Реферат по предмету "Филология"


Художественное время в рассказе Чехова "Студент"

Художественное время в рассказе А.П. Чехова «Студент» Прежде чем перейти к непосредственному анализу художественного времени в рассказе А.П. Чехова «Студент», на наш взгляд, стоит сначала обратиться к самому понятию «художественное время». Итак: художественное время – категория литературного произведения, которая обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует композицию произведения.

Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными (например, охватывать день, год, несколько лет, века) и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени. Иными словами, это явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем. Рассказ «Студент» - один из самых коротких, но и наиболее совершенных по форме чеховских рассказов,

с четко выстроенным сюжетом. Мы встречаемся со студентом духовной академии Иваном Великопольским, когда он идет по лесу. Затем проводим с ним немного времени у костра и прощаемся во время его переправы через реку. То есть действие рассказа умещается всего в несколько часов. Однако Чехов выходит далеко за рамки этого короткого периода. Благодаря мыслям студента, а также его рассказу об апостоле

Петре, художественное время в рассказе значительно расширяется. А сейчас мы хотим остановиться на всем этом немного подробнее. "Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку" - так начинает Чехов свой рассказ. Нескольких предложений достаточно, чтобы читатель ощутил себя непосредственным свидетелем происходящего.

Вдохнув полной грудью весенний воздух, в котором "раскатисто и весело" звучит выстрел охотника, прислушиваемся к тихому весеннему лесу. И вдруг одно-единственное слово заставляет читателей судорожно вздрогнуть от холода: "некстати". Всеми чувствами своими воспринимаем мы это "некстати". Чувствуем, как холоден подувший ветер, видим, как по весенним лужам потянулись ледяные иглы, слышим, как "глухо" стало в лесу, ощущаем даже, как "запахло зимой".

Смысловая ось вступления рассказа – смена погоды и настроения. И эта ось проходит как раз через это самое слово «некстати». «Возникает контраст «было - стало». Контраст звуковой («гудело», «выстрел прозвучал раскатисто и весело» - «все смолкло», «стало глухо»); световой (было светло – «стемнело»); эмоциональный («весело» - «неуютно, глухо, нелюдимо»); временной («весенний ветер» - «запахло зимой») . Благодаря такому "вступлению", с полуслова понимается

и ощущается читателем состояние главного героя рассказа - Ивана Великопольского, студента духовной академии. Человеку, оказавшемуся в такой обстановке, не просто холодно - он чувствует тоску и безысходность, чувствует холод во всём мире и в душе своей. "Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе

жутко ". Под стать состоянию и мысли Ивана. Следуя особенности своего мышления, он от своего, частного, конкретного поднимается в мыслях к всеобщему, надысторическому, выходит на уровень обобщения и осмысления того, что видит и чувствует. Но во всём: и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории - видит Иван лишь холод, ветер и страдания. "И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне

Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше". Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта". Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий

вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции: "точно такой же ветер", "точно такая же лютая бедность", "такая же пустыня кругом". Подчёркивают эту неизменность и три глагольные формы: "были, есть и будут". Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями. Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в которой он ничего не может изменить.

"Ему не хотелось домой". И он подходит к костру, возле которого сидят две вдовы. Эпизод отречения Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, он чувствует какую-то связь между собой и евангельским персонажем. Тогда была такая же унылая длинная, страшная ночь, и так же, как Иван, был изнеможён и замучен тоской и тревогой Пётр, и так же грел у огня свои озябшие руки. Рассказ Ивана находит, может быть, не вполне ожидаемый им отклик в душах слушательниц.

Одна из них плачет, а вторая смущается, словно чувствуя "сильную боль". В этом рассказе Чехов употребил нечто вроде кольцевой композиции: Иван из темноты видит костёр, идёт к нему, говорит с женщинами и опять уходит в темноту, откуда видит лишь огонь, но не людей вокруг него. Эта особенность подчёркивается употреблением Чеховым слова "опять": "опять наступили сумерки возвращается зима".

Однако в мыслях, в душе Ивана подобного возвращения нет, недаром встречаются в тексте как контекстуальный антоним слову "опять" слово "теперь". Иван думает о другом, о том, что события евангельских времён имеют отношение и к настоящему, что Василиса "всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра". Не стоит забывать о том, что писатель дал нам точное указание на то, что описываемые события

происходят в Страстную пятницу. Таким образом, это «включает Ивана Великопольского, Василису и Лукерью в общее для всех христиан противочувствие: личностное переживание смерти на кресте земного Иисуса Христа сплетено с непоколебимой верой в его вечное царствие» . Можно сказать, что рассказ содержит аллюзию на перенесение духа. «Как мы знаем из Писания, Иисус "испустил дух" (Евангелие от

