Реферат по предмету "Экономическая теория"


Преимущества международной торговли

Министерство общегои профессионального образования
                                                   Российской Федерации
                         Санкт-Петербургская государственная инженерно-
                                                экономическая  академия.
                     Институтэкономики и менеджмента в промышленности
                                                                                     
                                                                                      Кафедраобщей
                                                                                     экономической теории
                                                              РЕФЕРАТ
                                                          по дисциплине:
                                                “Экономическая теория”
                                                                на тему:
                                           “Сравнительныепреимущества
                                            в  международной торговле”.      
                                                                                  Выполнила:
                                                                                   студентка1 курса, гр. 7081
                                                                                  Гусева И.В.
                                                                                  Проверила:
                                                                                  доцент, к. э. н.
                                                                                  Пшеничникова С.Н.
                                                          Санкт-Петербург
                                                                    1999
                                                             Cодержание:
Введение.
1.       Роль международной торговли.
1.1. Объем и структура.
1.2. Важныеособенности.                                                                                                    
2.Экономическая основа торговли. Специализация и сравнительные преимущества.
3.    Условия торговли. Выигрыш от торговли.
4.    Торговые барьеры.
4.1. Мотивация.
4.2. Экономическиепоследствия введения тарифов.
5.      Международная торговаяполитика.
5.1. Закон о взаимнойэквивалентной торговле и ГАТТ.
5.2. Экономическаяинтеграция.
Заключение.
Введение.
Проблемы международнойторговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другиенаправления экономической теории не были разработаны.
Современные теориимеждународной торговли имеют свою историю. Вопрос — почему страны торгуют другс другом? — был поставлен экономистами одновременно с возникновением в началеXVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять вниманиеразвитию внешней торговли.
Международная торговлязанимает особое место в сложной системе межхозяйственных связей. Хотя всовременных условиях ведущей формой международных экономических отношенийявляется не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, все же международнаяторговля по своим масштабам и функциям в общем комплексе международныхэкономических отношений сохраняет исключительно важное значение. Оно включаетпрактически все виды международного сотрудничества, совместную производственнуюдеятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий ит.п.
Первая попыткатеоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендации вэтой области явилась доктрина меркантелизма. Ранний меркантелизм возник в концеXV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Ранниемеркантелисты придерживались взглядов, согласно которым государству следуетпродавать на внешнем рынке как можно больше новых товаров, а покупать как можноменьше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время сбогатством. Поздний меркантелизм развивался со второй половины XVI в. досередины XVII в. Центральным положением позднего меркантелизма была системаактивного торгового баланса.
И исторически, илогически интернационализация хозяйственной жизни началась со сферы обращения.От эпизодической меновой (без посредства денег) торговли развитие шло клокальным рынкам. Эпоха великих географических открытий привела к энергичномуразвитию заморской торговли (что явилось одной из важнейших предпосылокстановления капитализма в Англии и на Европейском континенте). В XVI — XVII вв., в эпоху так называемого первоначального накопления капитала, произошлостягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единыймировой рынок.
Вводом понятиясравнительных преимуществ объясняется, почему международная специализация иторговля могут быть взаимовыгодными для участвующих в них государств.
1. Роль международнойторговли.
1.1. Вопрос, на который нам предстоитответить, заключается в следующем: достаточно ли велик объем международнойторговли и являются ли ее характерные черты столь специфическими, чтоб уделятьим особое внимание?
В таблице 1.1 приведеныприблизительные показатели международной торговли для ряда стран. Многиегосударства, имеющие ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок, простоне в состоянии производить с достаточной эффективностью все товары, необходимыедля внутреннего потребления. Для таких стран экспорт выступает способомполучения желаемых товаров, и поэтому он может достигать/>25-35 % от их ВНП. Другие страны, например США и СНГ обладают богатой и широкойдиверсифицированной ресурсной базой и емким внутренним рынком и поэтому менеезависимы от международной торговли.
