (соглашении), и соответствии норм национального законодательства нормам международного права. Именно для того, чтобы гарантировать исполнение государством — участником ВТО правил международной торговли, уже при создании ВТО было оговорено, что одним из условий участия в ВТО является обязательность государства, присоединяющегося к ВТО, подписать и ратифицировать Соглашения ГАТТ'94, указанные в Финальном акте, как обязательные для подписания.

Для целей обеспечения исполняемости решений и документов, принятых в ВТО, существует специальная процедура присоединения к ВТО, согласно которой каждое государство-участник проводит двусторонние торговые переговоры с государством, присоединяющимся к ВТО с целью согласовать торговые уступки, предоставляемые на условиях взаимности. И, наконец, важное значение придается фактическому состоянию внутреннего законодательства государства, присоединяющегося к ВТО. Особое внимание уделяется отсутствию в нем противоречий с правилами международной торговли, содержащихся в Соглашениях ГАТТ'94. Вопрос о присоединении к ВТО решается специально создаваемой рабочей группой по присоединению государства к ВТО.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Правила международной торговли ВТО и национальное законодательство


Наличие противоречий в национальном законодательстве правилам международной торговли ВТО не является само по себе препятствием для вступления в ВТО. При подготовке к вступлению в ВТО государство, желающее присоединиться к ВТО, составляет перечень обязательств по снятию тех или иных препятствий в международной торговле, созданных нормативными предписаниями, существующими в его законодательстве. Оно вправе сохранить соответствующее предписание как необходимое для поддержания экономической стабильности и безопасности государства. Но это должно быть зафиксировано в документах, представляемых в Секретариат ВТО при вступлении в ВТО. Для государств — членов ВТО хранящиеся в Секретариате документы о присоединении создают общее представление о торгово-экономической политике государства. Таким образом, ВТО добивается прозрачности и определенности в действиях государства-участника при принятии тех или иных мер правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на четырех принципах*(3).


1. Защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов


Для обеспечения этого принципа на практике запрещается применять количественные ограничения, за исключением ограниченного числа случаев.


2. Обязательство государства-участника не повышать пошлины
(связывание тарифов), т.е. не ухудшать состояние правового
регулирования торговли


Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Такие перечни являются неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ.


3. Принцип наиболее благоприятствующей нации (или режим наибольшего
благоприятствования в торговле — принцип недискриминации)


Этот принцип составляет наиболее важное положение ГАТТ/ВТО. Правило требует, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Таким образом, принцип недискриминации, заложенный в нормах ГАТТ/ВТО о торговом режиме, не дает возможности какой-либо стране устанавливать таможенные пошлины на импорт из одной страны выше тех, которые она применяет к импортируемым товарам из других стран. Именно этот принцип позволяет применить нормы ГАТТ/ВТО также и к инвестициям.

Однако существует несколько исключений из этого правила. Одним из исключений является торговля между членами региональных торговых соглашений (например, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), в которых применяются преференциальные ставки либо освобождение от пошлин. Другим исключением является общая система преференций, в соответствии с которой развитые страны либо применяют преференциальные пошлины, либо освобождают от пошлин импорт из развивающихся стран, применяя тарифные ставки в рамках РНБ к импорту из других стран.


4. Принцип национального режима


В то время как режим наибольшего благоприятствования запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

В соглашениях, подписываемых в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, содержатся так называемые правила международной торговли, т.е. нормы, обеспечивающие координацию торговой политики государств — членов ВТО. Так, еще до создания ВТО в 1967 г. в рамках ГАТТ было подписано Соглашение о понимании ст. VI ГАТТ, получившее название в литературе «Антидемпинговый кодекс», а в начале 70-х гг. было подписано аналогичное Соглашение о понимании и толковании ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ, касавшееся субсидий и известное в литературе под названием «Кодекс о субсидиях». Оба соглашения предусматривали порядок принятия государствами мер тарифного регулирования с целью воспрепятствовать нежелательному импорту товаров. Содержащиеся в соглашениях нормы-правила международной торговли определяли, в каких случаях государство может увеличивать тарифы и препятствовать импорту и каким должен быть порядок принятия этой меры государственного регулирования.

По Антидемпинговому кодексу введению антидемпинговых пошлин должно предшествовать установление государственным органом факта демпинга и факта нанесения материального ущерба отрасли импортом демпингового товара. Увеличение же тарифа должно быть соразмерно возмещению ущерба, причиненного демпингом, и главное, что антидемпинговые пошлины как мера, решающая возникшую проблему, должны вводиться на определенный срок. Аналогичным образом предусматривался порядок принятия компенсационных пошлин в случае субсидирования государством своего экспортера. Государственные субсидии, предоставляемые производителям экспортного товара, позволяют им продавать на внешнем рынке по ценам ниже обычных рыночных цен, установившихся на внутреннем рынке, и тем самым устранять национального производителя с его собственного рынка.

