Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовые ресурсы торгового предприятия, источники и использование

ВВЕДЕНИЕ
Термин«финансовые ресурсы» в экономической литературе не имеет однозначноготолкования. В одних литературных источниках им обозначают «денежные средства,находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организацийи учреждений, используемые для покрытия затрат и образования различных фондов ирезервов». Есть другое определение: «Под финансовыми ресурсами понимаютсяденежные доходы и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования игосударства и предназначенные для выполнения финансовых обязательств,осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическомустимулированию».
Нам ближедругое определение: «Финансовые ресурсы предприятия — это все источникиденежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых емуактивов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственныхдоходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Финансовыересурсы предназначены: для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом,банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства,приобретения новых основных средств; оплаты труда и материальногостимулирования работников предприятий; финансирования других затрат.
Наличие в достаточном объемефинансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошеефинансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость,ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изысканиерезервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное ихиспользование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
Эффективноеформирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовуюустойчивость предприятий, предотвращает их банкротство. В условиях рынкасостояние финансов предприятий интересует непосредственных участниковэкономического процесса.
Основнойцелью деятельности предприятий в условиях рынка являетсяудовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своейфинансовой устойчивости.
Длядостижения поставленной цели предприятия должны:
— рационально использовать производственные ресурсы с учетом ихвзаимозаменяемости;
— разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их всоответствии с имеющимися обстоятельствами;
— заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня,создании благоприятного социально-психологического климата в трудовомколлективе;
— обеспечивать конкурентоспособность предприятия, проводить гибкую ценовуюполитику, внедрять новое в производство, в организацию труда и управление.
Цельюданной работы является анализ управления финансовыми ресурсами предприятия, какинструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния истабилизации положения.
Объектом исследования является ООО «Marine ex», предприятие торговой отрасли, которое реализует различныеалкогольные товары.
Предметом исследования являетсяфинансовые ресурсы предприятия.
Привыполнении настоящей работы были использованы специальныелитературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения иинструкции Минфина, и другие источники. В качестве базы для анализа былииспользованы данные бухгалтерского баланса и другие формы отчетности.

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие финансовых ресурсов и их виды
Финансовыересурсы предприятия – это совокупность собственных денежныхдоходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся враспоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для выполненияфинансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных срасширением производства и экономическим стимулированием.
Источникамиобразования финансовых ресурсов предприятия являются:
а)собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизационные отчисления,выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы);
б)ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (продажа собственных акций,облигаций и других ценных бумаг, кредитные инвестиции);
в)поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядкеперераспределения (страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций,отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты по ценным бумагам; бюджетныесубсидии).
Источникифинансовых ресурсов предприятий отображены в приложении А.
Основными элементамифинансовых ресурсов предприятия являются: уставный фонд, амортизационный фонд,специальные фонды целевого назначения неиспользованная прибыль, кредиторскаязадолженность всех видов, ресурсы, полученные из централизованных идецентрализованных фондов и другие.
В современных условияхпроблема эффективного использования финансовых ресурсов является весьмаактуальной, так как постоянный дефицит как централизованных, так идецентрализованных финансовых ресурсов приводит к нарушениям нормальногофункционирования предприятий, организаций, отраслей и в целом народногохозяйства.
Понятие эффективногоиспользования финансовых ресурсов, как и любых других видов ресурсов(материальных, трудовых, природных) включает в себя сопоставление количества икачества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражениемдостигнутых результатов.
Однако следуетотметить, что эффективность использования финансовых ресурсов непосредственносвязана с эффективным использованием материальных, трудовых и других видовресурсов. Уменьшение затрат живого труда на единицу продукции означает ростэффективности использования трудовых ресурсов, что также ведет к экономии финансовыхресурсов через рост денежных накоплений и уменьшение потребностей предприятия вдополнительных денежных средствах.
Эффективностьиспользования финансовых ресурсов можно оценивать с помощью сопоставлениядостигнутых результатов деятельности (например, прибыли) с суммой финансовыхресурсов, которые были в распоряжении предприятия за соответствующий период.
Большое значение имеетструктура источников формирования финансовых ресурсов, и, в первую очередь,удельный вес собственных. Большой удельный вес привлеченных средств утяжеляетфинансовую деятельность предприятия дополнительными затратами на уплатупроцентов по кредитам коммерческих банков, дивидендов по акциям и облигациям иосложняет ликвидность баланса предприятия.
Формирование ииспользование финансовых ресурсов может осуществляться в двух формах: фондовойи нефондовой.
На уровне предприятияфинансовые ресурсы формируются и используются как в фондовой форме, так и внефондовой. Часть финансовых ресурсов предприятие использует на образованиеденежных фондов целевого назначения: фонд оплаты труда, фонд развития, фондматериального поощрения и др. Использование финансовых ресурсов на выполнениеплатежных обязательств перед бюджетом и банками осуществляется в нефондовойформе.
1.2 Роль финансовых ресурсовв развитии предприятия
Целью финансовойполитики предприятия является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов,необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. Всоответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условиядля активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяетсяопределению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства,а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значениепридаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём ихраспределения между сферами общественного производства, а также их концентрациина главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовые ресурсы — доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов,которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворениедругих потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категориюфинансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы,выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительнообособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспеченииувязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.
Финансовые ресурсы, ихрациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного крынку общества определяют материальную основу практического реформированияпереходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровнясоциальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев.
Система финансовыхресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая, действующаяв сфере финансово-кредитных отношений, динамическая (т.е. изменяется с течениемвремени), открытая (т.е. взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая.
Следующим признакомвыделения элементов финансовых ресурсов является срочность использования. Какправило, ресурсы классифицируются на краткосрочные, среднесрочные,долгосрочные. Временной горизонт каждой группы может быть установлениндивидуально.
Ресурсы краткосрочногоназначения – срок их действия – до года. Предназначены для финансированиятекущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочныхфинансовых вложений, расчетов с кредиторами.
Ресурсы среднесрочногоназначения – от года до 3 лет – используются для замены отдельных элементовосновных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило,не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования.
Ресурсы долгосрочного назначения –привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются дляфинансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений.
Выражая определеннуюэкономическую категорию, финансы одновременно являются инструментом воздействияна производственно-хозяйственную деятельность предприятия через финансовыймеханизм, включающий в себя систему финансовых рычагов (прибыль, доходы,амортизационные отчисления, финансовые санкции, процентные ставки, дивиденды идр.), которая реализуется в организации, планировании и стимулированиииспользования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входятпять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое,нормативное и информационное обеспечение.
