Министерствовнутренних дел Российской Федерации
Белгородскийюридический институт
Кафедра Гражданско-правовых дисциплинДисциплина «Экологическое право»
РефератНа Тему:«Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды»
Подготовил:
Курсант 123взвода
Рядовоймилиции
Тищенко М.С.
Проверил:
Преподавателькафедры ГПД
ст. лейтенантмилиции
Блохина И.В.Белгород 2008
Цели Реферата:
Развивающая: привить курсантам умение отличать государственное,общественное, ведомственное и иные формы управления, а также их компетенцию.
Воспитательная: сформировать у курсантов чувство ответственности зазащиту нарушенных или оспариваемых прав субъектов экологических правоотношений.
Примерное распределение учебного времени: План Реферата Страницы Мин. Вступительная часть 4 5 Учебные вопросы 1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды. 5 15 2. Принципы и виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. 10 20 3. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. 18 15 4. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами. 22 20 Заключительная часть 29 5
Введение
В широком смысле подуправлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сферевзаимодействия общества и природы представляет собой совокупностьпредпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечениеисполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно кпредмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, обобеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды,соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физическихи юридических лиц.
Управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализациюэкологического законодательства. Общественная ценность права в целом и праваграждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессереализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь каксредство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений,образующих само право окружающей среды.
Вопрос 1. Понятие и виды управления природопользованием и охранойокружающей среды.
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (иликем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляетсобой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий,направленных на обеспечение исполнения требований законодательства обокружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет ораспоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования ивоспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановленияблагоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защитеэкологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализациюэкологического законодательства. Общественная ценность права в целом и праваграждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессереализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь каксредство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений,образующих само право окружающей среды.
Экологическоеи социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом игосударственного особенно определяется тем, что путем последовательнойреализации требований законодательства относительно распоряжения природнымиресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредныхвоздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересовчеловека и гражданина.
Преждевсего в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов)достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопросо субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видахуправления. Управление природопользованием и охраной, окружающей средыосуществляется общественными формированиями, юридическими лицами,государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделитьобщественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственноеуправление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с КонституциейРФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, всилу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный видуправления в рассматриваемой сфере.
Таккак в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечениюрационального природопользования и охраны окружающей среды выполняютсяназванными субъектами разные, соответственно и содержание управления,осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное. Оноскладывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собойпостоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды ирационального природопользования. К таким функциям относятся:
•создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
•подзаконное нормотворчество;
•координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающейсреды;
•распоряжение (управление) природными ресурсами;
•планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состоянияокружающей среды;
•экологическое нормирование;
•экологическая экспертиза;
•экологическое лицензирование;
•экологическая сертификация;
•экологический аудит;
•наблюдение за состоянием окружающей среды;
•учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей средыв целом, а также вредных воздействий;
•экологическое воспитание и образование;
•контроль за использованием и охраной объектов природы;
•разрешение в административном порядке споров о праве природопользования иохраны окружающей среды.
Очевидно,что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например,такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификациявыполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полногоосуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельностинаделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями пообеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования всоответствии с требованиями законодательства.
Общественноеуправление охраной окружающей среды и природопользованием — проявлениедемократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществленияданного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровнесамосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве.Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами.Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядомзаконодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболеезначимыми функциями общественного управления является участие граждан иобщественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственныхрешений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающуюсреду, в принятии таких решений посредством проведения общественнойэкологической экспертизы, экологический контроль.
Содержаниепроизводственного управления природопользованием и охраной окружающей средыопределяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных емуправовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятиймогут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесныхресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением спроизводственными отходами и др. Специальная организация соответствующейдеятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. При этом наиболееспецифическими функциями производственного управления являются планирование,учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительнойдеятельности различных подразделений, экологический контроль. Управлениеосуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога,энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений,так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранеена многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, тосейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагается наруководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главногоинженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающейсреды регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия,с учетом его специфики.
Отраслевое(ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей средыосуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральнымислужбами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такаядеятельность связана с природопользованием или вредным воздействием наокружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевогоуправления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характеромпредприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
Вприродоохранительной практике России сохраняется резерв для повышенияэффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Онкасается развития сотрудничества общественных формирований и граждан,предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченнымиорганами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основасотрудничества — единство целей деятельности в данной сфере. Такоесотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности игосударственного управления.
Вмасштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнениеэкологического законодательства лежит на органах, осуществляющихгосударственное управление npиpoдопользованиеми охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности являетсяст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственнойвласти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Государственноеуправление в области природопользования и краны окружающей среды — составнаячасть государственного правления в целом.
Рольгосударственного управления в этой сфере определяется значением государственныхорганов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов — гражданин,организация (предприниматель) и государство — государственные органы занимаютособое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами дляобеспечения реализации экологических требований законодательства, имеявозможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Преждевсего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды врамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправеспрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов изаконодательства об окружающей среде в целом.
Государственноеуправление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется наоснове ряда методов. Под методами управления понимаются способыгосударственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методыделятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностьюгосударственного принуждения), экономические (создание условий экономическойзаинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требованийзаконодательства и управленческих решений) и моральные (награждениегосударственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
Сучетом роли государственного управления в данной области в сравнении с другимивидами управления его содержание наиболее широко.
Вопрос 2. Принципы государственногоуправления природопользованием и охраной окружающей среды.
Государственноеуправление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основеряда специфических принципов:
•законности управления;
•комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования иохраны окружающей среды;
•сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организацииуправления природопользованием и охраной окружающей среды;
•разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций приорганизации деятельности специально уполномоченных государственных органов.
Принципзаконности государственного управления природопользованием и охраной окружающейсреды означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствиис требованиями экологического законодательства согласно компетенции того илидругого государственного органа.
Комплексный(всесторонний) подход в процессе государственного управленияприродопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным закономединства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Онпроявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются всевытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управленияоказываются все природопользователи, призванные выполнять экологическиетребования, при принятии административных решений принимаются во внимание всевиды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.
Принципсочетания бассейнового и административно-территориального принципов организацииуправления природопользованием и охраной окружающей среды проявляется в разныхформах. В области водопользования он заключается в том, что государственноеуправление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральнымиорганами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, нои инспекциями по (регулированию использования и охране вод.образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер.
Бассейновыйпринцип применяется также в организации государственного управленияиспользованием и охраной рыбных запасов страны. Управления и инспекциирыбоохраны образованы применительно к бассейнам основных рыбохозяйственныхводоемов, с, в 1995 г. охрану рыбных запасов во внутренних водоемах РФосуществляли 26 бассейновых управлений органов рыбоохраны скомрыболовства.
Управлениеиспользованием и охраной недр также осуществлять с учетом существующихгеологических особенностей формирования месторождений полезных ископаемых.Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функцийорганизации государственного управления природопользованием и охраной природыкак принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорнымифункциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могутвыполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов.Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственныморганам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредствомданного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзораи эффективность действия права окружающей среды в целом.
Видыорганов государственного управления природопользованием и охраной окружающейсреды. Органы общей компетенции
Государственноеуправление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различныегосударственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие наразных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции,органы специальной компетенции, функциональные органы.
Особенностьуправления природопользованием и охраной окружающей среды органами общейкомпетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду срешением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики,управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.),культуры, обороны, космоса и т.д.
Корганам общей компетенции, осуществляющим государственное управлениеиспользованием и охраной природных ресурсов, относятся:
•Федеральное Собрание РФ;
•Президент России;
• ПравительствоРоссии;
•администрация субъектов РФ;
•органы местной администрации.
Прианализе системы органов государственного управления в области охраны окружающейсреды и природопользования общей компетенции принципиальным является вопрос:участвуют ли в этом процессе представительные органы? В соответствии спринципом разделения властей государственное управление возлагается на органыисполнительной власти. Ранее, когда вся власть принадлежала Советам народныхдепутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной окружающейсреды. Их участие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охранеокружающей природной среды».
Сучетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ вгосударственном управлении природопользованием и охраной окружающей средыминимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зонычрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия всоответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Кроме того, на парламентвозлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ,которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основномони принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия ГосударственнойДумы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначениеПредседателя Правительства России и решает вопрос о доверии ПравительствуРоссии. С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей средыимеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановленияблагоприятного состояния окружающей среды, контроль Государственной Думы задеятельностью Правительства при формировании бюджета — важная функцияуправления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе постатьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведениюобеих палат Федерального Собрания. На регулярной основе такой контроль от имениФедерального Собрания осуществляет специально созданный орган — Счетная палата.