Введение компенсационной пошлины государством-импортером позволяет ему бороться с недобросовестной конкуренцией государства-экспортера в борьбе за мировые рынки сбыта своей продукции. В соответствии с указанными соглашениями государство, принимая подобные меры регулирования внешней торговли, не должно выходить за рамки правил, принятых по этому вопросу в соглашениях*(4).

Международные правила торговли оказывают влияние на национальное законодательство государств — членов ВТО. Это происходит не только благодаря действию международных обязательств, принятых на себя государством-участником, но также и через механизм арбитражного разбирательства споров, возникающих при конфликтах между государствами и вызванных принятием одним государством таких мер регулирования внешнеэкономической деятельности, которые нарушают интересы другого государства — члена ВТО. Решения Арбитражного органа, как правило, сопровождаются принятием тех или иных решений государством, нарушившим правила, в том числе и решений нормативного характера. Однако главным, по нашему мнению, направлением влияния, оказываемого Соглашениями ГАТТ'94 на национальное законодательство, является обеспечение общего направления работы по его совершенствованию в сторону создания наилучших условий для рыночных отношений.

Правила международной торговли препятствуют тому, чтобы в государстве-участнике были созданы или продолжали бы существовать привилегированные условия для какого-либо из участников рынка (иностранного или национального). Исполнение этого общего принципа рыночной экономики обеспечивается действием Соглашений ГАТТ'94. Правила международной торговли, таким образом, являются правилами международной конкуренции и представляют собой нормы «законодательства» о конкуренции, аналогичного действующему в рамках Европейского Союза (ст. 85, 86 Римского договора), однако в отличие от европейского «законодательство», действующее в рамках ВТО, «регулирует» нормативную деятельность государства-участника. В отличие от других норм унифицированного международного «законодательства» указанные нормы не имеют прямого действия и не могут применяться непосредственно в том виде, в каком они сформулированы в соглашении. Они представляют собой обязательство государства включить в национальную систему права нормы, обеспечивающие получение соответствующего результата.

Краткое описание инструментария, используемого государством — участником ВТО, включает в себя обзор некоторых соглашений, содержащихся в пакете ГАТТ'94, а также обязательств, принимаемых на себя государством, вступающим в ВТО.

Заключительный акт (Final Act) содержит результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и предусматривает, что Соглашение об учреждении ВТО (Соглашение по ВТО), а также Декларации, Решения министров и Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг являются неотъемлемой частью Заключительного акта*(5). Заключительный акт формулирует обязательство обеспечить доступ на рынок. В соответствии с этим обязательством государства идут по пути сокращения тарифных и нетарифных барьеров. При вступлении в ВТО в общую систему договоренностей включаются национальные перечни обязательств (national schedules), которые берет на себя каждое государство. Вместе с текстами соглашений, которые занимают 550 страниц, общий текст достигнутых договоренностей, включая национальные обязательства участвующих в ВТО государств, составляют 26 тыс. страниц. Переговоры о содержании национального перечня обязательств, принимаемых на себя Россией, в настоящее время практически завершены*(6).

Соглашение по ВТО (Agreement Establishing the World Trade Organization) касается учреждения ВТО как самостоятельного института, в структуру которого входят Конференция государств-участников на уровне министров (проводится один раз в два года) и Генеральный Совет, осуществляющий контроль за исполнением соглашений ГАТТ/ВТО на постоянной основе. Генеральный Совет исполняет также функции Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров (Understanding оn Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes), а также функции Органа по обзору торговой политики (Trade Policy Review Mechanism). Генеральный Совет наделен полномочиями создавать вспомогательные органы, каковыми являются действующие в настоящее время Совет по торговле товарами, Комитет по финансовым услугам, а также комитеты, связанные с соглашениями (Комитет по инвестициям, связанным с торговлей; Комитет по техническим барьерам в торговле и др.). В структуру ВТО входит также Секретариат (на него возложены чисто организационные задачи), возглавляемый Генеральным директором.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Аgreement on Trade Related Investment Measures), или ТРИМС, включает в себя иллюстративный список мер регулирования, которые рассматриваются как меры регулирования, противоречащие ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Запрещение устанавливать количественные ограничения при регулировании внешней торговли) ГАТТ. Государства берут на себя обязательство по данному Соглашению уведомлять ВТО, если принимаются такие меры, и устранять их в течение двух (для промышленно развитых стран) и пяти лет (для развивающихся стран).

