Реферат по предмету "Медицина"


Физкультура и здоровье 2

--PAGE_BREAK--Режим дня
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случай­ное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность ста­новится сигналом последующей. Это помогает орга­низму легко и быстро переключаться с одного со­стояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быст­рее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; ре­гулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, иг­рать в подвижные игры, ходить на лыжах, совер­шать туристские походы. Ведь длительное пребыва­ние в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хо­рошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное го­лодание.

А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на орга­низм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо как можно больше гулять.

Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для7—8 лет она составляет11,5—II ч,9—10 лет—10,5—10 ч,II—1; лет— 10 ч,13—15 лет—9,5 ч и16—18 — 8,5—8 ч Полноценный отдых во время сна наступает толь ко в том случае, если сон достаточно глубок. А дл; того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно1 то же время, перед сном избегать шумных игр, я{ кого света, хорошо проветривать комнату, оставлять открытой форточку на ночь.


Берегите зрение!
Отчего у некоторых развивается близо­рукость и можно ли ее предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, кото­рые помогают сохранить зрение.

Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яб­лока, а когда смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лу­гу, у реки, где обеспечен большой кругозор,— прек­расный отдых для глаз. У жителей степей, например, необычайно острое зрение.

При чтении и письме книги и тетради должны находиться на расстоянии не ближе30смот глаз. Это условие не соблюдается при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, уве­личивающаяся с годами зрительная работа в небла­гоприятных условиях создает привычку рассматри­вать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Первое условие нормальной работы глаз— хоро­шее освещение. Освещенность непосредственно у ок­на в6—8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, рав­номерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует соблюдать и дома. На рабочем столе слева ставится настольная лампа мощнос­тью40 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо в глаза, а освещал лишь книгу, тетрадь.

Для сохранения хорошего зрения очень важна пра­вильная посадка за партой, рабочим столом. Вред­но читать лежа.

Близоруким необходимо носить очки, которые на­значает врач, они предупреждают переутомление глаз и ухудшение зрения.

Глаза следует беречь от травм, которые нередко бывают причиной слепоты. Иногда ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки. Некото­рые ребята, играя, пускают в ход палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к не­поправимому несчастью.

В мастерских и на предприятиях дол­жны строго соблюдать правила техники безопаснос­ти (пользоваться защитными очками, экраном и т. д.). Нельзя сдувать опилки и стружки, так как они могут попасть в глаза. Рабочие места ограждаются специальными щитами.
Это очень важно
Осанка—это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естест­венна и красива: туловище выпрямлено, голова под­нята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка непра­вильная. Как это ни? странно, некоторые молодые люди считают такую осанку и расхлябанную поход­ку красивой. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних орга­нов и может вызвать искривление позвоночника.

Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Проис­ходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кос­ти гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вы­звать эти нарушения. Вредно носить тяжести в од­ной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответ­ствовать росту: стул по высоте подбирается так, что­бы стопы всей поверхностью опирались о пол, а бед­ра и голени были согнуты под прямым углом. Если стул высок, под ноги устанавливается скамейка или брусок дерева. Если он низок, ножки стула удлиня­ются на необходимую высоту. Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до поверх­ности книги, тетради в30—35 см, предплечья и кис­ти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула по отношению к столу позволяет сидеть прямо. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на3—5 см. Не надо опи­раться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони.

Часто Плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. За­тем эта поза становится привычной и приводит к не­правильной осанке и искривлению позвоночника.

Нарушается осанка и при недостаточном освеще­нии, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.

Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку; в ком­плексы гимнастических упражнений включаются корригирующие (исправляющие) упражнения. Осо­бенно полезны для выработки хорошей осанки пла­вание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.

Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физ­культурой. Более выраженные и стойкие изменения требуют специальных занятий и лечения.

При поражении какого-либо одного отдела позвоночника страдает весь позвоночник, по­этому лечебная и оздоровитель­ная физкультура при остеохонд­розе должна состоять из комп­лекса упражнений для всего позвоночника с обязательным учетом стадии заболевания и включать специальные упраж­нения для пораженных отделов позвоночника.

Для всех больных остеохонд­розом полезен массаж, самомас­саж, упражнения в воде, пла­вание, особенно стилем брасс и на спине. Полезны упражнения на укрепление мышц спины и брюшного   пресса,   которые включены в комплексы упраж­нений. При напряжении мышц усиливается сдавление нервных корешков и ухудшается кро­воснабжение межпозвонковых дисков. Поэтому так важно  включать в занятия упражне­ния на расслабление, которые надо чередовать со специаль­ными упражнениями.

