Факторы, оказавшиенаиболее существенное влияние на реализацию денежно-кредитной политики в 2008году
Дилемма, с которойстолкнулся Банк России при проведении денежно-кредитной и валютной политики вовремя кризиса, состоит в том, чтобы предоставлять достаточно ликвидности иразморозить кредитные рынки, не допустив при этом чрезмерно быстрого ослаблениярубля в условиях резкого оттока капитала. В сентябре 2008г. Банк России сменилтактику, существенно ослабив денежно-кредитную политику для смягчения кризисадоверия и разблокирования рынка межбанковского кредитования. Однако этот шагоказал лишь частичное воздействие на денежную массу – главным образом из-зазначительного оттока капитала и перевода средств населения в иностраннуювалюту.[1]
Следующим шагом всоздавшейся ситуации Банк России в первую очередь снизил нормативы обязательныхрезервов и принял меры по увеличению объемов предоставляемой кредитныморганизациям рублевой ликвидности. В частности, в октябре система инструментовБанка России была дополнена кредитами без обеспечения, в IV квартале сроки рефинансирования по отдельнымоперациям были увеличены, а доступ к ним был расширен за счет снижениятребований к контрагентам и принимаемому обеспечению. В сентябре-октябре БанкРоссии принял целый ряд решений о понижении процентных ставок по отдельныминструментам рефинансирования, одновременно структурировав их по типу исрочности. Наряду с тем, что минимальные ставки на аукционах по разныминструментам на аналогичные сроки были установлены на одном уровне, средства пооперациям прямого РЕПО и ломбардным кредитам на сроки 1 и 7 дней также сталипредоставляться по одинаковой фиксированной ставке.
Вместе с темфундаментальные изменения состояния мировой экономики, резкое снижение цен натовары российского экспорта, проблема на мировых финансовых рынках, масштабныйотток капитала из страны ограничили возможности российских банков и компаний попривлечению новых и рефинансированию ранее полученных займов в иностраннойвалюте. Рост спроса на иностранную валюту на внутреннем рынке при сокращении еепредложения обусловил проведение Банком России значительных интервенций по еепродаже. С 11.11.2008 Банк России начал постепенную корректировку граництехнического коридора, определяющего допустимые колебания стоимости бивалютнойкорзины (операционного ориентира курсовой политики).[2]
При сложившихсяобстоятельствах, в целях сдерживания инфляционных тенденций и противодействияоттоку капитала Банк России начал последовательно повышать процентные ставки поинструментам денежно-кредитной политики. Во второй половине октября Банк Россииповысил по операциям «валютный своп» (на 2 процентных пункта) и по депозитнымоперациям (дважды по 0,5 процентного пункта), а с 12.11.2008 и с 1.12.2008 былиповышены ставки уже по всему спектру проводимых им операций.
В целом, на протяжениивсего года, а особенно в IVквартале, Банк России принимал меры, направленные на предоставление кредитныморганизациям рублевой ликвидности в необходимом объеме и на расширение доступак инструментам рефинансирования. Дополнительным источником ликвидностикредитных организаций в 2008г. являлся механизм размещения временно свободныхсредств федерального бюджета на банковские депозиты (в основном на сроки 7 и 35дней). [3]
На фоне девальвациинациональной валюты и повышения ставок Банком России по своим операциямситуация на российском денежном рынке в IV квартале 2008г. характеризовалась ростом ставок по рублевыммежбанковским кредитам (МБК).
В рамках реализацииФедерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержкефинансовой системы Российской Федерации» Банк России приступил к заключениюсоглашений с кредитными организациями, в соответствии с которыми он обязуетсякомпенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникшиху них по сделкам на межбанковском рынке. Этим же законом предусмотрено, чтоБанк России разместит во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50млрд. долл.США и предоставит субординированный кредит Сбербанку России на суммуне более 500 млдр. рублей.[4]
Таким образом, очевидно,денежно-кредитная политика БР 2008г. имеет многовекторный характер: выборразличных мер борьбы с последствиями мирового финансового кризиса являетсяметодом поиска властей оптимального баланса, при котором экономика страны моглабы функционировать нормально.
