Реферат по предмету "Экология"


Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности

Министерствокультуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пермскийгосударственный институт искусства и культуры»
Факультеткультурологии
Кафедрасоциально-культурной деятельности
Курсоваяработа
СУЩНОСТЬПРИРОДООХРАННОЙ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнитель: студентка
группы МК-21
Уржумцева М.А.
Научный руководитель:
старш. преподаватель
Мельникова Н.С.
Пермь 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Природоохранная функция как одна из социальных функцийсоциально-культурной деятельности
I.1 Истоки становления природоохраннойфункции социально-культурной деятельности
I.2 Функции социально-культурнойдеятельности и роль природоохранной функции в системе социально-культурнойдеятельности
ГЛАВА II. Реализация природоохранной функции в системесоциально-культурной деятельности
II.1 Формы и содержание деятельности государственныхучреждений культуры по реализации природоохранной функции социально-культурнойдеятельности
II.2 Анализ деятельности Управления экологиии природопользования города Перми в рамках природоохранной функции социально-культурнойдеятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Сегодня населениеРоссии недооценивает нарушенность экосистемы. Это обусловлено и историческимиособенностями, и индивидуализмом, пришедшим к нам с Запада. Подобного родаисследование является актуальным при изучении вопроса об экологическойкультуре, о способности человека обеспечивать оптимальные отношения с природой,ее охраной и сохранением культурной среды по средствам социально-культурнойдеятельности.
Социальнаязначимость проблемы.
На данном этаперазвития человечество столкнулось с проблемами экологического типа. Возниклаобщественная потребность в научных разработках и практической деятельности всфере охраны природы и культурной среды человека. В первую очередь необходимо пониманиеважности природоохранной функции социально-культурной деятельности со стороныобщества, а также усовершенствование экологической политики со стороныгосударства.
Цель: раскрыть сущность природоохраннойфункции социально-культурной деятельности.
Задачи:
— изучить истокистановления природоохранной функции социально-культурной деятельности;
— исследоватьтеоретические основы социально-культурной деятельности, определить рольприродоохранной функции в системе социально-культурной деятельности;
— изучить способыреализации природоохранной функции;
— проанализироватьформы и содержание деятельности учреждений культуры по реализацииприродоохранной функции социально-культурной деятельности.
Предмет – содержание и формы реализацииприродоохранной функции как функции социально-культурной деятельности.
Объект – природоохранная функция в системесоциально-культурной деятельности.
Методыисследования. Анализсборников научных статей, авторефератов диссертаций, периодических изданий, научно-методическихи учебных пособий, а также тематически соответствующих материалов из сети internet.
Степеньразработанности проблемы. Общетеоретическое и методологическое значение для данного исследования имеютработы основоположника теории ноосферы В.И. Вернадского. Экологические проблемыкак проблемы культуры, воспитания и развития личности рассматривал Д.С.Лихачев. Научно-методической работой по осуществлению природоохранной функции врамках культурно-просветительной работы в Советской России занимались С.Н.Артановский и Б.Н.Антишин. На современном этапе вопросу охраны природы исохранения культурного наследия посвящены научные статьи ученых Р.О.Лосаберидзе, Е.А. Когая, Н.Ф. Газизуллина, Е.Ю. Голициной и Т.В. Ивановой.Природоохранная функция была выделена и научно подтверждена А.М. Ариарским,доктором культурологии, профессором Санкт-Петербургского государственногоуниверситета культуры и искусств.
Структура курсовойработы. Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Впервой главе рассматриваются этапы становления природоохранной функции вконтексте исторического процесса, а также роль этой функции в системесоциально-культурной деятельности. Вторая глава раскрывает особенностиреализации природоохранной функции на практике, формы и содержание деятельностигосударственных учреждений по осуществлению этой функции. К основной части данывведение и заключение. К работе прилагается список из 37 использованныхисточников и приложения.

ГЛАВА I ПРИРОДООХРАННАЯФУНКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современнаяэкологическая мысль развивается исключительно в утилитарном направлении. Поэтомуна данном этапе развития обществу требуется аппарат регуляции отношений сприродой. А. М. Ариарским в рамках социальных функций социально-культурнойдеятельности была выделена природоохранная функция, отвечающая за формированиеэкологической культуры человека.
Хозяйственнаяэксплуатация окружающей среды конечно необходима, но ведь есть и другие аспектысвязи человека и природы. Разумеется, о красоте природы пишут, порой дажезаботятся на практике, помнят о наших младших братьях животных и ихбеспомощности в техническом мире, созданном человеком, создают даже общества вих защиту. Но вся эта деятельность не интегрирована с экологической теорией ипрактикой. Методическим обеспечением эколого-охранительной клубной работы вСоветской России занимался С.Н. Артановский. Сегодня этот вопрос затрагивают в своихнаучных публикациях Е.А. Когай, Н.Ф. Газизуллин, Р.О. Лосаберидзе, Т.В. Иванова.Социально-культурная деятельность призвана систематизировать теорию и практикуэколого-охранительной функции и осуществлять работу по сохранению природной икультурной среды человека.
I.1Истоки становления природоохранной функции социально-культурной деятельности
Предпосылкамипоявления природоохранной функции социально-культурной деятельности явилисьотношения человека и природы, складывавшиеся веками. Человечество в рамкахисторического процесса прошло путь от единства и гармонии с окружающей средойдо полного противопоставления себя ей. Если Д.С. Лихачев и В.И. Вернадскийрассматривали человека внутри природной системы и в гармонии с ней, тосовременные актуальные научные работы Р.О. Лосаберидзе, Т.В. Ивановой посвященыразрушительной и потребительской деятельности общества в контекстесовременности.
Чувство природы,по-видимому, свойственны человеку от рождения – ведь мы сами часть природы и напротяжении всей жизни связаны с ней тысячью нитей. Однако его проявленияисторичны – они зависят от культуры, от уровня развития общества.