В перечень мер, несовместимых с ГАТТ, входят меры, касающиеся регулирования деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Так, в законодательстве отдельных стран создание предприятий с иностранным капиталом часто связывается с решением чисто внутренних проблем, например увеличением продаж на внутреннем рынке продукции таких предприятий, использованием иностранными инвесторами национальных товаров в процессе производства, а также местной рабочей силы, так называемое требование «национальной составляющей». Требование «национальной составляющей», а также осуществления иностранным партнером по бизнесу или коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательного экспорта, обязательной поставки на определенный рынок, передачи технологии и другие требования используются в качестве условия для получения разрешения иностранным инвестором на создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями или ведение предпринимательской деятельности, что не допускается по правилам ТРИМС.

Генеральное Соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services), или ГАТС, содержит общие обязательства, принимаемые всеми государствами — членами ВТО, и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, которые фиксируются в национальных перечнях обязательств. Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Особенностью ГАТС является то, что оно не предусматривает применение национального режима. В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, которые должны соблюдать поставщики услуг, чтобы функционировать на рынке.

Поскольку исключительно внутреннее законодательство, а не меры регулирования внешней торговли, является объектом международных обязательств государства, то основным условием исполнения таких обязательств становится создание единой системы законодательства, позволяющего органам государства принимать быстрые и адекватные административные решения на рынке услуг. Такая система законодательства призвана охватывать собой предпринимательские отношения, участниками которых являются физические и юридические лица. В основу системы законодательства должны быть положены нормы, не позволяющие монопольным образованиям на национальном рынке (в том числе поставщикам услуг, поставщикам, пользующимся исключительными правами) злоупотреблять своим монопольным положением на рынке.

Рынок услуг как правовая категория и как предмет регулирования в международном соглашении является новой категорией. Генеральное Соглашение по торговле услугами стало первым многосторонним соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в секторе услуг. Ограничительная деловая практика постоянно находится в центре внимания органов, регулирующих рынок услуг в государствах — членах ВТО. ГАТС включает в себя обязательства по выполнению государствами-участниками требований к процедурам авторизации, лицензирования и сертификации на рынке услуг.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights), или ТРИПС, касается авторских прав (включая права на компьютерные программы, торговые знаки и знаки обслуживания) и патентных прав. ТРИПС включает в себя обязательства государств — участников ВТО предусматривать в законодательстве процедуры и способы защиты прав интеллектуальной собственности как собственных, так и иностранных правообладателей. Меры, принимаемые по защите прав интеллектуальной собственности, должны быть эффективными и справедливыми. Законодательством должно предусматриваться судебное обжалование административных решений, принимаемых с целью защиты прав интеллектуальной собственности.

ГАТТ в редакции соглашений 1994 г. (ГАТТ'94), ГАТС и ТРИПС являются тремя основными элементами мировой торговой системы. Обязательства, принимаемые участвующими в ней государствами, направлены на развитие международной торговли, под которой понимается как внешняя торговля, так и инвестиции. Внешняя торговля и инвестиции как две стороны одной медали не могут быть оторваны друг от друга. Внешнеторговое законодательство способно стимулировать развитие производственной деятельности на территории страны-импортера. Оно также способно убить интерес инвестора в осуществлении производственной деятельности на территории другого государства, если законодательство будет препятствовать ему осуществлять внешнеторговую деятельность. Взаимосвязь торговли и инвестиций выражена в понятии «доступ на рынки». Создание законодательства, обеспечивающего доступ на рынки, предполагает использование мер регулирования в рамках, предложенных в соглашениях ГАТТ'94.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Законодательная деятельность
в России и перспектива участия в ВТО


Стратегической задачей в сфере законодательной деятельности является создание единой системы хозяйственного законодательства, обеспечивающего конкурентоспособность государства на мировых рынках.

Вопрос о вступлении России в ВТО — вопрос о применении правовых концепций, институтов и категорий законодательства государств — членов ВТО, которые благодаря развитому международному сотрудничеству в области экономических отношений уже давно стали частью международных стандартов регулирования тех или иных отношений. В условиях совершенствования механизма регулирования рыночных отношений в России нельзя не учитывать, что государства, участвующие в ВТО, говорят на едином и понятном для всех языке права международной торговли. Поэтому, чтобы расширять сферу предпринимательской деятельности как у себя в стране, так и за рубежом, необходимо свободно владеть этим языком. Особенности национальной юриспруденции способны создать известные препятствия на пути международной торговли. За истекшие века человечество усовершенствовало международное частное право настолько, что и при условии национальных различий в правовом регулировании можно обеспечить предсказуемость и определенность в применении судебными органами норм национального законодательства. Однако международное частное право ни одного государства не может обеспечить предсказуемость и определенность, когда речь идет о действиях государства, связанных с выполнением государственных функций при реализации экономической политики.