Цели и инструментыденежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов в сравнении с2008 годом
Несмотря на то, чтоинфляция потребительских цен (ИПЦ) остается довольно высокой, ужесточениеденежно-кредитной политики, замедление темпов экономического роста и оттоккапитала, по всей видимости, смогут ослабить инфляционное давление всреднесрочной перспективе. После того, как инфляция достигла 13,3% в 2008г., заянварь-февраль 2009г. ИПЦ уже составил 4,1%. Этот показатель в большей степениобусловлен ростом цен на импортное продовольствие и сезонной корректировкойрегулируемых цен (на коммунальные услуги), в то время как в январе ценыпроизводителей продолжали снижаться пятый месяц подряд.
Банк России началпостепенно ослаблять валютную политику за счет расширения коридора допустимыхколебаний стоимости бивалютной корзины (доллар-евро), а затем ужесточилденежно-кредитные условия. С начала ноября 2008г. Банк России 21 раз постепеннорасширял коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины (в которойна долю доллара приходится 55%, а на долю евро – 45%), установив 11 ноября2008г. верхнюю предельную границу коридора первоначально на уровне 30,7 рублей,и затем повысив ее до уровня 41 рубль 23 января 2009г. Это значение действует идо настоящего времени. Банк России несколько ужесточил денежно-кредитныеусловия в начале февраля 2009г., с тем чтобы предотвратить дальнейшеесокращение валютных резервов. По-видимому, дополнительный значительный объемрублевой ликвидности, изначально предоставленный финансовому рынку, былнемедленно конвертирован в иностранную валюту, что оказало еще большее давлениена рубль и вынудило Банк России тратить еще больше валютных резервов для защитырубля и предотвращения чрезмерной волатильности. Резервы сократились примернодо 380 млрд. долл. к середине марта 2009г. по сравнению с рекордным уровнемболее 580 млрд. долл. в сентябре. В целях стабилизации курса рубля и сниженияволатильности в начале февраля 2009г. Банк России повысил ставкурефинансирования и изъял часть ликвидности с рынка РЕПО.[3]
Согласно «Основнымнаправлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2009г. ипериод 2010 и 2011гг.», Центробанк РФ намерен в основном завершить переход крежиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижениюинфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будетсохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режимауправляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программыдля контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровнюинфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентираполитики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будутприниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Цена на нефть на мировыхэнергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитиероссийской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел 4 варианта условийпроведения денежно-кредитной политики в 2009-2011гг., 3 из которых основываютсяна прогнозах правительства РФ.
В рамках первоговарианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза правительстваРФ, предполагается снижение в 2009г. среднегодовой цены на российскую нефть до66 долл/баррель. В этих условиях сальдо счета текущих операций может статьотрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрастина 8,1%, инвестиции в основной капитал – на 10%, а объем ВВП – на 5,7%.
В рамках второго вариантав 2009г. предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения намировом рынке цены на нефть сорта Urals до 90 долл/баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущихопераций платежного баланса может сократиться более чем в 3 раза. Прироствалютных резервов существенно замедлится.
При ухудшении внешнихусловий темпы роста основных экономических показателей в 2009г. будут ниже, чемв предшествующем году. Реальные располагаемые денежные доходы населения могутувеличиться на 9,9%. Предполагается замедление темпов прироста инвестиций восновной капитал до 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.
В качестве третьего вариантарассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета.Предполагается, что в 2009г. цена на российскую нефть снизится до 95долл/баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет практически такимже, как в 2008г., а импорт увеличится. Профицит счета текущих операцийплатежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютныхрезервов замедлиться, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
По этому вариантупредполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модельразвития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности– в 2009г. темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%.Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%.Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.
Согласно четвертомуварианту прогноза, предполагается, что цена на российскую нефть в 2009г.составит 115 долл/баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущихопераций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается науровне 11,1%, инвестиций в основной капитал – 15,2%. Прирост ВВП в этом случаеможет составить 7,1%.
В соответствии с прогнозомна среднесрочную перспективу, предполагается, что цена на российскую нефть в2011г. может составить: по первому варианту – 60 долл/баррель; по второму – 75долл/баррель; по третьему – 88 долл/баррель; по четвертому – 122 долл/баррель.Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. Взависимости от варианта, ВВП может расти в 2010 и 2011гг. темпами 5,5-7,1%, чтовыше ожидаемых темпов роста мировой экономики. [1]
Причины и последствиямирового финансового кризиса 2007-09 гг.