В сознаниипервобытного человека и человека бесписьменного общества существовалнерасчлененный образ человека и природы. Человек рассматривался как одно изприродных существ, родственное всем остальным силам природы, хотя и высшее посравнению с ними. Природа была одной из составных частей древнейшейрелигиозно-мифической картины мира. Исследователи называют это синкретизмоммироощущения древнего человека. [4, C. 52-54]
С приходом цивилизацииположение изменилось. Природа оказалась отдаленной от человека. По мере ростасвоего могущества по отношению к природе человек все более противопоставлялсебя ей. В цивилизациях древности, которые соединены тесными узамипреемственности с современной Европой – культуры Месопотамии, Египта, позжеГреции и Рима – человек не мыслился иначе, как окруженный другими живымисуществами, находящийся с ними в постоянном контакте. Природа представляласьодухотворенной, ей нередко приписывался сверхъестественный смысл. Эта античнаятрадиция легла в основу европейской поэзии, прозы, живописи.
История становленияприродоохранной функции в России начинается еще за долго до появлениясоциально-культурной деятельности как научной дисциплины. Истоки появленияинтереса и внимания к природе со стороны человека можно отыскать во временадревних славян. Язычество, характерное для древних славянских племен,отличается покорностью, подчиненностью человека природе.
Заселяя окружающий мирбольшим количеством духов, помогающих и вредящих человеку, древние славяне,подобно другим языческим народам, обожествляли и поклонялись огню, камням,рекам, озерам, священным рощам и отдельным деревьям. Охрана неприкосновенностии чистоты святых мест опиралась на совесть и страх каждого. Считалось, чточеловек, срубивший дерево в священной роще либо сходит с ума, либоумирает в одночасье. Тем же страхом болезни и смерти оберегалисьизбранные деревья, выделяющиеся своими размерами или уродливостью и признанныесвященными. Так до недавнего времени считались целебными деревья с большимдуплом в стволе. Через это дупло протаскивали болеющих детей, а иногдапролезали и сами взрослые. [19]
Повседневнаяпрактическая деятельность, образ жизни, установившийся в Европе, начиная сэпохи итальянских «торговых республик» в XIV веке, определили окончательное отчуждение человека отприроды. Решающее значение для определения практики хищнической эксплуатацииприроды имели сложившиеся в то время капиталистические отношения. Едвавозникнув, фабрики придали облику города унылый и стандартизированный вид.Обыденное сознание оказалось в плену недалекого практицизма. [4, C.53]
Несмотря на отдаление человека от окружающей среды, идея их единства ивзаимопомощи все-таки имела место в сознании людей. Взаимоотношения природы ичеловека складывались веками. Сады и парки стали частью этих взаимоотношений,элементом культуры, в которой, по словам Д. С. Лихачева, «облагороженнаяприрода идеально слита с человеком». [27]
После принятияхристианства на Руси широкое распространение получили сады при монастырях. Монастырскиесады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Начиная с XIV века помимоустройства садов внутри монастырей, огромное значение приобрел сам выборместности для монастыря в лесах, на берегах рек и озер. Этот выбор диктовалсяразвившимися в XIV в. на Руси представлениями, что только первозданная природабезгреховна, упорядочена самим богом, гармонирует со стремлением ксовершенствованию. У Григория Нисского, особенно популярного на Руси с XIV в.,есть «Слово о первозданной красоте мира». Оно объясняет нам, почему ценилась вДревней Руси дикая природа. Нетронутая природа знаменует собой порядок иблагообразие, гармонирующее с подвижнической жизнью отшельника, желающего себяпосвятить богу. Поэтому монастыри ставятся в красивой и безлюдной местности.Поэтому же развивается скитническое монашество, строительство монастырей уходитвсе дальше и дальше в нехоженые места. [20]
При создании придворцовых садов и загородных царских и боярских усадебпреследовались в основном утилитарные цели. Творения человека, в том числесады и парки, в конце XVII в. стремились быть «ненатуральными», «потешными»,как бы игрушечными. В церквях эта «игра» была «серьезная»; в садах же и прудахКремля — несерьезная. Но в обоих случаях цель была оторвать человека от«естественного» уровня, заставить его ощутить нереальность реальности, победитьв нем чувство приземленности. [13, C.8]
В начале XIX векарезко возрос интерес к фольклору, который всегда сохранял во всей полноте живоечувство природы. Многие ученые-естествоиспытатели России и Европы – М.В.Ломоносов, А. Гумбольдт, А. Брем, В.И. Вернадский – не только описывали природуи изучали ее закономерности, но обладали даром глубокого интуитивногопроникновения в ее жизнь, подходили к ней как художники и поэты. Однако любовьк природе в пределах европейской цивилизации оставалась делом одинокихэнтузиастов и узкого круга просвещенной публики. [4, C.53-54]
История и культурадревних славян, тонкая грань равноправных отношений человека и его окружения –интерес к этому вопросу возникает вновь лишь в начале XIX века и связанс именем дворянина Андрея Кайсарова, который в 1804 году написал ииздал небольшую книгу «Славянская и российская мифология». Анализируя древниерусские песни, сказки и обычаи, а также дошедшие до него описания предметовдревнего культа и быта, автор создал первый словарь славянских мифов, где валфавитном порядке перечисляются древнеславянские божества и духи, описываютсяритуалы поклонения им. Книга эта стала очень известна и популярна в России.[19] Статуэтки, резные изображения древнеславянских божеств на фасадедворянских усадеб XIX века приобретают эстетический характер и утрачивают своепервоначальное значение, они уже не исполняют роль связующего звена междувысшим и низшим – природой и человеком. Символы гармонии, защищенности иединства становятся вычурными элементами приусадебного участка.
Понять современное взаимоотношение человека с природой возможно, сравнивсегодняшнее положение с предшествующим этапом развития, началом которого сталапромышленная революция восемнадцатого столетия. Тогда был сделан большой шагвперед в области материального производства, и на этой основе впервые в историичеловеческое воздействие на окружающую среду стало заметным и порой опустошительным.Стихийный и эгоистический характер хозяйствования способствовал этому.