Достигнутые в рамках ВТО договоренности обеспечивают предсказуемость и определенность экономической и торговой политики государства. Принятие концепций, институтов и категорий законодательства государств — членов ВТО способствует тому, что государство при реализации своей внешней политики пользуется уже признанными в международной организации правомерными мерами регулирования при решении своих экономических проблем.

Вступление в ВТО решает основную проблему экономического развития в XXI в. — проблему перехода на принципы регулирования рыночной экономической системы. В настоящее время работа по совершенствованию российского законодательства ведется в направлении создания правового механизма регулирования рыночных отношений в условиях сохраняющегося в сознании людей социалистического метода хозяйствования. Одним из наиболее сложных направлений в проведении Россией переговоров по вступлению в ВТО являются переговоры по системным вопросам, в содержание которых входит определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО*(7).

Для переходного периода характерным является широкое использование таких методов регулирования, как заключение договоров на основании государственного заказа, когда в договорных отношениях хотя и участвует орган управления, государственная организация, находящаяся в структуре министерства и наделенная властными полномочиями, однако заключаемый государством или от имени государства договор является гражданско-правовым договором и регулируется нормами гражданского права. К такой же категории договоров относится и концессионный договор (соглашение), который в отличие от государственного заказа предоставляет частному предпринимателю свободу не только произвести определенный продукт, но и самому использовать его для покрытия затраченных на его создание средств из полученных в результате такого использования доходов. И государственный заказ и концессионные соглашения могут широко применяться в переходный период. К чисто рыночным правовым формам, т.е. к договорным формам, исключающим прямое участие государства в договоре, применяются рыночные методы регулирования. Однако и применяемые в переходный период правовые формы договоров относятся к правомерным методам регулирования рыночных отношений в отличие от методов прямого вмешательства государства в частнопредпринимательские отношения. Унификация правового регулирования в указанной области отношений ведется в ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли) и в ВТО. Изучение документов, готовящихся для обсуждения в этих организациях, представляет большой интерес для целей совершенствования российского законодательства.

Расхождение российского законодательства с международными стандартами регулирования можно показать на примере правового регулирования иностранных инвестиций. Отдельные категории и понятия, используемые в российском законодательстве об иностранных инвестициях, отличаются от сложившихся в мировой практике. В современном законодательстве об иностранных инвестициях, применяемом в промышленно развитых капиталистических странах, в основе государственного управления инвестициями лежит законодательство о конкуренции. Такой же подход к регулированию инвестиций отражают нормы международных соглашений, в том числе Соглашения ГАТТ'94.

Так, например, прямое участие государства в гражданско-правовых отношениях требует особых правил международной торговли. Такие правила конкурентной борьбы содержатся в нормах Соглашения ГАТТ'94, носящего название «Соглашение по правительственным закупкам». Это соглашение является необязательным для участия при вступлении в ВТО, однако оно позволяет сориентироваться при разработке национального законодательства в этой сфере отношений.

Отдельные случаи участия государства в экономической деятельности рассматриваются как исключения из общих правил ГАТТ и регулируются специально. К таким исключениям, в частности, относятся случаи: когда государство (или государственная организация) участвует в производственной деятельности, одновременно осуществляя функции управления; когда государство (или государственная организация) заключает соглашения с иностранным частным инвестором, в котором присутствует одновременно условие о предоставлении иностранному частному лицу разрешения на осуществление предпринимательской деятельности (концессионные соглашения); когда государство или государственная организация становится участником совместных или смешанных (государственно-частных) предприятий и т.п. Эти случаи регулируются нормами ТРИМС.

В 80-х гг. стало возможным говорить о появлении нового типа законодательства об иностранных инвестициях. Оно появилось в промышленно развитых странах и его целью стало выравнивание условий конкурентной борьбы на внутреннем рынке в соответствии с правилами международной торговли, предусмотренными в ГАТТ*(8). Принятый в 1985 г. Закон об инвестициях в Канаде и Регламент об инвестициях в Канаде 1986 г. включают в себя нормы, касающиеся иностранных инвестиций, иного содержания, чем законодательство развивающихся стран 60-70-х гг. В законодательстве об иностранных инвестициях нового типа основу составляют нормы, определяющие условия допуска иностранных инвесторов на национальный рынок.

