Реферат по предмету "Финансы"


Теоретические аспекты финансового менеджмента 2

--PAGE_BREAK--Сущность его: четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство независимо в целях, касающихся в целом государства: расходы на оборону, космос, внешние связи. Местные органы власти финансируют муниципальные расходы.
ОСНОВНАЯ  ПРОБЛЕМА использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, поступающих в федеральный, республиканский и местный бюджеты. В странах с развитой экономикой объем федерального бюджета составляет 40-60% размера консолидированного бюджета.
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства называют ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности:
·      фискальная политика (система налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику);
·      бюджетная политика (регулирование бюджета).
Финансовая политика государства — важнейший регулятор развития национальной экономики, она зависит от экономического состояния страны: переход экономики из одного состояния (кризис) в другое (подъем) меняет и направления финансовой политики.
Наиболее крупные статьи доходов и расходов бюджета.
1.2.Принципы организации финансов предприятия
      Финансы предприятия, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей н/х.
Предприятия, как правило, выступают как юридические лица, что определяется совокупностью признаков. Согласно ст. 48 Гражданского Кодекса:  ”Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету”.
Содержание хозяйственной деятельности предприятия состоит в организации производства, требующей соответствующего ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, и реализации конкретного товара (продукции, работы, услуги).
 Каждое предприятие можно рассматривать как организацию, преобразующую поток поступающих ресурсов в продукцию, при этом, каждое предприятие стремится обеспечить результату своей деятельности максимальную потребительскую ценность. Главная же задача финансовой службы предприятия — поставить дело так, чтобы обеспечить ликвидность предприятия в каждый момент времени. ( Решается по известной схеме оборота капитала на предприятии, представленной как чередование денежных поступлений и выплат).
                                                                 
                                                     
                                                     
 
ПОСТУПЛЕНИЯ
                                                                             
ВЫПЛАТЫ
                                                         
ПОСТУПЛЕНИЯ                                                                                                 
                                                                                         
                   
ВЫПЛАТЫ
Первоначальный капитал, инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации она принимает денежную форму — форму ВЫРУЧКИ от реализации, поступающую на расчетный счет предприятия. Выручка является источником возмещения затраченных средств, формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия.
      Принципы организации финансов определяются основами хозяйственной деятельности предприятия:
·      Самостоятельность в области хозяйственной деятельности: предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, инвестируя их по различным направлениям.
·      Самофинансирование  — каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах, потребность в них может покрываться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита — в случае текущих затрат, и долгосрочных банковских кредитов — в случае капитальных вложений. Принцип самофинансирования не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих продукцию с высокими затратами и низкой  рентабельностью по разным объективным причинам. Например, предприятия пассажирского транспорта, сельского хозяйства и другие, финансируемые из бюджета.
·      Заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности Реализация этого принципа зависит от доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
·      Ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, реализуется в случае образования убытков, неспособности удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), т.е. в случае банкротства. Постановлением Правительства РФ от 20.05.94 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий” утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры предприятий. Работа по банкротству предприятий организуется территориальными агентствами Федерального управления по делам и несостоятельности предприятий (Госкомимущества РФ).
·      Необходимость контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей и мер воздействия различного содержания (штрафные санкции, контроль за целевым расходованием финансовых ресурсов и т.д.). Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводят различные организации:
-налоговая служба;
-контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (госпредприятия);
-органы Федерального казначейства;
-аудиторский контроль.
1. 3. Система управления финансами на предприятии.
Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей, прогнозирования доходов фирмы.
Изменение задач и функций финансовых служб на предприятиях в рыночных условиях   ( ранее финансовые службы на гос.предприятиях занимались в основном разработкой плановых финансовых показателей на год и пятилетку) привело к изменению структуры финансовых служб предприятий. 
Пример организационной структуры управления финансовым персоналом (Схема носит общий характер. Смысл — разделение функций бухгалтера (казначея) и ревизора (контролера)).
                                                     
                                                     
                                                                             
                                                                                                                   
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                                                     
                                                                                         
                                                                                         
                             
                                         
     