Бурный экономический рост и резкое усиление человеческого воздействия наокружающую среду стали предпосылкой для пересмотра прежних взглядов на проблемывзаимодействия человека с природой. Для XIX и начала XXвеков, когда люди достигли ранее невиданных успехов в науке и индустрии, былохарактерно ощущение могущества и всесилия человека по отношению к природе. Эточувство в известной мере было оправдано. Без ощущения уверенности в своихтворческих силах, без веры в способность разума и труда переделать мир человекне смог бы осуществить свои великие преобразовательные замыслы. [4, C.5-6]
К концу XX века человечество получиловозможность в кротчайшее сроки уничтожить все живое на планете. Стремительныйрост технических систем и сооружений, эксплуатация природных ресурсов,глобальное потепление климата, сокращение площади лесов, угроза ядернойкатастрофы – все это привело к глобальному экологическому кризису. [28, C.1]
Антиэкологические формы поведения связываются с преобладанием ценностейтехнологической цивилизации, базирующейся на императиве неограниченногопрогресса, антропоцентризма. Данный тип цивилизации воспринимает природнуюсреду как условие существования человеческого сообщества и ориентирован напотребление ресурсов природы. [18, C.83]
Подводя итог, можно выявить закономерность того, что
1. в начале жизненного пути человечество имело синкретическую связь сродной землей;
2. с приходом цивилизации наблюдается отдаление, человек уже чувствуетсвое превосходство. Отчуждение вновь происходит в XIV веке, связывается с эпохой торговых республик икапитализацией общества;
3. в XVIII – начале XIX века человекпредпринимает попытки «слиться» с природой вновь с помощью садов и искусственныхпарков. Ученые обращаются к фольклору, находя в прошлом истоки гармониичеловека и окружающей его среды;
4. с наступлением научно-технической революции стало очевидным, чторесурсы природы ограничены. Сегодня становится ясно, что необходимо новоеотношение к природе, изменение сознания людей.
Необходим комплексный, системный подход к решению проблемы охраныприроды. В рамках природоохранной функции социально-культурной деятельностинужны разработки нового типа развития – фундаментальной революции в отношениичеловека и природы, которая восстановила бы их гармонию.
Устойчивое развитие предполагает экологизацию и гуманизацию сознания иповедения, изменение ориентаций человека XXI века – построение такой системы, в которую войдут какприродные, социально-экономические, так и культурные элементы.
I.2 Функции социально-культурной деятельности и рольприродоохранной функции в системе социально-культурной деятельности
Осуществление социально-культурной работы в сфере охраны природы сталонеобходимым и важным в свете тревожного настроения в России и мире в целом. Практическимосуществлением такой работы занимаются специалисты социально-культурной сферы врамках природоохранной функции. В самых широких слоях населения растетозабоченность проблемами окружающей среды. Об этом свидетельствуютмногочисленные научные разработки и социальные программы ученых А.М.Ариарского, Н.Ф. Газизуллина, Е.А. Когая. Возникает необходимость внедренияновой системы ценностей в структуры общественного сознания посредством социальныхфункций социально-культурной деятельности.
Функция от латинского function – исполнение, осуществление. Функции обычно зависят и отождествляются спонятием деятельность. Категорию функция также понимают как основную роль илипредназначение. [33, C.1430]
В социально-культурной деятельности функции определяют специфику, приемыи способы данной деятельности. Функции социально-культурной деятельностиподвергаются изменению во времени, а также зависят от длительности тех или иныхисторических этапов.
С появлением социально-культурной деятельности как научной дисциплины,функции были разделены А.М. Ариарским, доктором культурологии, профессоромСанкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, на двегруппы: основные (постоянные) и вспомогательные (непостоянные). [3] Но в целомфункции социально-культурной деятельности постоянно находятся в развитии, ониподвижны и зависимы от определенных факторов. Это могут быть отдельныевлиятельные личности той или иной эпохи, например Петр I и его реформы, связанные с инкультурацией и социализацией новоговысшего дворянского сословия. Или технический прогресс, спровоцировавшийпоявление природоохранной функции.
А. М. Ариарский предлагает определение функциям социально-культурнойдеятельности, называя их категориями, выражающими проявление свойств социально-культурнойдеятельности и предназначенности к определенным конструктивным действиям,реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческоеразвитие личности. К ним он относит:
— адаптивно-нормативную функцию – хоминизация личности: освоениеформирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи идругих элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре,приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
— образовательно-развивающую функцию – вовлечение ценностей культуры,последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализацииличности;
— преобразовательно-созидательную функцию – вовлечение личности в процесссоздания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического,социального творчества;
— эколого-охранительную функцию – формирование экологической культуры,сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;
— информационно-просветительную функцию – накопление, хранение ираспространение информации, культурно-просветительная деятельность, формированиеинтеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXIвека;
— интегративно-коммуникативную функцию – диалог культур, взаимовлияниелокальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональныхкультур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур,формирование культуры деловых и неформальных отношений;
— рекреативно-игровую функцию – формирование празднично-обрядовой иигровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга ипсихологической разрядки. [3]
Эколого-охранительная или природоохранная функция направленапреимущественно на сохранение природного и культурного наследия человеком. Наданном этапе развития человечество занимается накоплением научных данных,совершенствованием методов исследования окружающей среды, а также применениемна практике накопленного опыта. Социальные последствия изменений, которыесовершены разумом и руками человека, сегодня очень велики.
Человек отдаляется от природы и современная наука уже по-новомурассматривает понятие «охрана природы». Раньше оно понималось как сохранениепервозданной природы, защита редких и исчезающих видов животных и растений. Внекоторых случаях этот подход сохранил практическое значение и сегодня. Но вцелом он стал частным случаем более сложного подхода. Охрана природы все чащепонимается как один из аспектов развития и охраны окружающей среды.
В самом деле, первозданных земель, не затронутых деятельностью человека,осталось немного. Окружающая нас среда все больше становится культурной средой.Она создана человеком, который запечатлел в ней свой гений, свои трудовыеусилия, свои ценности. Это преобразование продолжается в наши дни ускореннымтемпом. Его общим направлением является все большее освоение среды, привнесениев нее искусственного. Этот процесс невозможно остановить, но и нельзя допустить,чтобы он шел стихийно. [4, C.48-49]Для этого обществу необходимы социальные регуляторы в лице правительства. Аполитические структуры, в свою очередь, должны вплотную заняться вопросамидоработки и совершенствования научно-методической практики в сфересоциально-культурной деятельности.
