Реферат по предмету "Менеджмент"


Информационные технологии в стратегическом менеджменте

Содержание
1.Информационные технологии
2. Рольи место в стратегическом менеджменте
Списокиспользованной литературы

1. Информационные технологии
Начало развития информационных технологий приходится на60-е годы XX века, вместе с появлением и развитием первых информационных систем(ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет в конце 90-х годов XX векавызвали бурный рост отрасли информационных технологий.
Под информационными технологиями (ИТ, от англ. information technology,IT) понимается совокупность методов, производственных и программно-технологическихсредств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение,обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологиипредназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационныхресурсов.
Однако специфика современных ИТ заключается в том, чтоони проникают прежде всего в сферу интеллектуального труда.
Возникновение современных ИТ имеет своим последствиемсоздание интеллектуальной технологии, обеспечивающих рождение принципиальнонового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит ввозможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи иреализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционныхсредств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств,заложивших материальную базу информационного общества.
Следовательно, роль современных ИТ не сводится к чистоколичественным показателям, как, например, освобождение от рутинных игромоздких операций. Основное значение от внедрения современных ИТ — радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности икультурного творчества.
ИТ и родственные технологии уже развились настолько, чтостановится возможным, находясь на огромном расстоянии, участвовать в разработкеили производстве практически любого продукта, предоставлять надежныемедицинские консультации и даже делать хирургические операции, строить здания,выполнять разнообразную домашнюю работу, управлять огромным количествомработников без надзирателей и тем более без такого дорогостоящего инепроизводительного слоя, каковым являются менеджеры среднего звена, — все этоне покидая своего места, где бы оно ни располагалось.
Вычислительные машины действительно превратились винформационные технологии и системы, когда они, становясь все более мощными идоступными, начали соединяться с другими технологиями.
Например, с технологией сканирования штрих-кода ручнымсканером, которая сегодня практически везде используется в кассовых аппаратахсупермаркетов. Использование технологии EPOS (Electronic Point of Sales,электронный кассовый аппарат) позволяет покупателям самостоятельно подсчитыватьстоимость своих покупок и расплачивается, что делает ненужными кассиров. Крометого, в сочетании с электронными сетями, например с интегральной цифровой сетьюсвязи ISDN (цифровой телефонией), технология EPOS открывает возможности дляавтоматизации размещения заказов с целью пополнения запасов, ввода информациинапрямую в хранилища поставщика или даже непосредственно в автоматизированныепроизводственные машины компании-поставщика.
Информационные технологии являются катализаторомвозможного создания действительно интегрированной мировой экономики и порождаютважные вопросы, касающиеся политики, экономики и общества в целом.
С точки зрения интересов компаний ИТ являются основнымсредством глобализации, инноваций в области производства и обслуживания иоказывают влияние на стратегические вопросы.
Объединение вычислений с использованием изображения,телекоммуникаций с использованием видео, систем распознавания речи,искусственного интеллекта и виртуальной реальности изменяет границы всего современногобизнеса.
Поэтому, хотим мы того или нет, но информационныетехнологии не просто все больше заставляют о себе говорить, они становятсянеотъемлемой частью бизнеса, и главное — залогом эффективности работыпредприятия.
2. Роль информационных технологий в стратегическомменеджменте
Один из наиболее важных вопросов бизнеса в наши дни:каким образом стратегия организации влияет на выбор информационных технологий исистем, которые приобретаются и внедряются в этой организации? И наоборот,каково влияние информационных систем организации на ее стратегию?
Менеджмент предприятия, рассматривая информационныетехнологии через призму автоматизации существующих процессов — видит их миссиюв выполнении обслуживающих функций.
Стратегический же менеджмент понимает миссиюинформационных технологий иначе. Он считает, что главной задачей информационныхтехнологий является формирование конкурентоспособного бизнеса.
В момент своего массового появления информационныетехнологии в России были предназначены для обработки данных бухгалтерскогоучета. Этим в большой степени объясняется тот факт, что новые технологииоказали значительное влияние на учетные процессы и ничтожно малое − наменеджмент бизнеса как таковой.
Эффективный стратегический менеджмент может быть построентолько на основе информационных технологий. В стратегическом менеджментеинформационно-технологические ресурсы предприятия должны использоваться для создания,поддержания и углубления устойчивого конкурентного превосходства предприятия.
В современных условиях повышение эффективности бизнесакомпании, уровня управления и конкурентоспособности, выход на лидирующиепозиции невозможен без разработки и реализации методов и систем, позволяющихулучшить качественные и количественные показатели использования информационныхресурсов.