      -финансовый учет                                          -финансовый анализ и планирование           
      -управленческий учет                                                -финансовые инвестиции
      -составление отчетности                                           -управление денежной наличностью
      -информационное обеспечение                                 -кредитная политика
       деятельности
      -организация внутреннего аудита     — управление налогами
Структура, функции и ответственность всех подразделений финансовой службы, их взаимодействия с другими звеньями управления, должны быть определены  положением о финансовой  дирекции.
Финансовая дирекция создается по решению правления  АО или дирекции предприятия, во главе с вице-президентом по финансам или главным финансовым менеджером.
В функции финансовой дирекции входят:
·      обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;
·      разработка финансовой программы развития предприятия;
·      разработка инвестиционной политики;
·      определение кредитной политики;
·      установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
·      обеспечение страхования от финансовых рисков;
·      проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
·      анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности
·      контроль за текущей деятельностью: осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом; ведение финансовой и бухгалтерских документов.
      В осуществлении этих функций главная роль отводится финансовому менеджеру, как профессиональному специалисту в области финансов, кредита, законодательства в области налогов, банковской,  внешнеэкономической деятельности, бухгалтерского учета.
Поскольку финансовый менеджер — одна из ключевых фигур на предприятии, он может входить в состав высшего управленческого персонала фирмы; в качестве вознаграждения за труд получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.
      Любой бизнес начинается с постановки и ответов на три вопроса:
1.  Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия для достижения поставленной цели?
2.   Где найти источник финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
3.   Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
 Ответить на эти вопросы — значит принять управленческое решение, этот процесс в большей степени искусство, чем наука.
Возможность найти оптимальное решение позволяет ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, являющийся одной из систем общей структуры управления предприятием. 
Тема 2:  “Сущность и инструменты финансовогоменеджмента”
2.1. Сущность, функции, цели и концепции финансового менеджмента.
Для понимания сути финансового менеджмента предприятие представляется в балансовой форме, как совокупность активов и пассивов. То есть:
Активы — средства и направления их инвестирования. Статьи активов — инвестиционные решения. Пассивы — источники финансирования. Статьи пассивов — решения по выбору источника финансирования.
      В отношении активов принципиально важна классификация активов:
а) по продолжительности (краткосрочные и долгосрочные). Как результат — соответствующее деление ФМ на краткосрочный и долгосрочный.
б) по объектам инвестирования
      — реальные активы (долгосрочные активы, материальные и оборотные);
      — финансовые активы;
      — нематериальные активы.
В отношении пассивов — классификация структуры капитала:
— собственный;
— заемный.
(Наиболее сложная структура капитала в акционерных обществах)
      Цель ФМ — повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост вложенного капитала (это не всегда повышение прибыли).
Теория и практика ФМ предпочитает рост благосостояния вкладчиков росту прибыли т.к.:
·      увеличивается значимость долгосрочных аспектов управления;
·      учитывается фактор риска и неопределенности (при определении ожидаемой цены акций);
·      учитывается временной фактор поступления отдачи на вложенный капитал;
·      отражаются интересы акционеров.
     Другие цели ФМ  — максимизация прибыли, рост дохода управляющих и т.д. Таким образом, финансовые решения должны осуществляться в свете общей цели фирмы. Выдвигаемые участниками (менеджерами, директорами, руководителями подразделений, акционерами) цели, часто противоречивы. Существуют противоречия в целях между:
n управленческим персоналом (max прибыли) и акционерами (max дивидендов);
n персоналом и фирмой в целом (цель персонала предприятий — социальная справедливость, улучшение условий труда, экологии, что может привести к уменьшению прибыли и объема продаж фирмы).
Однако, из всех целей, одна является доминирующей в определенный момент времени, и эффективность принимаемых финансовых решений оценивается с точки зрения этой доминирующей цели.
При принятии финансовых решений на определенный момент времени, необходимо помнить о следующем:
1.  Финансовые цели фирмы различны на отдельных стадиях жизненного цикла товара.
      На этапе разработки нового товара фирма заботится о поддержании своей безубыточности в целом. Затраты на разработку покрываются за счет продаж более “зрелых” товаров.
      На этапах выведения товара на рынок и роста объема продаж  главная цель — увеличение прибыли (а это значит, что увеличиваются и налоговые платежи).
      На этапе зрелости достаточная масса прибыли поддерживается за счет сокращения затрат, в основном постоянных (цель — сокращение затрат).
      На этапе насыщения рынка и падения спроса, для поддержания определенного размера прибыли требуется еще более значительное сокращение затрат, теперь переменных (под контролем над постоянными).
2.  Динамика выручки зависит от уровня эластичности спроса, который определяет различные типы поведения покупателей при изменении цены на товар. Для уменьшения влияния капризов спроса на совокупный денежный поток доходов фирмы, следует принимать решения о диверсификации производства за счет товаров, работ, услуг, имеющих разнонаправленную динамику.
                                       ФМ базируется на нескольких основных концепциях:
1.  Временная ценность денежных ресурсов
Объективная характеристика денежных потоков, осуществляемых в разные периоды времени.
2.  Денежные потоки
      Любое инвестиционное решение основывается на
-оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности;
-оценке размера инвестиций и источников финансирования;
-оценке будущих поступлений от реализации проекта.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.  Предпринимательский и финансовый риск
Любое перспективное решение финансового характера субъективно. Степень его объективности зависит от многих факторов, включая точность прогнозов, составленных на основе статистических данных. В этих случаях оценки должны даваться в виде распределения, н-р, пессимистической, наиболее вероятной и оптимистической оценок. Снижение степени риска достигается диверсификацией видов деятельности, активов и т.д.
4.Цена капитала
При выборе источников финансирования необходим учет того, что каждый источник имеет свою цену, причем эта цена имеет вероятностный характер.
5.  Объективность информационной базы
2.2.Информационное обеспечение финансового менеджмента.
      Инструменты ФМ — это
·      финансовая отчетность, которая является, в свою очередь, информационным обеспечением ФМ;
·      финансовые показатели, рассчитываемые на основе финансовой отчетности;
·      финансовое планирование (бюджетирование и налоговое планирование).
Отчетность — способ получения итоговой информации о результатах работы предприятия. Финансовая отчетность — совокупность форм, составленных на основе данных финансового учета.
     
      Финансовая отчетность предоставляется в обязательном порядке, за определенный период (квартал, год)
n собственникам:
      а) учредителям
      б) участникам товарищества
      в) органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
n органам государственной налоговой инспекции и государственной статистики;
n другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение отчетности.
      Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются Министерством финансов и Государственной налоговой службой.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятий о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации. Достоверность публикуемой информации (отчетности) подтверждается независимой аудиторской организацией. Ответственность за достоверность публикуемых сведений, в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, несет предприятие, предоставившее отчетность.
Годовой бухгалтерский баланс содержит следующие типовые формы:
1. Баланс предприятия;
2. Отчет о финансовых результатах и их использовании (содержит разделы: финансовые    результаты; использование прибыли; платежи в бюджет; затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль);
3. Приложение к балансу (отчеты о движении капитала; движение заемных средств; динамика дебиторской и кредиторской задолженности; состав нематериальных активов и пр.);
4.  Пояснительная записка с изложением факторов, повлиявших на результаты деятельности, решения по итогам рассмотрения на предприятии годового отчета и распределения прибыли.
5.  Акт аудиторской проверки
Принципы формирования информационного обеспечения и его анализ
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
      Составление и анализ финансовых отчетов имеет важное значение как для улучшения деятельности “своего” предприятия, так и для оценки финансового состояния предприятий-партнеров.
      Конечно, имеются определенные различия в построении финансовых отчетов в различных странах. Однако в большинстве стран с рыночной экономикой существует общая концепция построения финансовых отчетов.
2.3.Основные направления ФМ
  