Объем международнойторговли США увеличился как в абсолютном, так и относительном выражении.Таблица 1.2 отражает существенный рост объемов экспорта и импорта в долларах запоследние 4 десятилетия. С 1960 г. американские экспорт и импорт товаров иуслуг выросли более чем вдвое (в % к ВНП).
Международная торговля вдругих странах росла значительно быстрее, чем в США. Однако, с точки зренияабсолютных объемов импорта и экспорта, США являются самой крупной торговойдержавой мира.Не может быть никаких сомнений относительно того, что США зависятот мировой экономики. США почти полностью зависят от импорта из других странтаких продуктов, как бананы, какао-бобы, кофе, специи, чай, шелк-сырец, никель,олово, натуральный каучук, алмазы. Проводимые время от времени наблюденияотражают наличие жесткой конкуренции импортных товаров на внутреннем рынке:японские телекамеры и видеомагнитофоны, французские и итальянские вина,английские велосипеды, японские мотоциклы и автомобили — это лишь некоторыепримеры, подтверждающие данное положение. Таблица 1.3 показывает ряд основныхстатей товарного экспорта и импорта США.
Структура международнойторговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределенияи товарного наполнения. Географическая структура международной торговлипредставляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами иих группами, выделяемыми по территориальному, либо по организационномупризнаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщаетданные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света(Африка, Азия, Европа), либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны,развивающиеся страны)/>,(таблица 1.4). Основной объем международной торговли приходится на развитыестраны, хотя их доля несколько сокращалась в первой половине 90-х годов за счетроста удельного веса развивающихся стран и стран с переходной  экономикой. Вбольшинстве случаев крупнейшие экспортеры являются и крупнейшими импортерами намировом рынке.
Данные о товарнойструктуре международной торговли в мире в целом очень неполные. Обычно дляклассификации отдельных товаров в международной торговле используется либогармонизированная система описания и кодирования товаров (ГСОКТ), либостандартная международная классификация ООН (СМТК). Наиболее значимой тенденциейявляются рост удельного веса торговли продукцией обрабатывающей промышленностии сокращение удельного веса сырья и продовольствия, занимающих примерно 1/4(таблица 1.5).
 
1.2. Международная торговля обладаетнекоторыми специфическими чертами, которые заслуживают того, чтобы им былоуделено особое внимание.
1)  Различия в мобильности.
Следует отметить, чтомобильность (способность к перемещению) ресурсов между странами существеннониже, чем внутри страны. Различия в налоговых законодательствах, других мерахгосударственного регулирования, в деловой практике и ряд прочихинституциональных барьеров ограничивают миграцию реального капитала черезнациональные границы.Международная торговля выступает в качестве заменителямеждународной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные ресурсы немогут свободно перемещаться между странами то движение товаров и услуг способноэффективно восполнить этот пробел.
2)  Валюта.
Каждая страна используетразличную валюту. В связи с этим американская фирма, занимающаяся сбытомавтомобилей “хонда” и “ягуар” в США, должна приобретать иены или фунтыстерлингов для того, чтобы расчитаться с японскими и британскимипроизводителями.
3) Политика.
Международная торговляподвергается политическому вмешательству и контролю, которые заметно отличаютсяпо степени и характеру от тех, что применяются в отношении  внутреннейторговли.
/>/>
2. Экономическаяоснова торговли. Специализация и сравнительные преимущества.
Почему государстваторгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем видемеждународная торговля является средством, с помощью которого страны могутразвивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и такимобразос увеличивать общий объем производства.
В основе болееуглубленного исследования вопроса: “Почему страны торгуют?”,- лежат 2обстоятельства.
1) Экономические ресурсы- природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются междустранами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своейобеспеченности экономическими ресурсами.
2) Эффективноепроизводство различних товаров требует различных технологий или комбинацииресурсов. Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легкопроиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованнойрабочей силой, квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется визобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкимииздержками) разнообразные товары для изготовления которых требуется большоеколичество квалифицированного труда. Напротив, Австралия обладает обширнымиземельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, ипоэтому может дешево производить “землеемкие” товары, как пшеница, шерсть,мясо.