Каждая компания действует на основании своей теориибизнеса, т.е. ряда представлений о том, каковы ее цели и задачи, в чем заключаетсяее бизнес и каковы ее результаты (продукты), а также, кто являетсяпотребителем, что он ценит и за что намерен платить. Квинтэссенцией иодновременно декларативной частью этой теории, как правило, направленной вовнешнее окружение, является миссия компании. Стратегия есть способ реализациитеории бизнеса (миссии компании) в практической деятельности.
Цель практической деятельности − обеспечениевозможности достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде, так какстратегия позволяет компании осознанно искать и использовать себе во благоблагоприятные стечения обстоятельств. Если нет стратегии, то и не существуетспособа определить, какие действия и решения компании способствуют достижениюжелаемых результатов, а какие ведут в ложном направлении и только распыляютресурсы.
Цель стратегии − разработка и реализация действий,ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельностикомпании над уровнем конкурентов.
Реализация стратегии − это рутинная работа попрохождению стратегических траекторий: улучшение качества, повышениекомпетенций, снижение издержек, выход на новые рынки и обретение новыхпартнеров.
Формирование стратегических целей является наиболееответственной частью стратегии. Нечеткие или ложные цели никогда не могут привестик укреплению и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ − смыслалюбой стратегии. Достижение поставленных целей в условиях реального бизнесапроисходит путем разработки и реализации стратегических программ (наборовосмысленных действий, нацеленных на определенный результат). Приоритеты вразработке и реализации программ должны соответствовать приоритетам в самойстратегии.
Стратегия в области информационных технологий являетсянеотъемлемым элементом общей стратегии компании, а программы по ее реализациитесно переплетаются со стратегическими программами в других областях. Напротяжении 50 лет в центре внимания создателей информационных технологий былисбор и хранение данных, их передача и предоставление. Информационная революцияпривела к кардинальному изменению задач.
Управление информацией в целом, относиться не только коценке, а и к формированию результатов деятельности компании происходящемублагодаря:
достижению стратегического соответствия (инициативы,навыки и опыт, деятельность сфокусированы на создана стоимости компании);
использованию лучших решений (точная сфера охвата,согласованность конкретность действий, качество);
заинтересованности и мотивации персонала (связь междуработой и созданием стоимости компании, видение всего бизнеса, лучшаякоммуникация).
Основной целью деятельности современной компании являетсяповышение эффективности ее деятельности и, как следствие, конкурентоспособностьна рынке. Новые концептуальные подходы формируются на основе базовогоположения: необходимости поставлять не данные, а информацию и обеспечитьтоп-менеджмент информацией, необходимой для оперативного управления и принятиястратегических решений.
Современные подходы в области управления информациейобеспечивают компаниям интеграцию бизнес-процессов: от постановкистратегических целей до контроля за их реализацией − в единый процесс и ведутк получению конкурентных преимуществ, а именно:
ускоренный информационный обмен, быстрая реализациястратегии, моментальная реакция на рыночные ситуации;
точные прогнозы как основание для улучшения процессапринятия решений и эффективного распределения ресурсов;
повышенная ответственность, возможность перевестипоставленные цели в операционный успех;
последовательность в принятии решений, координацияусилий, что приводит к установлению интегрированной структуры управления,включенной в корпоративную культуру.
Информационные технологии направлены на оптимизациюпроцессов в любой области производства, хозяйственной и финансовых сферах.Системы, построенные на их основе, обеспечивают менеджмент необходимойинформацией о деятельности компании, а также позволять не только оперативноуправлять, но и разрабатывать оптимальную стратегию развития бизнеса.
Фундаментом построения информационной системы являетсяИТ-стратегия, сформированная в рамках и на основании общей стратегии развитиякомпании и направленная на реализацию ее стратегических целей и миссии.
В условиях постоянно меняющегося окружения ИТ-стратегиякомпании должна быть чрезвычайно гибкой, мобильной, постоянно направленной надостижение целей бизнеса.
ИТ-стратегии тесно связаны состратегиями бизнеса и относятся к стратегическому менеджменту. Соответственно,когда говорят, что ИТ-стратегия состоит только в увеличении производительноститехнических средств на 25% каждый год, то с позиций стратегического менеджментаэто не является стратегией.
Перечислим, что же входит в основные задачистратегического менеджмента:
определение миссии (что компания намерена делать и чемстать через 5-10 лет);
определение целей;
разработка стратегии;
внедрение и осуществление стратегического плана;
оценка деятельности./>
Как показывает анализ российской компьютерной прессы, под«ИТ-стратегией» понимают весьма разные вещи. Большинство авторов под ИТ-стратегиейпонимают долговременный план действий по информационному обеспечениюпредприятия.
В общем случае в ИТ-стратегию могут быть включеныследующие составляющие:
— информационные системы: собственно, прикладноепрограммное обеспечение типа «делопроизводство», «бухучет» и др., ради чегособственно пользователи и используют компьютеры;
— ИТ-инфраструктура: компьютеры, телекоммуникации,системное программное обеспечение;
— ИТ-служба и управление ей: цели и задачи ИТ-службы(служб), оргструктура, методы управления персоналом и др.
