Реферат по предмету "Разное"


«Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЕКЦИИв рамках Международной конференции «Экономическое развитие регионов – основа имиджа России»Москва 26 ноября 2004 годаИНФОРМАЦИЯ О МЕРОПРИЯТИИ25-26 ноября 2004 года в Москве состоится Международная конференция «Экономическое развитие регионов – основа имиджа России». Национальная корпорация экономического развития и Европейская Экономическая Палата Торговли, Коммерции и Промышленности ежегодно организуют традиционные мероприятия в целях укрепления имиджа России во внешнеэкономическом пространстве, развития торгово-экономических отношений с зарубежными государствами и расширения инвестиционной деятельности в России. В рамках Международной конференции проводится заседание специализированной секции «Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий». Секция организована Фондом «Наследие Евразии» при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия». Данное событие является вторым этапом обсуждения тематики, которую организаторы планируют развивать в дальнейшем в рамках законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в ходе конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон.На заседании секции состоится обсуждение актуальных вопросов государственной инновационной политики, проблем интеллектуальной собственности и создания условий для производства конкурентоспособной продукции.В ходе мероприятия с докладами выступят руководители органов исполнительной и законодательной власти, научных учреждений и представители бизнеса. Участие в дискуссии по тематике секции примут руководители крупных промышленных предприятий, научных и производственных центров, инвестиционных компаний и общественных организаций. К участию в мероприятии приглашены также представители общественно-политических, экономических и специализированных СМИ.^ ИНФОРМАЦИЯ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ:«Единая Россия» работает на российский инновационный потенциалВеличие державы начинается с великих целей. Партия «Единая Россия» видит такой целью превращение нашей страны в один из центров мирового экономического развития, культурного и интеллектуального притяжения. Для реализации этой задачи необходима идеология национального успеха, проект передовой и процветающей страны, который объединит всех россиян. Учитывая, что фундаментом и главным индикатором процветания любой страны является ее экономика, вопросы экономического развития России должны стать важнейшими приоритетом государственной политики. Сегодня невозможно говорить о конкурентоспособной экономике, об эффективном использовании уникальных запасов природных ресурсов без успешного развития российского инновационного и научного потенциала, высокотехнологичных отраслей промышленности. Главная цель партии «Единая Россия» – прокладывать пути к национальному успеху России. Поэтому мы не только принимаем участие в организации секции «Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий», но и поддерживаем инициативу последовательно развивать данную тематику. «Единая Россия» – партия конкретных дел, и работа специализированной секции - это пусть небольшой, но конкретный шаг на пути построения Великой России.^ ИНФОРМАЦИЯ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ:Фонд «Наследие Евразии» выступает за человеческое измерение в развитии инновацийОдной из приоритетных целей Фонда «Наследие Евразии» является сохранение и приумножение интеллектуального, духовного и природного богатства страны, неотъемлемой частью которого является наука, высокие технологии, инновации. Инновации, наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность обычно воспринимаются как нечто далекое от жизни простого человека, от его каждодневных забот и проблем. Это не так. В действительности у них есть всем понятные измерения: экономическое, социальное, экологическое. В современном мире наукоемкие технологии становятся решающим фактором в глобальной экономической конкуренции. Не секрет, что Россия обладает крупным научным потенциалом, технологиями и разработками, сопоставимыми, а иногда и превосходящими зарубежные аналоги. Однако современная ситуация такова, что инновационный потенциал России практически не востребован государством и бизнесом, до сих пор не стал ключевым фактором экономического возрождения России. Инновации и развитие наукоемких технологий — кратчайший путь к решению актуальных социальных проблем России. Это создание сотен тысяч новых современных рабочих мест, подготовка высококвалифицированных специалистов, которые и сформируют отечественный средний класс. Наконец, инновации — это бережное отношение к природным богатствам страны, возможность передать их последующим поколениям россиян. Именно поэтому ^ Некоммерческий Фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии выступил организатором специализированной секции «Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий». Фонд «Наследие Евразии» намерен и в дальнейшем прилагать свои усилия для привлечения внимания общественности к актуальной проблематике.