Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Педагогические условия организацииисследовательской деятельности учащихся основной школы
«Pedagogicalconditions of research activity organization among pupils in primary school»
УДК 371.388.6
Елена Борисовна Биянова,
Elena BorisovnaBiyanova
учитель истории и обществознания
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»,
427628  Удмуртская Республика г. Глазов, ул. Сибирская 19
E-mail: l.biyanowa@yandex.ru

Введение
На основе анализапедагогической теории и практики нами были выделены следующие педагогическиеусловия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: 1)функционирование лаборатории педагогов, мотивированных кпреподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательскойдеятельности»; 2)организация группового обучения по развитию исследовательскихумений учащихся  с учетом структуры их способностей, познавательного интереса,мотивации; 3)применение разработанного учебно-методического комплекса(авторская программа, электронное учебное пособие, рабочая тетрадь дляучащихся, методическое пособие, рабочая тетрадь для учителя); 4) осуществление субъект– субъектного взаимодействия учителя и учеников в исследуемом процессе.
The thoroughanalysis of the pedagogical sources and educational practice has led to thedevelopment of the following pedagogical conditions:
1. essential functioning of the researchand investigation laboratory of teachers stimulated by the teaching of theelective course “Principles of the research and investigation activity”
2. Organization of group teaching aimed atthe development of investigation skills among pupils with respect to thestructure of their ability, cognitive interest, motivation
3. Use of already developed teachingmaterials
4. Realization of subjective interactionbetween a teacher and a pupil within the educational process
исследовательский учащийся учебный методический пособие

1. Основная часть
Актуальность исследования обусловлена с одной стороныприоритетами современной государственной образовательной политики,обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколениядля школы, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными вФундаментальном ядре содержания общего образования, и неготовностью школы крешению этих задач инновационными методами через моделирование педагогическихпроцессов, с другой стороны. Перед школой встала насущная задача поиска путейэффективного развития универсальных учебных действий у учащихся, в том числепознавательных, к которым относятся исследовательские умения. Потребность внаучно-теоретическом обосновании пути развития исследовательских уменийучащихся в современной школе, выявление модели их развития, необходимостьопределения педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темыисследования.
Впсихолого-педагогической литературе (Р.С. Альтшуллер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.) речь идет онеобходимости создания педагогических условий для эффективной реализациисозданной модели. На основе данных источников, а также анализа образовательнойпрактики нами были выделены следующие педагогические условия:
1) функционированиенаучно-исследовательской лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективногокурса «Основы научно – исследовательской деятельности»;
2) организациягруппового обучения по развитию исследовательских умений учащихся с учетомструктуры их способностей, познавательного интереса, мотивации;
3) применениеразработанного учебно-методического комплекса (авторская программа, электронноеучебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие, рабочаятетрадь для учителя);
4)осуществление субъект – субъектного взаимодействия учителя и учеников висследуемом процессе. Перейдемк их подробному описанию.
Для созданиятворческой лаборатории, на наш взгляд необходимо разработать нормативныедокументы, обеспечивающие правовое поле в ее деятельности, а именно «Положениео творческой лаборатории педагогов по организации исследовательскойдеятельности учащихся», что необходимо сделать на этапе проектированияавторской модели. На основе созданного положения, мы считаем, необходиморазработать план работы творческой лаборатории на ближайший учебный год иперспективный план работы на следующие два года, т.к. полноценное внедрениевсех составляющих модели произойдет в течение трех лет. Данные шаги позволятчетко структурировать деятельность лаборатории и постепенно приведут кдостижению запланированной цели.
Следующимшагом на пути создания творческой лаборатории учителей, являлось, на нашвзгляд, ознакомление педагогического коллектива школы с разработаннымположением и проведение опроса для выявления учителей мотивированных к занятиюс учащимися исследовательской деятельностью. На основе результатов опроса, сформированкруг учителей, ставших членами творческой лабораторию.
В составтворческой лаборатории вошли 10 учителей разных предметных областей,мотивированные к занятию с учащимися исследовательской деятельностью. Цельлаборатории: создать, постоянно действующее образовательное пространство дляучителей-предметников, вошедших в лабораторию  по теоретическим и практическимвопросам организации исследовательской деятельности с учащихся. Деятельностьлаборатории можно разделить на два этапа: «обучающий» и«практико-обучающий».Деятельность творческой лаборатории, в рамках «Обучающего»этапа имеет временные ограничения – это один учебный год, т.к. второй этапвнедрения нашей модели, описанный выше, предполагает обучение учащихся 8 классаэлективному курсу по основам научно-исследовательской деятельности, следовательно,учителя получали теоретические и практические знания и умения прежде, чемприступить к учебным занятиям с учениками. Практико-обучающий этап деятельностилаборатории не имеет рамок и является постоянно-действующим, т.к. именно онспособствует непрерывному совершенствованию у учителей-предметников уровняпедагогической компетенции в области организации исследовательской работы сучащимися.