Итак, развитие и охрана окружающей среды – это преобразование ее на благочеловека с сохранением ее природных богатств, что предусматривает какрациональное хозяйственное использование среды, так и сохранение природы какдруга и спутника человека.
На основе анализа большого числа теоретических источников, необходимоотметить, что природоохранная функция социально-культурной деятельностиосновывается на системе экологических наук. В числе важнейших и имеющихнепосредственное отношение к этой функции можно выделить: теориюэколого-экономического развития, экологию культуры и социальнуюэкологию (экологию человека).
В настоящее время в научных публикациях, документах национального имеждународного характера часто встречается тезис о необходимости сочетатьразвитие и сохранение природных богатств нашей планеты. В их основе –экономический рост и поддержание экономических ресурсов на высоком уровне.
Лидеры мировой политики и авторитетные представители научных иобщественных кругов сходятся во мнении, что предотвращение экологическогокризиса является наиважнейшей проблемой экономики, центральной политическойидеей. Фундаментальное значение в разрешении указанной проблемы имеетразработка теории эколого-экономического равновесия и развития общества.Мировая практика показывает, что обострение экологической ситуации воздействуетна все стороны жизни людей – физиологическую, социально-экономическую,духовно-нравственную.
Юридическое начало новому подходу к решению экологических проблем в нашейстране положено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природнойсреды», принятым в марте 1992 г., где в качестве научного принципапровозглашено научно обоснованное сочетание экологических и экономическихинтересов. Необходимой предпосылкой и обязательным условием осуществления этогопринципа является гуманистическая нацеленность общественного развития, гдепроисходят стремительные изменения, требующие осознания качественно новой фазывзаимодействия общества и природы, фазы коэволюции, т.е. разумногососуществования и соразвития человека и природы. [9, C.278]
Необходимо учесть, что эколого-экономические междисциплинарныеисследования и проекты могут оказаться тщетными, если на всех уровняхуправления обществом не осознавать, что первоосновой экологических катаклизмовявляется недооценка воспитания экологической культуры. Этот пробелобщественного сознания в России требует системного восполнения, принимая вовнимание, что экологическая культура и общественный интеллект неотделимы другот друга и невозможны без первостепенного внимания к ним со стороны государстваи выделения их в качестве приоритетов социально-культурной политики. [9, C.289]
Человек живет в определенной окружающей среде. Целительная сила природыхорошо известна, ведь она, помимо того, что является нашей средой обитания,дает возможность эстетического и нравственного отдыха. Наука, котораязанимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природнойбиологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданнаякультурой его предков и им самим.
Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чемсохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для егобиологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной,нравственной жизни, «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины исоциальности. [26,C.8]
«Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет» — заметил как-тоанглийский писатель Джон Голсуори. Социальная экология одну изпервостепенных задач видит в прорисовывании контуров грядущего вовзаимоотношении человека и среды его обитания. Существенной задачей этой наукиявляется исследование допустимых пределов в хозяйственно-преобразовательнойдеятельности человека, за которыми возможно нарушение устойчивости естественныхприродных систем и даже их разрушение.
Для выявления тенденций будущего развития системы «общество — природа» вцелом наиболее эффективным стоит признать метод глобального моделирования.Глобальное моделирование предстает одним из важнейших инструментов прогнозногоисследования социальных и социоприродных процессов, происходящих в глобальныхсистемах. Впервые к использованию метода глобального моделирования обратилисьавторы докладов Римскому клубу. Римский клуб – это всемирнаянеправительственная организация, созданная в 1968 году, в состав которой вошлиученые и общественные деятели разных стран, обеспокоенные проблемами будущегоразвития. Целью деятельности Римского клуба было привлечение вниманияобщественности планеты к все более нарастающим негативным последствиямэкспансивной деятельности человеческого общества, ориентированного на ускорениеэкономического роста ради роста капитала. [21, C.97-99] Их же силами создавались и осуществлялись первыепроекты природоохранного характера, научные разработки членов клуба легли воснову социально-культурной политики современных эколого-охранительныхучреждений.
Таким образом, можно сделать выводы, что:
1. внедрение нового отношения к природе, или экологического сознания,осуществляется на уровнях: понимание теории эколого-экономического равновесия,внедрение экологии культуры по средствам воспитания и прогнозирование в рамкахсоциальной экологии. Источником экологического сознания являетсягуманистическое отношение к прошлому и любовь к природе и окружающим внастоящем;
2. устойчивое развитие является системой, которую необходимо создать врамках природоохранной функции социально-культурной деятельности. Эта системавключает в себя как социально-экономические аспекты, так и культурные элементы,с помощью которых специалист социально-культурной деятельности способенвоздействовать на сознание современного общества, ориентировать население насохранение природных и культурных ценностей.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯПРИРОДООХРАННОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осуществление природоохранной деятельности на практике играет огромнуюроль в современной социально-культурной деятельности. Важно не толькотеоретическое знание об экологических проблемах современности, но и умениепредотвращать эти проблемы. Для наибольшей эффективности в реализациивоспитательной и просветительской работы специалисты социально-культурнойдеятельности используют определенные формы и средства воздействия. Содержаниемероприятий эколого-охранительного характера также должно иметь логичнуюструктуру. Это необходимо для правильного восприятия и осознания зрителями иучастниками природоохранных мероприятий основной идеи, которую работники сферысоциально-культурной деятельности доносят до общественного сознания.
 
II.1Формы и содержание деятельности государственных учреждений культуры пореализации природоохранной функции социально-культурной деятельности
Теоретические понятияо формах и содержании социально-культурной деятельности оформлены в учебномпособии «Прикладная культурология» профессора М.А.Ариарского. Сведения окультурно-досуговых формах были даны авторами А.Д. Жарковым, В.М. Чижиковым.
