Российский Государственный ГуманитарныйУниверситет
Контрольная работа
по курсу
«Налогообложение»
на тему:
«Юридическое определение и сущностьналогов»
Казань 2006
Введение
Налогиявляются необходимым звеном экономических отношений в обществе с моментавозникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходовгосударства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизмиспользуется для экономического воздействия государства на общественноепроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса.
Налогистали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появлениесвязано с самыми первыми общественными потребностями.
Применение налогов является одним изэкономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственныхинтересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимоот ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовойформы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектовпредпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, сбанками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируетсявнешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечениеиностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
Налог на добавленную стоимость (НДС) самыйсложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Еготрадиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в видесвоеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой формуизъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроизводства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров,работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержкипроизводства и обращения. Основным законодательным актом, регулирующимобложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый КодексРоссийской Федерации, в особенности ее 21 глава.
Налогна добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России.Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он — довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так какобложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высокимдополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципеможет быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностьюпрекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.
1. Юридическое определениеналогов и сборов, сущность налогов
Налог –безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания сналогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественнонеобходимых потребностей.
Сбор – плата,взимаемая государственными органами за предоставление тех или иных прав илиуслуг [1].
Налоги выступают источником формированиядоходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированиемсамого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развитиясамого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себечасть произведенного дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямуюзависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложениепостоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве,однако не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираютсяв их экономическом содержании, природе и социальном назначении.
Экономическая сущность налогов была впервыеисследована в работах английского экономиста Д.Рикардо: «Налоги составляютту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства,они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из доходастраны».
Определенный вклад в определение сущностиналогов внесли усченые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги сутьсредства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которуюлюди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлениигосударств». А. Тривус считал, что налог представляет собой принудительноеизъятие от плательщика некоторого количества материальных благ безсоответствующего эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщикугосударственная власть. А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметьпринудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующихлиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задачэкономической политики, без предоставления плательщикам его специальногоэквивалента. Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов,как изъятие государством в пользу общества определенной части валовоговнутреннего продукта в виде обязательного взноса [4].
Налоговым Кодексом РФ определено, что />под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездныйплатеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований./>
Под сбором понимается обязательный взнос,взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним изусловий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами,органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностнымилицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных правили выдачу разрешений (лицензий) [2].
Таким образом, налог — это философская иисторическая категория, отражающая все изменения реальной действительности,изменяясь в разные, применяемые в отдельные исторические периоды времени, формыи не теряющая своего сущностного содержания; экономическая категория, опосредующаяпроцесс перераспределения стоимости преимущественно в денежной форме.
Экономическая природа налогов раскрывается втом, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики; являютсяинструментом структурного, антиинфляционного регулирования; это обязательный атрибутучастников деловых отношений; это основной источник формированиягосударственных доходов; один из способов регулирования дефицита бюджета; этоодно из действенных средств достижения приемлемого социального равенства исправедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходовразличных социальных слоев населения; это один из инструментов воздействия наинвестиционную активность хозяйствующих субъектов.
Налоги — не только экономическая категория, Нои финансовая: они выражают общие свойства, присуще всем финансовым отношениям,имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е.функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Совокупность предусмотренных законодательствомналогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов,форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, и контроляобразует налоговую систему, которая призвана всемирно стимулировать развитиемалого бизнеса, предпринимательства, отражать экономические интересы регионов игосударства; она должна быть сопоставима с налоговыми системами стран сразвитой рыночной экономикой.
Налоги необходимы для осуществлениягосударством возложенных на него функций. Вводя налоги, увеличивая или уменьшаяих, правительство имеет возможность препятствовать или содействоватьопределенным видам и формам экономической деятельности или производству,продаже, потреблению некоторых товаров[3].
2. Налог на добавленнуюстоимость, порядок определения. Вид налога, налогоплательщики
/>Налог на добавленнуюстоимость (НДС) относится к федеральным налогам, самый сложный для исчисленияиз всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят ккатегории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавоквзимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджетчасти добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства иопределяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуги стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства иобращения.
Основным законодательным актом, регулирующимобложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый КодексРоссийской Федерации, в особенности ее 21 глава [1].