Одним изпедагогических условий, способствующих развитию исследовательских уменийучащихся, являлось комплектование ученических групп для занятий по основамнаучно-исследовательской деятельности в области филологии, естествознания,обществознания, которое проходило при учете структуры способностей учащихся, ихпознавательном интересе и мотивации [1].
Каждая предметнаяобласть образовательной деятельности требует соответствующих способностей, нельзя не учитывать данный аспект и при вовлеченииучащихся в исследовательскую деятельность, предполагающую выбор предметнойобласти. Структура способностей учеников может быть определена при помощитестов и различных психолого-педагогических методик. Наиболее оптимальным, нанаш взгляд является адаптированная версия теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра (ТУС). Применяемая методика определяет: вербальный интеллект(способность к филологии, общественным наукам и иностранным языкам);математические способности; технические способности, естественнонаучныеспособности. Методика включает 9 групп заданий, каждое из которых состоит изнескольких групп задач, разных по трудности. Перед каждой группой заданийдается описание представленных в ней задач и образцы их решения. Для решениякаждой группы заданий отводиться определенное время. Среднее время проведениявсего теста 80 – 90 минут. Для получения достоверных результатов при групповомтестировании необходимо выполнять ряд дополнительных условий. Во – первых,тестируемую группу ограничили до 10 – 15 испытуемых; во – вторых каждыйиспытуемый занимал отдельный стол; в — третьих все испытуемые начинали работу сочередным субтестом одновременно; в – четвертых, в ходе тестирования следили,чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь [2].
Результаты тестированияиспытуемых занесли в подготовленный  лист ответов в рабочей тетради, которыеиспользовался педагогом для создания индивидуального профиля структурыинтеллекта каждого ученика.
На основе полученныхданных сформировали первоначальный состав групп для занятий по основам научно –исследовательской деятельности в области филологии, естествознания,обществознании.
Познавательный интерес,рассматривали как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающейдействительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокомуизучению, познанию их существенных свойств.
Итак, при помощииндивидуальной беседы, анкетирования  определили познавательный интерес имотивацию, каждого ученика, соотнесли полученные результаты с индивидуальнымпрофилем структуры способностей и определи оптимальную предметную область, вкоторой ученик добьется значительных результатов, занимаясь исследовательскойдеятельностью. При сопоставлении полученных данных, учитывали следующиемоменты: тесты на выявление особенностей интеллекта, не всегда могут датьобъективные результаты, т.к. в момент его выполнения ученик может испытыватьповышенную тревожность, эмоциональную возбудимость и др., следовательно, приоритетнуюпозицию при комплектовании групп занимали результаты, полученные в ходе индивидуальнойбеседы и анкетирования, то есть информация об особенностях познавательногоинтереса и мотивации подростка, и только после рассматривали итоги тестированияструктуры интеллекта, но следует отметить, что применение данного тестированиянеобходимо, т.к. кроме структуры интеллекта оно позволяет определить уровень сформированностиу испытуемого системы научных понятий. Опыт показывает, что чаще всегопознавательный интерес и мотивация совпадают с наиболее развитыми предметнымиспособностями ученика, т.е. выбор и интерес совпадают с природными данными.
При формированииученических групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности,следовали следующему алгоритму:
1. Организация собраниядля родителей, на котором происходило ознакомление родителей  с содержательнойстороной модели развития исследовательских умений учащихся основной школы иособенностями диагностических операций.
2. Проведение классногочаса для учащихся 7 класса по теме: «Модель развития исследовательских уменийучащихся основной школы ».
3. Диагностирование  учащихся7 класса (структура способностей, особенности мотивации и познавательногоинтереса).
4. Проведение анализарезультатов диагностики и определение предварительного состава групп длязанятий по основам научно-исследовательской деятельности в области филологии,естествознания, обществознания.
5. Ознакомление учащихсяи их родителей с результатами исследования в ходе индивидуальных бесед,письменных сообщений и т.д.
6. Определениеокончательного списка учащихся, рекомендованного для занятий в группах.
Реализацию данногоалгоритма начали в четвертой четверти 7 класса, при активном содействиипедагога-психолога, классного руководителя, членов творческой лаборатории. Организаторомописанного выше процесса становился руководитель творческой лаборатории школы.
На этапе проектирования авторской модели создалии экспертно оценили учебно-методический комплекс по основамнаучно-исследовательской деятельности, который состоит из программы, учебногопособия, рабочей тетради, методического пособия и рабочей тетради для учителя.
Для учащихся8 класса на протяжении первого полугодия организовали специальные занятия поосновам научно-исследовательской деятельности в области филологии,естествознания, обществознания. Разработанный курс рассчитан на 34 часа (2занятия в неделю), предполагал погружение учащихся в исследовательскуюдеятельность и создание конечного продукта исследования. Опыт показывает, чтопогрузившись в исследовательский процесс, ученик эффективнее идет кпоставленной цели, актуализируя свой потенциал на данный вид деятельности.
Рассмотрим более подробноспецифику организации процесса обучения учащихся с использованием  учебно-методическогокомплекса по основам научно-исследовательской деятельности.