Нынешний финансовыйкризис отличается как глубиной, так и размахом – он, пожалуй, впервые послеВеликой депрессии охватил весь мир. Он назревал долгие годы (последовательноэволюционно накапливая финансовые диспропорции, достигшие критических значений,которые вызвали цепные процессы, частично вышедшие из-под управления) и резкоразвился уже к концу 2007г. Общая ситуация и ее развитие начинается с США какстраны-эмитента мировой долларовой валюты в ансамбле со странами-эмитентамимировых резервных валют (Великобритания, Евросоюз, Япония). «Спусковымкрючком», приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынкеипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса лежат болеефундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные.Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономикеСША, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:
— общее снижение доверияк странам с развивающимся рынком после кризиса 1997-1998гг.;
— инвестирование вамериканские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) инефтяные фонды (страны Персидского залива);
— политику низкихпроцентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003гг., пытаясь предотвратитьциклический спад экономики США.
Под влиянием избыточнойликвидности активизировался процесс формирования рыночных пузырей – искаженной,завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие пузыриформировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что сталоважной составной частью кризисного механизма. [5]
На этом фонеспособствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы – развитиеновых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производныхоблигаций). Считалось, что они позволяют снизить риски, распределяя их средиинвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом деле использованиепроизводных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных снизким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачномураспределению среди широкого круга инвесторов. Наконец, в числеинституциональных причин следует отметить недостаточный уровень оценки рисковкак регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.
Ключевую роль в развитиитекущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производныхфинансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценитьреальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практическиневозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог выявлять потенциально неплатежеспособныхзаемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезноповлияло на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем вфинансовой системе США вошли в рецессию.
Постепенно финансовыйкризис начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступилик срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. По оценкам БанкаАнглии, суммарные потери от кризиса в экономиках США, Великобритании и ЕС ужесоставили 2,8 трлн. долл. Повсеместно идет снижение уровня ВВП, сокращениепотребительских расходов, снижение уровня деловой активности, рост уровнябезработицы.
В 2007г. фондовые рынкиразвивающихся стран росли опережающими темпами по сравнению с развитымистранами, чему способствовали портфельные инвестиции из ведущих мировыхэкономик. В 2008г. массированный приток средств из-за рубежа на развивающиесярынки прекратился, и динамика фондового индекса для развивающихся стран (MSCI EM) практически повторяет динамику ведущих американскихфондовых индексов (S&P 500), т.е. сокращается на десятки процентов (индекс MSCI EM сократился более чем на 50%, индекс S&P 500– почти на 40%).
Анализ ситуации в мировойэкономике по итогам 2008г. позволяет прогнозировать замедление глобальногороста в текущем году. В ноябрьском прогнозе МВФ он оценивается на уровне 2,2, аВсемирный банк – 0,9%. Для сравнения, самые значительные замедления мировойэкономики наблюдались в 1975г., когда глобальный рост составил всего 0,93% поотношению к предыдущему году, и в 1980г., когда его значение приблизилось кнулю (0,3%).[6]
Особенности протеканиякризисных явлений в России: соотношение внешних и внутренних причин
Спецификой России в1990-е годы было то, что отечественные либерал-реформаторы целенаправленносоздавали препятствия для кредитования отечественных предприятий отечественнойже банковской системой. Как следствие, эти годы были отмечены тотальнымдефицитом кредитной ликвидности, кризисом неплатежей, высокой инфляциейиздержек, экономическим спадом и прочими прелестями жизни. В качествеальтернативы предлагались иностранные инвестиции, однако те почему-то шлитолько в спекулятивные операции. И все прелести того времени были следствиемэтой причины – недостаточного уровня монетизации экономики. [7]
После дефолта ситуациянемножко исправилась, но ненадолго – с конца 2002г. эта политика продолжалась,российским предприятиям становилось все труднее и труднее получать рублевыекредиты на приличных условиях. А для привлечения иностранных инвестиций (иоблегчения импорта) денежные власти России стали поднимать рубль. Казалось бы,в такой ситуации снова должны были проявиться эффекты 1990-х. Но их в полноммасштабе не было, причиной чему послужило проявление двух, точнее даже трех,новых эффектов. Первым стал рост цен на нефть и другие ресурсы, которыйпозволил существенно увеличить доходы экспортеров и бюджета. Правда, вэкономику они шли не путем ее развития и мультиплицирования финансовых потоковчерез инвестиции, а путем надувания финансовых пузырей: недвижимости, фондовогорынка, затем – потребительского, ипотечного кредитования, бюджетных расходов. Но,тем не менее, пусть через пузыри, но деньги в финансовую систему государствастали проникать и, как следствие, проблем с неплатежами не было, существенноснизилась и инфляция издержек. Во-вторых, появились иностранные инвестиции икредиты. Правда, шли они в основном либо на производство потребительскихтоваров, либо под экспортные финансовые потоки. В конце концов, оказалось, чтобольше половины кредитных ресурсов, на которые существовала российскаяэкономика, имеют иностранное происхождение. А суммарный долг российских банкови корпораций превысил золотовалютные резервы Центробанка.