Содержание – это совокупность,состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов,связей, противоречий. [32, C.232]Таким образом, в содержании заложена тенденция к развитию, динамике,диалектическому взаимодействию с формой.
Содержаниесоциально-культурной деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. [16,C.216] Ценность – личностно исоциально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального исовокупного социального опыта. [3] Каждый человек может пользоваться лишь темиценностями, которые имеются в его обществе. Одной из первостепенных задачприродоохранной функции является обеспечение оптимальных отношений общества сприродой, сохранение культурной среды и природного наследия для будущихпоколений. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей сутьценности окружающей его общественной и природной среды. От сознания ивнутренних установок одного члена общества зависит общее отношение к окружающейего среде и людям. Эти ценности условно делятся на ценности материальные,социально-политические и духовные. Природоохранная функция включает в себя всеценностные аспекты, так как неразрывно связана с общественным сознанием.
Важно также, что через содержание социально-культурной деятельности пореализации природоохранной функции удовлетворяются духовные, потребности иинтересы населения. Содержание обуславливается задачами, решаемыми государственнымиинстанциями и учреждениями культуры по развитию личности. Это формированиецельной и стройной системы философских, экономических и социально-политическихвзглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое иэстетическое воспитание граждан.
В содержании природоохранной деятельности находят отражение измененияобстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. В зависимости оттого, как меняется экологическая обстановка на уровне мира, страны или города,меняется и содержание деятельности государственных управлений по охране природыи учреждений культуры по реализации эколого-охранительной функции. Организационно-методическойосновой содержания деятельности управлений природопользования и учрежденийкультуры является система государственных и общественных праздников и обрядов.Они определяют содержание природоохранной деятельности на каждый период времени(год, квартал, месяц, день). Деятельное участие в определении содержания природоохраннойдеятельности принимают властные структуры на федеральном уровне, а такжеуправления по экологии и природопользованию отдельных городов на локальномуровне. Формирование содержания деятельности учреждений культуры по реализацииприродоохранной функции предполагает знание проблем, существующих в сфереэкологии и культуры, кроме того интересов, потребностей и особенностейпотенциальной аудитории, на которую будет направлена эта деятельность. [16, C. 217-218]
Как утверждает А.Д. Жарков, содержание всегда облекается в ту или инуюформу. Отсюда следует, что форма есть организация, структура содержания. Термин«форма» употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) – устройство,структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Формаявляется одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи ссодержанием. Форма – организация, структура содержания, его выражение. Форма неможет существовать изолировано от содержания. [16, C.217]
Профессор А.М. Ариарский дает определение формам социально-культурнойдеятельности. Формы социально-культурной деятельности – утвердившаяся напрактике система применения совокупности определенных средств и методоввовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространенияценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического ихудожественного творчества. В практике сложились:
— эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты,праздники и т.д.);
— стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективысамодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.[3]
Содержание и форма деятельности государственных учреждений по реализацииприродоохранной функции социально-культурной деятельности отражаются в планахработы, сметах мероприятий, тематических праздниках «экологического календаря»,конкурсах социальных проектов экологического характера, конкурсахэкологического просвещения в библиотеках, организации детских экологическихтрудовых лагерей, издании специальной экологической литературы, сценариях тематическихпраздников.
Понятие формы применительно к деятельности государственных учрежденийкультуры также может иметь различное значение. Прежде всего, форма являетсявыражением содержания социально-культурной деятельности. Под формой понимаюттакже структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметыдоходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждениякультуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организациисоциально-культурной деятельности.
Под формами-программами социально-культурной деятельности следуетпонимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по местужительства в целях доведения до них определенного содержания. Экологическиепрограммы обличаются чаще всего в формы природоохранных массовых акций,экологических лагерей, конкурсов социально значимых проектов в пользу защитыокружающей среды, а также реализации этих проектов.
В зависимости от характера аудитории и средств воздействия, формы природоохраннойфункции социально-культурной деятельности делятся на массовые (обеспечениенаселения достоверной экологической информацией с помощью радиопередач,телевидения, массовых шествий в защиту природы), групповые (реализацияэкологических проектов в детских садах, школах, вузах и на предприятиях) ииндивидуальные (воспитание экологической грамотности внутри семьи). Формы-программысоциально-культурной деятельности не существуют сами по себе. Их выборобуславливается содержанием и средствами. По отношению к содержаниюформа-программа носит зависимый характер.
Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организациилюдей. Отмечая зависимость форм от содержания и средств воздействия, следуетиметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь,имеют большое значение. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Дляэффективной реализации природоохранной функции социально-культурнойдеятельности на сегодняшний день используются формы летних и зимнихэкологических лагерей, эколого-охранительных акций: шествий, митингов,агитационных бригад, конкурсов экологических проектов, праздников«экологического календаря». Широко распространены выставки детского творчества,конкурсы экологических дизайн-проектов, фотовыставки.
Подводя итог, заметим, что
1. посредством содержания в социально-культурной деятельности происходитформирование ценностных ориентиров и идеологических установок в обществе;
2. содержание всегда облекается в определенную форму, наиболееоптимальную для данного мероприятия;
3. для наиболее эффективного воздействия на общество в рамках мероприятийэколого-охранительного содержания используются формы экологических движений,организаций в защиту природы, экологических лагерей, социально значимыхконкурсов природоохранной направленности, детских и молодежных конкурсовтворчества.
 

II.2 Анализ деятельности Управления экологии иприродопользования города Перми в рамках природоохранной функции социально-культурнойдеятельности
В основу анализа легла деятельность Управления по экологии иприродопользованию города Перми. Это муниципальное учреждение осуществляетконтроль над экологической ситуацией в городе. В его обязанности входитрегулирование состояния водной среды, состояния атмосферного воздуха,утилизации промышленных отходов, посадки и вырубки леса. Помимо этих функций,Управление по экологии и природопользованию ведет активную социально-культурнуюработу по экологическому воспитанию, просвещению и образованию населения городаи края.