Природоохранительнаядеятельность Президента России регулируется многими актами, включая КонституциюРФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента,предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направленийвнутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество;организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантиисоблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управлениеохраной окружающей среды и природопользованием осуществляется какнепосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За времядействия института президентства в России специальными структурами вадминистрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраныздоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности СоветаБезопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.
КомпетенцияПравительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования иохраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — какобщими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФПравительство РФ:
•обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политикив области экологии;
•осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
•проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических правграждан и др.
ПравительствоРФ:
•обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
•принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, пообеспечению экологического благополучия;
•организует деятельность по охране и рациональному использованию природныхресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базыРоссийской Федерации;
•координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий икатастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Болееподробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охранеокружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде. Вчастности, Приятельство РФ:
•обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
•координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в областиохраны окружающей среды;
•устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетногоэкологического фонда;
•организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада осостоянии окружающей природной среды;
•устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативоввыбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитовиспользования природных ресурсов, размещения отходов;
•устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользованиеприродными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещениеотходов, другие виды вредного воздействия;
•принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий иобъектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
•организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания иобразования граждан и др.
Деятельностьорганов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающейсреды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральнымзаконодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Онавключает обеспечение реализации государственной экологической политики;координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планированиерационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведениякадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществлениегосударственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды идр.
Полномочияорганов местного самоуправления в области охраны окружающей среды иприродопользования определены как Федеральным законом от 6.10.2003 г. «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так иотдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправлениеосуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и наиных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране,призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценкеэтих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеютлокальный характер.
Местноесамоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую игарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственностьдеятельность населения по решению непосредственно или через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, егоисторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправленияотносятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии суставами муниципальных образований.
Введении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а такжеотдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местногосамоуправления. К вопросам местного значения относятся:
•владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися вмуниципальной собственности;
•обеспечение санитарного благополучия населения;
•регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
• контрольза использованием земель на территории муниципального образования;
•регулирование использования водных объектов местного значения, месторожденийобщераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительстваподземных сооружений местного значения;
•благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
•участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
•организация и содержание муниципальной информационной службы.
Сучетом того, что организация государственного управления на федеральном уровнеотнесена в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Президента России и взаконодательстве, как правило, не называются конкретные органы как адресатынорм, для органов общей компетенции важнейшей является функция координациигосударственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Онареализуется, во-первых, посредством создания оптимальной системы органовисполнительной власти. И, во-вторых, путем определения конкретных органов какголовных и наделенных координационной функцией.
Прихарактеристике деятельности органов общей компетенции в областиприродопользования и охраны окружающей среды важно подчеркнуть, что эти органыкак самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами вданной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реализациигосударственной экологической политики, разработке государственныхэкологических программ. Органы общей компетенции определяют порядокосуществления некоторых функций государственного управления вприродопользовании и охране окружающей среды. Так, Правительство РФ определяетпорядок осуществления некоторых функций управления, например, экологическогонормирования, государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования,определения платы за природопользование. При этом подготовка и принятиеуправленческих решений по нормированию, государственной экологическойэкспертизе, определению платы за природопользование и загрязнение окружающейсреды не относится к компетенции органов общей компетенции. Важно то, что этимзаняты органы специальной компетенции. И органы общей компетенции не вправевмешиваться в этот процесс. Что касается такой природоохранной меры, какпредоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются всоответствии с законодательством и Правительством РФ, и уполномоченнымиприродоохранными органами.
Вопрос 3. Специальныеорганы государственного управления природопользованием и охраной окружающейсреды.
Врешении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природывелика роль специализированных органов управления, действующих на разныхуровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные сэкологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.
Кспециализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задачв сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов поспециальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованиюраспространяется на всё отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, ихчасто называют межотраслевыми или надведомственными органами.
Вряду эколого-правовых проблем в России организация системы специальноуполномоченных государственных органов управления в этой сфере остаетсянаиболее острой. В отечественной науке права окружающей среды к исследованиюсоответствующих вопросов обращались многие ученые. Однако традиционнорекомендации ученых на практике реализуются избирательно и неадекватнообщественным потребностям.
Впоследние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти вобласти природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась,причем не в сторону ее совершенствования. Решения, принимаемые по вопросамразвития системы таких органов, основывались не на идеях целесообразности,обеспечения последовательного решения задач рационального природопользования иохраны природы, а исходя преимущественно из интересов ведомств, руководствуясьполитическими соображениями.