В процессе реализациисвоей главной цели финансовый механизм направлен на решение следующих основныхзадач:
1. Обеспечениеформирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачамиразвития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путемопределения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящийпериод, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счетвнутренних источников, определения целесообразности формирования собственныхфинансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемныхфинансовых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсногофинансового потенциала.
2. Обеспечение наиболееэффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезеосновных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределениясформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установлениенеобходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного исоциального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов наинвестированный капитал собственникам предприятия и т.п.
3. Оптимизацияденежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежнымипотоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечениемсинхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельнымпериодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним изрезультатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободныхденежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективногоиспользования и инфляции.
4. Обеспечениемаксимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансовогориска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управленияактивами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовыхсредств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовойдеятельности. При этом для достижения целей экономического развития предприятиедолжно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся вего распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой,амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь ввиду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, присущественном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумяпоказателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должнаобеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровенькоторого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом ихфинансового менталитета (отношения к степени допустимого риска приосуществлении хозяйственной деятельности).
5. Обеспечениеминимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Еслиуровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачейявляется снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этойприбыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видовоперационной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций;профилактикой и избежание отдельных финансовых рисков, эффективными формами ихвнутреннего и внешнего страхования.
6. Обеспечениепостоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такоеравновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости иплатежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечиваетсяформированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективнымипропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различныхисточников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.
Основные принципыорганизации финансовой деятельности предприятий заключаются в централизациифинансовых ресурсов, что позволяет оперативно маневрировать ими иконцентрировать; разработке кратко-, средне- и долгосрочных финансовых планов;создании финансовых резервов на случай непредвиденных ситуаций; безусловномвыполнении финансовых обязательств перед партнерами и государством.
Таким образом,финансовые ресурсы предприятия – это часть денежных средств в форме доходов ивнешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств иосуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НАПРЕДПРИЯТИИ
Стоимость применяемых внародном хозяйстве или его отдельном звене (предприятии, отрасли) средствпроизводства представляет собой их инвестиционный капитал. Необходимым условиемторговой деятельности предприятия является кругооборот фондов – постоянноедвижение стоимости инвестиционных ресурсов в результате чего онапоследовательно принимает денежную и товарные формы. В зависимости отпотребления и участия в создании стоимости товаров фонды подразделяют наосновные и оборотные фонды.2.1. Основные фонды
Основные фондыторгового предприятия — это средства труда, функционирующие в сфере обращениятоваров, которые участвуют в процессе обращения длительное время, не изменяяпри этом своей натуральной формы.
В процессеиспользования основные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот,который состоит из следующих стадий: износ основных фондов, амортизация,накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путёмосуществления капитальных вложений.
Любые объекты основныхфондов подвержены физическому и моральному износу, т.е. под влиянием физическихсил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают своисвойства, приходят в негодность не могут далее выполнять свои функции.Физический износ частично восстанавливается путём ремонта, реконструкции имодернизации основных фондов. Моральный износ проявляется в том, что устаревшиеосновные фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качествуотстают от новейших образцов. В современной экономике главным фактором,определяющим возможность замены, является моральный износ.
Стоимость износаосновных фондов торгового предприятия переносится в издержки обращения и затемвключается в стоимость обращающихся товаров.
В состав основныхфондов торгового предприятия входят:
· здания,сооружения, торговые склады;
· различныесооружения (подъездные пути, контейнерные площадки)
· средстватехнического оснащения (холодильные машины и устройства, весоизмерительныеприборы, кассовые аппараты, подъёмно-транспортные механизмы и др.);
· транспортныесредства.
Процентное содержаниеэтих групп определяет техническую структуру предприятия.
Структура основныхфондов коммерческого предприятия существенно отличается от структуры основныхфондов промышленного предприятия, где удельный вес машин и оборудованиязначительно выше — 36%, а в торговле — 11%.
Основные фонды состоятиз:
· активнойчасти — оборудование, машины, транспортные средства, инвентарь и т.п.;
· пассивнойчасти — здания, сооружения и т.п.
В основных фондахторгового предприятия удельный вес зданий, сооружений и передаточных устройствсоставляет около 80%, а активной части — машин и оборудования — 11%. Этиразличия определяются спецификой торгового процесса, необходимостью примененияручного труда, а также отражают более низкий уровень механизации и техническойвооружённости труда в коммерческом посредничестве по сравнению с предприятиямипромышленности. Для учёта и планирования воспроизводства основных фондовприменяются натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показателииспользуются для расчёта производственных мощностей, составления балансовоборудования, определения технического состава и состояния основных фондов.Стоимостные показатели необходимы для учёта динамики основных фондов,планирования расширенного воспроизводства, установления износа, исчисленияамортизации, расчёта себестоимости услуг, рентабельности предприятий.
Эффективностьиспользования основных фондов измеряется фондоотдачей, фондовооружённостью,фондоёмкостью коэффициентом использования основных фондов.
Фондоотдачахарактеризует величину товарооборота, приходящуюся на 1 рублю основных фондов иопределяется как отношение товарооборота к стоимости основных фондов. Повышениефондоотдачи означает, что товарооборот растёт более высокими темпами, чемвложения в основные фонды, и что рубль вложений в основные фонды оборачиваетбольшую товарную массу.
Фондоотдача также можетбыть выражена как отношение товарооборота на одного работника кфондовооружённости, которая рассчитывается делением стоимости основных фондовна общую численность работников. Повышение фондовооружённости свидетельствует отехническом прогрессе в торговле и должно способствовать роступроизводительности труда. Фондоотдача повышается при условии, что темпы ростапроизводительности труда опережают темпы роста фондовооружённости.
Фондоёмкость — показатель, обратный фондоотдаче, она характеризует стоимость основных фондов врасчёте на 1 рубль товарооборота и определяется как отношение стоимостиосновных фондов к сумме товарооборота.
Коэффициентэффективности использования основных фондов (уровень рентабельности основныхфондов) — это отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимостиосновных фондов.
Также применяют частныепоказатели использования отдельных видов основных фондов. Например,использование торгово-производственных помещений характеризуется следующимипоказателями: товарооборотом на 1м2 площади (магазина, торгового зала, склада),прибылью на 1м2 торговой площади и др.
Расширение исовершенствование основных фондов торгового предприятия являются непременнымусловием увеличения объёма продаж и улучшения обслуживания клиентов.
Оценка, учёт ипланирование основных фондов (ОФ) ведётся в натуральной и денежной формах.
При оценке ОФ внатуральной форме устанавливается число машин, их производительность, мощность,размер складских и торговых площадей и другие количественные величины. Этиданные используются для расчёта объёма заказов предприятия (объём поставкитоваров и услуг), планирования производственной программы и пр. С этой цельюведётся инвентаризация и паспортизация оборудования, учёт его выбытия иприбытия.