Важно подчеркнуть, чтоэкономическая эффективность, с которой страны способны производить различныетовары, может измениться со временем. Сдвиги в распределении ресурсов итехнологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производстватоваров в различных странах. По мере эволюции национальных экономик  могутизменятся количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала,возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения, даже масштабы икачество земельных и природных ресурсов. По мере того, как происходят этиизменения, относительная эффективность, с которой страны производят различныетовары, будет также изменятся.
Понятие сравнительныхпреимуществ можно применить для анализа основ международной специализации иторговли.
Основная идея, лежащая воснове концепции сравнительных преимуществ отражена в том, что концепциясравнительных преимуществ указывает на то, что специализация повышаетпроизводительность. Специализация и торговля снижают издержки при получениинеобходимых продуктов и услуг. Регионы и страны также могут сократить своииздержки на получение необходимых им продуктов путем специализации на основеотносительных или сравнительных преимуществ.
Выгода от специализации ипоследующей торговли для страны- экспортера, обладающей сравнительнимпреимуществом, будут тем больше, чем менее эластичны внутренние спрос ипредложение по рассматриваемому товару по сравнению  с более эластичным спросоми предложением на международном рынке. Если даже первоначально между двумя рассматриваемымистранами не существовало феномена сравнительних преимуществ, можно привестиопределенные аргументы в пользу специализации и развития торговли, которая вконечном счете будет способна принести взаимную выгоду странам — участницам. Ких числу следует прежде всего отнести:
1) возможностьвозникновения в результате включения страны в систему международного разделениятруда, феномена экономии от увеличения масштабов производства;
2) стимулирующеевоздействие, которое может оказывать включение в систему международной торговлина уровень конкуренции, обуславливающей поведение отечественных производителей.
3) неэкономические(политические, военностратегические, социальные) преимущества, которые могутбыть получены в результате развития торговых связей между странами.   />
/>3.  Условия торговли.Выигрыш от торговли.
Взаимозависимость, основанная на измененииотносительности цен, выражается через понятие условия торговли.
Условия торговли – этосоотношение экспортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран.
Соотношение цен можетбыть выражено через соотношение экспортных и импортных цен на определенныйтовар, если интерес представляет только данный товар, или через соотношениеиндекса экспортных и индекса импортных цен в целом, если изучается внешняяторговля всеми товарами.
Условия торговли отражаютсоотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и на импорткаждой страны. Они рассчитываются на базе соотношения индекса экспортных иимпортных цен каждой страны и являются важнейшим ориентиром для ихвнешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности(таблица 3.1). Соотношение относительного спроса и предложения справедливо идля любого конкретного товара, и для страны в целом. Очевидно, что любые сдвигикривых относительного спроса и относительного предложения приведут к изменениюпараметров, либо экономического роста, либо перераспределения доходов междустранами. Поэтому условия торговли, как экономический показатель, могутпринимать следующие формы:
   1) Товарные или чистые бартерныеусловия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен определенноготовара или индекса экспортных и импортных цен в целом.
      2)  Доходные условия торговли –это индекс, показывающий потенциал страны импортировать товары за счет выручки,получаемой от экспорта в целом.
      3)  Факторные условия торговли– это индекс, связывающий импортные цены с производительностью одного илинескольких факторов производства и показывающий, какое количество импорта можетбыть получено на единицу роста производительности в экспортных условиях.
Тенденции развитияразличных индексов условий торговли могут не совпадать. Например, если ростэкспортных цен сопровождался по каким-либо причинам более сильным сокращениемфизических объемов экспорта, то товарный индекс условий торговли по доходу –уменьшаться.
  В случае, если страныспециализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеютотносительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как подсчитатьнасколько выгодна такая торговля каждому из ее участников?
  Выигрыш от торговли –это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговлестран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, впроизводстве которого она имеет относительное преимущество.