По нашему мнению, для перехода к новому типу правового регулирования иностранных инвестиций в российском законодательстве следует изменить понимание самой категории «инвестиция», «иностранная инвестиция». Необходимо принять определение инвестиции как совершение юридических действий, связанных с передачей денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого имеет денежную оценку (необходимость в денежной оценке передаваемого имущества объясняется тем, что и в случае передачи материальных объектов речь идет о передаче денежных средств) с целью извлечения прибыли. Лицо, передающее денежные средства, или инвестор, в этих обстоятельствах (если он передает средства исключительно для целей получения прибыли) может сохранять право контроля за порядком использования переданных им денежных средств (прямые инвестиции) или вправе претендовать на предусмотренные в законе или в ином акте, принимаемом государством, особые средства защиты своих имущественных интересов (портфельные инвестиции). Эти средства защиты прав инвестора должны быть максимально приближены к средствам защиты, предоставляемым собственникам имущества, вещным правам.

Важным элементом в определении иностранной инвестиции является критерий контроля, который иностранный инвестор сохраняет за собой или приобретает при инвестировании капитала. В современном законодательстве об иностранных инвестициях критерий контроля приобретает самостоятельное значение, когда речь идет о мерах государственного регулирования при осуществлении иностранных инвестиций в форме слияния, поглощения и приобретения действующих компаний (предприятий) иностранными физическими и юридическими лицами. Для России использование критерия контроля при регулировании иностранных инвестиций приобретает особое значение в переходный период, когда речь идет о выполнении программы приватизации предприятий*(9).

Критерий контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех промышленно развитых странах, в том числе и в тех, которые приняли специальный закон об иностранных инвестициях. О применении критерия контроля в практике зарубежных стран писали в нашей литературе*(10). В части использования критерия контроля особый интерес представляет законодательство Европейского общего рынка, которое применяет особые критерии оценок соглашений на передачу технологий, соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства (квалифицируя их в определенных случаях как соглашения типа joint venture, т.е. как инвестиции). Так, критерий оценки соглашений, связанный с определением цели соглашения и анализом условий о переходе права контроля за деятельностью лица — участника сделки его контрагенту, означает использование «критерия контроля» при принятии государственным органом решения о соответствии соглашения требованиям антимонопольного законодательства, т.е., в конечном счете, о допуске иностранного капитала. В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» критерий контроля не имеет применения при регулировании иностранных инвестиций, так как отсутствует система допуска иностранного капитала.

Принятие в промышленно развитых странах законов об иностранных инвестициях было вызвано усилением взаимного проникновения иностранного капитала и возникшей в связи с этим потребностью защитить национальный рынок от негативных последствий деятельности иностранных монополий. В основу мер, принимаемых государством по регулированию инвестиций, была положена доктрина конкуренции. Назначение доктрины конкуренции заключается в том, чтобы дать обоснование принятию государством актов в области регулирования экономических отношений, в которых одна сторона совершает действия, направленные на ограничение деятельности другой стороны в гражданском правоотношении. Рассматривая инвестиции как правовую форму гражданско-правовых отношений, государство может, основываясь на нормах законодательства о конкуренции, защитить интересы национальных производителей и инвесторов, не допуская при этом нарушений международного «законодательства о конкуренции», частью которого являются положения Соглашений ГАТТ'94.
Н.Г. Доронина,

заведующая отделом международного

частного права ИЗиСП, доктор

юридических наук
«Журнал российского права», N 11, ноябрь 2006 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Lowenfeld A. F. Remedies along with Rights: Institutional Reform in the New GATT // American Journal of International Law. 1994. V. 88. No 3. P. 477.

*(2) Соглашение, носящее название «Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», охватывает собой споры, связанные с применением практически всех соглашений, входящих в пакет документов Уругвайского раунда переговоров и поэтому именуемых соглашениями, охваченными договоренностью.

*(3) См.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВО (МТЦ), Секретариат Содружества (CS). Женева: МТЦ/CS, 1995. XXXVIII.

*(4) См.: Доронина Н.Г. Антидемпинговое законодательство государств — участников ГАТТ // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 123-139.

*(5) См.: Всемирная торговая организация. Документы и комментарии. М.: Издательство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, 2001. С. 19.

*(6) См. информацию на сайтах: www.usrbc.org и www.wto.ru

*(7) См.: www.usrbc.org

*(8) См.: Investment Canada Act // Statutes of Canada 1985. V. 1. Сh.20; Investment Canada Regulations. Minister of Supply and Services. Canada. 1986.

*(9) См. раздел 10 «Использование иностранных инвестиций» Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 // САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2.