Денежная, илистоимостная, оценка ОФ необходима для планирования расширения производства ОФ,определения степени износа и размера амортизационных отчислений.
Оцениваются основныефонды по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.Первоначальная стоимость основных фондов — это сумма затрат на строительствоили приобретение основных фондов, включая доставку и монтаж оборудования вценах, действующих на момент ввода их в эксплуатацию.
Восстановительнаястоимость основных фондов — это стоимость их воспроизводства в конкретныймомент времени в ценах, действующих в этот момент времени. Восстановительнаястоимость различных по сроку ввода в действие основных фондов в одинаковыхценах и определяется на основе прейскурантов переоценки, утверждаемыхцентрализованно правительством России.
Остаточная стоимостьосновных фондов — это размер невозмещённой стоимости, которая к данному моментусохранилась в основных фондах после определённого периода их функционирования.Остаточная стоимость исчисляется по данным бухгалтерского учёта как разностьмежду первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммойих износа по балансу. Чем дольше время эксплуатации основных фондов, тем нижеих остаточная стоимость, и наоборот. В балансе торговых предприятий основныефонды отражаются по восстановительной стоимости, а вновь вводимые — по первоначальнойстоимости.2.2 Оборотные средства
Оборотные средства(оборотный капитал) — это денежные средства, вложенные в оборотные фонды ифонды обращения и служащие финансовым обеспечением предпринимательскойдеятельности. Оборотные средства являются одной из составных частей имуществапредприятия. Эффективность их использования — одно из основных условий успешнойдеятельности торгового предприятия. Оборотные средства — это прежде всегостоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они, не расходуются,не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершаютнепрерывный кругооборот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная —товарная — денежная) и обслуживают процесс товарного обращения.
Авансирование — одна изотличительных черт оборотных средств. Временным критерием для авансированияоборотных средств является не квартальный или годовой объем фондов, а одинкругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий кругооборот.
Основная масса оборотныхсредств торговых предприятий авансирована в товарно-материальные ценности —товары, производственные запасы и др. Около 80% оборотных средств в запасахтоварно-материальных ценностей составляют товары. Другие элементы оборотныхсредств торгового предприятия — денежные средства в кассе, на расчетном счете ив пути, расходы будущих периодов, а также дебиторская задолженность.
Отечественная практикапредполагает нормирование, т.е. установление плановых норм запаса и нормативовпо элементам оборотных средств, за исключением денежных средств на расчетныхсчетах и средств в расчетах. Размер ненормируемых оборотных средствопределяется в оперативном порядке.
Оборотные средстваторгового предприятия формируются за счет собственных, заемных и привлеченныхисточников финансирования. Собственные средства играют главную роль ворганизации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основекоммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативнойсамостоятельностью.
Формирование оборотныхсредств предприятия происходит в момент его учреждения (создания уставногокапитала) за счет средств учредителей предприятия. В процессе функционированияпредприятия источником пополнения оборотных средств являются чистая прибыль ипривлеченные в оборот предприятия средства (так называемые устойчивые пассивы),к которым относятся минимально переходящая из месяца в месяц задолженность пооплате труда работникам предприятия, переходящая задолженность перед бюджетом ивнебюджетными фондами, кредиторская задолженность и др.
Дополнительнаяпотребность предприятия в оборотных средствах покрывается за счет заемныхсредств, которые представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка.Размер заемных средств в обороте торговых предприятий, особенно в условияхинфляции, может в несколько раз превышать размер собственных оборотных средств.
Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является факторвремени: чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме(денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность ихиспользования, и наоборот. Показателем, характеризующим меру интенсивностииспользования оборотных средств, является оборачиваемость, т.е. длительностьодного полного кругооборота средств, который завершается зачислением выручки отреализации товаров и услуг на счет предприятия.
3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХРЕСУРСОВ
Источникамиформирования финансовых ресурсов являетсясовокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале напредстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.
Принципиальновсе источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в видеследующей последовательности:
· собственныефинансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы,
· заемныефинансовые средства,
· привлеченныефинансовые средства.
Собственные ипривлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия.Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежатвозврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правахдолевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемныйкапитал предприятия.3.1 Собственный капитал
Преждевсего предприятие ориентируется на использование внутренних источниковфинансирования.
Собственныевнутренние средства включают:
· уставныйкапитал,
· добавочныйкапитал,
· нераспределеннуюприбыль.
Организацияуставного капитала, его эффективное использование, управление им — одна изглавных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал — основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капиталаакционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного имуниципального предприятия — величину уставного капитала. Уставный капитализменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год послевнесения изменений в учредительные документы.
Увеличить(уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительныхакций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путемувеличения (уменьшения) номинала старых акций.
Кдобавочному капиталу относятся:
· результатыпереоценки основных фондов;
· эмиссионныйдоход акционерного общества;
· безвозмезднополученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
· ассигнованияиз бюджета на финансирование капитальных вложений;
· средствана пополнение оборотных фондов.
Нераспределеннаяприбыльэтаприбыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе еераспределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибылипредназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования. По своемуэкономическому содержанию она является одной из форм резерва собственныхфинансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие впредстоящем периоде.
Привлеченные средствапредприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым можетосуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут невозвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещенияакций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов,граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; средства, выделяемыевышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства,предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевогоучастия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капиталесовместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств,физических и юридических лиц.3.2 Заемный капитал
Дляпокрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев дляпредприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Такаяпотребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам. Ими могут бытьнеобязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция итехническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартовогокапитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжениии сбыте продукции и другие причины.
/>Таким образом, заемный капитал, заемныефинансовые средства  — это привлекаемые для финансирования развития предприятияна возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видамизаемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный(коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.
Заемныйкапитал по сроку подразделяется на:
· краткосрочный;
· долгосрочный.
Какправило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а большегода — к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активыпредприятия — за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимообсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капиталаопределяется степенью отдачи основных или оборотных средств.
Поисточникам финансирования заемный капитал подразделяется на:
· банковскийкредит;
· размещениеоблигаций;
· ссудыюридических лиц под долговые обязательства;
· лизинг.
Долгосрочный банковскийкредит, размещение облигаций и ссуды юридических лиц являются традиционнымиинструментами заемного финансирования.
Банковские кредитыпредоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредитпредоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения:гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.
Многие предприятия,независимо от формы собственности, создаются с весьма ограниченным капиталом.Это практически не позволяет им в полном объеме осуществлять уставные видыдеятельности за счет собственных средств и приводит к вовлечению ими в оборотзначительных кредитных ресурсов.
Кредитуются не толькокрупные инвестиционные проекты, но и затраты на текущую деятельность:реконструкцию, расширение, переформирование производств, выкуп коллективомарендованной собственности и другие мероприятия.