ОРГКОМИТЕТ специализированной секции «Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий» ^ Председатель оргкомитета Богомолов В.Н.,Секретарь Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» ^ Заместители председателя оргкомитета Яценко Е.Б.,президент Фонда «Наследие Евразии»Колесников С.И.,заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, академик Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ^ Петухов В.М.,начальник Политического управления Центрального исполнительного комитета Всероссийской политической партии "Единая Россия" Модераторы Колесников С.И., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, академик Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ^ Мазуренко С.Н., руководитель Федерального агентства по науке и инновациямСимонов Б.П., руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам^ Белоусов А.Н., член Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиямШелищ П.Б., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ^ Рабочая группа Кондратьев С.В., ректор Государственной академии инноваций, президент Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования^ Валентинов В.В., директор Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования, главный редактор журнала «Дополнительное профессиональное образование»^ Королькова Н.Н.,помощник депутата Государственной Думы ФС РФ Колесникова С.И.Козиевская Е.В., руководитель проекта Фонда «Наследие Евразии»^ Смолякова В.В.,pr-менеджер Фонда «Наследие Евразии»Егорова Е.Л.,секретарь-референт Фонда «Наследие Евразии» Контакты 115035, г.Москва, ул.Садовническая д.44, стр.1, тел./факс: (095) 728-49-59; info@fundeh.org, www.fundeh.org ^ ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ И ВЫСТУПЛЕНИЙОргкомитет специализированной секции благодарит участников, предоставивших тезисы^ Агранович Б.Л., руководитель Информационно-аналитического центра, вице-президент Ассоциации инженерного образования России СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ УНИВЕРСИТЕТОВ ^ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 634034, Томск, ул. Лыткина 6/85, тел.: (3822) 421502, (3822) 591508, abl@cc.tpu.edu.ruВ докладе проанализирован отечественный и зарубежный опыт становления и развития университетов инновационного типа. Сформирована инновационная миссия университета, разработаны концептуальные основы трансформации традиционных университетов в инновационные структуры, спроектирована организационная структура университета инновационного типа. Показано, что ведущая роль в переходе к инновационной экономике и развитии “инновационной способности нации” принадлежит университетам. Показано, также, что инновационная деятельность в российских университетах фактически находится вне закона. Кроме того, существует ряд административных, юридических и налоговых ограничений, препятствующих развитию инновационной деятельности в университетах. В связи с этим огромное российское интеллектуальное богатство остается не введенным в хозяйственный оборот. В докладе обосновывается, что логика построения действующих базовых законов (Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы и др.) не позволяет решить проблемы развития инновационной деятельности в университетах за счет внесения в них дополнений и изменений. Необходимо принятие базового Федерального закона об инновационной политики и инновационной деятельности и на этой основе внести поправки в специальные Федеральные законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, науке и научно-технической политике. В докладе сформированы основные требования к Федеральному закону о инновационной политике и инновационной деятельности.^ Алдошин С.М., директор Института проблем физической химии РАН, председатель Научного центра РАН в Черноголовке, член Президиума РАН, академик РАН ^ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РАН, КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 142432, Московская обл., г. Черноголовка, пр-т академика Семенова, д.1, тел. (095)785-70-48Стратегической целью развития России выбрано построение общества, основанного на знаниях. Это означает создание благоприятных условий для генерации новых знаний, восприятия их обществом, в первую очередь подрастающим поколением, интенсивное распространение возникших знаний из одной сферы деятельности общества в другие сферы. В экономике данные условия означают существование быстрых и легких механизмов вовлечения новых знаний в производство и сферу оказания услуг, то есть переход экономики на инновационный путь развития. Главным источником новых фундаментальных знаний в нашей стране являются институты Российской академии наук. Таким