Упражнения на расслабле­ние.

1.Исходное    положение (и. п.)— стоя. Поднять руки вверх, расслабить кисти, пред­плечья, плечи, уронить руки вниз вдоль туловища, слегка на­клонив голову и плечи вперед, покачать расслабленными ру­ками.

2.И. п.— стоя, ноги на ши­рине плеч. Перенеся тяжесть тела на правую ногу, припод­нять, встряхнуть и расслабить левую; то же правой ногой.

3.И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть руки в локтях с опорой на них, ноги— в коленях с опорой на стопы. Расслабить и разогнуть в колене правую ногу, рассла­бить и разогнуть в колене левую ногу.

Больным остеохондрозом по­лезно спать на полужесткой по­стели, например, на деревян­ный щит положить ватный мат­рац толщиной10см.

Задачи лечебной и оздорови­тельно-массовой  физкультуры при остеохондрозе шейного отдела позвоночника— снять спастическое напряжение мышц шеи, снизить болевые ощуще­ния, которые передаются из шейного отдела позвоночника на плечевой пояс, укрепить мышеч­но-связочный корсет позвоноч­ника, восстановить нормальную амплитуду движений в суставах шейного отдела и плечевого пояса.

При сильных болях в первые две недели следует избегать резких движений в шейном от­деле позвоночника. Движения должны быть медленными, плав­ными, чтобы не вызывать усиле­ния болевых ощущений. При патологической   подвижности позвонков можно пользоваться ватно-марлевым воротником, ко­торый вам поможет сделать врач или инструктор по лечебной физкультуре.

С первых процедур лечебной физкультуры вводят упражне­ния для укрепления мышц шеи.

И. п.— лежа на спине, на жи­воте или на боку. Приподнять голову над кушеткой и стараться удержать ее в этом положении 2—5 секунд. Отдых— 20 се­кунд. Повторять8—10 раз.

И. п.— сидя за столом. Обло­котившись подбородком на сог­нутые руки, оказывать давление на руки в течение10 секунд, пытаясь при этом наклонить голову вперед. Отдых— 20 се­кунд. Повторять8—10 раз.

И. п.— то же. При нажатии на затылок сплетенных в замок рук оказывать головой сопро­тивление в течение10 секунд. Отдых—20 секунд. Повторять 8—10 раз.

При уменьшении болей мож­но приступать к выполнению комплексов1, 2. По мере их освоения при хорошем самочув­ствии переходят к упражнениям
с отягощениями (комплекс3).

Задачи лечебной физкульту­ры при остеохондрозе груд­ного отдела позвоночни­ка— укрепление мышц спины с целью формирования правиль­ной осанки, восстановление нор­мальных физиологических изги­бов позвоночника, укрепление дыхательных мышц и мышц плечевого пояса. Дыхательные упражнения.

1.И.п.— стоя, поднять руки через стороны вверх—вдох, возвратиться в и. п.— выдох.

2.И. п.— стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Отводя руки в стороны и вверх, прогнуться в груди— вдох, наклоняясь впе­ред и переводя локти вперед— удлиненный выдох, возвратиться в и. п.—-пауза.

З. И.п.—лежа на спине, кисть одной руки на груди, дру­гой— на животе. Глубокий вдох (кисти вместе с движением пе­редней стенки груди и живо­та приподнимаются), глубокий вдох (кисти опускаются). Это же упражнение можно произ­водить с произнесением на вы­дохе шипящих звуков «ш-ш-шш», «х-х-хх»,«ф-ф-фф».

4.И. п.— лежа на спине. Развести руки в стороны— вдох, на медленном выдохе кис­тями рук надавливать попере­менно на нижние и средние отделы грудной клетки.4—5 раз.

5.И. п.— стоя, руки на поясе. Подняться на носки, прогнуть­ся с одновременным подниманием рук вверх, умеренный вдох, на медленном выдохе опустить­ся на всю ступню, уронить руки, наклонить туловище, го­лову и расслабиться.4—5 раз.

6.И. п.— сидя. Вдох, на вы­дохе наклоны головы вперед, назад, возвратиться в и. п. Вдох, на выдохе наклоны головы в сто­роны. Дыхание не задерживать. 8—10 раз.