Иными словами, основныеиностранные инвестиции были направлены на то, чтобы вывезти из России теденьги, которые она получила от продажи сырья и энергоресурсов. Фактически,нефтяные деньги бессмысленно «проедались», поскольку на развитие инфраструктурыи инвестиции в производство средств производства они не шли. Это сделалороссийскую экономику весьма шаткой и уязвимой от внешних факторов. Дело в том,что рост нефтяных и прочих сырьевых цен был искусственным, связанным сэмиссионным стимулированием спроса в США. И рано или поздно он должен былзакончиться.[8]
Кризис в России началсячуть раньше, чем стали падать нефтяные цены. Дело в том, что в США, которые вавгусте 2007г. начали реструктуризацию своей собственной финансовой системы,начались серьезные проблемы. В частности, в марте 2008г. стало понятно, чтовнешняя (с использованием рейтинговых агентств) система оценки финансовыхрисков работать фактически перестала. Банки, соответственно, сталипересматривать свои внутренние правила оценки рисков и стали снижать лимитыкредитования для российских банков и компаний. Кроме того, начался оттоккапитала с российского фондового рынка, что разрушило один из важных финансовыхпузырей, стабилизирующих последние годы систему денежного обращения.
Кроме того, в августе былнанесен второй удар. Руководители российского финансового блока началиочередную кампанию по борьбе с инфляцией, однако, не совсем удачный. Дело втом, что западные методы борьбы с инфляцией (в первую очередь ограничениеденежной массы) разработаны для ситуации избытка кредитных ресурсов. В России,в ситуации их хронического недостатка, такие методы мгновенно вызывают резкоеобострение кризиса кредитной ликвидности, аналогичное 1990-м годам.[9]
Как уже отмечалось,отсутствие собственной системы рублевого кредитования экономики российскиеденежные власти компенсировали из двух источников: путем надувания финансовыхпузырей с помощью нефтяных доходов и за счет иностранных кредитов (которые кначалу 2008г. уже превышали по объему рублевые кредиты, выданные в стране засчет рублевых ресурсов). На сегодня, половина этого ресурса – кредиты –потеряна. Нефтяные деньги в экономику еще поступают, хотя с учетом ситуации наЗападе и падением цен на нефть, компенсировать отсутствие внутренних источниковразвития скоро будет нечем.
Эффективностьантикризисных мер (российских и международных)
Нестабильность финансовыхсистем, обострение социальных проблем и замедление экономического роставынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизацииситуации и стимулированию экономики.
Здесь следует начать стого, что совсем недавно были опубликованы результаты исследований, проведенныхэкспертами аудиторской компании ФБК, которые разработали модель интегральногоИндекса антикризисной эффективности, чтобы сравнить результативность мер вразных странах (до ФБК попытки комплексно оценить эффективность антикризисныхмер правительств не предпринимались). Сравнительный анализ охватывает восемьгосударств, статистика по которым предоставляется наиболее оперативно: Россия,США, Франция, Канада, Германия, Великобритания, Украина, Казахстан. Модельинтегрального Индекса антикризисной эффективности учитывает показатели ВВП,инвестиции в основной капитал, золотовалютные резервы, промпроизводство, объемпроизводства в сельском хозяйстве, оборот розничной торговли, инфляцию, уровеньбезработицы. Значения индекса рассчитаны с июля 2008г по январь 2009г. Выводы,сделанные экспертами таковы: антикризисные меры правительств Украины и Россиинаименее результативны. В октябре индекс для России оказался самым низким(-0,443), чуть лучше показатель был на Украине (-0,345). С тех пор Россия иУкраина прочно обосновались на дне индекса. В январе индекс для России был-0,6, еще меньше у Украины — -1,083. Замыкал тройку «неэффективных» Казахстан синдексом -0,059. Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: виюле-августе 2008г. она была третья снизу в списке исследуемых стран, послечего стала подниматься – эффективность антикризисных мер правительств ФРГстабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места вавгусте-сентябре она в январе поднялась на первое. Остальные страны, включаяСША, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали.[10]
Далее, об эффективностиантикризисных мер более подробно.