Матфея 27, 50), но "ожив духом" (Первое Послание Петра 3, 18) - божественным духом - и воскрес. Таково символическое значение пасхального преображения, которое произошло в Иване" , Василисе и Лукерье. «На метафизическом уровне сюжетного пространства рассказа оба события Страстной недели – Четверга и Пятницы – объединены. Студент рассказывает о событиях

Великого Четверга, но происходит это в момент смерти Иисуса на кресте, весть о которой донес «восточный ветер», <подувший до того, как Иван подошел к вдовьим огородам>. Таким образом, события налагаются одно на другое. Иван вспоминает о Петре и одновременно мистически переживает смерть Иисуса» . И только сейчас герой оказывается способным понять, что главное в человеческой жизни "

и вообще на земле" - правда и красота, продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог ощутить чувство молодости, здоровья, силы. Только сейчас узнаём мы, читатели, что герою, размышлявшему в начале рассказа о бесцельности и бессмысленности бытия, двадцать два года. Только сейчас чувствует герой "невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья". И только сейчас, ощутив себя частью жизни, видит он жизнь "восхитительной,

чудесной и полной высокого смысла". По мысли Ольги Николаевны Павляк, «история Петра, рассказанная студентом, вместе с ее внетекстовым продолжением – это история восхождения к истинной вере, дающая надежду и самому студенту, и Василисе, и Лукерье. В этом и состоит ответ на вопрос, почему студент говорит в Страстную пятницу, в день смерти Спасителя, именно о

Петре и почему Василиса «всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Слезы Василисы – это слезы жалости и сочувствия к Петру, но это и слезы откровения. Страдания и сострадание приводят героев рассказа к “соборному единению”». Обращает внимание то, что в рассказе трижды встречается выражение «ему казалось», что соответствует трем разным этапам размышлений и жизненных представлений

Ивана Великопольского. В первый раз это представление о мире как о мрачной пустыне: «Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко…» Во второй раз это представление о мире, где все взаимосвязано, «ужасы» с «радостью», «прошлое» с «настоящим»: «ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи…». В третий раз это представление о мире, в котором правда и красота «всегда составляли главное в человеческой

жизни и вообще на земле»: «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». В этой последовательности рассуждений каждое новое «казалось» не опровергает предыдущее «казалось», а дополняет его. Ужасы были, есть и будут, но также были и есть правда и красота, которые продолжались непрерывно до сего дня и останутся главной составляющей человеческой жизни. В структуре рассказа, где так важен образ связующей цепи, три последовательно включенных «казалось»

предстают тремя звеньями, формально поддерживающими главный смысловой образ. По мере движения рассказа постигаются смысл и значение каждого отдельного звена, но к финалу рассказа они мыслятся только в совместном существовании. Внешнее восприятие повторяющейся формулы: «ему казалось» — «ему казалось» — «жизнь казалась ему» — наводит на представление о круге. На самом же деле здесь идет приращение смысла: каждое новое ощущение героя, каждое новое размышление

не опровергает предыдущего, но существенно дополняет его и тем самым корректирует общую идею произведения. В раскрытии идеи немаловажную роль играет и название рассказа – «Студент». Иван Великопольский - будущий священник, но он еще не стал им, он только учится. Таким образом, в названии запечатлен сам процесс ученичества. И в ученичестве Ивана и заключается его главная связь с

Петром, Василисой и Лукерьей, связь, которую он ощутил в конце произведения. Апостол Петр – ученик Иисуса. Именно про него Христос сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея». Петр был поставлен Иисусом учить и вести за собой паству, своих учеников, в числе которых и Иван Великопольский. В то же время Иван - будущий священник, то есть тоже пастырь.

Следовательно, апостол Петр и Иван объединены общей миссией пастырства. Студент говорит Слово Божие Василисе и Лукерье, и эти две женщины становятся его первой паствой. «Студент - действительно и «непринужденно» - становится «учеником и учителем». Таким образом, «”уроки” апостола Петра с помощью Божией благодати позволили студенту в прежнем мире открыть новый. Иван Великопольский не стал богаче, ему не стало теплее, и в мире не убавилось «бедности»,

«голод



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ремилитаризация ФРГ. Вступление ФРГ в НАТО
Реферат Работа с текстом. Форматирование абзацев
Реферат Эфиопия смотрящие за горизонт
Реферат Разгон видеопамяти
Реферат Особенности формирования психических процессов детей в прогимназии
Реферат Бюджетная политика Российской Федерации
Реферат Работа с текстом, таблицами и графиками в программе Power Point
Реферат Работа учителя информатики по поддержке сайта учебного заведения
Реферат I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Реферат Работа с удаленными интернет-ресурсами, электронные библиотеки
Реферат Нужны ли России Базаровы
Реферат Изучение английского языка с использованием компьютерной программы English Puzzle
Реферат «Этот день вы приближали, как могли»
Реферат Отчет по практике на базе предприятия ООО ИВФ Золотое сечение
Реферат Робототехнические комплексы РТК предназначенные для технологического процесса сборки