Существовавшийс 1988 г. Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию в 1991г. был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов РФ. В 1992 г.Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды иприродных ресурсов РФ. А в 1993 г. природоресурсные органы на базе которыхсоздавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли изего состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами.
В1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительнойвласти решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природныхресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ поохране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненнойМинприроды, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии ииспользованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ.
Воктябре 1996 г. Правительством РФ было принято постановление «ВопросыМинистерства природных ресурсов Российской Федерации».
НаМинистерства природных ресурсов РФ возложено проведение государственнойполитики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видовприродных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности вэтой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществлениеуправления государственным фондом недр, а также использованием и охранойводного фонда.
ПомимоМинистерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченныхгосударственных органов в области природопользования и охраны окружающей средывходят:
· Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования.
· Федеральное агентство водных ресурсов.
· Федеральное агентство лесного хозяйства.
· Федеральное агентство по недропользованию.
· Федеральное агентство по рыболовству и др.
Примножестве специально уполномоченных государственных органов управленияприродопользованием и охраной окружающей среды происходит дублирование той илидругой деятельности, и потому существенным является вопрос о ее координации.Под координацией понимается обеспечение взаимодействия или согласованногодействия государственных органов или их структурных подразделений, ненаходящихся в отношениях подчинения, по решению возложенных на них нормативнымиправовыми актами общих задач и функций в области природопользования и охраныокружающей среды.
Чтокасается координации деятельности в области использования природных ресурсов,то данная функция по вопросам использования всех видов природных ресурсов,применяемых в экономике страны, также возложена на Министерство природныхресурсов.
Федеральноеагентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной властипо управлению лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющимгосударственное регулирование и государственный контроль в областииспользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Основными задачамиФедерального агентства лесного хозяйства являются:
•разработка основных направлений государственной политики в областииспользования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесногохозяйства;
•обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения иприумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных,оздоровительных и иных полезных природных функций леса;
•обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесногофонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом,правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правилгосударственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленныхлесным законодательством;
•соблюдение федеральных интересов при регулировании лесо-пользования,восстановлении, охране и защите лесов;
•совершенствование экономических и других методов управления лесным хозяйством.
Названныеспециальные органы государственного управления природопользованием и охранойокружающей среды осуществляют свои функции на всей территории РоссийскойФедерации самостоятельно и через свои территориальные органы.
Вопрос 4. Государственное управление природопользованием иохраной окружающей среды функциональными и иными органами.
Всистеме центральных органов федеральной исполнительной власти имеется рядорганов, на которые также возложены специальные задачи по государственномууправлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решениеминых задач. К таким органам относятся:
•Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
•Министерство сельского хозяйства РФ;
•Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
•Министерство внутренних дел РФ;
•Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий.
•Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии;
•Федеральная служба по технологическому надзору;
•Федеральная таможенная служба;
•Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека;
Федеральнаяслужба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)и его подведомственные органы являются специально уполномоченнымигосударственными органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросаммониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Основные задачиРосгидромета включают:
•гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства,органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил РФ и мониторингсостояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв,околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг икосмический мониторинг состояния природных объектов;
•оценку климатических изменений, агроклиматических и поверхностных водныхресурсов РФ и субъектов РФ;
•исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, наповерхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземномкосмическом пространстве;
•осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другиегеофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства;
•государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями иорганизациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другиегеофизические процессы и явления;
•выполнение в установленном порядке международных обязательств РФ по вопросамгидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхнихслоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики иАнтарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы.
Министерствосельского хозяйства РФ занимает особое место в системе функциональных органов,обеспечивающих государственное управление природопользованием и охранойокружающей среды, так как является специально уполномоченным государственныморганом по охране и регулированию использования животного мира на территорииРоссии в части охраны и регулирования использования охотничьих животных ирыболовства.
НаМинистерство сельского хозяйства РФ возложены задачи разработки и реализациимероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отрасляхсельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Министерствосельского хозяйства РФ оказывает содействие органам исполнительной властисубъектов РФ в организации рационального использования земельных, лесных,водных и других природных ресурсов; осуществляет государственное управлениеохотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведениемохотничьего хозяйства; ведет надзор за соблюдением правил охоты, выдачуудостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьихживотных в РФ; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв,защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует мероприятия поохране окружающей среды; организует защиту от проникновения на территориюРоссийской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков идругих карантинных объектов.