При появлении болей надо снизить нагрузку.

Очень полезны при грудном остеохондрозе упражнения с гимнастической палкой и ганте­лями. При выполнении упражне­ний необходимо следить за тем, чтобы позвоночник, разгибаясь в грудном, н не разгибался одно­временной в поясничном отде­ле. Чтобы избежать этого, при выполнении    упражнений в и. п.— лежа на животе под жи­вот подкладывают ватно-марле­вый валик, препятствующий перегибанию позвоночника в пояс­ничном отделе.

Если ваша работа связана с длительным пребыванием в положении сидя, необходимо в течение дня несколько раз ме­нять позу, отдыхать, откинув­шись на спинку стула, по2— 3 минуты. Полезна ходьба по комнате через каждые час-пол-тора работы, физические упраж­нения, самомассаж мышц спины и груди (поверхностное и. глу­бокое поглаживание, растира­ние, прерывистая вибрация, по­хлопывание) в течение1,5— 2 минут.

Можно выполнять следую­щие упражнения.

И. п.— сидя на стуле, надав­ливать лопатками, поясницей на спинку стула; держась рука­ми за сиденье стула, попытаться приподнять себя; опираясь на края сиденья стула, попытаться приподняться вместе со стулом; поставив локти на стол, ока­зывать ими давление.

И. п.—стоя, касаясь спиной стены, давить на нее, попере­менно ягодичными мышцами, поясницей, лопатками.

После каждого проведенно­го упражнения необходимо рас­слабить мышцы и сделать не­большую паузу для отдыха. В течение занятия молено повто­рить одно упражнение4—5 раз или выполнить по1 разу каж­дое упражнение.

По мере стихания болей можно приступать к выполне­нию комплексов упражнений4, 5. Освоив эти комплексы, пере­ходят к упражнениям с отяго­щением, которые даны в комп­лексе3.

Лечебная и оздоровительная физкультура при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника имеет свои особенности.

Когда человек находится в вертикальном положении, внут-ридисковое давление в поражен­ном межпозвонковом диске вдвое больше, чем в горизон­тальном положении. Поэтому в острой стадии заболевания пред­почтительны упражнения из и. п. лежа на спине, на животе, на боку и стоя на четвереньках. Хороший эффект дают упраж­нения в воде.

Покой и разгрузка поражен­ного отдела позвоночника в этом периоде заболевания создают условия для рубцевания трещин и разрывов фиброзного кольца, что может явиться залогом вы­здоровления. Задачи лечебной и оздоровительной физкультуры направлены на расслабление мышц туловища и конечнос­тей, улучшение кровоснабжения межпозвонковых дисков, укреп­ление мышечно-связочного кор­сета позвоночника.

Очень полезно такое упраж­нение: лежа на спине (на кушет­ке), ноги согнуты в коленях. Давить поясничной областью на кушетку. Это упражнение мож­но усложнить за счет одновре­менного напряжения ягодичных мышц. При стихании болей мож­но приступать к выполнению комплексов упражнений6, 7 и8.

Комплекс1

Комплекс,   разработанный врачом мастером спорта меж­дународного класса В. Челноковым, применим как при непо­средственном лечении остео­хондроза, так и для его профи­лактики. Выполнять упражне­ния лучше ежедневно. Разумеет­ся, если нет обострения забо­левания.

1.И. п.— сидя на стуле (со­храняется для первых8 упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы— влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный.   Повторить   5— 10 раз.

2.Опустить голову вниз, до­стать подбородком грудь. Темп медленный.5—10 раз.

3.Запрокинуть голову назад, -одновременно вытягивая подбо­родок. Темп медленный.5—10 раз.

4.Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляю­щуюся ладонь. Голова и ладонь неподвижны. Давление— 10 се­кунд, отдых— 20 секунд.5 раз.

5.Положить ладонь на об­ласть виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Дав­ление— 10 секунд, отдых— 20 секунд.5 раз.

6.То же с другой стороны.

7.Руки опущены вдоль туло­вища. Поднять плечи и удержи­вать в таком положении10 се­кунд, расслабление—15 секунд. б раз.

8.Самомассаж шеи, плече­вых суставов, трапециевидной мышцы.5—7 минут.