В первую очередь,внимание всего мирового сообщества обращено к США, состояние экономики которыхв значительной мере является индикатором ситуации в мировых финансах. В октябре2008г. Конгрессом США был одобрен так называемый «план Полсона» по поддержке поподдержке финансового сектора в 700 млрд долл. Федеральная резервная системавыделила 100 млрд долл. на приобретение облигаций таких гигантов ипотечногорынка, как Freddie Mac и Fannie Mae. В рамках программы по развитию рынкакредитования 450 млрд долл. направляются на обеспечение ипотечных кредитов, 200млрд долл. — на поддержку потребительских кредитов. Принят комплекс мер вобласти налогообложения, предусматривающий существенное улучшение условий дляфизических лиц, а также налоговые стимулы для инновационного бизнеса ипроизводителей “альтернативных” видов энергии. Президент США Барак Обама еще досвоей инаугурации объявил о том, что намерен существенно увеличить размерантикризисной программы. В центре его стратегии инвестиции в национальнуюинфраструктуру и меры поддержки экономики, предусматривающие создание поменьшей мере 2,5 млн новых рабочих мест к 2011 году. Программа затрагиваетреформы образования и здравоохранения, а также помощь национальному автопрому,в рамках которой Белый дом рассчитывает усилить госконтроль над этойстратегической для США отраслью народного хозяйства. В целом бюджетантикризисной программы Обамы составит до 1 трлн. долл.
Финансовый кризис напрямую затронултакже Евросоюз, для которого нынешние экономические проблемы стали крупнейшимиспытанием со времен основания. Несмотря на ряд проведенных встреч на высокомуровне, единой позиции по антикризисной политике ЕС достичь не удалось. В итогестраны Евросоюза вынуждены спасаться от последствий экономического спадасамостоятельно.
Первой серию антикризисных мерпредприняла Великобритания. Первоочередной мерой стал подготовленный премьер-министромстраны Г. Брауном план борьбы с ипотечным кризисом. Он предусматривает прямуюпомощь семьям, находящимся на грани дефолта по ипотеке, а также поддержкустроительства доступных доходных домов. Другой мерой стало выделениеправительством 50 млрд фунтов на выкуп привилегированных акций крупнейшихбританских банков. Кроме того, Банк Англии предоставил в распоряжениебританских банков 200 млрд фунтов стерлингов в виде краткосрочных кредитовсроком до трех месяцев. Правительство Великобритании также приняло решение обинвестировании 37 млрд фунтов в три ведущих банка страны: Royal Bank ofScotland, Lloyds TSB и HBOS. В настоящее время Великобритания начинает второйэтап помощи банковской системе, в ходе которого правительство направит наподдержку банков дополнительно 300 млрд фунтов стерлингов. Кроме того, в начале2009 года была принята программа поддержки малых предприятий стоимостью 22 млрдфунтов.
Правительством Германии с моментараскрутки кризиса на европейских рынках приняты три пакета мер по стабилизацииэкономики. Размер первого стабилизационного пакета — 500 млрд евро, большаячасть из которых направлена на создание гарантийного фонда на случайбанкротства банков и неисполнения ими своих обязательств перед клиентами. Напрямую скупку банковских акций и поддержку финансовых институтов направлены 80млрд евро. Однако этих мер оказалось недостаточно, и германский парламентодобрил новый пакет для поддержки экономической конъюнктуры в стране. Одна изважных мер — отмена на ближайшие два года налога на транспортные средства длятех граждан, которые приобретут новые автомобили. Выделяются субсидии напрограммы капитального ремонта зданий и на реализацию 44 новых проектов вобласти транспортной инфраструктуры. Предполагается, что это позволит сохранитьпримерно 1 млн. рабочих мест. 14 января 2009 года А. Меркель представила новый,третий по счету, пакет антикризисных мер, предусматривающий выделение 50 млрд.евро до 2010 года. В целом основные направления антикризисной политики остаютсятеми же — снижение налогов, инвестиции в образование и строительствоинфраструктуры.