1.АНАЛИЗ ФИНАНСОВ.  СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ
2.УПРАВЛЕНИЕ КРАТКОСРОЧН.ФИНАНСОВ.
РЕСУРСАМИ
3.ПЛАНИРО-
ВАНИЕ ИСПОЛЬЗО-ВАНИЯ
ДОЛГОСРОЧ.
ФИНАНСОВ.
РЕСУРСОВ
4.ФОРМИРО-
ВАНИЕ ФОНДОВ
(обеспеч-е
финансирова-
ния)
5.АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ
Составление и анализ фин.отчетов за период
Управление движением наличных денег для выполнения текущих обязательств:
Сбор информации на   проекты
Определение  необходимого капитала
Расчет и анализ фин.коэф-тов
а)при недостатке средств-своевременное получение кредита
Выполнение оценки, позволяющей сравнить разл. Инвестицион.
Проекты
Определение источника финансирова-
ния(реинвести-
рование прибыли,
эмиссия ЦБ.
Выбор формы ЦБ
Принятие решений на основе:
-сопоставления показателей в динамике
-сравнения с данными конкурентов
б)при избытке- пуск в оборот для получения дополнительного дохода
Выбор способа инвестиров-я и передача результатов
ЛПР*
Отбор наиболее предпочтительных проектов при недостатке фондов
ЛПР- лицо принимающее решение
Тема 3:  “Финансовое состояние предприятия”
3.1.Финансовые отчеты предприятий — основа для анализа финансового состояния. Российская и зарубежная практика.
Финансовые отчетность — совокупность форм отчетности, составленных на основе данных  бухгалтерского учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям информации о финансовом положении предприятия.
      В международной практике финансовый отчет предприятия (фирмы) включает:
·      Балансовый отчет (РФ — ф №1)
·      Отчет о прибылях и убытках ( отчет о доходах), (РФ — Отчет о финансовых результатах ф №2)
·      Отчет о нераспределенной прибыли ( РФ — нет)
·      Отчет об источниках фондов и их использовании ( РФ — приложение к балансу №5 отчет об источниках и использовании средств)
·      Примечание (справки) к финансовым отчетам (РФ — справки к ф №2)
·      Заключение аудитора (бухгалтера — ревизора).
По международной терминологии БАЛАНС — документ, отражающий активы и обязательства предприятия в денежном выражении, составленный  на определенную дату.
БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ НЕ ОТРАЖАЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ!
Отличие российской формы балансового отчета от западной связано, прежде всего, с порядком записи отдельных статей актива и пассива.
Отечественная практика: укрупненный бухгалтерский баланс — в пособии “Ситуации для анализа в прикладной экономике”
АКТИВ
Сумма, тыс.руб
ПАССИВ
Сумма, тыс.руб
I.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
1.1.Здания, сооружения, земля, оборудование
300
4.1. Уставный капитал
225
1.2.Долгосрочные финансовые вложения
 _
4.2.Резервный капитал

1.3. Нематериальные активы
60
4.3.Нераспределенная прибыль прошлых лет
95
Итого по разделу 1
360
4.4.Нераспределенная прибыль отчетного года

II.ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Итого по разделу 1
320
2.1.Производственные запасы
100
V.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
2.2. МБП

5.1.Долгоср. кредиты банков

2.3.Незавершенное производство

5.2.Долгоср. займы
200
2.4.Готовая продукция

Итого по разделу 5
200
2.5. Товары

2.6. Дебиторская задолженность
80
VI.КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
2.7. Авансы выданные
6.1.Краткосрочные пассивы
2.8. Краткосрочные финансовые вложения
30
6.2.Расчеты с кредиторами:
-по векселям
-с прочими кредиторами
20
100
2.9. Денежные средства:
Касса
р/с
специальные счета
70
6.3.Резервы по сомнительным долгам

ИТОГО по разделу 2
280
Итого по разделу 6
120
III.УБЫТКИ

3.1.Непокрытые убытки прошлых лет
3.2.Убыток отчетного года
БАЛАНС
640
БАЛАНС
640
Зарубежная практика:
АКТИВ
ПАССИВ
I.ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ
(текущие активы)
I.ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
1.1.Наличные деньги
70
1.1.Кредиторская задолженность
100
1.2.Рыночные ценные бумаги
24
1.2.Векселя к оплате
20
1.3. Дебиторская задолженность
80
1.3. Прочие текущие обязательства
1.4.Матер.-произв. запасы
100
Итого текущие обязательства
120
1.5. Прочие оборотные активы
6
II.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Итого оборотный капитал
280
2.1.Облигации
II.ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
2.2. Прочие долгоср.обязат.
200
1.1. Земля, оборудование
300
Итого
200
1.2.Нематериальные активы
60
ИТОГО обязательства
320
Итого основной капитал
360
III.СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
3.1.Привилегированные акции

3.2.Обыкновенные акции
225
3.3Нераспределенная прибыль
95
Итого собственный капитал
320
ИТОГО АКТИВОВ
640
ИТОГО ПАССИВОВ
640
      При анализе фин.отчетов следует помнить о том, что
1.  Показатели бух.учета имеют ценность только тогда, когда они сравниваются между собой, в противном случае — не имеют практического значения.
2.  Ценность показателей бух.учета в значительной степени зависит от даты их составления и периода времени к которому они относятся.
3.  Необходимо использовать сопоставимые цены во всех  проводимых сравнениях и расчетах, либо текущие цены, либо цены базового периода.
      Преобразование структуры баланса для целей анализа.
АКТИВ
ПАССИВ
Фиксированные активы (амортизируемое имущество и инвестиции)
FA
Собственный капитал ( источники собственных средств искл.амортизацию)
Е
Текущие Активы — СА
-Оборотные активы (готовая продукция, незав.пр-во, дебиторская задолж. материалы) — INV
-Ликвидные активы(деньги и быстрореализуемые ценные бумаги)
LA
Долгосрочные обязательства (кредиты, заемные средства со сроками погашения свыше года)
LL
Текущие обязательства (краткосрочные кредиты, займы и прочие пассивы со сроком погашения в текущем году) -  CL
      FA + CA = E + LL + CL
      FA + (CA — CL) = E + LL                                 (CA — CL) = WC — рабочий капитал, характеризует способность предприятия оплачивать свои обязательства в текущем финансовом году.
      FA + WC = NA = E + LL                                 NA — чистые активы — капитал, которым фирма в состоянии распоряжаться в текущем финансовом году.
     