Сущность лизингасостоит в следующем. Если предприятие не имеет свободных средств на покупкуоборудования, оно может обратиться в лизинговую компанию. В соответствии сзаключенным договором лизинговая компания полностью оплачивает производителю(или владельцу) оборудования его стоимость и сдает в арендупредприятию-покупателю с правом выкупа (при финансовом лизинге) в конце аренды.Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы,которая постепенно погашается в результате отнесения платежей по лизингу насебестоимость продукции. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование,начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономикеиспользование лизинга составляет 25% — 30% от общей суммы заемных средств.Принятие решения в отношении лизинга базируется на соотношении величинылизингового платежа с платой за использование долгосрочного кредита,возможностью получения которого располагает предприятие./>/>/>

4. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Marineex»
4.1 Направленияиспользования финансовых ресурсов предприятием
Формирование финансовыхресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств,мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств отфинансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Первоначальноеформирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия,когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости оторганизационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал,паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (присохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных иоборотных, – которые инвестированы в предприятие.
Основным источникомфинансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость проданныхтоваров, различные части которой в процессе распределения выручки принимаютформу денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главнымобразом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) иамортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов такжевыступают:
– выручка от реализациивыбывшего имущества,
– устойчивые пассивы,
– различные целевыепоступления,
– мобилизациявнутренних ресурсов в строительстве,
– паевые и иные взносычленов трудового коллектива.
Наиболее полнофинансовые ресурсы могут быть изучены с позиции системного подхода. Системойфинансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия,которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимостипри осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития ифункционирования.
Система финансовыхресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая (т.к. онаподчиняется экономическим законам), действующая в сфере финансово-кредитныхотношений, динамическая (т.е. изменяется с течением времени), открытая (т.е.взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая.
При выделении элементовбуду исходить из ранее данного определения финансовых ресурсов. В этом случаевполне логично выделять элементы по степени абсолютной ресурсности. Именно,таким образом, они представлены в активе предприятия.
А1 — (денежные средстваи краткосрочные финансовые вложения) — активы, имеющие практически абсолютнуюресурсность. Могут быть сразу использованы как знаки стоимости.
А2 — (дебиторскаязадолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) –активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаковстоимости. Развитие рыночных институтов и отношений расширяет возможности поиспользованию в качестве ресурсов этих активов.
А3 — (торговоеоборудование,  долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть приняты вкачестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокойстепени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращениев денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительнойскидкой.
А4 — (основныесредства, нематериальные активы, незавершенное строительство) – используются висключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либопри создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную формусчитаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию,известным торговым маркам, перспективным «ноу-хау».
Соотношениесоответствующих групп активов и пассивов предприятия характеризует еголиквидность. Следует отметить, что практически только ресурсы группы А1 могутбыть трансформированы в кратчайшие сроки и без потерь в любую другуюнеобходимую форму. Особая роль этой группы объясняется еще и тем, что деньги,обладая (как правило) абсолютной ликвидностью, показывают потенциальныевозможности по маневрированию ресурсами при принятии выгодных управленческихрешений. В этом случае внешние требования рынка к моментальной оплате всеобщимэквивалентом (деньгами) подтверждаются и соответствующей структурой финансовыхресурсов предприятия и его возможностями. Различные варианты формированияресурсов и возможности их использования предопределяют ликвидность и финансовуюустойчивость субъекта хозяйствования.
/>П1 П2 П3 П4
/>/>/>
/>/>/>/>А1 А2 А3 А4 Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения Дебиторская задолженность (до 12 мес.), прочие оборотные активы торговое оборудование,  долгосрочные финансовые вложения и др. Нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и др.
Рисунок 1. Действия ивосприятия элементов
где А1, А2, А3, А4 –соответствующие группы активов предприятия;
П1, П2, П3, П4  — соответствующие группы пассивов;
/>              восприятиеэлемента
/>               действиеэлемента.

Другим критериемвыделения элементов финансовых ресурсов является право собственности. В этомслучае элементами являются: собственные ресурсы, заемные ресурсы, временнопривлеченные (используемые) ресурсы. Собственные финансовые ресурсы принадлежатсамому предприятию, и их использование не влечет за собой возможности утериконтроля над деятельностью предприятия.
Также формированиефондов предприятия начинается с момента организации хозяйствующего субъекта.Предприятие в соответствии с законодательством формирует уставный капитал — основной первоначальный источник собственных средств предприятия, который ввиде основного и оборотного капитала направляется на приобретение фондов предприятия.К числу фондов относится добавочный капитал — создается за счет: приростастоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионногодохода (за счет превышения продажной цены акций над номинальной), безвозмезднополученных ценностей на производственные цели. Он может быть использован напогашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам егопереоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачиимущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, напогашение убытка по результатам работы предприятия за отчетный год.
В процессе своедеятельности доходы от реализации товаров в форме выручки от реализациипоступают на расчетный счет. Выручка же является источником возмещения затратна закупку, продвижение на продукции на рынок, на реализацию товаров (работ,услуг). Амортизация, таким образом, поступает в составе выручки от реализации вамортизационный фонд, предназначенный для обеспечения воспроизводства основныхфондов.
Результатомдеятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуетсячистая прибыль, которая расходуется в соответствии с уставными документами и поусмотрению хозяйствующего субъекта. Из нее формируются: резервный капитал идругие аналогичные резервы, фонд накопления, фонд потребления.
Резервный капитал — фонд, который образуется в соответствии с законодательством  и учредительнымидокументами. Он предназначен для покрытия убытков отчетного периода, выплатыдивидендов при недостаточности или отсутствии прибыли. Наличие фонда являетсяважнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия. Кчислу резервных фондов относятся также резервы под обесценение вложений вценные бумаги, выкупной фонд, отложенный фонд, создаваемые для погашенияоблигаций и выкупа акций.
Фонд накопления — средства, предназначенные для развития предприятия. Их использование связано сувеличением имущества предприятия и финансовыми вложениями для извлеченияприбыли.
Фонд потребления — средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов,единовременное поощрение работников, выплаты компенсационного характера и т.д.
Остаток прибыли — нераспределенная прибыль также характеризует финансовую устойчивость и можетиспользоваться для последующего развития предприятия.
Для оперативногоуправления финансовыми ресурсами могут создаваться и другие оперативные фонды:для выплаты заработной платы, для платежей в бюджет и др.
Рассмотрев основныепонятия и классификации финансовых ресурсов, их фондов, вполне логично перейтик рассмотрению выполняемых ими функций. Хотелось бы отметить, что не стоитотождествлять функции финансов, как стоимостной категории распределительныхотношений, и функции финансовых ресурсов предприятия — материальных носителейэтих отношений и источника деятельности и развития предприятия.