  Выигрыш от торговливозникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товарыбольше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя навнутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: состороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления. Объемвыигрыша от торговли определяет также размер, на который увеличится потреблениетоваров 1 и 2 в каждой из стран.
  Если взять две страны,которые специализируются на производстве тех товаров, в которых у них естьсравнительное преимущество. Поэтому для страны I наиболее эффективный способполучать товар 2 заключается в том, чтобы производить больше товара 1 иобменивать его на товар 2. Для страны II, напротив, наиболее рациональныйспособ получить больше товара 1, заключается в том, чтобы произвести большетовара 2 и обменять его на товар 1.
  В последниедесятилетия, и особенно в конце 80-х гг., общей тенденцией стало ухудшениеусловий торговли развивающихся стран и улучшение условий торговли большинстваразвитых стран, и прежде всего Японии (таблица 3.1).
         4.  Торговые барьеры.
          Несмотря на всюубедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности напути свободной торговли стоит большое количество барьеров.
1)  Пошлины.
Пошлиныявляются акцизным налогом на импортные товары; они могут
вводиться с целью получения доходовдля защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий,которые не производятся внутри страны (например, для США — это олово, кофе ибананы). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью являетсяобеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлиныпредназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции.Хотя, протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки дляпрекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранногопроизводителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннемрынке.
2)  Импортные квоты.
С помощью импортных квотустанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированыза какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средствомсдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины,определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах.Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенногоколичества.
3)  Нетарифные барьеры.
Под нетарифными барьерами понимаетсясистема лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции иего безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получениялицензии. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.
4)  Добровольные экспортные ограничения.
Они являются относительноновой формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы«добровольно» ограничивают объем своего экспорта в определенныестраны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения(которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговыхбарьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения США болеевысоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольныхэкспортных ограничений на свой экспорт в США.
4.1   Почему пошлины и квоты применяютсяв мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле итаким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны вцелом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли игруппы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять,почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаютсясохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительствоввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли.
Прямыми выгодами отимпортных скидок или экспортных субсидий, как правило, пользуются немногие, нокаждый, кто их получает, имеет большой личный интерес.
 
4.2 Структура тарифов многих стран,прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовойпродукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.
Если импортирующая странаявляется экономически значимой, то есть введение его импортного тарифа не можетоказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействиеимпортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большойстраны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынкаот иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговлис внешним миром. Поскольку большая страна является крупным импортером товаровна мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимоснижает совокупный спрос на данный товар в результате чего его поставщикивынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровнецен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны.
В результате введениятарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты доходаи предела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа ипредставляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономическойдеятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффектызащиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введениятарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменитьмировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсироватьнегативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходывнутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакогоположительного экономического эффекта, ведущего, к экономическому росту в техили иных секторах не возникает. Введение импортного тарифа большой странойоказывает положительное воздействие на экономику страны в том случае, еслиэффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь,возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства посравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Существует рядспецифических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказатьсянастолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблеманахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровнянационального, экономического благосостояния. Страны могут использоватьтарифную квоту- разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которыхзависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количествон облагается по базовой внутри квотной ставке тарифа, при превышенииопределенного объема импорт облагается по более высокой, сверх квотной ставке тарифа.
Противники тарифовподчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономическогоблагосостояния страны и во всех случаях- мира в целом, ведут к торговым войнам,увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращаютзанятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защитынеокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественногопроизводства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности. 
5.     Международнаяторговая политика.
Совершенная торговаяполитика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций:протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает вопределенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-егоды преобладали тенденции к либерализации, то в 70-80-е годы прокатилась волна«нового» протекционизма.
Новые тенденции вразвитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большейориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержкиотдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямогоэкспортного субсидирования и дотирования. Общая линия на либерализациюмеждународной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистскогохарактера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этогонеобходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговлипрежде всего по линии Генерального соглашения по торговле с тарифами (ГАТТ) иего преемника — Всемирной торговой организации (ВТО).