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ( отчет о доходах) — показывает эффект от деятельности предприятия (сколько денег заработано или потеряно) в течение определенного периода. Разность между доходами и расходами за этот период является чистой прибылью или убытком
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о финансовых результатах и их использовании
Прибыль
Убытки
Расход
ВЫРУЧКА от реализации продукции (объем продаж) S
500
ВЫРУЧКА (валовый доход)
500
НДС

Акциз

Затраты на производство (себестоимость, включая расходы по сбыту, без учета амортизации)  С
200
Затраты на производство реализованной продукции( включая амортизацию и администр.расходы)
290
Прибыль от реализации (валовая прибыль  GP    )
300
Результат от реализации
210
Административные расходы
Прочие внепроизводственные
25
25
Результат от прочей реализации

Амортизация ОК
40
Операционная прибыль (балансовая, до вычета налогов и процентов PBIT)
210
Доходы и расходы от внереализационных операций
40
Процентные платежи  I
40
ИТОГО прибылей и убытков
170
Балансовая прибыль или убыток
170
Налоги  T
68
Чистая прибыль  NP
102
                                                                              Использование прибыли:
                                                                              -платежи в бюджет   68
                                                                              -отчисления в фонды и резервы  0
                                                                              -благотворительные цели и проч.0
Отчет о нераспределенной прибыли — показывает входной остаток нераспределенной прибыли + чистая прибыль — дивиденды
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ   ПРИБЫЛЬ на 31.12.96                      95
ЧИСТАЯ  ПРИБЫЛЬ ЗА 1997                                                     102
ДИВИДЕНДЫ  1997                                                                     49
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ  ПРИБЫЛЬ 1997 — RE                          148
Отчет об источниках фондов и их использовании  :  Чистая прибыль + амортизация, новые ссуды, новый выпущенный капитал — ИСТОЧНИКИ.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — дивиденды, закупка недвижимого имущества, увеличение оборотного капитала.
Примечания к финансовым отчетам содержат:
n существенные корректировки фин. учета;
n информация требуемая законом, если она не раскрыта;
n изменения в принципах ведения учета;
n чрезвычайные обстоятельства и т.д.
3.2.  Цели и средства анализа финансового состояния. Финансовые коэффициенты.
      Анализ финансового состояния производится на основе  анализа внешней отчетности. Основные приемы анализа:
-“Чтение” баланса и анализ абсолютных и относительных показателей, представленных в балансе. Дает возможность сделать выводы об источниках финансовых средств, направлениях их вложений.
— Составление сравнительных таблиц с выявлением абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд лет (горизонтальный и вертикальный анализ):
      а) изменения в структуре капитала предприятия
      б) рост производственных мощностей и собственности предприятия и т.п.
— Использование системы взаимосвязанных показателей, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку и характеризует отдельные аспекты деятельности предприятия.
      Направления анализа и система показателей
n Анализ платежеспособности предприятия (1-ый этап)
n Анализ рентабельности и деловой активности (2-ой этап)
n Оценка инвестиций ( 3-й этап)
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ — способность фирмы в покрытии обязательств. Оценка платежеспособности предусматривает оценку ликвидности, т.е. способности фирмы в покрытии краткосрочных обязательств, а также анализ структуры капитала фирмы для целей защиты  кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в фирму.
      Способы оценки ликвидности:
а) косвенно на основе внешней информации ( соблюдение финансовой дисциплины — число неплатежей в срок, задержки с оплатой). Информация: сведения банков, показатели баланса по просроченным ссудам и т.п.
    продолжение
--PAGE_BREAK--б) на основе показателей ликвидности.
      Показатели используют для того, чтобы судить о способности фирмы оплатить свои текущие обязательства из собственных оборотных средств.
Рассматривают несколько показателей ликвидности.
(Существует несколько схем)
      Показатели различают по скорости погашения, поскольку различные статьи активов имеют различную степень близости к наличным деньгам. Считается, что наиболее ликвидные активы — наличные деньги и быстрореализуемые ценные бумаги;  запасы — наименее ликвидны (если наступают трудности, их можно и не продать по обычным ценам).
Коэффициент общей ликвидности показывает достаточно ли у фирмы средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств в течении предстоящего года.
CR = Текущие активы / Текущие обязательства = CA / CL.
Коэффициент срочной ( абсолютной) ликвидности  -Ка — показывает какая часть текущих обязательств может быть погашена на дату составления баланса.
Ка = Ликвидные активы / Текущие обязательства = LA / CL.
Считается, что CR (Current Ratio) должен находиться в пределах от1 до 2-3.Нижняя граница обусловлена тем, что текущих активов должно быть достаточно для погашения текущих обязательств, иначе фирма может оказаться неплатежеспособной. Превышение активов над обязательствами зависит от отрасли, длительности производственного цикла, структуры оборотных активов  и проч.
      Учитывая, что  CA= LA+INV
 
CR = CA / CL = LA / CL + INV / CL = Ka + Ki,
где             Ка — коэффициент абсолютной ликвидности,
Ki — коэффициент покрытия, показывающий в какой степени фирма зависит от возможности мобилизации материальных запасов для погашения краткосрочных обязательств.
Анализ показателя ликвидности (в динамике за ряд лет или по отношению к предыдущему периоду): за счет чего обеспечен рост показателя?
-рост CR обеспечивается за счет роста Ка, следовательно, необходимо  оценить эффективность использования денежных средств (запас наличности, остаток на расчетном счете и других счетах)
— высокий уровень CR возможно объясняется высоким уровнем дебиторской задолженности.
      Косвенно оценить ликвидность  и самофинансируемость предприятия можно через показатель рабочего капитала (WC), считается, что чем больше величина РАБОЧЕГО КАПИТАЛА, тем более устойчиво финансовое положение фирмы.
Действительно, выразим показатель общей ликвидности  через WC, для этого  в делителе прибавим и отнимем постоянную величину CL:
 