образом, вовлеченность РАН в процесс перехода экономики на инновационный путь развития означает выработку и реализацию механизмов максимально быстрого переноса созданных фундаментальных знаний в основные сферы деятельности общества, в первую очередь экономику, образование, здравоохранение. Инновационный цикл превращения результатов фундаментальных исследований в новые продукты и технологии на рынке имеет принципиальную ключевую точку, существующую во всех странах и означающую разрыв (development gap) между доведением развития научно-технической разработки в научной организации до законченного вида и началом ее интенсивного финансирования с целью реализации на практике в промышленной организации. Ликвидация данного разрыва путем определения местоположения этой точки (в общем случае некоторой области) и выявления механизмов естественного превращения сгенерированного знания из фундаментального в законченную разработку и организационного перехода из научно-исследовательского института в организации тесно связанные с экономикой и будет означать формирование условий для распространения новых знаний, созданных в Российской академии наук, в экономику страны. Необходимо отметить, что ограничение бюджетного финансирования только фазой фундаментальных исследований приведет к снижению стоимости передаваемых знаний и осложнит восприятие их субъектами экономики, а излишний сдвиг фазы государственного участия в финансировании научно-технических разработок в область опытно-конструкторских работ и подготовки производства приведет к нерациональному расходованию средств бюджета. На данном этапе формирования инновационной системы полезно сделать обзор накопленного опыта и проанализировать выявленные тенденции и возникающие проблемы. В 2002-2003 годах НЦЧ РАН на базе Института проблем химической физики РАН и Британский Совет при участии Oxford Innovation осуществили пилотный проект по организации в научно-исследовательских институтах РАН отделов коммерциализации с целью отработки механизмов отбора перспективных результатов фундаментальных исследований и вовлечения интеллектуальной собственности (ИС) в хозяйственный оборот. В ходе данного проекта был выработан и реализован подход к организации в научных учреждениях РАН отделов коммерциализации, выстроена система управления интеллектуальной собственностью заключающаяся в выявлении на ранней стадии перспективных результатов фундаментальных исследований и научно-технических разработок, выборе способа защиты созданной интеллектуальной собственности и определении дальнейшей стратегии коммерциализации. В рамках данного проекта в ИПХФ РАН разработаны: система договорных отношений и внутреннего документооборота определяющая распределение прав на создаваемую в научных организациях интеллектуальную собственность; формы и процедуры проведения технологического аудита перспективных результатов фундаментальных исследований, научно-технических разработок и объектов интеллектуальной собственности позволяющие определить их потенциал, выбрать необходимую форму охраны, определить размер финансирования необходимого для доведения разработки до завершенного вида, на ранних стадиях выявить возможные направления коммерциализации и разработать коммерческое предложение для потенциальных партнеров; информационно-аналитическая система коммерциализации научно-технических разработок, обеспечивающая владельцев интеллектуальной собственности, потенциальных инвесторов и заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) информационными ресурсами, позволяющими разместить в системе информацию о законченных НИОКР в структурированном виде, провести комплексную экспресс-экспертизу ее коммерческого потенциала, осуществить интеллектуальный поиск и отбор необходимой информации; вэб-сайт отдела коммерциализации научного учреждения РАН, представляющий разработки, для которых была принята стратегия максимально широкого поиска партнеров в форме, разработанной в ходе выполнения проекта и позволяющей ознакомиться с сутью разработки, не раскрывая при этом «know-how». По отработанным в ходе проекта методикам и процедурам был проведен технологический аудит 35 научно-технических разработок и 28 патентов Центра, институты приступили к их коммерциализации на основе выбранных стратегий, например, путем создания малых инновационных предприятий, привлечения внутренних и зарубежных инвесторов из числа крупных промышленных компаний и промышленных посредников. Накопленный опыт и результаты данного проекта могут быть рекомендованы к использованию в других научно-исследовательских институтах РАН. Разработанные основы по формированию структуры баз данных научно-технических разработок получили дальнейшее развитие в рамках проекта по развитию региональной информационной системы коммерциализации фундаментальных исследований в наукоградах Московской области. Система будет содержать информационные ресурсы научно-технических разработок исследовательских учреждений и обеспечит для всех участников коммерциализации размещение, выбор и интеллектуальный анализ требуемой информации и может послужить прототипом такой базы данных применительно к Российской академии наук в целом. Проект выявил также ряд проблем процесса коммерциализации результатов фундаментальных исследований. Во-первых, в большинстве случаев в институтах нет опыта коммерциализации, отсутствует законодательная база и не выработана методология превращения перспективных фундаментальных результатов в коммерческий продукт. Прежде всего, не определены взаимные обязательства и распределение прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД) между исполнителем (разработчиком), авторами и государством с учетом интересов всех сторон. Первый шаг на этом пути сделан – принята новая редакция патентного закона, определяющего порядок патентной защиты ИС. Однако не решен законодательно вопрос о закреплении прав на РНТД, полученных за счет средств госбюджета за исполнителями. Не отработана процедура вовлечения объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в хозяйственный оборот. По-видимому, в большой степени в связи с этим государство не берет на себя обязательства выделять целевые госбюджетные средства для финансирования доведения фундаментальных разработок перспективных для практического применения до законченного вида. Довести до завершенного вида перспективные результаты фундаментальных исследований, подготовить их к процессу коммерциализации и сформировать коммерческое предложение могли бы целевые академические или межведомственные программы поддержки выявленных путем отбора и технологического аудита проектов, позволяя получить новое качество законченной научной разработки и повысить ее стоимость на рынке (иногда в разы). Кроме того, такие программы и обратная связь с Президиумом РАН способны активизировать процесс доведения перспективных фундаментальных исследований до законченного вида, мотивировать институты предоставлять полную и объективную информацию о своих научно-технических разработках для создания единой базы данных РАН. В конечном итоге, необходимо формирование инновационных фондов, предлагаемых в ряду мер по стимулированию инновационной деятельности Министерством образования и науки. Формирование таких фондов может быть обеспечено внесением изменений в бюджетную классификацию по разделу 06 Федерального бюджета путем выделения подраздела для обеспечения государственной поддержки доведения результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета, до промышленного производства, развития инновационной инфраструктуры, финансирования сферы услуг для инновационной деятельности. Президиум РАН мог бы уже сейчас начать апробацию деятельности такого фонда в РАН и подготовку своих предложений по этому вопросу в Правительство РФ. Для этого в рамках реформирования имущественной системы РАН в Научных центрах РАН было бы крайне полезно получить от Правительства РФ согласие на возможность использования части средств, получаемых РАН от сдачи в аренду неиспользуемых для научных целей объектов недвижимости и земельных участков, на создание «Фонда финансовой поддержки инновационной деятельности РАН». Во-вторых, одной из форм вовлечения законченных фундаментальных результатов в национальную инновационную экономику является создание инновационных предприятий (ИП). Создание инновационных предприятий с участием в качестве акционеров института, разработчиков и инвестора позволит соблюсти баланс интересов необходимый для мотивации и дальнейшего активного участия в процессе коммерциализации всех участников. При этом Институт может оставить за собой контрольные функции за процессом коммерциализации и дальнейшим развитием разработки. Факторами, сдерживающими создание таких предприятий, является законодательная неурегулированность создания научными учреждениями РАН других юридических субъектов предпринимательства, внесения в уставной капитал предприятий финансов, имущества и объектов интеллектуальной собственности организаций РАН и распределения интеллектуальной собственности в таком процессе коммерциализации. Для этого необходимо законодательно определить механизм использования или передачи ИП объектов интеллектуальной собственности, льготной аренды или передачи свободных площадей и оборудования, принадлежащих институтам РАН на правах оперативного управления. Одним из вариантов данного направления коммерциализации является создание малых инновационных предприятий (МИП), опирающихся на государственную поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Однако не любые научно-технические разработки могут быть коммерциализованы в рамках малого предприятия и, кроме того, законодательные ограничения (не более 25% участия государственных организаций) не позволяют Институту или государству в целом обеспечить эффективный контроль над процессом коммерциализации, что является существенным для крупных разработок, над которыми институт работал длительное время. Важными элементами инновационной инфраструктуры институтов РАН должны стать Инновационно-технологические центры и Центры трансфера технологий. В декабре 2002 года между Российской академией наук, Правительством Московской области, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ было подписано соглашение о совместной деятельности, направленной на ускорение вовлечения в хозяйственный оборот наиболее перспективных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научных организаций РАН. Во исполнение этого соглашения Президиум РАН постановлением от 10.12.02 № 359 в марте 2003 года создал Инновационно-технологический центр РАН (ИТЦ РАН) в Черноголовке, основные задачи которого заключаются в: проведении скоординированной с Инновационным агентством РАН, другими инновационными центрами в системе РАН и институтами РАН инновационной деятельности; региональном расширении инновационной деятельности путем организации филиалов и создания Ассоциации инновационных центров РАН, в которую могут войти инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, инкубаторы технологий и другие инновационные подразделения, имеющиеся в научных центрах, региональных отделениях РАН и в институтах РАН, что позволит сформировать общность подходов, обеспечить интенсивный обмен передовым опытом и информационную поддержка процесса коммерциализации и трансфера технологий; организационной деятельности в области переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в области инноваций. В Российской академии наук в рамках государственных контрактов с Минпромнауки РФ в 2003 году создано 3 Центра трансфера технологий (ЦТТ) – 2 в региональных отделениях РАН и 1 в Научном центре РАН, призванные выполнить доработку инновационных предложений институтов до состояния рыночного коммерческого продукта. Проведенный ЦТТ анализ обладающих коммерческим потенциалом научно-технических предложений институтов РАН и изучение спроса на них со стороны рынка выявил еще одну проблему в коммерциализации разработок институтов - несоответствие инновационных предложений правовым, экономическим, техническим, технологическим, экологическим и иным требованиям, предъявляемым к современным рыночным инновационным продуктам, что резко понижает эффективность реализации инновационных предложений институтов. Активизация инновационной деятельности в РАН привела к первым примерам успешной реализации различными способами значительного коммерческого потенциала научно-технических разработок, опирающихся на результаты фундаментальных исследований. С участием СП «РАНИС», созданного ИПХФ РАН и НИС (Нефтяная индустрия Сербии), завершен заключительный этап разработки и промышленной реализации процесса получения олигодеценовых синтетических масел на первом отечественном заводе этого профиля построенного и введенного в эксплуатацию в Нижнекамске в конце 2003 года. Технологическую основу процесса составляет разработанная в Институте проблем химической физики РАН новая система высокоактивных, относительно безопасных и доступных катализаторов, под действием которых достигается практически полная конверсия исходных олефинов (в частности, децена) в олигомерную основу синтетических масел. Важную роль, особенно на этапе формирования инновационной инфраструктуры РАН и выработки подходов к организации инновационных процессов, будут играть российские и международные конференции и семинары по инновационной тематике, позволяющие максимально быстро впитать и освоить отечественный и мировой опыт. Большое значение для успешного развития процессов коммерциализации имеет наличие высококвалифицированных специалистов в области инноваций - менеджеров для инновационной деятельности. В рамках вышеупомянутого соглашения о совместной деятельности между Российской академией наук, Правительством Московской области, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ было принято решение об организации такой подготовки на базе филиала МГУ в г. Черноголовка. Программа получения дополнительной квалификации "Менеджер по управлению инновациями (с указанием области профессиональной деятельности)" направлена на расширение спектра профессиональных возможностей выпускников высших учебных заведений и лиц, имеющих высшее профессиональное образование, а именно, подготовки специалистов, владеющих стратегией продвижения перспективной научной идеи до продукта готового к коммерциализации. К настоящему моменту разработан проект Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам данной квалификации, который был рассмотрен и одобрен отделениями УМО по классическому университетскому образованию естественнонаучного и математического профиля и представлен на утверждение в Министерство образования и науки. Еще одним из элементов национальной инновационной системы Российской Федерации в будущем должны стать наукограды, сконцентрировавшие значительный инновационный потенциал. Однако эффективная деятельность создаваемых в Пущино, Троицке и Черноголовке наукоградов представляется сомнительной без вовлечения и активного использования хозяйственно-имущественного и земельного комплексов РАН для развития инновационной деятельности. И речь не идет о передаче земельных фондов и социальной инфраструктуры РАН органам местного самоуправления. Простая передача, способная разрушить механизм сложившихся в Научных центрах РАН административно-хозяйственных связей, не приведет к увеличению эффективности использования имущественного потенциала РАН для развития инновационной деятельности. Наоборот, следует усилить роль академических научных центров в будущих наукоградах. Необходимо расширить полномочия Российской академии наук при использовании имущественного и земельного комплексов в наукоградах. Этот вопрос также ждет законодательного решения. Сформулированная Президентом РФ стратегия инновационного развития экономики страны ставит перед РАН ряд новых задач, решение которых может быть найдено во взаимодействии с базовыми элементами национальной инновационной системы, в первую очередь, Министерством науки и образования: разработка долгосрочного и среднесрочного прогноза развития фундаментальных исследований перспективных для практики; разработка системы критериев, позволяющих осуществлять выбор приоритетов инновационной политики; разработка Межведомственных и региональных программ формирования и развития инновационной инфраструктуры; развитие информационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и учета научных, научно-технических результатов; участие в координации федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых целевых программ, важнейших проектов социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития страны, включая ресурсное обеспечение инновационной деятельности. С учетом накопленного опыта и масштаба поставленных Президентом РФ задач представляется целесообразным создание при Президиуме РАН на базе Инновационного Агентства РАН Управления по интеллектуальной собственности, патентам и инновационной деятельности РАН с его филиалами в региональных отделениях. Такое управление сможет обеспечить создание и ведение единого реестра перспективных разработок РАН, учет и при необходимости мониторинг их вовлечения в хозяйственный оборот, координацию и взаимодействие всех элементов инновационной инфраструктуры РАН, подготовку для Президиума РАН необходимых законодательных инициатив и реализацию политики Президиума РАН в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности. На него могли бы быть возложены задачи информирования Президиума РАН о состоянии и степени завершенности перспективных разработок, формирования базы перспективных результатов фундаментальных исследований и выявления потенциально конкурентоспособной продукции на стадии выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирования крупных инновационных проектов РАН, проведения прогнозных исследований и оценки необходимого для реализации разработок финансирования, рекламы научно-технических разработок РАН и пропаганды достижений РАН в области инноваций. Все это позволит Российской академии наук обеспечить реализацию возникающих, правда пока еще недостаточно активно, запросов на технологические инновации со стороны промышленных организаций. Одним из вариантов возможной структуры данного Управления могла бы стать структура по образу РФФИ, имеющая группы экспертов и Совет. Совет, состоящий из крупных ученых, членов Президиума РАН мог бы осуществлять стратегическое руководство Управлением, а наличие экспертного Совета позволило бы осуществлять экспертизу перспективных разработок РАН.^ Арменский А.Е., главный специалист Федерального агентства по науке и инновациям ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ ^ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 103009, г.Москва, ул. Тверская, 11, тел.(095) 229-14-90Ключевыми проблемами в сфере инновационной деятельности являются: формирование национальной инновационной системы и развитие инновационной инфраструктуры; формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности; совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности; государственное стимулирование формирования рынка высокотехнологичной продукции; государственная поддержка инновационного предпринимательства; подготовка кадров для инновационной деятельности.^ Формирование национальной инновационной системы и развитие инновационной инфраструктурыГлавным условием перехода России к экономике нового типа, экономике, основанной на знаниях, - является формирование современной национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности. Основным инструментом введения в хозяйственный оборот накопленной в научно-технической сфере интеллектуальной собственности и быстрого продвижения инноваций от исследований к выпуску конкурентоспособной промышленной продукции является инновационная инфраструктура, включая производственно-технологическую, финансовую, кадровую и информационную составляющие. Объектами инфраструктуры, обеспечивающими поддержку на всех стадиях инновационного цикла являются - центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, фонды стартового финансирования, венчурные, гарантийные и страховые фонды, технико-внедренческие экономические зоны, технологические инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры. Меры государственной поддержки по созданию и комплексному развитию инфраструктуры национальной инновационной системы должны скоординированно осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.^ Формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельностиОсновной задачей в сфере правоотношений между государством и субъектами научно-технической и инновационной деятельности является разработка и реализация механизма распределения и распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, основанного на закреплении этих прав за организациями-исполнителями.С этой целью необходимо: внести изменения в части I, II, III Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности; внести изменения в законы о интеллектуальной собственности - Патентный закон Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 февраля 2003 г. № 22-ФЗ), Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в редакции Федерального закона от 24 декабря 2002 г. № 177-ФЗ), Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в редакции Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 82-ФЗ); внести изменения в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; разработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета». Кроме того, необходимо разработать проект специализированного федерального закона о стимулировании инновационной деятельности, предусматривающий определение условий регулирования процесса передачи технологий, созданных за счет государственных средств, в реальный сектор экономики с целью коммерциализации и развития национальной инновационной системы.^ Совершенствование системы финансовой поддержкиинновационной деятельностиНеобходимыми мерами по совершенствованию системы финансовой поддержки инновационной деятельности являются: концентрация ресурсов на реализации крупных инновационных проектов, обеспечивающих заметный вклад в развитие экономики Российской Федерации и имеющих межотраслевой и межрегиональный характер; координация усилий органов исполнительной власти всех уровней, государственного и частного секторов отечественной экономики для обеспечения финансирования инновационной деятельности; развитие системы государственно-частного партнерства при реализации инновационных проектов с целью широкого привлечения внебюджетных средств для разработки и производства наукоемкой конкурентоспособной продукции; развитие и оптимизация системы бюджетных и внебюджетных федеральных, региональных и отраслевых фондов, действующих в научно-технической сфере, для обеспечения сквозного финансирования инновационного цикла, с переходом от бюджетного финансирования к привлечению частных средств в высокотехнологичные инновационные проекты по мере продвижения результатов научно-технической деятельности к рынку формирование комплекса региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием, обеспечение благоприятной налоговой политики для развития венчурного инвестирования; создание институтов стартового финансирования для поддержки создающихся и находящихся на начальной стадии развития инновационных предприятий,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация программного обеспечения компьютера
Реферат Государственная поддержка малого предпринимательства 2
Реферат Совершенствование учета и анализа использования сырья и материалов
Реферат Совершенствование учета готовой продукции и ее реализации
Реферат Сметное планирование бюджетирование
Реферат Совершенствование учета векселей выданных и полученных
Реферат Совершенствование учета и анализа использования сырья и материалов в производстве
Реферат Совершенствование учета и анализа затрат по обслуживанию производс
Реферат Margaret Thatcher Essay Research Paper Margaret ThatcherMargaret
Реферат Составление хранение документов
Реферат Уставные и специализированные органы Содружества Независимых Государств полномочия и порядок
Реферат Составление бухгалтерской отчетности 2
Реферат Театральная декорация в XVII-XVIII столетиях и ее историко-музыкальные параллели
Реферат Практикум по криминалистической тактике и методике расследования отдельных видов преступлений
Реферат Зеленые дворянство