5.1   Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижениюуровня пошлин, стал Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучиспециально направленным на снижение пошлин, закон включал два основныхположения.
   Полномочия по ведению переговоров.Закон о взаимной       эквивалентной торговле наделял президента правом вестипереговоры и заключать соглашения с иностранными державами о сниженииамериканских пошлин до 50 % от существующего уровня. Снижение тарифов зависелоот готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижениепошлин на американский экспорт.
Общее снижение  пошлин. Закон о взаимной торговле дал начало толькодвухсторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в1947 г., когда 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле(ГАТТ).
ГАТТ основано на трехкардинальных принципах:
а) равный, недискриминационный режим для всех стран – участниц;
б) снижение пошлин путемпроведения многосторонних переговоров;
в) устранение импортныхквот.
По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум дляведения переговоров  по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящеевремя в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оноявилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под егоэгидой в послевоенный период были проведены 7 раундов переговоров по снижениюторговых барьеров.
В 1986 г. в Уругвае начался восьмой раунд переговоровв рамках ГАТТ. В повестку дня “уругвайского раунда” были включены следующиепредложения:
1)  устранение торговых барьеров исубсидий в с/х;
2)  снятие барьеров в торговле услугами;
3)  уничтожение ограничений наиностранные инвестиции;
4)  внедрение на международной основепатентных, авторских прав, прав на торговую мерку.
5.2         Другим решающим сдвигом в сторонулиберализации торговли стала экономическая интеграция – объединение рынков двухили более стран в зону свободной торговли. Примерами экономической интеграцииявляются Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) и Американо-канадскоесоглашение о свободной торговле.
Экономическая интеграция представляет собой процессэкономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственныхмеханизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемыймежгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровнейрыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общностьстоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остатьсяв стороне от идущих интеграционных процессов.
Интеграционные группировки создаются в целяхиспользования преимуществ объе/>дененногорынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития,укрепления международных переговорных позиций участвующих стран поэкономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальнойпромышленности и с/х.
Основными этапами развития интеграционного процессаявляются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли,таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
Наиболее развитой интеграционной группировкой в миреявляется Европейский Союз (ЕС). С момента своего образования ЕС прошел всеосновные этапы интеграционного процесса и в настоящее время находится на этаперазвития и совершенствования экономического союза. В рамках 15 стран ЕСобеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов производства, проводитсяединая внешнеторговая политика на базе общего таможенного тарифа, единаяполитика в области с/х, энергетики, транспорта и некоторых других областях. Помере развития валютной интеграции страны ЕС намерены перейти к единой валюте иединому европейскому ЦБ. Для управления ЕС созданы межгосударственныепредставительные, исполнительный и судебные органы, наделенные некоторыминаднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.
Заключение.
Международная торговля представляет собой совокупностьвнешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельныхгосударств, регионов выступает составным элементом международной торговли.
Хотя мировой рынок и международная торговля вторичны,производны от международного разделения труда, они, однако, не являютсяпассивным отражением последнего, а оказывают не него активное обратноевоздействие.
Как показывает внешнеторговая статистика, в последниеполтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мировоговнешнеторгового оборота превышающий темпы роста ВВП, что убедительносвидетельствует о том, что все страны все сильнее втягиваются в системумеждународного разделения труда.
Анализ изменений в международной торговле, в том числеи на современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспектов. Во-первых,темпы ее роста (в целом, экспорта и импорта) и относительного ростапроизводства. Во-вторых, сдвигов в структуре: товарной (соотношение основныхгрупп товаров и услуг) и географический (доли регионов, групп стран и отдельныхстран).
Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный ипостоянный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий темпы ростаВВП. Исключительно быстро развиваются новые формы международных экономическийотношений и прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится до 30процентов всего объема мирохозяйственных связей.
 
Аннотация.
Введение.
Меркантелизм – первая попыткатеоретического осмысления международной торговли. Понятие международнойторговли и ее место в системе международных экономических отношений.
1.   Рольмеждународной торговли.