CR = CA / CL = (CL + CA — CL) / CL = 1 + WC / CL 
Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности может оцениваться коэффициентом:
ACP (average collection period) =
Средняя дебиторская задолженность *Количество дней в периоде                               Объем продаж в периоде
Например,
Месяц
Среднее
1
2
3
4
Дебиторская задолженность
20
40
15
30
26,5
Объем продаж
100
120
130
115
116,25
АСР = 26,5*30/116,25 = 6,8 дней (7 дней).
Или
Коэффициент оборота дебиторской задолженности (RTR)=
      Годовой объем продаж в кредит
      Дебиторская задолженнось
Например, Ожидаемый оборот: 365/60 = 6 оборотов в год (60дней – отсрочка платежа для покупателей), следовательно, коэффициент, превышающий  6 свидетельствует о высокой ликвидности дебиторской задолженности.
С другой стороны, слишком высокий коэффициент RTR может быть нежелателен, так как свидетельствует о небольшом периоде денежного сбора и слишком ограниченной кредитной политике. Такая политика может нанести ущерб получению прибыли, путем отказа в кредите (товарном) потенциально платежеспособным покупателям, которые будут покупать продукцию у других фирм, имеющих более мягкую кредитную политику.
      Показатель оборота материальных запасов (ITR)
      Себестоимость реализованной продукции
      Средняя стоимость запасов
Рост показателя свидетельствует об увеличении ликвидности запасов, т.е. запасы в этом случае расходуются быстро. Однако, это может лишь показывать что фирма работает “с колес”, или о слишком большом количестве мелких заказов, или слишком высоких издержках по управлению запасами. Низкий уровень показателя показывает, что материально-производственные запасы являются неходовым товаром.
Тема 4.Агрегированный баланс предприятия
Оборотный капитал предприятия является мобильным элементом общего капитала предприятия, который постоянно трансформируется из денежной формы в товарную и наоборот. В связи с этим перед предприятием постоянно стоит довольно сложная задача комплексного оперативного управления им с целью наиболее рационального и эффективного использования всех элементов оборотного капитала для достижения наибольшей эффективности деятельности предприятия.
В качестве информационной основы при решении задач комплексного оперативного управления оборотным капиталом предприятия служит агрегированный, т.е. уплотненный баланс предприятия. Агрегированный баланс – рассчитывается путем соединения элементов отдельных статей отчетного или прогнозного баланса предприятия, объединенных по экономическому смыслу.
При агрегировании баланса необходимо учитывать специфику деления активов и пассивов предприятия. Так активы предприятия подразделяются на основные и оборотные, стабильные и нестабильные. Основные активы называют фиксированными, постоянными. Это земля, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения. Оборотные средства (активы) имеют денежную и товарную форму (запасы сырья, материалов, готовой продукции; денежные средства, дебиторская, кредиторская задолженность и т.д.). При этом все активы подразделяются на стабильные и нестабильные. К первым относятся основные активы и часть оборотных активов, которая на протяжении достаточно представительного периода (года) находится на неизменном уровне, не зависит от сезонных колебаний и аналогичных факторов.
Оборотные активы в свою очередь подразделяется на медленнореализуемые (запасы сырья, материалов и готовой продукции), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства краткосрочные ценные бумаги).
Пассивы предприятия подразделяются на собственные и заемные, а также на постоянные и текущие. К постоянным пассивам относят собственные средства (собственный капитал) и долгосрочные кредиты и займы. Текущие, т.е. краткосрочные пассивы включают в себя следующие элементы:
1.       краткосрочные кредиты и займы;
2.       кредиторскую задолженность;
3.       ту часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых наступает в данном периоде.
Любое предприятие решая задачу комплексного оперативного управления оборотным капиталом предприятия должно стремится к следующим целям:
1)              превращению текущих финансовых потребностей (ФЭП) в отрицательную величину;
2)              к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия;
3)              к выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия, т.е. управления чистым оборотным (работающим) капиталом предприятия.
И это должно учтено в процессе агрегирования баланса. Агрегирование баланса предприятия наиболее часто производят в двух формах: брутто и нетто. Такой процесс осуществляют соответственно на основе данных подетального брутто и нетто-баланса. последний отличается от брутто-баланса предприятия тем, что он «очищен» от кредиторской задолженности, долгов предприятия поставщикам, которые вычтены одновременно как из пассива, так и из актива баланса. Такая операция позволяет отразить в агрегированном балансе как самостоятельный элемент текущие финансовые потребности предприятия и учесть их взаимосвязь с другими элементами оборотного капитала при решении задачи комплексного оперативного управления им на предприятии.
Баланс
Актив
Пассив
Текущие активы
Собственный капитал
Основные активы
в т.ч. нематериальные активы
Долгосрочные обязательства
Текущие пассивы (краткосрочные обязательства)
     

Данный баланс с учетом «очищения» от долгов предприятия в виде кредиторской задолженности трансформируется следующий вид.
Экономическую сущность такого расчета демонстрирует рис.
 