Авторская программа,служит основой для составления учителем собственной рабочей программы, которойон будет придерживаться в процессе преподавания элективного курса. Учительвправе спланировать количество проводимых занятий по отдельно взятой теме,форму их организации не нарушая структуры программы.  
Электронное учебное пособие,используется в процессе обучения учащихся 8 класса как источник новойинформации на уроке и при закреплении или самостоятельном изучении темы за егопределами. Пользуясь учебником, школьник работает с текстовым, иллюстративным,звуковым материалом, выполняя рекомендации учителя и целый ряд заданий израбочей тетради.
Рабочая тетрадь для учащихся,является одновременно источником новой информации, т.к. учебное пособиеразработано в электронном виде и ученик не всегда имеет возможностьвоспользоваться им, а также средством систематизации, обобщения полученныхзнаний. Учитель, использует рабочую тетрадь ученика, как источник информациидля определения уровня развития его исследовательских умений. Приведем пример:1. Рабочая тетрадь – источник новой информации для ученика – при рассмотрениитемы: «Методы и операции сбора данных, подлежащих количественному анализу»,дается информация: «Анкетирование предусматривает сбор информации с помощьюанкет. Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Вопросымогут быть открытыми, когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, изакрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкетнестандартность ответов затрудняет их обработку и т.д.».
Методические рекомендации дляучителя, предназначены для организации учебных занятий и состоят из: авторскойпрограммы, тематического планирования, поурочных разработок, словаря терминов.
При организации обучения учительсоздает образовательное пространство, способствующее применению исследовательскогометода и метода проектов, наиболее оптимальной формой организации урока, внашей модели,  является  урок – семинар.К семинару учащиеся самостоятельноизучают, например тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся вдореволюционной России», по предложенному плану.  В ходе семинарского занятияорганизовано  обсуждение изученной проблемы. Отвечая на раскрытый вопрос,ученик обязательно должен обратить внимание группы на литературные источники,которые он использовал при его подготовке, в целом, демонстрируя умение логичноизлагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию, делать выводы иобобщения. Необходимым условием, урока – семинара, является активность всехучащихся группы, которому должно способствовать субъект-субъектноевзаимодействие учителя и учеников.  Подведения итоги урока  учитель, делаетакцент на исследовательские умения учащихся и уровень их развития.
Впроцессе преподавания основ научно-исследовательской деятельности, основнымиметодами обучения являться исследовательский метод и метод проектов [3]. Яркимпримером применения исследовательского метода и метода проектов может стать проведениеурока – коллоквиума. Цель занятия: развитие целого ряда исследовательскихумений — умения формулировать проблемуисследования, ставить цели и определять стратегию исследовательскойдеятельности, планировать исследовательскую деятельность, прогнозироватьрезультаты исследовательской деятельности, оценивать результатыисследовательской деятельности, работать с информацией, письменно излагатьматериалы исследования, устно презентовать результаты исследования. Учащиеся самостоятельно изучают  монографию поинтересующей их теме, при этом  используя  алгоритм работы с монографическойлитературой, далее  участвуют в собеседовании по содержанию изученной работы,организованном в группе. Опыт показывает, что список монографий необходимопредложить учителю (3-4 книги), в результате определится группа учащихсяизучающих один и тот же источник. Конечным результатом работы группы можетстать кратковременный проект «Интересные факты изученной монографии» и др.
Следующей формой  организацииучебного пространства, способствующего развитию исследовательских уменийучащихся основной школы, является  урок – конференция, который необходимоорганизовать на последних занятиях по курсу: «Основы научно-исследовательскойдеятельности». В ходе урока учащиеся публично защищают, результаты собственной исследовательскойдеятельности и  оценивают результаты защиты других членов группы, используяразработанные нами критерии. Учитель фиксирует результаты публичной защитыучащихся  в своей рабочей тетради.
В целом, в методическомпособии, даны рекомендации по проведению учебных занятий, консультаций, которыепозволят учителю эффективно организовать образовательный процесс.
Рабочая тетрадь дляучителя, является своеобразным банком данных о динамике развитияисследовательских умений учащихся, которые он фиксирует в оценочном листе накаждого ученика, креме того в ней помешены разработанные нами критерии и уровниразвития исследовательских умений учащихся основной школы, являющиеся диагностическиминструментарием.
Таким образом, реализациявыявленных педагогических условий дала конкретные результаты в развитииисследовательских умений учащихся основной школы.

Литература
1. Биянова, Е.Б. Использование информационных технологий дляорганизации деятельности научного общества учащихся [Текст]/ Е.Б. Биянова, Р.Р. Камалов // Информатика иобразование. — 2009. — № 7. – С. 119-120.
2. Глуханюк,Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие [Текст]/Н.С. Глуханюк. – М.: издательство Московского психолого – социальногоинститута; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 192с.
3. Голуб,Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированногообразования: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованиемтетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б.Голуб //Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: издательство «Учебная литература»,издательский дом «Федоров», 2006. – 176с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.