По словам главного специалиста по экологии и природопользованиюадминистрации города Перми С.А.Тарантиной, каждый гражданин должен не толькознать об экологических проблемах города, но и уметь их преодолевать, а ещёлучше этих проблем не создавать. Такое поведение посильно только экологическиграмотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельностии умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культуройповедения и навыками бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание, просвещение и пропаганда – это системаэколого-просветительской деятельности, способствующей формированиюэкологической культуры жителей города Перми. Она направлена на изменениесознания людей, на формирование новых стереотипов поведения, что в конечномитоге должно привести к изменению стиля их жизни, к экологизации ихмировоззрения. Эколого-просветительская деятельность управления ориентированана все возрастные и социальные группы населения города: дошкольников, школьникови студентов, взрослое население. [34]
Согласно третьей статье «Федерального закона об охране окружающей среды»от 10.01.2002 №7 – органы местного самоуправления должны организовывать иразвивать систему экологического образования, воспитания и формированияэкологической культуры населения. Одна из основных задач деятельности Управленияпо экологии иприродопользованию администрации города Перми – экологическое воспитание ипросвещение населения, как детского, так и взрослого, через привлечение кпрактическим природоохранным мероприятиям.
Управление по экологии и природопользованию большое внимание уделяетнепрерывному экологическому образованию и просвещению – семья — детский сад — школа — вуз. Наиболее тесно Управление сотрудничает с кафедрой биогеоценологиии охраны природы географического факультета Пермского государственногоуниверситета. В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве междуУправлением и кафедрой студенты привлекаются к общественным работам, при этомрешаются сразу две проблемы: выполнение муниципального заказа и сбор студентамиматериалов для курсовых и дипломных работ.
Многие исследования показывают, что те или иные убеждения у людейформируются в детском возрасте. Именно в детстве закладываются основымировоззрения человека, его отношение к миру и природе. Именно поэтому экологическоевоспитание необходимо начинать с раннего детства. С целью воспитания осознаннобережного отношения к природе, развития познавательного интереса к окружающемумиру, знакомства с природой родного края в Перми проводится городской конкурспроектов по экологическому воспитанию среди дошкольных образовательныхучреждений «Эколашка». Важно, что в экологическую работу детские сады вовлекаютродителей, местных жителей, представителей разных структур малого бизнеса, чтопомогает распространению экологических знаний среди населения города.
В экологическом движении города заметным явлением стала работа летних экологическихлагерей труда и отдыха, выполняемая благодаря грантам, выделенным Управлениемпо экологии и природопользованию после проведения городского конкурсасоциальных проектов «Эколето — 2007». В отчетном году на конкурс былопредставлено 19 проектов по самым разнообразным и значимым для своегомикрорайона и города экологическим проблемам: озеленение школы, созданиемини-парка на пустыре, очистка рек, родников, улиц и скверов от бытовогомусора, посадка деревьев. Именно такая работа помогает привлечь в экологическоедвижение города наиболее активную часть подростков, помогает им на практикеусвоить и закрепить биологические и экологические знания, полученные во времяучебного процесса в школе.
Обеспечение широкого гражданского участия в решении проблемблагоустройства территории города с учетом мнения населения происходитблагодаря городским конкурсам «Общественные инициативы». В номинации «Зеленаястена» ежегодно выделяются грантовые средства на проведение мероприятийэкологического плана. За последние годы были реализованы проекты «Лицо нашейулицы», «Зеленую зону» берем за поруки», «О чистоте заботимся сами», «Парк«Рифей». Во время реализации проектов традиционно проводится уборка мусора,посадка деревьев и общее благоустройство территории города.
Одной из основных причин загрязнения окружающей среды является низкаякультура населения вообще, а экологическая – в частности. Реализация проекта«Начни с себя!» Пермской организации «Всероссийское общество охраны природы»проходила в рамках Всемирной акции «Дни защиты от экологической опасности» и быланаправлена на пропаганду бережного отношения к природе. Организацией быларазработана, изготовлена и размещена природоохранная реклама в городскомтранспорте. Много листовок эколого-охранительного содержания роздано населению студентамиэколого-агрономического факультета Пермской государственнойсельскохозяйственной академии во время молодежного экологического шествия поКомсомольскому проспекту, посвященного Всемирному Дню охраны окружающей среды(5 июня). Студенты и члены штаба молодежного экологического движения «Зеленыймир» были одеты в специально изготовленные фартуки зеленого цвета с эмблемой«Эко-Пермь». Население краевого центра к распространяемым листовкам отнеслосьдоброжелательно и с большим интересом. Эффективность проекта проявится не сразу.Экологическое воспитание – довольно длительный процесс, поэтому прекращать егонельзя.
Важным аспектом экологического воспитания и просвещения являетсяобеспечение населения достоверной экологической информацией. Привлечь вниманиевзрослых жителей города к экологическим проблемам, к практическимприродоохранным мероприятиям помогают акции и конкурсы, средства массовойинформации с циклами теле- и радиопередач по экологической тематике,справочно-информационные издания, сообщающие о состоянии окружающей среды вгороде Перми.
Ежегодно издается справочно-информационный сборник «Состояние и охранаокружающей среды в городе Перми», организовано распространение экологическойгазеты «Луч» (как приложение к газете «Пермские новости») среди библиотек,учебных заведений, учреждений дополнительного образования города. Издана книгаА.С.Зеленина «Корюшкин. Невыдуманные истории» – рассказы для детейэкологической направленности.
С целью формирования экологической культуры жителей города, былиразмещены 24 телепрограммы «Пермь. Люди. Экология» на телеканале «Урал-ИнформТВ» и 26 радиопередач «ЭкоПермь» в эфире «ГТРК «Пермь».
По заказу Управления создан публицистический фильм «Город. Человек.Будущее» о формировании, развитии и деятельности общественного экологическогодвижения города Перми. Фильм создан и показан на телеканале «Урал-Информ ТВ».На этом же телеканале начальник управления Л.Б.Третьяков принял участие впрямом эфире тридцатиминутной программы «Есть повод», на которой подведены итогиработы Управления экологии и природопользования за 2007 год.
Управление по экологии и природопользованию ежегодно организует ипроводит городские конкурсы агитбригад, экологической моды, шествие в Деньохраны окружающей среды – это самые массовые мероприятия, очень любимыемолодежью города.