БАЛАНС
Фиксированные (основные активы)
Собственные средства
Денежные средства
Текущие активы
Долгосрочные обязательства
ТФП
Текущие пассивы
В обоих вариантах расчета чистого оборотного капитала он характеризует не что иное, как собственные оборотные средства предприятия.
Оставшуюся часть оборотных активов, если она не покрыта денежными средствами, необходимо финансировать кредиторской задолженностью, а если ее не хватит, то приходится брать краткосрочный кредит.
Тема 5:  “Планирование финансов”
5.1.Планирование текущей потребности в денежных средствах. Финансовый план. (Ситуация для анализа)
Одной из задач ФМ  является ответ на вопрос “Как пойдут у данной фирмы дела в будущем”.  Планирование финансов начинается с анализа финансового состояния предприятия. Финансовый анализ способствует пониманию механизма деятельности как такового, более полезен при разработке прогнозов. Для составления прогнозов используют различные методики, но все они основаны на показателях оценки деятельности компании в прошлые годы.
      Прогнозирование начинают с анализа действительно достигнутых результатов: финансовых коэффициентов и отношений.
      Учитывая изменения в будущем  как в области финансовой политики самой фирмы,  так и в экономической сфере (конкуренты, изменения законодательства и т.д.), основываясь при этом на определенных предположениях, можно оценить будущие величины показателей, характеризующих деятельность предприятия.
      Процесс планирования финансов имеет основную задачу обеспечить платежеспособность предприятия и управлять процессами финансирования на предприятии. Различают:
·         планирование финансов при создании предприятия (определение потребности в капитале и финансах при основании предприятия)
Планирование финансов при создании предприятия осуществляется в интервале от момента создания (регистрации) до момента, когда за товары и услуги предприятию начинают платить (когда вложенный капитал возвращается в виде поступлений).
n планирование потребности в капитале для специальных целей (инвестирование)
n планирование текущей потребности в финансах (определение текущей потребности в денежных средствах: предварительный учет денежных средств предприятия).
                                11
    
       
   

                 
Укрупненный финансовый план – руководство к действию. На основе прогноза сбыта составляется бюджет затрат. Конечный результат составления бюджетов – определение суммы расходов, необходимых для получения запланированных доходов.
Следующий шаг, более сложный этап – планирование затрат в разных аспектах: по видам продукции, по подразделениям, и по статьям; распределение затрат на постоянные и переменные.
В финансовом плане любого предприятия значительное место будут занимать налоговые платежи, следовательно, следующая проблема – налоговое планирование.
5.2. Планирование текущей потребности в денежных средствах (Пример)
Осуществляется с помощью финансовых планов, которые являются краткосрочными, предварительными расчетами в денежных средствах. Составляются для нормального функционирования производственной единицы на месяц, квартал, год.
В финансовых планах предприятий противопоставляют ожидаемые поступления и выплаты (смета). Для контроля, в последствии, фактические поступления и платежи сопоставляют и их плановыми значениями, выявляя отклонения: «экономию» или «перерасход». Финансовый план состоит из:
Плана прихода
Плана расхода
Плана кредита
Составим финансовый план на будущий квартал используя следующую информацию.
      При расчете с поставщиками и покупателями фирма использует товарный кредит (отсрочка платежа).
В январе 19ХХ года для пополнения оборотных средств был взят в банке кредит – 3000 на 1 год по 60% годовых с ежемесячной выплатой процентов за кредит.
ПО результатам работы в 1 квартале предприятие имеет кредиторскую задолженность перед партнерами – 1000; перед бюджетом 200.
Дебиторская задолженность на 30.03.ХХ за оказанные услуги в марте 84000; по векселям полученным 5000. Срок погашения дебиторской задолженности – до 10.04.ХХг.
Планируются следующие поступления денежных средств:
-          за аренду а/транспортных средств в апреле 42 000; в мае 30 000.
-          Из других источников (совместная деятельность) в мае и июне по 5000.
Предполагаемая стоимость услуг, оказываемых фирмой 160 000 в мае и 800 000 в июне. Ожидается, что 50% от суммы будет оплачиваться немедленно (в месяце, когда услуги фактически оказаны), оставшаяся часть в следующем месяце.
Ежемесячные расходы:
-          на оплату труда персоналу фирмы (заработная плата с начислениями): 14 000 в апреле, 20 000 в мае и июне;
-          на содержание а/транспортного парка 2000 в апреле и мае,  в июне -3700;
    продолжение
--PAGE_BREAK---          представительские расходы 500;
-          прочие затраты, в т.ч. услуги банка – 8300.
 Налоговые платежи — 7000 в месяц.
Авансовые платежи поставщикам работ и услуг в апреле – 80 000, в мае – 100 000, в июне 260 000.
Апрель
май
Июнь
Банковская ссуда
Наличие финансовых ресурсов
3000
+17850
-5100
ПЛАН ПРИХОДА
1.Счета к получению:
-          за аренду а/т средств
-          другие источники
2.Поступления:
-          за аренду
-          другие источники
-          за оказанные услуги
ИТОГО
84 000
5 000
42 000