Косновным задачам Минздрава РФ относятся разработка основ государственнойполитики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросовохраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятныхфакторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.
Кглавным задачам Минздрава относится также создание функциональной подсистемыэкстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях Российской системыпредупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и руководит ее деятельностьюсовместно с МЧС России.
Вобласти профилактики заболеваний Минздрав РФ осуществляет мероприятия попрофилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционныхзаболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционныхзаболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятныхфакторов среды его обитания.
Вобласти санитарно-эпидемиологического благополучия населения Минздрав РФосуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственнуюсистему наблюдения, оценки и прогнозирования, состояния здоровья населения всвязи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиеническиймониторинг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья человека и средыего обитания; проводит государственную регистрацию потенциально опасныххимических и биологических веществ.
Министерствовнутренних дел РФ (МВД России) является государственным органом, выполняющимспециальные функции в области охраны окружающей среды, и правоохранительныморганом. Природоохранительная деятельность МВД России проводится на основеЗакона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Положения, утвержденного УказомПрезидента РФ от 18 июля 1996 г., Положения о милиции общественной безопасности(местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от12 февраля 1993 г. МВД России в пределах своих полномочий осуществляетгосударственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина иохраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.
Специальныеприродоохранительные функции МВД России связаны с тем, что данное Министерстворуководит Государственной автомобильной инспекцией, осуществляющей надзор засоблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охранеокружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно. организует работу,связанную с допуском автомототранспортных средств и водителей к участию вдорожном движении.
МВДи его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведениикарантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечиваютобщественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф,пожаров и стихийных бедствий.
Федеральнаяслужба по техническому регулированию и метрологии призвана обеспечиватьформирование и реализацию государственной политики в области стандартизации,метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраныокружающей среды.
Федеральнаяслужба по техническому регулированию и метрологии совместно с другимиприродоохранительными органами обеспечивает включение в государственныестандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических требований ипринимает государственные стандарты РФ, определяет номенклатуру объектов,подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливает общие правилаи рекомендации по проведению сертификации. Она осуществляет такжегосударственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требованийгосударственных стандартов, правил метрологии и сертификации.
Федеральнаяслужба по технологическому надзору организует и осуществляет на территории РФгосударственное регулирование промышленной безопасности и государственногонадзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти,предприятиями, объединениями и организациями, независимо от ихорганизационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований побезопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопаснойэксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует ипроводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всемипользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядкетребований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению иустранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду,объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Также лицензируетотдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленныхпроизводств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности припользовании недрами.
Федеральнаятаможенная служба России в процессе осуществления таможенного дела обеспечиваетзащиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений иорганизаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологическиопасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконныйоборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся подугрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействуетосуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений,охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозомэкологически опасной продукции.
МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководствои координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными,стихийными бедствиями. Для реализации возложенных на него задач МЧС Россииорганизует разработку и осуществление на территории РФ мероприятий попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководит функционированиемединой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (РСЧС); проводит государственный надзор за выполнением установленныхнормативных требований по предупреждению и Ликвидации чрезвычайных ситуаций,состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к выполнениюнеотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций; руководитфункционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений ипрогноза землетрясений; организует совместно с заинтересованными организациямии координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированиютерритории РФ по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозыстихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степенириска на объектах народного хозяйства и территориях.
Список используемой литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.,1993.
2. Федеральный закон«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г// СЗ РФ 2002., №2. Ст.133. СЗРФ 2007., №7. Ст.834.
3. Боголюбов С.А.Экологическое право России. — М., 2004.
4. Бринчук Н.Н.Экологическое право России. — М., 2004.
5. Дубовик О.Л.Экологическое право России. — М., 2006.
6. Ерофеев Б.В.Экологическое право России. — М., 2005.
7. И. А. Игнатьева// Экологическое право.- М., 2002. — №1.-с.28-37.
8. Маковик Р.С. Новые экологические акты РФ и ихтерминологический аппарат / Р. С. Маковик// Юрист. — М., 2002. — №3.-с.2-5
9. Трунцевский, Ю.Н. Экологическое право: учебное пособие/ Ю. Н. Трунцевский, Н. Е. Саввич. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. — 302 с.