Назначение финансовыхресурсов на предприятии — средство обеспечения торговой  деятельностипредприятия, факторы производства или источник воспроизводственного процесса.Данное положение основано на том, что основная цель предприятия – реализацияматериальных благ для удовлетворения общественных подробностей. Целесообразнымявляется оптимальное обеспечение финансовыми ресурсами всех стадий торговогопроцесса, и здесь речь идет о всевозможных финансовых ресурсах. Именно за счетфинансовых ресурсов на предприятии образуется имущество, обновляются основныефонды, пополняются оборотные средства. Приоритетность данной функцииобусловлена тем, что от эффективности и непрерывности производственной деятельностипредприятия во многом зависит поступление собственных финансовых ресурсов,являющихся основой его деятельности, а, значит, темпы экономического развитияхозяйствующего субъекта и социальное благополучие работающих.
Следует отметить, чтоне все финансовые ресурсы обслуживают торговую сферу предприятия, так как упредприятия возникают определенные обязательства перед финансово-кредитнойсистемой, работниками. Поэтому часть ресурсов отвлекается в: резервный капитал,фонд накопления, потребления и другие фонды. Возникновение этой функцииобусловлено обязательствами предприятия, необходимостью расширения своейдеятельности. Роль этой функции не менее важна, так как от того, насколькосвоевременно и в полном объеме будут выполняться обязательства предприятия, зависити его деятельность.
Развитие рыночныхотношений привело к тому, что сегодня любой хозяйствующий субъект заинтересованв прибыльном использовании имеющихся ресурсов. Поэтому часть финансовыхресурсов направляют на расширение, то есть выполняют инвестиционную функцию,которая реализуется посредством прибыльных краткосрочных и долгосрочныхфинансовых вложений.
ООО «Marineex» формирует фонд накопления, которыйсоставляет порядка 20%. Остальные средства направляться на фонд потребления.
Свои финансовые ресурсыООО «Marineex»  распределяет по многимнаправлениям, главными из которых являются:
– платежи органамфинансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовыхобязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкамза пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т.д. (примерно 42%);
– инвестированиесобственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное стехническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии,использование “ноу-хау” и т. д.;
– направлениефинансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социальногохарактера;
– использованиефинансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.
Из диаграммы видно, чтоосновная масса финансовых ресурсов предприятия уходит на расчеты с бюджетом ибанками по обязательствам (налоги и кредиты). Немалый объем средств предприятиенаправляет на реинвестирование, что характеризует предприятие с положительнойстороны. ООО «Marineex» уделяет внимание таким фондам, какпоощрительный, социальный, из которого средства выделяются на премии и иныепоощрительные выплаты работникам, а также занимается спонсорством.
4.4. Анализ финансовой деятельности торгового предприятияна примере ООО «Marineex»
Прибыль какэкономическая категория отражает чистый доход. Прибыль является важнымпоказателем, характеризующим эффективность функционирования предприятия.
Значение прибыли вдеятельности хозяйствующего субъекта можно конкретизировать по следующимосновным направлениям.
1. Прибыльявляется универсальным показателем, характеризующим эффективность хозяйственнойдеятельности. Ее размер и уровень относительного вложенного капитала ипроизводственных затрат отражает успешность бизнеса, возможности егодальнейшего развития и совершенствования.
2. Прибыльявляется главным источником расширения и наращивания торгового потенциала,которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейший рост прибыли. Кроме того,часть прибыли может быть инвестирована в ценные бумаги и также приносить ихвладельцу дополнительную прибыль.
3. Прибыльслужит источником повышения уровня оплаты труда работников и его материальногостимулирования.
4. Прибыльявляется источником финансирования расходов предприятия на содержаниесоциальной сферы, находящегося на его балансе.
5. Прибыльявляется источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий и вэтом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательскойинициативы.
6. Вросте прибыли предприятий заинтересованно и само государство, так как от этогоисточника поступают налоговые отчисления в государственный бюджет.
В составе валовойприбыли предприятия учитывается прибыль от всех видов деятельности. Преждевсего валовая прибыль включает прибыль от продажи товаров, исчисленной путемвычета из общей суммы выручки от реализации этих, налога на добавленнуюстоимость, лицензий и затрат на реализацию, включаемых в стоимость товара.Прибыль от реализации продукции – основная часть валовой прибыли.
Вторая составляющаяваловой прибыли предприятия – прибыль от реализации основных средств и иногоимущества, а также прибыль от реализации прочей продукции и услуг.
Третья составляющаяваловой прибыли – прибыль от внереализационных операций, то есть от операций,непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия. В составеэтих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы):
· доходыот долевого участия в деятельности других предприятий;
· доходыот сдачи имущества в аренду;
· дивиденды,проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащимпредприятию;
· суммыполученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки);
Общество с ограниченнойответственностью ООО «Marine ex»- это торговое предприятие, осуществляющее торгово-хозяйственную деятельностьна потребительском рынке Санкт-Петербурга. Основным видом деятельностипредприятия является розничная торговля алкогольных и слабоалкогольныхнапитков.
ООО «Marineex» является юридическим лицом, имеетсамостоятельный отчетный баланс, расчетный счет и иные счета в Сбербанке РФ,круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования,собственный товарный знак. В своей деятельности предприятие руководствуетсяУставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательнымиактами в сфере предпринимательской деятельности.
ООО «Marineex» отвечает по своим обязательствамнаходящимися в его распоряжении денежными средствами. От своего имениприобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности,выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие является самостоятельнымхозяйствующим субъектом, созданным выполнения работ и оказания услуг в целяхудовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
На предприятии созданы следующиефонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего испециального назначения.
Предприятие имеетсамостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имуществопредприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальныхи финансовых ценностей.
Управлениедеятельностью предприятия осуществляется директором предприятия. Директорсамостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке,установленном законодательством РФ. Предприятие осуществляет свою деятельностьв соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического исоциального развития.
Развитие розничнойреализации продукции предприятия за анализируемые два года характеризуетсяданными, представленными в табл. 1(См. Приложение 2).
Рассматривая данные,отражающие результат проведенного анализа основных показателей финансовойдеятельности торгового предприятия — ООО «Marineex» в динамике двух лет можно сделатьследующие выводы.
Таблица 2Показатели 2008 2009 2010 1. Товарооборот по розничным ценам 38586,0 43822,0 56728, 2. Товарооборот по покупным ценам 32284,4 37253,8 49854,4
3. Валовой доход :
   — в сумме, тыс.руб.                        
   — в % к товарообороту
6301,6
16,33
6568,2
14,99
6873,6
12,12
4. Издержки обращения:
   — в сумме, тыс.руб.