131 000
3 0000
5 000
80 000
115 000

5 000
480 000
485 000
ПЛАН РАСХОДА
1.  Выплата % по кредиту
2.  Погашение кредиторской задолженности
3.  Издержки производства и обращения,
в том числе прямые затраты
4. Авансовые платежи поставщикам
5. Налоговые платежи
 ИТОГО
150
1200
24800
16 000
80 000
7 000
113 150
150
30 800
22 000
100 000
7 000
137 950
405*
32 500
23 700
260 000
7 000
299 905
Излишек средств
Недостаток средств
+17 850
-22 950
 (-5100)
+185 095
(+179 995)
Наличие фин. средств в конце квартала
+179 995
ПЛАН КРЕДИТА
* (3000+5100)* 0,6/12 =405
Итак, основа финансового планирования – составление бюджетов. Бюджет может быть рассмотрен с нескольких позиций:
1.Бюджет может быть рассмотрен как экономический прогноз.
2.Бюджет как основа контроля (сопоставление расчетных показателей и отношений с фактическими).
3.Бюджет как средство координации т.е. выраженная в денежной форме программа действий.
4.Бюджет как основа постановки задачи. Определяется эта задача заблаговременно, заранее, чтобы хватило времени для выдвижения и анализа альтернатив.
5.Бюджет как средство делегирования полномочий (составляются бюджеты подразделений).
      Возможно два варианта составления бюджета:
«Сверху» – руководство составляет план по прибыли фирмы и дает задания подразделениям.
«Снизу» – от сбыта: определенные показатели предоставляются подразделениями по сбыту, обобщаются, корректируются и составляется бюджет фирмы.
Пример: Составление бюджета Разрабатывается бюджет в несколько этапов на основе ожидаемого баланса и отчета по прибыли.
1.                Анализируется рыночная ситуация (внешние условия). Учитываются предполагаемые изменения внутри предприятия. Составляется отчет по прибыли на будущий год. Это пассивная стадия планирования.
2.                Производится анализ результата, т.е. проводятся альтернативные расчеты на основе которых составляется скорректированный отчет по прибыли. (Что можно сделать для улучшения результата?)
3.                Составляется финансовый план на будущий год.
4.                Рассчитываются финансовые отношения и коэффициенты, составляется плановый баланс.
Бюджет на будущий год составляется заблаговременно – до завершения текущего года. Основа для прогноза – ожидаемый отчет по прибыли и баланс.
Предприятие работает на рынке туристических услуг. Реализует услуги 3-х видов (продает туры А, В и С).
Ожидаемый отчет по прибыли 1999г.
Показатели
А
В
С
Итого
Выручка, без НДС
80 000
68 000
170 000
318 000
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур)
46 400
38 000
105 400
189 800
Результат от реализации
33 600
30 000
64 600
128 200
Ежегодные FC
40 000
Чистый результат
88 200
Амортизация ОК
12 000
Прибыль до выплаты %% и налогов
76 200
Налоги, %%
10 000
Чистая прибыль
66 200
Ожидаемый баланс 1999 года
АКТИВ
ПАССИВ
1. Фиксированные активы
126 000
1. Собственный капитал
200 000
1.1.Оборудование
126 000
2.Текущие активы
234 000
2.Обязательства
160 000
2.1.Денежные средства
90 000
2.1.Банковский кредит
80 000
2.2.Счета к получению
30 000
2.2.Счета к оплате
40 000
2.3.Краткосрочн.фин.вложения
114 000
2.3.Прочие пассивы
40 000
ИТОГО
360 000
ИТОГО
360 000
В результате анализа рыночной ситуации с учетом изменений внутренних условий прогнозируется:
1.       Увеличение популярности тура А; но ввиду потери части рынка по этой позиции (переход клиента к конкуренту), объем продаж тура А уменьшится на 15 %.
Это значит, уменьшаются на 15 % как выручка от реализации тура (68 000), так и затраты на покупку услуг, входящих в тур А (39 440), т.е. результат от реализации уменьшится также на 15% (28 560).
2. Выручка от продажи тура В не изменится, так как определено количество продаваемых туров и его цена зафиксирована. Вместе с тем, в следующем году ( из-за увеличения входной платы в музей, например) фирма будет покупать услуги, входящие в тур В за более высокую цену. Общее увеличение цены покупки услуг по туру составит 10%.
Таким образом, издержки на тур В составят 41 800, против 38 000, результат от реализации уменьшится до 26 200 (68 000-41 800), в большей степени (на 12,6 %), чем увеличатся затраты.
3. За счет увеличения рынка объем продаж тура С увеличится на 20%, при постоянстве цен продажи тура и покупки формирующих его услуг.
Изменение в показателях: пропорциональное увеличение выручки, издержек и результата от реализации до 204 000, 126 480 и 77 520 соответственно.
4. Предполагается также рост до 51 000 косвенных расходов, в том числе за счет увеличения персонала фирмы.
Корректировка отчета по прибыли с учетом прогнозируемых изменений
Показатели
А
В
С
Итого
Выручка, без НДС
68 000
68 000
204 000
340 000
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур)
39 440
41 800
126 480
207 720
Результат от реализации
28 560
26 200
77 520
132 280
Ежегодные FC
51 000
Чистый результат
81 280
В цело по фирме выручка возросла на 7%, прямые издержки  — на 9%, результат от реализации – на 3%.
После анализа полученного результата проводятся альтернативные расчеты, на основе которых и составляется бюджет по прибыли.
2 этап.
Например,
1. По туру А: без ущерба для себя фирма может снизить цену тура на 2%, за счет этого рассчитывают увеличить объем реализации на 10% (снивелировать появление конкурента).
Т.Е. ВЫРУЧКА возрастет до:
68 000-2%=66 640+10% =73 304, при этом затраты увеличатся также на 10% -43 484, результат от реализации 29 920, что выше, чем в предыдущем варианте.
Следовательно, предложение о снижении цены выгодно, следует его учесть при составлении планового отчета по прибыли, хотя полностью снивелировать последствия появления конкурента не удастся  в следующем (плановом)году.
2. Тур В. В ответ на 10% увеличения цены пакета услуг, входящих в тур, фирма может увеличить цену реализации тура на 3%, при этом будет терять 1% в объеме реализации, потратив при этом 400 $ на рекламу тура.
S: (68 000*1,02)= 69 340
C:    41 800-1%= 41 382
GP:                         27 958
                              (-400)
                              27 558 – выше, чем в предыдущем случае, следовательно,                                                                       предложение принимаем.
Кроме этого, известно, что:
1.      Во 2-ом квартале 2000г. предполагается закупка оборудования на сумму 36 000. 50% стоимости оплачивается по факту приобретения, 25% от стоимости в конце года, оставшаяся часть – в 1-ом квартале 2001 года. Амортизация ОК в 2000 году – 20 800.
2.      Планируется увеличение собственного капитала за счет взносов владельца на  20 000 в 3-ем квартале.
3.      Издержки по  обслуживанию кредита – 1000 в квартал. В конце года истекает срок возврата кредита в сумме 10 000.
4.      При расчете с поставщиками услуг и покупателями туров оговаривается рассрочка платежа – 90 дней.
5.      Распределение результата (выручки) и затрат (прямые платежи) по кварталам предполагается:
Квартал
S
C
I
60 600
36 900
II
80 300
48 580
III
150 744
91 892
IV
55 000
33 874
ИТОГО
346 644
311 246
6. Покрытие постоянных расходов – равномерно, 25% от суммы ежеквартально.
Таким образом, плановый отчет по прибыли на 2000г.
Показатели
А
В
С
Итого
Выручка, без НДС
73 304
69 340
204 000
346 644
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур)
43 384
41 382
126 480
211 246
Результат от реализации
29 920
27 958
77 520
135 398
Ежегодные FC
51 400
Чистый результат
83 998
Амортизация ОК
20 800
Прибыль до выплаты %% и налогов
63 198
 %%
4 000
Чистая прибыль
59 198
 3 ЭТАП
Разрабатывается финансовый план на основе ожидаемых поступлений и платежей.
Финансовый план разрабатывается на год, с разбивкой по кварталам для того чтобы выявить «узкие места» финансирования, т.е. даже если у фирмы показатель ликвидности на должном уровне, разбивка по кварталам позволяет выявить недостаток ликвидных средств в отдельные периоды.
ФИНАНСОВЫЙ  ПЛАН НА 2000 год
I
II
III
IV
ПОСТУПЛЕНИЯ:
-Запас денежных средств на начало периода
90 000
-Увеличение собственного капитала