Налоговая база при реализации товаров (работ,услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализациипроизведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). />При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) длясобственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.146 НК, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с 21 гл. НК./> При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая базаопределяется налогоплательщиком в соответствии с 21 гл. и таможенным законодательствомРФ./> При применении налогоплательщиками при реализации(передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров различныхналоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров,облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговаябаза определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. />При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ,услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходовналогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров,имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах,включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случаевозможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. />Приопределении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностраннойвалюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату,соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче)товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному ст. 167 НК, или надату фактического осуществления расходов. При этом выручка от реализациитоваров (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, пересчитывается врубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ,оказанных услуг). />Налоговая база при реализацииналогоплательщиком товаров, определяется как стоимость этих товаров,исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетомакцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. />Приполучении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящихпоставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяетсяисходя из суммы полученной оплаты с учетом налога, за исключением оплаты,частичной оплаты, полученной налогоплательщиком, применяющим момент определенияналоговой базы. />При реализации товаров по товарообменнымоперациям, реализации товаров на безвозмездной основе, передаче правасобственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченногозалогом обязательства, передаче товаров при оплате труда в натуральной форменалоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходяиз цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК, сучетом акцизов и без включения в них налога[2]. />
При реализации товаров с учетом субвенций(субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применениемналогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот,предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговаябаза определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг),исчисленная исходя из фактических цен их реализации./> Суммысубвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применениемналогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемыхотдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определенииналоговой базы не учитываются. />При реализации имущества,подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая базаопределяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой сучетом положений ст. 40 НК, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров),и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетомпереоценок). />При реализации сельскохозяйственной продукции ипродуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихсяналогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РоссийскойФедерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется какразница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК, с учетом налогаи ценой приобретения указанной продукции./> Налоговая база приреализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяетсякак стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов(для подакцизных товаров) и без включения в нее налога. />При реализациитоваров по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров поистечении установленного договором срока по указанной непосредственно в этомдоговоре или контракте цене) налоговая база определяется как стоимость этихтоваров, указанная непосредственно в договоре, но не ниже их стоимости,исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренномуст. 40 НК, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговойбазы, установленному НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и безвключения в них налога. />При реализации товаров вмногооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары невключаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возвратупродавцу./> />До момента определения налоговойбазы в налоговую базу не включаются суммы оплаты, частичной оплаты, полученныев счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов. />При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализациитоваров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению(не освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК), или припереходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговаябаза по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется впорядке, предусмотренном ст. 154 НК./> Налоговая база приуступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее издоговора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которыхподлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода,полученного новым кредитором при последующей уступке требования или припрекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретениеуказанного требования./>
При передаче имущественных правналогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилыедома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи илимашино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, покоторой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретениеуказанных прав. />При приобретении денежного требования утретьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов,полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов наприобретение указанного требования./> При передаче прав, связанныхс правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется впорядке, предусмотренном ст. 154 НК./>
/>Налогоплательщики приосуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица наоснове договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоровопределяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в видевознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанныхдоговоров. />В аналогичном порядке определяется налоговая базапри реализации залогодержателем в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке предмета невостребованного залога, принадлежащегозалогодателю./> На операции по реализации услуг, оказываемых наоснове договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров исвязанных с реализацией товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемыхот налогообложения), не распространяется освобождение от налогообложения, заисключением посреднических услуг по реализации товаров. />Приосуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почтыжелезнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортомналоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нееналога). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории РоссийскойФедерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса. />При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговаябаза исчисляется исходя из этих льготных тарифов./> При возвратедо начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы вподлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возвратапассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращениемпоездки в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующемрасстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае приопределении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам./> При реализации услуг международной связи не учитываются приопределении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализацииуказанных услуг иностранным покупателям [2]. />