*(10) См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 42-43; Кожевников О.В., Смирнов П.С. Торгово-экономическое сотрудничество Восток-Запад и дискриминационные меры США // Советское государство и право. 1983. N 3; Богуславский М.М., Ляликова Л.А., Светланов А.Г. Экспортное законодательство США и международное частное право // Советское государство и право. 1983. N 3; Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987. С. 146-166.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Некоторые последствия вступления России в ВТО
для корпоративных юристов


На протяжении многих лет ведутся переговоры относительно вступления России в ВТО. Высказываются диаметрально противоположные суждения о последствиях этого шага для отечественной экономики. Как вступление в ВТО отразится на статусе корпоративных юристов? Улучшится или ухудшится их положение? Автор статьи высказывает свою точку зрения
Вступление России во Всемирную торговую организацию, как парадоксально и емко выразились разработчики доклада «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО», выполненного, в том числе, под эгидой Российской академии наук, «желанное и, видимо, неизбежное событие»*(1). То, что оно является неизбежным — бесспорно. Можно сколько угодно рассуждать о вреде глобализации, но это никоим образом не поколеблет следующую формулу: «Либо Россия будет заниматься системой международной торговли изнутри с выгодой для себя, либо эта система будет заниматься Россией, находящейся вне нее, невыгодным для России образом».

Казалось бы, что может изменить столь рядовое, на первый взгляд, событие, как вступление России в очередную международную организацию, хотя бы и с громким названием — ВТО? Однако в долгосрочной перспективе это обусловит постепенную кардинальную трансформацию экономического, правового и социального уклада в России, а вследствие этого и серьезно повлияет на будущее нашей страны в целом. Возможно, кому-то такое заявление покажется преувеличением*(2). Но даже со всеми скидками последствия присоединения к ВТО определят очень многое в будущем России. При этом сегодня большинство наших граждан, не имея представления о том, что такое ВТО и право ВТО, об этом даже не подозревают. Сказанное не следует воспринимать как предупреждение об угрозе: ВТО и его право стремятся не к деструкции, а к всеобщему процветанию. Другое дело, каким образом и за чей счет оно будет достигнуто. Не пытаясь разобраться в этих вопросах, рискуешь проиграть.

Между тем вопрос о том, для кого вступление России в ВТО станет желанным событием и, в частности, как оно отразится на отечественных юристах, несколько сложнее. Очевидно, что если исходить из здравого смысла и учитывать стремление юристов к профессиональному самосовершенствованию, то должен последовать однозначный ответ — в целом для юристов это событие желанное. Ведь тогда правила ВТО, воплощенные в соответствующих международных договорах, станут составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции России) и будут применимы к деятельности лиц, занимающихся импортом товаров в Россию и их экспортом из России, к оказанию разнообразных услуг лицами из государств-членов ВТО*(3)российским лицам и наоборот. А чем объемнее правовое регулирование таких операций, тем для юристов лучше, поскольку их хлеб и основа для профессионального роста — истолкование и использование данного регулирования.

При этом нельзя забывать, что ВТО и один из ее столпов — Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, далее — ГАТС) в числе прочего занимаются вопросами либерализации и регулирования оказания платных юридических услуг (по их терминологии, торговли такими услугами) субъектами из одних членов ВТО субъектам из других членов ВТО. Кстати, в ходе разработки ГАТС высказывались предложения не распространять его действие на сферу оказания платных юридических услуг или же вынести их в отдельный протокол для лучшего учета их специфики. Однако оба эти подхода были отвергнуты*(4).

В ВТО и ГАТС оказание платных юридических услуг трактуется максимально широко: это не только профессиональная деятельность адвокатов или консультирование по вопросам права со стороны индивидуальных предпринимателей и коммерческих или некоммерческих организаций, но и профессиональная деятельность нотариусов и патентных поверенных. Более того, даже деятельность судей государственных судов в свете ГАТС является не чем иным, как оказанием услуг (хотя и не торговлей ими)!*(5)

Когда юристы начинают осознавать, что ГАТС является не только международным актом, истолкование которого для других лиц входит в их задачу (за гонорар или же за зарплату), но и сводом правил, непосредственно влияющим на их профессиональную деятельность, у них возникают вопросы: «В чем состоит такое влияние, и не ухудшит ли ГАТС наше положение?».

Далее кратко будут рассмотрены возможные последствия вступления России в ВТО именно для корпоративных юристов. Заметим, что анализируемый вопрос является весьма непростым: он относится к сфере юридической футурологии, которой в России, увы, никто не занимается. Наши рассуждения носят исключительно гипотетический характер: имеется множество факторов, из-за которых то или иное последствие может не наступить или трансформироваться во что-либо иное. Итак, после вступления России в ВТО:

1. Усложнение российского правового регулирования приведет к повышению спроса на юристов. Количество корпоративных юристов в нашей стране может вырасти, причем не только в мегаполисах. Иными словами, усилится тенденция к более равномерному территориальному распределению корпоративных юристов в России.

2. Многим корпоративным юристам придется уделять больше внимания документам ВТО и регулированию отношений с иностранными элементами на международном уровне и в России.