1.1.     Характерныечерты международной торговли США, структуры международной торговли:географическая и товарная.
1.2.     Важныеособенности: различия в мобильности, валюта, политика.
2.   Экономическаяоснова торговли.
Основа торговли. Исследованиевопроса: “Почему страны торгуют?”. Сравнительные преимущества – анализ основмеждународной специализации и торговли. Основная идея концепции сравнительныхпреимуществ. Выгода от специализации и последующей торговле. Аргументы в пользуспециализации, если первоначально между двумя странами не существовало феноменасравнительных преимуществ.
3.   Условияторговли. Выигрыш от торговли.
Соотношение экспортных и импортныхцен определенного товара. Основные формы условия торговли как экономическогопоказателя.
Выигрыш от торговли: что это такое?Выигрыш от торговли на примере I и II стран, производящих 1 и 2 товары.
4.   Торговыебарьеры.
Пошлины: фискальные,протекционистские. Импортные квоты. Нетарифные барьеры. Добровольно — экспортные ограничения.
Мотивация. Эффект особых интересов.Применение пошлин и квот в свободной торговле.
Экономические последствия введениятарифов. Результат введения тарифа: несколько экономических эффектов. Введениеимпортного тарифа в малой и большой странах. Противники и сторонники тарифов:их взгляды.
5.   Международнаяторговля.
Две тенденции: протекционизм илиберализация.
Закон о взаимной эквивалентнойторговле и ГАТТ. Закон  — 2 положения: полномочия по ведению переговоров, общееснижение пошлин.
ГАТТ и его 3 принципа.
Экономическая интеграция – что это?Для чего создаются интеграционные группировки. Основные этапы интеграционногопроцесса. ЕС и его преимущества.
Заключение.
Международная торговля. Анализизменений в международной торговле.
Литература.
1.    Баранова Е.П. Современная международная торговля (спецкурс). “Российскийэкономический журнал”. №17-8 1998 г.
2.    Богачева О. США:шестой год стабильного экономического подъема. “Мировая экономика имеждународные отношения”. №8 1998 г.
3.    Болотин Б.Международные сравнения: 1990-1997 гг. “Мировая экономика  и международныеотношения”. №10 1998 г.
4.    Загашвили В.Динамика и структура мировой торговли. “Мировая экономика и международныеотношения.”. №8 1998 г.
5.    Казачок А.А. Мироваяэкономика и международные экономические отношения. “Новосибирск”. 1995 г.
6.    Киреев А.П.Международная экономика. “Международные отношения”. Москва. 1997 г.
7.    Любимова Л.Л.,Раннева Н.А. Основы экономических знаний. “Вита – Пресс”. 1997 г.
8.    Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс. 2 т.
9.    МиклашевскаяН.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник для вузов. “Дело и сервис”.1998 г.
10.   Никитин С.М. и др. Концепциивнешнеторговой политики фирмы и государства. “Деньги и кредит”. №10 1996 г.
11.   Рыбалкин В.Е. Международныеэкономические отношения. Москва. 1998 г.
12.   Сабельников Л.В. Международнаяторговля и торговая политика на рубеже XXI века. “Международный бизнес России”.№11 1996 г.
13.   Сутырина С.Ф., Харламова В.Н.Международные экономические отношения. СПбГУ .1996 г.
14.   Фомичев В.И. Международная торговля.Инфра – М. 1998 г.   