/>Налоговая база при реализациипредприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно покаждому из видов активов предприятия./> В случае, если цена, покоторой предприятие продано ниже балансовой стоимости реализованного имущества,для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент, рассчитанный какотношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости указанногоимущества./> В случае если цена, по которой предприятиепродано выше балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложенияприменяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализациипредприятия, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (ина стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке), кбалансовой стоимости реализованного имущества, уменьшенной на балансовуюстоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если непринято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент ксумме дебиторской задолженности (и стоимости ценных бумаг) не применяется. />Для целей налогообложения цена каждого вида имущества принимаетсяравной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент./> Продавцом предприятия составляется сводный счет-фактура суказанием в графе «Всего с НДС» цены, по которой предприятие продано.При этом в сводном счете-фактуре выделяются в самостоятельные позиции основныесредства, нематериальные активы, прочие виды имущества производственного инепроизводственного назначения, сумма дебиторской задолженности, стоимостьценных бумаг и другие позиции активов баланса. К сводному счету-фактуре прилагаетсяакт инвентаризации. В сводном счете-фактуре цена каждого вида имуществапринимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочныйкоэффициент. />По каждому виду имущества, реализация которогооблагается налогом, в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС»указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 15,25 процентаи сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке вразмере 15,25 процента процентная доля налоговой базы. />
/>При передаченалогоплательщиком товаров для собственных нужд, расходы на которые непринимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), приисчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется какстоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а приих отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших впредыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен сучетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога./> При выполнении строительно-монтажных работ для собственногопотребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленнаяисходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включаярасходы реорганизованной (реорганизуемой) организации./>
/>При ввозе товаров натаможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма/>:таможенной стоимости этих товаров;/> подлежащей уплате таможеннойпошлины;/> подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам)./> При ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработкитоваров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ всоответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории,налоговая база определяется как стоимость такой переработки./> Налоговаябаза определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида имарки, ввозимой на таможенную территорию РФ./> Если в составеодной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют какподакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяетсяотдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяетсяв аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможеннуютерриторию РФ товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранеевывезенных с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территорииРФ./> В случае, если в соответствии с международным договором РФотменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию РФтоваров, налоговая база определяется как сумма: стоимости приобретенныхтоваров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ;/> подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров) [2]. />
/>При реализации товаров (работ,услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качественалогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализацииэтих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяетсяотдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) натерритории РФ. />Налоговая база определяется налоговымиагентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальныепредприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие натерритории РФ товары иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить,удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налогавне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика,связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные 21гл./>
При предоставлении на территории РФ органамигосударственной власти и управления и органами местного самоуправления в арендуфедерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговаябаза определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговаябаза определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объектуимущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанногоимущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемыхарендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. />
При реализации на территории РФ конфискованногоимущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а такжеценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая базаопределяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой сучетом положений ст. 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этомслучае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальныепредприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. />При реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, несостоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков,налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели,осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основедоговоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указаннымииностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговымагентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров)и без включения в них суммы налога. />В случае, если в течениедесяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судовоно исключено из указанного реестра, кроме исключения вследствие признаниясудна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившимкачества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если втечение 45 дней с момента перехода права собственности на судно отналогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международномреестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентомкак стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетомналога. При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которогонаходится судно на момент исключения его из Российского международного реестрасудов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 днейс момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика кзаказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена,лицо, в собственности которого находится судно по истечении 45 дней с моментатакого перехода права собственности. Налоговый агент обязан исчислить поналоговой ставке, соответствующую сумму налога, удержать ее у налогоплательщикаи перечислить в бюджет./> />Налоговая база, увеличиваетсяна суммы:/> полученных за реализованные товары в виде финансовойпомощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходовлибо иначе связанных с оплатой реализованных товаров; />полученныхв виде процента по полученным в счет оплаты за реализованные товары облигациями векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента,рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшимив периодах, за которые производится расчет процента;/> полученныхстраховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорныхобязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорныеобязательства предусматривают поставку страхователем товаров, реализациякоторых признается объектом налогообложения. />Положения неприменяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которыене подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также вотношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии неявляется территория РФ [2]./>