3. Внутреннее российское регулирование будет усложняться и меняться для того, чтобы отвечать требованиям права ВТО. Это потребует от корпоративных юристов еще большего внимания и готовности повышать свою квалификацию.

4. Повысятся требования к корпоративным юристам в отношении знания иностранных языков, прежде всего английского.

5. Для них также может увеличиться рабочая нагрузка за счет усиления конкурентной борьбы их работодателей с иностранными лицами, для которых доступ на российские рынки товаров, услуг и интеллектуальной собственности облегчится.

6. Возрастет готовность многих работодателей передавать решение соответствующих юридических вопросов сторонним консультантам, что неизбежно в свете увеличения спроса на юристов и их услуги. У многих корпоративных юристов появится необходимость овладеть навыками работы с такими консультантами, среди которых могут быть не только российские и иностранные специалисты внутри России, но и иностранные вне России.

Неизбежен и рост расходов на юридических консультантов со стороны работодателей, особенно в связи с вопросами международного торгового оборота. При этом речь прежде всего идет о затратах на иностранных юристов, услуги которых весьма дороги.

Сказанное ниже является, конечно же, взглядом журналиста, но верного в нем немало: «В ближайшее время многим отечественным компаниям придется тратить много денег на юристов, в том числе на высокооплачиваемых зарубежных адвокатов. А все из-за того, что российское правительство в ближайшее время наконец-то достигнет одной из стратегических целей своей внешней политики.

Статус страны с рыночной экономикой США нам уже предоставили, в Европе аналогичный статус мы получим в течение осени, а там не за горами и вступление во Всемирную торговую организацию. Но вопреки заявлениям официальных лиц ни членство в ВТО, ни рыночный статус не защитят российских экспортеров от антидемпинговых расследований. Вхождение в ВТО и рыночный статус дадут российским предприятиям право полноценно участвовать в антидемпинговых разбирательствах и доказывать свою невиновность. Пользу это принесет только при условии, что наши компании будут тратить на свою защиту много сил, времени и финансовых средств. При этом даже дорогостоящие адвокаты не гарантируют спокойной жизни, поскольку главная обязанность участника расследований — предоставлять зарубежным регулирующим органам большое количество информации о своем бизнесе и своих партнерах.

»..."

… Между тем у российских предприятий нет ни навыков, ни желания защищаться, они предпочитают уповать на политические рычаги.

"..."

Всему миру известно умение западных юристов находить себе заработки на пустом месте. Можно ожидать, что шквал исков против российских компаний будет возрастать. Одни адвокаты будут наживаться на процессах против наших экспортеров, другие — на защите их интересов. Все это «нормальная практика международной торговли»*(6).

Во многом верно и следующее замечание: «Присоединение к ВТО заставит, как сказал один из руководителей черной металлургии, „мочить нас не дешевыми, а дорогими адвокатами“*(7).

Действительно, такова нормальная практика международной торговли и ничего плохого в ней нет. Хаос в мировой торговле не лучше хотя бы потому, что он гораздо более накладен для бизнеса, нежели расходы на юристов.

Соответственно, корпоративным юристам и их работодателям рассчитывать на снижение цен на юридические услуги сторонних консультантов не стоит. Усилившейся конкуренции, потенциально способной обусловить такое снижение, будет противостоять рост спроса на юридические услуги, ввиду чего скорее будет иметь место увеличение их стоимости.

7. Повышение спроса на юридические услуги и юристов приведет к росту заработных плат корпоративных юристов.

8. Имущественное расслоение в среде корпоративных юристов усилится.

9. Работодатели, выигравшие от вступления России в ВТО, должны будут активнее проявлять свою социальную ответственность. Не исключено, что они обратят свое внимание на юридическую сферу и будут в большей степени поддерживать научные исследования или образовательные программы либо даже проекты по оказанию бесплатной юридической помощи.

10. Повысится степень мобильности перехода корпоративных юристов к лицам, специализирующимся на оказании юридических услуг. Одновременно возрастет интенсивность интеграции в ряды корпоративных юристов специалистов, ранее работавших в консалтинге.

11. Ввиду необходимости уделять больше внимания документам ВТО и регулированию отношений с иностранными элементами на международном уровне и в России работодатели захотят активнее нанимать лиц, получивших юридическое образование за рубежом (российских и иностранных граждан), а также тех, кому в ходе получения юридического образования в России интенсивно преподавались международное частное право, право международной торговли, международное экономическое право и т.д.

12. Повышение спроса на юридические услуги и юристов приведет к активизации существующих и появлению новых, в том числе иностранных, поставщиков специализированных товаров и услуг, предназначенных для юристов, прежде всего рекрутинговых агентств. Очевидно, что одним из объектов приложения их деятельности станут корпоративные юристы.