9.И. п.— лежа на спине (упр. с 9-го по 15-е выполня­ются из этого и. п.), руки под головой. Давить головой на руки (темп    медленный)— выдох. Расслабиться— вдох.10 раз.

10.Руки на поясе. Пооче­редное сгибание и разгибание ног, не уменьшая прогиба пояс­ницы. Стопы от пола не отрывать. По10 раз каждой ногой.

11.Руки на поясе, ноги согну­ты. Прогнуться, поднимая таз— выдох, и. п.— вдох.10—15 раз.

12.Согнуть ноги и прижать к животу, обхватить их рука­ми, голову к коленям— выдох, и. п.— вдох.10—15 раз.

13.Руки в стороны. Мах пра­вой ногой, левой рукой достать до правой стопы. То же— дру­гой ногой и рукой. По10 раз каждой ногой.

14.Руки на поясе. Поднять прямые ноги до угла90 граду­сов— выдох, опустить— вдох. 15 раз.

15.Руки на голову. Левая нога и рука в сторону— вдох, и. п.— выдох. То же— другой ногой и рукой. По10 раз каждой ногой.

16.И. п.— лежа на животе, гимнастическая палка на ло­патках. Прямые ноги назад— вверх, голову и плечи поднять, прогнуться.15 раз.

17.И.п.—стоя на четверень­ках (упр. с 17-го по 19-е). Не отрывая рук и коленей от пола, сделать «круглую» спину— вы­дох, и. п.— вдох.10 раз.

18.Выпрямить правую но­гу— движение туловищем и тазом назад— выдох, и. п.— вдох. То же— левой ногой. По10 раз каждой ногой.

19.Повернуть спину и го­лову влево— вдох, и. п.— вы­дох. То же самое— вправо. По 10 раз в каждую сторону.

20.И. п.— стоя на коленях. Левую ногу вытянуть в сторону, и. п. То же— правой ногой. По 10 раз каждой ногой.

21.И. п.— сидя на коврике, ногу вытянуть перед собой, дру­гую, согнув в колене, отста­вить в сторону. Наклониться вперед к вытянутой ноге, ста­раясь достать стопу руками. По­менять положение ног. По10 раз в каждую сторону.

22.И. п.— стоя. Присесть, отрывая пятки от пола, руки вперед— выдох, и. п.— вдох, 15 раз.

23.И. п.— стоя левым боком к опоре, левая прямая нога сза­ди. Правая— согнута и выстав­лена вперед, туловище прямое. Пружинистые покачивания. По­менять положение ног. По10 раз в каждом положении.

24.Вис на перекладине (в квартире ее можно укрепить в дверном проеме). Осторожно по­ворачивать таз попеременно вправо и влево. Не напрягать шею, плечевой пояс и спину— тело максимально расслаблено. Продолжительность виса40 се­кунд. Повторять несколько раз в день.

25.И. п.— стоя, палка в вы­тянутых вверх руках. Правую ногу вперед, палку на лопатки. То же— левой ногой. По10 раз каждой ногой.

26.Палка в вытянутых вверх руках. Палку на грудь, и. п. Палку на лопатки, и. п.10 раз. 27. Палка на груди. Наклон вперед, палку положить на пол— выдох, и. п.— вдох.10 раз.

28.Палка в опущенных ру­ках за спиной (хват снизу), на­клониться вперед, руки с пал­кой максимально назад, вверх— выдох, и. п.— вдох.10 раз.

29.Палка в вытянутых ру­ках перед грудью. Достать пал­ку махом левой ноги, затем— правой. По10 раз каждой ногой.

30.Мах левой ногой вперед, руки вверх— вдох, и. п.— вы­дох. То же— правой ногой. По10 раз каждой ногой.

31.Ноги на ширине плеч. На­клон вперед, коснуться правой рукой левой стопы, левая рука в сторону— выдох, и. п.— вдох. То же— к правой стопе. По10 раз к каждой ноге.

Разумеется, нет необходимо­сти выполнять все упражнения в один день. Выберите по вкусу несколько на сегодня, несколько на завтра. Главное, чтобы в ито­ге каждое из предложенных трех десятков упражнений было вами пройдено хотя бы в недель­ный срок. Дело в том, что каж­дое движение рассчитано на определенную группу мышц, а все вместе— на полную прора­ботку мышечного корсета спины и шеи. Потому система в целом и называется комплексом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.