С точки зрения предприятия, ИТ-стратегия является частьюкорпоративной стратегии, в одном ряду со стратегиями маркетинга, закупок и др.
Можно схематически обрисовать иерархию очередноститипового появления на предприятиях ИТ-стратегии:
— вначале закупается техника, через годик-другой –прикладное программное обеспечение, потом лицензионное системное программноеобеспечение;
— когда технические и программные средства уже куплены,да и ИТ тоже уже немало, начинают обращать внимание на эффективность поддержкиимеющегося хозяйства;
— когда техника и программное обеспечение уже есть, вспоминаютоб ИТ-стратегии, хотя более правильно задумываться об ИТ-стратегии перед тем,как что-то закупать.
Таким образом, ИТ-стратегия компании требует выполнениянескольких этапов, позволяющих собрать и структуризировать информацию поиспользуемым технологиям, а также и оценить потенциал использования ресурсовкомпании.
Этап 1.
Понять возможности ИТ-отдела компании. Потенциал и опытсотрудников работающих в компании, позволит сократить издержки на внедрениеновых решений и на реализацию новых проектов. Но необходимо реально оцениватьвозможности специалистов и их потенциал, учитывая сильные и слабые стороны.Менеджмент должен проанализировать выгоды и риски текущей структуры организацииотдела.
Этап 2.
Изучить тенденции рынка информационных технологий,применительно к сфере бизнеса. Оценка и обзор информационных решенийприменяемых в конкретной области, позволит сузить круг рассматриваемых систем,и остановить свой выбор на тех из них, которые уже имеют положительный опытиспользования в бизнесе компаний. Собираясь внедрять систему и проводяреструктуризацию, необходимо оценить потенциально интересные решения, которыеуже используются, оценив влияние данной модели на компанию. Производя подобнуюоценку, ориентируйтесь на требования бизнеса, а не ИТ-компании, интеграторов итехнических специалистов.
Этап 3.
Оптимизировать управление отделом. Политика управления ИТ-отделом должнасочетаться с умелым использованием и консолидацией всех ресурсов. Менеджментдолжен постоянно производить оценку реализации любых проектов с различных точекзрения: время, деньги, качество, влияние на капитализацию бизнеса – все этодолжно приниматься во внимание.
Модель управления, конечно различна для всех компаний, ноэто основополагающие принципы, которые позволяют работать эффективно ирезультативно.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, чтоинформационная технология является неотъемлемой составной частью бизнесакомпании, во многом определяющей успех ее основной деятельности. Ориентациятехнологии на достижение стратегических целей бизнеса сегодня должна статьнормой.
Отраднойтенденцией в сфере российской информатизации в последнее время становитсявозрастание интереса к ИТ-стратегиям и архитектурам информационных систем. Порезультатам опроса участников всероссийского форума пользователей ERP-систем у54% респондентов ИТ-стратегия уже существует, а еще 34% планируют ее разработкув ближайшее время. Это является косвенным свидетельством того, чтоинформационные системы, обслуживающие бизнес, уже достигают определеннойстепени зрелости. То есть сегодня актуально уже не простосоздание и совершенствование информационных систем самыми простыми и доступнымиспособами, а обеспечение наиболее эффективного развития информационныхтехнологий.
Таким образом, построение эффективной ИТ-стратегии позволиткомпаниям приобрести новое конкурентное преимущество на рынке.

Список использованной литературы
1.        Виханский, О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. — М.: Гардарики, 2005. — 292 с.
2.        Гаврилов, Э. Стратегические цели информационных технологий / Э.Гаврилов// Финансовая газета. — 2004. — №4. — С.17.
3.        Данилин, А.В. ИТ-стратегия Лекции / А.В.Данилин, А.И.Слюсаренко. — М.:Издательство: 000 «ИНТУИТ.ру», 2005. — 504 с.
4.        Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособиедля вузов / А.Т.Зуб. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
5.        Михайлов, А.Г. Проектирование информационных систем в Internet.Руководство для менеджера / А.Г.Михайлов. — М.: Информ-Знание, 2000. — 116 с.
6.        Михайлов, А.Г. Стратегическое планирование развития системыинформационного обеспечения / А.Г.Михайлов. — М.: Высшая школа международногобизнеса АНХ, 2001. — 134 с.
7.        Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг,Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
8.        Романов, А.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П.Романов,И.А.Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с.
9.        Стратегический менеджмент. Учебник / под ред. А.Н.Петрова. – СПб: Питер,2005 — 496 с.
10.     Томпсон, А. Стратегический менеджмент / А.Томпсон, А.Стрикленд. — М.:ИНФРА-М, 2000. — 412 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.