   — в % к товарообороту
5027,4
13,03
5500,5
12,55
5571,5
9,82
Прибыль от основной деятельности:
   -  в сумме
   — в % к товарообороту
1274,2
3,30
1067,7
2,44
1302,1
2,30 5. Прочие доходы 6. Прочие расходы 22,8 25,2 30,8
7. Валовая прибыль :
   -  в сумме
   — в % к товарообороту
1251,4
3,24
1042,5
2,38
1271,3
2,24
8. Налог на прибыль:
   — в сумме
   — в % к товарообороту
300,34
0,78
208,5
0,48
254,3
0,45
9. Чистая прибыль:
   — в сумме
   — в % к товарообороту
951,06
2,47
834
1,9
1017,04
1,79
Товарооборот данногопредприятия в 2010 году составил 56728,0 тыс. руб., что по сравнению с 2009годом больше на 12906 тыс. руб., т.е. увеличение составляет 29,45%. Объемтоварооборота является основным валовым показателем деятельности торговогопредприятия, который характеризует результат его деятельности. Именнореализация определенной массы товаров создает экономическое основание дляполучения определенного объема доходов и прибылей, то есть формируетпредпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
Из всех ресурсовнаиболее эффективно используются основные средства. При увеличении ихпервоначальной стоимости на 8% (предприятием было приобретено новоеоборудование), фондоотдача увеличилась на 20,1%.
Также достаточноэффективно используется и второй элемент материально-технической базы — торговая площадь, о чём свидетельствует повышение нагрузки на 1 кв. м. — на29,45% при том, что площадь торговли в отчетном году осталась без изменения.
Производительностьтруда в отчётном году составила 2701,3 тыс. руб./чел, что по сравнению спрошлым годом больше на 510,2 тыс. руб./чел, это составляет 23,29%. Производительностьтруда торгово-оперативного персонала также увеличилась на 1290,6 тыс. руб./чел,что составляет 29,45%.
Фонд заработной платы вотчётном году составил 972,9 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом увеличилсяна 83,1 тыс. руб., увеличение составляет 9,34%.
Среднегодоваязаработная плата в отчётном году составила 46,32 тыс. руб., по сравнению спрошлым годом она увеличилась на 1,83 тыс. руб., что составляет 4% иоценивается как положительный аспект.
Оборотные средствапредприятия в отчётном году по сравнению с прошлым годом в общем увеличились на436,4 тыс. руб., что составляет 8,6%. Рост прибыли от продаж в отчетном годусопровождается некоторым повышением и снижением показателей прибыли. Поосновной деятельности наблюдается увеличение финансового результата, о чёмсвидетельствует увеличение прибыли от продаж на 3,9% (в отчетном году онасоставила 1600,15 тыс. руб.)Совокупное влияние всех факторов привело кзначительному увеличению чистой прибыли на 10,82%, в отчетном году сумма чистойприбыли составила 1094,84 тыс. руб.
Анализ динамики ихарактеристика показателя розничного товарооборота ООО «Marineex» представлена в таблице 3.
Таблица 3. Анализдинамики розничного товарооборота ООО «Marineex» за 2008-2010 гг., (тыс. руб.)Годы Розничный товарооборот в действующих ценах Индексы цен Розничный товарооборот в сопоставимых ценах (к базисному году) Прирост товарооборота по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах    Прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, % цепные базисные цепные базисные 2008 38586,0 - 1,0 38586,0 - - - 100 2009 43822,0 1,15 1,15 36518,3 -2067,7 -2067,7 94,5 94,5 2010 56728,0 1,14 1,31 43636,9 +5050,9 7118,6 116,2 113,3
В результате проведённогоанализа видно, что розничный товарооборот предприятия в 2009 году по сравнениюс 2010 годом в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,7 тыс. руб., чтосоставляет 5,5%. В 2010году по сравнению с 2009 годом товарооборот всопоставимых ценах увеличился на 5050,9 тыс. руб., что составляет 16,2%(прирост товарооборота по сравнению с базисным годом). В 2010 году по сравнениюсо 2009-м годом товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 7118,6 тыс.руб., что составляет 13,3% (прирост товарооборота по сравнению с предшествующимгодом).
Для продолжения анализапосчитаем абсолютный прирост (снижение) товарооборота предприятия за год засчет изменения:
1) физического объема:товарооборот в сопоставимых ценах 2010 — товарооборот в сопоставимых ценахпрошлого года=43636,9-43822= -185,1 тыс. руб. Абсолютный прирост товарооборотапредприятия снизился за счет изменения физического объема товарооборота на185,1 тыс. руб.
2) роста цен:товарооборот в действующих ценах 2010 года — товарооборот в сопоставимых ценахпрошлого года = 56728-43636,9=13091,1 тыс. руб. За счет роста цен абсолютныйприрост товарооборота составил 13091,1 тыс. руб. Оформим данные расчеты втаблицу 4.
Таблица 4. Анализвлияния цен на изменение розничного товарооборота в 2010 годуГод Розничный товарооборот, тыс. руб Индексы цен Прирост(убыток) товарооборота всего в т.ч. за счёт изменения в действующих ценах в сопоставимых ценах 2009 43822,0 1,15 - - - 2010 56728,0 1,31 12906,0 185,1 13091,1 /> /> /> /> /> /> />
В результатепроведённого анализа влияния цен на объём розничного товарооборота заанализируемый период можно сделать следующий вывод. В 2010 году по сравнению с2009 годом произошло увеличение товарооборота в действующих ценах на 12906,0тыс. руб., что оценивается положительно. На данное увеличение однонаправленноевлияние оказал фактор роста цен, за счёт него в отчётном году товарооборотвырос на 13091,1 тыс. руб., а за счёт физического объёма товарооборотарозничный товарооборот снизился на 185,1 тыс. руб., что оцениваетсяположительно. Поскольку динамика товарооборота положительно направленная засчёт влияния интенсивного фактора, то деятельность предприятия следует признатьэкономически эффективной.
Изучение существующихтенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров,определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объемтоварооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структурытоварооборота предприятия.
Проведениеэкономического анализа разрешает:
1. Изучить состояниевыполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров вретроспективном периоде.
2. Изучить составтоварооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре.
3. Выявить основныетенденции и закономерности в реализации товаров.
4. Проанализировать иколичественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структурутоварооборота.
Главный факторуспешного развития розничного товарооборота торгового предприятия — этообеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
При формированиирасходов по обычным видам деятельности на предприятии должна быть обеспечена ихгруппировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплатутруда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Для целейуправления на предприятии организуется учёт расходов по статьям затрат.Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Рассмотрим состав иструктуру расходов торгового предприятия ООО «Marineex» за 2009 — 2010 гг. в таблице 5.