Экологический театр детской и молодежной моды «Тандем» на VIIМеждународном фестивале искусств «Звездная юность планеты» получил Диплом Iстепени. Театр является организатором ежегодного конкурса экологической моды«ЭКО – БУМ», чтобы привлечь внимание подрастающего поколения к разумномуиспользованию материалов при создании оригинальных коллекций одежды изэкологически чистых или из вторичных материалов. В 2007 году в конкурсе принялиучастие театры моды и творческие коллективы общеобразовательных школ города,учреждения дополнительного образования и лицеи.
Проведение городского конкурса экологических агитбригад «Проблема.Творчество. Решение», организованно в 2007 году Управлением по экологии иприродопользованию города Перми. Агитбригады самостоятельно проводили в местахсвоего проживания природоохранные мероприятия, которые желательно было осветитьв прессе. Отчет по итогам акции предоставлялся в оргкомитет конкурса. В первомтуре конкурса приняло участие 19 команд. Было проведено 16 акций и 16выступлений агитбригад для привлечения жителей к решению экологических проблемгорода. II этап – отборочный. III этап – финальный: выступление 8 агитбригад –победителей конкурса. Такая организация мероприятия позволила не толькопривлечь внимание общественности города к экологическим проблемам (только вконкурсе агитбригад приняло участие 2240 человек, на канале «Урал–Информ ТВ»был дважды показан финальный этап конкурса), но и внести посильный практическийвклад в улучшение экологической ситуации в городе.
На сегодняшний день заметен рост численности общественного движения«ЭкоПермь» и активное участие населения в практических природоохранныхмероприятиях.
Этот рост активности вызван озабоченностью со стороны граждан города будущимпоследующих поколений. Активность проявляют в основном молодые сознательныелюди, которым не безразлична нынешняя экологическая ситуация в мире и в городев частности. Но далеко не все слои населения активны и сознательны в вопросеохраны окружающей среды. Большинство городского населения на сегодняшний деньне осознает всей серьезности проблемы и достаточно безразлично относится кпризывам о разумном сосуществовании с природой, поступающим со стороныгосударства и общественных организаций в защиту окружающей среды. На нихмалоэффективно действуют формы общественных движений, агитационных и культурно-массовыхмероприятий. Чувство совести в них не способны вызывать даже мероприятия,организованные и осуществленные детьми. К такому слою населения применимы лишьрадикальные меры, такие как реклама по телевидению жестко-пропагандистскогохарактера, призывающая задуматься о себе и своих детях, и содержащая яркийиллюстративный материал. Поскольку телевидение занимает в жизни современногочеловека немаловажное место, необходимо создать постоянную рубрику в структуреместных новостей, где предоставлялись бы не итоговые, а системные еженедельныеотчеты о проделанной Управлением по экологии и природопользованию работе.Весьма эффективными в современном обществе являются «пугающие» лозунги, а такжезаставляющие задуматься факты и данные статистических подсчетов, размещенные в местныхгазетах, журналах и других средствах массовой информации. Учитывая серьезностьсложившейся на сегодняшний день ситуации, нельзя исключать использованиерадикальных мер социально-культурного воздействия на широкие слои населения.
Проанализировав работу данной государственной структуры, можно сделатьвывод, что:
1. Управление по экологии и природопользованию города Перми ведетактивную социально-культурную работу по всем направлениям. Это практическая, агитационно-пропагандистскаяи туристско-познавательная деятельность, проявляющая себя на уровне детскихтрудовых экологических лагерей, общественных движений в защиту окружающейсреды. Также это культурно-развлекательная деятельность, в рамках которойпроводятся конкурсы экологической моды, выступление агитбригад, проведение фото-и художественных выставок;
2. студенты имеют возможность заниматься исследовательской деятельностьюна базе Управления и имею возможность сотрудничества с ним;
3. мероприятия, проводимые Управлением по экологии и природопользованиюгорода с дошкольниками и школьниками, помогают стать им социально активными гражданамигорода, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматьсяпросветительской работой;
4. сегодня необходимо учитывать критическое состояние окружающей среды ивыбирать соответствующие формы воздействия радикального и даже устрашающегохарактера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы достигнута цель и решены основныезадачи исследования.
Подводя итоги о проделанной работе, можно выделить ключевые моментырезультатов исследования:
— успешно изучивисторию становления природоохранной функции социально-культурной деятельности,мы выявили тенденцию деградации человека от синкретизма, единства и гармонии сокружающим миром, до эгоистичного недалекого практицизма, неразумнопотребительского отношения к природе;
— выявилинеобходимость изменения сознания, поведения и ценностных ориентацийсовременного человека посредством природоохранной функции социально-культурнойдеятельности;
— исследовавтеоретические основы социально-культурной деятельности, мы определили рольприродоохранной функции в системе социально-культурной деятельности;
— обнаружили, чтоприродоохранная функция включает в себя социально-экономические и культурныетеоретические аспекты, реализуя которые на практике специалистсоциально-культурной сферы может воздействовать на сознание общества;
— проанализировавформы и содержание деятельности учреждений культуры по реализацииприродоохранной функции социально-культурной деятельности, мы выявили наиболее эффективныеформы для мероприятий эколого-охранительного характера;
— изучив способыреализации природоохранной функции на практике, мы проанализировали работуУправления по экологии и природопользованию города Перми: деятельность этогомуниципального учреждения разносторонне направленная, ведетсясоциально-культурная работа по агитационно-пропагандистскому,туристско-познавательному, культурно-развлекательному и исследовательскомунаправлениям. Деятельности Управления не хватает черты радикальности ицеленаправленности на личное осознание существующей проблемы каждого членаобщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаларова, П. И. К вопросу оформировании экологической культуры молодого поколения / П. И. Агаларова // Высшееобразование сегодня. – 2008. – №6. – С. 42-46
2. Антишин, Б. Экологическаяпропаганда в клубе: метод. пособие клубному работнику / Б. Антишин;ВНМЦНТИКПР. – М., 1989. – 75с.