20 000

-Реализация услуг
30 000
60 600
80 300
150 744
ВСЕГО
120 000
60 600
100 300
150 744
ПЛАТЕЖИ:
— Покупка товаров и услуг
40 000
36 900
48 580
91 892
-Покрытие Постоянных издержек
12 850
12 850
12 850
12 850
-Приобретение оборудования

18 000

9 000
-%% за пользование кредитом
1000
1000
1000
1000
-Возврат части кредита



10 000
ВСЕГО
53 850
68 750
62 430
124 742
(+)Поступления, (-) Платежи
+66 150
-8 150
+37 870
+26 002
Нарастающим итогом
(Запас денежных средств на конец периода)
+66 150
+58 000
+95 870
+212 872
Комментарии к фин.плану
1.Запас денежных средств на начало периода – из ожидаемого баланса.
2.Поступления от реализации услуг (90дней- отсрочка платежей)- в 1кв.2000г. – дебиторская задолженность 4кв.1999г. – из баланса; Поступления во 2-ом кв. – оплата услуг, реализованных в первом и т.д.
Реализация в 4-ом кв. на сумму 55 000 – поступления в 1 кв.2001 года, поэтому сумма учитывается как дебиторская задолженность в плановом балансе.
 3.Покупка услуг.(Оплата за покупаемые услуги – с отсрочкой платежа – 90 дней).1 кв. – платежи за 4кв.1999 – из баланса, и т.д. 4кв.2000 – как кредиторская задолженность на конец года, следовательно, — в плановый баланс.
4.Покупка оборудования: постепенная оплата,9000 – в баланс, как задолженность.
5. Амортизация – не учитывается, т.к. это не фактически оказанные услуги (произведенные затраты), то есть финансовые операции не совершаются. Амортизация начисляется по факту получения выручки (списание затрат). Но учитываем в отчете по прибыли как составляющую накладных расходов, при формировании прибыли.
Плановый баланс(2000г)
АКТИВ
ПАССИВ
1. Фиксированные активы
141 200
1. Собственный капитал
279 198
1.1.Оборудование
141 200
2.Обязательства
152 874
2.Текущие активы
290 872
2.1.Банковский кредит
70 000
2.1.Денежные средства
121 872
2.2.Счета к оплате(товар)
33 874
2.2.Счета к получению
55 000
(оборудование)
9 000
2.3.Краткосрочн.фин.вложения
114 000
2.3.Прочие пассивы
40 000
ИТОГО
432 072
ИТОГО
432 072
Тема 6. Финансовые решения по управлению оборотными средствами
6.1. Углубленный анализ собственных оборотных средств
По величине ЧОК (СОС) судят, достаточно ли у предприятия постоянных ресурсов (собственных средств и долгосрочных заимствований) для финансирования постоянных активов (основных средств).
ЧОК (СОС) может быть либо больше, либо меньше нуля и это свидетельствует о том, покрываются ли иммобилизованные активы такими стабильными источниками как собственные средства предприятия и полученные им долгосрочные кредиты.
Если ЧОК > 0 (I случай – нормальное состояние предприятия), то постоянные пассивы > постоянных активов; если ЧОК

Минимальное значение этого коэффициента – 1, а желательное – примерно 2.
Если значение этого коэффициента не доходит до «1», то предприятие испытывает дефицит СОС и не в состоянии расплатиться из своих текущих активов по своим текущим обязательствам.
Если ЧОК (СОС) меньше нуля (II случай – весьма нежелательный), то это означает, что предприятию не хватает ресурсов для финансирования иммобилизованных активов.
В этом случае нужно учитывать следующие обстоятельства:
1) Если крупные инвестиции в основные средства еще не успели окупиться, то при хорошей перспективе проекта можно говорить о временном недостатке СОС. Этот недостаток СОС исчезнет в силу следующих причин:
Рост продаж (а это цель инвестиций) покроет убытки и дает прибыль, часть которой в виде нераспределенной прибыли прирастит капитал и таким образом постоянные ресурсы поглотят недостатки.
Таким образом в этом случае недостаток СОС обусловлен лишь определенным временным горизонтом;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Можно ли наказывать детей?
Реферат Дохристианская и христианская системы имянаречения как фактор изменения общественной жизни
Реферат Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Реферат Informal And Formal Training Development Essay Research
Реферат FibreA Essay Research Paper GUT ISSUES
Реферат Приемы и средства личностно ориентированного обучения иностранному
Реферат Led Zeppelin Essay Research Paper The band
Реферат Характеристика поведения потребителей как основа формирования потребительского спроса
Реферат Красная площадь
Реферат Имидж организации 2
Реферат Холодная война: историческая ретроспектива
Реферат Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Реферат Структура популяции
Реферат Бухгалтерский учет (отчет по практике)
Реферат Разработка автоматизированной информационной системы дистанционного обучения по дисциплине Финансы