13. ВТО стремится к внедрению своих стандартов и единых требований во всем. В работе корпоративных юристов также должно будет проявиться усиление стандартизации юридической деятельности.

14. Вступление России в ВТО при ведет к большей коммерциализации всех сфер жизни, включая деятельность юристов. Это спровоцирует повышение степени индивидуализма и конкуренции в юридической среде со всеми сопутствующими плюсами и минусами.

При этом индивидуализму будет противостоять стремление к коллективизму с целью повышения конкурентоспособности. В результате переплетения столь противоречивых тенденций возникнет явление структурированной раздробленности, когда юристы будут объединяться в обособленные организованные группы, формируемые по различным признакам: виду деятельности, национальности, религиозной принадлежности и т.д. Количество различных ассоциаций, клубов, групп, Интернет-сообществ, объединяющих юристов, должно будет возрасти.

Способствовать этому будут следующие факторы:

1) все большая специализация деятельности — с профессиональной точки зрения интереснее общаться с теми, кто работает с аналогичным кругом проблем;

2) усиливающаяся конкуренция — отстоять свои позиции легче не в одиночку, а группой;

3) набирающая силу концепция прав человека с акцентом на поощрении деятельности различных мелких социальных групп, объединяемых по определенному признаку. В свете этой концепции с точки зрения той же конкурентной борьбы гораздо эффективнее настаивать на правах группы, заявляющей о том, что она является неким меньшинством, для которого нужна особая защита, нежели только на личных правах: личные права усиливаются за счет прав группы;

4) усиление так называемого гражданского общества, что неразрывно связано с процессами производства и особенно потребления товаров и услуг, в частности с международной торговлей товарами и услугами; гражданское общество и есть не что иное, как структурированная раздробленность.

15. Повышение спроса на юридические услуги и юристов в целом приведет к тому, что роль юристов, в том числе корпоративных, в российском обществе должна будет повыситься.
А. Муранов,

кандидат юридических наук,

управляющий партнер коллегии адвокатов

»Муранов, Черняков и партнеры"
«Корпоративный юрист», N 12, декабрь 2007 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Народно-хозяйственные последствия присоединения России к ВТО / Доклад РАН и Национального инвестиционного совета. М., 2002. С. 13. Доступно на сайте: www.tpprf.ru/img/upload-ed/2002081511411592.zip. Ю. Лужков однажды высказался еще более образно по поводу вступления России в ВТО: «Допустимо ли, правильно ли оставаться в стороне от того процесса, который ведет нас в пропасть?»

*(2) Равно как и утверждение авторитетного специалиста по международному экономическому праву Г. Вельяминова о том, что вступление России в ВТО будет «означать: очень многое — это судьбоносный шаг». (Светланов А.Г., Шамсиев Х.Р., Ошноков А.Н. Россия и система Всемирной торговой организации (ВТО). Правовые аспекты. (Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в Институте государства и права РАН 09.02.2000 г.) // Государство и право. 2007. N 7. С. 120).

*(3) Хотя членом ВТО может быть не только государство, но и отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в осуществлении своих внешнеторговых отношений и в разрешении некоторых других вопросов (например, Палестина), далее для удобства будет использоваться понятие «государство — член ВТО» или ему подобные.

*(4) GATS. General Agreement on Trade in Services. A Handbook for International Bar Association Member Bars. — International Bar Association. 2002. P. 7.

*(5) Однако многие российские судьи такой подход, вероятно, считают «узким» и его не придерживаются, успешно занимаясь подобной торговлей в нарушение закона.

*(6) Фрумкин К. Теперь бизнес разорится на юристах. Ни членство в ВТО, ни рыночный статус не спасут нас от антидемпинговых расследований // Независимая газета. 31.10.2002 г. N 234 (2788).

*(7) Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М., 2002. С. 10.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ахматова а. - Настоящую нежность не спутаешь... любовь в лирике а. а. ахматовой
Реферат Стохастическое моделирование и прогноз загрязнения атмосферы с использованием нелинейной регрессии
Реферат А. Л. Абаев Стратегия вуза: маркетинговый аспект
Реферат Расчет основных характеристик газопровода на участке Александровское-Раскино
Реферат Ахматова а. - Эволюция художественных образов в лирике а. ахматовой
Реферат Совершенствование работы по социальной защите работающих
Реферат Курт Вайль
Реферат Beowulf As The Bad Guy Essay Research
Реферат Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления
Реферат Complex Vs Simple Lifestyle Essay Research Paper
Реферат Формальдегід та методи його визначення
Реферат Ацилхлориды
Реферат Краткое содержание Сестра Керри Теодор Драйзер
Реферат Банковские кризисы: сущность, факторы возникновения и особенности проявления
Реферат Инструмент оценки эфира