При реорганизации организации в форме выделениявычетам у реорганизованной (реорганизуемой) организации подлежат суммы налога,исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счетпредстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых натерритории РФ, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника(правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ,услуг) или передачей имущественных прав. />Вычеты сумм налога производятсяв полном объеме после перевода долга на правопреемника (правопреемников) пообязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачейимущественных прав. />При реорганизации организации в формевыделения налоговая база правопреемника (правопреемников) увеличивается насуммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров(выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства отреорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету управопреемника (правопреемников). />В случае реорганизации вформе слияния, присоединения, разделения, преобразования вычетам управопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, исчисленные иуплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей,полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказанияуслуг). />Вычеты суммы налога, исчисленной и уплаченной с суммавансовых или иных платежей производятся правопреемником после даты реализациисоответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете управопреемника операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующегодоговора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднееодного года с момента такого возврата. />В случае реорганизацииорганизации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемникасуммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченныеэтой организацией при приобретении товаров, но не предъявленные ею к вычету,подлежат вычету правопреемником этой организации. Вычеты сумм налога производятсяправопреемником реорганизованной организации на основании счетов-фактур, выставленныхреорганизованной организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемникупродавцами при приобретении товаров, а также на основании копий документов,подтверждающих фактическую уплату реорганизованной организацией сумм налогапродавцам при приобретении товаров, и (или) документов, подтверждающихфактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаровправопреемником этой организации. />Не признается оплатойтоваров передача налогоплательщиком права требования правопреемнику приреорганизации организации. При переходе права требования от реорганизованнойорганизации к правопреемнику налоговая база определяется правопреемником,получающим право требования, в момент определения налоговой базы. />В случае реорганизации организации для принятия сумм налога квычету или возмещению правопреемником реорганизованной организации, считаютсявыполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованнойорганизации. />При передаче правопреемнику товаров, в том числеосновных средств и нематериальных активов, при приобретении которых суммыналога были приняты реорганизованной организацией к вычету соответствующиесуммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованнойорганизацией./> В случае реорганизации организации независимоот формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника суммы налога, которые подлежатвозмещению, но не были до момента завершения реорганизации возмещеныреорганизованной организацией, возмещаются правопреемнику в порядке, установленномнастоящей главой [2]. />
Налогоплательщиками налога на добавленнуюстоимость признаются: организации; />индивидуальные предприниматели;/>лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленнуюстоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ,определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Налогоплательщики подлежат обязательнойпостановке на учет в налоговом органе. />Иностранные организацииимеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков поместу нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет вкачестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основанииписьменного заявления иностранной организации/> Иностранныеорганизации, имеющие на территории РФ несколько подразделений самостоятельновыбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будутпредоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всехнаходящихся на территории РФ подразделений иностранной организации. О своемвыборе они обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождениясвоих подразделений, зарегистрированных на территории РФ [2].
Заключение
Налог — это многоаспектное явление. Многие изсовременных определений налога делают акцент на принудительный характер налогообложения;Налоговым Кодексом РФ определено, что под налогом понимается обязательный,индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Подсбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиковсборов государственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Экономическая сущность налогов была впервыеисследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налогисоставляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжениеправительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или издохода страны».
Определенный вклад в определение сущностиналогов внесли усченые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению целиобщества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают присоединении своем в общество, или при составлении государств». А. Тривуссчитал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщиканекоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалентомявляются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть. А. Соколовутверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемыйгосударственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытияего расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, безпредоставления плательщикам его специального эквивалента. Доктор экономическихнаук Д. Черник определяет сущность налогов, как изъятие государством в пользуобщества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательноговзноса.
Налог на добавленную стоимость (НДС) относитсяк федеральным налогам, самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих вналоговую систему РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ,услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализациипроизведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налогоплательщиками НДС признаются:организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщикаминалога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможеннуюграницу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Список литературы
1. Е.А. Карловская. Налоги иналогообложение. Учебно – практическое пособие. – Хабаровск: Издательство ХГТУ,2003г.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации Частьвторая (в ред. Федеральных законов с 05.08.2000 N 118-ФЗ – до 03.06.2006 N75-ФЗ), раздел Федеральные налоги, глава Налог на добавленную стоимость.
3. Проф. Ж.Р. Зайналов. Вопросы о сущностиналогов, «Российская газета», 2003 г., №12.
4. Черник Д.Г. Налоги в рыночнойэкономике. 2- е изд. перераб. и доп.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004г.