Важнейшую роль в обуздании мировогокризиса будет играть развитие ситуации на растущих азиатских рынках, и в первуюочередь в Китае. 9 ноября 2008 года Госсовет КНР утвердил пакет мер постимулированию экономики общим объемом 4 трлн юаней (или 586 млрд долл. поноябрьскому курсу). Данные средства будут потрачены до 2010 года в рамках 10государственных программ. Приоритетами китайской антикризисной программы названыстроительство новых городских территорий и рост субсидий на строительство жилойнедвижимости, развитие транспортной инфраструктуры и социальная поддержка.Планируется провести налоговую реформу, цель которой — снижение фискальнойнагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, с 2009 годаснижается НДС и ряд других налогов, вводятся налоговые льготы компаниям-экспортерам.План Госсовета предусматривает “умеренно активную” денежную политику иактивизацию налоговой политики с ориентацией прежде всего на поддержкувнутреннего спроса в Китае. Также будут изменены принципы кредитованиякоммерческих банков, включая снижение или отмену ограничений на выдачу имикредитов частному сектору, что должно привлечь дополнительные инвестиции всельское хозяйство, малый и средний бизнес и инновационные технологии. Кромеэтого, Пекин не исключил возможности девальвации юаня для поддержкинациональных экспортеров. [11]
Анализ основных антикризисных мер,предпринимаемых в США, Европе и Китае, показывает, что все они сводятсяпреимущественно к поддержке финансового сектора (в том числе путем частичнойнационализации банковских и инвестиционных структур), попыткам увеличитьпотребительский спрос и не допустить массового закрытия предприятий и ростабезработицы.
Антикризисные меры, предпринимаемыеПравительством России, в целом находятся в русле общемировых тенденций:выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, снижается налоговаянагрузка на предприятия, оказывается избирательная поддержка отдельным отраслямнародного хозяйства и градообразующим предприятиям. Программным документом врамках борьбы с кризисом стал “План действий, направленных на оздоровлениеситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”. Основные меры,предпринятые Правительством России под руководством премьер-министраВ. Путина с сентября 2008 года, таковы: предоставление финансовой помощи избюджетных и внебюджетных государственных источников, а также резервов БанкаРоссии банковскому сектору страны в размере 3,8 трлн. руб. (почти 150 млрд.долл.); выделение 50 млрд. долл. для рефинансирования внешнего долга российскихкорпораций; снижение налоговой нагрузки; организационная и финансовая поддержкастратегических экономических субъектов, активизация по борьбе с кризисом встратегических отраслях. Правительство РФ утвердило список предприятийразличных отраслей экономики, которым будет оказана приоритетная помощь.Точечные преференции также получили автопроизводители,сельхозпроизводители, строительные и нефтяные компании, предприятияоборонно-промышленногокомплекса.[12]
Какими бы результативными ни былидействия властей на национальном уровне, они могут не достичь своих целей, еслине будет стабилизации мировой экономической системы. Между тем в целом в миреборьба с кризисом пока идет не слишком активно — мощности государственногорегулирования и возможных финансовых вливаний заведомо на порядок меньше потерьэкономических агентов. Не достигаются и цели, поставленные авторами большинстваантикризисных программ, — несмотря на безусловный декларируемый приоритетсохранения рабочих мест, галопирующими темпами растет безработица, предприятияразличных отраслей промышленности сворачивают производство и закрывают ещенедавно считавшиеся перспективными проекты, а макроэкономические показателидемонстрируют вход экономик в затяжную рецессию.
Список литературы
1. Олейникова И.Н. Деньги. Кредит.Банки. Учебник для вузов. – М.: Магистр, 2008 г.
2. Деньги. Кредит. Банки Учебник длявузов / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2009 г.
3. «Основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011годов».
4. Федеральный закон от 13.10.2008№ 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РоссийскойФедерации».
5. Кузнецова Е.И. Деньги. Кредит.Банки. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009 г.
6. Исследование Всемирного банка, №18, 2009 г.
7. Столбов М.И. Финансовый сектор.Теория и российская действительность. – М.: Научная Книга, 2006.
8. Маргарет Мэй Трансформированиефункции финансов / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2009 г.
9. Нешитой А.С. Финансы, денежноеобращение, кредит. – М.: Дашков и Ко, 2009 г.
10. GlobalEconomics Weekly / Barclays Capital, 2009.
11. Россия и мировой финансовыйкризис. А.Кудрин / Вопросы экономики, №1, 2009 г.