Проанализировав расходыторгового предприятия ООО «Marineex» можно сделать следующие выводы.Расходы по торговому предприятию в 2010 году по сравнению с 2009 годомувеличились на 1,6%, что в сумме составляет 96,05 тыс. руб.; издержки обращенияувеличились на 1,2% в сумме — 7,1 тыс. руб.; прочие расходы увеличились на22,2%; налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи увеличились на11,7%, что в сумме составляет 18,5 тыс. руб.
Таблица 5. Анализсостава и структуры расходов ООО «Marineex» за 2010г.Показатели         2009 2010 Отклонения (+,-) Темп изменения, % стоимость, тыс. руб удельный вес, % стоимость, тыс. руб удельный вес, % по сумме, тыс. руб Расходы всего, в т.ч 42988 100,0 55711 100,0 +12723 129,6 Закупки 37253,8 86,66 49854,4 89,49 +12600,6 133,8 издержки обращения 5500,5 12,80 5571,5 10,00 +7,1 101,2 прочие расходы 25,2 0,06 30,8 0,05 +5,6 122,2 текущий налог на прибыль и иные обязательные платежи 208,5 0,48 254,26 0,46 +4576    111,7
Проблема снижениярасходов и себестоимости продукции требует проведения точного анализ поведенияи динамику расходов — издержек обращения. Анализ динамики издержек обращенияООО «Marineex» представлен в таблице 6.
Таблица 6. Анализдинамики издержек обращения ООО «Marineex»Показатели Ед.измерения Годы Темп изменения к 2008 г 2008 2009 2010      % Розничный товарооборот тыс. руб               38586    43822    56728 147,01
Издержки обращения:
-сумма
-уровень
тыс. руб
%
5027,4
1,30
5500,5
9,69
5571,5
12,75
110,8
-
В результате анализадинамики издержек обращения можно сделать следующие выводы, что в 2009 году посравнению с 2010 годом издержки обращения увеличились на 473,1 тыс. руб. В 2010году по сравнению с 2008 годом издержки увеличились на 544,1 тыс. руб., чтосоставляет 10,8%
Сделанный анализиздержек обращения ООО «Marineex» даёт организации право определятьсостав и объём затрат на производство, формирующих себестоимость продукции ипрямо влияющих на финансовый результат их деятельности. Отсюда понятен интереси стремление руководителя каждого подразделения и директора предприятия кумению достаточно грамотно ориентироваться в видах, назначении и составезатрат.
Прибыль, более чемкакой либо другой показатель отражает результаты всех сторон деятельностипредприятия, воздействуя на такие показатели как рентабельность иплатежеспособность. В свою очередь на сумме прибыли сказывается объемреализуемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости,различные выплаты и другие факторы. Все это отражает важность исследованиятакого понятия как доходы и прибыль.
Проанализируем динамикуваловой прибыли торгового предприятия за данный период времени и результатыанализа представим в таблице 7.
Таблица 7. Анализдинамики валовой прибыли ООО «Marineex».Показатели Ед.измерения Годы Темп изменения к 2008 г 2008 2009 2010      % Розничный товарооборот тыс. руб               38586    43822    56728 147,01
Валовая прибыль:
-сумма
-уровень
тыс. руб
%
6301,6
16,3
6568,2
11,5
6873,6
15,9
109,07
-
Проанализировавдинамику валовой прибыли торгового предприятия за анализируемый период можносказать следующее. Наблюдается увеличение товарооборота каждый год, посравнению к 2008 году увеличение составляет 47,01%. Валовая прибыль увеличиласьна 9,07%.
Одним из синтетическихпоказателей финансовой деятельности организации в целом являетсярентабельность. Рентабельность — это относительный показатель уровня доходностибизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работыпредприятия в целом, доходность различных направлений деятельности(производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чемприбыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что ихвеличина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленнымиресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент винвестиционной политике и ценообразовании.
В таблице 8 проведеманализ рентабельности ООО «Marineex» в 2010 году.
Таблица 8. Анализрентабельности ООО «Marineex»Показатели рентабельности Методика расчета 2009 2010 Отклонение  (+,-) Рентабельность продаж Приб/РТО*100 2,44 2,30 -0,14 Рентабельность обычной деятельности ВД/РТО*100 14,99 12,11 -2,87 Рентабельность конечной деятельности ЧП/РТО*100 1,90 1,79 -0,1 Рентабельность общей деятельности Пн.обл/РТО*100 2,12 2,89 +0,76 Рентабельность использования производственных фондов  ЧП*100/ (ОФ+ОС) 14,2 24,3 +10,1 Рентабельность использования трудовых ресурсов (на 1 чел.) ЧП/Сред.спис.числ.*100 4704,2 5474,2 +770 Рентабельность затрат (на 1тыс.руб. издержек обращения)         Приб/ИО*100 19,41 23,37 +3,96
На основании анализарентабельности можно сделать вывод, что торговое предприятие ООО «Marineex» не имеет положительную тенденциюфинансово-экономического развития и ее положение крайне затруднительно.

5. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ5.1 Совершенствование методики управления финансовыми ресурсамипредприятия
Успешная деятельность предприятия невозможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулироватьцели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовымиресурсами:
- выживание фирмы вусловиях конкурентной борьбы;
- избежаниебанкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство вборьбе с конкурентами;
- максимизациярыночной стоимости фирмы;
- приемлемые темпыроста экономического потенциала фирмы;
- рост объемовреализации;
- максимизацияприбыли;
- минимизациярасходов;
- обеспечениерентабельной деятельности и т.д.
Независимо от выбранного подхода креорганизации финансовой службы, фирма стремится к созданию некой стандартноймодели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям.
В рамках первого направленияосуществляется общая оценка:
- активовпредприятия и источников их финансирования;
- величины исостава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономическогопотенциала предприятия и расширения его деятельности;
- источниковдополнительного финансирования;
- системы контроляза состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направление предполагаетдетальную оценку:
- объема требуемыхфинансовых ресурсов;
- формы ихпредставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
- степенидоступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов можетопределяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме ив нужное время);
- стоимостиобладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные инеформальные условия предоставления данного источника средств);
- риска, ассоциируемогос данным источником средств (так, капитал собственников как источник средствгораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Принятие финансовых решений сиспользованием приведенных оценок выполняется в результате анализаальтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности,финансовой устойчивости и рентабельности.
Основу информационного обеспечениясистемы финансового управления составляет любая информация финансовогохарактера:
- бухгалтерскаяотчетность;
- сообщенияфинансовых органов;
- информацияучреждений банковской системы;
- информациятоварных, фондовых, валютных бирж;
- прочаяинформация.
Техническое обеспечение системыфинансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом.Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковскиерасчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможныбез применения компьютерных сетей, прикладных программ.