      

Таблица 1.1  Доля товарного экспорта в валовомнациональном продукте отдельных стран.Страна Экспорт Доля ВНП (%) Общий объем (млрд. долл.) Нидерланды 45 79 Канада 28 90 ФРГ 27 243 Великобритания 23 107 Новая Зеландия 22 6 Италия 16 98 Франция 17 125 Япония 11 211
Таблица 1.2  Внешняяторговля в экономике США в 1960 – 1922 гг. (млрд. долл.) 1960 г. 1970 г. 1988 г. 1992 г. Объем
Доля в ВНП
(%) Объем
Доля в ВНП
(%) Объем
Доля в ВНП
(%) Объем
Доля в ВНП
(%)
экспорт
товаров
и услуг 29.9 5.8 68.9 6.8 518.7 10.7 448.16 10.6
импорт
товаров и услуг 24.0 4.7 60.5 6.0 611.9 12.6 512.7 11.4
Таблица 1.3  Основныестатьи товарного экспорта и импорта в США (млн. долл.) 1994 г. Экспорт Объем Импорт Объем Продукты химической промышленности 20.5 Автомобили 47.9 Компьютеры 17.4 Нефть 42.9 Зерно 10.5 Одежда 20.5 Энергетическое оборудование 8.4 Компьютеры 14.9 Автомобили 7.5 Чугун и сталь 11.0 Самолеты 7.5 Средства связи 8.1 Цветные металлы 6.4 Полупроводники 7.8 Бумага 6.0 Игрушки и спорттовары 7.2 Полупроводники 5.4 Продукты химической промышленности 9.9
Таблица 1.4 Географическая структура международной торговли (экспорт)
 в % 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. Индустриальные страны 70.5 69.3 66.5 66.1 Развивающиеся страны, в том числе страны с переходной экономикой 28.3 29.6 32.0 32.6 Африка 2.2 2.2 2.0 1.9 Азия 14.3 15.3 17.1 17.9 Европа 3.9 3.5 4.1 4.5 Ближний Восток 3.6 3.7 3.6 3.1 Западное полушарие 4.3 4.9 5.2 5.3 Другие страны 1.2 1.1 1.5 1.3
Таблица 1.5  Товарнаяструктура международной торговлиТовары 1983 г. 1993 г. Сельскохозяйственные продукты 14.6 12.0 Продукты питания 11.1 9.5 Сельскохозяйственное сырье 3.5 2.5 Продукты добывающей промышленности 24.3 11.9 Руды, минеральное сырье и черные металлы 3.8 3.1 Топливо 20.5 8.8 Промышленные товары 57.3 73.3 Оборудование и транспортные средства 28.8 37.8 Химические товары 7.4 9.0 Полуфабрикаты 6.4 7.5 Текстиль и одежда 4.9 6.9 Чугун и сталь 3.4 3.0 Прочие готовые товары 6.3 9.2 Другие товары 3.8 2.8
Таблица 3.1 Среднегодовые изменения условий торговли (в %) 1986-1989 гг. 1990-1993 гг. 1994 г. 1995 г. 1996 г. Индустриальные страны, в т.ч. 2.6 0.9 0.4 0.3 0.6 США -1.2 0.2 0.4 0.3 0.7 Япония 8.5 4.8 0.5 -0.1 1.2 Европейский союз 2.8 0.7 -0.1 0.2 0.2 Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, в т.ч. -4.0 -0.8 0.5 0.2 -0.9 Африка -6.0 -2.1 1.2 0.7 0.2 Азия -0.3 0.3 -0.3 0.4 -0.7 Ближний Восток и Европа -8.6 -1.7 1.4 -4.1 -1.8 Западное полушарие -3.9 -2.9 2.4 2.3 -1.5
Таблица 6.  Общие итогимировой торговли (1990-1996 гг.) 1990 г. 1995 г. 1996 г. Товарооборот (млрд. долл.) 7656 10116 10359 Экспорт (млрд. долл.) 3809 5033 5100 Импорт (млрд. долл.) 3847 5083 5259
В 1997 г. товарооборотдостиг 10.8 трлн. долл., изменения в % к предыдущему году.Экспорт Северная Америка (США и Канада) 9.5 8.0 Евросоюз 8.0 6.0 Страны с переходной экономикой 14.5 11.5 Япония 3.5 12.5 Латинская Америка 12.0 3.0 Страны ЮВА (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Гонконг) 14.5 15.5 Импорт Северная Америка 5.5 5.5 Евросоюз 4.0 2.5 Страны с переходной экономикой 3.5 12.0 Япония -0.5 2.5 Латинская Америка 11.0 10.5 Страны ЮВА 3.5 4.0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :