Реферат по предмету "Финансы"


Формы и виды кредита в соверменной экономике

--PAGE_BREAK--

Схема 1

Таким образом, получаем:

Ø    товар или услуги, получаемые покупателем F1 от поставщика F2,

Ø    счет-фактура,

Ø    платежное поручение предприятия-покупателя F1 на списание со своего счета в банке B1 суммы за товар или услуги,

Ø    документы о перечислении соответствующих сумм из банка B1 в банк поставщика B2 на счет предприятияF2.

При этом банк покупателя производит списание средств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2. Четкость приведенной цепочки отношений не гарантирует ее участников от возникновения рисков. Зачастую такая форма расчетов не полностью удовлетворяет поставщиков, так как они попадают в зависимость от предприятий-покупателей. Действительно, плательщик может в данном случае задержать выписку платежного поручения из-за отсутствия или недостатка средств. В таком случае банк покупателя не примет платежное поручение к исполнению. Кроме того, несвоевременное поступление средств на счет поставщика может произойти и по вине соответствующих банков, или связанных с ними организаций (например, РКЦ). Тем самым уместно указать еще раз на необходимость тщательной проработки условий расчетов, отражаемых в договоре, а также учета ответственности банков за ненадлежащее исполнение поручения в соответствии с законодательными нормами. Предприятие-покупатель должно учитывать риск несвоевременной поставки товара при досрочных платежах и риск отвлечения из оборота денежных средств. Платежное требование-поручение представляет собой расчетный документ, содержащий требование поставщика F2 к покупателю F1 оплатить на основании приложенных отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Преимущество такой формы расчетов состоит в том, что она удобна поставщику, так как банк включен в установленные отношения, осуществляет инкассирование платежных требований и следит за взысканием денег с покупателя. Предприятие-покупатель, соответственно, имеет возможность контролировать по документам соблюдение поставщиком договорных условий. В частности, при несоблюдении условий можно отказаться от акцепта (согласия) оплаты документов. Более того, на практике допускаются самые разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный. Для обоснования процедуры платежные требования-поручения регистрируются в банке покупателя B1 в специальном журнале и передаются непосредственно плательщику F1 под расписку для акцепта. Не останавливаясь на деталях, приведем схему документооборота при расчетах требованиями-поручениями, в которой используются те же обозначения, что и в схеме 1.



Схема 2

В данном случае имеем:

1. товар, получаемый покупателем F1 от поставщика F2,

2. счета и платежное поручение поставщика F2 своему банку B2,

3. платежное требование и счета от банка B2 банку покупателя B1,

4. платежное требование и счета для извещения о платеже и акцепта от банка B1 своему клиенту – предприятию F1,

5. акцепт предприятия F1 на списание со своего счета в банке B1 суммы за товар,

6. документы о перечислении соответствующих сумм из банка B1 в банк B2.

При этом банк покупателя B2 производит списание средств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика B1 производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2. Недостаток приведенной схемы расчетов заключается в определенной длительности операции и возможности возникновения неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика. Рассматривая разные финансовые инструменты, на которые предприятие направляет свое внимание, невозможно обойти стороной вексель. Достаточно часто коммерческая деятельность бывает связана с такой ситуацией, когда возникает недостаток финансовых ресурсов и необходимо прибегнуть к отсрочке платежа за проданные товары. Речь идет, таким образом, о коммерческом кредите, который предприятие — поставщик может предоставить предприятию — покупателю с получением от него долгового обязательства. В качестве средства оформления обязательства, предоставляемого в товарной форме, выступает вексель.

Вексель – это составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму. Применительно к обещанию уплаты денежной суммы вексель называется простым. В случае предложения уплаты мы имеем переводный вексель.

Простой вексель – документ, по которому заемщик (векселедатель) обещает, то есть обязуется, уплатить векселедержателю (бенефициару) или по его указанию третьему лицу определенную сумму в определенный срок. По существу простой вексель является долговой распиской.

В нашей стране в основном используется форма простого векселя, в которой оплата производится теми же предприятиями, которые их выписали. Благодаря своей надежности и гибкости, за рубежом оказались более распространенными так называемые переводные векселя.

Переводный вексель представляет собой письменное предложение векселедателя (кредитора, именуемого трассантом), содержащее безусловный приказ другому лицу – заемщику (именуемому трассатом), уплатить определенную сумму третьему лицу, векселедержателю (именуемому ремитентом). Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцепт векселя обычно отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами “акцептован”, “принят”, “заплачу” и т.п. Заметим, что акцептант переводного векселя является главным вексельным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Содержание и движение переводного векселя может быть отражено, например, в виде следующей схемы, на которой используются следующие обозначения:

F1– должник (векселедатель);

B– кредитор (векселеполучатель);

F2– плательщик по переводному векселю.



Схема 3

Здесь:

1. денежные средства, товары, услуги и т.п.;

2. переводной вексель;

3. предъявление переводного векселя для акцепта;

4. акцептованный переводной вексель.

На схеме 3, в частности, видно, что В, располагая переводным векселем от F1, не может быть уверен в том, что платеж состоится, пока F2 не акцептует вексель ( процедура акцепта на схеме не отображена).

Помимо рассмотренных, могут выделяться спецификой отличий друг от друга и другие виды векселей. Однако надо помнить, что, как бы то ни было, и несмотря на абстрактный характер векселя, в его основе всегда лежит реальная сделка. Имея это в виду, отметим, что векселя, возникающие в процессе займов, часто называются финансовыми, а в результате реальных сделок – коммерческими или товарными векселями.

Когда говорят о банковском векселе, то обычно имеют в виду вексель, выданный банком. В таком случае банк является векселедателем. Вообще говоря, банковский вексель может иметь финансовую природу или товарную. Первая представляется, например, выпуском векселя в качестве депозитного инструмента с целью привлечения денежных средств. Вторая возможность может быть реализована векселедательским кредитом.

Знакомство с операциями банков с векселями может привести к пониманию того, как наиболее эффективно использовать финансовые возможности предприятия. Это следующие операции:

Ø    учет векселей;

Ø    выдача ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей;

Ø    принятие векселей на инкассо для получения платежей и для оплаты векселей в срок.

Учет векселей состоит в том, что векселедержатель продает векселя банку до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом определенного процента от этой суммы. Этот процент называется дисконтом или учетным процентом.

Предприятие, учитывая вексель, снимает целый ряд проблем, связанных с возвратом банку полученных по учету сумм. Ведь банк сам получает их непосредственно от векселедателей. Однако обращение к предъявителю все же возможно, например, при плохом финансовом положении векселедателя.

Банк, осуществляя дисконтирование различных векселей, может использовать разные учетные ставки в зависимости от множества дополнительных обстоятельств: известной практики других банков, уровня надежности плательщика по векселю, сроков векселей и т.п. Задача банка остается прежней – наиболее точно определить кредитоспособность предприятия, или, в терминах риска, — максимально снизить риск при учете векселей. Отказ банка в приеме векселей к учету не должен сопровождаться формальным объяснением причин такого решения.

Кредиты по учету векселей делятся на предъявительские и векселедательские. Первый вариант используют организации, обладающие большим количеством векселей, передаваемых на учет в банк. Второй связан с предприятиями, которые под него выдают векселя для оплаты товарно-материальных ценностей, работ и услуг других организаций. Для вексельно-кредитных операций в банке учет векселей представляет лишь одну из форм осуществления. Другой формой является специальный ссудный счет под обеспечение векселей. В целях гарантии своевременного погашения ссуды в кредитном договоре оговаривается право банка обращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты векселей.



Схема 4.

Напомним обозначения, которыми мы уже пользовались:

F1– покупатель; F2 – поставщик; B1 – банк покупателя; B2 – банк поставщика;

В данном случае имеем следующие отношения:

Ø    заявление F1 на получение чековой книжки в банке В1 и депонирование соответствующих денежных сумм;

Ø    выдача чековой книжки F1;

Ø    получение товара;

Ø    выписка чека;

Ø    сдача чека; банк поставщика B2 производит зачисление денег на счетF2;

Ø    документы на списание средств; B1 производит списание суммы чека из депонированных средств.

Приведенная схема может быть модифицироваться, например, когда банк избирает для предприятий, своевременно выполняющих свои обязательства, форму соглашения о выдаче чековых книжек без депонирования средств. В этом случае банк гарантирует (за свой счет) платежи по чекам даже в случае отсутствия средств у чекодателя. Таким образом, легко догадаться, что при расчетах чеками возможны случаи отсутствия средств, тогда как, например, платежные поручения принимаются банком только при наличии средств на счете. Возможности использования чека в качестве платежного средства могут возрасти за счет увеличения его обращаемости. Способом передачи права на получение денег по чеку является так называемый индоссамент. Такая возможность соответствует правилам вексельного обращения, где также широко применяется. Если обратиться к основе инкассовых операций, то можно видеть, что ее составляет договор поручения, то есть инструкции клиента банка. Например, на векселях, передаваемых на инкассо, об этом свидетельствует индоссамент “деньги на инкассо”, “для инкассирования” и т.п. Другим примером может быть инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств. Оно может осуществляться либо по поручению взыскателей, либо исходя из исполнительных документов. Отметим, что бесспорное списание средств допускается только на основании решений соответствующих органов и исполнительных документов. Основными видами инкассовых операций являются простое (чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами, а во втором – банк должен предъявить полученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческих документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.

Вообще, расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляются на условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассо различные документы, в том числе, кроме упомянутых выше векселей и чеков, акции, облигации и другие.

Во внутреннем обороте инкассирование векселей и чеков развито в недостаточной мере, хотя схема его применения достаточно прозрачна. Например, предприятие за определенное комиссионное вознаграждение передает до срока платежа имеющиеся у него векселя своему банку. Теперь банк берет на себя хлопоты по получению платежа и предоставлению в распоряжение своего клиента денежных средств. Передача векселей сопровождается письменным распоряжением – инкассовым поручением.

С инкассовыми операциями связаны расчеты платежными требованиями-поручениями и платежными требованиями. Платежные требования-поручения включают отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта. Платежные требования содержат все необходимые реквизиты, позволяющие определить вид товара, цену, время отгрузки и т.п.

Указанные требования выставляются на инкассо поставщиком после отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк В2 обязан переслать документы в банк плательщика В1, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. В свою очередь, банк В1, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта.

Подобная форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться доверительными отношениями контрагентов. В таком контексте, например, использование покупателем требований-поручений освобождает его от необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).

С тех пор, как получили развитие средства связи, ускоряющие доставку документов, началось снижение уровня рисков, связанных с замедлением оборачиваемости средств из-за разрыва во времени между отгрузкой товара и получением выручки.

С позиций управления финансами корпораций, можно отметить возможности рассмотренных форм расчетов для нейтрализации риска отказа покупателя от оплаты поставленной ему продукции, ускорение инкассации денег по многим филиалам для эффективного объединения ресурсов на едином счете и другие.

Приведем четыре вида индоссаментов:

Ø    при помощи бланкового индоссамента чек становится предъявительским документом и любой законный владелец может получить по нему деньги в банке. Такой индоссамент состоит из одной подписи держателя чека на обороте.

Ø    именной индоссамент позволяет указать имя лица, которому передается право получения денег по чеку. Это имя ставится рядом с подписью держателя чека.

Ø    целевой индоссамент выражает ограничения возможностей получения денег по чеку. На обороте указывается цель передачи чека другому лицу, например, в виде “только для депонирования”. Иногда этот вид индоссамента может сочетаться с именным, например, “платите Валентину Ивановичу Лебедеву, только для депонирования”.

Ø    безоборотный индоссамент представляет ограничение или исключение возможности предъявления претензий по чеку в случае его неоплаты. В таком случае используется выражение “без оборота”. Однако такая форма требует для своей действительности признания банка, куда перечисляются деньги по чеку, с помощью его собственного индоссамента.

Порядок индоссамента строго формализован, и банк обязан проверять их последовательность, но следует отметить, что он не отвечает за их качество, то есть за возможность подделки подписей индоссантов.

Итак, для получения расчетных чеков в обслуживающем банке оформляется заявление по установленной форме, подписанное руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверенное печатью. В заявлении указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками, что позволяет определить лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека.

Другой гарантированной формой расчетов является аккредитивная. В отличие от других форм безналичных расчетов она гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против предоставленных поставщиком соответствующих документов.

Схема документооборота превращается в таком случае в следующую:



Схема 5.

Здесь при осуществлении операций по аккредитиву участвуют:

Ø    F1– покупатель (плательщик, аккредитиводатель);

Ø    F2– поставщик (бенефициар по аккредитиву);

Ø    B1– банк-эмитент, открывающий аккредитив;

Ø    B2– банк поставщика (банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара).

Отношения, складывающиеся в процессе выставления и исполнения аккредитива:

Ø    обращение F1 в банк В1 с просьбой об открытии аккредитива; депонирование соответствующих денежных сумм;

Ø    аккредитивная телеграмма или почтовый аккредитив;

Ø    извещение об открытии аккредитива;

Ø    товар;

Ø    реестр счетов, товарно-транспортные документы; зачисление средств на счет в В2;

Ø    реестр счетов, товарно-транспортные документы; списание суммы со счета депонированных средств в В1.

Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и по форме содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным). Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом В1 (по указанию покупателя F1) без предварительного согласования с поставщиком F2. Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара F2 и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

Очевидно, что для поставщика наиболее надежным является безотзывный аккредитив, подтвержденный к тому же обслуживающим банком. Это означает обязательство банка В2 в дополнение к обязательству банка В1 по платежу, то есть гарантии независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение. Кроме того, аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые и непокрытые.

Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка-корреспондента В2 покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды В.

Рассматриваемая форма расчетов в международной практике представлена в основном непокрытыми (гарантированными) аккредитивами, когда платежи поставщику гарантируют банки. С предприятиями-плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент в таком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета. Следует сказать, что применение аккредитивов и в России может оказаться вполне перспективным делом. По крайней мере, оно выглядит эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, которая превратилась по существу в преобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитывать сложность и высокую стоимость аккредитивной формы расчетов.

Преимущества для участвующих в расчетах сторон также достаточно очевидны. Для поставщика речь идет о гарантиях своевременности и полноты получения платежа, а для покупателя – получения заказанной продукции в соответствии с предусмотренными договором условиями.

Теперь рассмотрим такие денежные операции, как инкассирование (операции по инкассо). Под ними понимают банковские операции, при которых банк берет обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. Например, прием срочных процентных и дивидендных купонов, векселей или чеков для получения платежей по ним.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.