Функционирование любой системыфинансового управления осуществляется в рамках действующего правового инормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента,постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств,лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
5.2 Направления повышенияэффективности использования финансовых ресурсов
Эффективность использованияфинансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателямирентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать уменьшаясрок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек иувеличения выручки.
Ускорение оборачиваемости оборотныхсредств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов реализациипродукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства,предприятиями на приобретение товара направляется все большая их часть, Вкачестве оборотного капитала на предприятии используются текущие активы. Фонды,используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл.Ликвидные активы используются для закупки товаров; товары оплачиваются иинкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Любые фонды, не используемые для нуждоборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, онимогут использоваться для приобретения основного капитала.
Один из способов экономии оборотногокапитала, а следовательно — повышения его оборачиваемости заключается всовершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладываетсредства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только соскладскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также свременной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла бытьполучена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентнойстепенью риска.
Экономический и операционныйрезультаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеменосят специфический для данного вида активов характер. Большой запас товаров наскладе (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможностьобразования дефицита товара при неожиданно высоком спросе.
Повышение оборачиваемости оборотныхсредств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранениемзапасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускоренияоборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:
- планированиезакупок необходимых товаров;
- совершенствованиепрогнозирования спроса;
Еще одним важным инструментомповышения эффективности использования финансовых ресурсов является управлениеосновными производственными фондами предприятия и нематериальными активами.Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисленияамортизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансы торговогопредприятия — экономические отношения, возникающие в связи с образованием ииспользованием необходимых денежных фондов в целях осуществления бесперебойногопроцесса продажи товаров.
Финансам торговогопредприятия свойственны следующие три основные функции: распределительная;регулирующая; контрольная.
Основными показателямидеятельности торговых предприятий являются: объем товарооборота в денежномвыражении; абсолютная и относительная величина издержек обращения; валовойдоход; рентабельность.
Эффективность использованияфинансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателямирентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать,уменьшая срок оборачиваемости (длительность  реализации товаров покупателю) иповышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.
Важным инструментом повышенияэффективности использования финансовых ресурсов является управление основнымипроизводственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основнымвопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина М.С.,Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/ Абрютина М.С., ГрачевА.В.- Москва.: Дело и сервис, 2001.
2. БалащенкоВ.Ф., Бондарь Т.Е., Финансы предприятий: изд. 2-е испр., перераб. и доп. Мн.:2001 г. – 254 с.
3. КовалевВ.В., Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализотчётности.»/ Ковалев В.В. — Москва: Финансы и статистика, 2002.
4. Финансоваясистема и экономика (Под ред. В.В. Нестерова). М.: Финансы и статистика, 2004 –432с.
5. Финансыпредприятий: Учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; Под ред.Л. Г. Колпиной. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 336 с.
6. ФоминП.А., Хохлов В.В., «Оценка эффективности использования финансов предприятий вусловиях рыночной экономики». М, «Высшая школа», 2002.
7.  ЧечевицинаЛ.Н., Чусов И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник — М.:Финансы и статистика,  2002 – 352с.

Приложение
Таблица 1
Анализ показателейфинансовой деятельности ООО «Marineex»Показатели Ед. изм. 2009 2010 Отклонение (+;-) 2010 г. в % к 2009г. 1 2 3 4 5 6 Товарооборот тыс. руб. 43822,0 56728,0 +12906,0 129,5 Торговая площадь м. 300 300 Товарооборот на 1м. торговой площади тыс. руб./м. 146,0     189,0     +43         129,5
Среднесписочная численность работников, всего:
в т.ч. работников торгово-оперативного персонала
чел.
чел.
20
10
21
11
+1
+1
105
110 Производительность труда одного работника тыс. руб./ чел.    2191,1 2701,3 +510,2 123,3 Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала
тыс. руб./ чел.   
                    4382,2        5672,8        +1290,6 129,5
Фонд заработной платы
— сумма
— уровень
тыс. руб.
%
889,8    
2,03
972,9    
1,71
+83,1    
-0,32
109,3
84,2 Среднегодовая заработная плата одного работника тыс. руб. 44,49 46,32 1,83 104 Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 489 528,2 +39,2 108,0 Фондоотдача руб./1руб. 89,3 107,3 +18 120,1 Фондовооружённость труда одного работника тыс.руб./чел. 24,45 25,15 +1,20 102,8 Коэффициент эффективности использования основных фондов тыс. руб./1руб. 89,3 107,3 +18 120,1 Средняя стоимость оборотных средств тыс. руб. 5043,7 5480,1 +436,4 108,6 Время обращения оборотных средств дни         10,02     8,32        -1,7         83,1 Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота тыс.руб./ 1руб. ОРТ 0,14 0,16 +0,02 114,3 Коэффициент рентабельности оборотных средств
тыс. руб./
1руб.ОС 9,73 12,0 +2,27     123,3 Закупленные товары тыс.руб. 37253,8 49854,4 +744,22 102,6
Валовая прибыль:
-сумма
-уровень
тыс. руб.
%           
6568,20
11,5
6873,65
15,9
+305,45
+4,4
104,6
138,2
Издержки обращения:
-сумма
-уровень
тыс. руб.
%
5500,5
9,69
5571,5
12,75
+71
+3,06
101,2
131,6
Прибыль (убыток) от продаж:
-сумма
-рентабельность продаж
тыс. руб.
%           
1042,5
2,71
1271,3
3,65
+228,8
+0,94
103,9
134,7 Проценты к получению тыс. руб. Проценты к уплате тыс. руб. Доходы от деятельности других организаций тыс. руб. Прочие доходы тыс. руб. Прочие расходы тыс. руб. 25,5 30,8 +5,6 122,2 Внереализационные доходы тыс. руб. 5,2 6,8 +1,6 130,7 Внереализационные расходы тыс. руб. 4,8 5,3 +0,5 110,4 Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи тыс. руб 208,5 254,3 +45,8 121,9 Чистая (нераспределённая) прибыль (убыток) отчётного периода тыс. руб. 834         1007,84 +106,94 110,8

Приложение
Таблица 9
Анализ влияния факторовна показатель чистой прибыли.Факторы Расчет Размер влияния Увеличение общего объема розничного товарооборота в фактических ценах (56728-43822)*2,37/100 305,87 -увеличение ценового фактора (56728-43636,9)*2,37/100 310,26 -увеличение физического объема реализации (43636,9-43822)*2,37/100 -4,39 Снижение уровня валового дохода 56728*(-2,87)/100 -1628,09 Снижение уровня издержек обращения 56728*(-2,73)/100 -1548,67 Увеличение прочих расходов 30,8-25,2 -5,6 Увеличение суммы текущего налога на прибыль
254,3-208,
5 -45,76 Совокупное влияние факторов на чистую прибыль 175,09


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.