3. Ариарский, М.А. Прикладнаякультурология [Электронный ресурс]. – СПб.,2001. – Режим доступа: http // www.torrents.ru
4. Артановский, С.Н. Охранаокружающей среды и культурно-просветительная деятельность [экологическоевведение]: учеб. пособие / С. Н. Артановский; Ленинград. гос. ин-т культуры. –Л., 1988. – 69с.
5. Барышева, Е. Экокультурный туризм: Опыт, проблемы и перспективы / Е. Барышева // Обсерватория культуры. – 2004.– №3. – С. 81-87
6. Боброва, Е. Механизмы«Зеленой» стратегии. Новое в экологическом просвещении / Е. Боброва// Библиотека. – 2006. – №1. – С. 33-36
7. Болотова, А.А. Экологическаяполитика повседневности в западных странах и в России: [общественныеорганизации и движения экологической направленности] / А.А. Болотова //Общественные науки и современность. – 2002. – №1. – С. 80-89
8. Вернадский, В.И. Начало и вечностьжизни / В.И. Вернадский. – М., 1989
9. Газизуллин, Н.Ф. Человек игуманизм в эколого-экономическом измерении / Н.Ф. Газизулин // Соц.-гуман.знания. – 1999. – №3. – С. 278-289
10. Голицина, Е.Ю. Некоторые аспектыэкологической политики России / Е.Ю. Голицина // Соц.-гуман. знания. – 1999. –№3. – С. 83-88
11. Гордина, М. А. Туристская деятельностькак средство экологического воспитания личности старшеклассника: авторефератдис.… канд. пед. наук: 13.00.05 / М. А. Гордина; С.-Петерб. Гум. ун-тпрофсоюзов. – СПб., 2005. – 23с.
12. Гранин, Ю. «Экологическоесознание» и власть: [властные отношения человека к природе, экологизацияобщественного сознания] / Ю. Гранин // Высш. образование в России. – 1999. –№1. – С. 25-31
13. Вергунов, А.П. Ветроград:садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века) / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. – М., 1996
14. Даем вторую жизнь упаковке!:[Выставка переработанных твердых бытовых отходов] // Праздник. – 2008. – №5. –С. 33
15. Ефремова, Н. Чья головная боль? /Н. Ефремова // Клуб. – 1997. – №7. – С. 10-11
16. Жарков, А.Д. Культурно-досуговаядеятельность: учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.:МГУК,1998.
17. Земля в тревоге: сб. / сост. А.М. Молдавский. — М.: Советская Россия, 1990. – 159с.
18. Иванова, Т.В. Экологическиеценности в общественном сознании / Т.В. Иванова // Вопр. психологии. – 1999. –№3. – С. 83-88
19. Ивлев, А. Сады и парки.Ландшафтная архитектура [Электронный ресурс] / А. Ивлев // Сады и парки. –Режим доступа: http // www.fondcultura.ru
20. Из истории становления парков вРоссии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http // www.den-za-dnem.ru
21. Когай, Е.А. Будущее человека вэкологической перспективе / Е.А. Когай // Соц.-гуманит. знания. – 1999. – №5. –С. 96-109
22. Колков, А. Становлениеинформационно-экологической системы / А. Колков // Информационные ресурсыРоссии. – 2001. – №3. – С. 28-30
23. Красильников, Ю.Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа / Ю.Красильников // Вестник МГУКИ. – 2004. – №3. – С. 81- 87
24. Кузовенкова, Э. Выдержит ли нашапланета: [работа ЦБС г.Перми по воспитанию экологической культуры] / Э.Кузовенкова // Библиотека. – 2000. – №2 – С. 40-41
25. Куприна, Н. Г.Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: авторефератдис.… д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. Г. Куприна; Ин-т худож. образованияРАО. – М., 2008. – 53с.
26. Лихачев, Д.С. Земля родная / Д.С.Лихачев. – М., 1983
27. Лихачев, Д.С. Поэзия садов. Ксемантике садово-паркового искусства. Сад как текст [Электронный ресурс]. – М.,1998. — Режим доступа: http// www.landscape-desighn.ru
28. Лосаберидзе, Р.О. Подготовкаспециалистов социально-культурной сферы к эколого-культурной деятельности:автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08; 13.00.05 / МГУК. – М., 1999. –19с.
29. Материалы третьей научно-практическойконференции «Экологические проблемы» сохранения исторического и культурногонаследия // Материальная база сферы культуры. – М., 1999. – Вып. 1. – С. 50-87
30. Мозговая, А.В. Экологическиустойчивый образ жизни: [факторы становления] / А.В. Мозговая // Социол.исслед. – 1999. – №8. – С. 104-111
31. Рац, М.В. Экология Природы илиэкология Человека? / М.В. Рац // Обществ. науки и современность. – 1999. – №3.– С. 83-88
32. Режиссура театра и массовоготеатрализованного действа. Словарь-справочник / сост. Р.П. Козлова. – 3-е изд.испр. и доп. – Пермь: Пресстайм, 2008
33. Советский энциклопедическийсловарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. –1600с., ил.
34. Тарантина, С.А. Экологическоепросвещение, воспитание и пропаганда / С.А. Тарантина // Состояние и охранаокружающей среды г. Перми в 2007 г.: справ.-информ. материалы / Управление поэкологии и природопользованию администрации города Перми. – Пермь., 2007.
35. Экологическая культура населения– фактор устойчивого развития: материалы обл. науч.-практ. конф. / М-вообразования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования«Перм. гос. пед. ун-т». – Пермь: ПГПУ, 2004
36. Экологическое образование вПермской области: [социол. исслед.] / Департ. образования Перм. обл., Перм.обл. ин-т повышения квалификации работников образования / отв. за вып. ЭршонВ.Г. – Пермь: ПОИПКРО, 2003. – 44с.
37. Экология культуры: Альм. ин-танаследия «Территория» / сост. Ю.Л. Мазуров; Рос. Акад. наук Рос. НИИ культ. иприрод. наследия им. Д.С. Лихачева. – М: Ин-т наследия, 2000. – 216с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.